Презентация на тему малая социальная группа. Презентация малая группа и общение в них. Признаки малой группы

  • 21.04.2020

Обществознание, профильный уровень

Урок 88-89

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Д.З: § 34, ?? (с.359),

задания (с.359-360)

© ред. А.И. Колмаков


  • объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
  • систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
  • Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий

  • малая группа;
  • условная группа;
  • референтная группа;
  • групповые нормы;
  • социометрия;
  • деиндивидуализация;
  • групповая интеграция;
  • дружеские отношения.

  • Группы условные.
  • Референтная группа.
  • Межличностные отношения в группах.
  • Интеграция в группах

разного уровня развития.

Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?



Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм , выполняющих функции социального контроля ( набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения ).






Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».


Проверь себя

  • Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
  • Укажите три признака малой группы как системы.
  • Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
  • Какими бывают малые естественные группы?
  • Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
  • Опишите виды отношений в малой группе.
  • Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

А.1. К условной группе не относится

а) жители субъекта РФ;

б) люди с высшим образованием;

в) семья;

г) индивиды

А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении

а) малая группа;

б) большая группа;

в) референтная группа


А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах

А. Первичная группа отождествляется с малой

Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.4. Что характеризует референтную группу?

а) нормативная и сравнительная функции;

б) не значима для человека;

в) группа, где человек не имеет эталона поведения


А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений

а) условная;

б) реальная;

в) естественная;

г) лабораторная

А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?

а) группа членства;

б) условная группа;

в) реальная группа;

г) большая группа


А.7. Верны ли следующие суждения?

А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.

Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны

А.8. Верны ли следующие суждения?

А. К естественным первичным группам относится семья

Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе

а) многочисленный состав группы;

б) психологическая и поведенческая общность её членов;

в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;

г) создаются для выполнения экспериментальных заданий

А.10. Верны ли следующие суждения?

А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения

Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верны оба суждения;

г) оба суждения неверны


В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:

организованная, официальная, спонтанная, систематичная.

В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

большие, малые, референтные, реальные, экологические.

В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные


В.4. Установите соответствие

А. Гринпис

Б. Поэтический кружок.

В. Школьный класс.

Г. Международное объединение защиты животных

1) малая группа;

2) большая группа

В.5. Установите соответствие

А. Семья

Б. Люди с высшим образованием

В. Класс

Г. Бригада рабочих.

1) условные группы;

2) реальные группы


Задания С.

С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения , содержащие информацию о референтной группе.

С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.

«Всё в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.


Источники

  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
  • Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
  • Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад

Тема 3

Психология малой группы

Основные вопросы:

Цель занятия:

  • Определение понятия «малая группа» её границ и признаков.
  • Классификация малых групп.
  • Социально-психологические явления и процессы в малой группе.
  • Психологическая структура малой группы.
  • познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами;
  • изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Признаки малой группы:

  • наличие двух и более людей;
  • осуществление непрерывных контактов

и общение между ними;

  • наличие общей цели и совместной деятельности;
  • возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
  • проявление чувства принадлежности к данной группе;
  • формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Количественные характеристики

Нижний предел:

  • «диада» (2 человека),
  • «триада» (3 человека)

Верхний предел:

количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.

:

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малых групп

Малая группа –

немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Классификация малой группы

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Социально-психологические явления и процессы малой группы:

  • взаимоотношения в малой группе
  • групповые устремления,
  • групповое мнение,
  • групповые настроения
  • групповые традиции

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Психологическая структура малой группы

МАЛАЯ ГРУППА

КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА

ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ПРЕДПОЧТЕНИЙ

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА

Подструктура функциональных отношений

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Динамические процессы в малой группе

Групповая динамика

- это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Динамические процессы:

  • процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);
  • процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Процесс образования малой группы

Феномен группового давления - «конформизм»

Конформность - это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Виды конформности:

  • Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться)
  • Внутренняя конформность (действительное принятие мнения группы).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Сплоченность

Это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»):

  • Внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.
  • Второй слой - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.
  • Третий слой - единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповой структуры.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Сплоченность - это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Проблема лидерства и руководства

Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:

  • лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;

2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;

3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);

4) лидерство менее стабильно;

5) руководство обладает -более определенной системой санкций;

6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Феномен лидерства и руководства

Это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:

  • «Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.
  • «Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.
  • Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

стили лидерства

К. Левин выделил 3 стиля:

  • «авторитарный»,
  • «демократический»,
  • «попустительский» («анархический»).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Директивный ( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непо­средственных задачах.
  • Коллегиальный стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон.
  • Попустительский стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Процесс принятия группового решения (тесно связан с проблемой лидерства и руководства).

Выявлены две закономерности:

1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы;

2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму.

Социально-психологические проблемы группы

Лекция 8 Общие проблемы малой группы в социальной психологии. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В МАЛОЙ ГРУППЕ РАЗВИТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ

План: Этапы развития исследований. Определение и границы малых групп. Групповые структуры. Классификация малых групп. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Образование малой группы. Лидерство и руководство в малых группах. Эффективность групповой деятельности. Малая группа Новые подходы к развитию группы Психологическая теория коллектива Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива Методологическое значение социально-психологической теории коллектива

Первый этап - 1920-е годы 20-го века. Выяснялся вопрос о том, действует ли индивид в одиночку лучше, чем в присутствии других, или, напротив, факт присутствия других стимулирует эффективность деятельности каждого

Второй этап переход к изучению интерактных групп фацилитация имеет место в том случае, когда хорошо обученные люди выполняют легкую работу, а ингибиция - в том случае, когда плохо обученные люди выполняют трудную работу.

Третий этап Выделяются различные характеристики группы: структура композиция, типы групповых процессов, складывают подходы к описанию общей деятельности группы.

