Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в отношении больных инфекционными заболеваниями, против которых проводятся профилактические

  • 30.03.2020

Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр

В соответствии с пунктом 13 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 19, ст. 2357), приказываю:

Утвердить:

Порядок представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведений для внесения в государственный водный реестр ();

Состав сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр ().

МинистрЮ.П. Трутнев

Регистрационный N 10473

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 19, ст. 2357

** Положение о ведении государственного водного реестра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", п. 26


Приложение 2

Состав сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр

1. Сведения о водных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации

Наименование и вид водного объекта (пруд, обводненный карьер)

Принадлежность к гидрографической единице, водохозяйственному участку (код)

Местоположение водного объекта (географические координаты, населенный пункт)

Кадастровый номер земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, в границах которого расположен водный объект

Назначение водного объекта

Характеристики водного объекта

Нормальный подпорный уровень (НПУ) (для прудов) , м;

Площадь зеркала водного объекта, км2;

Полный объем водного объекта*, млн. м3;

Длина, ширина водного объекта, м

Средняя и максимальная глубина водного объекта, м

_____________________________

* для прудов при НПУ, для обводненных карьеров - в период максимального наполнения

2. Сведения о гидротехнических и иных сооружениях на водных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации

N п/п

Наименование сооружения

Местоположение, координаты

Собственник балансодержатель

Эксплуатирующая организация

Коды идентификации

Назначение, параметры, характеристики

Особые отметки*

Сооружения

Принадлежность к в/х участку

_____________________________

* - в данной графе, в том числе указываются дата ввода в эксплуатацию, реквизиты актов, устанавливающих форму собственности, балансодержателя и эксплуатирующую организацию, прав на земельный участок под сооружением.

3. Сведения о рыбопромысловых участках

Наименование водного объекта

Идентификационный номер водного объекта

Реквизиты акта, которым установлен рыбопромысловый участок*

Параметры

Особые отметки*

Координаты

ширина, площадь, км2

Код (00.) и наименование бассейнового округа

Код (00.00.00.) и наименование гидрографической единицы

Код (00.00.00.000) водохозяйственного участка

_____________________________

* Сведения о рыбопромысловых участках формируются на основании данных перечня рыбопромысловых участков, утверждаемого в установленном порядке

** В данной графе в том числе отражается информация о предоставлении рыбопромыслового участка в пользование и условиях пользования участком.

4. Сведения о режимах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, в границах которых расположены водные объекты

Наименование лечебно-оздоровительной местности или курорта, значение (региональное или местное) и местоположение

Наименование и реквизиты нормативного правового акта, о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального или местного значения

Общие сведения об округе санитарной (горно-санитарной) охраны

Наименование водных объектов, расположенных на территории округа санитарной (горно-санитарной) охраны

Режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны, установленный для лечебно-оздоровительной местности или курорта, в границах которых расположены водные объекты

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 215. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 апреля 2015 года № 10827. Утратил силу приказом и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 4 октября 2019 года № ҚР ДСМ-135.

Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 04.10.2019 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

3) внебольничные аборты;

7) укусы животных;




прививки


Иммунный статус

ПСЧИ или ПСС

Дальнейшие прививки

Вводится один из препаратов

Не вводится

Плановые прививки согласно календарю прививок

Вводится один из препаратов

Плановые прививки согласно календарю прививок

Вводят АДС-М

Вводится один из препаратов

Вводят в случае загрязнения

Согласно календарю прививок каждые 10 лет – однократная ревакцинация АДС-М


Примечание:

Доза ПСЧИ препарата удваивается в следующих случаях:

рванные или инфицированные раны;

позднее (более 24 часов после ранения) введение ПСЧИ;

у взрослых лиц, имеющих вес значительно выше среднего.

2) лиц, не имеющих документального подтверждения о полученных прививках;

3) лиц, у которых после последней возрастной ревакцинации прошло более 10 лет.

6. Иммунизация лиц, переболевших дифтерией, проводится до выписки из стационара. Ранее не вакцинированным лицам проводится одна доза АДС-М, после чего проводится первичный курс вакцинации (3 дозы с интервалом 4 недели) и первая ревакцинация (4-я доза с интервалом 6 месяцев). Частично вакцинированным лицам проводится курс вакцинации из 2 доз с интервалом 4 недели и первая ревакцинация с интервалом 6 месяцев. В дальнейшем иммунизация проводится согласно срокам профилактических прививок в соответствии с № 2295. Полностью иммунизированным лицам проводится одна доза АДС-М, если последняя доза вводилась более 5 лет назад.

7. Кроме плановой иммунизации против столбняка проводится экстренная специфическая профилактика этой инфекции. Показаниями к экстренной специфической профилактике столбняка являются:

1) травмы, ранения с нарушением целостности кожных покровов и слизистых;

2) обморожения и ожоги второй, третьей и четвертой степени;

3) внебольничные аборты;

4) роды вне медицинской организации;

5) рождение вне медицинской организации;

6) гангрена или некроз тканей любого типа;

7) укусы животных;

8) проникающие повреждения желудочно-кишечного тракта.

