Как выучить прозу наизусть за 5 минут. Как быстро выучить текст наизусть: техника запоминания на основе вашего типа памяти. Как запомнить большой текст

  • 26.01.2024

Иногда просто необходимо запомнить достаточно большой отрывок текста. Для того, чтобы сделать этого легко и не затратить много времени необходимо использовать методы, которые помогают как быстро выучить прозу, так и различные стихи.

Как быстро выучить прозу по литературе?

Для начала медленно прочтите отрывок и постарайтесь полностью его понять. Потом начинайте читать текст по предложениям, прочитав каждую фразу, закрывайте глаза и старайтесь представить себе «картинку» описываемых событий. Это так называемая «техника ассоциаций», доказано, что человек легче запоминает , если нарисует в своем воображении всю картину происходящего. При помощи этого способа можно как быстро выучить стихотворение в прозе, так и любой другой текст, даже технический.

Теперь разбейте текст на абзацы и начинайте читать их, одновременно представляя описываемые события. Перед тем как перейти к новому отрывку, постарайтесь по памяти воспроизводить ранее прочитанные предложения. По окончании процесса обязательно сделайте перерыв на 30-40 минут. Кстати, если абзац превышает 4-5 фраз, то лучше будет разделить его на 2 части.

После перерыва еще раз прочитайте текст целиком, и постарайтесь воспроизвести его по . Если результат вас не устроит, необходимо еще раз проделать упражнение написанное выше.

Еще один способ, который можно использовать, как для того чтобы быстро выучить стих в прозе, так и для запоминания различных других текстов, это рисование картинок. Попробуйте на листе схематично изображать то, о чем идет речь в предложении. Далее используйте эти рисунки как подсказки при попытке воспроизвести текст по памяти. Те предложения, которые запоминаются хуже всех остальных, можно несколько раз переписать от руки.

Если человек слышит: «Надо быстро выучить текст!», на ум ему приходят образы школы или института. Ведь когда люди получают образование, им приходится усваивать много информации полезной и не очень. Но порой выучить текст быстро нужно не только школьникам и студентам. Расскажем о методах усвоения и длительного запоминания информации.

Мало найдется людей, которые «школьные годы чудесные» вспоминали бы с придыханием, особенно это касается заучивания стихотворений А. С. Пушкина. Поэтому у взрослых аллергия на его произведения. Зубрежка – это насилие над телом и духом человека, но в эффективности ей не откажешь, но работает она не всегда и не со всеми. Чем можно заменить зубрежку?

  • Память не работает в шумной обстановке. Если над ухом ученика работает телевизор, магнитофон, а по социальным сетям добиваются общения друзья, то в таком окружении хоть что-то выучить трудно, запомнить собственное имя и то проблематично.
  • Понимание – это главное. Если до сознания не доходят слова, то каким бы классическим и замечательным текст ни был, человек его не запомнит, и силы уйдут в пустоту.
  • После того как основной пласт смысла усвоен, текст разбивается на части и каждая часть учится отдельно, потом эти «лоскуты» сшиваются воедино.
  • Следующий этап – найти слушателя и рассказать ему выученный материал.
  • Чередуйте режимы отдыха и работы, чтобы не сойти с ума и увеличить эффективность.

Человек запоминает лучше, если понимает. Но иногда метод этот не работает. Потому что девушка или парень учат названия костей человека на латыни, и тут без дедовского способа – зубрежки не обойтись.

Как выучить много текста: метод образов

Понимание не всегда помогает, и история знает случаи, когда этот метод просто не работает. Обратимся к иным способам запомнить прочитанное. Существует известный пример, когда мнемонисты запоминали последовательность карт, идущих в колоде. Как они это делали? Очень просто – они придумывали историю, которая бы связывала очередность карт в колоде.

Как быстро выучить текст?

Мнемонист – человек, способный запоминать огромное количество информации, используя специальные техники

Вернемся к костям. Допустим, человек учит строение человеческого тела на латыни в подробностях. Пусть он представит, что к врачу пришел больной, и доктор устраивает пациенту детальный осмотр. В сюжет истории попадают неслучайно те самые кости на латыни.

Как быстро выучить текст наизусть: метод шпаргалок

На воображение не всегда можно положиться. Если вспомнить народную мудрость (что написано пером, не вырубить топором), то можно использовать бумагу и ручку или клавиатуру и экран. Человек должен делать конспекты. Есть ли правила? Да, вот они.

Как известно, возможности нашего мозга безграничны, главное, направить ваши мысли в нужное русло. Мышление, память и другие процессы не только можно, но и нужно развивать в течение всей жизни. Занимаясь их развитием, можно сформировать отличнейшую память, да и в целом подняться на новый уровень развития.

Итак, рассмотрим несколько методик и узнаем, как быстро выучить текст, а также узнаем, какие типы памяти бывают и как ее укрепить.

Каждый человек с детства уже знает, как ему проще запомнить информацию. Как давно известно и специалистам и обывателям, существует пять типов памяти, которые связаны с нашими чувствами, и у каждой свои особенности. Рассмотрим их.

Как быстро выучить текст человеку со зрительной памятью

1. Если вам проще наизусть запомнить информацию в виде какого-то образа или какой-либо картинки или страницы из учебника, то скорее всего у вас развита зрительная память.