Малая группа - немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Групповые структуры. Композиция группы — возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы.

модели структуры малой группы: межличностных отношений между членами малой группы, структура власти, структура коммуникаций

Классификация малых групп. 1) «первичные» и «вторичные» ; 2) «формальные» и «неформальные» ; 3) «группы членства» и «референтные группы» .

Основные направления исследования малых групп: социометрическое, социологическое; школа «групповой динамики»

характеристика динамических процессов в малой группе. «групповая динамика» форма решения психологических проблем обозначение определенных методик совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.

различия лидера и руководителя 1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды, руководство - элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры; 4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное; 5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет; 6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

характеристики эффективности деятельности группы: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений

Малая группа - немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникно вению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов

три рода целей в малой группе ближние перспективы, цели, которые быстро во времени ре ализуются и выражают потребности этой группы; вторичные цели - более длительны во времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы пред приятия или школы и целом); дальние перспективы объединяют первичную группу с пробле мами функционирования социального целого. Общественно пен ное содержание совместной деятельности должно стать личностно значимым для каждого члена группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, т. е. то, как она воспринимается членами группы.

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

Психологическая теория коллектива (А. В. Петровский) группа как состоит из трех страт (слоев) первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности

А. В. Петровский выделяет в типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) 2) общественная значимость групповой деятельности (Y)

1 слайд

Малые группы Презентацию составила учитель истории и обществознания МОУ города Кургана «СОШ № 56» Кашина Ирина Викторовна

2 слайд

Вопрос 1 Установление и развитие контактов между людьми в процессе совместной деятельности ученые обозначают понятием 1) свобода 2) общение 3) обмен 4) творчество

3 слайд

Вопрос 2 Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные? 1) межличностные отношения 2) официальные отношения 3) неофициальные отношения 4) трудовые отношения

4 слайд

Вопрос 3 Бабушка научила внучку готовить пирожки с капустой. Какую форму общения иллюстрирует этот пример? 1) обмен мнениями 2) обмен информацией 3) передача опыта 4) выражение переживаний

5 слайд

Вопрос 4 Верны ли следующие суждения об общении? А. Общение сопровождает человека всю его сознательную жизнь Б. Общение может вызывать любые эмоции человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6 слайд

Вопрос 5 Потребность человека в общении вызвала появление: коллективного труда языка учебной деятельности

7 слайд

Вопрос 6 Механизмы познания и понимания людьми друг друга рефлексия каузальная атрибуция идентификация эмпатия аттракция

8 слайд

Вопрос 7 Рефлексия - это ……. механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения субъекта форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему

9 слайд

Вопрос 8 Коммуникативный барьер - это … психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми процесс, включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

10 слайд

Вопрос 9 Три взаимосвязанные функции общения, выделяемые в социальной психологии императивная перцептивная диалогическая коммуникативная интерактивная

11 слайд

Вопрос 10 «Все девчонки – плаксы», -это утверждение демонстрирует Аттракцию Идентификацию Эмпатию Стереотипизацию

12 слайд

13 слайд

Понятие малой группы Малая группа – немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. Жизнедеятельность личности осуществляется в общности людей. Малые группы, коллективы – это пример общностей людей различного уровня и масштаба.

14 слайд

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30 человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких людей, приятелей.

15 слайд

Характеристики малой группы Психологическая общность Основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определенной группе – группе, имеющей свои особые интересы, нормы, ценности, цели. Поведенческая общность

16 слайд

Общение и совместная деятельность рассматриваются как основа для возникновения эмоциональных отношений в группе (симпатий, антипатий, безразличия) и особых групповых ценностей и норм поведения. Групповые нормы – определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение её членов.

17 слайд

Малая группа: Социальная система. Динамическая система. Открытая система. Обладает самодостаточностью.

18 слайд

Виды групп Условные (номинальные) – группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Реальные – действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Лабораторные Создаются специально социальными психологами для экспериментальных заданий. Естественные Возникают в ходе развития общества. Большие Малые Этнические, Классы, Профессиональные, Спорт. команды, Половозрастные. дворовые компании друзей.

19 слайд

Естественные группы Первичные Между людьми существуют непосредственные контакты. Эту группу отождествляют с малой группой. Семья, группа друзей, команда. Вторичные Группы, где нет непосредственных контактов между членами группы, а для общения используются «посредники».

20 слайд

Малые группы Формальные Создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Неформальные Добровольные сообщества, складывающиеся на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий.

Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность.

Контактность - это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси­хологические феномены протекают особым образом.

Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек . Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек . В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.

Структура малой группы - это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами.

Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де­ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком­муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

Принято выделять формальную и неформальную структуру группы.

Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.).

Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.

Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики : положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

Спасибо за внимание!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Структура малой группы Выполнила: Шеломенцева М.А.

Малая группа это небольшое по размеру объединение людей, связанных непо­средственным взаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются каче­ственными признаками, основными из которых являются контактность и целост­ность.

Контактность это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями.

Целостность Целостность определяется как социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприни­мать их как единое целое.

Нижняя и верхняя граница За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принима­ет три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-пси­хологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие, в которых индивиды связаны более тесными контактами.

Структура малой группы Структура малой группы - это совокуп­ность связей, складывающихся в ней меж­ду индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной де­ятельностью (функциональных, организационных, экономических, управленческих), и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (ком­муникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

Формальная и Неформальная Формальная структура группы – это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписаниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т.д.). Неформальная структура группы – это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияний. Отличительный признак организованных групп – наличие в группе функциональной структуры, т.е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения целей совместной деятельности.

Коммуникативная Коммуникативная структура группы – это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).

Ролевая Ролевая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемая распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. В общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решение задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.

Спасибо за внимание!