Презентация по педагогике методы обучения. Формы и методы обучения. Типы учебной литературы

  • 18.01.2024

1 из 15

Презентация - Методы обучения

Текст этой презентации

Методы обучения

План Анализ подходов к определению понятия «методы обучения». Взаимосвязь приема и метода обучения Подходы к классификации методов обучения Традиционные методы обучения Инновационные методы обучения

Существует несколько подходов к определению понятия «метод обучения» Метод обучения – это… – это способ педагогически целесообразной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. (В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев) - способ работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков. (М. А. Данилов, Б. П. Есипов). - это способ взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю. К. Бабанский). - это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся (И. Ф. Харламов). - это способ совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. (Л.П. Крившенко)

Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: Обучающая 2. Развивающая 3. Воспитывающая 4. Мотивационная (выступают как средство побуждения к учению) 5.Контрольно-коррекционная (диагностика и управление процессом обучения учеников)

Взаимосвязь приема и метода обучения
- Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». - Отдельные приемы могут входить в состав различных методов - Один и тот же способ в одном случае выступает как самостоятельный метод, в другом – как прием обучения Прием и метод могут меняться местами Метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой.

Существуют различные подходы к классификации методов обучения.
Перцептивный подход (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский) за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия Методы обучения
Словесные методы
Наглядные методы
Практические методы
(источником информации выступает устное или печатное слово)
рассказ объяснение -беседа дискуссия, лекция работа с книгой
(источником информации являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия)
метод демонстраций метод иллюстраций
(предназначены для формирования практических умений и навыков)
упражнения практические и лабораторные работы

Управленческий подход (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или ином этапе обучения. Методы обучения: - приобретения новых знаний - формирования умений и навыков - применения знаний - закрепления и проверки знаний, умений и навыков

Гностический подход (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) основанием является характер познавательной деятельности учащихся
Методы обучения
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)
(преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти)
Репродуктивный метод
(учитель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по его заданию)
Метод проблемного изложения
(учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания)
Частично-поисковый (эвристический) метод
(учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь поэлементно)
Исследовательский метод
(учитель вместе с учащимися формулирует проблему, а они самостоятельно ее разрешают)

Субъектно-объектный подход (Е.Я. Голант) основан на уровне активности учащихся в процессе обучения
Методы обучения
Пассивные
- рассказ - лекция, объяснение экскурсия демонстрация наблюдение
Активные
- лабораторный метод - практический метод - работа с книгой

Бинарный подход (М.И. Махмутов) основан на сочетании способов деятельности преподавателей и учащихся
Методы обучения
Методы преподавания
- информационно-сообщающие - объяснительные - инструктивно-практические - объяснительно-побуждающие - побуждающие
Методы учения
- исполнительные - репродуктивные - продуктивно-практические - частично-поисковые - поисковые

Логический подход (А.Н. Алексюк) предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися Методы обучения: - индуктивные (от частных случаев, примеров, фактов – к обобщениям и выводам) - дедуктивные (от выводов, обобщений – к примерам, частным случаям, отдельным фактам)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств); - словесные (лекция, рассказ, беседа и др.); - наглядные (демонстрация, иллюстрация); - практические (опыты, упражнения, выполнение заданий); - логические, (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.); - гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные); - самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Методы стимулирования и мотивации учения
- методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.); - методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
Методы контроля и самоконтроля в обучении
- методы устного контроля (индивидуальный, групповой опрос, устный зачет, экзамен) - методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, письменные зачеты, и др.) - методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы); - методы самоконтроля
Целостный подход (Ю.К. Бабанский)

Традиционные методы обучения Эти методы выработаны в многовековой педагогической практике и являются основой организации и осуществления процесса обучения
Выделяют следующие традиционные методы обучения:
- Рассказ (рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение) - Объяснение - Беседа (вводная, беседа-сообщение новых знаний, сократические эвристическая, закрепляющая, контрольно-коррекционная беседа) - Лекция (информационные, проблемные, вводные, обзорные, эпизодические) - Учебная дискуссия - Работа с учебником и книгой (конспектирование, тезирование, реферирование, составление плана текста, цитирование и тд.) - Демонстрация (показ) - Метод иллюстраций - Упражнение (устные, письменные, графические, учебно-трудовые упражнения, вводные, основные, тренировочные и тд.) - Лабораторная работа - Практическая работа

Инновационные методы обучения Имеют следующие особенности: - «вынужденная активность» учащихся - принудительная активизацию мышления и деятельности - повышение эмоциональной включенности учащихся - творческий характер занятий - обязательность непосредственного взаимодействия учащихся между собой и учителем - формирование коллективных усилий, направленных на интенсификацию процесса обучения

Активные методы обучения -методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят - дидактические игры, - анализ конкретных ситуаций, - решение проблемных задач, - обучение по алгоритму, - мозговую атаку, - внеконтекстные операции с понятиями.
Интенсивные методы обучения используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.
Виды инновационных методов обучения

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Презентация по слайдам

Текст слайда: Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци

Текст слайда: Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д. Пойа Подготовила Бортникова Г.В.

