Кто может участвовать в тендерах. Пошаговая инструкция участия в тендерах на госзакупках, перечень рекомендаций и обзор ошибок начинающих. Процедура проведения тендера

  • 04.03.2024

Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей. Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, - это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные. Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция сайт совместно с Министерством финансов и НПП "Атамекен" подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

№1. Что такое тендер?

Тендер (англ. tender - предложение) - конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

№2. Кто может участвовать в государственных закупках?

Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

  • Заказчики - государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение - национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
  • Организатор государственных закупок - юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
  • Поставщик - физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

№3. Что представляет собой рынок государственных закупок в Казахстане?

Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте "Государственные закупки РК" . Существует 5 способов проведения госзакупок.

  1. Конкурс - наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
  2. Аукцион - осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
  3. Запрос ценовых предложений - могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП - 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
  4. Закупки из одного источника - способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
  5. Через товарные биржи - это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

№4. Как работать с порталом "Государственные закупки РК"?

Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале. После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы. Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: "Объявления", "Лоты", "Итоги", "Планы закупок", "Договоры", либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, "строительные работы". В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

№5. С какими сложностями чаще всего сталкиваются потенциальные поставщики?

Наиболее актуальными проблемами в НПП "Атамекен" называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и "затачивание" заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины - непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса. Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее. Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких - вплоть до 0,1 тенге - и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг "возвращает упущенное" через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

№6. Как борются с коррупцией в сфере государственных закупок?

С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

№7. Возможно ли обжаловать решение по итогам тендера?

Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика. Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр. Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

№8. В каких случаях проведение госзакупок считают несостоявшимся?

Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

  • если не было подано ни одной заявки;
  • если подано менее двух заявок;
  • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
  • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с "конкурса" на "из одного источника".

№9. Кто не может участвовать в госзакупках в качестве поставщика?

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
  • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
  • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

№10. В каких случаях тендеры не проводятся в электронном виде?

Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности. Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ. На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей "Атамекен" или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

№11. Могут ли в казахстанских госзакупках участвовать иностранные поставщики?

Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.

Дата публикации: 20-02-2019 1516

Формирование системы тендеров продолжается в РФ с конца прошедшего века. Тендер можно назвать конкурсом. Суть его в нахождение того, кто сможет выполнить государственные заявки по конкурсу. Как ни печально, но почти все граждане РФ уверены, что тендер имеет отношение к коррупции и воровству государственных средств в особо крупных размерах. Может быть, в каком-то месте и есть такие случаи, но в целом победить в тендере, возможно, каждой фирме.

В этой статье мы рассмотрим, как участвовать в тендерах . Как это могут сделать новичка, как ИП участвовать в тендерах начинающему ИП ? И, конечно, приведем подробную инструкцию.

Нынешнее законодательство предполагает совершенную бесспорность госзакупок, потому далеко не любой госслужащий пойдет там, на присваивание гос. средств. Система тендеров есть в конкретных законодательных актах. С тем, кто выиграл конкурс, и подписывают договор на производство работ, сервиса или поставку продуктов. Сейчас мы побеседуем о том, что для этого нужно.

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах

Эти конкурсные состязания бывают открытыми и закрытыми, идут в 1 или 2 шага. Также есть варианты специальных закрытых тендеров

У того, кто выиграл большая вероятность иметь интересное предложение, а когда участвует молодая фирма — показать себя. Почти всех отпугивает достаточно непростые действия по определенной работе там, но ориентироваться в ней возможно любому. Естественно, новеньким потребуется содействие, фактическое управление, объясняющее, что и в какой очередности необходимо проводить.

Вы участвуете в тендерах? Пошаговая подробная методика особенно нужна. Отчего это прибыльно? Новости о том, что тендеры где-то намечаются делать, непрерывно находится на предназначенных для этого вебсайтах и в СМИ. Если конкурс заявлен, комиссия по тендерам будет просматривать заказы кандидатов.

