Александр первый и крестьянский вопрос презентация. Презентация на тему: Правление Александра I (Благословенный). Значение: начало процесса ликвидации монополии дворянства и казны на земельные владения

  • 18.11.2023
























1 из 23

Презентация на тему: Правление Александра I (Благословенный)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Личность императора. Восшествие на престол «Негласный комитет». Реформы Государственного управления. Проекты М.М. Сперанского и их судьба. Внутренняя политика Попытки решения крестьянского вопроса Проекты освобождения крестьян Военные поселения Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение

№ слайда 4

Описание слайда:

Многоликий характер Александра Романова основан в большой мере на глубине его раннего образования и сложной обстановке его детства. Он вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель-швейцарец-якобинец Фредерик Цезарь Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков - с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем.

№ слайда 5

Описание слайда:

Эти противоположности остались с ним на всю жизнь и оказали влияние на его политику и - косвенно, через него - на судьбу мира. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца. В 1793 Александр женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны. Некоторое время Александр проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом. Здесь у Александра развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек». Луиза Мария Августа (Елизавета Алексеевна).

№ слайда 6

Описание слайда:

В половине первого ночи 12 марта 1801 граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца. В течение месяца Александр: вернул на службу всех ранее уволенных Павлом, снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, восстановил дворянские выборы и т. д. 2 апреля Александр восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.

№ слайда 7

Описание слайда:

Ещё до восшествия на престол вокруг Александра сплотилась группа «молодых друзей» (П. А. Строганов, B.П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцов), которые с 1801 стали играть крайне важную роль. 5(17) июня 1801 в Петербурге была подписана русско-английская конвенция, завершившая межгосударственный кризис, а 10 мая восстановлена русская миссия в Вене. 29 сентября (8 октября) 1801 подписан мирный договор с Францией, 29 сентября (11 октября) заключена секретная конвенция. 15 сентября 1801 в Москве состоялась коронация Александра.

№ слайда 8

Описание слайда:

4. Реформы Государственного управления. 1 января 1810 г. (по проекту Сперанского) Непременный совет преобразовывается в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырех департаментов - законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й - по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета создавалась Государственная канцелярия и её гос. секретарем назначен Сперанский. При Гос. совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

№ слайда 9

Описание слайда:

Председателем Гос. совета являлся один из его членов по назначению императора. В состав Гос. совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемых императором. Сначала законопроекты обсуждались в департаментах, затем выносились на обсуждение в Общее собрание. И только после утверждения их императором получали силу закона. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача: централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

№ слайда 10

Описание слайда:

8 сент. 1802 г. - манифестом утверждалось 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I). Дела теперь решались единолично министром, отчетным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений; отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров

№ слайда 11

Описание слайда:

С 1802 г. созданы министерства: военносухопутных сил морских сил внутренних сил иностранных дел юстиции финансов народного просвещения В 1802 г. был издан указ о правах Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам. Наряду с министерствами создаются Главные управления, обладающие такими же правами. Главное управление путей сообщения (созданное ещё в 1809 г.). Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Главное управление ревизии государственных счетов (или Государственный контроль) Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи - митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

№ слайда 12

Описание слайда:

5. Программа преобразований М.М. Сперанского и её судьба В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 г. проект под названием "Введение к уложению государственных законов" был представлен царю. Задача плана - модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм: "В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя".

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Сословия по Сперанскому: Дворянство имеет гражданские и политические права; «Среднее состояние" имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) - купцы, мещане, государственные крестьяне. «Народ рабочий" не имеет политических и гражданских прав: помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги. При императоре создается Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти: Сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Гос. дума рассматривалась как представительный орган при императоре. Министры назначаются императором. Состав Сената назначается императором.

№ слайда 15

Описание слайда:

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников и Александр I не решился его реализовать. 6. Финансовая реформа Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее - повышать все налоги (прямые и косвенные). По смете 1810 г. всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга - 100 млн. Смета доходов на 1810 г. обещала сумму в 127 млн.; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит - 66 млн. ассигнаций. 2 февр. 1810 г. и 11 февр. 1812 г. - увеличение всех налогов.

№ слайда 16

Описание слайда:

6. Реформа в образовании. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесший новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений; бесплатность обучения на низших его ступенях; преемственность учебных программ. Уровни системы образования: Университет Гимназия в губернском городе Уездные училища Одноклассное приходское училище.

№ слайда 17

Описание слайда:

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Основаны пять университетов: в 1802 г. - Дерптский, в 1803 г. - Виленский, в 1804 г. - Харьковский и Казанский. Открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. 1804 г. - Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

№ слайда 18

Описание слайда:

1804 г. - первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Были основаны привилегированные средние учебные заведения - лицеи: в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 - Нежинский. В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В 1820 г. направляется в университеты инструкция о "правильной" организации учебного процесса. В 1821 г. начинается проверка выполнения инструкции 1820 г., проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

№ слайда 19

Описание слайда:

7. Попытки решения крестьянского вопроса При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян. 12 дек. 1801 г. - указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещечьи крестьяне получают это право только в 1848 г.) 20 февр. 1803 г. - указ о "вольных хлебопашцах". 1804 - 1805 гг. - первый этап реформы в Прибалтике. 10 марта 1809 г. - указ отменял право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы.