У большинства людей именно этот тип запоминания преобладает над другими. Если вы относитесь к этой категории, то советом будет открыть нужную страницу и попытаться запомнить ее полностью, посчитайте количество абзацев, тип шрифта, а после закройте глаза и постарайтесь ее визуализировать.

Нужно добиться, чтобы внутренним взором увидеть мысленную копию страницы. Затем начинаем заучивать по небольшим отрывкам, периодически подглядывая в текст и вспоминая воображаемую страницу.

Текст можно учить как по предложениям, так и целыми абзацами, а можно разделить его на смысловые отрывки с ключевыми словами.

Как быстро выучить текст, если у вас слуховая память

2. Если вам легче запомнить информацию на слух, значит, вы счастливый обладатель слуховой памяти. Тогда попробуйте начитать большой отрывок либо весь текст на диктофон и периодически прослушивать его в течение дня, либо зачитывайте себе или добровольному помощнику вслух фрагменты материала и старайтесь по памяти его пересказывать.

Техника якорения

3. Обладателям таких типов памяти, как обонятельная, вкусовая, тактильная, можно посоветовать использовать так называемую технику "якорения", то есть при изучении отрывков нюхать какое-либо эфирное масло, жевать фруктовую жвачку или перебирать в руке, например, деревянные четки или камешек. Тогда, если вам понадобится вспомнить заученное, просто примените тот предмет который был у вас в тот момент.

После заучивания стоит отвлечься и позаниматься другими делами: вымыть посуду или прогуляться. Это нужно, чтобы не перетрудить мозг однообразными действиями и дать ему время на обработку данных. Перед сном еще раз повторить материал, ведь ночью мозг не спит, а систематизирует знания.

Существуют также стандартные методики, которые помогут проще запоминать материал в дальнейшем. Например, утром, еще лежа в кровати, можно посчитать от 1 до 100. Просто, скажете вы, а если считать в обратном порядке?

Стоит также как можно меньше пользоваться калькулятором и выполнять простые математические действия в голове. Сначала это вызовет некоторые затруднения, но со временем это входит в привычку.

Пусть вам напишут список из 15-20 слов, а вам после минутного запоминания требуется его воспроизвести в том же порядке. Ну и тренировке памяти также способствует написание писем или дневников. Ведь потребуется вспомнить, что вы сегодня делали днем, где были и что видели.

Общей рекомендацией для всех будет постараться приступать к изучению материалов отдохнувшими, сытыми и бодрыми, тогда будет намного проще усвоить информацию. Если необходимо выучить много текста, не приступайте к изучению, если у вас имеются неоконченные отвлекающие дела, справиться будет намного сложнее.

Также важным моментом будет понимание сути текста. Потратив некоторое время на осмысление материала, легче будет его выучить.

Возможно, вам будет полезна следующая подборка видео:

В критической ситуации, когда хочется и стишок рассказать, и выйти погулять, стоит знать способы быстрого заучивания рифмовых произведений.

Можно ли осилить длинный стих за 5 минут? Есть простые техники запоминания, которые помогут и взрослым, и детям. Читайте, как быстро выучить стих.

Домашнее задание не выучено, а стихотворение нужно рассказывать уже на следующем уроке? Есть способ избежать позора – прогулять занятие.

На самом деле за 5 минут выучить стихотворение сложно, но есть способы, которые помогут запомнить за этот промежуток времени часть строф.

Важно! Для хорошего запоминания большого отрывка поэмы нужно затратить минимум час.

Для быстрого заучивания рифмованных строчек нужно задействовать максимально мозговые способности. Добиться этого можно активизацией концентрации и внимания.

Попробуйте следовать следующей инструкции:

  1. Читайте вслух. Проговаривайте каждую строфу. Лучше делать это в тишине, когда никто не мешает и со всех сторон не слышны посторонние звуки.

    Именно по этой причине заучивание в школе на перемене не приносит долгожданных результатов. Начитывайте длинное произведение не менее 5 раз.

  2. Фантазируйте. Визуализация поможет понять смысл поэмы и вникнуть в суть, которую хотел донести автор.

    Сопоставьте себя с главным героем, представляйте его путешествие, характер или действия. Выстраивайте в голове образные логические цепочки, создавайте ассоциации.

  3. Перепишите текст на листик. Этим вы задействуете еще и моторную память. Можно во время переписывания медленно проговаривать вслух слова.

    Поделите стихотворение на несколько логических частей, дайте каждому столбику свое маленькое название.

  4. Всматривайтесь в строки. Обратите внимание… на запятые.

    Странный способ, но зрительная память может запомнить не буквы, а детали в нужный момент. Старайтесь визуализировать расположение текста в книге.

  5. Повторение – мать учения. Просто зациклитесь на выполнении поставленных задач.

    Повторяйте с первого по четвертый шаг, пока в памяти не отложится часть прочитанного стихотворения.

Совет! Сделайте шпаргалку и напишите на отдельном листе только первые слова каждой строчки. Попробуйте по написанному вспомнить произведение целиком.

Секреты выучивания сложных стихов и на английском языке

Английский язык может вызвать ряд проблем у школьников и даже у взрослых людей, которые впервые сталкиваются с иностранной грамматикой.

