Модель подводной лодки 667бдрм delta iv дельфин. «Дельфин» с ядерным горбом: на что еще способны подлодки «судного дня. Тактико-технические характеристики «Наваги»

  • 05.11.2019

Последним кораблем «семейства 667», а также последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически «плавно перешедшим» в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта "667БДРМ Дельфин", так же как и ее предшественники, созданный ЦКБ Центральное конструкторское бюро МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика С. Н. Ковалева. Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г. В основу проекта, являющегося дальнейшим развитием конструкции советских подводных ракетоносцев предшествующих проектов, были положены последние разработки в области ракетного и торпедного оружия, систем управления стрельбой, радиотехнического вооружения, а также средств повышения гидроакустической скрытности. В 1970- 1975 гг. в ведущих отраслевых научных центрах страны был выполнен комплекс широкомасштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению скрытности подводных лодок. Велась отработка усовершенствованных схем амортизации, амортизирующих и демпфирующих средств, виброизолирующих, шумопоглощающих и нерезонирующих покрытий. Проводилось изучение закономерностей шумоизлучения корпусных конструкций, опорных и неопорных связей, движителей и т. п. Результаты этих работ были широко использованы при создании новой ракетной подводной лодки, призванной дополнить более дорогостоящие (и, следовательно, менее массовые) РПКСН проекта . Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами РСМ-54 имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков.

Конструкция нового корабля являлась дальнейшим развитием лодок 667-го семейства. Из-за возросших габаритов ракет, а также необходимости внедрения новых конструкционных решений по снижению гидроакустической заметности, на лодке пришлось вновь увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Была увеличена также длина носовой и кормовой оконечностей корабля, возрос и диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса в районе 1-3 отсеков были несколько «приполнены». В конструкции прочного корпуса, а также концевых и межотсечных переборок лодки использовалась сталь, полученная методом электрошлакового переплава и обладающая повышенными показателями пластичности.

При создании подводной лодки были приняты меры по существенному снижению ее шумности, а также уменьшению помех работе бортовой гидроакустической аппаратуры. Широко применен принцип агрегатирования механизмов и оборудования, которое размещено на общей раме, амортизированной относительно прочного корпуса корабля. В районе энергетических отсеков установлены локальные звукопоглотители, повышена эффективность акустических покрытий легкого и прочного корпусов. В результате по характеристикам гидроакустической заметности атомоход приблизился к уровню американской ПЛАРБ Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами 3-го поколения Огайо .

"667БДРМ Дельфин" имеет малошумные пятилопастные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками. Для обеспечения винтам наиболее благоприятного режима работы на легком корпусе установлено специальное гидродинамическое устройство, выравнивающее набегающий поток воды.

В проекте "667БДРМ Дельфин" реализованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий обитаемости. Экипаж корабля получил в свое распоряжение солярий, сауну, спортивный зал и т. п. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем надежно обеспечивала концентрацию кислорода.в пределах 25% и углекислого газа не выше 0,8%. Для централизованного управления всеми видами боевой деятельности лодка оснащена боевой информационно-управляющей системой «Омнибус-БРДМ», осуществляющей сбор и обработку информации, решение задач тактического маневрирования и боевого использования торпедного и ракетно-торпедного оружия,

На РПКСН Ракетный подводный крейсер стратегического назначения установлен новый гидроакустический комплекс «СКАТ-БДРМ», по своим характеристикам не уступающий американским аналогам. Он имеет крупногабаритную антенну диаметром 8,1 м и высотой 4,5 м. Впервые в практике отечественного кораблестроения на проекте "667БДРМ Дельфин" применен стекло пластиковый обтекатель антенны, имеющий безреберную конструкцию (это позволило снизить гидроакустические помехи, воздействующие на антенное устройство комплекса). Имеется и буксируемая гидроакустическая антенна, в нерабочем положении убирающаяся в корпус.

Навигационный комплекс «Шлюз» обеспечивает необходимую точность применения ракетного оружия. Уточнение места корабля посредством астрокоррекции производится с подвсплытием на перископную глубину с периодичностью один раз в двое суток.

В настоящее время РПКСН Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта "667БДРМ Дельфин" являются основой морской составляющей стратегической ядерной триады России. Все они находятся в составе 3-й флотилии стратегических ПЛ Подводная лодка Северного флота и базируются в бухте Ягельная. Для размещения отдельных лодок имеются и специальные базы-укрытия, представляющие собой надежно защищенные подземные сооружения, предназначенные для стоянки, а также обеспечения ремонта и перезарядки реакторов ядерным топливом.

Подводные лодки проекта "667БДРМ Дельфин" стали одними из первых отечественных атомоходов, почти полностью неуязвимых в районах своего боевого дежурства. Выполняя патрулирование в арктических морях, непосредственно прилегающих к российскому побережью (в том числе и под ледяным покровом), они даже при наиболее благоприятной для противника гидрологической обстановке (полный штиль, который наблюдается в Баренцевом море лишь в 8% «природных ситуаций») могут быть обнаружены новейшими американскими атомными многоцелевыми подводными лодками типа Лос Анжелес на дистанциях менее 30 км. Однако в условиях, характерных для остальных 92% времени года, при наличии волнения и ветра со скоростью более 10- 15 м/с, "667БДРМ Дельфин" не обнаруживаются противником вовсе или могут фиксироваться ГАС Гидро-аккустическая станция типа ВОО-5 на дальностях менее 10 км, когда дальнейшее подводное слежение вызывает повышенную опасность столкновения лодок и одинаково опасно как для «охотника», так и для «дичи». Более того, в северных полярных морях существуют обширные мелководные районы, где даже в полный штиль дальность обнаружения лодок проекта "667БДРМ Дельфин"снижается до менее чем 10 км (т. е. обеспечивается практически абсолютная выживаемость подводных ракетоносцев). При этом следует иметь в виду тот факт, что российские ракетные подводные лодки несут боевое дежурство фактически во внутренних водах страны, достаточно хорошо (даже в нынешних условиях) прикрытых противолодочными средствами флота, что еще больше снижает реальную эффективность натовских лодок-«киллеров».