№ слайда 20

Описание слайда:

С дозволения помещика крестьяне могли торговать. брать векселя, заниматься подрядами. С 1810 г. начинается практика организации военных поселений. За 1810 - 1811 гг. в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян. В ноябре 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому. В ноябре 1815 г. российским крестьянам запрещено "отыскивать вольность". В 1816 г. новые правила организации военных поселений. В 1816 - 1819 гг. завершается крестьянская реформа в Прибалтике. В 1818 г. Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России. В 1818 г. несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права. В 1822 г. было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1823 г. - указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

№ слайда 21

Описание слайда:

8. Проекты освобождения крестьян В 1818 г. Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графу Аракчееву и Канкрину разработать проекты отмены крепостного права. Проект Мордвинова: крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками. размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9-10 лет - 100 руб.; 30-40 лет - 2 тыс.; 40-50 лет - ... Проект Аракчеева: освобождение крестьян провести под руководством правительства – выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности. Проект Канкрина: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, т.е. до 1880 г.

№ слайда 22

Описание слайда:

9. Военные поселения ] В кон. 1815 г. Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810-1812 гг. на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии. Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву. Цели проекта: создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени. освободить население страны от постоянной повинности - содержать армию. прикрыть западное пограничное пространство. В авг. 1816 г. началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 г. были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Черного моря. К 1825 г. в военных поселениях насчитывалось 169828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков. В 1857 г. военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 тыс. человек.

№ слайда 23

Описание слайда:

10. Формы оппозиции: волнения в армии, дворянские тайные общества, общественное мнение Введение военных поселений встретило упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, обращаемых в военных поселян. Летом 1819 г. вспыхнуло восстание в Чугуеве близ Харькова. В 1820 г. крестьяне взволновались на Дону: 2556 селений было охвачено бунтом. 16 окт. 1820 г. Головная рота Семёновского полка подала просьбу отменить введенные жесткие порядки и сменить полкового командира. Роту обманом завели в манеж, арестовали и отправили в казематы Петропавловской крепости. За неё вступился весь полк. Полк был окружен военным гарнизоном столицы, а затем в полном составе отправлен в Петропавловскую крепость. Первый батальон был предан военному суду, приговорившему зачинщиков к прогнанию сквозь строй, а остальных солдат к ссылке в дальние гарнизоны. Другие батальоны были раскассированы по различным армейским полкам. Под влиянием Семеновского полка началось брожение в других частях столичного гарнизона: распространялись прокламации. В 1821 г. в армии вводится тайная полиция. В 1822 г. - выходит указ о запрещении тайных организаций и масонских лож.

Введение

Середина – вторая половина XIX века явились для России временем радикальных изменений во многих сторонах жизни государства. Это был период наибольшей активности образованного общества, когда оно получило возможность дискутировать экономические, социальные и даже политические вопросы, выйти из прежних узких кружков или закрытых литературных салонов. Это была эпоха реформ сверху и естественных изменений внутри самого общества и власти. Поиск путей дальнейшего развития оказался очень сложным, противоречивым, со сменой приоритетов, с возвратами и постоянным переосмыслением произошедших преобразований и их результатов. Сейчас наше общество также стоит на пути поиска новых путей развития, поэтому тема настоящей работы является актуальной.

Правительственное решение крестьянского вопроса в первой половине XIX века

В первой половине XIX в. Россия еще оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне, большинство которых принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и, следовательно, их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство менее эффективным. Назревшая необходимость изменения существующего положения стала очевидной уже во второй половине XVIII в. В начале XIX в. правительство попыталось прикрыть наиболее порицаемые обществом формы крепостничества. Так, было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных, в 1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах.

При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Крестьяне выражали свое недовольство волнениями (как отмечает Корнилов, за время царствования Николая I насчитывают не менее 556 крестьянских волнений, часто – целых сел и волостей1), большую часть которых пришлось усмирять не простыми полицейскими средствами, т. е. путем выезда полицейского начальства и порки крестьян, а путем вызова воинских команд, часто кровопролитием. Это показывает, что действительно спокойно на эту ситуацию смотреть нельзя было даже с точки зрения государственной безопасности. Поэтому крестьянский вопрос занимал далеко не последнее место в царствование Николая I. Для поиска средств к улучшению положения крестьян несколько раз созывались Секретные комитеты, членами которых были высшие государственные чиновники по выбору императора, связанные подпиской о неразглашении сведений о своих занятиях. Император ставил перед Секретными комитетами вопросы, связанные как с выработкой общих принципов переустройства деревни, так и с созданием частных законодательных актов. Комитеты возникали по усмотрению императора, и деятельность большинства из них была бесплодной.