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Слайд №10

Текст слайда: Рассказ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Учебная лекция – систематическое изложение материала. Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Дискуссия – обсуждение проблемы.

Слайд №11

Текст слайда: Иллюстрация - показ учащимся различных иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, схем, рисунков из учебника, зарисовок и записей на доске, моделей геометрических фигур, натуральных предметов и т. д. Демонстрация приборов, опытов, показ кинофильмов, диафильмов, слайдов, и т. д.

Слайд №12

Текст слайда: Упражнение - многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Лабораторная работа - проведение учащимися в условиях лаборатории опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы. Практическая работа - выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр.

Слайд №13

Текст слайда:

Слайд №14

Текст слайда:

Слайд №15

Текст слайда:

Слайд №16

Текст слайда:

Слайд №17

Текст слайда:

Слайд №18

Текст слайда:

Слайд №19

Текст слайда: Метод дидактических игр. Сущность – моделирование и имитация. Обучение по алгоритму.

Слайд №20

Текст слайда:

Слайд №21

Текст слайда: Решение проблемы путем высказывания идей для ее решения

Слайд №22

Текст слайда: Узнавание термина Определение понятия Раскрытие объема и содержания понятия Установление связей данного понятия с другим Практическая интерпретация понятия

Слайд №23

Текст слайда: Положительные эмоции по отношению к деятельности. Наличие познавательной стороны этой эмоции. Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Слайд №24

Текст слайда: Познавательные игры. Метод опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций Учебные дискуссии - метод создания ситуации познавательного спора. Создание ситуации успеха в учении путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности

Слайд №25

Текст слайда:

Слайд №26

Текст слайда: Соответствие методов принципам обучения. Соответствие целям и задачам обучения. Соответствие содержанию данной темы. Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. Соответствие возможностям самих преподавателей

Слайд №27

Текст слайда: Наименование решения Характеристика данного уровня принятия решения Стереотипные решения Педагог неизменно отдает предпочтение определенному стереотипу применения методов обучения независимо от специфики задач содержания, особенностей обучаемых. Решения типа проб и ошибок Педагог пытается менять выбор методов с учетом конкретных условий, но делает это путем стихийных проб, допуская ошибки, избирая новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. Оптимизированные решения Решения, которые принимаются путем научно обоснованного выбора наиболее рациональных методов для данных условий с точки зрения некоторых определенных критериев.

Слайд №28

Текст слайда: 1. По источнику знаний Словесные Наглядные Практические 2. По характеру познавательной деятельности Объяснительно-иллюстративный Проблемное изложение Частично-поисковый Исследовательский 3. Активные и интенсивные методы Метод дидактических игр Обучение по алгоритму 4. Методы науки в качестве учебных методов Мозговая атака Внеконтекстные операции с понятиями

Номинация " Современные методы и приемы обучения обучающихся и воспитанников".

Тема работы: "Методы обучения на уроках в начальной школе".

Методы обучения на уроках в начальной школе.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Д.Пойа

Современное общество находится в состоянии непрерывного развития и изменения. Система образования в таком обществе так же должна изменяться и совершенствоваться, чтобы соответствовать запросам со стороны общества и государства. И одним из таких способов, способностью системы образования отвечать вызовам времени, являются инновации - введения, причем качественно новые, в устоявшуюся систему образования.
Необходимость усвоения учащимися большого объёма информации, и выработки практических навыков по её применению ведет к созданию педагогами новых способов подачи информации, новых технологий и способов обучения, заставляет искать творческие подходы к методикам обучения.
Исходя из степени активности учащихся в учебном процессе, методы обучения условно разделяют на два класса: традиционные и активные. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы.
Из этого можно сделать вывод, что одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.
Цель использования активных методов обучения учителем - создание у учащихся устойчивой мотивации к обучению и познанию мира в целом. Возможность не только узнать, запомнить и воспроизводить информацию, но и применять её на практике позволяет учащимся значительно повысить результативность в изучении школьных предметов и развивает способности к обработке информации (классификация, обобщение, сходство и различие и т.д.).
Китайская пословица гласит: «Скажите мне - я забуду, покажите мне - я запомню, вовлеките меня - я пойму».

Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

10% того, что читает;

20% того, что слышит;

30% того, что видит;

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;

80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;

90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Эти данные подтверждают утверждения многих педагогов и психологов о необходимости использования активных методов обучения для достижения результативности и мотивации учащихся, как сказал Н. А. Умов:
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.»

