Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров? По способу вычисления

  • 11.12.2023

Расширение состава участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и появление множества мелких фирм, самостоятельно действующих на внешнем рынке, дали не только положительные результаты, но и обусловили появление негативных явлений, прежде всего нарушение таможенных правил и законодательства РФ по регулированию ВЭД, незнание организационных основ, неумение пользоваться имеющимися методами и процедурами.

В настоящее время число фактических участников внешнеэкономической Дея-тельности в России превышает 36 тысяч. Они действуют на основе различных форм собственности и в разнообразных правовых формах. Однако надежды на получение валютной выручки от экспорта продукции" совместных фирм, созданных на территории России и стран СНГ, не оправдались. Причин тому много и прежде всего - отсутствие соответствующих правовых гарантий, необходимой инфраструктуры, нестабильность политической и экономической обстановки, пассивность предприятий, а кроме того, некомпетентность в области эффективного использования преимуществ международного разделения труда.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой разновидность экономических связей. Она реализуется на уровне как государственных органов власти и управления, так и самостоятельных хозяйственных организаций. В первом случае внешнеэкономическая деятельность заключается в создании межгосударственных основ сотрудничества, правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующие развитие и повышение эффективности экономических связей.

Во втором случае внешнеэкономическая деятельность проявляется в заключении и исполнении контрактов и иных договоров гражданского права.

Существующие виды внешнеэкономических связей можно разделить на возмездные и безвозмездные (без возмещения затрат одной стороны другой - координация работ, согласование направлений деятельности, обсуждение и принятие общих решений, творческий обмен опытом и т. д.).

В настоящее время внешнеэкономические связи осуществляются в основном на возмездной основе (внешняя торговля, технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество). К безвозмездным видам ВЭД относится деятельность по охране окружающей среды, освоению богатств Мирового океана, международной унификации стандартов и др.

Внешнеторговая деятельность представляет собой обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, свя¬занными с осуществлением товарооборота.

Внешняя торговля - это торговля между контрагентами в разных государствах, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров. Являясь важной формой внеш-неэкономических связей, она часто опосредует иные формы международных эконо-мических отношений (сооружение промышленных объектов, научно-производственное сотрудничество, совместное производство и др.).



Технико-экономическое сотрудничество предполагает содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера.

Внешнеэкономическая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества заключается в обмене достижениями науки и техники и совместном проведении научно-технических работ.

Экономические связи с зарубежными фирмами и организациями реализуются путем проведения коммерческих операций, т. е. определенных технических приемов по подготовке и осуществлению торгового сотрудничества. В соответствии с основными направлениями внешнеэкономической деятельности можно выделить операции по купле-продаже товаров и услуг, операции по технико-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, связанных с продвижением товара от продавца к покупателю, - транспортных, транспортно-экспедиторских, а также связанных с ведением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового и правового характера.

Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Международная торговая сделка является правовой формой, опосредующей международные коммерческие операции. Под международной торговой сделкой понимается договор (соглашение) между двумя или несколькими сторонами (коммерческими организациями, фирмами), находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товарных единиц и (или) оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Договор купли-продажи не считается международным, если он заключен между сторонами разной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие организации (фирмы) которых находятся на территории одного государства (например, между филиалами и дочерними компаниями фирм разных стран, находящихся на территории одной страны).

В то же время договор признается международным, если он заключен между сторонами одной государственной (национальной) принадлежности, коммерческие организации которых находятся на территории разных государств.

Признаком международной торговой сделки часто является также пересечение границы страны-продавца предметом сделки, если это материальный объект. Однако указанный признак отсутствует при реэкспортной сделке, когда товар не доставляется в страну реэкспорта.

В ряде случаев торговая сделка характеризуется как международная, если ее выполнение сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной из сторон или по отношению к обеим сторонам. Однако этот признак обязателен не для всех сделок (например, платеж в валюте отсутствует при осуществлении товарообменных сделок).

Понятие «торговая сделка» обозначает все соглашения, связанные с обменом товаров в материально-вещественной форме и предоставлением услуг - как основных, так и обеспечивающих международный товарооборот. Заключение сделки влечет за собой конкретные права и обязанности гражданско-правового характера для ее субъектов (сторон).

Признание особого характера сделки подчиняет ее не только общим нормам гражданского права, но и специальным нормам торгового права, определяющим правила ее заключения и исполнения.

Внешняя торговля представляет собой отношения стран по поводу вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг различного назначения. Состояние внешней торговли страны характеризуется рядом показателей, в том числе стоимостным и физическим объемом экспорта и импорта, динамикой экспорта и импорта, товарной структурой и др.

Стоимостной объем мирового экспорта и импорта определяется по-разному. Все страны мирового сообщества оценивают свой экспорт на базе цен FOB (free on the board - свободен на борту судна). Согласно этому условию продавец обязан доставить товар в порт и погрузить его на борт судна.

Стоимость импорта большинство стран оценивает на базе цен CIF (cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт), в соответствии, с чем продавец должен за свой счет зафрахтовать судно, погрузить на него товар и застраховать его от рисков. Поэтому стоимость мирового экспорта всегда меньше стоимости импорта на сумму страхования и фрахта.

Важной тенденцией в развитии внешнеэкономических связей РФ является расширение торговли услугами, к которым относятся и туристские услуги.

В современной политике государственного регулирования внешней торговли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.

Либерализация - экономическая политика государства, направленная на снижение таможенных и нетарифных барьеров во внешней торговле.