8. Экстренная специфическая иммунизация при травмах проводится в соответствии с таблицей экстренной специфической иммунизации при травмах согласно к настоящим Санитарным правилам.

Для экстренной профилактики столбняка используются АКДС-содержащая вакцина, АДС-М, противостолбнячный человеческий иммуноглобулин (далее – ПСЧИ), противостолбнячная сыворотка (далее – ПСС).

9. Для иммунизации населения против кори, краснухи и эпидемического паротита используются комбинированная вакцина против кори, краснухи и эпидемического паротита (далее – ККП) и моновакцины против кори, краснухи и эпидемического паротита.

При осложнении эпидемиологической ситуации по инфекционным заболеваниям, против которых проводятся профилактические прививки, допускается проведение дополнительной массовой иммунизации.

10. Лицам в возрасте до 30 лет, находившимся в тесном контакте с больным корью и краснухой и до 25 лет с больным эпидемическим паротитом, не привитым, без данных о привитости или не имеющих второй дозы вакцинации против данной инфекции, проводится экстренная иммунизация моновакциной против кори, краснухи и эпидемического паротита, при ее отсутствии ККП. Экстренная иммунизация проводится не позднее 72 часов с момента контакта с больным.

При регистрации случаев эпидемического паротита в организованном коллективе проводится однократная иммунизация детей до 18 лет, привитых против этой инфекции, если прошло более 7 лет после первой прививки.

11. Профилактические прививки против гемофильной инфекции проводятся комбинированными вакцинами, в составе которых имеется компонент против гемофильной инфекции типа В.

12. Профилактические прививки против полиомиелита проводятся живыми или инактивированными полиомиелитными вакцинами.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к проведению
противоэпидемических мероприятий в очагах инфекционных
заболеваний, против которых проводятся профилактические
прививки

13. Выявление больных или подозрительных на заболевание проводится медицинскими работниками медицинских организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности во время амбулаторных приемов, посещений на дому, при медицинских осмотрах, диспансеризации и других посещениях организаций здравоохранения.

Обязательная изоляция в стационаре проводится больных дифтерией и полиомиелитом. Остальные больные изолируются в стационаре по клиническим или эпидемиологическим признакам или на дому до полного исчезновения клинических симптомов.

14. С целью своевременного выявления больных:

1) дифтерией - проводится однократное лабораторное обследование больных ларингитом, тонзиллитом с патологическим налетом, назофарингитом в день обращения в медицинскую организацию и лиц, вновь поступающих в детские дома, детские и взрослые психоневрологические стационары;

2) полиомиелитом - проводится выявление, учет и вирусологическое обследование больных с острыми вялыми параличами;

3) корью и краснухой - проводится выявление, учет и лабораторное обследование больных с высыпаниями.

Сноска. Пункт 15 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 29.08.2016 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

16. При эпидемиологическом расследовании определяется круг лиц, бывших в контакте с больным (дифтерия, корь, краснуха, коклюш, эпидемический паротит, полиомиелит) в течение инкубационного периода заболевания.

17. Лица, бывшие в контакте с больным, подвергаются клиническому осмотру на наличие симптомов и признаков заболевания и находятся под ежедневным наблюдением.

18. В очаге дифтерии контактные лица наблюдаются в течение 7 суток с момента последнего контакта с больным. В первый день наблюдения у контактных берутся мазки из носа и зева, кожных поражений для бактериологического исследования на дифтерийную палочку и, не дожидаясь результатов бактериологического исследования, проводится профилактическое лечение антибиотиками.

Выявленные носители токсигенных штаммов дифтерийной палочки изолируются для лечения в стационаре и повторно обследуются бактериологически через 2 суток после завершения курса лечения, чтобы убедиться в абациллировании.

19. Все предметы, находившиеся в непосредственном контакте с больным дифтерией, подвергаются дезинфекции после изоляции больного.

20. Допуск лиц, переболевших дифтерией, в организованные детские коллективы осуществляется при полном выздоровлении и при наличии двух отрицательных результатов бактериологических исследований.

21. Диспансерное наблюдение с целью выявления поздних осложнений, проведение реабилитационных мероприятий проводится участковым врачом с привлечением (по показаниям) кардиолога, невропатолога, ЛОР-врача. Сроки диспансеризации определяются клинической тяжестью формы дифтерии и наличием осложнений. Лица с локализованной формой дифтерии наблюдаются в течение 6 месяцев, при наличии осложнений – один год.

22. Дети, переболевшие дифтерией, допускаются в детские дошкольные и общеобразовательные организации при локализованной форме через 2-3 недели, при осложнениях – через 4-8 недель.

23. При эпидемиологическом расследовании случаев полиомиелита, кори и краснухи:

1) присваивается идентификационный номер каждому случаю заболевания;

2) проводится опрос контактных с больным лиц для получения демографической и клинической информации, сведений о прививочном статусе, возможной беременности и совершенных поездках за последнее время;

3) проводится лабораторное исследование материала от больных и контактных с больным лиц.

