Кассовая дисциплина предписывает всем предпринимателям при совершении операций, сопряженных с принятием денежных средств, заполнять приходные кассовые ордера.
Эти первичные бухгалтерские документы подтверждают факт поступления платежа в кассу и помогают отследить притоки денежных средств. В то же время заполнение приходного документа требует строгого соблюдения предписанных законодательством норм.
Форма КО-1
Приходный кассовый ордер (ПКО) представляет собой первичный документ, куда вносятся сведения по факту поступления наличности в кассу. Как правило, в начале финансового года бухгалтер или кассир фирмы приобретает альбом унифицированных форм, являющий собой подшивку бланков приходных и расходных ордеров. В течение всего года он изымает их для учета операций с денежными средствами.
Следует отметить, что стандартный приходный ордер в бухгалтерской практике носит название форма КО-1 и заполняется на каждую операцию в единичном экземпляре.
Предназначение
В процессе деятельности любой фирмы наличность может вливаться в кассу фирмы из следующих источников:
- в виде выручки от продаж;
- с банковского счета;
- после продажи имущества;
- в форме возвратов неиспользованных средств;
- в порядке уплаты штрафов;
- от учредителей в процессе инвестирования ими в уставной капитал.
По факту совершения всех перечисленных операций оформляются приходные кассовые ордера. Вместе с ними выписывается и отрывная квитанция, которая выдается на руки лицу, предоставившему наличность в кассу.
В ПКО обязательно указываются источник притока средств и их сумма по каждой отдельной операции.
Это позволяет не только соблюдать предписанную законом кассовую дисциплину, но и вести грамотный учет движения наличности на предприятии.
Законодательство
Порядок и обязательные требования к заполнению приходных кассовых ордеров подробно изложены в положении ЦБ РФ, которое носит название «Порядок ведения кассовых операций РФ». Этот акт вступил в силу в 1993 году и с той поры, именно форма КО-1 служит основным документом учета поступлений денежных средств в кассу.
В статьях 13,19,20,21 данного документа расписано, как правильно заполнять ПКО и отрывные квитанции при приеме денежных средств. Подчеркивается здесь и важность подписей-подтверждений. Так, кассир или другое уполномоченное лицо ставят личную подпись на каждой приходной бумаге, подтверждая, тем самым, её достоверность. Для юридических лиц обязательным является заверение каждого ПКО печатью.
В 1998 году Госкомстат РФ издал постановление №88, в котором окончательно узаконил ПКО, как унифицированный документ первичного учета кассовых операций.
Как заполнять приходный кассовый ордер?
Заполнение приходного документа – процедура довольно простая. Уполномоченное лицо вносит достоверные данные в обязательные поля, а пустые строки помечает прочерками.
Оформление ПКО осуществляется только после приема суммы наличных денег и их поштучного пересчета в присутствии предоставившего их лица. Фактическая сумма и вносится в документ, деньги поступают в кассу и на ордере проставляется личная подпись бухгалтера.
Кто заполняет?
Приходный документ по закону имеют право заполнять бухгалтер или кассир, которые берут на себя ответственность за достоверность внесенных в поля формы данных. Если фирма действует в форме ИП и не имеет финансовых работников, то приходные ордера заполняет сам владелец бизнеса.
Порядок оформления ПКО можно представить в виде такой последовательности операций:
- Средства передаются в фирму конкретным лицом;
- Кассир пересчитывает наличность и заполняет приходный ордер и отрывную квитанцию;
- После регистрации в учетном журнале отрывная квитанция выдается лицу, передавшему средства в кассу;
- Кассир подписывает приходный документ, указывает в нем свои Ф.И.О. и заверяет его печатью, если таковая имеется в компании.
Следует отметить, что печать на ПКО ставится так, чтобы она краешками касалась и квитанции, и приходного документа.
Обязательные реквизиты приходного ордера
Поскольку приходный ордер является элементом кассовой дисциплины, то у него имеются обязательные реквизиты, в том числе:
- Поля для указания регистрационного номера документа и даты его заполнения;
- Места для внесения наименования компании, её ОКПО и структурного подразделения, принявшего денежные средства;
- Поля, где прописываются наименование плательщика или его Ф.И.О., а также номер корреспондирующего счета;
- Графа для указания источника прихода средств и их суммы.
Что касается отрывной квитанции, то в ней имеются те же самые поля, что и в основном документе, следовательно, информацию следует просто продублировать.
Процесс заполнения ПКО
Начиная заполнять ПКО, следует в первой строке указать название организации, а под ней – структурное подразделение, в которое поступила наличность. Если фирма небольшая и работает на правах ИП, то в строке «Структурное подразделение» можно поставить прочерк.
Что касается кодов ОКПО и ОКУД, то их можно посмотреть в справке Госкомстата. Пометка «Номер документа» определяет позицию ПКО в журнале регистрации. Ордера нумеруются по порядку с самого начала финансового года.
В графе «Дата составления» указываются число, месяц и год. Причем делается это арабскими цифрами, которые разделяются точками. Если случится, что первое число состоит из одного символа, то перед ним приписывается ноль. Указанная в приходном документе дата показывает точный момент поступления денег в кассу, что немало важно в учетной политике фирмы.
Основными графами ПКО являются дебет и кредит. Порядок их заполнения таков:
- По дебету прописывается номер счета или субсчета, по которому приходуются средства.
- По кредиту – код структурного подразделения, получившего средства, или самого предприятия, а также субсчет и аналитический счета, если такая система учета принята в организации.