Предполагается снаряжение части ракет РСМ-54 моноблочной сверхмощной осколочно-фугасной БЧ Боевая часть с массой взрывчатого вещества более 2000 кг. Такие ракеты могли бы использоваться в неядерном конфликте для сверхточного поражения особо важных стационарных целей. Кроме того, возможно оснащение российских РПКСН Ракетный подводный крейсер стратегического назначения ракетами, несущими принципиально новые ядерные БЧ Боевая часть сверхмалого калибра (с тротиловым эквивалентом от 5 до 50 тонн). При угрозе вооруженной агрессии против России и невозможности предотвратить ее политическими, дипломатическими и военными средствами общего назначения, такое оружие, обладающее высокой точностью, сможет гарантированно уничтожать конкретное здание или квартал, где расположены такие цели, как штабы, правительственные учреждения, центры, разрабатывающие и производящие определенные. системы оружия и т. п. При этом гражданское население и соседние объекты невоенного назначения не пострадают или пострадают незначительно. Таким образом, подводные лодки проекта "667БДРМ Дельфин" способны в случае необходимости превратиться из узкоспециализированного средства «ядерного сдерживания» в многоцелевой боевой комплекс, предназначенный для решения задач в вооруженных конфликтах различных категорий и степеней интенсивности.

Атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту сами по себе - произведение искусства водоизмещением в несколько тысяч тонн. Подлодки «судного дня» - оружие во всех смысла уникальное. Технические решения по обеспечению живучести, вооружение и средства контроля обстановки и связи - не просто отдельные узлы и агрегаты, а десяток работ профильных НИИ и предприятий. Именно благодаря тому, что при проектировании субмарин разработчики учли потенциал для модернизации, многие из подлодок времен «холодной войны» возвращаются в строй после переоснащения современным оборудованием и вооружением.
Специалисты уверены - сравнительно небольшая работа по модернизации позволит на протяжении десятилетий обеспечивать ядерный паритет и неотвратимость ответного ядерного удара в случае агрессии против России, а переоборудование субмарин под использование глубоководных аппаратов позволит решать узкоспециализированные задачи на большой глубине.Потенциальная угроза Для любого вероятного противника боевое дежурство ракетного подводного крейсера стратегического назначения - головная боль, переходящая в мигрень. Степень опасности таких подводных лодок, а точнее, ракет с ядерной боевой частью в их отсеках для вооружения, очень емко описывает один зарубежный термин. «Неприемлемый ущерб» в понимании зарубежных военных, прежде всего, связан с самой возможностью нанесения полномасштабного ядерного удара всей «ядерной триадой» - с воздуха, суши и моря.Вследствие этого, размыта и величина «неприемлемого ущерба». Однако специалисты отмечают, что для американских военных - главного оппонента Советского Союза в «холодной войне», главным страхом были и остаются подводные лодки, способные нанести удар неожиданно, находясь при этом в непосредственной близости от границ страны.
Именно созданию и модернизации таких субмарин сначала в Советском Союзе, а затем и в России всегда уделяли особенное внимание. Наращивание ядерного щита страны - дело нужное и важное, но модернизация уже существующих субмарин и переоснащение бортового оборудования и вооружения - задача не меньшей важности. АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин», несмотря на год спуска на воду головного корабля - уникальные субмарины. Еще на этапе проработки специалисты ЦКБМТ «Рубин» учли практически все, что было необходимо для постройки стратегических подводных ракетоносцев.
Лодка получила прочный корпус, покрытый специальным материалом для снижения шумности и заметности, переработанную силовую установку, и знаменитый на весь мир отсек для вооружения - тот самый «горб» на несколько десятков метров позади рубки, в котором хранятся межконтинентальные баллистические ракеты. Эксперты и историки флота отмечают, что несмотря на частичное сходство АПЛ второго и третьего поколения, по уровню технологических решений «Дельфин» смог бы потягаться с лунной программой или созданием перспективной орбитальной станции.Уничтожение и рекорд
Обеспечить применение баллистической ракеты в условиях, когда субмарина-носитель фактически является целью «номер один» - непросто даже опытному экипажу. Несмотря на то, что боевое дежурство и управление крейсером с полным водоизмещением более 18 тысяч тонн доверяют только профессионалам, применением вооружения, от которого зависит жизнь целого государства нужно владеть в совершенстве. Применение баллистических ракет с борта «Дельфина» - процесс уникальный. Конструкция лодки и ракетных шахт позволяет «возить» с собой до 16 баллистических ракет Р-29РМУ2 «Синева».
Запуск таких ракет в боевых условиях может проходить без всплытия субмарины на поверхность с глубины до 50 метров, а дальность полета ракеты ограничивается отметкой в 9 с небольшим тысяч километров. «Дельфину», кстати, принадлежит совершенно уникальный ракетный рекорд стратегического назначения, повторить который военно-морской флот зарубежных государств до сих пор не сумел.Как многие уже успели догадаться, речь идет об уникальной операции «Бегемот-2», в основу которой заложили худший сценарий развития международного кризиса, при котором от экипажа подводного крейсера требовалось не просто осуществить пуск ракеты, а выпустить в направлении условного противника весь возимый боекомплект субмарины. 16 баллистических ракет с интервалом в несколько секунд работы из надводного положения улетели в сторону условного противника, а подводная лодка К-407 и ее экипаж застолбили за собой звание первых в мире по подобным операциям. Впрочем, уникальные операции подлодке этого проекта предстоит проводить и в ближайшем будущем.
Из «стратега» в «диверсанты»
Одна из подводных лодок проекта 667БДРМ недавно вернулась в строй после капитального ремонта. Однако К-64 (БС-64 «Подмосковье») существенно изменилась. Уникальную субмарину из «всадника апокалипсиса» превратили в уникального подводного разведчика-диверсанта. Нужно отметить, что процесс модернизации оказался сложным и долгим - работы велись аж с 1999 года и по разным причинам ввод АПЛ в строй был серьезно скорректирован.
Однако, несмотря на эти сложности, атомный разведчик-диверсант уже вышел на ходовые испытания, и по их завершению будет принят в состав флота. Словосочетание «разведчик-диверсант» в этом контексте употребляется специально, ведь в качестве основного вооружения К-64 теперь выступают не огромные баллистические ракеты, способные стереть с поверхности планеты целые страны, а глубоководные аппараты. Главное предназначение таких глубоководных модулей - противодействий любым попыткам внедриться в каналы связи и управления, т.н «жучки» на подводных кабелях. Особенность глубоководных аппаратов, «запускаемых» с борта подводной лодки состоит не столько в том, на какую глубину такая техника может погружаться, а в том, насколько автономно и длительно такая техника может работать.
Специалисты отмечают, что подводная лодка в этом случае будет служить лишь носителем, а после отделения глубоководных аппаратов сможет «уйти домой» и вернуться в район уже после того, как глубоководные разведчики выполнят всю работу. Эксперты отмечают, что действовать уникальной субмарине предстоит, в том числе, в арктических широтах. Именно к этому региону с недавнего времени приковано пристальное внимание ведущих мировых держав - колоссальные залежи полезных ископаемых и территориальные претензии некоторых государств еще не раз окажутся в новостных заголовках.
Несмотря на то, что состав оборудования, которым пользуются для морских работ в Главном управлении глубоководных исследований неизвестен, выбор беспилотных морских разведчиков для работы на огромной глубине объясняется просто. Эксперты отмечают, что ни один из существующих глубоководных аппаратов с экипажем внутри не сравнится с беспилотниками по живучести и безопасности.«Глубоководную работу уже осуществляла ПЛ АС-12 "Лошарик". Тогда после 20 суток плавания всего-то исправили деформации корпуса, вызванные давлением на больших глубинах, а также провели незначительный ремонт и проверили работу ряда механизмов», - пояснил военный эксперт Алексей Леонков. Есть основания полагать, что кроме переоборудования субмарины-носителя существенным доработкам подвергнутся и сами глубоководные аппараты.
Кроме выполнения задач в интересах Минобороны России, морские глубинные беспилотники смогут заниматься геологоразведкой и другой научной работой. Помимо прочего, такую субмарину можно будет задействовать и в поисково-спасательных операциях - например, осуществлять обследование затонувших кораблей или разбившихся авиалайнеров. Специалисты не исключают, что в будущем по мере строительства новых ракетных крейсеров стратегического назначения и ввода субмарин в эксплуатацию подводный флот специального назначения может быть увеличен, ведь задач, для решения которых требуется глубоководная техника и соответствующие корабли-носители с каждым годом, становится все больше.