Протекционизм - экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка (национальных производителей) от иностранной конкуренции.

Политика либерализации и протекционизма характерна для любой страны мирового сообщества. В настоящее время прослеживается тенденция либерализации внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трех уровнях:

1) между отдельными странами во взаимной торговле между государствами, входящими в единый таможенный союз (например, страны Европейского союза);

2) на многосторонней основе в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).

Существуют два элемента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения.

Таможенные тарифы представляют собой перечень таможенных пошлин, которым облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, способствует выходу национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поступаемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке, что соответственно снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет продукции местных производителей даже при повышенном уровне их издержек производства конкуриро¬вать на национальном рынке с импортными аналогами.

В настоящее время прослеживается тенденция снижения значимости таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства в связи с общемировым процессом в рамках. Генерального соглашения по тарифам и торговле и либерализации таможенных пошлин. Доля таможенных тарифов в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет всего несколько процентов.

Таможенные тарифы могут служить средством оптимизации условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических группировок. Разумеется, что в подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако в отдельных случаях таможенный тариф может быть единым для стран - участниц отдельной группировки. Например, страны, входящие в Европейский союз (ЕС) отделены от всех других государств единым таможенным тарифом (в среднем около 6 %).

Большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к нетарифным ограничениям. Среди нетарифных ограничений различают: контингентирование, лицензирование, антидемпинговые пошлины, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения, прочие ограничения (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и пр.).

Контингентирование (квотирование) предусматривает введение контингентов - ограничений в стоимостном или количественном выражении на импорт и экспорт отдельных и товаров.

Контингента на импорт товаров обычно вводятся для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, а также национального рынка от «размывании» дешевой продукцией из развивающихся стран. Квотирование импорта применяют в основном страны с развитой рыночном экономикой.

Контингента на экспорт вводятся в связи с предпринимаемыми правительством торгово-политическими мерами, в частности, на продукцию, дефицитную на национальном рынке. Квотирование экспорта применяют как развитые, так и развивающиеся страны.

Объем экспорта в натуральном или стоимостном выражении

Квота экспортная =за данный период *100% Q

Объем внутреннего производства соответствующей продукции за этот период

Импортная квота - показатель, характеризующий значимость импорта для экономики страны, ее отдельных отраслей по тем или иным видам продукции.

Объем импорта в натуральном или стоимостном выражении

Квота = за данный период *100%

импортная Объем внутреннего производства в стране соответствующей продукции за этот период.

Для «малых» развитых стран уровни экспортной и импортной квот выше по сравнению с ведущими государствами.

Лицензирование предполагает, что государство через специальным уполномочен-ный орган выдает разрешение (лицензию) мм проведение внешнеторговых операций по определенным лицензируемым экспортным и импортным товарам. Внешнеторговые лицензии подразделяются на два основных вида: открытые генеральные лицензии и индивидуальные (разовые) лицензии.

Открытая генеральная лицензия публикуется в печати и является основанием для беспрепятственного ввоза товара, включенного в соответствующие списки, в пределах определенного срока. Индивидуальная лицензия выдается экспортеру или импортеру для каждого в отдельности товара с указанием его количества, стоимости, периода действий. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск товаров через государственную границу.

Антидемпинговые пошлины - это дополнительные пошлины, которыми облагаются импортные товары. Решение о взимании антидемпинговой пошлины принимается национальными судами в случае установления факта демпинга.

Официально защита от демпинга узаконена в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле в виде специального Антидемпингового кодекса. Статья 6 Кодекса определяет демпингом ситуацию, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, принятого в этих странах.

После признания факта демпинга законодательные органы страны проводят антидемпинговое расследование. На практике получили распространение несколько видов пресечения демпинговой практики. Так, в CIllA и Японии взимается антидемпинговая пошлина в размере разницы между демпинговой и принятой в этих странах ценой. В государствах, входящих в ЕС, антидемпинговое законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины в размере нанесенного ущерба. В ряде случаев экспортеры добровольно отказываются от демпинговой практики, так как судебные решения могут заставить их уйти с рынка.

Добровольные ограничения экспорта - сравнительно новая форма государственного протекционизма. Специфика этой формы торговых ограничений состоит во введении торгового барьера, защищающего страну импорта на границе экспортирующей страны.

Валютные ограничения представляют собой систему при вил, регламентирующих операции с валютными ценностями, в том числе с национальной и иностранной валютой, золотом, ценными бумагами и др. Они включают меры по регулированию переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, а также предусматривают частичное или полное запрещение свободной купли-продажи иностранной валюты. Валютные операции в этом случае сосредоточиваются в центральных (национальных) или специально уполномоченных банках.

Важнейшая роль в регулировании торгово-экономических отношений стран мирового сообщества принадлежала негосударственной структуре - Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) - международной организации, которая действовала на базе межправительственного многостороннего договора.

"Российский налоговый курьер", N 9, 2004

Порой организации сами создают себе проблемы. К примеру, если не учитывают последствия условий заключенных контрактов по импорту товаров. Между тем условия контрактов самым непосредственным образом влияют на налогообложение. Важнейшим условием внешнеэкономических контрактов является базис поставки. Попробуем разобраться, что это такое, чтобы избежать трудностей с налогообложением.

Порядок отражения операций по импорту товаров в бухгалтерском и налоговом учете во многом зависит от условий внешнеторговых контрактов. Одним из обязательных реквизитов таких контрактов, принятым обычаями делового оборота, является наименование базиса поставки. Это предусмотрено в Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, утвержденных МВЭС России 29.02.1996 и доведенных Письмом ЦБ РФ от 15.07.1996 N 300.

