Слияние «Яндекс.Такси» и Uber — сделка года по версии Forbes. «Яндекс.Такси» объединит бизнес с Uber Убер и яндекс объединились что будет

  • 04.11.2020

Сегодня стало известно о том, что сервисы заказа поездок «Яндекс.Такси» и Uber в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Оба приложения продолжат работу, при этом водителей переведут на единую платформу, и они смогут получать заказы из обоих сервисов.

«Я думаю, нам удалось найти формулу, как выращивать „единорогов“ в большой компании, - сказал сооснователь и гендиректор „Яндекса“ Аркадий Волож. - Два года назад мы выделили „Яндекс.Такси“ в отдельную компанию и дали максимум свободы. Эксперимент с „Яндекс.Такси“ превзошел многие наши ожидания, и, уверен, что это точно не последний пример».

Согласно апрельскому отчету банка UBS, Uber является крупнейшим приложением для заказа поездок в мире, его доля превышает 45 %, «Яндекс.Такси» занимает десятое место с 1,8 %. При этом в России доля пользователей выше у сервиса «Яндекса»: 30 % против 18 % у Uber. В 2016 году оба приложения удвоили свою долю рынка. Общая емкость рынка коммерческого извоза составила 526 миллиардов рублей, в онлайн-заказах она составляет 20 %, но через пять лет может возрасти до 80 %. При этом участники рынка активно объединяются. Этой весной о слиянии объявили крупные агрегаторы RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi). The Village разобрался, что будет с ценами на поездки и рынком вообще после объединения «Яндекс.Такси» и Uber.

Что произойдет с сервисами

Владимир Исаев

руководитель пресс-службы «Яндекс.Такси»

«Сделка одобрена советами директоров Uber и „Яндекса“. Она подлежит согласованию с регулирующими органами, а ее закрытие ожидается в четвертом квартале 2017 года. Оба приложения будут доступны для пользователей.

Оба приложения продолжат работу под своими брендами в странах, входящих в соглашение. Водители и таксопарки перейдут на единую платформу для работы с заказами. Это позволит увеличить количество машин, доступных для исполнения заказов, сократить время их подачи, повысить надежность и качество сервиса в целом».

Как изменятся цены на перевозки

Владимир Исаев

«Никаких радикальных изменений тарифов, связанных с объединением, мы не ожидаем - ни сейчас, ни в будущем. Стоимость поездки зависит не только от тарифа перевозчика. „Яндекс.Такси“ и Uber - это системы баланса между спросом (количеством заказов) и предложением (количеством водителей, готовых их принять) в каждой конкретной точке каждого города в каждый отдельно взятый момент времени. Баланс достигается полностью автоматически.

Например, во время дождя спрос на такси растет очень быстро, а количество доступных водителей - медленнее. В такие моменты алгоритм может временно вводить коэффициент, повышающий цену, чтобы быстро выровнять баланс между спросом и предложением. Коэффициент, в свою очередь, привлекает новых водителей повышенным заработком, стимулируя их как можно скорее выйти на линию, чтобы начать принимать заказы. Чем больше водителей выходит, тем быстрее исчезает повышающий коэффициент.

Резюмируя: стоимость формируется автоматически в режиме реального времени, она зависит не только от тарифа, но и от текущего баланса между спросом и предложением в конкретный момент времени и для конкретной точки на карте».

Что будет с рынком

Александр Костиков

директор по корпоративным отношениям Fasten Russia

«Скорее всего, рынок станет более понятным и прозрачным, как мы уже говорили, когда наши компании объединялись два с небольшим месяца назад. Неизбежен процесс консолидации: через пару лет на рынке останутся два-три крупных и сильных игрока. И вот то, что мы сегодня увидели, вписывается в логику развития рынка. Наверное, это основное, что сейчас понятно.

Дальше станет проще устанавливать общие правила игры. Если будет не 20 разрозненных компаний, а две-три крупных, они всегда могут сесть за стол переговоров и взаимодействовать с органами государственной власти, чтобы формировать новую регуляторную реальность.