Таким образом, мы видим, что активные методы обучения расширяют творческую составляющую урока, способствуют активной работе на уроке каждого ученика,

всецело вовлекая его в процесс изучения нового материала, позволяют учащемуся

сформировать свою точку зрения и получить реальный опыт применения полученных знаний.
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения. Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский) . Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А. Сухомлинский.

Требования к методам обучения:

научность методов

доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников

результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников

необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит:

От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.

От времени, отведенного на изучение того или иного материала.

От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.

От уровня подготовленности учащихся.

От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Создается доброжелательная атмосфера. Формируется высокий уровень мотивации. Придаётся большое значение способам учебной работы. Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу.

На уроках работают все и работает каждый. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Ученик - активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.

Учитель - консультант, наставник, партнер.

Задача учителя - определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.

Особенности современных методов обучения:

Метод-это не сама деятельность, а способ её осуществления.

Метод должен обязательно соответствовать цели урока.

Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Каждый метод имеет своё предметное содержание.

Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений:

Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей.

Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности.

Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип развития творческих способностей учащихся; принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности; принцип гуманизации начального образования.

Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов. Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю.

Умения: демонстрирую детям свое полное к ним доверие; организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога; не нарушаю единство логической структуры урока; исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению; стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность.

Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы. Наиболее продуктивными считаю:

Игровые формы;

Организация групповой, парной и индивидуальной работы;

Организация самостоятельной деятельности учащихся;

Создание конкретных ситуаций, их анализ;

Постановка вопросов, активизирующих диалог.

Проблемное обучение.

Считаю, что в своей работе надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество.

Игра

С. Френе сказал: «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям ».

Дидактические игры - вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

Пары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.

Проблемные методы.

Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию.

Проблемные методы способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Проблемный вопрос -вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания -задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод проектов

Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую в основном на уроках окружающего мира и литературного чтения. Например, «В гости к зиме», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии".

Метод дискуссии

Где человек творец - там он субъект. Потребность в общении - это первое проявление деятельности субъекта.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего

школьника, формирования его информационной культуры в соответствии с запросами современного общества. Применение учителями информационно-компьютерных технологий позволяет сформировать у младшего школьника умение работать с информацией, развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности и коммуникативную компетентность, а также более активно вовлекать учащихся в

учебный процесс. Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.
Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:

развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

усилить мотивацию учения;

сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Методы подведения итогов

Данный метод позволяет эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Например, "Ромашка"... Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

Методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Метод «Земля, воздух, огонь и вода». Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний - воздух, землю, огонь и воду. Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. В своей работе использую «Физминутки для глаз».

«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» .

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Литература:

Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. - 2010.

Методы обучения в школе

Слайдов: 15 Слов: 1111 Звуков: 0 Эффектов: 5

Содержание. Определение понятия «метод обучения». Различные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике. Классификация методов обучения в высшей школе. Средства обучения. Методы обучения. Термин «метод» от греч. «методос» - путь способ продвижения к истине. Классификация м\о по источнику знаний (словесные, наглядные, практические). Современная классификация м\о в высшей школе. Выделяются 2 группы методов: Методы первой группы делятся на 2 подгруппы: Информационно-развивающие Проблемно-поисковые. Репродуктивные методы: Пересказ учебного материала. Выполнение упражнения по образцу Лабораторная работа по инструкции. - Методы обучения в школе.ppt

Формы и методы обучения

Слайдов: 18 Слов: 1588 Звуков: 0 Эффектов: 0

Понятие методов, приемов обучения. Активные методы обучения. Проблема выбора методов обучения. Понятие методов обучения. Реализация образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения зависит от выбора метода. Понятие приемов обучения. Словесные методы (методы изложения). Изложение учебного материала может быть в виде объяснения или описания. Объяснение – форма овладения теоретическим учебным материалом. Продолжительность рассказа не более 10-15 мин. в начальных классах, 30-40 мин.- для старших. Беседа – представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом. - Формы и методы обучения.ppt

Технологии и методы обучения

Слайдов: 61 Слов: 3577 Звуков: 0 Эффектов: 0

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ Начальник отдела развития и качества образования к.т.н. Тарануха С.Н. Необходимость использования: Критерий показателя госаккредитации «Методическая работа» «Использование инновационных методов в образовательном процессе». ФГОС ВПО, установивший компетентностный подход, закрепил требование по использованию интерактивных методов в образовательном процессе. Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. таким образом, Зависимость технологий обучения от целей образования. - Технологии и методы обучения.ppt

