Критерии оценки деловой игры студентов. Деловая игра как один из видов игровой технологии. Примерные темы рефератов

  • 11.01.2024
Критерий оценивания Шкала оценивания Формируемые компетенции
Качество выполнения задания. Обучающийся правильно определяет рассматриваемые понятия; демонстрирует глубокие знания теоретического материала. Изложение материала ясное и четкое, логически выстроено, приводятся различные точки зрения и их личную оценку. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла
Аргументированность, оригинальность предлагаемых решений. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4
Способность ориентироваться в нестандартных ситуациях. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4
Способность правильно применять нормативно-правовые акты. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4
Четкость, полнота и качество заполнения документации. Показывает освоение всех необходимых компетенций дисциплины. 2 балла ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4
Максимальное количество баллов при освоении всех компетенций 10 баллов ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-13, ВК-4

Сроки предоставления самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа по модулю 1 в части решения задач представляется после прохождения темы №4.

2. Самостоятельная работа по модулю 1 в части подготовки докладов предоставляется непосредственно после прохождения соответствующей темы практического занятия, которая по общему правилу должна соответствовать теме докладов.

3. Самостоятельная работа по модулю 2 в части подготовки пакета документов, необходимых для государственной регистрации, должна быть представлена после прохождения темы №9.

4. Самостоятельная работа по модулю 2 в части подготовки и организации деловой игры представляется после изучения темы №10.

Критерии и условия аттестации:

Итоговая форма контроля – зачёт.

Знания студентов на зачете оцениваются по шкале: «зачтено», «не зачтено». Основой для определения оценки служит объём и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины, составленной в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Критерии оценки знаний устанавливаются в соответствии с требованиями к профессиональной подготовке, исходя из действующих учебных планов и программ с учетом характера конкретной дисциплины, а также будущей практической деятельности выпускника.

Критерии и шкала оценивания компетенций на зачете

Критерии оценивания Шкала оценивания Проверяемые компетенции
По итогам текущего контроля обучающийся набрал не менее 60 баллов (без участия в процедуре зачета); знает программный материал; грамотно, логично, аргументированно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответах на вопросы, без затруднений выполняет практические задания (при участии в процедуре зачёта) зачтено
По итогам текущего контроля обучающийся набрал менее 25 баллов (без участия в процедуре зачета); не знает программный материал, допускает существенные ошибки, неуверенно с большими затруднениями выполняет практические задания(при участии в процедуре зачёта). не зачтено ВК-4, 9; ОК-3; ПК-3, 4, 5, 7, 13, 16

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

а) основная литература:

1. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть: учебник, Т. 1. Введение в гражданское право/ В.А. Белов. - М.: Юрайт, 2011. - 521 с.

2. Юридические лица в гражданском праве: юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации) : организационно-правовые формы / отв.ред В.Н. Литовкин, О.В. Гутников.- М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2014 .– 1024с.

3. Чиркин, Вениамин Евгеньевич. Юридическое лицо публичного права/ В.Е. Чиркин. - М.: Норма, 2013. - 352 с.

4. Рузакова, О.А. Гражданское право. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Рузакова О. А. – М. : Евразийский открытый институт, 2011 .– 567 с. – () .– Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему "Университетская библиотека online" .– ISBN 978-5-374-00430-4 .-

5. Иванова, Е.В. Гражданское право России: Полный курс: учебник / Е.В. Иванова. - М. : Книжный мир, 2011. - 816 с. - (Высшая школа). - ISBN 978-5-8041-0464-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89869

Нормативные и иные акты

6. Конституция РФ // Российская газета. -2009. -№7.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

9. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

10. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

11. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

12. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

13. Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

14. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

15. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

16. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

17. Федеральный закон от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

18. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

19. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

20. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

21. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

22. Указ Президента РФ от 18.03.1993 № 351 «О Торгово-промышленной палате Российской Федерации» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

23. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

24. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

25. Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

26. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // – справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. – [М., 2016]. – Электрон. текст. дан. – Послед обновление 22.05.2016.

б) дополнительная литература:

27. Гражданское право: Практикум. Часть 1/ Под. ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2001. - 176 с.

28. Иванова, Е.В. Гражданское право России. Полный курс. Учебник [Электронный ресурс] / Иванова Е. В. - М. : Книжный мир, 2011 .- 816 с. - (Высшая школа) .- Доступ к тексту электронного издания возможен через Электронно-библиотечную систему «Университетская библиотека o№li№e» .- ISB№ 978-5-8041-0464-2 .- .

29. Сергеева, О. Нормы, регулирующие отношения создания и регистрации юридического лица [Электронный ресурс]. - М.: Лаборатория книги, 2010. – 44с.

30. Зыкова И.В. Юридические лица: Создание, реорганизация, ликвидация/ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ОСЬ -89, 2007. - 256 с.

31. Зыкова, И.В. Юридические лица:создание, реорганизация, ликвидация / И.В. Зыкова.- М. : ОСЬ -89, 2005 .- 256 с.

32. Юридические лица. Ответственность за нарушение обязательств/ Ин-т гос-ва и права РАН; Отв. ред. Т.Е.Абова. - М.: МЗ-ПРЕСС, 2004. - 271 с.

33. Защита прав граждан и юридических лиц в российском и зарубежном праве (проблемы теории и практики): сборник статей и тезисов аспирантов и молодых ученых. - М.: МЗ ПРЕСС, 2002. - 160 с.

34. Семенихин В.В. Все о некоммерческих юридических лицах. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014. 394 с.

35. Габов А.В. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: научно-практический комментарий к статьям 57 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. 203 с.

36. Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: постатейный комментарий к главе 4 / Е.В. Бадулина, К.П. Беляев, А.С. Васильев и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. 524 с.

