Структура, задачи и направления деятельности подразделений психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Презентация: Коммуникативная подготовка сотрудников органов внутренних дел Основные задачи Центра психологической работы

  • 22.02.2024

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

ПСИХОЛОГИЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

обучающихся по специальности

030900.62 Юриспруденция

Краснодар

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Учебно-методические материалы для слушателей факультета заочного обучения (специальность 030900.62 Юриспруденция)/ Составитель – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013. – 33 с.

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры психологии и педагогики от 17 ноября 2012 , протокол №.7

© Краснодарский университет МВД России, 2013г.

I. Общие методические указания слушателям по изучению дисциплины “Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел”.

Курс “Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел” имеет большое значение для профессиональной подготовки будущих работников правоохранительных органов .

Сотрудникам органов внутренних дел в силу специфики профессио­нальной деятельности приходится ежедневно работать с людьми. Перечень их функциональных обязанностей, предполагающих процессы общения и управления, обширен. Они проводят беседы, опросы, допросы, публичные выступления и т. п.

В процессе осуществления этих и других мероприятий сотрудникам органов внутренних дел часто бывает необходимо устанавливать психоло­гический контакт и доверительные отношения с гражданами, побуждать их действовать в интересах закона, склонять к даче правдивых показаний. Им надо уметь определять психическое состояние собеседника, владеть собой в сложной, экстремальной ситуации физического и психологического про­тивоборства с преступником, оказывать воспитательное воздействие на не­совершеннолетнего, вставшего на неверный жизненный путь, находить слова утешения для потерпевшего, человека, пострадавшего от преступ­ных посягательств.


Задачи борьбы с преступностью требуют, чтобы в новых социальных условиях современной России сотрудники органов внутренних дел имели высокий уровень психологической подготовки, подобный тому, который всегда отличал лучших российских сыщиков и их коллег из полиций дру­гих стран мира.

Цели дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел» являетсяформирование у курсантов психологических умений и навыков, позволяющих обеспечить качественное осуществление профессиональной деятельности ; научить приемам эффективного общения с различными категориями граждан и разрешению конфликтов в служебной деятельности.

Задачи дисциплины:

Сформировать представление о роли психологических знаний в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел;

Научить курсантов (слушателей) психологическим особенностям ведения переговорного процесса;

Сформировать навыки профессионального общения в процессе установления психологического контакта;

Научить курсантов (слушателей) пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях.

В результате изучения дисциплины курсант (слушатель) должен:

Знать:

Психологические особенности деятельности сотрудников различных служб правоохранительных органов; (ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК - 7, ОК-8, ОК - 10, ПК-2, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-20);

Основы психопрофилактики негативных психологических состояний (ОК-8, ОК - 11, ПК-25);

Психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов (ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК - 16, ПК-2, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-20, ПК-25);

Психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК - 16, ПК-2, ПК-25);

Причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-11, ПК-5, ПК-25);

Психологические основы производства следственных действий (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК - 16, ПК-2, ПК-5, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-20, ПК-25);

Психологические особенности участников уголовного процесса (ОК-1, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-10, ПК-2, ПК-10, ПК-14, ПК-16, ПК-20, ПК-25).

Уметь:

Использовать психологические знания в процессе профессиональной деятельности (ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК - 16, ПК-25);

Правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК - 16, ПК-2, ПК-25);

Диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов (ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-11, ПК-5, ПК-25);

Пользоваться приемами саморегуляции психических состояний в процессе профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях (ОК-8, ОК-10, ПК-25).

Владеть :

Навыками использования психологических методов и приемов в целях эффективного решения служебных задач (ОК-8, ОК-10, ОК-11, ОК - 16, ПК-25);


Навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации (ОК-7, ОК-8, ОК-10, ОК-11, ПК-2, ПК-10, ПК-25);

Навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности (ОК-7, ОК-8, ОК-11, ОК - 16, ПК-2, ПК-25).

Для лучшего закрепления знаний по данному курсу слушателям следует обратить внимание на тесную связь изучаемых тем с юридическими науками, и опираться на знания из соответствующих ранее изученных дисциплин.

Дополнительная литература

§ Что такое психология: В 2-х т. - М.: Мир, 2002.

§ Грановская практической психологии. - Л., 2001.

§ Социальная психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Психология индивидуальных различий. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер. М.,2000.

§ Юридическая психология. Хрестоматия. М.,2000.

Задания для самопроверки:

1. Психическое отражение:

a) является точной копией окружающей действительности;

b) носит избирательный характер;

c) предоставляет фотографию воздействующей окружающей среды;

d) не зависит от условий отражения.

2. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотноше­ния с людьми изучает психология:

b) социальная;

c) педагогическая;

3. Основным методом современной психологии является:

a) тестирование

b) интроспекция

c) эксперимент

d) наблюдение

4. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:

a) экспериментом;

b) контент-анализом;

c) наблюдением;

d) методом анализа продуктов деятельности.

5. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:

a) интроверсия;

b) интроекция;

c) интроспекция;

d) интроскопия.

6. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним - это:

a) наблюдение;

b) эксперимент;

c) тестирование;

d) самонаблюдение.

7. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта на­зывается:

a) контент-анализом;

b) анализом продуктов деятельности;

c) беседой;

d) экспериментом.

8. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:

a) полевое;

b) сплошное;

c) систематическое,

d) дискретное.

9. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:

a) наблюдения;

b) эксперимента;

c) контент-анализа;

d) анализа продуктов деятельности.

Тема 2. Основные социально-психологические характеристики личности сотрудника ОВД.

Основное содержание темы:

Понятие личности в психологии и правовой науке. Индивид, лич­ность, индивидуальность. Биологическое и социальное в структуре лично­сти. Мировоззренческая основа, ценностные ориентации, направленность, мотивационная сфера личности. Основные теории личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Жизненный путь личности и ее социализация. Формирование и развитие личности (основные этапы).

Цели изучения личности в профессиональной деятельности сотруд­ников органов внутренних дел. Психологические методы изучения лично­сти субъектов правоприменительной деятельности. Методы и приемы изу­чения сотрудником органов внутренних дел индивидуальности человека. Использование сотрудником органов внутренних дел психологических знаний о личности в профессиональной деятельности.

Умение, навыки и привычки. Умение и навыки как структурные элементы деятельности. Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки. Познавательные умения и навыки. Практические умения и навыки. Понятие привычки и ее место в структуре деятельности.

Профессиограмма сотрудника органов внутренних дел. Социальная, реконструктивная, организованная, удостоверительная, коммуникативная, поисковая деятельность сотрудника органов внутренних дел (,).

Общее строение мотивационной сферы человека. Интересы, задачи, желания, намерения как мотивационные диспозиции. Понятие о мотива­ции как о сознательном и бессознательном процессе. Диспозитивные и си­туационные детерминанты поведения. Соотношение диспозиций (моти­вов), потребностей и целей. Пирамида потребностей А. Маслоу.

Мотивация и личность. Мотивация, самооценка, уровень притяза­ний. Поведение людей с различными мотивами в экстремальных ситуаци­ях. Мотивация просоциального и асоциального поведения. Альтруизм и эмпатия как мотивы. Мотивация агрессивности и фрустрации .

Понятие о способностях. Концепции способностей. Способности и направленность личности. Соотношение приобретенного и природного в способностях. Задатки как первичная природная основа способностей. Склонности. Структура способностей. Способности и типология людей. Психологические критерии пригодности сотрудников органов внутренних дел к службе.

Понятие о темпераменте. Типы темпераментов и использование зна­ний о них в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Отличи­тельные стороны каждого типа темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента. Учет сотрудником органов внутренних дел типа темпера­мента человека при производстве следственных действий.

Понятие о характере. Характер и темперамент человека. Типология характеров (Э. Кречмер, К. Леонгард, Э. Фромм и др.). Фор­мирование характера. Роль характера в общей структуре личности. Ис­пользование знаний о характере в практике профессионального общения сотрудника органов внутренних дел.

Вопросы к теме:

1. Эмоциональная сфера личности сотрудника и пути ее развития.

При изучении данного вопроса необходимо более подробно рассмотреть отличие эмоций от чувств, а также формы проявления эмоций. Особенно важным является рассмотрение таких форм как: стресс, аффект .

2. Волевая сфера личности.

При рассмотрении вопроса необходимо изучить волевые качества личности, необходимые сотрудникам органов внутренних дел и способы развития волевых качеств.

Наиболее важным для сотрудников изучении проблем мотивации и направленности личности является рассмотрение мотивации асоциального и преступного поведения.

4. Типы темперамента и их учет в психологической оценке человека.

При рассмотрении данного вопроса наибольшую важность представляет учет сотрудником органов внутренних дел типа темпера­мента человека при производстве следственных действий.

5. Свойства характера и их учет при составлении характеристики сотрудника ОВД.

Изучение данного вопроса необходимо начать с типологии характера и применения знаний о характере в практике профессионального общения сотрудника органов внутренних дел.