Сейчас сложно сказать, изменятся ли цены, ведь цена зависит не только от количества работающих на рынке агрегаторов. Но, по крайней мере, если между крупными агрегаторами прекратится ценовая война, это уже будет большим достижением.

Наш процесс объединения сейчас идет полным ходом. В ряде городов уже проведена интеграция. Каких-либо резких движений мы не делали, думаю, что коллеги тоже их делать не будут. Существуют все приложения и каналы, с помощью которых можно сделать заказ, - для пользователей все работает. И этот процесс происходит мягко и незаметно. В тех городах, где интеграция уже произведена, водители получают заказы, которые приходят через все каналы обеих компаний. Идет постепенная унификация условий сотрудничества».

Станислав Швагерус

руководитель общественного движения Taxi 2018

«То, что красиво называется слиянием „Яндекс.Такси“ и Uber, - по сути закамуфлированная покупка „за рубль“ партнерской сети глобального банкрота. Финансовая пирамида Uber рушится - во Франции, Италии, Испании поступают гораздо жестче, а у нас пошли по такому пути.

Это однозначно приведет к монополизации рынка. Встает вопрос, как в дальнейшем компания „Яндекс“ будет вести это направление бизнеса. Если, как и прежде, являясь участником рынка, то монополия ни к чему хорошему не приведет - ни для водителей, ни для потребителей. Вполне логично (и я думаю, государство сделает определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы), если „Яндекс“ из участника рынка превратится в инфраструктурную систему организации легкового такси в России.

Чтобы регулировать эту сферу, государству нужно иметь необходимый технологический инструмент. Регулировать деятельность, которая происходит в интернете, аналоговыми методами путем проверок документов таксистов, невозможно. Поэтому вполне возможно, что своего рода уполномоченной компанией по совершенствованию регуляторной сферы станет „Яндекс“.

Пока „Яндекс.Такси“ играет роль участника рынка, ситуация для пассажиров и водителей будет меняться к худшему. Это дальнейшее понижение тарифов для водителей, и ухудшение качества обслуживания для пассажиров. Нужны новые правила игры, которые, по-видимому, в ближайшие несколько лет мы и увидим».

Угулбек

водитель такси

«Только сейчас услышал по „Русскому радио“ новость об объединении. Пока в таксопарке ничего не сказали, с другими водителями тоже не обсуждал.

Время покажет, к чему это приведет. Падение цен должно выровняться. А то у „Яндекса“ вообще низкие цены пошли. Раньше Uber и „Яндекс“ боролись, а если сейчас объединятся и будут вместе работать, и нам лучше будет».

Глобальные сервисы Uber и «Яндекс.Такси» в России создали объединенную компанию, которая будет работать также на рынках Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии и Беларуси. Название нового объединения - NewCo, компания будет зарегистрирована в Нидерландах.

Пакет в 59,3% в NewCo достались «Яндексу», 36,6% - Uber, еще 4,1% - сотрудникам. По условиям соглашения, стороны договорились инвестировать в компанию $100 млн и $225 млн соответственно. Мировые СМИ назвали соглашение уходом Uber из России и с других рынков СНГ (кроме Украины). Стоимость акций «Яндекса» на Московской бирже вчера побила исторический максимум. Состояние бизнесмена Аркадия Воложа, одного из совладельцев «Яндекса», за один день выросло на $200 млн.

Почему произошла сделка? Соглашение можно назвать финальным аккордом в той ожесточенной конкуренции, с которой Uber сталкивается в ходе своей активной внешней экспансии, в частности в России, пишут мировые СМИ. Служба «Яндекс.Такси» начала работать в РФ в 2011 году, Uber - двумя годами позже. Последняя развивалась достаточно агрессивно, ее доля в 2016 году на российском рынке составила около 18%, что вдвое выше, чем годом ранее.