Классическая тройка из тяжелых бомбардировщиков межконтинентального применения, ракет наземного базирования и субмарин с баллистическими ракетами на борту формируют ядерный потенциал Российской Федерации. Ниже будет приведена подробная информация об истоках ПЛ с ядерным оружием, а именно об атомоходах проекта 667а.

История создания

Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооружённой баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.

Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:

  • USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
  • Ethan Allen;
  • Will Rogers;
  • Lafayette.

Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времён), будучи вооружёнными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.

В СССР того времени были лишь 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые могли запускаться только с поверхности воды. Разумеется, такой расклад не устраивал советское правительство. Это дало толчок всей корабельной и ракетостроительной промышленности к созданию отечественной ПЛ, сопоставимой с зарубежными аналогами.


Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.

Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.

Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.

После выполнения технического проекта (1962 год), в 1963 году были внесены поправки в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», в ходе которых была достигнута скорость в 28,3 узла, вместо планируемых 25.

В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.

Описание

Новая подводная лодка атомная с ракетами баллистическими (ПЛАРБ – официальное название) проекта 667а получила двойной корпус. Легкий корпус изготовлен из стали, а прочный из маломагнитной стали. Толщина прочного корпуса 40 мм, а его цилиндрическая форма составляла около 9,5 метров в диаметре. Стальные переборки, способные выдержать 10 атмосфер, делят АПЛ на:

  • носовой отсек торпедного вооружения;
  • отсек для аккумуляторов и размещения экипажа;
  • центральный пост;
  • два отсека с размещением ракетного комплекса Д-5 “сухого” типа;
  • дизельный отсек;
  • отсек атомного реактора;
  • два отсека с паротурбинным оборудованием;
  • отсек для электродвигателя.

В процессе строительства подлодок типа «Навага» (ещё одно название проекта 667а) использовались и дорабатывались технологии понижения уровня шума.


Ещё одной особенностью АПЛ данной модели является эшелонное расположение агрегатов. Такое размещение обусловлено тем, что каждая силовая установка находится в отдельном отсеке. Благодаря этому облегчается техническое обслуживание, а поломка не будет мешать другим устройствам, работать, т. к. они изолированы.

Подготавливая проект, конструкторы позаботились об условиях для экипажа.

Поэтому в ПЛ «Навага» превосходные условия для личного состава. Каждый из жилых отсеков имеет своё кондиционирование и звукоизоляционные технологии. Служащие на субмарине могут разместиться в малых кубриках, рассчитанных на нескольких человек или отдельных каютах.

Для офицеров предусмотрена кают-кампания, а для мичманского и старшинского состава впервые выделена отдельная столовая, при необходимости это помещение превращается в спортивный зал и кинотеатр. Инженерные сети, вроде проводов, труб и т. д. тщательно скрыты. Наличие таких условий просто необходимо в автономном плавании, ведь психологическое давление довольно велико.

Тактико-технические характеристики «Наваги»

Габариты «Наваги» внушительны. Ведь в длину она составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение – 7640 тонн, а подводное 11500 тонн. Во время надводного хода подлодка оседает примерно на 8 метров от поверхности воды.


На своей рабочей глубине в 320 метров «Навага» развивает скорость в 16 узлов. Всплывая на поверхность, она может выдать до 26 узлов. Максимально возможно погрузиться на 400 метров.

Экипаж может находиться в подлодке до 60 дней.

Субмарина приводится в движение разными типами энергетических установок (ЭУ). Главная ЭУ представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду, как замедлитель и теплоноситель), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным приводом. В сумме такая установка выдает около 52 тыс. л. с. Оба атомных реактора размещены в защищенном 7 отсеке субмарины, а парогенераторы, их аппаратура и оборудование находится в 8 и 9 отсеке.

Для помощи основной ЭУ в ПЛ предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, под которые был выделен 6 отсек подводной лодки проекта 667а.