37. Борисов А.Н. Комментарий к главе 4 части первой Гражданского кодекса РФ "Юридические лица" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

38. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2014. 286 с.

39. Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц: монография. М.: Норма, 2013. 192 с.

40. Принудительное исполнение актов судов и иных органов в отношении юридических лиц (организаций и предпринимателей). Проблемные аспекты: сборник материалов международной научно-практической конференции, 4 - 8 июня 2012 г., г. Воронеж / З.М. оглы Али-заде, Д.Б. Симон, Л.В. Бутько и др.; отв. ред. А.О. Парфенчиков, Д.Х. Валеев. М.: Статут, 2013. 352 с.

41. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (постатейный) / Е.С. Беспалова, А.А. Вострикова, В.Р. Исхакова и др.; под ред. В.Ю. Панченко. Москва: Проспект, 2012. 160 с.

42. Баранова А.Н., Гусева Т.А., Чуряев А.В. Принудительная ликвидация юридических лиц: научно-практическое пособие // СПС КонсультантПлюс. 2011.

43. Курбатов А.Я., Пирогова Е.С. Ограничение правоспособности и дееспособности юридических лиц - должников в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) // СПС КонсультантПлюс. 2011.

44. Гришаев С.П. Хозяйственные товарищества как юридические лица // СПС КонсультантПлюс. 2014.

45. Груздев В.В. Договор об имущественном обособлении юридического лица // Юрист. 2014. № 24. С. 4 - 8.

46. Гришаев С.П. Производственные кооперативы как юридические лица // СПС КонсультантПлюс. 2014.

47. Кузнецов А.А. Орган юридического лица как его представитель // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2014. № 10. С. 4 - 31.

48. Долинская В.В. Органы юридического лица: проблемы доктрины и современного законодательства (на примере акционерного общества) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 11. С. 64 - 71.

49. Хабриева Т.Я. Современные подходы к классификации юридических лиц (к 90-летнему юбилею В.Е. Чиркина) // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 5 - 16.

50. Шиткина И.С. Реформа российского корпоративного законодательства: анализ новелл, внесенных в главу 4 ГК РФ "О юридических лицах" (лекция в рамках учебного курса "Предпринимательское право") // Предпринимательское право. Приложение "Право и Бизнес". 2014. № 4. С. 2 - 20.

51. КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 25 сентября 2014 года. У юрлица может быть несколько руководителей, действующих без доверенности (Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс. 2014.

52. Бекетова К.А. Теоретические и практические аспекты исследования статуса органов местного самоуправления как юридических лиц публичного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 10. С. 15 - 19.

53. Дарькина М.М. Судебная форма защиты прав и интересов физических и юридических лиц // Современный юрист. 2014. № 4. С. 21 - 30.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». www.sudrf.ru

2. Верховный Суд РФ. www.vsrf.ru

3. Верховный Суд РБ. http://vs.bkr.sudrf.ru

4. Конституционный Суд РФ. www.ksrf.ru

5. Российская газета http://rg.ru/

6. Государственная регистрационная палата http://www.palata.ru/

7. УФСГРКК по г. Нефтекамск http://ufrs.№eftekamsk.ru

8. УФСГРКК по РБ http://www.to02.rosreestr.ru/

9. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru)

10. Университетская библиотека онлайн. (http://www biblioclub.ru),

11. Электронный каталог библиотеки БашГУ (http://www bashlib.ru/catalogi/),

12. Электронный читальный зал на базе программного обеспечения «БиблиоТех» (http://www bashlib.ru /echitzal).

13. Научная электронная библиотека Elibraru (http://www elibrary.ru),

14. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (http://www е.lanbook.com),

15. Электронная библиотечная система EAST VIEW «Издания по общественным и гуманитарным наукам» (http://www ebiblioteka.ru)

16. Электронная библиотечная система EAST VIEW «Вестники Московского государственного университета» (http://www ebiblioteka.ru),

17. Университетская информационная система Россия (УИС РОССИЯ)

18. (http://www uisrussia.msu.ru), Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://www.diss.rsl.ru).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1 Общие методические указания по подготовке к лекционным и практическим (семинарским) занятиям

Студенту НФ БашГУ необходимо помнить, что качество полученного образования в немалой степени зависит от активной роли самого студента в учебном процессе. Студент должен быть нацелен на максимальное усвоение подаваемого лектором материала, после лекции и во время специально организуемых индивидуальных встреч студент может задать лектору интересующие его вопросы.

Важным является приобщение к научно-исследовательской деятельности. Процесс становления молодых ученых находится в прямой зависимости от степени их участия в ней, т.е. от предшествующего развития творческих способностей и исследовательских навыков. Большую пользу студенту может принести участие в проводимых научно-практических конференциях, поскольку они обеспечивают доступ к обсуждению наиболее актуальных проблем науки. Приветствуется и поощряется подготовка и публикация студентами научных статей. Ежегодно в НФ БашГУ выпускаются сборники студенческих работ.

Организуется регулярная работа студенческих научных кружков. Участие в их работе позволяет развить студенту свое ораторское искусство, отточить свое профессиональное мастерство, углубить познания в области юриспруденции, научиться и развивать искусство вести дискуссии на актуальные темы.

Подготовка к практическим занятиям

Семинарские занятия наряду с лекциями являются формой аудиторных занятий. Во время семинарского занятия преподаватель опрашивает студентов по вопросам, заданным на данное занятие. Вопросы объявляются преподавателем на предыдущем семинарском занятии и, как правило, они должны совпадать с вопросами, содержащимися в данном учебно-методическом комплексе, но преподаватель может дать и некоторые другие вопросы, относящиеся к теме семинара и указать: на что студентам следует обратить особое внимание при подготовке к следующему занятию.

