Территориальные воды. Международное морское право

  • 19.01.2024

Вспомните:

1. Что называют границей?

Государственная граница России – это линия, определяющая пределы государственной территории страны.

2. Какие виды границ вам приходилось пересекать?

Мне приходилось пересекать морские и сухопутные границы России.

3. Пользуясь рисунком и текстом §а, дайте определения понятий «территориальные воды», «экономическая зона», «внутренние воды».

Территориальные воды – это полоса моря или океана шириной 12 морских миль (22,2 км), прилегающая к побережью государства или его внутренним водам.

Экономическая зона – это полоса моря или океана шириной 200 морских миль (370,4 км) от границы территориальных вод государства. Не входит в государственную территорию страны.

Внутренние воды – это все воды (реки, озера, каналы, проливы и т.п.), находящиеся в пределах территории данного государства (кроме его территориальных вод).

4. Определите виды природных границ России. Какие границы наиболее протяженные?

Природные границы России:

Морские

Сухопутные, в т.ч.

Собственно сухопутные, в т.ч.

Равнинные

Озёрные

Наиболее протяженными являются морские границы (38,8 тыс.км)

Вопросы и задания

2. Пользуясь учебником и атласом, охарактеризуйте участки сухопутной границы России по плану: 1) название участка; 2) с какими странами граничит Россия на данном участке; 3) по каким природным рубежам проходит граница; 4) значение данного участка государственной границы для связей России с другими странами.

Первый участок сухопутной границы России

1) Северо-западная граница от Баренцева до Балтийского моря.

2) Граница с Норвегией, Финляндией.

3) Заболоченная тундра, долина реки Паз. Каменистая, лесистая местность.

4) Транспортный путь с целью активной внешней торговли.

Второй участок сухопутной границы России

1) Западная граница России от Балтийского до Азовского моря.

2) Граница со странами Балтии (Эстонией, Латвией, Литвой), Польшей, Белоруссией, Украиной.

4) Транспортные пути: шоссейные, железные дороги, трубопроводы (нефте- и газопроводы, поставляющие топливо в европейские страны).

Третий участок сухопутной границы России

1) Южная граница России.

2) От Черного до Каспийского моря граница с Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном. От дельты Волги до Алтайских гор граница с Казахстаном. Граница по реке Амур с Китаем, Монголией, Корейской Народно-Демократической Республикой.

3) Сложный горный рельеф, реки

4) Транспортные пути: шоссейные, железные дороги, трубопроводы.

Список стран-соседей России с их столицами.

Сухопутные:

1) Норвегия. Столица Осло.

2) Финляндия. Столица Хельсинки.

3) Эстония. Столица Таллин.

4) Латвия. Столица Рига.

5) Литва. Столица Вильнюс.

6) Польша. Столица Варшава.

7) Белоруссия. Столица Минск.

8) Украина. Столица Киев.

9) Абхазия. Столица Сухум (Сухуми).

10) Грузия. Столица Тбилиси.

11) Южная Осетия. Столица Цхинвал (Цхинвали) .

12) Азербайджан. Столица Баку.

13) Казахстан. Столица Астана.

14) Китай. Столица Пекин.

15) Монголия. Столица Улан-Батор.

16) Северная Корея (КНДР). Столица Пхеньян.

17) Япония. Столица Токио.

18) Соединённые Штаты Америки (США). Столица Вашингтон.

4. Запишите в тетради названия всех материков и пяти крупнейших по размерам территории стран мира в порядке убывания их площади.

Материки: Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Австралия, Антарктида.

Крупнейшие территории стран мира: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия.

5. Пользуясь текстом §а, составьте для своих одноклассников три вопроса на тему «Самые интересные факты о границах России».

1) Что и во сколько раз длиннее: границы России или протяженность экватора планеты Земля.

2) Какую часть границ страны составляют сухопутные границы России?

3) На каком месте по протяженности морских границ находится Россия?

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

  1. от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
  2. если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;
  3. от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки прямой исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

  • пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;
  • пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

  1. угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права , воплощенных в Уставе ООН ;
  2. любые маневры или учения с оружием любого вида;
  3. любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
  4. любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;
  5. подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
  6. подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;
  7. погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
  8. любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
  9. любую рыболовную деятельность;
  10. проведение исследовательской или гидрографической деятельности;
  11. любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;
  12. любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды. Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

Открытое море

За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, которые не входят в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).