Следует обратить внимание на отношение самого Николая I к данной проблеме. Крестьянский вопрос император понимал, прежде всего, как вопрос об отмене крепостного права, об освобождении крестьян. При этом опыт показывал, что освобождение крестьян не сопровождаемое наделением их землей в значительной мере ухудшает их экономическое положение. Крестьян можно было освободить только в том случае, если они будут наделяться частью земель, принадлежащих помещику. Однако Николай I был убежден в том, что земля является частной собственностью дворян по закону, а нарушить закон император не мог, т. к. считал это несовместимым с достоинством монарха.

В итоге главным инструментом смягчения социальной напряженности при Николае I стала мелочная регламентация отношений между помещиками и крепостными крестьянами. При нем было издано больше указов для защиты крестьян от помещиков, чем при его предшественниках: всего 108 с 1826 по 1855 гг. Таким образом, на протяжении его царствования выстраивалась система законодательных запретов, призванная показать правительственную заботу о крестьянах и ограничить помещичий произвол. Например, было запрещено отдавать крепостных на заводы, ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. был принят закон, запретивший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права покупать крестьян. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах», продолживший линию, намеченную указом 1803 г.1, но при этом новый указ сохранил рекомендательный характер. Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За данный надел крестьяне обязаны были выполнять прежние повинности, т. е. работать на барщине или платить оброк. Правительство также пыталось вмешаться во взаимоотношения помещиков и крестьян. В западных губерниях вводились инвентари, регламентировавшие размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян.

В целом же политика правительства в области крестьянского вопроса при Николае I значимых результатов не принесла.

Крестьянская реформа 1861 года

Указы и законы о крестьянах, изданные в первой половине XIX века, были необязательны для помещиков и находили крайне ограниченное применение. Для того чтобы правительство вплотную приступило к отмене крепостного права, необходимо было такое крупное потрясение как Крымская война 1853 – 1856 гг.

Крымская война способствовала углублению существующего кризиса, придав ему всеобъемлющий характер, показала, что именно крепостное право является главной причиной экономической и военно-технической отсталости страны. Перед Александром II, вступившим на престол в 1855 году, встали острые экономические и политические задачи: разрешить острые социальные проблемы, выйти из тяжелого экономического кризиса и сохранить положение России как одной из ведущих держав мира. О том, что крепостное право в России необходимо искоренить, заявляли и иностранцы. Так, в июне 1857 года прусский экономист Август Гакстгаузен подал министру иностранных дел России А. М. Горчакову записку, в которой писал: «Вопрос освобождения крестьян, будучи специальным вопросом для России, есть вместе с тем и политический, и притом самый важный не только в отношении России, но и для всей Европы»1. И далее: «Я говорю это, дабы напомнить, что России нельзя останавливаться на полпути, что невозможно важнейшие вопросы народного существования предоставить их собственному развитию, но что правительство обязано первое принять в них обдуманное и деятельное участие, дабы события, опередив его, не завладели браздами и не вырвали от него уступок, которые повлекли бы его к падению»2. Мы видим, что опасность крестьянской («социальной») революции была столь велика, что о ней говорили не только в России, но и за ее пределами. Именно поэтому медлить с проведением реформы освобождения крестьян было нельзя.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. В этой речи император, упомянув о нежелании дать свободу крестьянам сейчас, вынужден был заявить о необходимости в принципе приступить к подготовке реформы их освобождения, заметив, что отменить крепостное право лучше «сверху».

Однако в течение всего 1856 года в указанном направлении практически ничего сделано не было, кроме того, что были предприняты попытки выяснить отношение дворянства к предстоящей реформе и добиться инициативы последних в намечаемом деле. В конце 1856 года император писал великой княгине Елене Павловне, которая заявила о своем намерении освободить крестьян в принадлежавшем ей имении Карловка Полтавской губернии: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян»3. Стоит отметить, что подавляющее большинство российского дворянства было крепостнически настроенным и выступало против каких-либо серьезных реформ. Поддержку императору оказывала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения. В 1855 – 1857 гг. эти люди выступили с различными проектами отмены крепостного права, предусматривавшими разные условия освобождения крестьян, что определялось в значительной мере различием интересов самих помещиков в зависимости от конкретных местных условий ведения помещичьего хозяйства. Несмотря на все различия, объединяло эти проекты стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков, самодержавный политический порядок, но с учетом новых социально-экономических процессов. Главной же целью подобного рода проектов было предотвращение новой «пугачевщины» в стране: опасность крестьянского восстания рассматривалась как один из важных аргументов проведения реформы освобождения крестьян.