Но «Яндекс» все равно впереди: у него 30%, и тоже рост в два раза за год. Объем рынка такси в РФ в 2016-м оценивался в примерно $9 млрд, в последнее время он быстро рос благодаря этим двум компаниям. На рынке уже не так много игроков - в апреле об объединении объявили большие службы-агрегаторы такси Fasten и RuTaxi.

Кроме этого тандема, а также Uber и «Яндекса», заметной компанией является сервис Gett, есть еще службы поменьше - «Максим», «Вези» и другие. С приходом Uber конкурентам не удалось избежать ценовой войны, и снижение стоимости поездок привело к охлаждению интереса к этому бизнесу со стороны водителей. Эксперты уверены, что назрела консолидация. «Компания «Яндекс.Такси» поставила целью крупное размещение акций, поэтому нужно было любой ценой собрать максимальную аудиторию. Понятно, что в этой ценовой войне рано или поздно у кого-то должны были закончиться деньги», - считает Даниил Ваховский, директор по маркетингу украинского сервиса Uklon.

Кто больше зарабатывал? Uber не раскрывает своих данных по выручке и прибыли по отдельным странам, в 2016 году глобальная компания получила $2,8 млрд убытков. «Яндекс.Такси» в РФ тоже была убыточной - $35 млн убытка в 2016 году. Выйти на прибыль сервис планировал только к 2021 году. В апреле российский «Коммерсантъ» писал о том, что «Яндекс.Такси» выдал JP Morgan мандат на поиск инвестора с намерением привлечь на развитие около $150-200 млн, возможно, в обмен на пакет акций в 13-17%.

Один из источников издания предположил, что средства нужны компании для поглощений накануне ожидаемой консолидации рынка. «Этим соглашением «Яндекс» устраняет агрессивного конкурента, что в итоге приведет к улучшению монетизации и доходности», - сказал Reuters аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Другие добавляют, что экономика проекта Uber не позволяла дальше субсидировать поездки с учетом не слишком значительной доли рынка. Тогда как органический рост компании уже на грани исчерпания, и наращивать дальше было бы сложнее.

Почему Uber вкладывает больше денег, но получает меньше акций? Взносы были рассчитаны на основании оценки стоимости компаний, сделанной во время подготовки соглашения, говорит главный специалист по аналитике и стратегии Mail.Ru Group Александр Горный. Uber досталось мало, и компания добавила больше денег, чтобы ее доля стала больше. Но все равно недостаточно много денег, чтобы она стала 50%. Яндекс действительно был существенно больше по всем показателям», - говорит Горный.

«Бизнес «Яндекс.Такси»в регионе больше, чем бизнес Uber, поэтому логично, что доля «Яндекса» в новой компании больше. Мы считаем соглашение очень выгодным для нас», - прокомментировали в Uber.

У Uber проблемы с прибылью и на других рынках. Почему уходит именно из РФ? Хотя такой шаг - действительно редкий для компании, которая все же чаще расширяет свою географию, чем сужает, такое с Uber произошло не только в России. В прошлом году китайская компания Uber China объединилась с местным конкурентом Didi Chuxing. Именно последняя компания стала платформой для объединения. До этого Uber потратил миллиарды долларов на субсидии для местных водителей и все-таки не выдержал жесткой ценовой войны.

После объединения он получил долю в совместном предприятии в размере 17,5%, что соответствует около $8 млрд. При этом компания действительно продолжает терпеть убытки в Индии и Юго-Восточной Азии, пишет Bloomberg. Аналитики агентства прогнозируют, что соглашение в РФ станет предшественником дальнейших процессов консолидации в этой части мира, в том числе на больших развивающихся рынках.