24. Наблюдение за лицами, находящимися в контакте с больным корью, краснухой и эпидемическим паротитом проводится в течение 21 суток, с больным полиомиелитом в течение 30 суток с момента выявления последнего случая заболевания. В очаге полиомиелита после госпитализации проводится заключительная дезинфекция.

Таблица экстренной специфической иммунизации при травмах

Иммунный статус

ПСЧИ или ПСС

Дальнейшие прививки

Первичный комплекс (3 и более доз)

Вводят по истечении 10 лет и более от последней прививки (при обширных ранах, загрязненных ранах, обморожениях, ожогах, травмах – 5 лет и более)

Вводят при загрязненных ранах, обморожениях, ожогах и травмах по прошествии 5 лет и более от последней прививки

Плановые прививки согласно календарю прививок

Частичная вакцинация (менее 3-х доз)

Вводится, если после последней прививки прошел 1 месяц и более

Вводится один из препаратов в случае загрязнения раны

Получает очередную прививку в цикле вакцинации и в дальнейшем должен закончить первичный комплекс прививок (не менее 3-х доз) в территориальной медицинской организации. Выбор препарата зависит от возраста прививаемого

Не привитой или неизвестен прививочный статус

Вводится препарат против столбняка, выбираемый в зависимости от возраста

Вводится один из препаратов

В последующем проводится полный курс иммунизации (не менее 3-х доз с учетом первой введенной дозы) в территориальной медицинской организации

Новорожденные, родившиеся вне медицинской организации, и дети в возрасте менее 2 месяцев получившие травму

Не вводится

Вводится ребенку один из препаратов, если мать не привита, частично привита или у нее неизвестный прививочный статус. Препарат не вводится, если мать полностью привита

Плановые прививки согласно календарю прививок

Не привитые дети в возрасте более 2 месяцев

Вводят АКДС-содержащую вакцину согласно календарю прививок

Вводится один из препаратов

Плановые прививки согласно календарю прививок

Женщины (при внебольничных родах или абортах) в случаях, если они не привиты, или отсутствуют данные о прививках

Вводят АДС-М

Вводится один из препаратов

С интервалом в 1 месяц вторая вакцинация, через 6 месяцев – ревакцинация АДС-М, в дальнейшем каждые 10 лет – однократная ревакцинация

Женщины (при внебольничных родах или абортах), в случае, если они ранее были частично привиты (менее 3 доз)

Вводят АДС-М, если прошло более 1 месяца от последней прививки

Вводят в случае загрязнения

Согласно календарю прививок каждые 10 лет – однократная ревакцинация АДС-М

Женщины (при внебольничных родах или абортах), которые ранее получили полный первичный комплекс (3 и более доз)

Вводят АДС-М по истечении 10 лет и более от последней прививки (при загрязненных ранах – 5 лет и более)

Вводят по истечении 10 лет и более от последней прививки (при загрязненных ранах – 5 лет и более)

Согласно календарю прививок каждые 10 лет – однократная ревакцинация АДС-М


Примечание:

Препарат против столбняка выбирается в зависимости от возраста.

Перед каждым введением препарата следует тщательно ознакомиться с инструкцией, приложенной к препарату и строго ее выполнять.

Доза ПСЧИ препарата удваивается в следующих случаях.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



(Извлечение)


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ

ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ

НА ТЕРРИТОРИЮ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ

И ВЫВОЗИМЫХ С ЕЕ ТЕРРИТОРИИ*


В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 года N 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь" приказываю:


1. Утвердить прилагаемое "Положение о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию свободной таможенной зоны и вывозимых с ее территории".


Председатель Комитета П.В.КРЕЧКО

* Вступает в силу с момента Госрегистрации утвержденного им Положения


ПОЛОЖЕНИЕ


О ПОРЯДКЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ

СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ И ВЫВОЗИМЫХ С

ЕЕ ТЕРРИТОРИИ


Зарегистрировано в Реестре Государственной регистрации 26.07.96 г., рег. N 1519/12.


1. Общие положения


1.1. Свободная таможенная зона -- таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу за пределы таможенной территории Республики Беларусь.


1.2. Товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны и вывозимые с ее территории, подлежат обязательному таможенному оформлению.


1.3. Предъявление ввозимых на территорию свободной таможенной зоны и вывозимых с ее территории товаров осуществляется в пунктах таможенного оформления, расположенных в такой зоне.


1.4. Порядок декларирования ввозимых на территорию свободной таможенной зоны и вывозимых с ее территории товаров, определяется иными нормативными актами Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.


1.5. Территория свободной таможенной зоны подлежит ограждению. Пределы свободной таможенной зоны, а также входы и выходы находятся под таможенным контролем.


1.6. Таможенные органы вправе производить инвентаризацию и операции таможенного контроля в отношении товаров, находящихся на территории свободной таможенной зоны.


1.7. Товары, представляющие опасность, способные повредить другие товары или требующие специального оборудования, допускаются к размещению в свободной таможенной зоне только в местах, специально предназначенных для их размещения.