Предприниматели небольших фирм не проявляют особенное желание принимать участие в торгах, для них это сложная задача. Не принимается в расчет, что большая часть местных бюджетов в основном проходят через тендеры. Госзаказы помогают бизнесу, не хуже, чем льготы и дотации. Клиентов местного и госсектора закон принуждает отдавать не менее 10 % объемов продуктов и услуг в год бизнесменам.

К огорчению, только большие фирмы серьезно отслеживают многообещающие тендеры, потому что надо содержать в связи с этим особые отделы. Госзаказ предлагается различными способами, как запрос котировок, покупки у единого ген. поставщика (исполнителя) или в итоге торгов.

Большая часть заявок от государственных служб располагается на эл. аукционах, на уровне 50% и выше от всех торгов. Это стало действенным способом борьбы с коррупцией ввиду анонимности участников, конкурентной борьбе и доступности всех сведений.

Как участвовать в тендере начинающему

Давайте посмотрим, что значит участвовать в этом деле. Пригодные торги надо «определить». Необходимо пристально просматривать все сообщения о них, приходя на вебсайт, работающий по всей РФ, где появляются сведения о грядущих торгах за 7-20 дн. до конкретной даты, являющейся крайним днем подачи заявлений. Заявку на участие в тендере вы обязаны подать именно в данные время - позднее ее к обсуждению не возьмут. Есть 5 вебсайтов для этого, где вы отыщете форму для аукционов и список всех тендеров. Еще это просто найти на оф. вебсайте РФ, специализированного на размещении заявок.

Надо иметь ЭЦП. Купить ее возможно в особых подтверждающих центрах на вебсайте. Этот период ее подготовки длится некоторое количество раб. дней (2 или 3). ЭЦП дает юр. статус документу и обозначает материальные обязательства клиента. Но 1 только ЭЦП еще не дает такой возможности.

У каждого из пяти вебсайтов своя аккредитация. На сайте в особую форму с заявкой о создании счета заносятся данные. Подается выписка из ЕГРЮЛ, учредительный акт, доверенности, придающей преимущество в этих торгах, акт о назначении управляющего с печатью, скан карточки с данными фирмы.

За пять дней заявление проверят и ответят о доступе или отказе (в крайнем случае — с пояснениями обстоятельств). Количество вторичных обращений не ограничивается, но любая из них требует пять дней на проверку. Удачно сделав согласование, вы будете иметь себе «Собственный офис», с него проводить всю последующую работу.

Последующим неотъемлемым этапом считается поступления денежных средств на свой счет на вебсайте как залог. Сумма зафиксированная — для небольших бизнесменов 2% исходной суммы заказа. В других вариантах 5%. Средства возможно вернуть назад при разблокировке счета по завершении торгов.

Как начать участвовать в тендерах: подаем заказы

Теперь клиент имеет возможность давать заявку. К созданию ее необходимо подойти очень осторожно, исследовав все критерии аукциона.

1-ая часть, в анонимном порядке, содержится в согласии клиента предоставить согласованный продукт с доскональным его описанием.

Во 2-ой части есть подробнейшие сведения о клиенте с предоставлением сертификатов. Кроме установленной заявки, к ней обязаны быть подключены все сметные документы, с указанием цены за материальные ценности или услуги с НДС на начало торгов. Также туда войдут и доскональные сведения по доп. затратам (автотранспортные), а еще налогам.

Заявление автоматом является согласием выполнять все условия покупателя. В случае если их нельзя исполнить клиенту, надо вернуть заявление обратно. Его не берут от клиента по истечении последнего срока. Отказаться от тендера можно только до конкретной даты. Срок приема, возможно, дополнительно продлить комиссией, о чем кандидаты извещаются. Если срок подачи заказов истек, заказчиком просматриваются их 1-ые части, протокол сотрудником вебсайта должен, быть разослан до всех клиентов. Так вы получите сведения о вашем допуске до торгов.