Подготовка к семинарскому занятию требует, прежде всего, изучения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании новых форм обучения: семинаров-конференций, коллоквиумов и т.п. В последнее время все большее распространение получают просмотры лекций преподавателей с использованием различной аудиовизуальной техники.

Студенты должны заранее дома, в библиотеке и читальном зале подготовить ответы на все заданные вопросы семинарского занятия. Следует вести специальную тетрадь с записями ответов на вопросы семинаров. Желательно при подготовке ответа не ограничиваться материалом одного учебника, а использовать научные статьи из журналов, сборников статей, монографии.

В процессе организации работы большое значение имеют консультации преподавателя, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы.

Студент, отвечающий на вопрос семинарского занятия, должен делать это, как правило, не прибегая к помощи каких-либо записей или учебников. Ответ должен быть настолько полным, насколько это требуется, чтобы достаточно полно раскрыть данный вопрос.

Помимо устных опросов студентов на семинарских занятиях преподаватель проводит письменные контрольные работы, тестирование и использовать другие формы контроля и оценки знаний студентов, в том числе и в рамках самостоятельной работы.

Ответы студентов на семинарских занятиях, выполнение контрольных, подготовка докладов, рефератов учитываются преподавателем при подведении итогового количества баллов за определенный период.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Безусловно, от того, насколько студент подойдет к саморазвитию, чтению учебной и научной литературы, настолько будет зависеть уровень его профессиональной подготовки – профессиональной пригодности.

Критерии оценки самостоятельной работы в рамках балльно-рейтинговой системы направлены, прежде всего, на активизацию самостоятельного изучения дисциплины в дополнение к лекционным и семинарским занятиям. Количество баллов по каждой дисциплине устанавливается в соответствии с технологическими картами.

Образовательные технологии

Творческие проблемные задания в отличие от традиционных, требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку содержат в своих условиях элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько (иногда – бесчисленное множество) «правильных ответов». Часто «правильный ответ» неизвестен и преподавателю. Примерами таких заданий могут служить: составление документа (договора, акта, соглашения), подготовка выступления по определенной проблеме, исполнение роли в имитационных играх, обсуждение дискуссионного вопроса.

Проблемное задание составляет содержание, основу любой интерактивной методики. Вокруг него создается атмосфера делового заинтересованного общения всех участников образовательного процесса, включая преподавателя или приглашенного специалиста. Такое задание (особенно практическое, моделирующее профессиональную деятельность) придает смысл практическому обучению, мотивирует студентов.

Деловая игра организуется и проводится силами кафедры гражданского права и процесса. Суть деловой игры сводится к имитации студентами процедуры государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации или ликвидации со всей присущей ей регламентацией, с распределением процессуальных ролей, принятием всех необходимых решений.

В ходе организации и проведения деловой игры ставятся и достигаются следующие цели:

– усвоение студентами этапов и процедуры государственной регистрации юридических лиц;

– выработка навыков правовой оценки исходной фактической правовой ситуации, включающей в себя, в частности, анализ материалов документов, действующего процессуального и материального законодательства, изучение судебной практики, разработка правовой позиции, принятие процессуального решения;

– привитие навыков практической реализации полномочий профессиональных субъектов гражданского оборота;

– определение уровня теоретической подготовки студентов по учебной дисциплине «Юридические лица в гражданском праве».

Приобретение студентами навыков дачи квалифицированных юридических заключений и консультаций при государственной регистрации юридических лиц.

Участие в деловой игре принимают студенты 4 курса направления «Юриспруденция». Как правило, охват студентов в ходе организации и проведения деловой игры около 10 человек в каждой из учебных групп курса, постольку в одной группе обычно проводиться 2-3 игры, чтобы максимально охватить всех студентов.

Необходимо особо подчеркнуть, что все остальные студенты, не участвующие непосредственно в деловой игре, принимают самое живое участие во всех подготовительных и организационных мероприятиях, направленных на подготовку процесса, являются его внимательными зрителями, оценивают ход процесса, отмечают недостатки, а позднее участвуют в обсуждениях итогов учебного процесса, которые проводятся на практических занятиях по учебной дисциплине «Юридические лица в гражданском праве».

Мозговой штурм – это один из самых популярных методов обучения и групповой работы. Цель первого этапа – предложить как можно больше вариантов ответов на вопрос. Эта стадия не предполагает обсуждения, критики, оценивания предложений. Поэтому данный метод очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.

Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы студенты генерировали свои предложения, отвечая на этот вопрос (например, «Какие основные направления совершенствования гражданского законодательстве в области регулирования деятельности государственных корпораций?». В мозговом штурме велика роль преподавателя. Он также может участвовать в генерировании предложений (и даже должен это делать, если студенты неожиданно остановились). Но, главное, он должен фиксировать все предложения. Желательно, чтобы все предложения записывались на плакате или доске и постоянно были видны всем участникам мозгового штурма. Записывать может сам преподаватель или один из студентов. Преподаватель может просить студентов повторить или уточнить их формулировку для более точной и краткой записи, но ни в коем случае не должен искажать смысл предложения, настаивать на своем варианте формулировки. Он также не должен настаивать, заставлять студентов генерировать идеи.

Второй этап мозгового штурма – обсуждение, классификация, отбор перспективных предложений. Иногда все вовлеченные в процесс разрешения проблемы студенты даже делятся на две группы – генераторов идей (проводят первый этап) и критиков (проводят второй этап). Второй этап предполагает обсуждение и оценивание идей, он может быть проведен в малых группах, с использованием различных форм дискуссии и приемов обсуждения проблем.