1.8. Законодательством Республики Беларусь могут вводиться ограничения на определенные виды деятельности, осуществляемые на территории свободной таможенной зоны зарегистрированными в такой зоне субъектами хозяйствования, и операции, производимые с ввезенными в зону товарами.


2. Ввоз товаров на территорию свободной таможенной зоны


2.1. Товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны подлежат таможенному оформлению в таможенном режиме свободной таможенной зоны. Заявителем режима свободной таможенной зоны может быть субъект хозяйствования, зарегистрированный в свободной таможенной зоне в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.


2.2. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь с целью размещения в свободной таможенной зоне, подлежат таможенному оформлению в таможенном режиме перевозки под таможенным надзором.


2.3. Товары, вывозимые с таможенной территории Республики Беларусь на территорию свободной таможенной зоны могут быть заявлены в таможенных режимах, связанных с временным или постоянным их размещением за пределами таможенной территории Республики Беларусь.


3. Вывоз товаров с территории свободной таможенной зоны


3.1. Товары, вывозимые с территории свободной таможенной зоны, подлежат таможенному оформлению в таможенном режиме свободной таможенной зоны. При этом таможенные пошлины и налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются. Заявителем режима свободной таможенной зоны может быть субъект хозяйствования, зарегистрированный в свободной таможенной зоне в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.


3.2. Перемещение товаров через таможенную территорию Республики Беларусь, вывозимых с территории свободной таможенной зоны, с целью размещения за пределами таможенной территории Республики Беларусь осуществляется в таможенном режиме перевозки под таможенным надзором.


3.3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь с территории свободной таможенной зоны, могут быть заявлены в таможенных режимах, связанных с временным или постоянным их размещением на таможенной территории Республики Беларусь, при этом взимание таможенных пошлин и налогов, а также применение мер экономической политики осуществляется в зависимости от происхождения товаров, либо отнесения их к произведенным в свободной таможенной зоне и заявленного таможенного режима.

Об утверждении порядка представления и состава сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр

В соответствии с пунктом 13 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 19, ст. 2357), приказываю:

Утвердить:

Порядок представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведений для внесения в государственный водный реестр ();

Состав сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр ().

МинистрЮ.П. Трутнев

Регистрационный N 10473

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 19, ст. 2357

** Положение о ведении государственного водного реестра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", п. 26


Приложение 2

Состав сведений, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для внесения в государственный водный реестр

1. Сведения о водных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации

Наименование и вид водного объекта (пруд, обводненный карьер)

Принадлежность к гидрографической единице, водохозяйственному участку (код)

Местоположение водного объекта (географические координаты, населенный пункт)

Кадастровый номер земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, в границах которого расположен водный объект

Назначение водного объекта

Характеристики водного объекта

Нормальный подпорный уровень (НПУ) (для прудов) , м;

Площадь зеркала водного объекта, км2;

Полный объем водного объекта*, млн. м3;

Длина, ширина водного объекта, м

Средняя и максимальная глубина водного объекта, м

_____________________________

* для прудов при НПУ, для обводненных карьеров - в период максимального наполнения

2. Сведения о гидротехнических и иных сооружениях на водных объектах, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации

N п/п

Наименование сооружения

Местоположение, координаты

Собственник балансодержатель

Эксплуатирующая организация

Коды идентификации

Назначение, параметры, характеристики

Особые отметки*

Сооружения

Принадлежность к в/х участку

_____________________________

* - в данной графе, в том числе указываются дата ввода в эксплуатацию, реквизиты актов, устанавливающих форму собственности, балансодержателя и эксплуатирующую организацию, прав на земельный участок под сооружением.

3. Сведения о рыбопромысловых участках

Наименование водного объекта

Идентификационный номер водного объекта

Реквизиты акта, которым установлен рыбопромысловый участок*

Параметры

Особые отметки*

Координаты

ширина, площадь, км2

Код (00.) и наименование бассейнового округа

Код (00.00.00.) и наименование гидрографической единицы

Код (00.00.00.000) водохозяйственного участка

_____________________________

* Сведения о рыбопромысловых участках формируются на основании данных перечня рыбопромысловых участков, утверждаемого в установленном порядке

** В данной графе в том числе отражается информация о предоставлении рыбопромыслового участка в пользование и условиях пользования участком.