Базис поставки - это условия внешнеторговой сделки, согласно которым разделяются обязанности между продавцом и покупателем по оформлению документов, распределению расходов, выполнению сроков поставки и т.п. Базис поставки напрямую не определяет момент перехода права собственности, но указывает на момент перехода риска случайной гибели.

Базисы поставки определены в Международных правилах толкования торговых терминов "Инкотермс". Впервые эти Правила были опубликованы Международной торговой палатой в 1936 г. К стандартизации условий сделок в "Инкотермс" привело то обстоятельство, что с течением времени правила толкования торговых терминов изменялись и дополнялись.

В настоящее время существует множество базисов поставки. Например , в "Инкотермс-90" <*> их пятнадцать (EXW, FCA, FAS, FOB и др.).

<*> Разные редакции "Инкотермс" отличаются друг от друга. Поэтому при включении в контракт базисных условий поставки необходимо делать ссылку на конкретную редакцию "Инкотермс" (например, "Инкотермс-2000"). - Прим. ред.

Благодаря указанию в импортных контрактах базиса поставки исключается различие в толковании наиболее часто встречающихся во внешней торговле понятий, распределяются риски утраты и гибели товара, обязанности сторон по транспортировке, страхованию и таможенной очистке груза. Поэтому формирование цены товара у экспортера, а также расходы импортера, связанные с приобретением товаров, напрямую зависят от базиса поставки по "Инкотермс", оговоренного сторонами при заключении контракта.

Момент перехода права собственности

Для достоверного отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по импорту товаров необходимо определить момент перехода права собственности на товар. Датой совершения операции по импорту материально-производственных запасов (в том числе товаров), иного имущества считается дата перехода права собственности на них к импортеру. Об этом говорится в Положении по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2000). Статьей 39 НК РФ определено, что реализацией товаров признается передача на них права собственности одним лицом другому лицу. То есть импортируемые товары должны быть приняты к налоговому и бухгалтерскому учету у покупателя (импортера) в момент перехода к нему права собственности. Так как в Правилах "Инкотермс" этот момент прямо не определен, при составлении внешнеторговых контрактов стороны нередко указывают его отдельно.

А если момент перехода права собственности в контракте отдельно не оговорен? Тогда считается, что момент перехода права собственности совпадает с моментом перехода рисков случайной гибели товара в соответствии с базисом поставки по "Инкотермс". В ст.31 Конвенции ООН "О договорах международной купли-продажи товаров" (далее - Конвенция ООН) определены случаи, когда обязательство продавца по поставке товара считается исполненным. Если продавец не обязан поставить товар в каком-либо определенном месте, его обязательство по поставке заключается:

  1. в сдаче товара первому перевозчику для передачи покупателю, если договором купли-продажи предусмотрена перевозка товара;
  2. в предоставлении товара в распоряжение покупателя в конкретном месте (имеются в виду случаи, когда товар должен быть взят из определенных запасов либо изготовлен в определенном месте, причем сторонам в момент заключения договора известно об этом);
  3. в остальных случаях - в предоставлении товара в распоряжение покупателя в том месте, где в момент заключения договора находилось коммерческое предприятие продавца.

В свою очередь, п.21 Международных правил толкования торговых терминов "Инкотермс" установлено, что риск гибели или повреждения товаров, а также обязанности по оплате соответствующих расходов переходят с продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара.

Аналогичный вывод можно сделать из анализа норм российского законодательства. Так, согласно п.1 ст.223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктом 1 ст.224 ГК РФ определено, что передачей признается:

  • вручение вещи приобретателю;
  • сдача перевозчику для отправки приобретателю вещей, которые передаются без обязательства их доставки;
  • сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, которые передаются без обязательства их доставки.

Как видим, в п.1 ст.224 ГК РФ указаны три различных способа определения момента передачи товара. И если в соглашении сторон отдельно не оговорен момент перехода права собственности, при отсутствии дополнительных условий определить его однозначно невозможно. В качестве дополнительного условия в договоре можно указать момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара. Ведь ст.211 ГК РФ установлено, что такой риск несет его собственник, если законом или договором не предусмотрено иное.

Как учет расходов при импорте связан с условиями контракта Особенности налогообложения

Если импортер приобретает товары для перепродажи, их стоимость в налоговом учете определяется в соответствии со ст.ст.320 и 268 НК РФ. Стоимость импортных товаров, сформированная в целях налогового учета, эквивалентна их контрактной стоимости с учетом расходов на доставку. Разумеется, если поставщик включил эти расходы в цену товара.

А если расходы на доставку импортируемых товаров до склада импортера не включены в цену их приобретения? В этом случае транспортные расходы признаются прямыми расходами и в общеустановленном порядке распределяются между реализованными товарами и остатком товаров на складе (ст.320 НК РФ).

Все остальные затраты, связанные с приобретением товаров, которые были произведены в текущем месяце, признаются косвенными расходами. Они в полном объеме уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

К косвенным расходам текущего месяца в целях налогообложения относятся:

  • таможенные пошлины и сборы;
  • расходы на страхование и хранение товара, произведенные импортером по условиям контракта (то есть после перехода к нему рисков);
  • вознаграждения посреднику;
  • расходы на информационные услуги;
  • расходы на услуги таможенного брокера;
  • оплата банку как агенту валютного контроля и др.

