Синичкин праздник в средней группе. Познавательный проект образовательной деятельности для средней группы «Синичкин день. Здесь и гам, и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье

  • 19.04.2020

Пояснительная записка

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Актуальность:

Для формирования обобщенных пред­ставлений о птицах, развития интере­са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обита­ния, а также для развития познавательных способностей детей я разработала тематический день, посвященный празднику «Синичкин день».

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день».

Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

Активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

Развивать умение строить причинно-следственные связи;

Учить понимать образный смысл загадок;

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

любит песни распевать!

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель : Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра- беседа «Перышки» .

Воспитатель: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных - дидактическая игра "Птичья семья".

Цель : формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья - воробьиная).

Примеры слов: ворона, синица, сорока, клест, соловей, сова, кукушка.

Пальчиковое упражнение «Птички».

Воспитатель : Пришло время поиграть с пальчиками.

Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Крыльями махали

Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)

Непосредственно - образовательная деятельность «Какие разные птицы!»

Интегрирование областей : познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.

Программное содержание: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

– Наблюдения за птицами в экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание альбома «Птицы».

– Отгадывание загадок.

Методы и приемы:

1. Беседа «Что знаем о птицах».

Вопросы:

– Чем отличаются птицы от других животных?

– Назовите известных вам птиц.

– Какая у них расцветка?

– Где обитают птицы?

– Чем питаются?

2. Словесное описание муляжа птицы.

Воспитатель: давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.

Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

3. Работа по карточкам с изображением птиц.

Дети сравнивают рисунки и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.

4. Отгадывание загадок о птицах.

1) Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

2) Красно-чёрный, чёрно-красный,

Доктор из него прекрасный! (дятел)

3) В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель! »

И ставит подпись… (дятел)

4) Трещала с самого утра:

«По-р-ра! По-р-ра! »

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

5) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова.)

5. Составление рассказов о птицах детьми.

Воспитатель : Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?

Дети:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? Скажите какой он. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему? Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к своим местам за столом.

Лепка воробья.

Показ способа лепки воробья:

Воспитатель: Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв. Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами). У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.

Воспитатель : Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.

Чей воробушек понравился больше остальных? Почему?

Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.

Прогулка «Наблюдение за птицами».

Воспитатель: Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать вывод с детьми:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Наблюдение за повадками птиц.

Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Приметы.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы.

Всякая птица своим пером гордится. Всякая птица своим клювом сыта.

Дидактическая игра «Что за птица?»

Дети делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а дети другой подгруппы должны угадать – что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

Дети надевают шапочки птиц (перелетныз и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Вторая половина дня.

Творческая игра «Синичка».

(Влетает синичка).

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».

Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.


Вечер : Игра малой подвижности «Успей занять место»

Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Голоса птиц»

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

  • Кар – кар! (Ворона).
  • Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).
  • Ча-ча –ча! (Сорока).
  • Курлы – курлы! (Журавль).
  • Свири свир! (Свиристель).
  • Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).
  • Ку- ку! (Кукушка).
  • Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).
  • Синь-синь-синь! (Синица).

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: - Какой птички не стало?

Работа с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми насыпать корм в кормушки для птиц, создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья».

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева (и др.). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 1985.

6. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2012.

7. Лучич М.В.Детям о природе.- М.: Просвещение, 1989.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.

9. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар, 1998.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.

Приложение:

Осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. В ноябре, 12 ноября, отмечают «Синичкин день» . Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки.

  • Не много зинька ест — пьет, а весело живет.
  • Не велика птичка — синичка, а и та свой праздник помнит.
  • Синичка – воробью сестричка.
  • Хвалилась синица хвостом море зажечь.
  • Невелика синица, голосок востёр.

Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.

У нас такой обычай: как выпадет снежок,
Удобную кормушку повесить на сучок.

Кормушки можно сделать из:банки, бутылки, канистры, бумажного пакета и других простых приспособлений.

Поиграйте с детьми игру “Птичий бунт ” .
Описание игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.

Тематический день
в детском саду для старшего дошкольного возраста

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

Весёлая синица морозов не боится.
Даже в минус двадцать пять
любит песни распевать!