4. Сведения о режимах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, в границах которых расположены водные объекты

Наименование лечебно-оздоровительной местности или курорта, значение (региональное или местное) и местоположение

Наименование и реквизиты нормативного правового акта, о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального или местного значения

Общие сведения об округе санитарной (горно-санитарной) охраны

Наименование водных объектов, расположенных на территории округа санитарной (горно-санитарной) охраны

Режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны, установленный для лечебно-оздоровительной местности или курорта, в границах которых расположены водные объекты

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
ПРИКАЗ
14 апреля 1979 г.
N 215
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ
ГНОЙНЫМИ ХИРУРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Органы и учреждения здравоохранения, медицинские и научно-исследовательские институты Российской Федерации в течение последних лет провели определенную работу по развитию и повышению качества медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями.
По состоянию на 1.01.78 в Российской Федерации для этих больных было развернуто 29.933 койки, что составляет 17,1% по отношению к общему числу хирургических коек. На базе хирургических стационаров крупных больниц создано 169 гнойных отделений с общей численностью 7.260 коек, т.е. 24% от общего количества коек, выделенных для лечения гнойных хирургических заболеваний. В поликлиниках республики организовано 200 кабинетов для лечения этой категории больных.
В ряде административных территорий республики проводится целенаправленная работа по совершенствованию медицинской помощи больным с гнойно-воспалительными заболеваниями.
Так, в Москве осуществляется дифференцированное лечение гнойных хирургических заболеваний. Созданы специализированные отделения для лечения маститов, остеомиелитов, перитонитов, проводятся мероприятия по профилактике постинъекционных абсцессов и флегмон. В результате проведенной работы летальность от гнойных заболеваний в городе Москве снизилась с 3,4% в 1976 г. до 2,9% в 1977 г. Снизилось число гнойных инфекций в родильных домах. Снижается количество постинъекционных абсцессов.
В хирургических отделениях больниц Алтайского края, Астраханской, Оренбургской и других областей достигнуто значительное снижение частоты нагноений после экстренных и плановых операций.
В целом по РСФСР в 1977 г. по сравнению с 1975 г. заболеваемость гнойными инфекциями кожи и подкожной клетчатки снизилась на 4,6%. При этом число дней временной нетрудоспособности из расчета на 100 работающих уменьшилось на 3,7%.
Актуальность проблемы профилактики и лечения хирургической инфекции определяется широкой распространенностью в настоящее время этой патологии. Около 1,3% всех хирургических больных составляют больные с гнойными заболеваниями.
Ежегодно в поликлиниках Российской Федерации лечатся более 2 миллионов больных с гнойно-воспалительными заболеваниями, трудопотери от которых составляют свыше 15 миллионов рабочих дней.
В структуре гнойно-воспалительных заболеваний, с которыми больные обращаются в поликлинику, 26,15% занимают флегмоны и абсцессы мягких тканей, 22,35% - панариции, 20,09% - фурункулы и карбункулы, 4,17% - маститы, 18,02% - прочие гнойные заболевания, 9,22% - больные, выписанные из стационара для долечивания после перенесенных гнойно-воспалительных заболеваний.
Ежегодно трудопотери среди застрахованных составляют для больных флегмонами и абсцессами 13,6% общего количества дней временной нетрудоспособности от всех гнойных заболеваний, панарициями - 15,6%, фурункулами и карбункулами - 13,9%, маститами - 2,2%, прочими гнойными заболеваниями - 40,3%, выписанных из стационара для долечивания - 14,4%.
В хирургических стационарах Российской Федерации больные с гнойными заболеваниями составляют 14-15%. Из них 38,67% - с гнойными заболеваниями кожи и подкожной клетчатки, 7,5% - с постинъекционными флегмонами, 13% - с панарициями и флегмонами кисти, 10% - с гнойными маститами, 8,3% - с остеомиелитом и артритами, 22,6% - с прочими гнойно-воспалительными заболеваниями.
Среди возбудителей воспалительных и гнойных процессов особое место занимают стафилококки, являющиеся в 65,5% случаев причиной нагноения операционной раны. В настоящее время стафилококки чаще других микробов вызывают нагноительные процессы кожи, подкожной клетчатки и внутренних органов. Они обусловливают большинство тяжелых осложнений после травмы, а также после различных инфекционных заболеваний.
Большую опасность такая инфекция представляет для ослабленных больных и детей. Увеличивающееся с каждым годом число стафилококковых заболеваний объясняется выраженной патогенностью возбудителей, повышающейся их устойчивостью к антибиотикам и химиопрепаратам, в связи с чем антибиотикотерапия септических заболеваний стафилококковой природы часто оказывается неэффективной, а также значительными нарушениями правил асептики и антисептики в стационарах, несоблюдением действующих правил по профилактике возможных гнойных осложнений в повседневной хирургической практике.
Трудности профилактики и лечения гнойной хирургической инфекции усугубляются широким распространением стафилококкового бациллоносительства среди населения, в особенности медицинского персонала, и значительным микробным обсеменением воздушной среды, предметов больничного обихода и ухода за больными в лечебно-профилактических учреждениях.