Есть несколько методов, которые помогут лучше запомнить сложный стих:

  • Переведите текст на русский язык, чтобы иметь понятие, о чем говорится в тексте.
  • Выговаривайте окончания и громко декларируйте каждое слово.
  • Первые прочтения должны быть с начала до конца, но потом разделите стихотворение на несколько частей по 1-2 столбика.
  • Делайте перерывы для мозга. Не стоит учить без передышки в течение часа. Достаточно посвятить заучиванию 30 минут, отдохнуть и вновь приняться за дело.

Перед тем, как садиться за учебу и учить стихотворение, нужно отдохнуть и набраться сил. Не только мозгу нужна зарядка, но и желудку.

Стимулирует мозговую активность шоколад. Маленькая подзарядка поможет детям и взрослым быстрее справиться с поставленной задачей.

Важно! Чем сложнее стихотворение и объемнее, тем больше времени понадобиться для запоминания.

Как выучить стих с ребенком до 3 лет

Для детей учение стихотворения может стать интересной игрой. Особенно активничают малыши в 3 года.

Чтобы процесс запоминания принес удовольствие и детям, и родителям, попробуйте учить четверостишья по следующим правилам:

  • Выбирайте текст, приуроченный к празднику. Для осеннего бала можно выучить стих о листопаде, на Новый год – о зиме.
  • Рассказывайте предысторию. Объясняйте малышу, что торжественно в определенный час посвятит малыш четверостишье бабушке или Деду Морозу.
  • Нарисуйте стихотворение. Согласно строкам, о которых рассказывает четверостишье, покажите красоту природы на листе бумаги.
  • Преподносите обучение в игровой форме. Сидеть ровно за партой и заниматься зубрежкой ребенок до 3 лет не будет. Приготовьтесь к тому, что процесс заучивания может затянуться.

Совет! Хвалите ребенка за каждое слово, которое он запомнил и воспроизвел. Пообещайте вкусную конфету, если малыш расскажет стихотворение полностью.

Быстрый способ выучить стих за 5 минут

Есть еще один очень простой способ выучить стихотворение. Перечитайте произведение несколько раз, повторите вслух строки, создавайте образы и визуализируйте ситуацию, которая происходит в тексте.

После этого попробуйте:

  • Откройте книгу и закройте концовки строк рукой. Читайте вслух, вспоминая слова, которые прикрыты.
  • Воспользуйтесь линейкой. Теперь прикрывайте текст перпендикулярно вышеупомянутому способу. С каждой строчкой, которая уже рассказана, открывайте новую.

Старайтесь заранее учить стихи, а не за 5 минут. Кроме запоминания текста написанные произведения искусства требуют интонационной передачи смысла.

От творчества великих поэтов нужно получать удовольствие, а не сидеть в углу с несчастным учебником по литературе.

Полезное видео

Для начала медленно прочтите отрывок и постарайтесь полностью его понять. Потом начинайте читать текст по предложениям, прочитав каждую фразу, закрывайте глаза и старайтесь представить себе «картинку» описываемых событий. Это так называемая «техника ассоциаций», доказано, что человек легче запоминает информацию, если нарисует в своем воображении всю картину происходящего. При помощи этого способа можно как быстро выучить стихотворение в прозе, так и любой другой текст, даже технический.

Теперь разбейте текст на абзацы и начинайте читать их, одновременно представляя описываемые события. Перед тем как перейти к новому отрывку, постарайтесь по памяти воспроизводить ранее прочитанные предложения. По окончании процесса обязательно сделайте перерыв наминут. Кстати, если абзац превышает 4-5 фраз, то лучше будет разделить его на 2 части.

После перерыва еще раз прочитайте текст целиком, и постарайтесь воспроизвести его по памяти. Если результат вас не устроит, необходимо еще раз проделать упражнение написанное выше.

Еще один способ, который можно использовать, как для того чтобы быстро выучить стих в прозе, так и для запоминания различных других текстов, это рисование картинок. Попробуйте на листе схематично изображать то, о чем идет речь в предложении. Далее используйте эти рисунки как подсказки при попытке воспроизвести текст по памяти. Те предложения, которые запоминаются хуже всех остальных, можно несколько раз переписать от руки.

Техника эффективного и прочного запоминания стихов и прозы

У этой страницы есть приложение:

Как происходит процесс говорения? А очень просто - я открываю рот и оттуда вылетают слова. Я не конструирую речь по ходу дела. Я воспроизвожу фразы из своей памяти, лишь слегка редактируя их, подгоняя под конкретную ситуацию. А если моя память не содержит подходящей фразы, то я теряюсь и не нахожусь, что сказать. Впрочем, человек - существо изворотливое, он обыкновенно всеми силами старается избегать ситуаций, для которых у него нет в запасе подходящих слов. Многие из тех, кто думает, что знает русский язык в совершенстве, на самом деле просто ведут очень ограниченный образ жизни, для которого вполне достаточно весьма убогого владения языком.

Для того чтобы подходящая фраза оказалась в памяти, ее надо заранее туда поместить, то есть, попросту говоря, выучить. Известно, как учат язык маленькие дети. У всякого ребенка обязательно есть какая-нибудь любимая сказка, которую он заставляет родителей рассказывать ему много-много раз, пока он сам не будет знать ее наизусть. Потом интерес к этой сказке вдруг резко пропадает, и статус «любимой» занимает уже другая. То же самое - со стихами, с книгами, с фильмами.