Работа в малых группах предоставляет всем студентам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работу в группах следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у студентов есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде.

Ролевые игры наряду с творческими заданиями и работой в малых группах являются основным приемом на интерактивных занятиях. В ролевой игре студентам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблемную ситуацию. Для обозначения методик этого типа также используются близкие названия (имитации, деловые игры, моделирование). Для участия в таких ролевых играх в качестве одного из наблюдателей по возможности приглашают других преподавателей, специалистов по данной категории дел.

При подготовке к ролевой игре в первую очередь необходимо определить ожидаемые учебные результаты (например, «После проведения этой ролевой игры студенты смогут собрать пакет документов, необходимый для государственной регистрации, ликвидации юридических лиц» и др.).

К активным методам обучения относятся: проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинар-практикум.

9.2 Планы семинарских (практических) занятий и методические указания к ним

Ролевая игра, имитирующая реальную профессиональную деятельность (деловая игра) — игровая образовательная технология, представляющая собой моделирование проблемной профессиональной ситуации, решение которой достигается в процессе ролевого взаимодействия участников, по правилам, с формированием команд игроков и «группы экспертов», в соответствии с сюжетом, по определенному сценарию и последующей оценкой принятого решения.

Разыгрываемая ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное участие обучающихся.

Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят обучающихся в сферу профессиональной деятельности, являясь мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний и навыков, а также способности решать нестандартные профессиональные задачи.

Интерактивное взаимодействие происходит в процессе всей деловой игры, так как решения принимаются преимущественно коллективно. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Обучающиеся приобретают социальные навыки, развивают коммуникативные способности, критическое мышление, для принятия профессионально грамотных решений.

Приобретенные в процессе игры практические навыки зачастую позволяют избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности.

Таким образом, деловая игра выполняет следующие функции:

1) образовательная - обобщение и закрепление знаний по пройденным темам курса, развитие трудовых навыков;

2) развивающая - развитие логического, критического, аналитического, творческого мышления, активизация мыслительной деятельности обучающихся;

3) воспитательная - формирование устойчивого интереса к будущей профессии, профессиональной самоидентификации.

Результативность деловой игры во многом зависит от особенностей ее организации и проведения.

Структура деловой игры:

1. Тема и цель игры.

2. Проблема (ы) для рассмотрения и решения в процессе игры.

3. Сюжет (область действительности, условно воспроизводимая в игре).

4. Сценарий.

5. Правила игры.

6. Роли (распределение и принятие ролей на себя участниками).

7. Игровые действия как средство реализации ролей.

Данная структура определяет этапы проведения деловой игры: подготовительный и мотивационно-ориентировочный, основной и рефлексивно-оценочный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ

На данных этапах происходит:

1. Определение места проведения занятия с применением технологии деловой игры в учебном процессе.

Применение деловых игр в процессе обучения эффективней всего при завершении тем(ы) для выявления преподавателем степени освоения материала обучающимися, контроля и оценки знаний, анализа глубины понимания темы.

2. Определение темы, цели деловой игры, составление плана предстоящего занятия. При выборе темы необходимо учитывать, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.

3. Разработка технологии проведения деловой игры:

Описание ситуации и проблемы, решение которой должно быть найдено в игре;

Определение этапов игры;

Определение временных рамок проведения каждого из игровых этапов и игры в целом;

Выбор критериев, определяющих завершение каждого из этапов и всей игры в целом;

Описание последовательности действий участников;

Определение порядка формирования команд игроков с распределением ролей между ними, в том числе «группы экспертов»;

В зависимости от технологии игры распределение ролей может быть как внутри команд, так и между ними.

Задача «группы экспертов» - оценить действия участников игры. «Группу экспертов» можно выбрать из числа успевающих студентов, которые могут грамотно оценить игру, и/или приглашенных лиц (сотрудники и преподаватели Университета ИТМО и других вузов, специалисты профильных организаций, эксперты в своей области);

Разработка «Карты оценивания» для работы «группы экспертов», в которой прописываются критерии оценки действий участников игры (индивидуально или команды в целом);

Возможные критерии оценки действий участников игры:

Соблюдение правил и регламента по времени;

Активность обучающихся;

Использование дополнительных материалов;

Качество и эффективность принятых решений, их аргументированность;

Взаимопомощь, уровень межличностных отношений в команде;

Достижение поставленной цели(ей) игры;

Решение проблемы.

Каждый критерий оценивается либо по баллам (к примеру, от 1 до 5), либо по факту выполнения («+» или «-»). Необходимо определить порядок подведения итогов игры на основании заполненных «Карт оценивания».

Выбор формата взаимодействия участников;

Определение системы мотивации участников (система штрафов и поощрений);

Подготовка материального обеспечения (программные и технические средства), выбор аудитории для проведения занятия;

Определение способа оценки результатов игры.

4. Сообщение обучающимся темы и цели деловой игры.

5. Информирование обучающихся о технологии проведения деловой игры и правилах ее проведения.

Правила проведения деловой игры:

Принимать активное участие в ходе игры;

Внутри команды учитывать мнение и позицию каждого игрока;

Соблюдать культуру общения и тактичность;

Не изменять ход игры;

Придерживаться технологии проведения игры.

6. Формирование состава команд, распределение ролей.

7. Знакомство обучающихся со спецификой ролей, акцентируя внимание на том, что каждый должен точно следовать своей роли.

Способы представления ролей игрокам:

Словесное описание в свободной форме возможных действий, прав и обязанностей игроков;

В табличной форме перечень действий и их результатов;

В графической форме алгоритмическое представление поведения игроков, соответствующее конкретной профессиональной деятельности и ее результатам.

8. Мотивация обучающихся к активному участию в игре.

