Основные обязанности помощника машиниста. Должностная инструкция помощника машиниста электропоезда. Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

  • 25.01.2024

Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.

Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?

Общая информация

Помощник машиниста тепловоза или электровоза - это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.

Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.

Каким должен быть помощник машиниста?

Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.

Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:

  • Хорошая память, дабы усвоить всю необходимую информацию по уходу за поездом.
  • Острота реакции, ведь многое зависит от того, насколько быстро он заметит изменения в показаниях приборов или приближение опасности.
  • Ответственность, ведь чем качественней он выполняет свою работу, тем выше безопасность пассажиров и груза.
  • Аналитический склад ума. Все операции будут связаны с механизированными процессами, что требует определенного взгляда на вещи.
  • Длительные переезды и ненормированные смены, проходящие в постоянной качке, сказываются на здоровье. Следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью и стрессоустойчивостью.

Где получить образование?

Помощник машиниста электровоза (тепловоза) - это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.

Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.

Обязанности помощника машиниста

Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.

Итак, основные обязанности помощника машиниста:

  1. Проверка всех механизмов и агрегатов тепловоза до его отправки. При наличии неисправностей или дефектов он должен устранить их самостоятельно или же сообщить о возможных проблемах механику железнодорожной бригады.
  2. Во время движения поезда помощник должен следить за показаниями приборов, отвечать на радиозапросы диспетчера, а также наблюдать за действиями машиниста.
  3. При необходимости (возникновение неисправностей, неспособность машиниста выполнять свои обязанности, экстренная ситуация) он должен взять на себя управление поездом или же остановить его.
  4. По завершении рейса помощник проверяет состояние локомотива и вместе со своим непосредственным начальником отгоняет его на запасные пути.

Преимущества и недостатки профессии

Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как "выше среднего". Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.

Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.

Приложение № 20
к Инструкции по движению
поездов и маневровой работе
на железнодорожном транспорте
Российской Федерации

РЕГЛАМЕНТ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ ПОЕЗДНОЙ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

На пути отправления

Регистрируемый приказ

Приказ № … время … (час., мин.). Разрешаю поезду № … отправиться с … пути по … главному пути и следовать до станции (блок-поста) …. Перегон свободен. ДСП … (фамилия).

Возвращение поезда на железнодорожную станцию отправления путем осаживания ведущим локомотивом

При нахождении поезда на перегоне

Регистрируемый приказ

Приказ № … время … (час., мин.). Перегон … (или … путь перегона …) для движения всех поездов закрыт. Поезд № … разрешается осадить до входного сигнала (или сигнального знака «Граница станции»). ДСП … (фамилия).

Если поезд остановился, не освободив первый блок- участок

Указание (разрешение)

Машинисту поезда № … разрешаю осадить поезд до входного сигнала (или сигнального знака «Граница станции»). ДСП … (фамилия).

Примечание. Прием возвращаемых с перегона поездов на железнодорожную станцию производится по открытому входному светофору или при запрещающем его показании в порядке, установленном в к настоящей Инструкции. Текст приказа — согласно пункту 4.1 настоящей таблицы.

Сообщения ДСП станции машинисту о срабатывании Устройства контроля схода передаются в соответствии с инструкциями по эксплуатации этих устройств. Сообщения машиниста поезда о возникновении аварийной и опасной ситуации, включая вынужденную остановку поезда на перегоне, должны начинаться со слов: «Внимание, все!».

VII. Регламент переговоров ДСП станции, машинистов (ТЧМ) и составителя поездов при маневровой работе

41. Регламент переговоров ДСП станции, машинистов (ТЧМ) и составителя поездов при маневровой работе приведен в таблице № 3.

Таблица 3

Регламент переговоров ДСП станции, машинистов (ТЧМ) и составителя поездов при маневровой работе

Кто передает

Кому передает

Когда (где), в каких случаях передает

Что передает (наименование передаваемого текста)

Форма передачи текста (команды, указания, сообщения) и действия работников

Перестановка вагонов с железнодорожного пути на железнодорожный путь

Составитель

По готовности состава к маневровому передвижению

Запрос ДСП о приготовлении маршрутов для маневровых передвижений

«Дежурный, с 5-го на 12 путь 10 вагонов».

Составителю

Подтверждение восприятия запроса составителя

«Понятно, с 5-го на 12 путь 10 вагонов». Готовит маршрут с 5-го пути на вытяжку и открывает попутные маневровые светофоры (первый полурейс- вытягивание).

Составитель

После открытия маневрового светофора для выезда с 5-го пути

Команда на движение

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали вперед на вытяжку за М22, Н5 белый». Если составителю не видно сигнала (находится на хвостовом вагоне), он дает команду на движение, а машинист докладывает ему показание светофора.