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра- беседа «Перышки».

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками:

  • Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,
    Словно кошки не боится – собирает крошки,
    а потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
  • Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,
    Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона.)
  • Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)
  • Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
  • Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,
    звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)
  • Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)
  • Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных — дидактическая игра «Птичья семья».

Цель: формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья — воробьиная).

Пальчиковое упражнение «Дятел ».

Воспитатель: Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, (раскрытая ладонь – дерево, указательный палец )
Червячка добыть хочу, (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку).
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Прогулка 1 : картотека.
Вторая половина дня .
Творческая игра «Синичка»
.

(Влетает синичка).

Педагог : Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышал, вы много знаете о нас –зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Педагог: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка : Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «НАКОРМИ» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

Игра на внимание «Синицы» .
Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи — словесная игра «Назови ласково».

Прогулка 2: картотека.

Вечер : Игра малой подвижности «Успей занять место».
Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Одинаковые, но разные».
Цель: Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц — под солнышком.

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».
На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: — Какой птички не стало?

Номинация:

«Синичкин день”.

Цель: Познакомить с праздником народного календаря Синичкин день.

Задачи:

Образовательная:

1. продолжать закреплять знания детей о природе.

2. обобщить знания детей о зимующих птицах, их повадках, образе жизни;

3. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей.

5. учить понимать образный смысл загадок.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство любви к родной природе;
  • воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
  • воспитывать любознательность, сочувствие;
  • используя фольклер, воспитывать любовь к песенкам, частушкам.

Развивающая:

  • развивать интерес к жизни пернатых;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;
  • развивать речь детей, обогащать их словарь;
  • развивать связную речь;
  • учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Предварительная работа:

  • беседы на темы: «Зимующие птицы», «Наши пернатые друзья», «Что было бы, если бы не было птиц» и др.
  • рассматривание иллюстраций.
  • загадывание загадок про животных, птиц, времена года.
  • прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира».
  • дидактические и подвижные игры: «Совушка-сова», “Кот и птицы”, «Покажи без слов», » воробей чирикни».
  • Чтение стихотворений: “Синицы”, “Мой приятель воробей”, “Голуби”, “Снегири”.

Под музыку в зал входят дети.

Ведущая: Кто-то бросил мне в окошко, посмотрите письмецо. Ребята вам хочется узнать от кого письмо? Надо отгадать загадку:

Ты с модницей этой, конечно, знаком:
Вертушке на месте никак не сидится –
Всё хвастает, синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится.

В конверте письмо.

Ведущая: Давайте прочитаем, что же в письме: “Здравствуйте дорогие ребята. Вы правильно отгадали, пишет вам синичка. Хочу Вас пригласить на праздник, который называется Синичкин день. Он празднуется 12 ноября. Очень жду встречи с вами ”.

Вы хотите попасть на праздник? С давних пор на Руси по народному календарю в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день , день встречи зимующих птиц в этот день Птичка-Синичка именинница. Имя этой птицы связывают с синим оттенком ее оперения. Ещё её зовут Зинька, по её песенке, в которой слышатся звуки зинь-синь. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Как вы думаете? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

Ребята, а какой же праздник без синички? Давайте её позовём.

Дети: Си-нич-ка, Си-нич-ка:(входит синичка в костюме: футболка жёлтая, синяя юбка)

Я – проворная синица, Мне на месте не сидится,

Я мороза не боюсь, Вместе с солнышком проснусь.

Загляну в твоё окошко, Дай мне зёрнышек немножко.

Твоя помощь мне нужна, Мне бы сала и зерна.

За добро благодарю: Тебе песенку дарю.

Здравствуйте, ребята! Очень приятно, что вы обо мне помните, праздник мой справляете. А может быть кто-то из вас сможет обо мне рассказать?

Ведущая: Дорогая Синичка, послушай, что мы про тебя знаем.

Выходят 5 детей.

1 ребенок : Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

2 ребенок : Летом синички живут в лесах. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.

3 ребенок : Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, и среди коряг.

4 ребенок : Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.

5 ребенок : Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.

Ведущая: Видишь синичка, как много мы о тебе знаем.

Песня о синичке

В «подарок» имениннице мы приготовили поговорки:

Выходят 4 ребенка.