Разработка практических основ крестьянской реформы была поручена сначала Министерству внутренних дел. Летом 1856 года А. И. Левшин1представил «Записку» с изложением принципов этой реформы: за помещиком сохранялось право собственности на всю землю в имении, включая крестьянскую; при освобождении земля предоставлялась крестьянам, за что они должны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины или оброка. Иными словами, крестьяне по реформе должны были получить личную свободу и в пользование (а не в собственность) – землю.

3 января 1857 года по указанию Александра IIбыл образован Секретный комитет2, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако сама идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков, комитет же, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа. Членам Секретного комитета было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам император вынужден был подходить к этому вопросу иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стране назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях. При этом он, как и ранее, стремился добиться от помещиков, чтобы те сами проявили инициативу в деле подготовки реформы. Первыми изъявили свое согласие помещики трех губерний – Виленской, Ковенской и Гродненской. 20 ноября 1857 года последовал рескрипт генерал-губернатору этих губерний В. И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губернских комитетов и одной общей комиссии для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В основу рескрипта Назимову, а вскоре и последовавшего циркуляра министра внутренних дел были положены принципы, изложенные ранее в «Записке» А. И. Левшина и одобренные Александром II. Аналогичные рескрипты в течение 1858 года были даны и остальным губернаторам.

16 января 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством Александра II. 4 марта 1859 года при комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. Одна из комиссий должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах…», другая – «местные положения» об их поземельном устройстве применительно к крупным регионам с учетом их особенностей. Фактически же обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование – Редакционные комиссии.

Данный орган, формально числясь при Главном комитете, фактически пользовался самостоятельностью, поскольку подчинялся непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. Председателем комиссий был назначен Я. И. Ростовцев1, а после его смерти в 1860 году – министр юстиции В. Н. Панин2.

PAGE_BREAK--

Обилие разнообразной документации, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 года при Центральном статистическом комитете министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем отдела был назначен уже упоминавшийся выше Левшин, позже – Н. А. Милютин, один из деятелей, позже сыгравших немалую роль и в Редакционных комиссиях.

Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные личными интересами местного дворянства: высказывались предложения ввести бессрочное временнообязанное состояние крестьян, пожелания в случае прекращения данного состояния вернуть помещикам крестьянские наделы. Редакционные комиссии не пошли навстречу данным притязаниям дворянства, хотя и в самих комиссиях не было единства: не утихала борьба по вопросам о конкретных размерах наделов и повинностей, функциях крестьянского самоуправления. Кроме того, депутаты Редакционных комиссий сами являлись помещиками, и это также приводило к противоречиям. Ростовцев писал 23 октября 1859 года Александру II: «Главное противоречие состоит в том, что у комиссий и у некоторых депутатов разные точки исхода: у Комиссий государственная необходимость и государственное право; у них право гражданское и интересы частные. <…> Смотря с точки гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности; но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима.

Огромное число врагов реформы, не уясняя себе этой неотложной необходимости, обвиняет, и словесно и письменно, Редакционные комиссии в желании обобрать дворян, а иные даже и в желании произвести анархию, называя некоторых из членов Комиссий красными»1. Далее Ростовцев сообщает: «Желать обобрать дворян было бы мыслью и бесчестною и бесцельною, тем более что 8/10 из членов Комиссий суть сами помещики, а некоторые из них весьма богаты»2.

В августе 1859 года проект «Положений о крестьянах» был Редакционными комиссиями в целом подготовлен. В конце августа 1860 года в Петербург были вызваны 36 депутатов от 21 губернского комитета, в феврале 1860 года – 45 депутатов от остальных 25 комитетов для обсуждения подготовленного проекта. При этом активность вызванных депутатов была практически запрещена: им запретили подавать коллективные прошения, представления и даже сообщаться между собой, за чем следила полиция. Тем не менее, вызванные депутаты подвергли деятельность Редакционных комиссий резкой критике, считая размеры крестьянских земельных наделов завышенными, повинности – заниженными. Мнения эти были учтены при подготовке окончательного проекта реформы.

Вместе с тем, при подготовке реформы нельзя было не учитывать мнения и самих крестьян, выражавших свое нетерпение затянувшимся решением крестьянского вопроса. Большое впечатление на правительство оказало так называемое «трезвенное движение»3в 1859 году. На одном из заседаний Редакционных комиссий Ростовцев заявил: «Если у нас за бутылку полугара происходили бунты, то что же произойдет, если мы отрежем десятину?»1.

10 октября 1860 года Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где обсуждался до 14 января 1861 года. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков (это выразилось в понижении норм крестьянских наделов для некоторых местностей и увеличении оброка в промышленных местностях). 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение Государственного совета. Открывая заседание Госсовета, император указал на необходимость скорейшего завершения реформы. Наконец, 19 февраля «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» были подписаны Александром IIи получили силу закона. Одновременно император подписал Манифест об освобождении крестьян2, обнародование же подписанных документов происходило с 5 марта (в Москве и Петербурге) до 2 апреля (на местах).