9. Самостоятельная подготовка обучающихся к игре в рамках своей роли (при необходимости).

ОСНОВНОЙ ЭТАП

На данном этапе происходит реализация деловой игры. В нем можно выделить следующие шаги:

1. Перед началом преподаватель еще раз акцентирует внимание обучающихся на правилах проведения деловой игры.

2. Обучающиеся играют свою роль, корректируют свои действия в ответ на действия других участников в ходе игры, предоставляют решение проблемы.

3. Преподаватель (ведущий игры) при необходимости озвучивает дополнительные задания и вопросы, а также анализирует, оценивает, корректирует действия участников, если их действия не соответствуют целям и сценарию игры, при этом не помогая им принимать решения.

4. «Группа экспертов» следит за ходом игры, по завершению которой оценивают эффективность проделанной работы, достижение поставленных целей и задач, а также решение проблемы. Заполняют «Карту оценивания» на команду или на каждого игрока.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

На данном этапе происходит завершение игры и подведение итогов. В нем можно выделить следующие шаги:

1. Упорядочение, систематизация, оценка и анализ полученных решений совместно с обучающимися.

2. Сопоставление целей игры с полученными образовательными результатами.

3. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы, осуществление контроля знаний, умений обучающихся по теме игры, в том числе учитывая результаты, полученные от «Группы экспертов».

4. Самооценка обучающихся об участии в игре, анализ приобретенных профессиональных знаний и умений, развития личностных качеств.

5. Самооценка преподавателя о проведении игры, достижении поставленных целей обучения.

Дополнительные источники информации:

1. Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов педагогических специальностей/под общ. ред. В.С. Кукушина. - Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», Феникс, 2010. - 333 с.

2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010.

Технологическая карта

по дисциплине «Предпринимательское право »

для студентов 3 курса направления «Юриспруденция»

Максимальное количество баллов по дисциплине- 100 :

50 баллов – активное участие в семинарских занятиях;

30 баллов – выполнение контрольных заданий;

20 баллов – самостоятельная работа студента.

Всего семинарских занятий – 38 часов, т.е. 19 занятий.

Система оценивания

Отличный ответ – 3 балла;

Хороший ответ – 2 балла;

Слабый ответ – 1 балл.

Дополнения (вне зависимости от их количества) – 1-2 балла.

Самостоятельная работа студента – 20 баллов.

Проверяемые компетенции: ПК-2,6,8,9,13,15,16,17. ВК – 2,4

1.Подготовка рефератов и докладов по темам:

Виды предпринимательства:

А- туристская деятельность,

Б -Г ювелирный магазин

Д –Л - ломбард,

З-Л кинотеатр,

М- кафе/ресторан,

Р-С - производство бытовой химии

У – Х - производство продуктов питания,

Д-С - кожевенная фабрика,

Х- молочная ферма,

Ш - перевозка маршрутным такси,

Ю- ритуальные услуги и т.д.

2.Анализ научных статей по проблемам:

«Актуальные проблемы предпринимательской деятельности»,

«Проблемы малого предпринимательства»,

«Крестьянское(фермерское) или личное подсобное хозяйство по производству сельхоз. продукции»,

«Недобросовестная конкуренция, пути решения проблемы»,

«Доминирующее положение на рынке как базовая категория антимонопольного законодательства» и т.д.

Самостоятельная работа должна быть представлена до последнего практического занятия . Самостоятельная работа, предоставленная после установленного срока не принимается и не оценивается, за исключением пропуска установленного срока по уважительным причинам (предоставить документ, удостоверяющий причину пропуска срока.

Критерий

оценки рефератов и статей

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала.

Студент правильно определяет рассматриваемые понятия, приводя соответствующие примеры; демонстрирует глубокие знания теоретического материала самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

Студент использует различные методы познания (анализ, приемы сравнения, взаимосвязи понятий и явлений; приводит альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, делает аргументированные выводы, использует большое количество различных источников информации.

Построение суждений

Изложение материала ясное и четкое, логически выстроено, студент приводятся различные точки зрения и их личную оценку. Изложение соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы

Используется иллюстрационный метод - презентации

Самостоятельная работа № 3.(Деловая игра-дебаты).

Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.

В командах может быть различное количество участников (чаще 3-6). Существует несколько вариантов командных и индивидуальных дебатов, в которых возможно либо только произнесение речей, либо добавляется возможность участия в перекрестной дискуссии, но обсуждение всегда организовано как столкновение двух противоположных позиций.

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров, а самый главный принцип – «проигравших нет!»

Действующие лица

Команды (состоят из игроков-спикеров) – утверждающие защищают тему, отрицающие – опровергают.

Судьи – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

Таймкипер – следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер (тьютор) – обычно учитель (реже – опытные ученики-дебатеры, прошедшие полный курс подготовки).

Этапы работы в технологии «Дебаты»

Подготовка

Выбор темы.

Построение сюжета доказательств

Подбор аргументов

Собственно дебаты

Оглашение позиций (дискуссия)

Раунд перекрестных вопросов

Судейство

Рефлексия

Критерии оценки:

10 баллов выставляется той команде победителю, которая представит свою точку зрения на проблемный вопрос более аргументировано, проявит способности коллективного обсуждения и мышления, правильно подберет и использует нормы права, регулирующие соответствующее отношение и покажет наиболее яркое и грамотное выступление.

5 баллов – командам-участникам.

Деловая игра№2

Ролевая игра проводится по завершении изучения дисциплины «Предпринимательское право».

Цель ролевой игры - отработка навыков практического применения знаний, полученных при изучении курса на примере разрешения конкретной ситуации; развитие общекультурных и профессиональных компетенций.