Невеличка птичка-синичка, а и та свой праздник помнит.
Синица – синяя птица счастья.
Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной.
Синичка — воробью сестричка.

Песня про воробушка.

За кулисами мяуканье кошки, птички разлетаются. На сцену выходит Кошка мяукает.

Кошка: Кто это здесь щебечет? Кто мне спать не дает?

Ведущая: Ах, вот кто спугнул наших птичек! Нельзя за нашими птичками охотиться. Они — наши друзья!

Кошка: Мне так скучно, нечего делать, вот я и охочусь.

Ведущая: Так ты лучше поиграй с птичками! Игра “Кот и синицы”

Дети образуют круг, дети -«птицы» летают, «кошка» спит в центре круга, присев. С окончанием музыки «кошка» просыпается, ловит птиц, которые спасаются от него за спинами детей. За одним ребёнком может спрятаться одна птица.

Где-то кошка здесь сидит,
Баловаться не велит.
Слышен шелест по углам,
Птички-птички, по домам!

Игра проводится 2-3 раза. Кошка прощается с ребятами и уходит.

Ведущая: Кто вспомнит какую песенку поет синичка? Слушают аудиозапись с пением синички. Игра “Спой, синичка».

Один ребенок сидит на стульчике, спиной к детям. Ведущая выбирает «синичку», которая подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи, Тот говорит: «спой, синичка»; «синичка» поет: «зинь-синь» — сидящий угадывает, кто это.

Ведущая: Ребята послушайте загадку:

Здесь и гам, и птичье пенье, Здесь есть даже угощенье:

Крошки хлеба и пшено. Отгадайте, это что? (Кормушка)

Ведущая: Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы. Я загадаю загадки кто правильно отгадает, тот найдет картинку с изображением птицы и посадит ее на кормушку.

  • Сероспинный, красногрудый в зимних рощах обитает, не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (Снегирь)
  • Верный спутник снегиря, птица с хохолком на голове, очень любит ягоды рябины. (Свириристель).
  • Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
  • Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?”

Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

  • Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)

Ведущая: послушайте стихотворение.

У нас такой обычай, Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий Повесим на сучок.

Насыплем мы вам корма- Клюйте веселей Над домиком дощатым С утра немолчный гам,

Как весело пернатым, порхающим гостям!

Ведущая: Хотя в птичьи столовые могут заглядывать и другие птицы, синицы главные их посетители. Давайте вспомним, что любит синичка? (ответы детей). Показать корм для птиц.

Ведущая: послушайте стихотворение.”Покормите птиц”: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна Горсть одна – и не страшна
Будет им зима. Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело, А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну, Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Ребята будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым

друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1.

И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим

зимующим птицам. Нам пора прощаться, мы пойдём на улицу и

повесим кормушки, насыпем корм. (когда будем сыпать корм,

то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки

с моей ладошки).

Под запись пения птиц дети выходят из зала.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Подготовительная к школе группа ДОУ

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «ЦРР-Детский сад №96»
Месторасположение: Рязанская обл. г. Рязань

АЛЁНА КРАВЦОВА
Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы

Цель : Задачи :

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.

Задачи :

Способствовать воспитанию любви к животному миру.

Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.

Развивать у детей познавательный интерес, внимание.

Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время.

Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелётных птиц.

Персонажи :

Хозяюшка, Сорока, Воробей, Ворона, Дятел, Снегирь, Синица .

Ход праздника:

Дети входят в зал, который оформлен как русская горница. Их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие, проходите в мою горницу, устраивайтесь поудобнее. Хочу рассказать вам сегодня о русской народной традиции. Исстари на Руси в середине ноября праздновался День встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично. Люди мастерили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. К этому празднику крестьяне заготавливали корм, развешивали кормушки , зазывали птиц к своему дому, а затем регулярно в течение зимы подкармливали. Позднее этот праздник стал называться Синичкин день . Отмечают его теперь 12 ноября. Кстати, название «синица » произошло вовсе не из - за синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё название они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика : «Синь – синь!» Наши предки считали синицу божьей птицей . В старину на неё гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность; если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток…

Влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Хозяюшка : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята! Я – Сорока!