От этих ДГ работает аккумуляторная станция, заряжая свинцово-кислотные аккумуляторы, размещённые во втором отсеке. Задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов это обеспечение АПЛ электричеством в случае неисправности реактора.

На борту ПЛ «Навага» установлено довольно продвинутое, для своего времени, радиоэлектронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.


В ПЛ, разного года выпуска, отличались навигационные системы. К примеру, в самых последних моделях, выпущенных в конце 80-х годов и позднее, применялась уже спутниковая навигация.

Вооружение

Ракетный комплекс Д-5 состоит из 16 шахт с размещенными в них ракетами РСМ-25, массой 14,2 т. Дальность полета ракеты 2400 км, подготовка к запуску занимает до 8 минут по нормативам, высота траектории до 620 км. Сами ракеты имеют отделяющую моноблочную боеголовку мощностью 1 Мт в тротиловом эквиваленте.

Ракетный комплекс Д-5 позволяет вести залповый огонь с интервалом в 8 секунд, что успешно испытывалось на практике. Пуск совершался с глубины 40-50 метров.

Из торпедного оружия на ПЛ 667а установлены два типа торпедных аппаратов на носу. 4 крупнокалиберных (533 мм) ТА для противокорабельных торпед и 2 меньших по калибру аппарата (450 мм) для противолодочных торпедо-ракет. Общий боекомплект составлял 20 единиц.

Для защиты с воздуха использовались передвижные ЗРК типа «Стрела», работающие с воздушными целями.

Модификации

Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» – это модификации проекта 667а. Все они представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в дальнейшем. Кроме того, на одной из представительниц проекта 667БДРМ, названной «Новомосковск», удалось получить уникальный опыт.


Дело в том, что, принимая участие в операции «Бегемот-2», ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был опустошён полностью. Это означает, что были выпущены все 16 ракет дальнего действия. Такое достижение никогда не повторялось ни АПКр российского ВМС, ни зарубежными подводными ракетоносцами.

Среди всей этой техники 667 проекта следует подчеркнуть уникальность модернизированного проекта 667ат АПЛ «Груша». В отличие от других представителей, носивших баллистические ракеты, эта субмарина обладала комплексом дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».

Основное применение АПКр «Груша» находила у берегов США в качестве средства патрулирования и наблюдения. Однако внедрение новых технологий гидролокации в этой стране позволило обнаруживать субмарину, в настоящее время эта функция возложена на другие малошумные типы подводных лодок.


Из-за чего следовало увеличить дистанцию от берега, а это, в свою очередь, означало увеличение дальности поражения ракет. Так, на свет появилась «Мурена» с меньшей шумностью и усовершенствованным Р-29 на борту.

Последней модификацией 667а является лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».

С его борта возможен пуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Он был совершён на уже знакомой АПЛ «Новомосковск». Находясь в подводном положении, она выпустила ракету-носитель с первым ИСЗ производства Германии. Ещё один пуск был сделан ракетой «Штиль-1», поднявший на околоземную орбиту ещё один искусственный спутник Земли.

АПЛ проекта 667БДРМ обладают высоким потенциалом модернизации, поэтому, начиная с 2012 года, идёт перевооружение и ремонт субмарин этого типа. Кроме того, в 2011 году конструкторы смогли создать новую версию старой Р-29РМУ2, применявшейся на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 ядерных блоков малого класса и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.

Видео


Подводная атомная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Проект ПЛАРБ разработан ЦКБ МТ "Рубин" (г.Ленинград), главный конструктор - . Постановление Совмина СССР о разработке ПЛАРБ с ракетным комплексом Д-9РМ вышло 10 сентября 1975 г.

Строительство серии лодок велось в Северодвинске ПО "Севмаш". Головная лодка К-51 (зав.№379) заложена 23 февраля 1981 г., спущена на воду 7 марта 1984 г. и принята Флотом 29 декабря 1984 г.


Конструкция двухкорпусная - в основе конструкция ПЛАРБ пр.667БДР - увеличена высота ограждения ракетных шахт, вдоль ракетного отсека размещен длинный щелевой шпигат, увеличена длина носовой и кормовой оконечностей, обтекатель ГАС пластиковый безреберный, увеличен диаметр прочного корпуса, обводы легкого корпуса "приполнены" в районе 1-3 отсеков.

Материал конструкции прочного корпуса - сталь, полученная методом электрошлакового переплава с повышенными показателями пластичности.

Для выравнивания набегающего потока воды перед винтами на легком корпусе лодки установлено специальное гидродинамическое устройство.

В проекте лодки предусмотрены меры по значительному снжению шумности - в отсеках с агрегатами энергетической установки установлены локальные звукопоглотители, прочный и легкий корпуса оснащены новым противогидроакустическим покрытием. По уровню шумности лодка близка к показателям ПЛАРБ типа "Огайо" (США).

Для улучшения условий обтаемости на корабле размещен солярий, сауна и спортивный зал. Усовершенствована система электрохимической регенерации воздуха путем электролиза воды и поглощения углекислого газа твердым регенерирующим поглотителем. Система обеспечивает содержание в воздухе кислорода в кределах 25% и углекислого газа не выше 0.8%.

По особеностям конструкции легкого корпуса (как минимум) лодки можно разделить на ранний и поздний варианты проекта (см.реестр ниже). Основное визуальное отличие в размерах и расположении щелевого шпигата в легком корпусе лодки.


ПЛАРБ К-51 "Верхотурье" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время ремонта на ЦС "Звездочка", 04.06.1998 г. ().


На первом и втором фото - ранний вариант проекта - ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" и К-51 "Верхотурье". На нижнем фото - ПЛАРБ позднего варианта проекта - К-18 "Карелия". Отличия выделены (фото из архива Rambo54, ).


ПЛАРБ пр.667БДРМ - DELTA-IV на ходовых испытаниях после ремонта,опубликовано 21.02.2008 г. (фото - Илья Курганов, http://forums.airbase.ru).


Двигательная установка :
- 2 х водо-водяных реактора ВД-4СГ мощностью по 90 МВт
- 2 х паровая турбиная установка (ПТУ) ГТЗА ОК-700А с эшелонным расположением мощностью по 30.000 л.с.
х 2 х электродвигатели экономичесокго хода мощностью по 225 л.с.