Составителю

После убеждения в открытии светофора

«Понятно, еду на вытяжку за М22, Н5 белый». Подает один длинный свисток, приводит состав в движение.

Составитель

После заезда состава хвостом за светофор М22

Команда на остановку

Составителю

По команде составителя

Готовит маршрут с вытяжки на 12 путь, открывает попутные маневровые светофоры (второй полурейс — осаживание).

Составитель

После открытия светофора М22 для обратного движения состава

Команда на движение вагонами вперед

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали назад на 12 путь на вагоны. М22 белый, я на подножке справа».

Составителю

По получении команды составителя

Подтверждение восприятия команды составителя

«Понятно, осаживаю на 12 путь на вагоны, М22 белый». Подает два длинных свистка, начинает движение состава вагонами вперед.

Составитель

После проезда головой состава светофора М22 (первого по ходу движения)

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), М24 белый».

Составителю

Подтверждение восприятия

«Понятно, М24 белый».

Составитель

После проезда головой состава светофора М24

Сообщение о положении следующего попутного маневрового светофора

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), М26 белый».

Составителю

Немедленно по получении сообщения составителя

Подтверждение восприятия

«Понятно, М26 белый».

Составитель

При вступлении головы состава на путь назначения

Сообщение

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), заезжаем на 12 путь, места на 20 вагонов».

Составителю

Немедленно по получении сообщения составителя

Подтверждение восприятия

«Заезжаем на 12 путь, места на 20 вагонов».

Составитель

При уменьшении расстояния до стоящих вагонов

Сообщение

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), места на 10 вагонов».

Составителю

Немедленно по получении сообщения составителя

Подтверждение восприятия

«Места на 10 вагонов».

Составитель

При подходе к стоящим вагонам

Сообщение

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), места на 5 вагонов, тише».

Составитель

Немедленно по получении сообщения составителя

Подтверждение восприятия

«Места на 5 вагонов». Подает два коротких свистка, снижает скорость движения до 3 км/час.

Составитель

Непосред- ственно перед соединением вагонов

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), остановка».

Составителю

Немедленно по получении сообщения составителя

Подтверждение восприятия

Подает три коротких свистка, останавливает состав.

Выезд маневрового состава с железнодорожного пути при запрещающем показании светофора

ТЧМ, составителю

При выезде с пути маневрового состава при запрещающем показании светофора

Указание

Готовит маршрут для выезда с пути порядком, установленным ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, до первого попутного светофора, далее открывает последующие попутные маневровые сигналы. По готовности маршрута передает указание: «Машинист …, составитель …, разрешаю выезжать с 5-го пути при запрещающем Н5 до М28, далее — по сигналам. Маршрут готов. ДСП … (фамилия)».

ДСП станции

По получении указания ДСП станции

«Машинист … (называет свою фамилию). Разрешаете выезжать с 5 пути при запрещающем Н5 до М28, далее — по сигналам, маршрут готов».

Составитель

ДСП станции

После подтверждения восприятия указания машинистом

Подтверждение восприятия указания ДСП станции

«Верно. Составитель …» (или полное повторение указания ДСП станции).

ТЧМ, составителю

Выслушав повторение своего указания машинистом и составителем

Подтверждение указания

«Верно, выполняйте».

Составитель

После подтвер- ждения ДСП станции своего указания

Команда на движение

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали вперед на вытяжку под запрещающий Н5 до М28 — по разрешению дежурного, далее — по сигналам».

Составителю

По получении команды составителя на движение

Подтверждение восприятия и исполнения команды

«Понятно, еду на вытяжку под запрещающий Н5 до М28 — по разрешению дежурного, далее — по сигналам». Подает один длинный свисток, приводит состав в движение.

Движение по маршруту, приготовленному не на весь маневровый полурейс (вагонами вперед)

ТЧМ, составителю

До открытия первого по ходу светофора для начала движения

Предупреждение

«Машинист …, составитель …, открываю Вам светофор М22 до М24, с 10 пути выпускаю тепловоз. М24 синий. ДСП … (фамилия)».

Составитель

По получении предупреждения ДСП станции

Подтверждение восприятия

«Понятно, светофор М22 открываете до М24 с синим огнем. С 10 пути выпускаете тепловоз. Составитель … (фамилия)».

Составителю

Подтверждение предупреждения

«Верно. ДСП … (фамилия)». Открывает светофор М22 до М24.

Составитель

После открытия светофора для начала движения

Команда на движение

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), поехали назад до светофора М24 запрещающего, М22 белый, я на подножке справа».

Составителю

По получении команды на движение

Повторение команды и ее исполнение

«Понятно, еду назад до М24 запрещающего, вагонами вперед, М22 белый». Подает два длинных свистка, приводит состав в движение вагонами вперед.

Составитель

При подходе головного вагона состава к светофору М24

Команда на остановку

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), остановка».