Методы обучения

Слайдов: 18 Слов: 1171 Звуков: 0 Эффектов: 94

Методы обучения. Способы совместной деятельности педагога и учащихся. Классификация методов обучения. Классификация методов по “источнику знаний”. Классификация по возрастанию степени самостоятельности учащихся. Три основные группы методов. Оргдеятельностные методы. Требования к эффективности методов. Словесные методы. Демонстрация. Упражнения. Самостоятельная работа. Методы контроля. Практические методы. Дидактический практикум. Основания для классификации методов обучения. - Методы обучения.ppt

Способы обучения

Слайдов: 46 Слов: 2155 Звуков: 0 Эффектов: 52

Активные формы работы с педагогами. Великое благо. Развитие эмпатии педагогов. Сильные и слабые стороны. Вступление руководителя тренинга. Категория участников. Глоссарий. Методы обучения. Активные и интерактивные методы обучения. Формы интерактивного обучения. Бинарный урок. Выбор метода и формы обучения. Что отличает современный урок от традиционного. Средства обучения. Процесс обучения. Результаты обучения. Камин, доверху набитый дровами. Информация к размышлению. Механизмы организации учебного процесса. Объяснительный способ обучения. Этапы творческого урока. Проблемное обучение. - Способы обучения.ppt

Подходы в образовании

Слайдов: 59 Слов: 2442 Звуков: 0 Эффектов: 18

Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО. Компетентностный подход в образовании. Сущность компетентностного подхода. Усвоение суммы сведений. Компетентностный подход. Знания. Уровень образованности. Компетенция и компетентность. Компетенция. Индивидуально-психологическая особенность. Компетентность. Компетентность образовательная. Образовательные компетенции. Системно-деятельностный подход в образовании. Концептуальные положения. Параметры личностного развития. Социально-профессиональные особенности личности. Сотрудничество педагогов и обучающихся. Развитие происходит в деятельности. - Подходы в образовании.ppt

Дифференциация и индивидуализация обучения

Слайдов: 12 Слов: 1123 Звуков: 0 Эффектов: 164

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: проблемы методологии и технологии. Differentiation and Individualization of Learning Process in Modern High School. Новые смыслы дифференциации и индивидуализации New Philosophy of Differentiation and Individualization. Differentiation of Learning – Part of the Educational Management. Дифференциация как часть образовательного менеджмента. Дифференциация как принцип упорядочения множества Differentiation as a Principle. По уровню актуального развития (IQ, специальные способности). По целям обучения (по конечным задачам, которые будут решать). - Дифференциация и индивидуализация обучения.ppt

Стратегии преподавания

Слайдов: 46 Слов: 1666 Звуков: 0 Эффектов: 84

Стратегии преподавания в новых условиях. Лекция. Понятийный аппарат. Основные понятия. Пассивные стратегии. Способы коммуникации. Формы воплощения. Условия выбора. Экономия времени. Активные стратегии. Совместное обсуждение. Индивидуальные вопросы и комментарии. Повышенный общественный интерес. Возможность предотвращать уклонение от темы. Интерактивные стратегии. Организатор. Работа в группе. Подготовленность к обсуждаемой теме. Расширение ресурсной базы. Стратегии работы с информацией. Системные подходы. Креативные подходы. Подчинение. Позиции сравнения стратегий. Факторы выбора стратегии. - Стратегии преподавания.ppt

Активное обучение

Слайдов: 15 Слов: 410 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология активного обучения. История возникновения. Дьюи, К. Д. Ушинского и других. Взгляды сторонников активности ученика. Сократ (399 до н. э.) видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании. Настаивал, что обучение должно научить мыслить. В. А. Сухомлинский (1918-1970) призывал специальными мерами и приёмами поддерживать желание учеников быть первооткрывателями. Дидактические предпосылки. Технология активного обучения включает: В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания. Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения. - Активное обучение.ppt

Методы обучения и воспитания

Слайдов: 33 Слов: 721 Звуков: 0 Эффектов: 2

Методы обучения Методы воспитания Методы исследования. Шесть фигур мышления. Цель – фигура треугольник. Точность – фигура круг. Точка зрения – фигура квадрат. Интерес – фигура сердце. Ценность – фигура бриллиант. Результат – фигура прямоугольник. Методы обучения. Метод (от греч. method – способ, путь к чему-либо) - способ реализации деятельности как системы. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Классификация методов обучения по Бабанскому. - Методы обучения и воспитания.pptx

Индивидуальный образовательный маршрут

Слайдов: 16 Слов: 568 Звуков: 0 Эффектов: 0

Индивидуальный образовательный маршрут. Нормативно-правовые основы организации ИОМ. Организационно-педагогический документ. Гуманитарный и системно-деятельностный подходы. Индивидуальная образовательная траектория. Дифференцированная образовательная программа. Образовательная программа. Принципы проектирования ИОМ. Тьюторское сопровождение. Этапы технологии реализации ИОМ. Организационно-педагогические условия. Содержательная основа ИОМ. Временная структура ИОМ. Формы реализации. Контролирующая структура. Возможные риски и меры профилактики. - Индивидуальный образовательный маршрут.ppt