Теперь о самом процессе. 1-ый показатель считается зафиксированным - 0,5 % от наибольшей цены, которая была сначала (по закону). К последующему шагу приступают с промежутком в 10 мин., когда клиент обязан решить - рекомендовать меньшую цену или нет. Предлагать цену больше той, которую предлагали раньше, нельзя. Нельзя предлагать цену с нулевой стоимостью. "Заблаговременно" снизить стоимость ниже минимума также нереально.

Как ИП участвовать в тендерах: окончание торгов

Когда предложенная последний раз цена оказалась самой низкой, аукцион завершается. Протокол с результатами создается фактически мгновенно, любой клиент есть в нем только под назначенным номером. Кто конкретно победил в тендере, будет понятно лишь по окончании аукциона.

2-ю часть заявления, с данными победившего в конкурсе клиента получит заказчик. Ему и отправят госконтракт, который в срок нужно удостоверить электронной подписью. Должна быть показана сумма обеспечения денежными средствами договора, равного по закону до 30 % наибольшей цены, которая была в начале. Средства зачисляются клиенту на кратковременный счет или будет сделано в виде гарантии банковского учреждения.

Специалисты считают, что в таком деле фирмы приобретают большую выгоду. Эта отнюдь не совершенная система позволяет новым бизнесменам выйти на крупного клиента и улучшить свою репутацию. К выбору торгов надо подходить осторожно, не стараясь просмотреть все пункты. В случае невезения срываться не стоит, вы получили хороший опыт.

Коммерческие тендеры создаются, по статьям ГК РФ. При их прохождении используются те нормы на каких базируются и государственный аукцион. Но конкурсных мероприятий побольше - в виде открытого состязания с подготовительным отбором или закрытого в 2 этапа состязания (конкурса), запроса ценовых предложений, и т. п. Ком.тендеры в основной массе проводятся как государственные. Отличие содержится только в твёрдом контроле над ними. Нацелены они на фирмы клиентов. Одного и главного закона для них, нет, так как есть большое количество видов предпринимательства, и у любого из них свои особенности.

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах: стройтендеры

Компании надо работать в отраслевых конкурсах, чтобы заключить долговременный договор с большим заказчиком. Механизм здесь такой же: исследуете критерии аукциона, собираете выписки из ЕГРЮЛ, учредительных док. (с уставом) и указа о приеме на работу гл. бухгалтера, с копиями последних денежных отчетных документов, а еще копии паспортов сотрудников компании-поставщика и сведения о гос. регистрации компании. На такого, кто станет официально отражать интересы компании на торгах, обязана существовать оформленная доверенность на тендер. Поданная заявка должна быть обеспечена. В случае, когда нет на счетах фирмы средств, она имеет право пользоваться тендерным кредитом.

Сейчас в том числе и маленькие фирмы удачно делают деньги на них, сохраняя время и средства на рекламе. Никто не скажет, что заключать большие договора менее прибыльно, чем постоянно находить покупателя для маленьких сделок. Фактически, тендеры традиционно и проводятся на большие суммы, так как большим организациям необходимы поставки оптом или, к примеру, исполнение работ на большие суммы.

Не надо считать, что заказы есть лишь для каких-то индустриальных, и строй. фирм. Государственным и компаниям с частным капиталом нужны и креативные и эстрадно-художественные предложения. Само слово тендер, как выбор, означает работу с разными сферами и предложениями. Поэтому, в том числе и обыкновенный бизнесмен, оформленный как ИП или как ООО, имеет возможность победить в тендере. Непременно, там воздействует на работу много причин, но в целом эта возможность имеется сейчас у каждой фирмы. Выгоду тендеров не надо преуменьшать и стоит испытать,

Надо подчеркнуть, что нередко фирмы не хотят участвовать в тендерах из-за его условий. К примеру, это возможно настойчивое предложение о том, что надо внести сумму процента от сделки, как залог. Делается это традиционно для гарантии исполнения всех обещаний. В то же время, с такой практикой сталкиваешься не всюду, потому, в том числе и молодой бизнесмен может удачно получить хороший заказ на тендерах. Как показывает практика, принципиально владеть необходимыми знаниями и выражать максимальную заинтересованность в получении подходящего заказа.