Составителю

По получении команды на остановку

Подтверждение восприятия команды и ее исполнение

Подает три коротких свистка, останавливает состав.

Прекращение маневров перед приемом или отправлением поезда

ТЧМ, составителю

До открытия сигнала поезду

Распоряжение

«Машинист …, составитель …, на 5 пути прекратите маневры, на 6 путь принимаю поезд. ДСП … (фамилия)».

Составитель

Немедленно по получении распоряжения ДСП станции

«Машинист … (фамилия или номер локомотива), остановка».

Составитель и ТЧМ

После остановки маневрового состава

Доклад о прекращении маневров

«Дежурный! На 5 пути маневры прекращены, стоим. Составитель … (фамилия)». «На 5 пути маневры прекращены, стоим. Машинист … (фамилия)».

Примечание. В процессе маневровой работы переговоры по маневровой радиосвязи могут вестись и по другим вопросам в нерегламентированной форме.
В целях предотвращения случаев столкновений при осаживании маневровых составов вперед вагонами на занятые железнодорожные пути, в соответствии с к настоящей Инструкции в приложении к ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования «Регламент переговоров по радиосвязи при маневровой работе» должен соблюдаться следующий порядок производства маневров:
1. При заезде на занятый железнодорожный путь руководитель маневров, следующий на передней по ходу движения специальной подножке (переходной площадке, в тамбуре, лестнице цистерны) первого по направлению движения вагона или пешком по междупутью (обочине железнодорожного пути), обязан:
1) при вступлении на железнодорожный путь первого вагона немедленно сообщить об этом по радиосвязи машинисту маневрового локомотива с указанием остающегося расстояния до стоящих на этом железнодорожном пути вагонов. При отсутствии такого сообщения машинист обязан вызвать составителя поездов по радиосвязи, а в случае отсутствия ответа — немедленно остановить состав;
2) в процессе сближения состава со стоящими вагонами с интервалами времени в зависимости от остающегося до них расстояния и скорости движения информировать машиниста, указывая расстояние в вагонах, например: «Места на 10 вагонов», а затем подавать команды: «Тише» и, непосредственно перед соединением вагонов, «Остановка!»;
3) машинист маневрового локомотива обязан повторять сообщения руководителя маневров и регулировать соответственно скорость осаживания состава, а после получения команды «Тише» уменьшить скорость до 3 км/ч. В случае отсутствия такой команды самостоятельно снизить скорость до 3 км/ч и запросить руководителя маневров по радиосвязи, при отсутствии ответа — немедленно остановить состав.
2. Руководитель маневров в случае неподтверждения машинистом восприятия сообщения (команды) на любом этапе движения обязан принять меры к остановке состава: по радиосвязи через ДСП станции; ручными сигналами с привлечением работников, находящихся на железнодорожных путях; при нахождении в тамбуре пассажирского вагона применить стоп-кран; при угрозе столкновения сойти с вагона в наиболее безопасном месте, войти в зону видимости локомотивной бригады и подавать сигнал остановки.

VIII. Регламент переговоров при выполнении операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станционных железнодорожных путях

42. Регламент переговоров при выполнении операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станционных железнодорожных путях приведен в таблице № 4.

Таблица 4

Регламент переговоров при выполнении операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станционных железнодорожных путях

Указание ДСП станции о закреплении железнодорожного подвижного состава, изъятии тормозных башмаков. Подтверждение правильности восприятия и исполнения

Подтверждение восприятия распоряжения исполнителем и доклад об исполнении

Доклад ТЧМ о прицепке локомотива к составу (вагонам)

Сообщение ТЧМ о произведенном закреплении и передача разрешения на отцепку локомотива

Закрепление железнодорожного подвижного состава и отцепка локомотива

«Составитель … (или другой работник согласно ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования), на … пути закрепите состав (… вагонов) … тормозными башмаками со стороны …. ДСП … (фамилия)»

«Понятно, на … пути закрепить состав (… вагонов) … башмаками со стороны …. Составитель (или другой работник) … (фамилия)».

«Верно, выполняйте»

«Дежурный, на … пути состав (… вагонов) закрепил … башмаками со стороны …. Составитель (или другой работник) … (фамилия)».

«Понятно, на … пути состав (… вагонов) закреплен … башмаками со стороны …. ДСП … (фамилия)».

ДСП: «Машинист … (поезда) состав (… вагонов) закреплен … башмаками с … стороны. Отцепляйтесь (при маневрах говорится составителю: «Разрешаю отцепить локомотив»)». Машинист: «Вас понял, состав (… вагонов) закреплен … башмаками со стороны …, отцепляюсь (при маневрах говорится: «Разрешите отцепляться»)». Составитель при маневрах: «Понятно, отцепляю локомотив (… вагонов)».