По Манифесту крестьяне получили личную свободу, которой добивались в течение долгого периода времени. При этом в Манифесте указывалось, что «дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей»3. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись права по надзору за поведением крестьян, вышедших из крепостной зависимости, «с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов»4.

Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю: «Земли, дома и вообще недвижимые имущества, приобретенные крестьянами в прежнее время на имя их помещиков, укрепляются за крестьянами или их наследниками окончательно»1, говорится в «Положении…», но только «по утверждении за ними сих имуществ самими помещиками или решением мирового учреждения, на основании особых правил, при сем приложенных»2.

В течение двух лет сохранялись, по существу, прежние крепостнические порядки: до истечения этого срока крестьянам и дворянам предписывалось «пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности»3. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние.

Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.

Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки в соответствии с замечаниями и предложениями крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.

В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.

Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.

Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. При этом цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.

Для того чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.

После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.

Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.

В 1863 и 1866 годах реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.

Крестьяне, воспринимавшие землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к Манифесту об отмене крепостного права отрицательно, называли его «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге, в ряде мест вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений.

Список использованных источников и литературы

Записка прусского экономиста Августа Гакстгаузена о необходимости отмены крепостного права в России, поданная в июне 1857 г. министру иностранных дел А. М. Горчакову.//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. – М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 92.

Из записки члена Главного комитета по крестьянскому делу, министра государственных имуществ М. Н. Муравьева «Замечания о порядке освобождения крестьян».//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 165.

Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 211 – 216.

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. – М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 216 – 229.

Письмо председателя Редакционных комиссий Я. И. Ростовцева Александру II, представляющее обзор различных мнений, ходивших в то время в обществе, о способах освобождения крестьян. 23 октября 1859 г.// Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. – М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 166 – 170.

Продолжение
--PAGE_BREAK--

Программа отмены крепостного права, принятая 4 декабря 1858 г. Главным комитетом по крестьянскому делу.//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. – М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 165 – 166.

Дементьев А. Г. Очерки по истории русской журналистики. 1840 – 1850 гг. – М. – Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1951.

Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России [Текст]: научное издание / П. А. Зайончковский. - 3-е изд., перераб.и доп. - М.: Просвещение, 1968. - 368 с.: табл.;1л.карт.

Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856 – 1861. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 256 с.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX века/Корнилов А. А.; Вступ. ст. Левандовского А. А. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Цимбаев Н. И. История России XIX века. – М.: Филол. о-во «Слово»; Изд-во ЭКСМО, 2004.

Разделы: История и обществознание

“…Крепостное право на крестьян отменяется навсегда” (Александр II)

(Урок-презентация на тему “Крестьянская реформа 1861 года”. 8-й класс)

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с личностью Александра II.
  • Сформировать представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права.
  • Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты.
  • Способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК.
  • Содействовать воспитанию уважения к истории России.

Оборудование урока:

  • Компьютер и проектор.
  • CD – “Энциклопедия истории России 1862–1917 гг. ”

Литература

  1. Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История государства и народов России XIX век”, М., 2002.
  2. Поурочные разработки к учебнику “История государства и народов России XIX век”, М., 2001.
  3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.
  4. Ключевский В.О. Собрание сочинений. Том V. М, 1989.
  5. Чулков Г.И. Императоры: психологические портреты. М., 1991.
  6. Урок строится по схеме презентации, созданной в программе PowerPoint.

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.

Вся презентация состоит из 18 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Первый слайд презентации является опорным планом урока.

Ход урока

1. В начале урока учитель знакомит учеников с темой урока, его целями и задачами.

2. Основная часть урока.

Знакомство учащихся с личностью Александра II.

Александр II

Учитель: 18 февраля 1855 года при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, умирает император Николай I. Существует версия, что это было самоубийство человека, осознавшего, что страна находится на грани катастрофы, и своей смертью открывавшего путь новому поколению правителей. “Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот” – говорил, умирая, Николай I.

Николай I

Рассматривается слайд с изображением Александра II, его жены Марии Александровны и его отца Николая I.

Ученики отвечают на вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

Учитель: Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года и получил блестящее воспитание как будущий император. Поэт В.А. Жуковский был главным наставником цесаревича, старался привить ему либеральные взгляды на общество.

В.А. Жуковский

М.М. Сперанский преподавал ему право.

М.М. Сперанский

Е.Ф. Канкрин – экономику.

Е.Ф. Канкрин

Рассматривается слайды с изображением преподавателей Александра II – В.А. Жуковского, М.М. Сперанского, Е.Ф. Канкрина.

Во время путешествия заграницу Александр II познакомился со своей женой, а, побывав в Сибири, просил отца проявить милость к декабристам.

Жена Александра II

Рассматривается слайд с изображением Александра II.

Ученики отвечают на вопросы: Как воспитание Александра II повлияло на его характер? Как личные качества царя могли отразиться на ходе исторических событий?

Учитель: Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество. Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

В совместной работе учитель и ученики составляют хронологию предпосылок отмены крепостного права.