Импортер вправе признать расходы по приобретению товаров, осуществленные после перехода к нему права собственности, а соответственно и рисков случайной гибели и повреждения товаров.

А если во внешнеторговом контракте момент перехода права собственности дополнительно не оговорен? Тогда импортер обязан нести расходы с момента перехода к нему рисков случайной гибели товара. Все расходы, произведенные импортером после перехода к нему рисков, признаются в целях налогообложения.

Следует отметить, что "Инкотермс" носят рекомендательный характер. Объем применения этих норм полностью зависит от воли сторон внешнеторгового контракта. Если условия, предусмотренные в контракте участниками сделки, не совпадают с базисными условиями по "Инкотермс", приоритетными признаются условия контракта.

Проанализируем следующую ситуацию. Допустим, в контракте помимо базиса поставки, определенного в соответствии с "Инкотермс", указан момент перехода права собственности на товар, который не совпадает по времени с переходом рисков случайной гибели товара. Причем риски случайной гибели переходят к импортеру раньше, чем право собственности на товар. Подобные условия контракта могут привести к крайне негативным налоговым последствиям для российской стороны.

Например , по условиям контракта право собственности на товар переходит к импортеру на дату оформления ГТД, а риск случайной гибели - в момент сдачи товаров международному перевозчику. При этом расходы по перевозке несет российская сторона (условия поставки FCA, FAS и FOB). Данные условия поставки однозначно свидетельствуют, что транспортные расходы не включены в контрактную стоимость товаров.

Может ли импортер учесть транспортные расходы в целях налогообложения прибыли? С одной стороны, положения Налогового кодекса позволяют включить затраты по перевозке товара в состав прямых расходов. Согласно ст.320 к прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку покупных товаров до склада покупателя (если эти расходы не включены в цену приобретения товаров).

С другой стороны, принципы построения гл.25 НК РФ позволяют включать в состав расходов только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы (п.1 ст.252 НК РФ).

В данной ситуации стороны искусственно отсрочили момент перехода права собственности. Поэтому получается, что российская сторона несет расходы по перевозке "чужого" товара. Иначе говоря, она безвозмездно оказывает иностранному контрагенту транспортные услуги.

Напомним, что в целях исчисления налога на прибыль услуги считаются полученными безвозмездно, если у их получателя не возникает обязанности передать какое-либо имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для него работы, оказать ему услуги). Об этом гласит п.2 ст.248 НК РФ. В свою очередь, в п.16 ст.270 Кодекса говорится: при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. Следовательно, транспортные расходы импортера до перехода к нему права собственности на импортируемый товар не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

Кроме того, в рассматриваемой ситуации возникает объект налогообложения по НДС. В пп.1 п.1 ст.146 НК РФ сказано: к реализации услуг в целях исчисления НДС приравнивается оказание услуг на территории России на безвозмездной основе. В нашем случае транспортные услуги для иностранного поставщика оказывает российский импортер, который зарегистрирован в Российской Федерации и осуществляет деятельность на территории России. Следовательно, на стоимость безвозмездно оказанных транспортных услуг в пользу иностранного поставщика импортер должен начислить НДС (пп.5 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ).

Ситуация еще более усложняется, если при таких условиях контракта товар поврежден или утрачен во время транспортировки. Риск случайной гибели товара перешел на покупателя, и он обязан оплатить контрактную стоимость товара продавцу. Такой порядок установлен ст.66 Конвенции ООН. В ней сказано, что утрата или повреждение товара после того, как риск перешел на покупателя, не освобождает его от обязанности уплатить цену. Конечно, при условии, что утрата или повреждение не были вызваны действиями или упущениями продавца. Затраты импортера по погашению задолженности перед иностранным поставщиком не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Независимо от порядка признания расходов в целях налогообложения расходы в бухучете признаются при наличии следующих условий:

  • расход произведен в соответствии с конкретным договором, требованиями законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность возникает, если организация уже передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи.

Эти условия перечислены в п.16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99). Если при осуществлении операции соблюдаются все перечисленные условия, то организация имеет право и даже более того - обязана отразить в бухгалтерском учете расход.

Фактические затраты организации на приобретение товарно-материальных ценностей формируют их себестоимость. Согласно п.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/01) в фактическую себестоимость материально-производственных запасов (в том числе товаров) включаются суммы оплаты поставщику за приобретенные ценности (без учета возмещаемых налогов), расходы на информационные и посреднические услуги, связанные с приобретением МПЗ, невозмещаемые налоги, таможенные пошлины, расходы по страхованию. Транспортные расходы учитываются в соответствии с принятой учетной политикой организации - либо в стоимости приобретенных товарно-материальных ценностей, либо включаются в состав затрат на продажу.

А если эти затраты были произведены импортером до перехода к нему права собственности на приобретаемые материально-производственные запасы? Исходя из требований п.16 ПБУ 10/99 и п.6 ПБУ 5/01 импортер должен отразить на счетах бухучета все расходы, которые он произвел в связи с приобретением товаров у иностранного поставщика. Независимо от того, кому на момент осуществления этих расходов принадлежало право собственности на товар.

Таким образом, если импортер осуществляет расходы по доставке импортируемых товаров, то эти затраты необходимо учесть в бухгалтерском учете. При этом не имеет значения, кому - иностранному поставщику или российскому импортеру - принадлежит право собственности. В соответствии с учетной политикой сумму транспортных расходов следует включить либо в фактическую себестоимость приобретенных товаров, либо в состав расходов на продажу.