Прицепка локомотива и изъятие тормозных башмаков

«Дежурный (при поездной работе указывается наименование станции) на … пути (при поездной работе указывается также номер локомотива) к составу (вагонам) прицепился, автотормоза включены. Машинист … (фамилия)».

ДСП станции: «Понятно, на … пути к составу (вагонам) прицепились, автотормоза включены, машинист … (фамилия)». «Составитель … (или другой работник). На … пути снимите … башмака(ков) со … стороны. ДСП … (фамилия)».

«Понятно, на … пути снять … башмака(ков) со стороны …. Составитель (или другой работник) … (фамилия)».

«Верно, выполняйте»

«Дежурный, на … пути … башмака(ков) со стороны … сняты. Составитель (или другой работник) … (фамилия)».

«Понятно, на … пути … башмака(ков) со стороны … сняты. ДСП … (фамилия)»

Примечание. При закреплении железнодорожного подвижного состава (вагонов) с накатом колес на тормозные башмаки или укладке тормозных башмаков под определенные вагоны (в соответствии с к настоящей Инструкции) в содержание указания и ответ исполнителя добавляются слова: «с накатом» или соответственно: «башмаки уложить (уложены) под вагоны …» (указывается инвентарный или порядковый номер вагона).
Подробный регламент переговоров по вопросам закрепления на станционных железнодорожных путях устанавливается в «Регламенте выполнения операций по закреплению железнодорожного подвижного состава на станционных путях», являющемся обязательным приложением к ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.

IX. Примерный перечень регламентов переговоров о приготовлении маршрутов

43. Распоряжения о приготовлении маршрутов приема и отправления поездов, а также доклады о выполнении этих распоряжений должны быть четкими и ясными. ДСП станций и дежурные стрелочных постов должны соблюдать регламент переговоров в соответствии с прилагаемым примерным перечнем.
В случаях, не предусмотренных данным перечнем, ДСП станций и дежурные стрелочных постов должны также четко и ясно вести переговоры о приготовлении маршрутов для приема и отправления поездов.
До передачи любого распоряжения, связанного с приготовлением маршрута приема или отправления поезда, а также до получения доклада о выполнении такого распоряжения ДСП станции должен убедиться, что его слушают или ему докладывают все те лица, которые имеют на это право. Запрещается передавать указанные распоряжения или получать доклады об их выполнении от лиц, которые не имеют на это права.

44. Примерный перечень регламентов переговоров о приготовлении маршрутов приведен в таблице № 5.

Таблица 5

Примерный перечень регламентов переговоров о приготовлении маршрутов

Форма переговоров

ДСП станции

дежурные стрелочных постов

Распоряжение ДСП станции о приготовлении маршрута

«Приготовьте маршрут приема поезда № … из Александрова на 3-й путь».

«3-й пост. Приготовить маршрут приема поезда № … из Александрова на 3-й путь».

а) для приема поезда

Распоряжение передается одновременно на все стрелочные посты, участвующие в приготовлении маршрута

Повторяет один из дежурных стрелочного поста по указанию ДСП станции. Все остальные подтверждают словами: «пост № … — верно».

Если поезд следует с подталкивающим локомотивом, то ДСП станции и дежурный стрелочного поста, повторяющий распоряжение, добавляют слова: «с толкачом».

б) для отправления поезда

«Приготовьте маршрут отправления поезда № …, маршрут отправления с 1-го пути на Невскую». Распоряжение передается одновременно на все стрелочные посты, участвующие в приготовлении маршрута.

«2-й пост. Приготовить маршрут отправления поезда № … с 1-го пути на Невскую». Повторяет один из дежурных стрелочного поста по указанию ДСП станции. Все остальные подтверждают словами: «пост № … — верно».

Если поезд отправляется с подталкивающим локомотивом, то ДСП станции и дежурный стрелочного поста, повторяющий распоряжение, добавляют слова: «с толкачом».

в) для пропуска поезда

«Приготовьте маршрут приема и отправления поезда № … из Александрова на Невскую по 2- му пути». Распоряжение передается одновременно на все стрелочные посты, участвующие в приготовлении маршрута пропуска.

«1-й пост. Приготовить маршрут приема и отправления поезда № … из Александрова на Невскую по 2-му пути». Повторяет один из дежурных стрелочного поста (входного и выходного) по указанию ДСП станции. Все остальные подтверждают словами: «пост № … — верно».

Доклад дежурных стрелочных постов ДСП станции: а) о готовности маршрута приема

ДСП станции выслушивает доклад в присутствии у телефона одновременно дежурных всех стрелочных постов, участвующих в приготовлении маршрута.

«3-й пост. Маршрут приема поезда № … из Александрова на 3-й путь готов, путь свободен». Докладывают дежурные всех стрелочных постов, участвующих в приготовлении маршрута.