Формы обучения в ВУЗе

Слайдов: 46 Слов: 879 Звуков: 0 Эффектов: 0

Формы организации обучения в ВУЗе. Лекция. Основная форма организации обучения в ВУЗе. Требования к лекции. Анализ разных точек зрения. Виды лекций. Вводная лекция. Лекция-информация. Обзорная лекция. Проблемная лекция. Лекция-визуализация. Бинарная лекция. Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-конференция. Лекция-консультация. Разнообразие видов говорит о творчестве и мастерстве преподавателей. Функции лекций. Лекция информирует студента о достижениях науки. Лектор разъясняет и объясняет суть теории. Лекция осуществляется через доказательность утверждений лектора. - Формы обучения в ВУЗе.ppt

Исследовательский семинар

Слайдов: 14 Слов: 947 Звуков: 0 Эффектов: 0

Исследовательский семинар. История российской повседневности. Овладение первичными навыками. Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками. Овладение первичными навыками академической работы. Компетенции обучающегося. Жанры исторического письма. История повседневности. Поиски информационных ресурсов. Библиографический поиск. Информационные ресурсы. Исследовательский проект. Составление библиографии. - Исследовательский семинар.ppt

Системный подход

Слайдов: 29 Слов: 2208 Звуков: 0 Эффектов: 0

Системный подход. Основная миссия образования. Достижения «Образования для всех». Доступ к дошкольному образованию. Достижение цели образования. Проблемы качества образования. Показатели. Международные мониторинги. Часть школьников. Качество образования. Текст. Текст уровня второго класса. Влияние плохого качества образования на развитие. Нехватка ресурсов. Непрерывное воспроизведение глобального неравенства. Основные отправные позиции. Неадекватные технические инструменты. Полноценный анализ. Низкий ‘абсолютный’ заданный критерий. Ответ ЮНЕСКО. Исходные условия для КДКОО. Качественная образовательная система. - Системный подход.ppt

Активные методы обучения в начальной школе

Слайдов: 12 Слов: 456 Звуков: 0 Эффектов: 0

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе. Свойства бумаги. Метод. Работа над загадками. Проблемная ситуация. Знакомство со свойствами бумаги. Интерактивная технология. Активный метод. Отношение участника к собственному действию. Особенности. Выход из сложившейся проблемной ситуации. - Активные методы обучения в начальной школе.ppt

Активные формы обучения

Слайдов: 13 Слов: 405 Звуков: 0 Эффектов: 0

Активные формы обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной школе. Цели: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника. Задачи: - освоение знаний о здоровом образе жизни; - возможные причины возникновения опасных ситуаций различного характера; меры и правила безопасности; правила поведения в опасной ситуации; использование средств спасения. Формы работы, повышающие уровень активности обучения. Нетрадиционные формы проведения уроков (деловая игра, соревнование, семинар, экскурсия, интегрированный урок); Нетрадиционные формы учебных занятий (интегрированные, объединенные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные, творческие мастерские и др.); Игровые формы; Диалогическое взаимодействие; Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.). - Активные формы обучения.ppsx

Интерактивное обучение

Слайдов: 31 Слов: 1293 Звуков: 0 Эффектов: 0

Инновационные технологии в профессиональном образовании. Классификация инновационных технологий обучения. Обучение, основывающееся на психологии. Интерактивный метод. Пассивный метод обучения. Активный метод обучения. Интерактивный метод обучения. Интерактивные технологии обучения. Роль педагога в реализации интерактивного метода. Классификация интерактивных технологий. Неимитационные технологии. Имитационные технологии. Формы интерактивного обучения. Проблемная лекция. Семинар - диспут. Учебная дискуссия. Мозговой штурм. Дидактическая игра. Формы работы. Стажировка. Технологии проектного обучения. - Интерактивное обучение.ppt

Активные методы обучения

Слайдов: 14 Слов: 1374 Звуков: 0 Эффектов: 0

Активные методы обучения. Признаки методов активного обучения. Признаки методов активного обучения Проблемность. Взаимообучение. Индивидуализация. Исследование изучаемых проблем и явлений. Непосредственность, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. Мотивация. Творческий характер учебно-познавательной деятельности. Состязательность, игровой характер проведения занятий. Эмоциональное воздействие. Классификация методов активного обучения в ВУЗе (А.М.Смолкин). Неимитационные. Имитационные. Игровые. Неигровые. Активные методы обучения: лекции и доклады. - Активные методы обучения.ppt