Пример 1 . ООО "Импорт" покупает товары для продажи в России на условиях EXW Бомбей. Это означает, что покупатель оплачивает транспортные расходы от завода продавца до места назначения и несет риск случайной гибели товаров с того момента, когда товары будут переданы в его распоряжение или распоряжение перевозчика, нанятого им. По условиям контракта право собственности на товары переходит к покупателю на дату отметки "выпуск разрешен" в грузовой таможенной декларации, оформляемой на территории России.

Стоимость товаров составляет 25 000 евро. На перевозку морским путем от Бомбея до Гамбурга было израсходовано 3000 евро, автомобильным транспортом от Гамбурга до склада импортера - 2000 евро.

Курс евро:

  • на дату прибытия товаров в Гамбург - 31 руб/евро;
  • на дату отметки таможни "выпуск разрешен" - 32 руб/евро;
  • на дату прибытия на склад - 33 руб/евро.

Учетной политикой организации для целей бухучета предусмотрено, что все расходы, понесенные до поступления товаров на склад, включаются в стоимость товаров. Формирование стоимости товаров производится с использованием счета 15.

В бухучете организации сделаны такие проводки:

  • 93 000 руб. (3000 евро х 31 руб/евро) - отражена стоимость перевозки от Бомбея до Гамбурга (на дату прибытия товаров в Гамбург);

Дебет 15 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте"

  • 800 000 руб. (25 000 евро х 32 руб/евро) - отражена стоимость покупных товаров (на дату перехода права собственности). Напомним, что по условиям примера право собственности переходит по дате отметки таможни "выпуск разрешен";

Дебет 15 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте"

  • 66 000 руб. (2000 евро х 33 руб/евро) - отражены расходы по доставке товаров от Гамбурга до склада организации (на дату прибытия товаров на склад);

Дебет 41-1 Кредит 15

  • 990 000 руб. ((2000 евро + 25 000 евро + 3000 евро) х 33 руб./евро) - отражена стоимость товаров, поступивших на склад;

Дебет 15 Кредит 91-1

  • 31 000 руб. (990 000 руб. - 93 000 руб. - 800 000 руб. - 66 000 руб.) - отражена в составе операционных расходов разница между сформированной на счете 15 стоимостью товаров и их оценкой на дату поступления на склад.

В налоговом учете ООО "Импорт" может признать не все транспортные расходы. Учесть можно только ту часть расходов, которая была понесена после перехода права собственности. Поэтому стоимость перевозки от Бомбея до Гамбурга (93 000 руб.) не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Момент перехода права собственности определяется по дате отметки "выпуск разрешен" на ГТД. Поэтому затраты по перевозке товаров от Гамбурга до склада (66 000 руб.) можно учесть для целей налогообложения лишь в той части, которая приходится на отрезок пути от таможни до склада.

Кроме того, на стоимость транспортных услуг, которые ООО "Импорт" оказало поставщику до момента перехода собственности на товар (от Бомбея до таможни), нужно начислить НДС, поскольку услуги были оказаны безвозмездно на территории РФ (пп.1 п.1 ст.146, пп.5 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ).

А как решается проблема с отражением в бухгалтерском учете расходов импортера на оплату стоимости утерянных или поврежденных товаров, если по условиям контракта к нему не перешло право собственности, но уже перешли риски случайной гибели товара? В данной ситуации выполняются все условия ПБУ 10/99 для признания расхода. Поэтому импортеру следует отразить в бухучете затраты, связанные с оплатой стоимости утерянных (поврежденных) товаров. Эти затраты включаются в состав чрезвычайных расходов.

Пример 2 . Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, часть товаров на сумму 5000 евро была уничтожена в результате пожара по пути от Гамбурга до российской таможни. Импортеру придется заплатить всю сумму по контракту, так как риск случайной гибели товаров по условиям EXW перешел на него. Курс на дату оплаты товаров - 34 руб/евро.

Напомним, что расходы по транспортировке товаров от Бомбея до Гамбурга составили 3000 евро (93 000 руб.), а на доставку от Гамбурга до склада покупателя - 2000 евро (66 000 руб.).

В бухучете ООО "Импорт" будут отражены такие проводки:

Дебет 15 Кредит 60 субсчет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками в валюте"

  • 640 000 руб. ((25 000 евро - 5000 евро) х 32 руб/евро) - отражена стоимость покупных товаров;

Дебет 41-1 Кредит 15

  • 825 000 руб. ((2000 евро + 20 000 евро + 3000 евро) х 33 руб/евро) - отражена стоимость товаров, поступивших на склад;

Дебет 15 Кредит 91-1

  • 26 000 руб. (825 000 руб. - 93 000 руб. - 66 000 руб. - 640 000 руб.) - отражена в составе операционных расходов разница между сформированной на счете 15 стоимостью товаров и их оценкой на дату поступления на склад;

Дебет 60 Кредит 52

  • 850 000 руб. (25 000 евро х 34 руб/евро) - произведена оплата продавцу;

Дебет 99 Кредит 60

  • 170 000 руб. (5000 евро х 34 руб/евро) - отражена стоимость уничтоженных товаров в составе чрезвычайных расходов.

Стоимость уничтоженных товаров составляет 170 000 руб. Она не уменьшает налогооблагаемую прибыль, так как право собственности на них к импортеру еще не перешло.

Как уменьшить налоговые риски

Как избежать лишних проблем, заключая внешнеторговые сделки? Постарайтесь не включать в контракты условия, по которым право собственности на приобретаемые материальные ценности переходит к импортеру позже, чем риск их случайной гибели.