    правильное выявление проблемы, заложенной в спорной ситуации;

    формирование навыков отграничения различных видов производства в гражданском процессе;

    формирование позиций сторон на основе толкования положений законодательства в условиях отсутствия прямой нормы для разрешения спора;

    выработка обоснованного решения спорного вопроса;

    выработка способности применять нормативно-правовые акты, реализовывать нормы права;

    развитие способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

    развитие способности правильно и полностью отражать результаты профессиональной деятельности в юридической документации;

    овладение навыками подготовки юридических документов.

Ролевая игра проводится в четыре этапа.

I этап – подготовка к ведению спора, формирование позиций сторон.

II этап – проведение разбирательства по делу.

III этап – выработка решения по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения.

Фабула дела определяется студентами самостоятельно.

Примерный состав участников деловой игры:

1. Судья, председательствующий по делу;

2. Секретарь судебного заседания;

4. Представитель истца;

5. Ответчики;

6. Представитель ответчика;

7. Свидетели.

Необходимо определить двух студентов (незадействованных в игре), которые будут выполнять роль независимых экспертов. Их основная задача – выявить допущенные в ходе игры процессуальные ошибки и оценить работу студентов.

Описание этапов ролевой игры:

I этап – подготовка к ведению спора. Представители сторон формируют правовые позиции на основе действующего законодательства и обстоятельств дела.

II этап – проведение разбирательства по делу. Стороны поочередно представляют выработанные ими позиции, высказывают аргументы в их защиту, оценивают обоснованность аргументов другой стороны, задают друг другу уточняющие вопросы. Суд руководит процессом рассмотрения дела и задает вопросы, ответы на которые позволят вынести законное и обоснованное решение по делу.

III этап – выработка решения по делу. Суд с учетом приведенных в ходе разбирательства доводов сторон вырабатывает и оглашает решение по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения. Участники игры и зрители (студенты группы, не принимавшие непосредственного участия в игре) обсуждают обоснованность предложенного решения спорной ситуации, оценивают прозвучавшие в ходе игры аргументы с позиций их соответствия законодательству и выработанной на базе его применения судебной практике.

Критерии оценивания деловой игры:

Критерий (показатель оценивания)

Качество выполнения задания

Аргументированность, оригинальность предлагаемых решений

Способность ориентироваться в нестандартных ситуациях

Способность правильно применять нормативно-правовые акты

Четкость, полнота и качество заполнения документации

Максимальное количество баллов за деловую игру

Выполнение контрольных работ – 30 баллов.

В процессе изучения дисциплины, в течение семестра предусмотрено выполнение двух контрольных работ. Контрольные работы выполняются в форме коллоквиума и тестирования по всем темам.

Контрольная работы №1: Оценивается от 0 до 15 баллов.

Контрольной работы №2: Оценивается от 0 до 15 баллов.

Период выполнения контрольной работы №1 на 10 семинарском занятии по темам:

За участие в деловой игре студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерии оценки реферата по темам 2, 3,4,5,7

За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Критерии оценивания тестов по теме 2

Критерии оценки участия в дискуссии по темам3,4,6,7


За участие в дискуссии студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Критерии оценивания практического задания по теме 7

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОПЕРАТИВНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

,

старший преподаватель кафедры психологии управления Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Задача повышения профессионализма управленческих кадров, формирование их организационной культуры определяет необходимость исследований механизмов принятия решений и обучения руководителей методам оптимального выбора. Важная роль в данном процессе принадлежит методам активного обучения (МАО), среди которых центральное место занимает деловая игра (ДИ).

ДИ представляет собой средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Она имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия, являясь также методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. ДИ развивает системное мышление специалиста, включая целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире. Она обучает коллективной мыслительной и практической работе , формирует умения и навыки социального взаимодействия и общения, навыки индивидуального и совместного принятия решений. Таким образом, ДИ - одна из немногих возможностей значительно повысить эффективность образовательного процесса в ВУЗе. Актуальность практического освоения ДИ базируется на необходимости перехода в самые короткие сроки на новый качественный уровень преподавания, соответствующий мировым стандартам.


Большую роль в становлении в развитии теории и практики ДИ сыграли труды, и других. Ими были разработаны принципы ДИ, выделены основные признаки данного метода обучения, описана классификация и требования к конструированию ДИ.

В частности, выделено несколько этапов конструирования ДИ, одним из которых является этап разработки системы оценивания игровой деятельности . описал требования, предъявляемые к конструированию ДИ, среди которых важное место занимает разработка критериев оптимальности игровых результатов . Важным признаком ДИ, таким образом, является наличие объективной оценки результатов игровой деятельности, которая обеспечивается четкими критериями оценивания и количественными показателями по нескольким шкалам. Как отмечает, отсутствие критериев оценки является показателем того, что метод обучения не является деловой игрой, а относится к другой категории обучающих методов, например, к ролевой игре, игровому проектированию и др. . Кроме того, объективные критерии оценки результатов игры позволяют осуществлять диагностическую функцию и определять уровень оптимальности принимаемых решений каждым участником игрового процесса.

В Институте государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь в учебном процессе по подготовке и переподготовке руководящих кадров широко используются ДИ для обучения принятию индивидуальных и групповых решений в условиях неопределенности. Однако при выборе игровой модели нами было обнаружено, что больша я часть игр, моделирующих важные социально-психологические феномены в экономических системах, не содержат в своем описании четких критериев оценок результатов. А некоторые игры оказываются чувствительными к особенностям культурно-организационной среды и менталитета определенной категории управленцев. В частности, это касается игр, разработанных в других странах. Возникла необходимость адаптировать ДИ к условиям нашей организационной среды и разработать критерии оценки результатов деятельности игроков с учетом особенностей игровой ситуации.