Так что в итоге получат обе компании? Прежде всего взаимный доступ на рынки и к капиталам. Сегодня Uber доступен в 16 городах России, «Яндекс.Такси» - в 126 городах и шести странах. Соответственно, в результате сделки Uber получит доступ ко всем другим городам России, Армении, Грузии. Тогда как «Яндекс.Такси» автоматически выходит на рынок Азербайджана, где работает Uber. По данным российского РБК, до соглашения суточное количество поездок на такси у «Яндекса» составляла 500 000, у Uber - 160 000 (у объединенного сервиса Fasten, по данным самой компании, - 1,5 млн поездок в сутки).

Теперь же бывшие конкуренты из нового тандема рассчитывают обслуживать совместно 35 млн поездок, общая стоимость которых составит около $135 млн. То есть по объему выручки общая доля NewCo на рынке составит около 16%. Сами участники тандема оценивают стоимость новой компании в $3,73 млрд. Она будет работать на одной технологической платформе, однако для пользователей будут по-прежнему доступны оба приложения.

Вырастут ли теперь цены на такси? Мнения аналитиков расходятся. Одни считают, что да, поскольку именно прекращение ценового демпинга является одной из целей объединения. Другие уверены: пока цены сохранятся, поскольку конкуренция все еще есть, и, возможно, рынок будет продолжать укрупняться. Основатель сервиса Gett Дэйв Вайсер уже спрогнозировал, что цены вырастут, а маржинальность этого бизнеса в России стабилизируется. Сами представители новой компании уверяют, что пока планов по пересмотру тарифов нет. В любом случае, соглашение еще пристально изучат антимонопольные органы, которые в течение 30 дней должны дать свое заключение.

А что с Uber в Украине, почему компания не вошла в соглашение? Скорее всего, из-за политических рисков, которые несет в Украине бренд «Яндекс». «В Украине компании «Яндекс» и «Яндекс.Такси» находятся под санкциями согласно приказу президента и решению СНБО», - напоминает Даниил Ваховский. При этом он предполагает, что сделка могла включить в себя и украинский бизнес, но не афишируя это.

«Это вполне возможно, ведь соглашение еще не закрыто, его детали не обнародованы, а значит, мы всего можем не знать», - говорит он. Возможна ли подобная консолидация рынка такси в Украине в ближайшее будущее? Вряд ли, считает эксперт.

«Во-первых, потому что все игроки в Украине достаточно независимыми, во-вторых, потому что рынок у нас находится в значительно менее адекватном состоянии с точки зрения регулирования, чем в России. Там все-таки он более цивилизованный и упорядоченный», - считает Ваховский. В пресс-службе Uber ранее сообщали, что Украина не является частью соглашения с «Яндексом». Но добавили, что из-за нее Uber отказывается от объявленных ранее планов открыть в Киеве центральный офис по работе на территории СНГ.

Если вы дочитали этот материал до конца , мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.

Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.

Нам очень важна ваша поддержка!

Почему мы вводим платную подписку?

Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.

Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.

Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.

Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:

  • Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
  • Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
  • Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
  • Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
  • Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
  • Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.

Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.

Ежемесячная поддержка у 196 грн Помочь проекту однократно

Выяснила, как будет все это работать и кто выиграет от слияния двух гигантов рынка.

На каких условиях объединяются

Стороны уже раскрыли финансовую часть вопроса. Uber вложит в новую компанию 225 миллионов долларов и получит 36,6 процента акций, «Яндекс» - 100 миллионов долларов за 59,3 процента акций. оценили в 3,7 миллиарда долларов, она будет действовать в шести странах и 127 городах, осуществляя 35 миллионов поездок на сумму в 7,9 миллиарда рублей. «Яндекс» также займется развитием бизнеса по доставке еды UberEATS на основе пеших маршрутов «Яндекс.Карт».

Каким был рынок до объединения

По словам источников «Ленты.ру», в 2016 году водители «Яндекс.Такси» совершали более 16 миллионов поездок в месяц, более 500 тысяч поездок в день. У второй на рынке компании Uber ежемесячно насчитывалось 4,8 миллиона поездок, или 160 тысяч в день, а у замыкающего тройку лидеров Gett - 4,3 миллиона поездок в месяц, или 143 тысячи в день.