Хозяюшка : Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Хозяюшка : Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

ИГРА «ПЁРЫШКИ» .

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками :

Угадайте, что за птица.

Словно кошки не боится

Скачет по дорожке,

Собирает крошки, а потом на ветку прыг

И чирикает : «Чик-чирик!» . (Воробей)

Воробей : Здравствуйте, ребята. Рад встрече. Загадку вы отгадали, а стихотворение про меня рассказать сможете?

Ребёнок : За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Когда приходят холода,

Не улетает никуда.

Воробей : Вот спасибо, вы верно подметили, мы всегда живём рядом с людьми. А ещё мы – воробьи весёлые, шумные, любим играть. Давайте поиграем с вами в игру!

ИГРА «ПТИЧЬЯ СЕМЬЯ» .

Цель : Формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные.

ПЕСНЯ «ВСЕМ НУЖНЫ ДРУЗЬЯ» .

Хозяюшка : Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона)

Появляется Ворона : Здравствуйте, кар – кар! Я – Ворона! Умная, хитрая птица, а ещё я люблю веселиться. Становитесь в хоровод, пустимся в весёлый пляс.

ХОРОВОД «ВОРОН» .

Хозяюшка : Следующая загадка : Далеко его стук слышится вокруг, червякам он враг, а деревьям – друг….(Дятел)

Прилетает Дятел : Приветствую всех собравшихся. Рад тому, что в наш лес гости пожаловали.

Хозяюшка : Здравствуй, Дятел. Мы пришли на лесную полянку, чтобы помочь Сороке разобраться с тем, какие птицы обитают в России.

Дятел : А вы сможете узнать птиц по голосам?

Хозяюшка : Постараемся .

Хозяюшка : Следующая загадка :

Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает.

Не боится он простуды

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

Снегирь : Добрый день . Вижу слушать птиц вы любите, а сами поёте? Сможете исполнить птичьи песни?

ИГРА «ПТИЧИЙ КОНЦЕРТ» . Каждой подгруппе детей даётся название птицы. Ребята исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик» . Каждая птица по строчке.

Воробьи – чирик - чирик

Синицы – синь – синь

Вороны – кар – кар

Снегири – дю- дю-дю

Снегирь : Молодцы! Отменный концерт получился! Мне очень понравились ваши песни!

Хозяюшка : Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока)

Сорока : Ой, и правда, эта загадка про меня : знаю все новости, рассказываю их всем, кого встречу. Только до сих пор не поняла, почему одни птицы остались на зиму с нами, а другие улетели?

Хозяюшка : Ты до сих пор не догадалась? Сейчас тебе ребята ответят. (Дети отвечают) . Теперь поняла?

Сорока : Поняла, поняла, только я запуталась, какие птицы перелётные, а какие зимуют с нами?

Хозяюшка : Наши ребята помогут тебе разобраться.

ИГРА «ОДИНАКОВЫЕ, НО РАЗНЫЕ» . Карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными - к солнышку.

Хозяюшка : Угадайте, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает : «Тень-тень! Как хорош осенний день . (Синица )

Синичка : Добрый день , ребята! Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Хозяюшка : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки) .

Синичка : Но, сделать кормушку - мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

ИГРА «НАКОРМИТЕ ПТИЦ» (на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины) . Нужно убрать лишнее, оставить полезное для птиц.

Хозяюшка : Уважаемые птицы, наши ребята не только многое знают про птиц, поют, танцуют, они ещё хотят рассказать вам стихотворения.

1ребёнок : Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2 ребёнок : Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

3 ребёнок : Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

4 ребёнок : Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5 ребёнок : Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Хозяюшка : Подошёл к концу наш праздник, давайте сейчас выйдем на улицу и развесим кормушки для зимующих птиц.

Ребятам раздаются листовки с призывами :

«Берегите птиц!» , «Птицы наши друзья!» , «Каждой пичужке - наша кормушка!» , «Поможем братьям нашим меньшим!» .

Наталья Мишукова
Познавательный проект образовательной деятельности для средней группы «Синичкин день»

Познавательный проект образовательной деятельности в условиях ДОУ для средней группы №2 .