Рассматривается слайд “Предпосылки отмены крепостного права” по ходу составления хронологии.

Учитель: Проблема отмены крепостного права постоянно обсуждалась в российском обществе. Прежде всего, она имела моральную, человеческую сторону.

Ученики отвечают на вопросы: Какое было отношение в русском обществе к крепостному праву? Вспомните, кто из русских писателей обличал ужасы крепостного права? Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

Рассматривается слайд “Отношение к крепостному праву в российской печати”.

Ученики обсуждают цитаты из периодической печати тех лет: К.Д.Кавелин “Записки об освобождении крестьян”, А.И.Герцен журнал “Полярная звезда”, А.И.Герцен, Н.П.Огарев “Колокол”.

Учитель совместно с учениками приходит к выводу: В середине XIX века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее, принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

Ученики заполняют таблицу “Причины отмены крепостного права”.

После заполнения таблицы работа проверяется по заранее составленному слайду.

Подготовка к отмене крепостного права.

Александр II

Учитель: 30.03.1854 г. Александр II выступил с речью перед московским дворянством, где впервые заговорил о необходимости отмены крепостного права: “…лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу”.

Рассматриваются слайды “Подготовка к отмене крепостного права”.

3.01.1857 г. – образование Секретного комитета “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”.

Октябрь 1857 г. – виленский генерал-губернатор В.Н.Назимов от лица дворян просит разрешения обсудить вопрос об освобождении крестьян без наделения их землей

20.11.1857 г. – Александр II издает рескрипт об учреждении из числа дворян губернских комитетов для обсуждения условий освобождения крестьян.

Февраль 1858 г. – Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Председателем назначен великий князь Константин Николаевич.

Март 1859 г. – учреждена Редакционная комиссия. Председателем назначен генерал Я.И.Ростовцев. Главная задача: рассмотреть все материалы, поступившие из губерний и составить на их основе общий проект закона об освобождении крестьян

Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, почему Александр II добивался, чтобы инициатива в отмене крепостного права исходила от дворян? Какую роль в этих реформах он отводил себе?

Учитель ставит перед учениками проблемное задание: сразу же после речи императора перед дворянством министр внутренних дел С.С. Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имеющиеся в предыдущем царствовании проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян. Каковы были эти варианты?

Рассматривается слайд “Варианты освобождения крестьян, представленные Редакционной комиссией”.

Ученики отвечают на вопрос: Как вы думаете, какой вариант и почему избрал Александр II?

Рассматривается слайд “Завершение работы над проектом крестьянской реформы”.

Основные положения крестьянской реформы.

Учитель: 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест “О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта”. В документе было записано: “Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда”.

Ученики начинают работу с основными положениями манифеста:

Рассматриваются слайды “Основные положения манифеста”.

Пункт 2 – Порядок личного освобождения.

Крестьяне:

  • лично свободны;
  • наделены общегражданскими и имущественными правами.

НО! сохранилось:

  • сословное деление;
  • подать от крестьян;
  • рекрутские наборы;
  • зависимость от общины.
Пункт 6 – Порядок наделения землей.
  • Сохранялось помещичье землевладение.
  • Крестьяне наделялись землей, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.
  • Размер выкупной нормы составлял от 3 до 12 десятин.
  • За землю лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину и оброк до полного ее выкупа
Крестьяне, заключившие договор на выкуп земли (9 лет) назывались временнообязанными .

Размер надела, оброка>(барщины) определялся Уставной грамотой. Срок ее подписания – 2 года.

Выкупная операция:

  • 25% стоимости земли крестьянин платит помещику;
  • 75% стоимости земли помещику возмещает государство.
  • На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

После этого оказаться от выкупной операции нельзя!

Пункт 17 – Порядок управления крестьянской общиной.
  • Государство вело расчет за землю с крестьянской общиной.
  • Контроль над этим лежал на мировых посредниках.

Ученики отвечают на вопросы: Как вы думаете, какие настроения в народе вызвал манифест? Как восприняли крестьяне известие об отмене крепостного права? Стал ли русский крестьянин собственником своей земли благодаря манифесту?

Учитель: В апреле 1861 г. в деревне Бездна Казанской губернии войска жестоко подавили выступления крестьян, требовавших “полной воли” и немедленного предоставления земли. В конце 1861 г. в обществе происходит разочарование непоследовательностью реформ.

Ученики отвечают на вопросы:

“Распалась цепь великая,
Распалась и ударила
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику”.

  1. Как вы понимаете эти строки Н.А.Некрасова?
  2. Как автор оценивает события отмены крепостного права?
  3. Как вы оцениваете эти события? (учитель должен попытаться привести учащихся не только к историческим, но и затронуть нравственные оценки)
  4. Значение отмены крепостного права.

Рассматривается слайд “Значение отмены крепостного права”.

3. Заключительная часть урока.

Ученики получают задание: ответьте на вопросы и заполните таблицу.