Движитель : 2 вала
- на первых кораблях проекта - 2 х 4 лопасти соосные винты
- на последующих кораблях - малошумные 5-лопастные винты фиксированного шага

Типы винтов на ПЛАРБ пр.667БДРМ:



Винты ПЛАРБ пр.667БДРМ БС-64 в процессе переоборудования в ПЛАСН , ЦС "Звездочка", март 2005 г. Ракетный отсек частично демонтирован, корпус разрезан на две части для вставки отсека со специальным оборудованием (фото из архива Rambo54, ).


Энертегика :
- 2 х турбогенератора ТГ-3000 мощностью по 3000 кВт
- 2 х дизельгенератора ДГ-460 мощностью по 460 л.с.
- аккумуляторные батареи - свинцово-кислотные

ТТХ лодки :
Экипаж - 135-140 чел

Длина - 167 м
Ширина - 11.7 м
Осадка средняя - 8.8 м

Водоизмещение полное подводное - 18200 т
Водоизмещение нормальное надводное - 11700 т

Скорость хода:
- полная подводная под ГТЗА - 27 уз
- полная надводная под ГТЗА - 14 уз
Глубина погружения предельная - 400 м

Автономность - 80-90 сут

Вооружение:

16 х БРПЛ комплекса Д-9РМ с ракетами 3М37 / Р-29РМ / РСМ-54 - SS-N-23 SKIFF разработки ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Разработка ракетного комплекса начата в 1979 г. Основные отличия от предыдущих ракетных комплексов - большая дальность стрельбы (9300 км), более высокая точность (ок.250 м) и больший радиус развода боевых блоков. Комплекс Д-9РМ был последним отечественным комплексом с жидкостными БРПЛ. комплекс принят на вооружение в 1986 г. Пуск всего боекомплекта может выполняться единым залпом. Ограничения по погодным условиям отсутствуют.
Глубина пуска - до 55 м

Модернизированные варианты:
- 1988 г. - комплекс Д-9РМУ с ракетами Р-29РМУ - используются более совершенные боевые блоки, система наведения ракет дополнена системой ГЛОНАСС, повышена стойкость ракет к поражающим факторам ядерного взрыва, обеспечивается стрельба ракетами по настильным траекториям.

2002 г. - начало размещения ракет модернизированных по ОКР "Станция" - Р-29РМУ1 - оснащение ракетновым боевым блоком среднего класса мощности с улучшенной точностью.


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" проходит ремонт в ЦС "Звездочка", февраль 2014 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


Оборудование :
БИУС (боевая информационно-управляющая система) "Омнибус-БДРМ" ()
Управление общекорабельными системами
ГАК
"Скат-БДРМ" ()
- основная антенна имеет диаметр 8.1 и и высоту 4.5 м ()
- убирающаяся буксируемая антенна ()
Комплекс РЛС
МРК-50
Радио-техническое оборудование
- система обнаружения радиолокационных сигналов (СОРС) "Залив-П" ()
- радиопеленгатор "Завеса-П" ()
Радиосвязь
- ПМУ спутниковой связи "Синтез" ()
- радиостанция К-652 "Ива-МВ" ()
- ПМУ "Анис-МВ" ()
Навигационный комплекс - комплекс "Шлюз" ()
- радиосекстант с ПМУ ()
Перископы - перископ ПЗКГ
- перископ ПЗНГ-8М
Прочее совмещенной подъемно-мачтовое устройство РДП и системы ВАН-М ()


Выдвижные устройства ПЛАРБ К-51 "Верхотурье". Ходовые испытания после ремонта, июль 2013 г. Слева-направо: ПМУ "Анис-МВ", РЛС МРК-50, перископ ПЗНГ-8М, антенна типа К-652 "Ива-МВ", ПМУ "Синтез" (кадр ТВ программы "Полигон").


Статус : СССР / Россия


ПЛАРБ пр.667БДРМ - DELTA-IV - К-18 "Карелия" и К-51 "Верхотурье", Северный флот, Гаджиево, 2003 г. (http://forums.airbase.ru).



Подводная лодка - носитель БРПЛ, созданных по ОКР "Лайнер" - ПЛАРБ К-114 "Тула" пр.667БДРМ - DELTA-IV во время вывода в спусковой бассейн СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, май 2004 г. (автор фото - Г.Ковпак, http://www.submarines.narod.ru).


http://forums.airbase.ru).


ПЛАРБ К-117 "Брянск" в завершающей стадии ремонта на ЦС "Звездочка", вероятно, 2008 г. (http://warfare.be).


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" и К-117 "Брянск" пр.667БДРМ - DELTA-IV, Гаджиево, декабрь 2010 г. (фото - Рустем Адагамов, http://drugoi.livejournal.com/).

2011 г. 29 декабря - на ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" находящейся в доке ПД-50 на СРЗ-82 в п.Росляково под Мурманском произошел пожар. Пожаром поврежден легкий корпус в районе главной антенны ГАК, повреждена антенна ГАК и другие части лодки. Ремонт производится на ЦС "Звездочка" вместе с плановым ремонтом, который планировался на лето 2012 г. ().


Тушение пожара на ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" в доке ПД-50 на СРЗ-82 в п.Росляково, 29.12.2011г. (http://charly015.blogspot.ru).


Зона поражения пожаром ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" (http://charly015.blogspot.ru).


Повреждения легкого корпуса ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" после пожара 29.12.2011г. (http://charly015.blogspot.ru).



ПЛАРБ К-407 "Новомосковск" выходит на ходовые испытания после ремонта на ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ К-407 "Новомосковск" на ходовых испытаниях после ремонта на ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).



ПЛАРБ пр.667БДРМ К-51 "Верхотурье" у стенки набережной ЦС "Звездочка", 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ К-84 "Екатеринбург" у стенки наливной док-камеры ЦС "Звездочка", лето 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


ПЛАРБ пр.667БДРМ К-51 "Верхотурье" выходит на ходовые испытания после ремонта в ЦС "Звездочка", осень 2012 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com).


- 2013 г. 30 октября - в ходе внезапной проверки стратегических ядерных сил с борта ПЛАРБ К-117 "Брянск" пр.667БДРМ произведен пуск БРПЛ типа Р-29РМУ по полигону Кура на Камчатке ().