Фото: Евгений Павленко / «Коммерсантъ»

В том же году эксперты аналитического центра при оценивали общий объем рынка легальных такси в 441 миллиард рублей, а нелегальных - в 116 миллиардов рублей. По их данным, в России постоянно работают 338 тысяч таксистов, а число выданных лицензий превышает 457 тысяч.

В Москве действует более 47 тысяч лицензий, в Подмосковье - более 105 тысяч. Это связано с тем, что сегодня лицензии в столице выдаются лишь автомобилям желтого цвета, а в Подмосковье официальный цвет такси - белый, то есть машину не надо перекрашивать или обклеивать пленкой.

Большинство автомобилей принадлежат таксопаркам, а «Яндекс.Такси», Uber и Gett выступают агрегаторами заказов, то есть более продвинутым аналогом диспетчерских. За использование своей системы они взимают с таксопарков ежемесячную комиссию и берут 15-20 процентов с каждой поездки. Сами таксопарки зарабатывают на сдаче машин в аренду, ежедневно получая с таксистов до 2 тысяч рублей.

Средняя выручка таксиста в Москве - 7,3 тысячи рублей в день, в Петербурге - 6 тысяч рублей, в городах-миллионниках - 3,5 тысячи рублей. Большинство водителей зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и официально не числятся в штате таксопарков, у которых арендуют машины.

Какие изменения ждут водителей

Uber и «Яндекс.Такси» объединят базы водителей, к тому же они будут пользоваться картами и алгоритмами распределения заказов «Яндекса». В теории таксистам станет легче ориентироваться в городе, поскольку навигатор «Яндекса» объективно лучше сервиса , использовавшегося в приложении Uber. Объединенная база (опять же в теории) увеличит количество свободных машин, что сократит время подачи и снизит стоимость поездок.

Однако сами таксисты этому не очень рады. Водитель «Яндекс.Такси» Саид рассказал «Ленте.ру», что обилие свободных машин усилит конкуренцию, но снизит загруженность водителей. А значит, число поездок уменьшится. «Это все, конечно, очень круто, но я за арендованный Ford Focus плачу 1850 рублей в сутки. А еще бензин - машина "жрет" 10 литров на 100 километров, это 370-400 рублей. Плюс комиссия рублей в 800 - формально ее платит таксопарк, а по факту я. Средний заказ у меня сейчас - 300 рублей, таких заказов делаю штук 15. Вот и считайте, сколько я заработаю», - сетует он.

Фото: Антон Белицкий / «Коммерсантъ»

С ним согласен и водитель Uber Алексей. «Без лицензии сейчас не поработаешь, плюс скоро нас совсем нагнут с цветом, в Москве все машины должны быть желтыми, а обклеить пленкой даже по знакомству стоит тысяч 30-40. Да, теперь будем драться за каждый заказ, пассажирам наверняка понравится. Но денег точно сможем меньше поднимать, и нас будут выжимать мигранты. Они готовы на спидах [амфетаминах] по 20 часов пахать, а мы нет. Хотя куда денешься, придется», - говорит он.

Алексей также отметил, что водители наверняка станут чаще подрабатывать частным извозом. «Заступаешь в ночь и стоишь на точках, где народу много. Часто удается договориться за налик. А с утра уже заступаешь на заказы от Uber. Правда, для этого тачка своя должна быть, в таксопарке быстро просекут, что ты сутками ишачишь, и не позволят в рейс постоянно выходить», - подытоживает таксист.

Понравятся ли изменения пассажирам

В теории объединение баз водителей и единая навигация от «Яндекса» увеличат скорость подачи автомобилей и позволят таксистам лучше ориентироваться в городах. «Это очень важно, потому что 80 процентов водителей - выходцы из СНГ», - объясняет источник «Ленты.ру» в одном из такси-сервисов.