Когда же ребенок вырастает, у него откуда-то появляется установка, что если он один раз прочитал какую-то книгу, то уж во второй раз читать ее незачем. После этого его прогресс существенно замедляется, и ему остается только дивиться «необыкновенной» способности маленьких детей к языкам.

Язык, по большому счету, - это всё то, что на нем сказано, написано, спето. Среди сказанного, написанного и спетого есть особенно удачные вещи, которые имеет смысл знать наизусть.

К великому сожалению, эта идея оказалась не чужда школьным методистам, и те постарались извратить и дискредитировать ее как только можно. Картина выглядит так. Учительница задает выучить, скажем, к пятнице стихотворение строчек этак в десять. В четверг вечером ребенок, как обычно, садится за домашнее задание на завтра. Технику заучивания наизусть ему, конечно, никто не объяснял. (Я уж не говорю про то, что никому в голову не пришло поинтересоваться, понравилось ли ему это стихотворение или нет). Как бы он ни старался, он не может за один вечер вызубрить десять строчек так, чтобы потом рассказать их у классной доски без запинок. На следующий день он получает свою законную «четверку», и на этом инцидент, что называется, исчерпан. Стихотворение можно со спокойной совестью забыть.

Спрашивается: есть разница между тем, как четырехлетний малыш учит наизусть свои любимые сказки, и тем, как восьмилетний школьник учит наизусть стихи, предписанные школьной программой? Насколько естественно и продуктивно первое, настолько же мучительно и бессмысленно второе.

Если мы хотим учить стихи легко, во множестве и на всю жизнь, то нам следует решительно отказаться от дурных школьных привычек! Главный принцип - не торопиться. Даже коротенькое стихотворение из десяти строчек невозможно хорошо выучить за один вечер. Но если я буду всего лишь прочитывать его вслух один раз в день на протяжении недели-двух, то оно запомнится как бы само собой. При этом результат практически не зависит от длины стихотворения. С тем же успехом это может быть целая поэма. Поэтому учить лучше сразу большой объем текста, но не строчка за строчкой, а весь целиком. Для первоклассника это может быть, например, «Муха-Цокотуха», а для взрослого - глава из «Евгения Онегина».

В целом, примерная техника заучивания наизусть представлена ниже. С ее помощью можно учить с равным успехам как стихи, так и прозу. Упор сделан не на быстроту получения результата, а на осмысленность действий. Я излагаю эту технику в своей излюбленной манере - от первого лица, - предполагая, что каждый сможет легко адаптировать ее к своим целям.

Этап первый: создание благоприятной среды

Прежде всего мне следует обзавестись звуковым файлом с записью понравившейся мне поэмы (назовем так для определенности заучиваемое произведение). Это может быть профессиональная студийная запись из магазина, или же, как вариант, я могу начитать текст сам. Для удобства пользования файл лучше разбить на короткие отрывки по 3-5 минут с помощью аудиоредактора. Теперь моя задача - просто слушать эту запись при каждом подходящем случае. Например, вечером перед сном, чтобы отвлечься от дневных забот, или утром, сразу после пробуждения, чтобы окончательно проснуться.

Далее, поскольку я всё равно так или иначе учусь русскому языку, то я могу использовать выбранную поэму в качестве учебного материала. Если я вырабатываю красивый почерк, то это - идеальный текст для переписывания. Если я прохожу грамматику, то на данном тексте я могу потренироваться находить подлежащие и сказуемые, или же падежи имен существительных и т.п. Наконец, если я осваиваю компьютерный набор, то мне сам бог велел набрать поэму на компьютере.

Впрочем, в любом случае мне понадобится файл с текстом поэмы, например, в формате Microsoft Word. Я распечатываю этот текст на отдельных листочках, и теперь мне не жалко делать с ними всё, что заблагорассудится - рисовать на них чертиков, складывать и засовывать в карман, брать с собою в туалет, а иногда - заглядывать туда и читать. Пусть эти листочки будут разбросаны по всей комнате. Если какой-то из них пропадет - не беда, всегда можно распечатать новый.

Хорошо бы также обсудить поэму со своими домашними, а то и почитать им ее вслух (пока по бумажке). Можно заглянуть в Википедию и посмотреть, что там написано про автора, а еще лучше - взять в библиотеке книжку с его биографией. Может быть, по поэме поставлен фильм, или мультик, или даже написана опера? Тоже стоит ознакомиться. Вообще, учить что-либо, не создав подходящей среды, это всё равно, что учиться плавать, не залезая в воду. (В этом - один из корней принципиальной несостоятельности школьной системы образования.)

Этап второй: проработка текста (упражнение «эхо»)

Недели через две, после того как поэма усвоена в пассивном режиме, настает время перехода к активным действиям. Следующий прием (назовем его «эхо») позаимствован мною из технологии парного обучения (эта технология предполагает, что у меня есть партнер, который играет роль то моего тренера, то моего ученика). Партнер зачитывает мне одну или несколько строчек поэмы, а моя задача - повторить их за ним слово в слово, не подглядывая в текст. При этом партнер должен уметь подстроиться под мой текущий «уровень» и диктовать мне в точности такой кусочек, чтобы моя задача не была ни слишком простой, ни слишком трудной. Если же всё-таки я не сумел безошибочно повторить весь кусочек вслед за партнером, то он диктует мне его еще раз. Мы оба стараемся декламировать текст как можно более выразительно - чем больше гримас, «переигрывания» и передразнивания, тем лучше. Используя этот прием, мы прорабатываем всю поэму кусочек за кусочком от начала до конца.