б) о готовности маршрута отправления

ДСП станции выслушивает доклад о присутствии у телефона одновременно дежурных всех стрелочных постов, участвующих в приготовлении маршрута.

«2-й пост. Маршрут отправления поезда № … с 1- го пути на Невскую готов». Докладывают дежурные всех стрелочных постов, участвующих в приготовлении маршрута.

в) о готовности маршрута для пропуска поезда

ДСП станции выслушивает доклад в присутствии у телефона одновременно дежурных всех стрелочных постов, участвующих в приготовлении маршрута приема и отправления.

«1-й пост. Маршрут приема поезда № … из Александрова на 2-й путь готов, путь свободен». «2-й пост. Маршрут отправления поезда № … с 2- го пути на Невскую готов, путь свободен». Докладывают дежурные всех стрелочных постов, участвующих в приготовлении маршрута сквозного пропуска.

г) о прибытии поезда

«5-й пост. Поезд № … из Александрова на 3-й путь прибыл полностью. Проходы имеются». Если поезд прибыл с подталкивающим локомотивом, то добавляют слова: «с толкачом».

д) об отправлении поезда

«2-й пост. Поезд № … с 1-го пути на Невскую отправился полностью». Если отправление поезда производилось с подталкивающим локомотивом, то добавляют слова: «с толкачом».

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник.

Отправляясь с железнодорожного вокзала в поездку мы каждый раз поражаемся силе и мощи машины, которая приводит в действие огромный состав, состоящий из нескольких вагонов. Конечно, такой аппарат отличается сложностью в управлении, и в одиночку с ним справиться просто невозможно. Именно поэтому поездами, как правило, управляют сразу два специалиста: машинист и его помощник. Другими словами, садясь в поезд, не стоит переживать о безопасности: двое профессионалов доставят вас к месту назначения быстро и в срок.

У вас может возникнуть вполне закономерный вопрос: поскольку современные поезда практически полностью автоматизированы, зачем сегодня нужна профессия помощника машиниста ? Неужели сам машинист не может справиться с управлением компьютеризированного локомотива? Нет, не может! Дело в том, что достаточно часто в процессе управления поездом возникает необходимость выполнения сразу нескольких технических операций в удаленных друг от друга местах. Кроме того, работа машиниста имеет ряд особенностей, позволяющих причислить эту профессию к очень сложным и опасным, поэтому помощник машиниста нередко выполняет функцию "страховки" на случай, если в пути машинист потеряет свою трудоспособность.

Кто такой помощник машиниста?


Работник железнодорожного транспорта, который входит состав локомотивной бригады. Местом работы данного специалиста являются все виды поездов разных сообщений и назначения (грузовые, пассажирские, электропоезда и т.д.).

Название профессии произошло от латинского слова māchina (орудие, устройство, механизм). То есть, само название прямо указывает на то, что речь идет о специалисте, который помогает управлять механизмом. Интересно, что изначально тех, кто управлял каким-либо механизмом называли просто "механик", и только позднее произошло перераспределение обязанностей специалистов: механиком стали называть человека, который разбирается в принципах действия механизма, а машинистом - профессионала, который механизмом управляет. Данная профессия возникла относительно недавно, а именно тогда, когда появились первые паровозы. В России это произошло в середине позапрошлого века.

Чем же занимается помощник машиниста? Прежде всего, нужно сказать, что помощник машиниста не просто дублер главного управляющего тепловозом или электровозом человека. У него своя, очень важная роль и свое место в кабине, а от деятельности помощника машиниста многое зависит. Работа помощника машиниста предполагает занятость во всех циклах поездки: до, во время следования и после:

  • до поездки помощник машиниста должен осмотреть тепловоз и проверить его техническое состояние, выявить возможные неисправности. Он должен также проверить сцепление локомотива с подвижным составом;
  • во время поездки помощник машиниста контролирует световые и звуковые сигналы на трассе и докладывает о них машинисту, обеспечивает радиосвязь и ее отличное состояние (а это очень важно и напрямую обеспечивает безопасность пассажиров, так как соединяет экипаж машины с диспетчерами). Он также следит за всеми показаниями приборов и датчиков и при необходимости предупреждает машиниста о неисправностях. Кроме того, данный специалист должен информировать машиниста где и когда нужно увеличивать или снижать скорость локомотива;
  • после поездки помощник осматривает локомотив, отцепляет его от подвижного состава и вместе с машинистом отводит на запасные пути.

Если подвести итог, то можно сделать вывод: деятельность помощника машиниста сводится к обеспечению безопасности движения пассажиров на транспорте, исправности подвижного состава и приобретении опыта и профессиональных навыков, которые впоследствии помогут специалисту самостоятельно управлять локомотивом.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?


Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, личностные качества данного специалиста, в первую очередь, должны включать в себя ответственность и дисциплинированность. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику машиниста являются:

  • хорошая реакция;
  • внимательность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • выносливость;
  • хорошая зрительная память;
  • способность быстро переключать внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движения;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник машиниста - профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Знать нужно очень много: особенности следования поезда, работы локомотива, путей сообщения, а также досконально знать технические характеристики поезда, уметь считывать со сложных приборов показания и контролировать нормальную работу локомотива.

Преимущества профессии помощника машиниста

Основное преимущество профессии помощника машиниста заключается в высокой востребованности. Несмотря на активное развитие воздушного и морского водного транспорта, железная дорога в России до сих пор остается основным средством передвижения и перевозки грузов. Поэтому потребность в таких специалистах в ближайшие годы будет только возрастать.

Еще одним преимуществом этой профессии можно считать тот факт, что работа локомотивной бригады относится к высокооплачиваемым. Риски в профессии очень велики, и оплата должна быть достойной - на сегодняшний день, специалисты, принимающие непосредственное участие в управлении поездом, в среднем получают около 40-50 тысяч рублей.

Нельзя умолчать и о больших возможностях карьерного роста. Мало того, что после нескольких лет успешной работы помощник машиниста может стать машинистом или перейти на должность мастера или начальника участка в депо. В большой перспективе в этой профессии верхнего потолка карьеры вообще не существует - можно стать даже министром путей сообщения.

Так как техника постоянно усовершенствуется, помощник машиниста должен постоянно развивать свои технические навыки и получать новые знания, а это превосходная возможность повышать свой уровень эрудиции и "тренировать" мозг. Другими словами, специалист в данной области может смело считать себя интеллектуально развитым человеком, разбирающимся в последних достижениях науки и техники.

Ну и последнее, к работникам локомотивной бригады предъявляются повышенные требования с точки зрения здоровья (состояние здоровья как машиниста, так и его помощника контролируется перед каждой поездкой), поэтому представители этой профессии могут не беспокоиться о наличии каких-либо патологий и хронических заболеваний.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль - все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста - это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии - высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

2.3.11.1. Помощнику машиниста, производящему маневры, запрещается заниматься делами и разговорами, не связанными с производством маневров.

2.3.11.2. Действия помощника машиниста, занятого на маневровой работе на оборотных путях станции, определяются Местной инструкцией электродепо с учетом особенностей эксплуатируемого типа подвижного состава.

2.3.11.3. В исключительных случаях, по указанию машиниста, обязанности по наблюдению за высадкой пассажиров из вагонов, закрытию дверей и отправлению состава на путь оборота допускается выполнять помощнику машиниста. В этом случае на него возлагаются все обязанности машиниста по отправлению состава на оборотный путь.

Действия помощника машиниста при обороте без участия машинистов, занятых на маневровой работе.

2.3.12.1. После остановки поезда на пути прибытия и открытия дверей помощник машиниста обязан выйти через дверь кабины в салон вагона и убедиться в выходе пассажиров из головного вагона поезда.

2.3.12.2. Помощник машиниста, убедившись в окончании выхода пассажиров, обязан подойти к кабине и вести наблюдение вдоль состава и за сигналами, подаваемыми дежурным по станции.

После получения сигнала на закрытие дверей, подать машинисту команду закрыть двери и назвать вслух показание маневрового светофора (сигнальное показание АЛС). При разрешающем показании маневрового светофора зайти в кабину управления и взяться за ручку стоп – крана.

2.3.12.3. При запрещающем показании маневрового светофора (сигнального показания АЛС), после закрытия дверей, помощник машиниста обязан остаться на платформе и продолжать наблюдать вдоль состава.

2.3.12.4. После получения сообщения от машиниста о разрешающем показании маневрового светофора (сигнального показания АЛС), помощник машиниста обязан убедиться и повторить разрешающее показание маневрового светофора (сигнального показания АЛС) и положение стрелки, войти в кабину, закрыть боковую дверь кабины и подать команду «Вперед».

2.3.12.5. После остановки состава и открытия машинистом дверей со стороны переходного мостика помощник машиниста обязан контролировать действия машиниста в кабине, запереть двери в кабину управления, проверить исправность красных сигнальных огней и вместе с машинистом перейти в кабину головного вагона.

2.3.12.6. После смены кабины управления, при запрещающем показании маневрового светофора помощник машиниста обязан зайти в кабину управления, взяться за ручку стоп – крана и контролировать показание маневрового светофора.



2.3.12.7. После открытия маневрового светофора на разрешающее показание помощник машиниста обязан назвать вслух его показание и положение стрелок, входящих в маршрут, и сообщить об этом машинисту электропоезда.