Чтобы нужно чтобы участвовать в тендерах

Наконец, попробуем тщательно разглядеть сам процесс работы в тендерах. Сначала необходимо понять, с какими конкретно тендерами намечается работа. Поставщиков могут выбирать, как частные, так и государственные компании. У любого определенного тендера имеются и собственные как достоинства, так и неприятные особенности. От тендеров выигрывают две стороны: клиент выбирает более хорошего поставщика, а он без вкладывания инвестиций приобретает выгодный ему заказ. Каждый тендер имеет обычный сценарий: установка задачи и принятие заказов по ее решению. В результате выбирается более подходящая фирма.

Как делается выбор? Естественно интересуются, прежде всего, опытом, портфолио и остальными достоинствами фирмы-поставщика. Большое значение имеет и стоимость, за которую предполагается исполнить работу или поставку продукта. Конкретно для этого и исполняется состязательный выбор. К счастью, инновационные технологии позволяют работать очень эффективно. Фирма-поставщик может удачно оставлять и некоторое количество заказов для различных тендеров. По этому подходу, возможно, получится понизить процент неудач до минимального количества.

Сделайте для себя предел малых и наибольших цен закупок, определите правовую часть в торгах. Сориентируетесь, Вы намереваетесь принять участие в государственных или частных торгах?

Принципиально знать, основа гос. закупок похожа на всех вебсайтах и обновляется сразу, потому, когда вы отреагировали на закупку, сведения о вашем шаге показываются на всех других площадках. Система закупок построена так - смотреть за закупками, значит знакомиться с лотами, просматривать документацию клиента и в том числе, следить за тендером, можно не регистрируясь. Информация о клиентах и данная ими документация закрывается до окончания аукциона

Тендер в 2 этапа еще именуют специальным. Он различается от закрытого тендера тем, что на количество клиентов нет ограничений. В этом тендере нужно подходить конкретным критериям. Тендер в 2 этапа проводиться в некоторое количество шагов. Но тогда на него уходит много времени.

Когда вы приняли решение принять участие в закупках, проведите проверку вашей деятельности. Наметите сферу, в которой вы намереваетесь проявлять активность в торгах, и сформулируйте все вероятные варианты нахождения торгов по этому виду дел или услуг.

Один из главных вопросов, на которые хотели бы найти ответ компании, впервые принимающие участие в государственном заказе это, конечно, с чего начать участие в тендере?

Для новичков поиск ответа на этот вопрос может занять немало времени, а лишние временные затраты в бизнесе — это зачастую непозволительная роскошь. Поэтому мы решили помочь Вам сэкономить ваши ресурсы.

Участие в тендерах пошаговая инструкция

Начало участия в электронных торгах начинается прежде всего с получения электронной цифровой подписи (ЭЦП) .

Процесс этот достаточно прост и не занимает много времени (при условии, что Вы оперативно подготовите все необходимые документы).

Для получения ЭЦП необходимо обратиться в лицензированный удостоверяющий центр. Здесь Вас проконсультируют и проинформируют о том, какие бумаги потребуются. Электронная цифровая подпись будет готова через 1-2 дня с момента подачи всех необходимых документов.

Следующий этап — регистрация в ЕИС и аккредитация на ЭТП

Так же как и получение ЭЦП, этот процесс нельзя назвать трудоёмким. Вам следует прикрепить все необходимые документы при регистрации в ЕИС. На площадки эта информация попадет автоматически. После успешного занесения участников ЕРУЗ в течение одного рабочего дня проходит аккредитация на электронных торговых площадках.