Проведенными проверками выясняется, что в общехирургических отделениях почти повсеместно нарушается санитарно-противоэпидемический режим. Большинство коек (17.292 или 58%), выделенных для больных с гнойной хирургической инфекцией, размещены в общехирургических стационарах, без осуществления мероприятий по предупреждению возможного распространения инфекции.
Из 71 республиканских АССР, краевых и областных больниц гнойные хирургические отделения имеются только в 21. Из 2.822 городских и детских больниц, больниц скорой медицинской помощи лишь 112 (4%) имеют гнойные хирургические отделения. Надежная изоляция гнойных хирургических отделений от остальных подразделений больницы в большинстве случаев не обеспечена.
Для проведения гнойных операций специальные операционные выделены только в тех лечебных учреждениях, которые располагают специализированными отделениями. Во многих хирургических отделениях, в которых выделены койки для больных с гнойной хирургической инфекцией, операции этим больным, как правило, выполняются в общехирургических операционных.
Постоянный врачебный, средний и младший медицинский персонал для ведения больных с гнойными хирургическими заболеваниями и ухода за ними имеется лишь в специализированных гнойных отделениях.
В общехирургических отделениях, где выделены койки для больных с гнойной хирургической инфекцией, лечение их осуществляется врачами, которые одновременно курируют и других больных, не имеющих гнойных осложнений, что создает угрозу для внутрибольничной инфекции. Проведенными исследованиями установлено, что персонал хирургических отделений, особенно гнойных, в 87% случаев является носителем стафилококков, выделенные штаммы которых в 64,6% устойчивы к антибиотикам.
Вместе с тем в проектах вновь строящихся лечебных учреждений не всегда предусматриваются необходимые помещения и условия для санитарно-гигиенической обработки персонала.
Кабинеты для лечения гнойных хирургических заболеваний в поликлиниках имеются только в 22 административных территориях. Количество их составляет всего лишь 4,8% по отношению к общему числу хирургических кабинетов. Амбулаторные операции по поводу гнойных заболеваний нередко выполняются без соблюдения принципа последовательности наряду с "чистыми" операциями. Чувствительность флоры к антибиотикам в большинстве случаев не определяется. Протеолитические ферменты для лечения гнойных ран используются крайне редко. Ранний вторичный, отсроченный первичный, а также вторичный швы не применяются.
О неправильной тактике ведения больных с гнойно-воспалительными заболеваниями в условиях поликлиник свидетельствует то, что 3,4% больных с панарициями (31.463 из 924.160 в 1977 году) были после безуспешного лечения госпитализированы в больницы. Показанием к госпитализации послужило развитие осложненных форм панариция и ухудшение течения заболевания. Как правило, появление осложненных форм панариция находилось в прямой зависимости от ошибок лечения поверхностных его форм.
Быстро наступающая адаптация микроорганизмов к применяемым антибактериальным препаратам требует своевременной смены антибиотиков. Однако обследование показало, что определение антибиотикорезистентности флоры не всегда производится даже в крупных республиканских АССР, краевых, областных и городских больницах.
Неблагоприятное влияние на развитие гнойных осложнений оказывает излишне широкое, а в ряде случае необоснованное применение антибиотиков. Активная иммунизация больных стафилококковым анатоксином с целью повышения специфического противостафилококкового иммунитета, а также пассивная иммунизация (гипериммунная плазма, гаммаглобулин) применяются крайне редко.
Хирургами поликлиник допускаются серьезные нарушения общепринятых требований к обработке рук. В большинстве лечебных учреждений Дагестанской АССР, Ивановской, Пензенской, Саратовской и Сахалинской областей хирурги обрабатывают руки только спиртом, в Куйбышевской области обрабатывают лишь резиновые перчатки сулемой.
По данным СЭС Владимирской области, из 2392 проб с хирургического материала, взятых в лечебных учреждениях, 156 (5,5%) оказались нестерильными.
Несоблюдение правил асептики и антисептики при обработке рук, стерилизации инструментов и перевязочного материала обусловливает возникновение гнойных осложнений, что усложняет лечение больных, удлиняет сроки их пребывания в стационаре, сроки временной нетрудоспособности и отрицательно влияет на исход лечения.
В Кабардино-Балкарской АССР нагноение ран после экстренных операций в 1977 г. имело место в 22,3% случаев, в Красноярском крае - в 0,5%, в Томской области - 9,2%, в целом по РСФСР - 4,3%.
Гнойные осложнения в лечебных учреждениях РСФСР в 1977 г. явились причиной летальных исходов при экстренных операциях в 28,29% случаев, при плановых - в 16,79%. Во Владимирской области из 130 умерших после экстренных операций 95 больных (73%) скончалось от гнойных осложнений, а из 13 умерших после плановых операций во всех случаях летальный исход наступил в результате гнойных осложнений.
О серьезных нарушениях основ асептики и антисептики при проведении инъекций свидетельствует тот факт, что 7,5% больных с гнойными хирургическими инфекциями, находящихся на стационарном лечении, составляют больные с постинъекционными флегмонами и абсцессами. Еще большее количество больных с этими осложнениями находится на амбулаторном лечении.
Руководители ряда лечебно-профилактических учреждений, а также санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные станции не обеспечивают строгое выполнение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в отделениях хирургического профиля, в палатах и отделениях интенсивной терапии и реанимации.