В соответствии со ст. 87 Конвенции 1982 г. все государства (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:

  • свободу судоходства;
  • свободу полетов;
  • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  • свободу рыболовства;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом ;
  • свободу научных исследований.

Указанный перечень не является ограниченным.

Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила устанавливаются международными договорами . Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

  • что судно занимается пиратством или работорговлей;
  • что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам , правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

  • ведет регистр судов;
  • принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;
  • обеспечивает контроль годности судов к плаванию;
  • обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Континентальный шельф

Континентальный шельф — это затопленная морем часть материковой территории . Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения — по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН , который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:

  • морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние;
  • если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Исключительная экономическая зона

Термин «исключительная экономическая зона» стал использоваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х — начале 70-х годов. Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 55) экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Прибрежное государство в экономической зоне имеет:

  • суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих его водах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;
  • сооружать, а также разрешать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг них зоны безопасности;
  • определять время и места лова, устанавливать допустимый улов живых ресурсов, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;
  • осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений;
  • разрешать морские научные исследования;
  • принимать меры по защите морской среды.

В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства.

Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.

Международный район морского дна

Морское дно за пределами континентального шельфа и экономической зоны является территорией с международным режимом и образует международный район морского дна (далее — Район). Вопрос об установлении режима Района возник с достижением технических возможностей разработки глубоководных залежей природных ресурсов.

Правовой режим, а также порядок исследования и добычи ресурсов Района урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция (ст. 137) устанавливает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или осуществлять суверенные права в отношении какой бы то ни было части Района и его ресурсов.

Международный район морского дна был объявлен «общим наследием человечества». Это означает, что права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну. Полезные ископаемые Района могут быть отчуждены в соответствии с нормами международного права и правилами, устанавливаемыми Международным органом по морскому праву, создаваемым на основании Конвенции 1982 г. Предусмотрена, в частности, возможность разведки и разработки ресурсов Района как специальным подразделением Органа — Предприятием , так и отдельными государствами по договору с Органом. Предприятие непосредственно осуществляет деятельность в Районе, транспортировку, переработку и сбыт минералов.

Орган имеет не только функции и полномочия, предоставленные Конвенцией, но и подразумеваемые полномочия, необходимые для его осуществления. В рамках Органа учреждены Ассамблея, Совет и Секретариат.

Международные проливы

Проливы играют важную роль в международном мореплавании, создании единой системы морских путей. Пролив — это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства:

  • проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив;
  • проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства , в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды;
  • проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода;
  • проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).

Граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проход судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно:

  • безопасности судоходства;
  • предотвращения загрязнения с судов;
  • недопущения рыболовства;
  • погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных правил и т.п.

Международные каналы

Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства — владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров , существенно ограничивающих правомочия данного государства.

Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства — владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами:

  • каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;
  • администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;
  • устанавливаются правила прохождения канала.

В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада.

Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

Правовое положение военных кораблей

Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства , имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов , находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих , и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.

Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранных территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а также национальным законодательством соответствующих государств.

Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикции иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах — уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом от принудительных действий (арестов , обысков , конфискаций и т.п.), специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра, большинства сборов и пошлин).

В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных судов вправе:

  • производить осмотр судна, если имеются достаточные основания полагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным вещанием, не имеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг, имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотр корабль;
  • вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское судно и находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц;
  • осуществлять преследование по «горячим следам »;
  • сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;
  • осуществлять иные правомочия, предусмотренные международными договорами .

В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняются правилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государством.

Международно-правовые вопросы оказания помощи и спасания на море

Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируются Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней, Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней, Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.

Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасности плавания все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии спасательными средствами.

Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, следовать на помощь терпящим бедствие судам, после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение от оказания помощи признано преступлением . Спасание осуществляется безвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение.

Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов В этих целях они организуют морскую поисково-спасательную службу, координируют деятельность национальных средств спасания, разрешают немедленный допуск спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для целей поиска и спасания, обмениваются информацией о спасательных единицах и береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливают местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.

Правовой статус территориальных вод (моря)

Территориальные воды (территориальное морс) – это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажный) водам государства. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового статуса территориального моря. Каждое прибрежное государство устанавливает правовой режим территориального моря но своему национальному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница – это государственная граница прибрежного государства на море.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила прибрежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от внутренних: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод – три морские мили.