Интерактивные формы обучения

Слайдов: 17 Слов: 680 Звуков: 0 Эффектов: 0

Методика использования интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Основные принципы интерактивной стратегии. Виды интерактивных методов обучения. Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии. Какие ассоциации у Вас вызывает слово «Игра». Игра (в образовании). Собственное определение понятия «Игра». Потенциал игровых подходов в преподавании. Задачи учебных игр. Опасности и трудности. Элементы и характеристики игры. Классификация игр. - Интерактивные формы обучения.ppt

Личностно-ориентированные технологии обучения

Слайдов: 29 Слов: 3219 Звуков: 0 Эффектов: 101

Семинар. Знакомство с сущностью личностно ориентированной технологии. Метод «Ассоциации». Роль психолого-педагогической диагностики. Разработка системы знаний. Личностно-ориентированные технологии. Технология ЛОРО. Технология полного усвоения знаний. Технология разноуровневого обучения. Технология коллективного взаимообучения. Преимущества КСО. Технология модульного обучения. Модуль обучения. Принципы учебного процесса. Результаты психолого-педагогического обследования. Планирование и технология проведения. Схема комплексного анализа урока. Обобщенный механизм технологии обучения. - Личностно-ориентированные технологии обучения.ppt

Традиционное и личностно-ориентированное обучение

Слайдов: 64 Слов: 1564 Звуков: 0 Эффектов: 53

Организация учебно-воспитательного процесса. План проведения педсовета. Факторы, определяющие систему УВП. Педагогические концепции. Черты современного массового человека. Становление образа человека. Тенденции современного общества. Образование. Становление человека. Тенденции развития современных теоретических основ педагогики. Отношение к ученику. Результаты исследований психологических механизмов развития личности. Положительные аспекты традиционного обучения. Основные образовательные процессы традиционного обучения. Основные образовательные процессы ЛОО обучения. - Традиционное и личностно-ориентированное обучение.ppt

Модульная система обучения

Слайдов: 14 Слов: 411 Звуков: 0 Эффектов: 82

Страшная опасность. Понятие «модуль». Состав модуля. Отличия модульного обучения. Цель модульного обучения. Исходные научные идеи. Последовательность действий учителя. Технологическая карта. Создание модульной программы. Частные дидактические цели. Последовательность действий учителя при составлении модуля. Форма учебного элемента. - Модульная система обучения.ppt

Модульное обучение в школе

Слайдов: 17 Слов: 644 Звуков: 0 Эффектов: 0

Модульное обучение в начальной школе. Исследование и открытие метода. Развитие учебного процесса. Модуль. МО – самостоятельная дидактическая система. Основные принципы модульной технологии П.Я. Юцявичене. Традиционная система обучения. Отличие модульной системы Т.И. Шамова. Алгоритм составления модуля. Достоинства МО. Цели и задачи работы группы. План работы. Формы и методы работы. - Модульное обучение в школе.ppt

Разноуровневое обучение

Слайдов: 33 Слов: 2958 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология разноуровневого обучения. Разноуровневое обучение. Активность. Соответствующий уровень. Психолого-педагогическая диагностика. Научные идеи. Результаты тестирования. Индивидуальность каждого ученика. Разделение учащихся. Необходимость проектирования целей. Принципы технологии. Создание педагогических условий. Работа с учащимися. Действия учителя и учащихся. Подготовка учебного материала. Методика уровневого обучения. Ученики. Факт. Объём материала. Уровень обязательной подготовки. Успех в обучении. Разноуровневый подход. Уроки закрепления и обобщения. Формы работы. - Разноуровневое обучение.pptx

Программируемое обучение

Слайдов: 27 Слов: 795 Звуков: 0 Эффектов: 2

Программируемое обучение. Обучение считается плохо управляемым. Усредненный общий темп изучения материала. Незнание учителем хода усвоения учащимися сообщаемых знаний. Затрудненность самостоятельной работы учащихся. Возникновение программированного обучения. Оптимизация выстраивания и управления образовательным процессом. Создать оптимальную среду для изучения математики. Основные формы программирования обучения. Линейная программа. Характеристика линейной программы. Вопросы или пробелы. Рамки программы. Разветвленная программа. Ответ. Уяснение причины. Цель разветвленного алгоритма. - Программируемое обучение.ppt

Дифференцированное обучение

Слайдов: 21 Слов: 893 Звуков: 0 Эффектов: 0

Китайская притча. Технология дифференцированного обучения. Структура педагогической технологии. Критерии технологичности. История вопроса. Цели дифференцированного обучения. Понятие дифференциации. Дифференцированное обучение. Виды внутриклассной дифференциации. Система совместной деятельности учителя и учащегося. Этапы организации дифференцированного обучения. Критерии. Особенности групп. Учащиеся с пониженной обучаемостью. Направления дифференциации обучения. Дифференциация учебных заданий. Технологическая схема. Исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей. - Дифференцированное обучение.ppt