Для разработки критериев оценки результатов ДИ по принятию управленческих решений нами была выбрана игра «У озера», описанная в нескольких источниках . Мотивация выбора данной игры обусловлена тем, что она выкристаллизовывает многие социально-психологические феномены, свойственные экономическим системам, управляемым людьми. Она дает возможность в искусственно созданных лабораторных условиях увидеть те черты руководящей деятельности и поведения других людей, которые скрыты от человека повседневностью, многообразием ситуаций. Кроме того, она дает участникам обратную связь и возможность осознать особенности собственного поведения и поведения других людей, проявляющиеся в совместной деятельности.

Игра впервые была описана в 1991 г. , но в том варианте она была нацелена не столько на учет социально-экономических особенностей управляемых систем, сколько на обучение максимизации прибыли каждого предприятия через совместную деятельность. В 2000 г. игра была модифицирована , им были выделены психологические факторы, влияющие на результаты игры, такие как черты альтруизма, эгоизма, оперативного интеллекта, вероятностного прогнозирования и др. Игра приобрела признаки социально-психологической модели принятия управленческих решений. Важным оказалось то, что привлек внимание к психологической составляющей управляемых систем.

Краткое описание игры

Игровое действие разворачивается в некоторой хозяйственной системе, состоящей из 8-16 предприятий, расположенных на берегу озера. Изготовление продукции требует много воды, которую предприятия берут из озера. Обработанная вода сбрасывается туда же. Каждое из предприятий (в игре участвуют персонажи в количестве 8-16 человек, исполняющих роли директоров предприятий) ежемесячно принимает одно из пяти управленческих решений, соответствующих карточке определенного цвета :


- сброс неочищенных стоков (зеленая карточка);

- очистка отработанной воды (красная карточка);

- перепрофилирование предприятий (оранжевая карточка);

- применение штрафных санкций к игрокам, загрязняющим воду (фиолетовая карточка);

- премирование тех, кто очищает стоки (синяя карточка).

Игра проводится в течение 48 циклов, каждый цикл при этом символизирует один месяц работы предприятия. Таким образом, в данной модельной ситуации управленческий процесс осуществляется игроками в течение 4-х «игровых лет». Каждому решению соответствует оценка в виде прибыли или убытков, полученных в данном месяце.

Согласно модификации, цель деятельности предприятия формулируется участниками самостоятельно после получения вводной инструкции. Решения принимаются анонимно, с информированием только ведущего .

В игре предусмотрена возможность взаимодействия участников через общение на совещании. Игроки, таким образом, могут осуществлять различные стратегии: принимать решения самостоятельно или же заключать различные соглашения рекомендательного характера, которые могут нарушаться ради личной выгоды.

Разработка критериев оценки оперативного интеллекта по результатам ДИ

В более ранних публикациях не содержалось описания критериев оценки принимаемых игроками решений, обсуждение результатов игры предлагалось проводить качественно, просматривая видеосъемки совещаний. ввел количественные оценки результатов деятельности участников игры, но они были недостаточно чувствительны к изменениям в игровой ситуации и не учитывали такой показатель, как латентный период оперативного мышления .

Целью данной работы явилась разработка критериев оценки принимаемых решений участниками ДИ на основе следующих положений:

- оценка оперативного интеллекта должна опираться на критерий рациональности/иррациональности осуществляемых руководителем действий, отражающийся при достижении цели деятельности на прибыли управляемого предприятия (показателе ее жизнеспособности);

- оценка оперативного интеллекта должна опираться на критерий, отражающий степень приближения действий руководителя к «оптимальной» (авторской) модели принятия решений;

- оценка оперативного интеллекта должна включать показатель временно й продолжительности осознания руководителем объективного противоречия проблемной ситуации (латентный период оперативного мышления), т. е. момент перехода от действий, усиливающих противоречие, к действиям, устраняющим конфликт («сглаживающим») проблемной ситуации.

Для расчета критериев оценки оперативного интеллекта и подтверждения их достоверности была сформирована выборочная совокупность в объеме 471 человек (162 женщины, 309 мужчин) – руководителей различного уровня управленческой иерархии, проходивших переподготовку в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Рассчитывались следующие показатели:

1) коэффициент рациональности действий (Крац.). Он рассчитывался как отношение набранных в игре испытуемым баллов к максимальному возможному количеству баллов (1):

где

Крац – коэффициент рациональности действий, рассчитанный для конкретного участника деловой игры; прибыль – прибыль конкретного участника деловой игры; прибыль max – максимально возможная прибыль.

2) коэффициент оптимальности выборов (Копт). Он рассчитывался по абсолютному отклонению принимаемых испытуемым решений от «оптимальной» модели как, если бы данная групповая стратегия использовалась участниками с самого начала ДИ, и учитывал показатель направленности субъекта на социальное взаимодействие оптимальной степени выраженности. При расчетах учитывалось количество испытуемых в конкретной группе (2).


где

Копт – коэффициент оптимальности выборов; Ко, Со, Фо – соответственно, количество конструктивных, поощряющих и наказывающих действий в «оптимальной» модели; S К n , S З n , S С n , S Ф n – соответственно, количество конструктивных, деструктивных , поощряющих и наказывающих решений, принятых испытуемым за ДИ; S О n – количество отказов испытуемого от пользования общим ресурсом; m – количество испытуемых в группе.

3) коэффициент латентного периода оперативного мышления (Ком). Данная формула в качестве одного из показателей включала номер цикла, в котором испытуемый последний раз осуществлял деструктивные выборы (3):

где

Ком – коэффициент латентного периода оперативного мышления, рассчитанный для конкретного участника деловой игры; №Зел. - № цикла, в котором выброс в источник экологически вредных примесей осуществлялся испытуемым в последний раз; S З n – сумма деструктивных решений, принятых данным испытуемым за весь период деловой игры.