- 2014 г. 08 мая - ПЛАРБ К-114 "Тула"в ходе учений стратегических сил успешно произвела пуск ракеты из подводного положения по полигону Кура на Камчатке ().

Реестр ПЛА пр.677БДРМ (версия 20.10.2013 г.):


пп
Название Проект, зав.№
Завод Закладка Спуск на воду Приемка Флотом Примечание
1 К-51
"Верхотурье"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 23.02.1981
07.03.1984
29.12.1984 До 11.06.1992 г. лодка носила имя "Имени XXVI съезда КПСС". 09.02.1999 г. поименована "Верхотурье".
- 1993 г. 01 марта - переведена на ЦС "Звездочка" для прохождения среднего ремонта с модернизацией
- 1999 г. ноябрь - завершен средний ремонт с модернизацией
- 2000 г. 8 июля - ПЛАРБ вернулась к месту постоянной дислокации в Гаджиево
- 2010 г. 23 августа - прибыла в ЦС "Звездочка" для восстановления технической готовности и продления срока службы.
- 2012 г - завершен ремонт с частичной модернизацией на ЦС "Звездочка"
2 К-84
"Екатеринбург"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 17.02.1982 сентябрь 1984 30.12.1985 09.02.1999 г. поименована "Екатеринбург".
- 1996 г. 03 декабря - ПЛАРБ прибыла в ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта
- 1998 г. 24 марта - начало среднего ремонта на "Звездочке"
- 2003 г. 15 января - завершен ремонт, подписан Акт
- 2012 г - в ремонте с частичной модернизацией на ЦС "Звездочка". Планируется завершение на 2014 г.
3 К-64
"Помосковье"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 18.12.1982 03.03.1984 23.12.1986 - 1999 г. - начата модернизация по в качестве специальной ПЛА БС-64
- 2008 г. - поименована "Подмосковье"
4 К-114
"Тула"
667БДРМ
DELTA-IV
ранний вариант
ПО "Севмаш" 22.02.1984 22.01.1987 30.10.1987 21.08.1997 г. поименована "Тула".
- 2005 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
5 К-117
"Брянск"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 20.04.1985 08.02.1988 30.09.1988 27.01.1998 г. поименована "Брянск".
- 2008 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
6 К-18
"Карелия"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 07.02.1986 02.02.1989 10.10.1989 18.09.1996 г. поименована "Карелия".
- 2010 г - завершен ремонт с частичной модернизацией
7 К-407
"Новомосковск"
667БДРМ
DELTA-IV
поздний вариант
ПО "Севмаш" 14.07.1987 28.02.1990 27.11.1990 19.07.1999 г. поименована "Новомосковск".
- 2012 г - завершен ремонт с частичной модернизацией

Лодки проекта в составе Флота:
Год Итого в ВМФ К-51
"Верхотурье"
К-84
"Екатеринбург"
К-64
"Помосковье"
К-114
"Тула"
К-117
"Брянск"
К-18
"Карелия"
К-407
"Новомосковск"
1985 1 - - - - - -
1986 2 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - - - - -
1987 3 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - - - -
1988 5 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа - -
1989 6 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа -
1990 6 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа -
1991 7 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа
1992 7 СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа СФ, 13-я дивизия ПЛ, Оленья губа
1993 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1994 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1995 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1996 6 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1997 5 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1998 5 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
1999 4 ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" лодка поставлена в ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта с переоборудованием в ПЛАСН
СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 13-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2000 4 ремонт на ЦС "Звездочка" стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2001 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка" стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2002 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево завершен ремонт на "Звездочке" стоит в ЦС "Звездочка", вырезаны ракетные отсеки
ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2003 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево поддерживающий ремонт в Северодвинске
2004 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" ремонт на ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2005 3 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2006 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2007 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2008 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт в ЦС "Звездочка"
2009 4 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево стоит в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" ремонт в ЦС "Звездочка"
2010 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево завершен ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
2011 4 ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ПД-50 СРЗ-82 (Росляково)
29.12 - пожар в носовой части ПЛ в доке СРЗ-82.

лодка с вырезанным ракетным отсеком находится у набережной ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка"
2012 5 завершен ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево июль - завершен ремонт на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2013 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт на ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2014 6 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево 19.12 планируется передафа Флоту после ремонта на ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
планируется начало ремонта в ЦС "Звездочка"
СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево
2015 5 СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево ремонт в ЦС "Звездочка" СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево СФ, 31-я дивизия ПЛ, Гаджиево

Бортовые номера лодок проекта (ист. - Jane"s ):

Источники :
Википедия. Сайт http://en.wikipedia.org , 2013 г. Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/ , 2009-2013 г.г.
Jane"s Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.

Последним судном «семейства 667» и последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически плавно перешел в третье поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667-БРДМ (шифр «Дельфин»). Как и предшественники, он был создан в ЦКБ морской техники «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика Ковалева С.Н. (главный наблюдающий от военно-морского флота – капитан первого ранга Пилигин Ю.Ф.). Правительственное постановление о разработке подводной атомной подводной лодки вышло 10.09.1975.


Основным субмарины должен был стать ракетный комплекс Д-9РМ, имеющий 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29РМ (РСМ-54 – договорное обозначение, SS-N-23 «Skiff» – обозначение НАТО), которые имели увеличенные дальность стрельбы, радиус развода и точность боевых блоков. Разработку ракетного комплекса начали в 1979 году в КБМ. Создатели комплекса были ориентированы на достижение максимального технического уровня и тактико-технических характеристик при ограниченных изменениях в проекте подлодки. Новые ракеты по боевым возможностям превосходили все модификации самых мощных американских морских ракетных комплексов «Трайдент», имея при этом гораздо меньшие габариты и массу. В зависимости от количества головных частей, а также их массы, дальность огня баллистическими ракетами могла значительно превышать 8,3 тыс. км. Р-29РМ была последней ракетой, которую разработали под руководством Макеева В.П., а также последней советской жидкостной межконтинентальной баллистической ракетой – все последующие отечественные баллистические ракеты проектировались как твердотопливные.