  1. Каковы прогрессивные черты реформы?
  2. Какие “крепостные черты” она сохранила?
Прогрессивные черты реформы Сохранение крепостных пережитков

4. Домашнее задание.

Учебник параграф 17, задание № 2 (устно), выучить новые понятия.

Творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

План урока: 1. Личность Александра I 2. Приход к власти Александра I 3. «Негласный комитет» 4. Начало преобразований Александра I

Годы правления Екатерины? а) 1762 -1796 (у) б) 1772 -1796 (в) Годы правления Павла I? а) 1796 – 1800 (л) б) 1796 -1801 (к) Почему Павел I ненавидел мать? а) хотела на престол внука (а) б) предала его (а) Какова была власть императора в 1801 году? А) Ограниченная (с) б) неограниченная (з)

Указ о престолонаследии (5 апреля 1797 г.) В день своей коронации Павел. I утвердил новый закон о престолонаследии, который установил жесткий порядок в наследовании престола по старшинству по мужской линии. Он отменял порядок передачи престола по произвольному желанию самодержца, введенный в 1722 г. Петром. I. Женщины могли получить право на престол лишь в случае пресечения мужского потомства.

Александр I Павлович (1801 -1825) Сразу после рождения Александра забрала уродителей бабушка – императрица Екатерина II, которая намеревалась воспитать внука идеальным государем. Щукин С. С. Портрет Александра I.

Екатерина II (1762 -1796) Прививала внуку идеи Просвещения и либерализма. Хотела сделать императором внука, а не сына Павла. Ф. С. Рокотов. Портрет Екатерины II,

Павел I (1796 -1801) Павел I передал Александру I своё пристрастие к военному делу. Научил сына совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. В. Л. Боровиковский Портрет Павла I.

Александр очень любил отца и бабку Екатерину II, но он постоянно разрывался между ними, пытаясь угодить им. В результате у юного наследника сформировались отрицательные черты характера: скрытность и лицемерие. В воспитатели порекомендации философа Дени Дидробыл приглашен швейцарец Фредерик Лагарп. О воспитании юного наследника И. Крылов написал басню «Воспитание льва» .

«И говорит ему он так: «Любезный сын, По мне наследник ты один; Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь; Так я тебе охотно царство сдам. Скажи теперь при всех лишь нам, Чему учен ты, что ты знаешь И как ты свой народ счастливым сделать чаешь? » «Папа, - ответствовал сынок, - я знаю то, Чего не знает здесь никто: И, от Орла до Перепелки, Какой где птице боле вод, Какая чем из них живет, Какие яйца несет, И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

Вот от учителей тебе мой аттестат: У птиц недаром говорят, Что я хватаю с неба звезды; Когда ж намерен ты правленье мне вручить, То я тотчас начну зверей учить вить гнезда» . Тут ахнул царь и весь звериный свет; Повесил головы Совет, А Лев-старик поздненько спохватился, Что Львенок пустякам учился И не добро он говорит; Что пользы нет большой тому знать птичий быт, Кого зверьми владеть поставила природа; И что важнейшая наука для царей: Знать свойства своего народа И выгоды земли своей» .

Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Лагарп дал наследнику европейское образование и привил либеральные идеи. Либерализм – течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских свобод (выбора веры, свободы слова, собраний, объединений и т. д.) и свободы предпринимательства.

Чему научил Ф. Лагарп Александра I ? Идеи либерализма, привитые Александру: отрицательное отношение к крепостничеству; введение конституции; управление на основе справедливых законов; предоставление населению гражданских свобод и прав.

Дворцовый переворот 11 марта 1801 года Современники объясняли цареубийство 11 марта 1801 года внутренней политикой Павла I: репрессиями против офицерского корпуса, политический нестабильностью в стране, ослаблением гарантий дворянских свобод и привилегий, разрывом дипломатических отношений с Англией, наконец, неспособностью монарха управлять империей.

Воспоминания современников полны свидетельств об отставках, арестах, экзекуциях, лишении дворянского достоинства, наконец, ссылках, в том числе и в Сибирь. Около 700 дворян были посажены в тюрьму, отправлены на каторгу и в ссылку около 300 дворян. Первые «конспирации» против Павла относятся к 1797- 1799 годам, и тогда уже в них был замешан наследник - великий князь Александр.

В 1800 году стал сплетаться заговор, в конце концов стоивший императору жизни. Главную роль в нем играли граф Никита Петрович Панин, адмирал Осип Михайлович де Рибас и граф Петр Алексеевич фон дер Пален. Идейным вдохновителем заговора считается граф Никита Панин.

Александр потребовал у Палена предварительного клятвенного обещания, что не будет покушения на жизнь отца. «Я дал ему слово: надо было успокоить щепетильность моего будущего государя, и я обнадежил его намерения, хотя был убежден, что это слово не исполнится. Я прекрасно знал, что надо завершить революцию или уже совсем не затевать ее, и что если жизнь Павла не будет прекращена, то двери его темницы скоро откроются, произойдет страшнейшая реакция» .