Технология педагогических мастерских

Слайдов: 14 Слов: 395 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология педагогических мастерских. Сущность технологии. Принципы построения мастерских. Этапы мастерских. Индукция. Самоконструкция. Социоконструкция. Социализация. Разрыв. Анализ успеха. Дорогая техника. Ограничения на применение технологии. Недостаточная готовность. Ограничения не являются непреодолимыми. - Технология педагогических мастерских.ppt

Интерактивные методы обучения

Слайдов: 12 Слов: 355 Звуков: 0 Эффектов: 0

Интерактивные методы обучения. Деятельностный метод. Слово «интерактив» (англ.). Интерактивное обучение – обучение через опыт. Переживания участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация) Осмысление полученного опыта Обобщение Применение на практике. Решает три главные задачи: Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…) Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений) Социально-ориентированная. Основные особенности интерактива: Разработаны специальные приёмы для интерактива (для работы в парах, группами, коллективно): Мозговой штурм Два, четыре – вместе Мозаика Микрофон Аквариум Живая линия Большой круг Кто больше? - Интерактивные методы обучения.ppt

Личностно-ориентированное обучение

Слайдов: 16 Слов: 583 Звуков: 0 Эффектов: 7

Личностно-ориентированное обучение. Целью российского образования в настоящее время. Задача школы. Личностно-ориентированное образование. Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: Разноуровневый Дифференцированный Индивидуальный Субъктивно-личностный. Особенность личностно-ориентированного подхода. Образовательный процесс должен быть направлен на. Усвоение знаний. Развитие познавательных сил. Способы усвоения и процессы мышления. Развитие творческих способностей. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода. Технология индивидуального обучения Коллективный способ обучения. - Личностно-ориентированное обучение.ppt

Личностно-ориентированные технологии

Слайдов: 19 Слов: 432 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основные концептуальные идеи технологии личностно-ориентированного воспитания. Тенденции развития современных основ педагогики: Система отношений «педагог-ребенок». Концептуальные положения. 1. Центр концепции - Человек. 2. Переход в сферу субъект- субъектных отношений. 3.Создание условий для раскрытия личностного потенциала. 4. Самовоспитание. Ценности личностно-ориентированного воспитания. Человек. Культура. Творчество. Модель личностно-ориентированного воспитания. Развитие личности. Учет особенностей. Выделение групп. Однородные группы. Ребенок- уникальная индивидуальность. - Личностно-ориентированные технологии.ppt

Модульное обучение

Слайдов: 33 Слов: 1337 Звуков: 0 Эффектов: 0

Организация модульного обучения. Программа проекта. Задачи: Программа. Состав группы. Особенности модульного обучения (МО). Отличительные черты МО. Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах. Формы общения учителя с учащимися меняются. Отношения становятся более паритетными. Задачи МО. Развитие интеллекта, памяти и речи учащихся. Формирование коммуникативных навыков. Формирование навыков самопознания на основе рефлексии. Теоретические основы МО. Деятельностный подход к обучению (исследования А.Н.Леонтьева). Теория развивающего обучения (Л.С.Выготский). - Модульное обучение.ppt

Технология модульного обучения

Слайдов: 17 Слов: 1032 Звуков: 0 Эффектов: 0

Модульная технология обучения. Понятие педагогической технологии. Важность модульного обучения. Модульное обучение. Сущность модульного обучения. Направления реализации модульного обучения. Поуровневая дифференциация обучения. Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала. Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи. Организация индивидуального контроля. Учащиеся работают в индивидуальном темпе. Разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке. Требование к модульному обучению. Основы технологии модульного обучения. - Технология модульного обучения.ppt

Педагогическая мастерская

Слайдов: 14 Слов: 921 Звуков: 0 Эффектов: 0

Педагогическая мастерская как творческий метод реализации философии образования. Что такое педагогическая мастерская? Проблемное поле педагогической мастерской. Педагогическая мастерская как творческий процесс. В результате в процессе интуитивного поиска в сознании участников проявляется нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление закономерностей творческого процесса (рефлексия). Педагогическая мастерская - форма самосознания (рефлексия). Рефлексия. В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Педагогическая мастерская как озарение. Восхождение заранее планируется руководителем мастерской. - Педагогическая мастерская.ppt

Самостоятельная работа на уроке

Слайдов: 68 Слов: 1952 Звуков: 0 Эффектов: 41

Требования к самостоятельной работе. Наличие конкретной цели. Наличие конкретного задания. Чёткая форма выражения результата ср. Определение формы проверки ср. Обязательность выполнения ср каждым учеником, получившим задание. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения ср. Пять групп. Анкета для учащихся. Наши учителя при обучении применяют принципы управления. Таблица для сбора данных, характеризующих постановку самостоятельной работы на уроке. Была ли на уроке самостоятельная работа? -