Конструкция новой субмарины являлась дальнейшим развитием проекта 667-БДР. В связи с возросшими габаритами ракет и необходимости внедрения конструкционных решений для снижения гидроакустической заметности, на подлодке пришлось увеличить высоту ограждения ракетных шахт. Также была увеличена длина кормовой и носовой оконечностей корабля, увеличился и диаметр прочного корпуса, были несколько «приполнены» обводы лёгкого корпуса в районе первого – третьего отсеков. В прочном корпусе, а также в конструкции межотсечных и концевых переборок подлодки использовали сталь, которая была получена методом электрошлакового переплава. Данная сталь обладала повышенными показателями пластичности.

При создании подлодки приняли меры по значительному снижению шумности судна, а также по уменьшению помех работе гидроакустической бортовой аппаратуры. Широко использован принцип агрегатирования оборудования и механизмов, которое размещалось на общей амортизированной относительно прочного корпуса судна раме. В районе энергетических отсеков были установлены локальные звукопоглотители, увеличена эффективность акустических покрытий прочного и лёгкого корпусов. В результате атомная подводная лодка по характеристикам гидроакустической заметности приблизилась к уровню американской АПЛ с баллистическими ракетами третьего поколения «Огайо».

Главная энергоустановка подлодки состоит из двух водо-водяных реакторов ВМ-4СГ (мощность каждого 90 мВт) и двух паровых турбин ОК-700А. Номинальная мощность ГЭУ равняется 60 тыс. л. с. На борту субмарины имеется два дизельных генератора ДГ-460, два турбогенератора ТГ-3000, два электродвигателя эконом. хода (мощность каждого 225 л. с.) АПЛ оснащена пятилопастными малошумными гребными винтами имеющими улучшенные гидроакустические характеристики. На лёгком корпусе для обеспечения винтам благоприятного режима работы установлено гидродинамическое спец. устройство, которое выравнивает набегающий поток воды.

В проекте подводной лодки проекта 667-БДРМ реализовали мероприятия по улучшению условий обитаемости. Экипаж крейсера получил в своё распоряжение сауну, солярий, спортивный зал и тому подобное. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха за счет электролиза воды и поглощения углекислоты твёрдым регенерирующим поглотителем обеспечивается концентрация кислорода в пределах 25 процентов и углекислого газа не более 0,8 процентов.

Для централизованного управления боевой деятельностью ПЛАРБ проекта 667-БДРМ оснащается БИУС «Омнибус-БДРМ», которая осуществляет сбор и обработку информации, решает задачи тактического маневрирования и боевого применения ракетно-торпедного и торпедного оружия.

На атомной подлодке с баллистическими ракетами установлен новый ГАК «Скат-БДРМ», который по своим характеристикам не уступает американским аналогам. Гидроакустический комплекс имеет крупногабаритную антенну высотой 4,5 и диаметром 8,1 метров. На судах проекта 667-БДРМ впервые в практике советского кораблестроения использован стеклопластиковый обтекатель антенны, который имеет безрёберную конструкцию (это дало возможность значительно уменьшить гидроакустические помехи, которые воздействуют на антенное устройство комплекса). Также имеется буксируемая гидроакустическая антенна, которая в нерабочем положении убиралась в корпус АПЛ.

Навигационным комплексом «Шлюз» обеспечивается необходимая лодке точность использования ракетного оружия. Уточнение места субмарины посредством астрокоррекции производится при всплытии на перископную глубину с периодичностью раз в 48 часов.

Подводный ракетоносец 667-БДРМ оснащается комплексом радиосвязи «Молния-Н». Имеется две всплывающие антенны буйкового типа, которые позволяют принимать радиосообщения, сигналы целеуказания и космической системы навигации на больших глубинах.

Ракетный комплекс Д-9РМ, принятый в 1986 году на вооружение (уже после кончины Виктора Петровича Макеева – его создателя), является дальнейшим развитие комплекса Д-9Р. Комплекс Д-9Р состоит их 16 жидкостных трёхступенчатых ампулированных ракет Р-29РМ (инд. ЗМ37) с максимальной дальностью 9,3 тыс. км. Ракета Р-29РМ даже сегодня обладает наивысшими в мире энергомассовым совершенством. Ракета обладает стартовой массой 40,3 тонн и забрасываемый вес 2,8 тонны, то есть практически равный забрасываемому весу значительно более тяжёлой ракеты «Трайдент-II» США. Р-29РМ оснащена разделяющейся головной частью, рассчитанной на четыре или десять боевых блоков суммарной мощностью - 100 кт. Сегодня на всех атомных подлодках проекта 667-БДРМ развёрнуты ракеты, боевая часть которых оснащена четырьмя боевыми блоками. Высокая точность (круговое вероятное отклонение составляет 250 метров), соизмеримая с точностью ракет «Трайдент» D-5 (США) КВО которых по различным оценкам составляет 170-250 метров, позволяет комплексу Д-9РМ поражать малоразмерные высокозащищённые цели (шахтные пусковые установки МБР, командные пункты и другие объекты). Запуск всего боекомплекта может быть осуществлен за один залп. Максимальная глубина пуска составляет 55 метров без ограничений в районе старта по погодным условиям.

Новый торпедно-ракетный комплекс, который установлен на подлодке проекта 667-БДРМ, состоит из 4 торпедных аппаратов калибра 533 миллиметров с системой быстрого заряжания, которые обеспечивают использование почти всех типов современных торпед, ПЛУР (противолодочная ракето-торпеда), приборов гидроакустического противодействия.

Модификации

В 1988 г. ракетный комплекс Д-9РМ, который установлен на лодках проекта 667-БДРМ, модернизировали: боевые блоки были заменены более совершенными, навигационная система дополнялась аппаратурой космической навигации (ГЛОНАСС), обеспечили возможность пуска ракет по настильным траекториям, что дает возможность более надёжно преодолевать перспективные системы противоракетной обороны потенциального противника. Повысили стойкость ракет к поражающим факторам ядерного оружия. По оценкам некоторых специалистов, модернизированный Д-9РМ превосходит «Трайдент» D-5 – американский аналог - по таким важным показателям, как способность преодолевать средства противоракетной обороны противника и точность поражения целей.

В 1990-2000 годах ракетоносец К-64 переоборудовали в опытовое судно и переименовали в БС-64.