Малому ребенку партнер, конечно, нужен - в виде мамы или папы, а еще лучше - в виде старшей сестры или брата. Но если я уже вышел из младшего школьного возраста, то я вполне могу обойтись без партнера, при условии что у меня есть компьютер с аудиоредактором. Я выделяю кусок звуковой дорожки, проигрываю его, воспроизвожу своим голосом, выделяю следующий кусок и так далее. Особенно трудные места можно повторить несколько раз. Это, кстати, отличная возможность потренировать дикцию и артистизм.

Этап третий: декламация с подсказками

На этом этапе мне тоже может пригодиться помощь партнера. Я выхожу на середину комнаты, принимаю театральную позу и начинаю громко декламировать поэму по памяти. Как только у меня случается заминка, партнер подсказывает мне забытое слово и одновременно помечает его в тексте маркером. После того как я дочитал поэму до конца, мы «проходим» трудные места еще раз. Партнер диктует мне строку, предшествующую той, где у меня случилась заминка, а я должен продолжить дальше.

Однако и без партнера можно легко обойтись. Я заготовляю себе шпаргалку, в которой выписаны первые слова каждой строчки поэмы. Теперь, глядя на них, я принимаюсь громко воспроизводить полный текст. Если какая-то строчка не сохранилась в моей памяти, то я делаю соответствующую пометку в шпаргалке и, оставляя строчку несказанной, «иду» дальше. Потом пропущенные строки прорабатываю отдельно - например, с помощью упражнения «эхо» (можно также воспользоваться какими-либо мнемоническими приемами). Приспособление для быстрого изготовления такой шпаргалке находится в приложении к этой странице.

Теперь настало время вспомнить, зачем я это всё делаю. Я это делаю для того, чтобы обогатить свою память заготовками фраз на разные случаи жизни. При этом не так уж принципиально, выучил ли я 100% всех строчек поэмы или только 90%. И уж совсем неважно, запомнил ли я, в каком порядке они следуют. Поэтому если я могу воспроизвести поэму по шпаргалке с умеренным количеством запинок, то это значит, что своей цели я уже достиг (хотя в школе «пятерку» бы мне за это не поставили). Это не тот случай, когда «лучше меньше, да лучше». Известно, что во всяком деле бóльшая часть времени расходуется именно на доработку и «шлифовку». Поэтому рациональнее выучить еще одну поэму на 90%, чем доводить эту до уровня 100%. Важным моментом при этом является то, что поэма настолько длинна, что она в несколько раз превосходит объем моей кратковременной памяти.

Впрочем, есть, конечно, особый шарм в том, чтобы сделать дело на 100%. Тут мне может пригодиться другая шпаргалка - в которой из каждой строки выписаны только первые буквы. Техника работы с этой шпаргалкой остается прежней.

Тут я должен отметить еще два принципиальных отличия от школьной системы. (1) В школе нас приучают к тому, что ошибки - это очень плохо. За ошибки ругают и снижают оценки. (2) В то же время, учебные задания, которые получают ученики, никак не зависят от их предыдущих оценок. Отличники упражняются в том, что они уже и без того хорошо знают, а двоечники маются над упражнениями, которые им не под силу. Первым уготована скука, вторым - комплекс неполноценности.

В действительности, ошибки в учёбе неизбежны и они играют очень важную позитивную роль. Мои ошибки служат мне верным ориентиром: они говорят мне, над чем я должен упражняться дальше. В данном случае, благодаря пометкам, которые я делаю в шпаргалке, я имею возможность сосредоточиться именно над теми строчками, которые в настоящий момент еще не запомнились. Я учу только то, чего не знаю, и поэтому моя учеба исключительно осмысленна и эффективна. Ругать меня за ошибки и ставить мне за них какие-либо оценки было бы совершеннейшим абсурдом.

Этап четвертый: повторение

Хотя школьные учителя любят говорить, что «повторенье - мать ученья», в реальности же, школьный процесс проходит под девизом «сдать и забыть». На повторенье требуется совсем не много времени, однако если им пренебречь, то можно свести на нет все предыдущие усилия.

Есть две разновидности повторения - пассивное и активное. Пассивное повторение означает, что поэма остается присутствовать в окружающей среде и я продолжаю ее изредка слушать - пусть даже вполуха и между делом. Активное повторение - это проговаривание поэмы по памяти (вслух или про себя). Для этого идеально подходит всякого рода бросовое время, как то: ожидание в очереди, поездка в транспорте, сидение на уроке в школе. Шпаргалку иметь в этом случае необязательно, но нужны блокнот и ручка, чтобы делать пометки о забытых местах. Придя домой, я должен буду освежить эти места в памяти по полному тексту поэмы.

Повторения следует делать независимо от того, на какую высоту я поднял планку - на девяносто или на сто процентов. Просто во втором случае на активном повторении должен быть сделан особенно большой акцент. Ну и, разумеется, надо вовсю пользоваться заученными фразами в повседневной жизни.