Кровати и матрацы, на которых находились больные с гнойными заболеваниями, в ряде больниц не дезинфицируются. Меры по пресечению скученности больных в палатах не принимаются. Стирка белья больных с гнойно-воспалительными заболеваниями нередко проводится вместе с остальным бельем.
Работа по профилактике гнойных инфекций среди рабочих промышленных предприятий, строительства, транспорта и сельского хозяйства, проводимая медико-санитарными частями, поликлиниками, здравпунктами, санитарно-эпидемиологическими станциями, кожно-венерологическими диспансерами и кабинетами, во многих случаях малоэффективна и не дает ощутимых результатов.
Органы здравоохранения и главные хирурги АССР, краев и областей и гг. Москвы и Ленинграда не уделяют должного внимания повышению квалификации медицинского персонала по гнойной хирургии.
В Мордовской, Тувинской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской АССР, Приморском крае, Архангельской, Владимирской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Орловской, Пензенской, Ростовской областях подготовка кадров по гнойной хирургии вообще не проводится.
Плохо проводят и организуют эту работу многие хирургические и другие кафедры медицинских институтов.
Сотрудники кафедр медицинских институтов и научно-исследовательских учреждений, а также большинство главных хирургов АССР, краев, областей мало уделяют внимания важной проблеме "Гнойная хирургия".
В целях дальнейшего совершенствования организации и повышения качества медицинской помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями и профилактики гнойных послеоперационных осложнений в лечебных учреждениях и во исполнение приказа Министерства здравоохранения СССР N 720 от 31.07.78 "Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Министрам здравоохранения АССР, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения, начальникам главных управлений здравоохранения Ленгорисполкома, Мосгорисполкома, Мособлисполкома:
1.1. В течение 1979 г. проверить состояние и организацию специализированной медицинской помощи больным гнойными хирургическими заболеваниями и на основе полученных материалов разработать планы мероприятий, направленных на повышение качества этого вида помощи, а также меры по профилактике гнойно-воспалительных заболеваний и послеоперационных осложнений по каждому лечебному учреждению в отдельности (больницы, поликлиники, медсанчасти, кожно-венерологические диспансеры), имея в виду:
- дальнейшее увеличение числа коек и сети самостоятельных отделений и кабинетов в поликлиниках для лечения больных с гнойной хирургической инфекцией, с учетом заболеваемости, с созданием условий для предупреждения распространения гнойной инфекции;
- организацию крупных отделений гнойной хирургии (60 и более коек) в многопрофильных больницах для лечения больных с хирургическими гнойными заболеваниями и осложнениями.
В городах, где по численности населения не представляется возможным в настоящее время создать специализированные гнойные хирургические отделения, выделять в общих хирургических отделениях специальные палаты с обеспечением всех мер по предупреждению распространения инфекции:
- разделение операционных и перевязочных в отделениях хирургического профиля для "чистых" и гнойных операций и перевязок и оснащение операционных кондиционерами;
- обеспечение надежной изоляции гнойных отделений в стационарах и кабинетов для лечения больных с гнойными хирургическими заболеваниями в поликлиниках от остальных подразделений больницы и поликлиники;
- категорическое запрещение проведения операции у больных с гнойной хирургической инфекцией в общехирургических операционных;
- внедрение в практику единых, наиболее качественных методик обработки операционного поля, рук, хирургических перчаток, стерилизации хирургических инструментов, шовного и перевязочного материала, хирургического белья;
- внедрение метода экспресс-диагностики чувствительности микробной флоры к антибиотикам;
- организацию и проведение комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в отделениях, кабинетах, больницах, клиниках и институтах хирургического профиля, руководствуясь инструкциями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения СССР N 720 от 31.07.78 (приложения 1, 2, 3, 4);
- организацию в крупных лечебно-профилактических учреждениях централизованных стерилизационных с учетом возможностей обеспечения их необходимым оборудованием и оснащением;
- проведение комплекса профилактических мероприятий по сокращению заболеваемости гнойно-воспалительными процессами кожи и подкожной клетчатки среди рабочих промпредприятий, строительства, транспорта, сельского хозяйства;
- организацию и проведение квалифицированного контроля со стороны органов санитарного надзора за санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим режимом в лечебно-профилактических учреждениях;
- повышение квалификации врачей хирургических отделений стационаров и хирургических кабинетов поликлиник по вопросам современных методов лечения гнойно-воспалительных заболеваний, по организации и проведению комплекса санитарно-гигиенических мероприятий в хирургических отделениях стационаров и хирургических кабинетах поликлиник;
- повышение квалификации среднего и младшего медицинского персонала хирургических отделений стационаров и хирургических кабинетов поликлиник и здравпунктов по вопросам организации и проведения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий.
Включать эти мероприятия в комплексные планы совместной работы с медицинскими и научно-исследовательскими институтами.
1.2. До июня 1979 года создать в каждом лечебно-профилактическом учреждении, имеющем в своем составе отделения хирургического профиля, постоянно действующую комиссию под председательством заместителя главного врача по медицинской части или опытного врача-клинициста для разработки и проведения комплекса санитарно-гигиенических мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций.