При заключении импортных контрактов наиболее рациональным условием является момент перехода права собственности, который по времени совпадает с моментом перехода рисков в соответствии с "Инкотермс".

Рассмотрим такой пример. В контракте предусмотрены базис поставки CPT (название места назначения) согласно "Инкотермс-90" и переход права собственности с момента передачи товара продавцом перевозчику, а при наличии нескольких перевозчиков - первому из них. Тогда импортер с полным на то основанием включает в состав расходов в целях налогообложения прибыли те расходы, которые возложены на него в соответствии с базисом поставки.

К таким затратам относятся:

  1. все расходы, связанные с товаром с момента его доставки в обусловленное место назначения;
  2. все расходы и сборы, связанные с товаром во время его транзитной перевозки до прибытия в согласованное место назначения;
  3. расходы по выгрузке товара, если только они не включены во фрахт и не возложены на продавца при заключении договора перевозки;
  4. все дополнительные расходы, связанные с товаром и возникающие при невыполнении импортером обязанности надлежащего извещения. Эти расходы признаются только в том случае, если покупатель вправе определить срок, в течение которого товар должен быть отгружен, и (или) пункт назначения, куда должен прибыть товар. При этом в состав расходов включаются те затраты, которые произведены начиная с согласованной даты или с даты окончания согласованного периода поставки. Причем товар должен быть индивидуализирован, то есть определенно обособлен или иным образом обозначен как товар, который является предметом данного договора;
  5. все расходы по оплате налогов, пошлин и иных сборов, по выполнению таможенных формальностей, а в случае необходимости - расходы, связанные с транзитом товара через третьи страны.

Таким образом, при перечисленных выше условиях контракта импортер не может включить в состав расходов лишь те затраты, которые он осуществил после перехода к нему права собственности, но которые напрямую предусмотрены базисными условиями поставки CPT как затраты поставщика. Потому что такие затраты поставщик включил в контрактную стоимость товара. Подобными затратами могут являться:

  • расходы, понесенные до момента перехода рисков;
  • расходы по транспортировке до указанного пункта, в том числе затраты по погрузке товара и любые издержки при его выгрузке в пункте назначения, которые включены во фрахт или возложены на продавца при заключении договора перевозки;
  • расходы, связанные с выполнением таможенных формальностей, оплатой всех пошлин, налогов и иных сборов, необходимых при вывозе.

Все остальные расходы, связанные с импортируемыми товарами, российская организация вправе признать в налоговом учете. Это позволяют условия базиса поставки и момент перехода права собственности, предусмотренные контрактом.

А если импортеру на стадии заключения контракта не удалось урегулировать условия сделки, удовлетворяющие оптимальному режиму налогообложения? Тогда с иностранным поставщиком можно заключить дополнительное соглашение.

Предметом такого соглашения должно быть увеличение контрактной стоимости товара на сумму затрат, понесенных импортером после перехода на него рисков случайной гибели и до перехода права собственности на товар. Также в контракте в качестве обязательного условия должно быть прописано, что российский импортер до момента перехода права собственности на товар организует транспортировку, погрузку, выгрузку, страхование и производит другие действия по поручению иностранного поставщика.

Такие условия коренным образом меняют ситуацию. Получается, что импортер предпринимает определенные действия по поручению иностранного поставщика. То есть российская сторона оказывает иностранному поставщику услуги в отношении принадлежащего ему товара, а поставщик на сумму этих расходов увеличивает стоимость товара. Обязательства сторон погашаются зачетом встречных взаимных требований.

При этом в бухгалтерском и налоговом учете импортера отражается выручка от оказания услуг, а также расходы, связанные с ее оказанием. Соответственно увеличивается бухгалтерская и налоговая стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей.

И.И.Северская

журнала "Российский налоговый курьер"

Ввоз продукции или получение услуг от иностранных контрагентов – операции, облагаемые НДС в обязательном порядке. статус российского налогоплательщика при этом неважен – это и юридические лица, работающие по ОСН, и освобожденные от НДС субъекты экономической деятельности, и предприятия-«упрощенцы», применяющие специальные налоговые режимы.

Товары/услуги, поступившие из-за рубежа, облагаются НДС при совокупности выполняемых условий:

  • они будут перепроданы исключительно в границах российской территории;
  • иностранный контрагент-поставщик не выступает налоговым резидентом, не зарегистрирован в контролирующих структурах РФ.

Не начисляется НДС лишь на отдельные характерные группы товарной продукции:

  • изделия, поступившие по внешнеторговому договору, как безвозмездная помощь;
  • не создаваемое отечественными компаниями спецтехнологичное оборудование;
  • печатные издания и культурные раритеты для музеев, библиотек, архивов;
  • специфические модификации лекарственных препаратов.

Ставки НДС при импорте товаров и услуг

Для налогообложения товаров или услуг, импортируемых из-за границы, применяются стандартные налоговые ставки – 0%, 10%, 18%. Для корректного использования нужного процента при таможенном оформлении и расчете НДС выполняются действия по предлагаемому алгоритму:

  • идентифицировать код товара по Единому таможенному тарифу ТС ;
  • сопоставить код со списками товаров, учитываемых по 10%-ной ставке ;
  • при отсутствии нужного кода в указанных перечнях, утвержденных Правительством РФ –используется ставка 18% .