Программа строительства

К-51 – головной ракетоносец проекта 667-БДРМ – был заложен в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии в феврале 1984 года, спущен на воду в январе следующего года, а в декабре его ввели в строй. Всего в период с 1985 по 1990 год на Северном машиностроительном предприятии построили 7 ПЛАРБ данного проекта.

Статус на 2007 год

В настоящее время атомные подлодки с баллистическими ракетами (по нашей классификации – Ракетный подводный крейсер стратегического назначения) проекта 667-БДРМ (на Западе известны как «Delta IV class») – основа морской составляющей российской стратегической ядерной триады. Все они входят в состав третьей флотилии стратегических подлодок Северного флота базирующейся в бухте Ягельная. Для размещения отдельных подлодок имеются спец. базы-укрытия, которые представляют собой подземные надежно защищённые сооружения, предназначающиеся для стоянки и обеспечения перезарядки реакторов ядерным топливом и ремонта.

Подлодки проекта 667-БДРМ стали одними из первых советских АПЛ, практически полностью неуязвимых в районе их боевого дежурства. Выполняя боевое патрулирование в арктических морях, которые прилегают непосредственно к российскому побережью субмарины, даже при самых благоприятных для противника гидрологических условиях (полный штиль, который в Баренцевом море наблюдается только в 8 процентах «природных ситуаций»), могут быть обнаружены новейшими атомными многоцелевыми подлодками типа «Improved Los Angeles» ВМС США на дистанциях не более 30 км. Но в условиях, которые характерны для остальных 92 процентов времени года, при наличии ветра со скоростью 10-15 м/с и волнения, атомные подлодки с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ противником не обнаруживаются вовсе или могут быть фиксироваться гидроакустической системой типа BQQ-5 на дальности до 10 км. Кроме того, в полярных морях севера существуют обширные мелководные районы, в которых дальность обнаружения лодок проекта 667-БДРМ даже в полный штиль снижается менее чем до 10 тыс. м (то есть обеспечивается практически абсолютная выживаемость подлодок). При этом необходимо иметь в виду, что российские ракетные подлодки несут свое боевое дежурство фактически во внутренних водах, которые достаточно хорошо прикрыты противолодочными средствами флота.

В 1990 г. на одном из крейсеров проекта 667-БДРМ провели спец. испытания с подготовкой и последующим запуском всего боекомплекта состоящего из 16 ракет в залпе (как в реальной боевой обстановке). Подобный опыт был уникальным не только для нашей страны, но и для всего мира.

ПЛАРК пр.949-А и ПЛАРБ «Новомосковск» пр.677-БДРМ в базе

Подводные лодки проекта 667-БДРМ в настоящее время также используются для запусков искусственных спутников земли на низкие околоземные орбиты. С одной из атомных подлодок с баллистическими ракетами проекта 667-БДРМ в июле 1998 году ракетой-носителем «Штиль-1», разработанной на базе ракеты Р-29РМ, впервые в мире запустили искусственный спутник Земли «Тубсат-Н», немецкой разработки (старт выполнили из подводного положения). Также ведутся работы по разработке морской ракеты-носителя «Штиль-2» большей мощности с весом выводимой нагрузки, которая увеличена до 350 килограмм.

Вероятно, служба ракетоносцев проекта 667-БДРМ продолжится до 2015 г. Для поддержания боевого потенциала данных судов на нужном уровне военно-промышленная комиссия в сентябре 1999 года решили возобновлить производство ракет Р-29РМ.

Основные тактико-технические характеристики проекта 667-БДРМ:
Надводное водоизмещение – 11740 тонн;
Подводное водоизмещение – 18200 тонн;
Основные размеры:
- наибольшая длина (по КВЛ) – 167,4 м (160 м);
- наибольшая ширина – 11,7 м;
- осадка по КВЛ – 8,8 м;
Главная энергетическая установка:
- 2 водо-водяных реактора ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 мВт;
- 2 ППУ ОК-700А, 2 ГТЗА-635
- 2 паровых турбины, суммарной мощностью 60000 л.с. (44100 кВт);
- 2 турбогенератора ТГ-3000, мощность каждого 3000 кВт;
- 2 дизельных генератора ДГ-460, мощность каждого 460 кВт;
- 2 электродвигателя экономического хода, мощность каждого 225 л.с.;
- 2 вала;
- 2 пятилопастных гребных винта;
Надводная скорость хода – 14 узлов;
Подводная скорость хода – 24 узла;
Рабочая глубина погружения – 320...400 м;
Предельная глубина погружения – 550...650 м;
Автономность – 80...90 суток;
Экипаж – 135...140 человек;
Стратегическое ракетное вооружение:
- пусковые установки БРПЛ Р-29РМ (SS-N-23 «Skiff») комплекса Д-9РМ – 16 шт.;
Зенитное ракетное вооружение:
- пусковые установки ПЗРК 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла» (SA-14 «Gremlin»/SA-16 «Gimlet») – 4...8 шт.;
Торпедное и ракето-торпедное вооружение:
- торпедные аппараты калибра 533 мм – 4 (носовых);
- торпеды САЭТ-60М, 53-65М, ПЛУР РПК-6 «Водопад» (SS-N-16 «Stallion») калибра 533 мм – 12 шт;
Минное вооружение:
- может нести вместо части торпед до 24 мин;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система – «Омнибус-БДРМ»;
Радиолокационная система общего обнаружения - МРК-50 «Каскад» (Snoop Tray);
Гидроакустическая система:
- гидроакустический комплекс МГК-500 «Скат-БДРМ» (Shark Gill; Mouse Roar);
Средства радиоэлектронной борьбы:
- «Залив-П» РТР;
- «Завеса-П» радиопеленгатор (Brick Pulp/Group; Park Lamp D/F);
Средства ГПД – 533-мм ГПД;
Навигационный комплекс:
- «Шлюз»;
- КНС ГЛОНАСС;
- радиосекстант (Code Eye);
- ИНС;
Комплекс радиосвязи:
- «Молния-Н» (Pert Spring), ССС «Цунами-БМ»;
- буйковые буксируемые антенны «Параван» или «Ласточка» (СНЧ);
- СВЧ и ВЧ-антенны;
- станция звукоподводной связи;
РЛС госопознавания – «Нихром-М».