2.3.12.8. После повторения машинистом разрешающего показания светофора (сигнального показания АЛС), положения стрелок, входящих в маршрут следования - подать команду «Вперед».

Обязанности помощника машиниста при прохождении стажировки.

2.3.13.1. Во время прохождения стажировки для назначения на должность машиниста электропоезда, помощник машиниста обязан выполнять требования, определенные Должностной инструкцией машиниста электропоезда.

2.3.13.2. При работе на линии помощник машиниста обязан выполнять требования машиниста – наставника в части выполнения графика движения с соблюдением безопасности движения поездов.

Обязанности помощника машиниста, занятого на маневровой работе в электродепо.

Общие положения.

2.4.1.1. Началом работы помощника машиниста является время, указанное в графике работы смен или при вызове на работу. К этому времени он обязан явиться в здравпункт электродепо для прохождения предрейсового медицинского осмотра.

2.4.1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра помощник машиниста обязан ознакомиться с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями и инструктажами. За их усвоение расписаться в «Книге ежедневного инструктажа», а за постоянно действующие нормативные документы в «Книге росписей за приказы и другие руководящие документы».

При выполнении должностных обязанностей иметь при себе: служебное удостоверение, со штампами на право прохода на объекты метрополитена; талон предупреждения; удостоверение проверки знаний нормативных документов по электробезопасности и проверки знаний документов по промышленной безопасности и других специальных правил; трехгранный ключ.



При участии в маневровых передвижениях иметь при себе: переносную радиостанцию, свисток, диэлектрические перчатки, а в темное время суток – сигнальный фонарь.

2.4.1.3. Во время движения состава помощнику машиниста запрещается переход из вагона в вагон, кроме случаев, когда возникает угроза безопасности движения, и при закрытии вагонных форточек во время мойки подвижного состава. При этом он обязан соблюдать правила охраны.

2.4.1.4. Обо всех выявленных недостатках по кругу своих обязанностей и нарушениях нормальной работы подвижного состава сообщить дежурному по электродепо.

2.4.1.5. Перед производством маневровых работ помощник машиниста обязан пройти инструктаж у дежурного по электродепо (или лица, его замещающего) о цели и характере предстоящих маневровых работ и их особенностей. Знать количество переставляемых вагонов и маршрут предстоящих маневровых передвижений, уделяя особое внимание обеспечению безопасности передвижения и соблюдению правил личной безопасности, контролируя включенное положение и исправность своей радиостанции.

2.4.1.6. При управлении маневровым составом из промежуточного или хвостового вагона помощник машиниста обязан находиться в голове состава, вести наблюдение за показанием маневровых светофоров и положением стрелок, входящих в маршрут следования и подавать машинисту необходимые команды и сигналы.

Перед началом маневрового передвижения помощник машиниста обязан обеспечить доступ к стоп – крану и проверить его работу.

2.4.1.7. При производстве маневровых передвижений в составе локомотивной бригады помощник машиниста обязан контролировать соблюдение машинистом установленных скоростей движения.

2.4.2. Обязанности помощника машиниста при подготовке состава (вагона) к маневровым передвижениям.

2.4.2.1. Получив указание от дежурного по электродепо, уяснив цель, характер и маршрут предстоящей маневровой работы, помощник машиниста обязан направиться на соответствующий деповской путь, убедиться в отсутствии напряжения 825 В на монорельсе этого пути (состав разгорожен, красные огни над деповскими путями и в смотровых канавах не горят, деповской путь заземлен, на разъединители 825В вывешена табличка «заземлено»).

2.4.2.2. Дальнейшая приемка маневрового состава помощником машиниста осуществляется согласно Местным инструкциям электродепо с учетом особенностей эксплуатируемого типа подвижного состава.

Сегодня помощник, завтра машинист. Но станет им только тот, кто выполняет обязанности добросовестно. Что же входит в обязанности помощника машиниста электропоезда? Давайте узнаем.

Для многих пассажиров железная дорога – это рельсы, купе, звуки проезжающего мимо локомотива, а для персонала – целая система, соблюдение которой является залогом безопасности.

При этом, считается, что самая высокая ответственность лежит на машинистах, а работа помощника часто недооценивается. В действительности же, обязанности помощника машиниста электропоезда не только не менее сложны, но и часто даже более. Ведь в то время, когда машинист следит за управлением состава, помощнику приходится следить за всем остальным.

Базовые обязанности помощника машиниста электропоезда

В обязанностях помощника машиниста нет романтики, но их выполнение является обязательным.

Перед отправлением состава, именно помощник машиниста электропоезда первым проводит тестирование электропоезда.

Работает помощник в непосредственной связке с машинистом и является его вторыми глазами. Когда машинист тормозит состав, именно помощник машиниста проверяет по манометру давление в тормозном цилиндре и именно он докладывает об этом по межкабинной связи машинисту электропоезда.