Помимо стихов имеет смысл учить также и прозу (особенно пьесы). Это делается точно таким же образом, только текст следует сперва разбить на короткие строчки, наподобие стихотворных. Примеры можно посмотреть на страницах с материалами по иностранным языкам:

К. Чуковский. Тараканище.

П. Ершов. Конек-Горбунок.

25.05.2008, отредактировано 22.06.2012

Задать вопрос или оставить комментарий

Вопросы и комментарии

Спасибо, очень помогло.

Предложенная технология, как небольшое откровение на самом деле, как то всегда это только бесило, зачем заставляют учить ЭТО наизусть, никогда в школе не рассказывали про технологию «выучения» и зачем это нужно.

Не совсем согласен с тем, что чтобы хорошо говорить нужно именно заучивать тексты, мне кажется достаточно просто читать. Хорошие речевые обороты и умные мысли в общем что-то полезное запоминается автоматически (т.е. без сильно сознательных усилий со стороны читающего).

здравствуйте мне 10 лет я хочу выучить прозу и мне надо помочь пажалуйста

И в чем заключается эта помощь?

Изучение стихов наизусть считается отличной практикой для раннего развития детей, специалисты советуют приступать к занятиям как можно раньше, не дожидаясь поступления ребенка в школу. Выбирайте простые стихи для детей и учите их с малышами маленькими частями, часто возвращаясь к уже изученному и повторяя его.

Спасибо большое за статью. Я получил эстетическое наслаждение от чтения.

Спасибо, взял на вооружение.

Спасибо большое за статью. Буду учить стихи с дочкой по Вашему методу.

учити с тих с дочкой если не хочит дайти иодухнуть 1 часик и за уроки

Я задала вопрос про английский язык а мне какую-то фигню выдали!

Качество ответа в значительной мере определяется качеством вопроса.

А заучивать, учить поэмы, пьесы, стихи с какой целью? Может быть чтобы:». и возбуждать улыбки дам огнём нежданных эпиграмм. «? Или есть более прозаичные нужды для заучивания. На мой взгляд куда важнее понять, например, почему один человек отбирает у другого его труд (сущность капитализма), либо куда важнее знать почему большая часть человечества страдает заболеваниями всякого рода, почему один человек повелевает миллионами, почему строят дома «вплотную» друг к другу, почему нужно тратиться на программу «Дальневосточный тигр», отчего человечество не может обеспечить себя продуктами питания? И таких «нужнейших» проблем много. И просто вредно изучать «опиум для народа», или заучивать теорию и практику женского бокса, да и познать биографию Немирова-Данченко проку не вижу.

Люди говорят (а многие - и пишут) заученными фразами. Так уж лучше заучивать фразы признанных мастеров слова, а не бог весть кого. Когда ребенок подрастет и найдет ответы на интереснейшие вопросы (типа тех, которые задаете Вы), он сможет рассказать об этом так, что его будут слушать.

Когда в школе задают стих ребенку ему не интересно его учить, ради оценки он его заучивает в начале урока и прочитав на 5 сразу забывает.Но в театральной студии совсем по другому произведение разбирается, осваивается и на него заучивание уходит месяц и оно надолго остается в памяти.

Фишки обучения – Как быстро выучить текст

Для того, чтобы выучить текст, кому-то достаточно один раз просмотреть текст, кому-то - вдумчиво прочитать несколько раз, а кто-то безуспешно бьется над заучиванием пары предложений. Предлагаем вам несколько фишек, которые, даже нетренированному человеку понять, как быстро выучить текст наизусть. Думаю, стоит напомнить, что предварительно следует исключить все отвлекающие факторы и обеспечить себе полную тишину во время заучивания.

Если вы хотите учить текст и одновременно сидеть в соц. сетях, то вряд ли у вас получиться сделать это быстро.

1. Ознакомьтесь с заданным материалом! Уловите основной смысл. Смысл - это своего рода стержень. С одного прочтение почти каждый человек может в общих чертах рассказать о чем текст.

Если брать сравнение с деревом - то общий смысл текста это ствол.

2. Далее после того, как смысл понят необходимо перечитать текст обращая внимания на детали происходящего, выстраивая образы и ассоциации в голове. К примеру, если в текст между делом говориться, что дело происходило в солнечную погоду, вспомните, как светит солнце, нарисуйте у себя в голове своеобразную картинку. Именно ассоциации и образы позволяют сделать процесс заучивания текста живые.

Тем временем наше дерево, уже обросло веточками. Помимо того, что вы уже помните смысл, вы обратили внимание и запомнили значимые детали.

3. После это медленно прочтите текст, обращая внимание на слова. Пытайтесь запомнить речевые обороты, фразы. Делать это надо спокойно и сосредоточено. В силу того, что у вас уже сформирован каркас текста вам осталось только вставить на нужные места определенные слова.

У нашего дерева появляются листочки.

4. Перепишите текст от руки, одновременно проговаривая его вслух. Не ленитесь и не исключайте этот шаг, он подключает еще один вид памяти. Так называемый механический.

Так наше дерево окрепнет и станет более живым и здоровым.

5. Пришло время воспроизводить заученный текст вслух.