Самый интригующий фрагмент в оформлении фасада замка – надпись над главным входом: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» . Это библейское изречение, цитата из 92 -го псалма, возвеличивающего деяния Господа. Первоначально надпись предназначалась для Исаакиевского собора, но по распоряжению Павла I была перенесена на замок. С этим изречением связана легенда о некой юродивой, которая накануне 1801 года напророчила Павлу Петровичу столько лет жизни, сколько букв в этом тексте. Вышло 47…

«Судьбам Всевышнего угодно было прекратить жизнь любезного родителя нашего, Государя императора Павла Петровича, скончавшегося скоропостижно апоплексическим ударом в ночь с 11 -го на 12 -е число сего месяца. Мы, восприемля наследственно Императорский Всероссийский престол, восприемлем купно и обязанность управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу почившей августейшей бабки нашей, Государыни императрицы Екатерины Великия, коея память нам и всему отечеству вечно пребудет любезна» . (Манифест 12 марта 1801 г.)

Задание для работы в тетради Заметка – самый маленький информационный жанр в журналистике. Заметка предназначена для оперативного сообщения новостей. Новизна и краткость, достоверность и высокий уровень оперативности – характерные черты этого информационного жанра.

ЧТО произошло? ГДЕ произошло? КОГДА произошло? КТО участвовал в событии?

Задание для работы в тетради Напишите в тетради заметку об убийстве императора Павла I и дворцовом перевороте 11 марта 1801 года. Придумайте название издания, для которого предназначена эта заметка.

Негласный комитет Александр считал, что стране необходимы реформы. Он собрал вокруг себя сподвижников, с которыми когда-то вместе учился. Этот неофициальный совещательный орган получил название Негласный комитет. Он сложился в 1797 году, но временем его работы считается период с 1801 по май 1802 г.

Павел Александрович Строганов (1772 -1817) Российский военный и государственны й деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет из Военной галереи Зимнего дворца

Виктор Павлович Кочубей (1768 -1834) Дипломат и государственный деятель, министр внутренних дел, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Ф. Жерар Портрет В. Кочубея.

Адам Ежи Чарторыйский (1770 -1861) Польский и российский государственны й деятель, писатель, меценат, князь. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. Автор неизвестен. Портрет А. Чарторыйского

Николай Николаевич Новосильцев (1761 -1838) Российский государственн ый деятель, граф. Друг и соратник Александра I. Входил в Негласный комитет. С. С. Щукин. Портрет графа Н. Новосильцева

Негласный комитет Задача: помогать императору « в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей » . Первые шаги: -амнистия 12 тысячам человек, пострадавших при Павле I , — вновь разрешены для ввоза западноевропейские товары и книги.

Негласный комитет План деятельности: изучить положение империи, провести предварительные реформы завершить эти реформы « уложением, установленным на основании истинного народного духа » .

Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 1. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота дворянству» ; 2. восстановлена в полном объёме «Жалованная грамота городам» ; 3. установлена свобода пропуска российских произведений за границу;

Начало преобразований. Пять указов Александра I от 2 апреля 1801 г. 4. Улучшено содержание заключённых; 5. Все судебные дела были переданы на рассмотрение в Сенат.

Реформа высших органов государственной власти Началась в сентябре 1802 г. Все члены Негласного комитета вошли в состав правительства: В. Кочубей стал министром внутренних дел, П. Строганов – его заместителем, Н. Новосильцев – заместитель министра юстиции, А. Чарторыйский – министром иностранных дел.

Реформа высших органов государственной власти — упразднены коллегии, вместо них появились 8 министерств; — Сенат превращён в высший судебный орган империи; — создан Комитет министров – орган, для обсуждения вопросов управления страной.

Реформа народного просвещения 1803 г. Создана стройная система образовательных учреждений разного уровня. Увеличилось число учебных заведений. Университеты получили широкую автономию (независимость от властей).

Крестьянский вопрос 20 февраля 1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах» – первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости. Помещики могли отпускать своих крестьян с земельными заделами за выкуп.

Из Указа о «вольных хлебопашцах» от 20 февраля 1803 г. «Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке, или и целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу; то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; и если последует от нас решение желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в Гражданской палате и запишутся у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин» .

Вопрос к уроку: Чем вы можете объяснить тот факт, что помещик, желавший отпустить своих крестьян, должен был испрашивать на это разрешение министра внутренних дел?

Крестьянский вопрос Практическое значение Указа о «вольных хлебопашцах» было незначительным. За 25 лет царствования Александра I было освобождено лишь 47 тысяч крестьян (0, 5% от общего числа крепостных крестьян). Большинство помещиков просто не выполняло этот указ.

Крестьянский вопрос В 1804 г. в Прибалтике был сделан первый шаг к отмене крепостного права – крестьяне признавались собственниками своей земли, а их повинности были чётко определены. Реформы в Прибалтике должны были «показать пример всей России» .