С другой стороны, закончится ценовая война между «Яндекс.Такси» и Uber, которая раздражала таксистов, но очень нравилась пользователям. Обе компании постоянно демпинговали и вводили новые опции: в феврале они установили фиксированные цены, а в апреле «Яндекс.Такси» поддержал объявленное Uber снижение цен на 10-50 процентов.

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

При этом для сохранения доходов обе компании ввели так называемые зоны повышенного спроса, где в зависимости от времени дня и загруженности водителей стоимость поездки увеличивалась. Правда, это привело к тому, что в часы пик тарифы взлетали на 200 процентов, а в случае непогоды 15-минутный маршрут обходился в условные 800 рублей.

Тем не менее объединение «Яндекс.Такси» и Uber вряд ли уменьшит стоимость поездок. Наоборот, объединенная компания фактически станет монополистом на рынке, а значит, сможет не только диктовать ценовую политику, но и не брать в расчет мнение таксистов, у которых из-за возросшего числа свободных водителей не останется иного выбора, кроме как принять новые правила игры.

А значит, пассажиров и дальше будут возить в том числе и не знающие город, но работающие по 20 часов и получающие за это копейки таксисты. Только цена за их услуги, скорее всего, возрастет, ведь теперь союзу «Яндекс.Такси» и Uber можно не бояться, что их заказы подхватят водители конкурирующего сервиса.

» и Uber решили объединить бизнесы по онлайн-заказу поездок и создать для этого новую компанию, сообщили компании. Объединенная компания будет работать в России, а также в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Бизнес Uber на Украине не является частью сделки, подчеркнула представитель Uber.

В России как в Китае?

Летом прошлого года Uber продал китайский бизнес местному конкуренту Didi Chuxing Technology. В Китае компания несла примерно $1 млрд убытков в год и решила отказаться от борьбы за рынок.

Сразу после объявления о сделке в 13.00 мск котировки «Яндекса» на Московской бирже взлетели почти на 7%, а затем продолжили рост и к 13.40 мск выросли более чем на 17% до исторического максимума в 1915 руб.

Uber и Яндекс приняли решение проинвестировать в новую компанию $225 млн и $100 млн соответственно, оценивая объединенную компанию в $3,725 млрд. На 59,3% компания будет принадлежать «Яндексу», на 36,6% - Uber, а на 4,1% - сотрудникам объединенной компании. «Наши команды будут объединены. Я становлюсь генеральным директором объединенной компании», - заявил гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. По словам Худавердяна, компании хотят вместе строить «персональный общественный транспорт» - альтернативу личному автомобилю, автобусам и метро.

Кто выиграл, кто проиграл?

Financial Times пишет , что таким образом Uber уступает «Яндексу» российский рынок такси после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы. Газета указывает, что это первый стратегический шаг Uber после скандального ухода основателя сервиса Тревиса Каланика.

Формируется игрок с доминирующим положением на рынке, близким к монопольному, считает партнер венчурного фонда Target Global Александр Фролов. По его словам, фонд инвестировал в американский сервис такси Juno. Объединенный игрок осложнит развитие других сервисов, таких как Gett, City Mobil, «Везет», полагает Фролов. Аналогичный пример он наблюдал в Китае, когда местный перевозчик Didi Chuxing также объединился с Uber. Раньше сервисы активно конкурировали, что вылилось в выгодные пользователям тарифы. Но сейчас период демпинга заканчивается, уверен Фролов.

Партнер UFG Private Equity (инвестировал в объединенную компанию RuTaxi и «Сатурна») Артур Акопьян считает, что сделка Uber и «Яндекс.Такси» стала следствием дотации со стороны сервисов: в условиях высокой конкуренции компании снижали цены и фактически возмещали стоимость поездок как водителям, так и пассажирам. По его оценкам, на дотации компании тратили десятки миллионов долларов ежемесячно. Такой уровень конкуренции рынок просто не может долго поддерживать, говорит Акопьян. Он напоминает, что объединение RuTaxi и «Сатурна» стало одним из первых признаков скорой консолидации рынка. Он считает, что в конце концов из многообразия компаний должны остаться два-три игрока, а цены на такси вырастут.