Специфичностью исчисления и уплаты «импортного» НДС является то обстоятельство, что произвести требуемые расчеты необходимо до того, как предмет торговли покинет таможенный пост. Оплата НДС производится напрямую таможенному органу, в составе обязательных при очистке платежей.

Импортер самостоятельно определяет налоговую базу, код товара и сумму необходимого к уплате НДС. При возникновении проблематичной ситуации, когда таможня применяет более высокую налоговую ставку, нежели рассчитал декларант, импортер может обратиться в вышестоящую таможенную инстанцию.

На оплачивание НДС при составлении таможенной декларации импортеру дается 15 дней с той даты, когда груз пересек российскую границу. Каждый день опоздания с перечислением налога будет «стоить» покупателю 1/300 от , умноженную на полную стоимость груза по декларации.

НДС при импорте из стран ЕАЭС

При взаимном товарообмене с бывшими союзными государствами НДС на ввозимые товары либо услуги высчитывается по элементарной схеме, а уплата бюджетного сбора производится на казначейский счет территориальной налоговой инспекции.

Объект для обложения НДС в случае импорта из держав ЕАЭС определяется, как стоимость закупленной товарной массы, увеличенная на величину акцизного сбора (при необходимости). Моментом формирования налоговой базы назначается календарная дата, когда ввезенный товар оприходован складским учетом. Сумма НДС определяется простым перемножением стоимости купленной товарной продукции и нужного налогового тарифа.

По закрытии квартала, в котором совершались импортныесделки по перемещению товаров из ЕАЭС, российская компания-импортер (ИП) обязана предъвить фискальной инстанции декларацию по НДС. Документ должен быть сдан до 20 числа (включительно) месяца, идущего за отчетным периодом.

Важно: декларация по «импортному» НДС сдается в виде «бумажного» документа. Электронная отчетность применяется только теми налогоплательщиками, персонал которых превосходит численностью 100 человек.

Одновременно со сдачей декларации по НДС импортер обязан уплатить налог по банковским параметрам «своего» налогового подразделения. В платежном поручении применяется отдельный при импорте из стран соседнего зарубежья.

НДС при импорте из стран, выходящих за пределы ЕАЭС

При ввозе на российскую территорию товаров/услуг из стран, не входящих в Евразийский союз, импортер обязан уплатить на таможне не только обязательные пошлины, но и НДС. Процедура начисления и уплаты налога регламентируется не только НК РФ, но и Таможенным кодексом.

Имейте в виду: НДС на таможне уплачивается не по итогам отчетного периода, а до завершения процедуры выпуска товара с таможенного поста.

Формула, по которой импортер рассчитывает сумму НДС к уплате, выглядит следующим образом:

НДС = (ТСт + ВТП + А) х Ст

где: Тст – стоимость товара, указанная в таможенной декларации;
ВТП – величина ввозной таможенной пошлины;
А – акцизный сбор (при необходимости);
Ст – ставка НДС (%, 10%, 18%).

Надо знать: если импортируемый товар не подлежит обложению таможенными пошлинами и акцизом, то сумма НДС определяется умножением таможенной стоимости на нужную ставку налога.

Во избежание конфликтов с таможенной службой из-за неверного исчисления налога импортеру целесообразно рассчитывать НДС отдельно по каждой группе товаров.

НДС при импорте услуг

Получение услуг от иностранного контрагента не требует документального оформления на таможенном посту. Юридическое или физическое лицо, выступающее в роли покупателя, является налоговым агентом и должно удержать у поставщика сумму НДС и перечислить ее в федеральный бюджет.

Документальным основанием для уплаты является контракт, в котором необходимо прописать условие, что сумма НДС входит в общую стоимость предоставленной услуги. Если такой оговорки в договоре нет, то импортер обязан будет уплатить НДС сверх суммы контракта, за свой счет.

Если работы и услуги, выполненные иностранным партнером, подпадают под действие ст. 149 НК РФ и не облагаются НДС, то импортер освобождается от обязанностей налогового агента – ни рассчитывать, ни перечислять налог в бюджет он не должен. Однако за ним сохраняется обязанность предоставить в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по НДС с заполненным разделом 7.

Право на налоговый вычет по НДС

По общеустановленному правилу, налогоплательщики, уплатившие на таможенном посту НДС, имеют возможность заявить в декларации вычет на сумму уплаченного налога. Предоставление вычета гарантируется при наличии следующих критериев:

  • ввозимые товары будут использоваться на российской территории в сделках, облагаемых НДС;
  • импортируемые изделия будут в дальнейшем перепроданы;
  • налоговый вычет может быть заявлен российской компанией только в том квартале, когда товар поставлен на учет;
  • поступление импортного товара подтверждено инвойсом, контрактом либо таможенной декларацией;
  • уплата НДС удостоверяется первичными документами, полученными на таможне.

Если в роли импортера вступает хозяйствующий субъект, освобожденный от НДС или функционирующий на спецрежиме, то налоговый вычет не применяется. Уплаченный на таможне НДС будет учтен в номинальной цене товара при его оприходовании и последующей реализации.

Информация о поступивших импортных товарах/услугах подлежит занесению в книгу покупок с указанием суммы НДС. Предпосылкой для регистрации факта покупки является произведенная оплата налога и заверенное налоговым органом заявление об импорте.

Документы для подтверждения права на вычет НДС

Исходными документами, разрешающими импортеру заявлять вычет НДС, являются:

  • внешнеторговый контракт с иностранным поставщиком;
  • от поставщика (инвойс);
  • таможенная декларация – ГТД (копия);
  • выписки банка, удостоверенные дубликаты платежных ордеров.