В течение почти 200 лет вопрос максимальной ширины территориального моря не мог быть разрешен из-за разногласий между государствами. Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства сами определяют ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль (ст. 3). Большинство государств имеет ширину территориальных вод в 12 морских миль (Индия, Россия, США, Франция, Япония). Некоторые государства имеют ширину территориальных вод менее 12 морских миль (ФРГ – три морские мили, Греция – шесть). Приблизительно 20 государств установили ширину территориального моря свыше 12 миль (Ангола – 20, Сирия – 35). В 1980-е гг. (до вступления в силу Конвенции 1982 г.) Бразилия, Перу, Коста- Рика, Панама, Сальвадор, Сомали приняли национальные законодательные акты, определившие ширину территориальных вод в 200 морских миль.

Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:

  • – от линии наибольшего отлива;
  • – от условной линии внутренних вод;
  • – от прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Внешняя и боковые границы территориальных вод противолежащих и соседних государств устанавливаются на основе соглашения между ними. В качестве критерия для разграничения используется принцип срединных линий. Все точки срединной линии находятся на равном расстоянии от ближайших точек исходных линий, от которых измеряется ширина территориальных вод.

Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Конвенции 1982 г.). Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из них (мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в надводном состоянии.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает в себя остановку и стоянку на якоре, если эти действия связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимая сила, стихийное бедствие, необходимость оказания помощи терпящим бедствие). Мирный проход не должен нарушать мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государства.

Конвенция по морскому праву (ст. 19) устанавливает перечень действий, которые рассматриваются как нарушение мира, спокойствия и безопасности прибрежного государства:

  • – угроза применения силы или ее применение против прибрежного государства;
  • – любые маневры или учения с оружием;
  • – сбор информации или пропаганда в ущерб обороноспособности и безопасности прибрежного государства;
  • – подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна летательного аппарата или иного военного устройства;
  • – погрузка или выгрузка товаров, валюты, любых лиц в нарушение правил прибрежного государства;
  • – рыболовство, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу;
  • – создание помех системам связи.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображениям безопасности в отдельных районах территориального моря право мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповещением об этом.

Иностранные суда при осуществлении мирного прохода обязаны соблюдать правовой режим прибрежного государства. К судам, нарушившим установленные правила, могут применяться меры для пресечения нарушения или привлечения к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и характера нарушения. Прибрежное государство вправе предложить судну изменить курс, прервать проход, остановить судно и произвести на нем досмотр.

Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать иностранные суда за пределами территориальных вод, если эти суда нарушили правила пребывания в территориальных водах. Преследование может продолжаться до захода судна-нарушителя в территориальные воды своего или третьего государства. Если преследование началось в территориальных водах, то оно может продолжаться и в открытом море, если ведется непрерывно (преследование по горячим следам).

Вопрос о юрисдикции прибрежного государства над иностранными судами в территориальных водах решается в зависимости от того, какое судно осуществляет право мирного прохода – военное или торговое. Международное право устанавливает иммунитет военных и государственных некоммерческих морских судов: юрисдикция прибрежного государства на них не распространяется.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отношению к праву мирного прохода. В Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода регламентируются в ней подробно и детально.

Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства, игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть территориальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.

В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм международного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены маршруты движения, суда пользуются правом мирного прохода.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства (ст. 19 Конвенции 1958 г., ст. 27 Конвенции 1982 г.) не должна осуществляться на борту иностранного гражданского судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту этого судна. Исключения:

  • – последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства;
  • – преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • – капитан судна, дипломатический агент, консул или другое должностное лицо государства флага обратились с просьбой о вмешательстве;
  • – вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками.

Прибрежное государство не должно останавливать проход иностранного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции. В отношении таких судов взыскание и арест по любому гражданскому делу могут осуществляться только по обязательствам или в силу ответственности, возникших во время прохода данного судна через территориальные воды прибрежного государства. Гражданская юрисдикция осуществляется в отношении иностранных судов, находящихся на стоянке в территориальном море или проходящих через него после выхода из внутренних вод.

В настоящее время государственные суда в территориальном море не пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства, если речь идет о частноправовых отношениях государства флага. Такой подход основан на господствующей в современном мире доктрине функционального иммунитета государства.