«Это объединение повысит количество заказов и объем поездок для таксопарков, которые до этого работали только с одним из агрегаторов, а также упростит доступ таксопарков к большему числу пассажиров. Объединение платформы для водителей Uber и "Яндекс.Такси" позволит более эффективно распределять заказы между водителями и сократит время холостого пробега, что положительно отразится на заработках. С другой стороны, не думаю, что тарифная политика сервисов изменится – у новой структуры остается большое число конкурентов, таких как Fasten, RuTaxi, "Максим" и Gett, занимающих значительные доли рынка. Любые решения объединенной компании, ведущие к повышению тарифов для таксопарков, приведут только к перетеканию партнеров и водителей к компаниям-конкурентам, что окажет негативное влияние на качество сервиса. Вряд ли "Яндекс" и Uber этого не понимают», - сказала «Ведомостям» председатель общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

Приложения останутся

После закрытия сделки оба приложения для заказа поездок – и «Яндекс.Такси», и Uber – по-прежнему будут доступны пользователям. Но таксопарки и водители перейдут на единую технологическую платформу, что позволит увеличить количество доступных для выполнения заказов машин, сократить время их подачи, снизить холостой пробег, повысить надежность и доступность сервиса в целом, подчеркивается в сообщении.

«Объединенная компания будет использовать технологии и знания «Яндекса» в области картографического и навигационного сервисов и поисковых систем и опыт Uber как мирового лидера среди онлайн-сервисов для заказа поездок», - отметили стороны.

Советы директоров обеих компаний уже одобрили сделку, теперь ее должны согласовать регуляторы. Стороны рассчитывают завершить объединение в IV квартале 2017 г. «Ходатайство об объединении бизнесов "Яндекса" и Uber по онлайн-заказу поездок в России и иных странах в ФАС России не поступало. Доли компаний на указанном рынке будут определены в ходе всестороннего рассмотрения ходатайства при его поступлении», - сказала начальник управления связи и информационных технологий ФАС Елена Заева.

«По прогнозам компании "Яндекс", доля их совместного с Uber бизнеса составит менее 50% на рынке. Соответственно, если доля объединенной компании составит менее 50%, а также если она не будет оказывать решающее влияние на функционирование рынка такси, не будет препятствовать конкуренции на рынке, сделка по слиянию двух компаний будет соответствовать требованиям антимонопольного законодательства», - считает старший юрист BGP Litigation Анастасия Евтушенко.

По статистике за минувший июнь, объединенная платформа охватит 127 городов в шести странах, на оба сервиса приходится 35 млн поездок в месяц, их суммарная стоимость составила 7,9 млрд руб.

Не так давно самые популярные на российском рынке сервисы заказа такси через специальные приложения Uber и Яндекс.Такси сообщили общественности о своем объединении. Несмотря на это, обе службы продолжают работать, используя разное программное обеспечение. Поэтому неудивительно, что люди, часто пользующиеся услугами таксомоторных служб, продолжают спорить о том, что является лучше: Убер или Яндекс.Такси.

Для того чтобы понять, какая компания предлагает своим клиентам лучший сервис и лучшие цены, нужно поближе ознакомиться со спецификой работы Убер и Яндекс.Такси, а также сравнить эти компании с другими сервисами, например, Gett.

Uber или Яндекс.Такси: какой сервис лучше

Компания Uber занимает позицию лидера не только на рынке такси РФ, но и во многих странах мира, включая США. В целом этот сервис работает по очень простому алгоритму. Для заказа такси клиенту достаточно зайти в специальное приложение, после чего нажать несколько кнопок.

Кроме того, нельзя не отметить, что действующая политика компании Убер, ориентированная на пассажиров, предполагает предъявление высоких требований к водителям и транспортным средствам. Благодаря такому подходу, эта таксомоторная служба обеспечивает высокий уровень обслуживания, безопасности и комфорта пассажирских перевозок.