Обращаем внимание на то, что на первом этапе регистрации в ЕИС необходимо пройти аутентификацию в ЕСИА (Портал Госуслуг). Только после этого будет возможно пройти на следующий этап регистрации.

Начало работы с тендерами

Успешно пройдя предыдущие два этапа, Вы можете приступать к выбору тендера. Для этого зайдите либо на официальный сайт государственных закупок , либо на электронную торговую площадку.

Если Вы ещё не получали аккредитацию на какой-либо ЭТП, то, возможно, вам будет удобнее выбирать тендер на официальном сайте zakupki.gov.ru — здесь представлен наиболее полный список торгов.

Если же Вы уже аккредитованы на определённой торговой площадке, то Вам, вероятно, проще найти наиболее подходящую госзакупку на данной ЭТП.

Выбирать тендер Вы можете в соответствии с различными критериями: регион, сумма контракта, тип товара и т.п. Сегодня крупные электронные торговые площадки (и, конечно, официальный сайт государственных закупок) снабжены удобными фильтрами, облегчающими поиск.

Если Вы заинтересованы в эффективном участии в торгах, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения . Для поиска торгов можете использовать нашу .

Распространенные ошибки

Весь процесс подготовки к участию в государственных закупках довольно прост и по времени занимает приблизительно неделю. Обязательно учитывайте это при выборе торгов.

Чтобы начальный этап не затянулся, обратите внимание на наиболее распространённые ошибки поставщиков:

    прикрепление отсканированных копий (а не оригиналов) документов;

    попытки прикрепить файлы «весом» более 12 Мб (на площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» — более 16 Мб) при аккредитации. При этом страница либо зависает, либо выдаёт информацию об ошибке;

    вложенные документы не имеют необходимых печатей, подписей или плохо читаемы;

    игнорирование полей, помеченных звёздочкой (то есть обязательных к заполнению).

Внимательность и оперативность — самые важные качества при подготовке к участию в государственных закупках и торгах в общем. Четкое выполнение всех инструкций способно помочь Вам затратить гораздо меньше времени и средств.

Более подробно о некоторых из этапов, которые необходимо пройти для начала участия в государственных торгах Вы можете в наших статьях рубрики «Вопрос-ответ».

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Участие в торгах на получение госконтракта - престижное и выгодное мероприятие для любой фирмы. Однако большинство компаний не решаются на этот шаг. Причин много, и самая распространенная среди них - недостаточное понимание процедуры проведения госзакупок. Как же принять участие в тендере и что для этого нужно знать?

Что нужно для участия в тендерах

Вопреки распространенному мнению, не все тендеры являются «заказными», и победить в них могут не только крупные компании: сфера госзакупок строго регулируется законодательством. Выиграть в конкурсе или аукционе без предварительных контактов с заказчиком может любая компания, которая соответствует определенным критериям.

Итак, для того чтобы принять участие в торгах, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • знание законодательства и процессов в сфере закупок;
  • соответствие требованиям к заявителям;
  • соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов;
  • наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме;
  • финансовое обеспечение заявки.

Знание законодательства и процессов в сфере госзакупок. На сегодняшний день государственные тендеры регулируются Федеральными законами:

  • от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ);
  • от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Некоторые моменты применения этих законов закреплены в дополнительных нормативных актах, которыми являются постановления Правительств.

Законодательство регламентирует все этапы проведения тендера:

  • объявление торгов;
  • сроки и процесс подачи заявок;
  • размер обеспечения заявок и контрактов;
  • условия изменения или отзыва заявки на участие;
  • условия предоставления разъяснений заказчиком по конкурсной документации;
  • условия вскрытия конвертов (в случае конкурсов);
  • общие принципы определения победителя;
  • порядок обжалования действий заказчика;
  • порядок заключения контрактов.

Проще говоря, все, что необходимо знать для предварительного знакомства с процедурой организации и проведения госзакупок, можно найти в законах и подзаконных актах.