Учите по написанному вами от руки тексту (из п.4). Прочтите первое предложение/первую строку, повторите вслух без подглядывания. Старайтесь добиться точного повторения. Затем прочтите и повторите первое и второе предложения/строки. Каждый раз добавляйте по предложению/строке.

Бывает, что какая-то часть текста не хочет поддаваться запоминанию. Обычно это происходит на стыке абзацев. Ничего страшного - оговорки допустимы. Основная задача передать смысл, потом детали и только потом слова!

Вот наше дерево и дало плоды в виде быстро заученного наизусть текста.

Мы осматриваем наше дерево с корней до крон. Осматриваем ствол, ветки и листья и уверенно идем собирать плоды 🙂 .

Но не забывайте, что лучше всего начинать учить текст за два дня до сдачи. Выделите для этого время после пробуждения и двадцать минут перед сном в каждый из дней заучивания. Лучше восприятие текста происходит с утра, а переосмысление выученного происходит ночью, таким образом, текст отлично усвоится.

На этом статью о том, как быстро выучить текст наизусть мы заканчиваем. Надеюсь наши советы окажутся для вас полезными. Если у вас появились какие то вопросы, смело пишите их в комментариях.

Категорически не согласна с таким длительным алгоритмом запоминания текста. Слишком много времени придется потратить, читать много раз, потом переписывать, опять читать. Лучше всего на абзацы по пять предложений разбивать и пересказывать, прочитал - пересказал и так раз три - четыре. Гораздо быстрее получается.

Ну мне кажется одновременно учить текст и сидеть в соцсетях это уже слишком, Так даже как ни старайся а идеально текст не выучишь. Для изучения требуется полная концентрация внимания.

Мне кажется все зависит от желания, если его нет то и алгоритм не поможет. Некоторые пункты конечно обязательно надо использовать, но в целом только собственный внутренний стимул способен помочь!

Я сама могу быстрее выучить. Прочитала предложение несколько раз, повторила и всё.

Тогда за фиг сюда пришла чтобы похвастаться а? Да?

По-моему.. слишком большой алгоритм! Я могу сделать так: прочитал текст, потом начинаю говорить то, что запомнил и при этом разрешаю себе подглядывать. Затем,когда я уже запомнил всё, рассказываю его несколько раз и всё! 15 мин и это проще и быстрее чем ваш способ.

я обычно заучиваю одно предложение, потом следующее, повторяя первое и так до конца абзаца.

Как выучить прозу быстро?

Память условно разделяют на три типа. Если у вас хорошо развита зрительная память, следует разбить текст на несколько подразделов и перечитать их несколько раз, стараясь запомнить расположение абзацев. Можно переписать текст пару раз, при хорошей зрительной памяти это самый лучший метод запоминания. Обладателям слухового типа памяти рекомендуется записать отрывок прозы на магнитофон и прослушать его несколько раз. При развитой двигательной памяти делайте зарисовки, чертите схемы, работайте с карандашом в руках, все это поможет быстрее выучить текст.

Полезно повторять заученный отрывок прозы через минут двадцать после заучивания, потом еще раз через 8 часов и на следующий день. Можно повторить текст вечером, перед тем как лечь спать и утром, когда проснетесь. Несколько раз повторенный материал усваивается быстрее.

Запоминать текст механически не следует. Мозг, защищаясь, отрицает зубрежку, уменьшая память. Лучше призвать на помощь изобретательность и воображение, превратив учение в увлекательную игру. Пусть механическое усвоение станет средством выучить интересный кусок прозы, важно хорошо понять смысл запоминаемого текста, тогда связи в памяти установятся сами собой.

В случае, если вам трудно запомнить какой-то отрывок, мысленно создайте определенную ассоциацию на предложение или ключевое слово. Неважно, какой будет ассоциация, главное, чтобы вы ее быстро запомнили и вспомнили в нужный момент.

Если в вашем доме есть кошка или собака, используйте их как ваших слушателей. Расскажите им выученный материал. Если животных в доме нет, подойдите к зеркалу и повторите текст, обращаясь к своему изображению.

Если вам надо запомнить довольно большой отрывок какого-то текста, выделите основные микротемы и разделите материал на несколько частей. Попробуйте постепенно усвоить его, составляя «планы для себя» или блок-схемы, в которых отражены основные мысли. Сделайте структурирование текста, опираясь на заголовки, подчеркнутые или выделенные предложения. Такой подход поможет вам быстро справиться с поставленной задачей.

От себя добавлю: благоприятная обстановка (чтобы ничего не отвлекало, ни музыка, ни посторонние звуки). Желание выучить и хорошее настроение. Психуя и нервничая ничего не выучишь, так что.. расслабляемся. Мне помогало в детстве пропеть стих.

Школьникам и студентам, преподавателям и аспирантам, а также людям, которые часто выступают с различными докладами, приходится сталкиваться с необходимостью заучивать определенные куски текста, написанные прозой. Конечно, стихотворный слог запомнить намного легче, чем обычный текст, однако прозу тоже можно выучить достаточно быстро.

Память условно разделяют на три типа. Если у вас хорошо развита зрительная память, следует разбить текст на несколько подразделов и перечитать их несколько раз, стараясь запомнить расположение абзацев. Можно переписать текст пару раз, при хорошей зрительной памяти это самый лучший метод запоминания. Обладателям слухового типа памяти рекомендуется записать отрывок прозы на магнитофон и прослушать его несколько раз. При развитой двигательной памяти делайте зарисовки, чертите схемы, работайте с карандашом в руках, все это поможет быстрее выучить текст.