Что же касаемо Яндекс.Такси, то это одна из крупнейших отечественных компаний такси, работающих во многих российских городах. В целом она работает по аналогии с Uber. Поэтому для того, чтобы вызвать такси от Yandex, нужно использовать специальное бесплатное фирменное приложение, которое также позволяет производить оплату услуг такси в режиме онлайн, используя банковскую карту или кошелек в системе Яндекс.Деньги.

Несмотря на схожесть этих сервисов, все же они несколько отличаются друг от друга. При этом они предлагают почти идентичный список услуг и перечень доступных для заказа классов транспортных средств. Поэтому понять сложно, какой из этих сервисов лучше, так как разница в качестве обслуживания и стоимости поездки будет зависеть от множества факторов.

Анализ стоимости услуг на примере Москвы

Вполне понятно желание большинства людей, регулярно пользующихся услугами сервисов заказа такси онлайн, узнать, что дешевле: Убер или Яндекс.Такси. При сравнении стоимости поездки по одинаковым маршрутам в Убер и Яндексе по Москве оказывается, что, несмотря на более дешевую тарифную сетку в Yandex, стоимость услуг такси в Uber выходит дешевле. Поэтому можно говорить однозначно, что пользоваться услугами Убер более выгодно, хоть, на первый взгляд, может показаться, что Яндекс – самое дешевое такси.

Кроме того, по результатам исследования было определено, что поездка в машине премиум-класса, заказанной в Убер, обходится почти в такую же сумму, как и заказ транспортного средства класса эконом в Yandex.

Факт наличия отличий в стоимости перевозок является еще более странным и удивительным, если учесть то, что Yandex и Uber уже являются представителями единой коммерческой структуры. Правда, нужно отметить, что, несмотря на объединение этих сервисов, они продолжают работать, используя собственные приложения.

Важно! Хорошей новостью является недавнее заявление представителя Яндекса о том, что в течение ближайшего года ожидается окончание разработки и последующий запуск единого приложения для этих служб такси на основе «Яндекс.Таксометра». Таким образом, произойдет расширение базы клиентов для водителей, что приведет к формированию единых тарифов на услуги такси и их удешевлению.

Где выше качество сервиса

На сайте Uber не найти информацию о каких-то более-менее конкретных цифрах, что, возможно, является более правильным и честным подходом. Создатели этой компании основной упор делают на то, что их водители могут работать согласно собственному графику, будучи полностью независимыми от начальства. Процесс оформления в этой службе крайне прост и быстр. При этом эта компания даже может предоставить таксисту мобильный телефон с уже установленным фирменным приложением. После окончания регистрации водитель может принимать свой первый заказ для получения первых живых денег. Важно отметить, что алгоритм работы Убер не предполагает возможность обслуживания клиентов за наличные средства, поэтому водителю придется подождать выплат системой, прежде чем ощутить в руках кровно заработанную в такси наличку.

Проведя такое поверхностное сравнение, можно сделать вывод о том, что каждая компания имеет как достоинства, так и недостатки. Правда, водитель, работающий на собственном автомобиле, в любом случае, может рассчитывать на неплохой заработок в такси, независимо от того, чье приложение он будет использовать для работы. Если же речь идет о таксистах, использующих арендованные машины, то у них финансовая ситуация будет куда более сложной. В любом случае нужно помнить о том, что интернет-аудитория привыкла акцентировать внимание на недостатках, забывая говорить о достоинствах.

Чтобы повысить шансы увеличить доход, работая в Яндекс.Такси, нужно совершить как можно больше поездок класса эконом, что ускорит процесс получения статуса «Премиум». Имея такой статус, водитель сможет рассчитывать на получение от системы большего количества выгодных заказов.

В Uber в среднем стоимость заказов более низкая, но это компенсируется их количеством, что обусловлено высокой популярностью Uber.