Соответствие требованиям к заявителям. Требования к участникам установлены в Законах № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также других нормативных документах, например в постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99. Закон также прописывает, какие дополнительные условия может выдвинуть государственный заказчик.

В основном требования имеют общий характер, например, отсутствие задолженности по налогам. К дополнительным требованиям можно отнести определенный опыт работы и т.д. В целом условия зависят от вида тендера. К примеру, принять участие в открытом конкурсе или аукционе может любое юридическое лицо, которое соответствует общим требованиям к участникам и предоставит необходимый пакет документов. В закрытых тендерах круг поставщиков ограничен: как правило, исполнители приглашаются непосредственно заказчиком, так как такие закупки часто связаны с государственной тайной.

Стоит отметить, что заказчики коммерческих тендеров не обязаны строго выполнять условия законодательства в сфере госзакупок. Они имеют право устанавливать собственные требования к участникам.

Соответствие продукта торгов требованиям организатора торгов . Качественные и количественные характеристики закупаемых товаров или услуг, включая страну происхождения, государственный заказчик устанавливает в соответствии с законодательством. Обычно требования к продукту прописаны в конкурсной документации. Если информации недостаточно, то у заказчика можно запросить разъяснения, которые он обязан предоставить.

Исполнителю необходимо внимательно изучить документацию и прописанные в ней условия, в соответствии с требованиями сделать свое предложение исполнения контракта. Несоответствие продукта условиям ведет к отклонению заявки на участие.

Наличие всей необходимой документации, оформленной по установленной форме . Стандартный пакет документов, который требуется для участия в любом государственном тендере, прописан в законодательстве. Однако заказчик может запрашивать дополнительные документы, не нарушая при этом положения закона. В стандартный пакет, как правило, входит заявка, составленная по образцу, предоставленному заказчиком, предложение по исполнению контракта и документы о компании-участнике. Всю документацию важно оформить и предоставить правильно. На небольшие недочеты заказчик, возможно, не обратит внимания, но более серьезные ошибки приведут к отклонению заявки.

Отметим, что организаторы коммерческих тендеров могут запрашивать документы по своему усмотрению.

Финансовое обеспечение заявки или исполнения контракта. Закон устанавливает, что обеспечение заявки может доходить до 5% от стоимости контракта, а размер обеспечения исполнения контракта - до 30%. Выполнить это обязательное условие можно путем внесения залога или предоставления банковской гарантии. Какой вариант наиболее приемлем, решить может только сам участник.

Суммы контрактов часто бывают значительными, а залог предполагает выведение и замораживание средств из оборота на продолжительный период времени. Поэтому банковская гарантия считается обычно более удобным и эффективным инструментом обеспечения заявки.

Какие требования предъявляются к участникам тендеров

Как уже отмечалось ранее, основные требования к участникам тендеров установлены законодательством. К ним относятся:

  • отсутствие у участника задолженности или недоимки по налогам (в случае наличия - веские причины для их обоснования);
  • отсутствие у руководителя и других должностных лиц компании-участника судимости в экономической сфере (исключение - погашенная или снятая судимость);
  • наличие у участника исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (исключение - контракты на создание произведений литературы или искусства, на финансирование проката или показа национального фильма);
  • отсутствие конфликта интересов между заказчиком и участником (то есть первые лица компаний заказчика и исполнителя не могут состоять в родственных связях, так как всем участникам тендера должны быть обеспечены равные условия).

Обязательны к выполнению следующие условия:

  • участник тендера не может быть офшорной компанией;
  • информации об участнике не должно быть в реестре недобросовестных поставщиков;
  • деятельность компании не должна быть приостановлена;
  • компания не должна быть ликвидирована;
  • компания не должна быть банкротом.

Перечисленные требования вполне выполнимы, подтвердить их можно соответствующими документами. К примеру, предоставление копии отчетов по прибылям и убыткам покажет, что компания ведет успешную деятельность.