Установить, что комиссия не реже 1 раза в квартал проводит анализ санитарно-гигиенической обстановки в лечебно-профилактическом учреждении и на основании этого анализа и данных бактериологического контроля представляет главному врачу соответствующие предложения.
1.3. С целью снижения вероятности инфицирования вирулентными и устойчивыми к антибиотикам микроорганизмами и предупреждения послеоперационных осложнений принять меры по организации в
поликлинических условиях максимально возможного обследования больных, госпитализируемых для планового оперативного лечения, в целях сокращения сроков пребывания больных в стационаре до операции.
1.4. Обязать руководителей лечебно-профилактических учреждений:
- проводить эпидемиологическое расследование каждого случая возникновения постинъекционного гнойного осложнения у больных и принимать меры по предупреждению подобных осложнений.
Для предупреждения развития в поздние сроки нагноений, послеоперационных инфильтратов выписку больных с подобными осложнениями производить только после их излечения.
II. Главным хирургам министерств здравоохранения АССР, краевых, областных отделов здравоохранения, главных управлений здравоохранения Ленгорисполкома, Мосгорисполкома, Мособлисполкома:
II.1. Обеспечить проведение организационных мероприятий и усилить контроль по профилактике внутрибольничных инфекций в отделениях хирургического профиля и за качеством лечения больных с гнойными хирургическими заболеваниями в лечебно-профилактических учреждениях.
II.2. Ввести в хирургических отделениях больниц регистрацию каждого случая осложнений нагноением, а также постинъекционных осложнений. Ввести учет постинъекционных осложнений в хирургических кабинетах поликлиник, анализировать материалы этого учета и принимать оперативные меры, направленные на предупреждение осложнений нагноением и постинъекционных осложнений.
II.3. Обязать заведующих хирургическими отделениями представлять в ежегодных отчетах развернутые сведения о частоте и характере гнойных осложнений после плановых операций и инъекций.
II.4. Организовать в крупных больницах палаты интенсивной терапии для лечения больных перитонитом и гнойными септическими заболеваниями.
II.5. Обеспечить внедрение в практику работы хирургов достижений современной медицинской науки по вопросам профилактики и лечения гнойных хирургических инфекций.
III. Возложить на Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского функции республиканского научно-методического центра по гнойной хирургии и головного научного учреждения по республиканской научной проблеме "Гнойная хирургия".
IV. Поручить директору научно-исследовательского института им. Н.В.Склифосовского т. Комарову Б.Д. разработать и представить на утверждение Министерства здравоохранения РСФСР не позднее 1.09.79 методические рекомендации по:
- профилактике и лечению панарициев;
- профилактике и лечению гнойно-септических инфекций;
- дифференцированному лечению больных с гнойно-воспалительными заболеваниями.
V. Ректорам медицинских институтов, директорам научно-исследовательских институтов включать в планы совместной работы с органами и учреждениями здравоохранения вопросы организации и повышения качества медицинской помощи больным с гнойными хирургическими инфекциями.
VI. Начальнику Главного управления научно-исследовательских институтов и координации научных исследований т. Величковскому Б.Т.:
- расширить научные исследования по проблеме "Гнойная хирургия" по вопросам:
- иммунитета и повышения резистентности организма при гнойных хирургических инфекциях;
- роли эндогенной инфекции в возникновении и течении гнойных заболеваний;
- профилактики и лечения гнойно-воспалительных заболеваний кожи и подкожной клетчатки у работников промышленных предприятий, строительства, транспорта и сельского хозяйства.
VII. Начальнику Главного санитарно-эпидемиологического управления т. Титкову Н.С. установить строгий контроль за своевременным и безусловным выполнением санитарно-эпидемиологическими и дезинфекционными станциями инструкций, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР N 720 от 31 июля 1978 г. (приложения NN 1, 2, 3, 4).
VIII. Начальнику Главного аптечного управления т. Апазову А.Д. принять меры по улучшению снабжения лечебно-профилактических учреждений республики протеолетическими ферментами.
IX. Начальнику Управления научно-исследовательских институтов эпидемиологии, микробиологии и производства вакцин и сывороток т.Быченко В.Д. принять меры по улучшению снабжения лечебно-профилактических учреждений антистафилококковым гаммаглобулином, стафилококковым анатоксином и другими иммунными и сывороточными препаратами против гнойных хирургических инфекций.
X. Директорам Ленинградского Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского института гематологии и переливания крови т. Шабалину В.Н., Кировского научно-исследовательского института переливания крови т. Журавлеву В.А.:
- изыскать возможности увеличения снабжения лечебно-профилактических учреждений республики гипериммунными препаратами крови для лечения гнойной инфекции (анастафилококковой, антисинегнойной сыворотками и другими полиглобулинами).
XI. Начальнику Управления распределения материальных фондов и оборудования т. Хромову Б.М. принять меры к обеспечению в 1979-1980 гг. операционных хирургических отделений контейнерами для перевозки белья больных гнойными заболеваниями.
XII. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра т. Трубилина Н.Т.
Министр
здравоохранения РСФСР
В.В.ТРОФИМОВ