Ульяновск 2012 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, Обеспечивающих усвоение содержание образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.(Ю.К. Бабанский). система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (И.Я.Лернер). система регулятивных принципов и правил целенаправленной деятельности учителя и коллектива учащихся, реализуемых через сочетание методических приёмов решения определённого круга дидактических задач (М.И. Махмутов) МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По источнику передачи и восприятия учебной информации Словесные Рассказ Лекция Беседа Диспут Конференция Объяснение Дискуссия Наглядные Наблюдение Демонстрация Практические Опыты Упражнения Выполнение трудовых заданий По логике передачи и восприятия учебной информации дедуктивные индуктивные От общего к частному От частного к общему ПО СТЕПЕНИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ репродуктивные Объяснительноиллюстративные Беседа Работа с книгой Устное изложение Наблюдение продуктивные Проблемное изложение Проблему решает учитель Проблемная ситуация Проблемная задача Частично -поисковый репродуктивные Беседа Диспут (вывод делается совместно) Программированное обучение исследовательский Экспериментальная работа Творческая работа ОБЪЯСНИТЕЛЬНО – ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МЕТОД Если ученик знает от учителя, из какого знания надо исходить, через какие промежуточные задачи надо пройти, каким образом их решить, то его функции сводятся к запоминанию и воспроизведению. Этот метод соответствует традиционному взгляду на образование как передачу молодому поколению знаний и опыта старшего поколения и остаётся пока наиболее распространённым Начальные условия, планируемые результаты Способы решения промежуточных задач Промежуточные задачи ПРОГРАММИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Если ученику неизвестны промежуточные задачи, но открыто всё остальное. Ученик знает, из чего исходить и что делать. Главное понятие – обучающая программа - это совокупность материала и предписаний для работы с ним. Процесс полностью детерминирован. Средства реализации: печатное пособие, компьютер, человек Эвристический метод обучения В случае, когда открыты промежуточные задачи, но способ их решения не сообщается, ученику приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Можно скрыть и промежуточные задачи и их решения, тогда возникает противоречие между знаниями и необходимыми, т.е. ученик попадает в проблемную ситуацию. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (МОДЕЛЬНЫЙ) МЕТОД ОБУЧЕНИЯ Исходные условия не выделяются учителем, а выбираются учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми, при необходимости возвращается к началу, вносит изменения в начальные условия и вновь проходит весь путь. И до тех пор, пока ученик либо достигнет планируемых результатов, либо докажет, что это невозможно. Закрывая от ученика вместе с начальными условиями разные элементы схемы, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Меняется позиция учителя: из транслятора содержания обучения, он превращается в менеджера, организатора коммуникаций и эксперта, Функции его состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе получаемых учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Резко растёт и эффективность обучения. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный ТАБЛИЦА КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) За высокую эффективность приходится платить. Прежде всего необходимо менять себя. Переход от традиционных моделей обучения «мудрец на подмостках» к личностно ориентированным стратегиям и деятельности типа»советник под рукой» требует длительного процесса профессионального развития – такого, который лежит далеко за пределами ресурсов и опыта большинства учебных заведений. Необходимо создание образцов для подражания, через которые опыт можно передать другим училищам. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Позиция ученика: объект научения, получатель готовой информации активный субъект учения, самостоятельно добывающего информацию активный субъект учения, конструирующий необходимые способы действий. Схема метода Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (ПО ГУЗЕЕВУ В.В.) Позиция учителя: транслятор содержания обучения, менеджер, организатор коммуникаций эксперта Схема метода Функции учителя-эксперта: грамотная постановка задач, организации процесса их решения экспертиза решений на предмет соответствия планировавшимся результатам. Название метода Объяснительно-иллюстративный Программированный Эвристический Проблемный Модельный СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕТОДОВ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ. Задаётся три вопроса Начальные условия актуализировал учитель нет модельный да Их решение дал учитель Промежуточные задачи сформулировал учитель нет да Их решение дал учитель нет да Объяснительноиллюстративный эвристический нет да Программированный проблемный ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ Под руководством учителя Самостоятельная работа Работа с книгой Выполнение письменного задания Лабораторная работа МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методы стимулирования интереса к учению Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуации занимательности Создание ситуации успеха Реализация ситуации неуспеха По характеру управления учебной работы Формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Предъявление требований Упражнения в выполнении требований Состязательность, поощрения, наказания Методы устного контроля и самоконтроля в обучении Устные экзамены Индивидуальны й опрос Программиро ванный опрос Фронтальный опрос Устный самоконтроль Устные зачёты