Полезно повторять заученный отрывок прозы через минут двадцать после заучивания, потом еще раз через 8 часов и на следующий день. Можно повторить текст вечером, перед тем как лечь спать и утром, когда проснетесь. Несколько раз повторенный материал усваивается быстрее.

Запоминать текст механически не следует. Мозг, защищаясь, отрицает зубрежку, уменьшая память. Лучше призвать на помощь изобретательность и воображение, превратив учение в увлекательную игру. Пусть механическое усвоение станет средством выучить интересный кусок прозы, важно хорошо понять смысл запоминаемого текста, тогда связи в памяти установятся сами собой.

В случае, если вам трудно запомнить какой-то отрывок, мысленно создайте определенную ассоциацию на предложение или ключевое слово. Неважно, какой будет ассоциация, главное, чтобы вы ее быстро запомнили и вспомнили в нужный момент.

Если в вашем доме есть кошка или собака, используйте их как ваших слушателей. Расскажите им выученный материал. Если животных в доме нет, подойдите к зеркалу и повторите текст, обращаясь к своему изображению.

Если вам надо запомнить довольно большой отрывок какого-то текста, выделите основные микротемы и разделите материал на несколько частей. Попробуйте постепенно усвоить его, составляя «планы для себя» или блок-схемы, в которых отражены основные мысли. Сделайте структурирование текста, опираясь на заголовки, подчеркнутые или выделенные предложения. Такой подход поможет вам быстро справиться с поставленной задачей

Как быстро выучить текст наизусть: техника запоминания на основе вашего типа памяти

Как известно, возможности нашего мозга безграничны, главное, направить ваши мысли в нужное русло. Мышление, память и другие процессы не только можно, но и нужно развивать в течение всей жизни. Занимаясь их развитием, можно сформировать отличнейшую память, да и в целом подняться на новый уровень развития.

Итак, рассмотрим несколько методик и узнаем, как быстро выучить текст, а также узнаем, какие типы памяти бывают и как ее укрепить.

Каждый человек с детства уже знает, как ему проще запомнить информацию. Как давно известно и специалистам и обывателям, существует пять типов памяти, которые связаны с нашими чувствами, и у каждой свои особенности. Рассмотрим их.

1. Если вам проще наизустьзапомнить информацию в виде какого-то образа или какой-либо картинки или страницы из учебника, то скорее всего у вас развита зрительная память.

У большинства людей именно этот тип запоминания преобладает над другими. Если вы относитесь к этой категории, то советом будет открыть нужную страницу и попытаться запомнить ее полностью, посчитайте количество абзацев, тип шрифта, а после закройте глаза и постарайтесь ее визуализировать.

Нужно добиться, чтобы внутренним взором увидеть мысленную копию страницы. Затем начинаем заучивать по небольшим отрывкам, периодически подглядывая в текст и вспоминая воображаемую страницу.

Текст можно учить как по предложениям, так и целыми абзацами, а можно разделить его на смысловые отрывки с ключевыми словами.

2. Если вам легче запомнить информацию на слух, значит, вы счастливый обладатель слуховой памяти. Тогда попробуйте начитать большойотрывок либо весь текст на диктофон и периодически прослушивать его в течение дня, либо зачитывайте себе или добровольному помощнику вслух фрагменты материала и старайтесь по памяти его пересказывать.

3. Обладателям таких типов памяти, как обонятельная, вкусовая, тактильная, можно посоветовать использовать так называемую технику «якорения», то есть при изучении отрывков нюхать какое-либо эфирное масло, жевать фруктовую жвачку или перебирать в руке, например, деревянные четки или камешек. Тогда, если вам понадобится вспомнить заученное, просто примените тот предмет который был у вас в тот момент.

После заучивания стоит отвлечься и позаниматься другими делами: вымыть посуду или прогуляться. Это нужно, чтобы не перетрудить мозг однообразными действиями и дать ему время на обработку данных. Перед сном еще раз повторить материал, ведь ночью мозг не спит, а систематизирует знания.

Существуют также стандартные методики, которые помогут проще запоминать материал в дальнейшем. Например, утром, еще лежа в кровати, можно посчитать от 1 до 100. Просто, скажете вы, а если считать в обратном порядке?

Стоит также как можно меньше пользоваться калькулятором и выполнять простые математические действия в голове. Сначала это вызовет некоторые затруднения, но со временем это входит в привычку.

Пусть вам напишут список изслов, а вам после минутного запоминания требуется его воспроизвести в том же порядке. Ну и тренировке памяти также способствует написание писем или дневников. Ведь потребуется вспомнить, что вы сегодня делали днем, где были и что видели.

Общей рекомендацией для всех будет постараться приступать к изучению материалов отдохнувшими, сытыми и бодрыми, тогда будет намного проще усвоить информацию. Если необходимо выучить много текста, не приступайте к изучению, если у вас имеются неоконченные отвлекающие дела, справиться будет намного сложнее.

Также важным моментом будет понимание сути текста. Потратив некоторое время на осмысление материала, легче будет его выучить.

Возможно, вам будет полезна следующая подборка видео.