«Синичкин день »

Продолжительность : краткосрочный

Участники : дети средней группы №2 воспитатели , музыкальный руководитель, родители.

Направления развития и образования средней группы №2

Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

Актуальность темы.

Проблема : у воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день » ; пробудить доброе отношение к птицам, помочь увидеть те трудности, которые испытывают птицы зимой, прививать любовь к родной природе.

Цель : Расширить знания детей о всероссийских праздниках. Вызывать интерес к природе, формировать бережное отношения к ней. Развивать эмоциональную сферу, толерантность, Активизировать познавательную и речевую деятельность .

Задачи :

Познакомить детей с историей праздника «День Синички »

Расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;

Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,

желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку;

Развивать познавательную активность , самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;

Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;

Взаимодействие, с родителями

Итоговое мероприятие : праздник.

Предпологаемый результат : Знание детей о всероссийском празднике «Синичкин день » . Расширить представление детей о перелетных, кочующих и зимующих птицах их сходстве, отличии, и практической пользе их в природе. Польза человека, необходимость заботы в зимнее время. Проявить сочувствие, сострадание, милосердие к окружающей природе.

Кто без нот и без свирели

Что за чудо?- На березе

Стынут лапы на морозе.

У сосны и ели.

Яблоки поспели.

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый "доктор"

Основные направления реализации проекта

Социально – коммуникативное развитие. Проведение дидактических игр, проведение пальчиковой игры «Птицы» , развешивание кормушек.

Речевое развитие. Описание зимующих птиц, рассказывание о птицах;

чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах.

Познавательное развитие . Беседы : «Зимующие птицы» «Синичкин день » , наблюдения на прогулке за птицами, рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме; просмотр презентации «Зимующие птицы»

Художественно – эстетическое развитие. Конструирование синички из бумаги , рисование птиц, изготовление стен газеты.

Физическое развитие. Подвижные игры

Этапы проекта .

1 этап. Подготовительный

1. Подбор и изучение материалов по данной теме.

2. Разработка паспорта проекта .

3. Составление комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы .

4. Подбор дидактических игр.

5. Обсуждения с родителями вопросов по внедрению проекта .

2 этап. Разработка проекта :

Создать развивающую среду в группе : подобрать материалы необходимый для для бесед, отгадывания загадок, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта .

3 этап. Практическая часть, выполнение проекта :

Чтение и беседа по содержанию рассказа «Появились синички » (автор Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Отгадывание загадок по теме;

Составление рассказа о синице по серии сюжетных картин Дидактическое упражнение «Накорми» ;

Беседы : «Зимующие птицы» , История возникновения праздника «Синичкин день » . Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок,

Игра на внимание «Какой птички не стало?» ;

Пальчиковое упражнение «Дятел» . Подвижные игры : “Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль». Сюжетно-ролевые игры : “Лесная школа”, “Больница птиц”. Вывешивание кормушек на участке. Наблюдение за поведением синичек во время прогулки . Кормление птиц. Конструирование синички из бумаги ; Рисование птиц.

Участие родителей.

Заучивание стихотворения с детьми по заданию воспитателя. Изготовление атрибутики к подвижной игре «Перелёт птиц» и кормушек. Наблюдение за поведением синичек во время прогулки . Кормление птиц. Изготовление стен газеты. Участие в празднике.

Участие воспитателей.

Совместное с родителями проведение конкурса на лучшее чтение стихотворения «Синица »

Придумывание слов-действий, слов-признаков о синице ;

Загадка-описание о синице .

Дидактические игры : “Поломанные слова”, “Что за птица? ”

Проведение праздника. «День синицы »

Участие детей.

Участие в конкурсе на лучшее чтение стихотворения «Синица »

Пересказывание рассказа о синице , составленного коллективно совместно с логопедом;

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа «Появились синички » (Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Пересказывают содержание рассказа.

Участвуют во всех играх

Наблюдение за поведением синичек во время прогулки ;

Кормление птиц

Конструирование синички из бумаги , рисование птиц. Принятие участия в празднике.

4 этап Заключительный

Показ презентации для родителей и детей. Праздник «Наши друзья птицы»