При некоторых видах тендеров, например, при проведении двухэтапного конкурса, к участникам могут предъявляться дополнительные требования:

  • опыт работы, связанный с предметом госзакупки;
  • положительная деловая репутация участника;
  • финансовые возможности для выполнения условий контракта;
  • необходимое количество профильных сотрудников для исполнения контракта;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.

Как уже говорилось ранее, заказчики коммерческих тендеров могут устанавливать свои требования. К ним относится, например, получение аккредитации у компании-организатора торгов.

Какие документы нужны для участия в тендерах

Перед тем, как принять участие в тендере, необходимо собрать пакет документов. Законодательство предусматривает следующий стандартный пакет:

  • заявка на участие, заверенная руководителем;
  • опись прилагаемых к заявке документов;
  • документы о компании (название, адрес, ИНН, свидетельство о государственной регистрации);
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (или их нотариальные копии);
  • копии учредительных документов;
  • справка об отсутствии налоговой задолженности;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, действующего от имени участника конкурса (копия решения о назначении на должность руководителя или доверенность);
  • копия приказа о назначении главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства);
  • документы, подтверждающие соответствие конкурсанта требованиям к участникам тендеров;
  • документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие (платежное поручение или банковская гарантия);
  • при необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Дополнительные документы, которые в рамках законодательства может запрашивать заказчик, предугадать сложно, поскольку этот пакет зависит от типа тендера (строительный, транспортный), а также от тех характеристик, по которым заказчик определяет квалификацию поставщика.

К участникам коммерческих тендеров заказчик предъявляет свои требования. Жесткая регламентация Законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ на них не распространяется. Деятельность таких заказчиков регулируется Гражданским кодексом. Кроме стандартного пакета документов коммерческий заказчик может потребовать аккредитационные документы (их необходимо обновлять хотя бы раз в год) и актуальную электронную цифровую подпись (ЭЦП), так как практически все коммерческие тендеры проходят на электронных торговых площадках.

Обеспечение заявки

Важный момент, на который следует обратить внимание - это обеспечение. Как уже говорилось ранее, размер обеспечения заявки на участие доходит до 5%. При высокой стоимости контракта такая сумма значительна.

Законодательство предусматривает два способа обеспечения заявки: залог и банковская гарантия. Внесение залога выводит из оборота компании значительную сумму на длительное время, поскольку такое обеспечение возвращается компании-участнику только после подведения итогов конкурса, а в случае его победы - после подписания с ним контракта.

Банковская гарантия обеспечит заявку с минимальными затратами. Гарантом исполнения обязательств по подписанию контракта участником является третья сторона, то есть кредитное учреждение, которое входит в специальный реестр и имеет право выдавать банковские гарантии. Конечно, оформление такого документа потребует времени. Нужно правильно выбрать банк, соответствовать требования кредитной организации и собрать необходимый пакет документов. Но на сегодняшний день есть большое количество брокеров, которые возьмут на себя весь процесс оформления гарантии и помогут получить документ в сжатые сроки.

Документы для участия в электронном аукционе

Сегодня все больше тендеров проводится в электронном виде. Госзакупки в такой форме проходят на специальных торговых площадках, на которых поставщик должен получить аккредитацию. Также нужна электронная цифровая подпись. Для участия же в электронных аукционах стандартный список документов выглядит так:

  • Документы о компании (название, адрес, ИНН).
  • Копии документов, подтверждающих соответствие требованиям товара или услуги.
  • Документы, подтверждающие право на преимущество (например, декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства).
  • При необходимости: документы, подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком.

Стоит отметить, что по Закону № 223-ФЗ перечень документов идентичен.

Как видите, есть множество тонкостей и нюансов, на которые потенциальный участник тендера может не обратить внимания, но для заказчика это окажется важным. Однако, как говорится, глаза боятся - руки делают. Обязательно готовьтесь серьезно, обращайтесь к профессиональной помощи, если необходимо, и тогда успех вам гарантирован!