На должность помощника машиниста назначают специалиста, имеющего удостоверение на право управления локомотивом установленного образца. Профессионал должен в совершенстве владеть теорией о приеме, осмотре и отправлении составов, также о типах повреждений, о видах ремонтных работ, о правилах осмотра и сдачи тепловозов.

Обязанности помощника машиниста тепловоза

К современным локомотивам относятся тепловозы и электровозы. Вот что входит в обязанности помощника машиниста локомотива.

Помощник машиниста тепловоза осматривает ходовую часть, контролирует наличие топлива, воды и масла в системе, проверяет дизель-генераторную установку.

В начале поездки и во время остановок, проверяет сцепление составов, техническую исправность поезда, при неполадках осуществляет необходимый служебный ремонт.

Также перед началом пути, подручный машиниста тепловоза выбирает оптимальный маршрут и проверяет двигатель: сначала нагревает его до 35-40 градусов, затем, убедившись, что вблизи железнодорожных путей нет людей, смежные дороги пусты, начинает движение тепловоза. После поездки осматривает локомотив и готовит для сдачи в депо.

Что еще входит в обязанности помощника машиниста локомотива?

Безопасность и бесперебойная работа железнодорожного транспорта, во многом зависит от профессионализма и слаженных действий локомотивных бригад.

Им доверены жизни сотен пассажиров и сохранность десятков тонн груз. Стоит помнить, что соблюдение всех норм и инструкций - это сохранение безопасности, избежание происшествий и столкновений, вовремя доставленные грузы и спокойствие пассажиров.

И обязанности помощника машиниста локомотива, в конечном счете, служат именно этому – безопасному и бесперебойному движению состава по назначенному участку пути.

Поэтому помощник работает не только внутри поезда, но и проверяет положение всего локомотива в целом, быстро выполняет осмотр, при необходимости исправляет неполадки.

Локомотивная бригада производит приём поезда в соответствии с установленными требованиями начальниками эксплуатационного локомотивного депо. Во время приёма локомотива персонал железной дороги должен убедиться в выполнении ранее записанных заявок на ремонт.

А обязанность помощника машиниста электропоезда - проверить укомплектованность локомотива тормозными башмаками, после этого он проверяет состояние пневматических тормозных систем. Также он проверяет исправность автосцепного устройства и кольцевого крана магистрали тормоза. Под контролем помощника, машинист проверяет подачу песка.

Помощник машиниста локомотива обходит поезд, проверяя исправность и целостность элементов колёсных тележек, а также контролируя работу тормозов лично. Убедившись в исправности тормозных систем, ассистент изымает тормозные башмаки из-под колёс локомотива, опускает ручной тормоз.

Во время смены кабин управления, ассистент машиниста находится в оставленной кабине и осуществляет контроль по манометру за величиной давления тормозных цилиндров. Качество сцепки составов локомотива помощник проверяет лично, он проверяет исправность автосцепки и проходимость тормозной магистрали.

Он соединяет рукава магистралей и открывает кольцевые краны сначла у локомотива, затем у вагона. После выполнения всех необходимых операций, помощник приглашает машиниста. Так как основная ответственность лежит именно на нём.

Бригада проверяет функционирование тормозных систем и регламентирует минуту готовности. Далее машинист перечисляет выполнение всех инструкций и проверок, а его помощник подтверждает выполнение действий.

После, помощник машиниста локомотива отчитывается диспетчеру о полной готовности и получает от него разрешение для начала движения.

Вот сколько обязанностей у помощника машиниста электропоезда. Но и это еще не все.

Во время пути, помощник машиниста следит за отсутствием преград на пути, за показаниями сигналов, указателей и знаков, повторяя вместе с машинистом каждое их показание.

Если, во время движения на запретный сигнал, машинист не тормозит состав, несмотря на запрещающий сигнал светофора, тогда его коллега самостоятельно принимает меры для того, чтобы остановить поезд.

В ситуации потери машинистом возможности управления локомотивом, его помощник должен зафиксировать поезд в соответствие с инструкцией, для предотвращения произвольного движения, а при наличии документов, подтверждающих умение управлять поездом, ассистент может самостоятельно довезти локомотив до ближайшей станции.

При этом он должен сообщить об этом по радиосвязи диспетчеру или дежурному, который составит комплекс дальнейших действий, учитывая все аспекты, сложившейся ситуации. Однако если у помощника есть удостоверение о правах управления железнодорожным транспортом, то диспетчер разрешит ему самостоятельно довезти состав до ближайшей станции.

Хочется надеяться, что критических ситуаций на дороге не произойдет, обязанностей у помощника машиниста электропоезда хватает и без этого. Но все, что он делает, так или иначе способствует его становлению в профессиональном мастерстве и приближает его к главному – к работе машинистом.