Все документы, обоснующие заявление налогового вычета по НДС при импорте товаров, следует хранить не менее четырех лет.

Налоговый вычет при предоплате

В большинстве случаев при внешнеторговых поставках практикуется внесение предоплаты. При перечислении аванса за предстоящее поступление товара покупателем происходит уплачивание НДС с суммы предоплаты.

Во избежание дублирующего налогообложения НДС с внесенных авансов могут быть объявлены, как налоговый вычет, при таможенном оформлении товарной поставки и уплате конечной суммы НДС.

Многие российские компании предпочитают не заниматься таможенным оформлением импортных товаров самостоятельно, а перепоручают эту процедуру посредникам. Если НДС на таможне был оплачен третьим лицом, однако за счет средств импортера и по его поручению, то уплаченная сумма может быть зафиксирована, как налоговый вычет.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.

Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, ВТО), а также на основе многосторонних международных соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше направлений,большинство государств в качестве основной законодательной базы, имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы. Таможенный кодекс, как правило, является стабильным документом, действие которого распространяется на национальную систему и не связано с предметом национальных переговоров. Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с международными правилами и периодически обсуждаются на международных встречах. Предметом обсуждения является, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования,таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций : защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией. Так, средние ставки тарифов США, стран-членов ЕС и Японии на сырьевые товары при импорте составляют соответственно 1,8%; 1,6%; 1,4%; на полуфабрикаты - 6,1%; 6,2%; 6,3%; на готовые изделия - 7,0%; 7,0%; 6,4%.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет всего несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки . Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических группировок. Разумеется, что в подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группировки. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов . В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

Различают два вида таможенных пошлин : адвалорные и специфические. Адвалорные таможенные пошлины взимаются в процентах от цены товара.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в твердой сумме, взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки).


1. Введение……………………………………………………………………... 2

1. Тарифные методы регулирования внешней торговли……………………. 3

2. Понятие открытой и закрытой экономики……………………………….. 10

3. Задача 1……………………………………………………………………… 15

4. Задача 2……………………………………………………………………… 18

5. Список литературы…………………………………………………………. 24

Введение.

Существо­вание противодействующих друг другу государств, ста­вит перед правительствами задачу обес­печения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредст­венно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и т. д.), так и ограничиваю­щие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добро­вольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат та­моженные тарифы, цель использования которых явля­ются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирова­ние внешнеторговых потоков (более типично для раз­витых государств) или защита национальных произво­дителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность та­моженного налогообложения, дать общую характеристи­ку таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товар­ных позиций.

Тарифные методы регулирования внешней торговли.

Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, режим таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно- импортной операции.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, то есть таможенные пошлины. Как активный инструмент государственного регламентирования, таможенный тариф используется во всех развитых государствах, охватывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта, таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поставляемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия, устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства, конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией.

Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению, в связи с общемировым процессом в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, и либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет несколько процентов.

Наконец, таможенные тарифы могут служить средством для улучшения условий выхода национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции.

Таможенные тарифы могут применятся как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических групп.Разумеется, чтов подавляющем большинстве стран используются таможенные тарифы на национальном уровне. Однако, в отдельных случаях, таможенный тариф может быть единым для стран участников отдельной группы. Например, страны ЕС отделены от всех других государств таможенным тарифом (около 6%).

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН

Прежде чем приступить непосредственно к классификации таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого разделения между ними нет.

Таможенный тариф – основополагающий инструмент протекционистской политики. Таможенно-тарифное регулирование – совокупность таможенных и тарифных мер, использующих в качестве национального торгово-политического инструментария для регулирования внешней торговли.

Балансировочная функция – относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).

Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

По товарном обращению:

- Импортные (ввозные) пошлины – накладываются на импортные товары, при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помо­щью импортных пошлин обеспечивались налоговые по­ступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые по­ступления (например, налог на прибыль). Если в США еще в конце девятнадцатого столетия за счет импорт­ных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступ­лений от импортных пошлин и в бюджете подавляюще­го большинства промышленно развитых стран. Другими словами, если в начале своего существова­ния импортные пошлины обеспечивали получение денеж­ных средств, т. е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической поли­тики. В развивающихся странах, наоборот, импортные по­шлины используются прежде всего как средство финан­совых поступлений. Это объясняется относительно боль­шей возможностью контроля и простотой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу. Что касается России, то последние изменения тамо­женного законодательства свидетельствуют, что роль импортных российских пошлин как фискального сред­ства увеличивается.

- Экспортные (вывозные) пошлины - накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

- Транзитные (провозные) пошлины - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Международный транзит- это перевозки иностранных грузов, при которых пункт отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

- Специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

- Адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

- Альтернативная. В таможенной практике промышленно-развитых стран в зависимости от содержащихся в тарифе указаний, взимаются и адвалорная, и специфическая пошлины одновременно или та, которая дает наибольшую величину таможенного сбора. На первый взгляд различия между адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торгово-политические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

- Комбинированные – сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

По характеру применения:

Сезонные - применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

Антидемпинговые – устанавливается для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным. Применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоян­ный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Специальная – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Во- вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

По происхождению :

Автономная – пошлина, устанавливается на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами- внешнеторговыми партнерами.

Конвенционные (договорная) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения), такого как ГАТТ\ВТО. Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам ставок :

Постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств.

Переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.