Данный коэффициент дал возможность оценить продолжительность формирования у испытуемого адекватного образа проблемной ситуации, осознания им ее противоречия и перестройки мышления на поиск нового способа действия.

Произведение всех коэффициентов дало результирующий показатель – интегративный коэффициент уровня развития оперативного интеллекта (4).

Кои = Крац* Копт* Ком

где

Кои – интегративный коэффициент оперативного интеллекта, рассчитанный для конкретного участника ДИ; Крац – коэффициент рациональности действий, рассчитанный для конкретного участника ДИ; Копт – коэффициент оптимальности выборов, рассчитанный для конкретного участника ДИ; Ком – коэффициент оперативного мышления, рассчитанный для конкретного участника ДИ.

Достоверность рассчитанных коэффициентов определялась на основании анализа корреляционной взаимосвязи с результативностью решения испытуемыми пространственно-комбинаторных оперативных задач типа «лабиринта» (, . Решение оперативных задач традиционно применяется для определения способности испытуемых к оперативному мышлению и нахождению кратчайшего пути к цели.

Результаты корреляционного анализа позволили сделать следующие выводы:

существует общий механизм в решении различных проблемных задач, позволяющий находить наиболее короткий путь по устранению рассогласования между исходным и целевым состояниями объекта управления (p ≤0,05);

наиболее важным периодом, определяющим эффективность дальнейших действий, является начальный этап восприятия и оценки проблемной ситуации, на котором осуществляется понимание отношений между данными и искомым результатом (p ≤0,01);

одним из значимых компонентов оперативного интеллекта является способность формировать обобщающий образ объекта путем абстрагирования от конкретных действий и анализа собственных решений с точки зрения их рациональности на пути движения к цели ( p ≤0,05).

Выявлена взаимосвязь между Кои и временем решения всех оперативных задач (p ≤0,05). Данная взаимосвязь подтверждает, что рассчитанный нами интегративный коэффициент оценки уровня оперативного интеллекта может быть признан как достоверный, позволяющий диагностировать способность субъекта находить оптимальное решение в проблемной ситуации.

Оценочные шкалы разработаны на основе стандартизации первичных оценок с помощью процедуры нормирования (таблица).

Таблица - Уровни оперативного интеллекта

Диапазоны значений

Уровни

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Крац

≤ 0,14

0,15 – 0,35

0,36 – 0,56

0,57 – 0,77

≥ 0 ,78

Ком

≤ 0,18

0,19 – 0,38

0,39 – 0,58

0,59 – 0,77

≥ 0 ,78

Копт

≤ 0,6

0,61 – 0,75

0,76 – 0,87

0,88 – 0,95

≥ 0 ,96

Кои

≤ 0,15

0,16 – 0,36

0,37 – 0,56

0,57 – 0,75

≥ 0 ,76

Так, проведенное нами исследование позволило обогатить деловую игру как инструментарий оценки уровня оперативного интеллекта и типовых особенностей принятия каждым испытуемым управленческих решений в проблемной ситуации. Данная диагностическая процедура не является самоцелью, а лишь промежуточным этапом для оптимизации процесса обучения руководителей принятию решений и развития их оперативного интеллекта.

По итогам исследования разработана компьютерная версия ДИ «У озера», сохранившая все достоинства оригинальной версии, но сокращающая время обработки ее результатов. Благодаря этому, каждый участник игры получает на экран монитора показатели, характеризующие степень оптимальности осуществляемых им действий. Разработан также алгоритм, позволяющий определять для каждого слушателя по сочетанию рассчитанных коэффициентов тип предпочитаемой им стратегии принятия управленческих решений и выявлять факторы, затрудняющие для него процесс формирования адекватного образа объекта и препятствующие информационной оперативности.

Человек, живущий в современном мире, включен в сложные динамические системы, обладающие такими признаками, как изменчивость и неопределенность. В таких условиях ему приходится принимать решения, которые часто бывают интуитивными, с опорой на шаблоны. Иногда решения принимаются методом «проб и ошибок», что нередко еще больше усугубляет ситуацию. Принятие управленческого решения является важным умением, которое формируется при обучении. Одним из основных методов обучения и формирования данного навыка является ДИ. Однако ДИ позволяет не только осуществлять обучающую функцию, но также и диагностическую, а, в некоторой степени, и прогностическую. Для этого она должна опираться на четкую и обоснованную систему оценок игровых результатов.

Итогом данного исследования явились разработанные критерии оценки уровня оперативного интеллекта по результатам ДИ «У озера», которые могут применяться для диагностики способности руководителей к оперативному принятию оптимальных решений в условиях неопределенности.

Список использованных источников

1 Галлямов, игры – эффективный инструмент активного обучения / . - Владивосток, 19с.

2 Завалишина, -генетический анализ оперативного мышления: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.01 / . – М.: 1985. – 397 с.

3 Кремень, М. А. К вопросу определения понятия «оперативный интеллект» / // Адукацыя i выхаванне. – 2006. - № 8. – С. 47-49.

4 Кремень, активного обучения: учеб. пособие / , . – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2000. – 133 с.

5 Кремень, управленческих решений в ситуации неопределенности (деловая игра): учеб.-методическое пособие / , . – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 35 с.

6 Платов, игры: разработка, организация, проведение / . – Новосибирск, 1991г. – 192 с.

7 Платов, управленческие технологии / . – М.: Дело, 2006. – 384 с.

8 Пушкин, мышление в больших системах / . М.: Энергия, 1965. 375 с.