Все пустующие ячейки таблицы необходимо закрыть прочерками.
В графе «Сумма» прописывается точный размер поступившей наличности в рублях и копейках цифрами. Последний столбец заполняется в том случае, если такая система используется фирмой: в нем указывается, куда именно направлена наличность.Если после указания суммы в строке остается пустой промежуток, то его закрывают прочерком. В строке ниже рассчитывается приток за вычетом НДС.
В строки под основной таблицей вносят Ф.И.О. лица, от которого были приняты денежные средства, а также источник их поступления. Например, оплата за товары и услуги, возврат неиспользованной наличности, штраф и т.п.
Разного рода первичные документы, если таковые имеются, описываются в графе «Приложение». Как правило, эти бумаги выступают основанием для выписки ордера и впоследствии прикрепляются к нему.
Вся указанная в ПКО информация аккуратно дублируется на отрывную квитанцию, после чего бухгалтер или кассир заверяет документ своей подписью с её подробной расшифровкой. Здесь же указываются Ф.И.О. заполнившего бланк лица.
Образец заполнения приходного кассового ордера на выручку смотрите здесь. В нем предельно ясно представлены все нюансы оформления ПКО:
Заполнение ПКО онлайн и в электронном виде
Приминая во внимание тот факт, что большинство компаний ныне ведут бухгалтерию в электронном виде, закон не запрещает заполнять и ПКО на компьютере в специальных программах.
Наиболее известными бухгалтерскими электронными сервисами ныне считаются такие разработки, созданные компаней 1С, как:
- ИНФО-Бухгалтер;
- Галактика;
- Парус;
- ABACUS и др.
Заполнить приходный кассовый ордер онлайн можно и через такие популярные сервисы, как «Мое дело», «Бухонлайн» и «СКБ-Контур». Работая в них, кассир просто оформляет записи в основной части ордера, а информация тут же автоматически дублируется на отрывную квитанцию и регистрирует документ в электронном журнале, присваивая ему номер.
Таким образом, заполнение приходных документов онлайн может обеспечить кассиру или бухгалтеру преимущества по сравнению с обычным оформлением их на бумажном носителе.
Они заключаются в следующем:
- Экономия времени, поскольку данные прописываемые единожды автоматически копируются на отрывную квитанцию и в журнал регистрации первичных бумаг.
- Возможность избежать ошибок и своевременно их исправить.
- Архив документов формируется автоматически, а, значит, в конце года можно распечатать все ПКО сразу в хронологическом порядке.
- Наличие автоматической нумерации документов позволяет исключить разного рода мошеннические операции;
- Страницы с ордерами можно хранить в формате Excel и PDF.
Если компания практикует ведение кассовой книги в электронной форме, то систему онлайн-заполнения ПКО можно связать с ней, чем обеспечить её автоматическое заполнение.
Следует отметить, что в конце года все ПКО распечатываются и подшиваются в отдельную папку, где и хранятся на протяжении 5-ти лет.
Учёт и хранение
Основными вехами в учете первичных документов на современных предприятиях являются:
- Журнал учета ПКО и РКО.
- Подшивка с приходными документами.
- Кассовая книга.
В конце каждого дня все ордера заносятся в кассовую книгу. На основании них формируется информация о притоке и оттоке средств и выводится их остаток в кассе.
Как отмечалось ранее, при выписке ПКО регистрируется в учетной книге под индивидуальным порядковым номером. В конце года именно по ней проводится сверка всех притоков средств на предприятие. После оформления все приходные документы подшиваются в отдельную папку со скоросшивателем в хронологическом порядке. В конце папки следует вставить итоговый лист, в котором за подписью бухгалтера указывается, сколько именно бумаг было оформлено за год и подшито в папку.
Стоит отметить, что кассовая дисциплина 2014 года исключает необходимость ведения ПКО и РКО фирмами, функционирующими на правах ИП. Однако с точки зрения повышения эффективности внутрифирменного учета такая практика все же весьма уместна.
По итогам финансового года журнал учета, скоросшиватель с ПКО и кассовую книгу закрывают и хранят на предприятии в течение пяти лет. Данные всех трех документов должны полностью совпадать.
Если при заполнении ордера была допущена ошибка
Порядок оформления ПКО, регламентируемых законодательством запрещает наличие любого рода ошибок в этом документе. Именно поэтому любые помарки и исправления повлекут за собой необходимость полностью переписать ордер.
В практике бухгалтерской деятельности встречаются случаи, когда ПКО оформлен без помарок, в то время как в нем имеются следующего характера несоответствия:
- Нарушены стандартные правила заполнения;
- Не везде имеются подписи уполномоченного лица;
- Неверно, неправильно или неразборчиво указана сумма.
При обнаружении этих неточностей документ также придется переоформить. Особенно актуален данный аспект для крупных предприятий, где приходные ордера оформляет кассир, а заверяет их главный бухгалтер.
Таким образом, процедура оформления приходных ордеров не таит в себе серьезных трудностей, главное вносить достоверные данные в отведенные поля и следить за правильностью оформления этих первичных документов. По итогам месяца желательно сверять все оформленные ПКО с записями в кассовой книге, дабы вовремя выявить неточности в финансовом учете компании ещё до завершения финансового года.
Как оформить доверенность на представление интересов ООО физическому лицу?
Как оформить ИП: пошаговая инструкция
Бланк доверенности на получение товара или материальных ценностей
Срок регистрации ип в налоговой
Бизнес план юридической фирмы: пример с расчетами юридическое сопровождение бизнеса