6. Структура способностей человека.

При рассмотрении данного вопроса необходимо акцентировать внимание на соотношении приобретенного и природного в способностях, а также на психологических критериях пригодности сотрудников органов внутренних дел к службе.

Основная литература

§ Климов психология. М.,2001

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

Дополнительная литература

§ Немов: Учеб. Для студентов. - М., 1994. - Кн.1.

§ (Психология лично­сти. - С.

§ Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Сост. . - М., 1999 (Психология личности. Общее и индивидуальное в психике человека. - С

§ Психология личности. Тексты. - М., 1982. (Что такое личность (); 11-19. Некоторые черты психологической структуры личности ():Основные идеальные типы индивидуальности (Э. Шпрангер): 55-60. Самоактуализация (А. Маслоу).

Задания для самопроверки:

1. Чувства, связанные с познавательной деятельностью , называются чувствами:

a) моральными

b) интеллектуальными

c) эстетическими

d) практическими

2. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется:

a) аффектом

b) страстью

c) настроением

d) чувством

3. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля, - это:

b) страсть

c) фрустрация

4. Состояние возрастающего эмоционального напряжения, которое возникает в конфликтных ситуациях, препятствия, связанные с сильной мотивацией - угрозой для благополучия личности, - это:

b) фрустрация

c) настроение

5. Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются:

a) аффектом

b) фобиями

c) стрессом

d) фрустрацией

6. Воля - регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это регулирование:

a) сознательное

b) неосознанное

c) интуитивное

d) непроизвольное

7. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности характеризует его:

a) настойчивость

b) самостоятельность

c) принципиальность

d) решительность

8. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели проявляются как:

a) настойчивость

b) сознательность

c) оптимизм

d) трудолюбие

9. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризует его:

a) настойчивость

b) самостоятельность

c) принципиальность

d) самоуверенность

Тема 3. Психолого-педагогические особенности адаптации и деформации личности сотрудников ОВД.

Основное содержание темы:

Понятие об адаптации. История изучения проблем адаптации. Механизмы адаптации. Уровни адаптации. Виды адаптации. Физиологическая, психическая, социальная адаптация в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Профессиональная адаптация и ее роль в деятельно­сти ОВД. Особенности адаптации на разных периодах профессионального становления сотрудников органов внутренних дел.

Адаптация в экстремальных условиях. Механизмы предотвращения дезадаптации сотрудников правоохранительных органов.

Понятие «суицид». Теории суицидального поведения.Психопатологическая, психологическая, социологическая концепция суицидального поведения. Психологические кризисные состояния как фактор один из факторов причин суицида.

Причины, условия и мотивы самоубийств. Причины самоубийств сотрудников органов внутренних дел. Антисуицидальные факторы личности.

Профилактика самоубийств сотрудников.

Вопросы к теме:

1. Понятие об адаптации. Виды адаптации.

При изучении данного вопроса необходимо уделить внимание таким видам адаптации как: физиологическая, психологическая, социальная и профессиональная.

2. Профессиональная деформация.

Рассмотрение вопроса об изучении деформации необходимо начать с понятия «деформация» и «профессиональная деформация».

3. Психологическая профилактика профессиональной деформации.

Изучение профилактики профессиональной деформации целесообразно начать с форм проявления и методов профилактики профессиональной деформации.

4. Причины, условия и мотивы самоубийств сотрудников ОВД.

При рассмотрение данного вопроса наиболее пристальное внимание необходимо уделить изучению причин и мотивов самоубийств сотрудников ОВД.

5. Предупреждение суицидального поведения сотрудников ОВД.

Данный вопрос нацелен на теоретическое изучение и практическое применение профилактических мер предупреждения суицидального поведения.

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Еникеев психология. М., 2000.

§ Климов психология. М.,2001

§ Рубинштейн психология. СПб.: Питер, 2000.

§ Столяренко юридическая психология. М., 2001.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

§ Столяренко общей психологии. М., 1999.

Дополнительная литература

§ Безносов деформация и воспитание личности // Психологическое обеспечение социального развития человека. – Л., 1989.

§ Безносов деформации личности: подходы, концепции, метод: Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. – СПб, 1997.

§ Белослудцев психологического обеспечения профилактики профессиональной деформации сотрудников исправительных учреждений // Психопедагогика в правоохранительных органах. №2. 1997.

§ Борисова деформация личности сотрудника // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. . – М., 2003.

§ Борисова деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., 1998. , Тихоненко суицидального поведения: Метод. Рекомендации. М., 1980.

§ Булацель с древнейших времен и до наших дней. М., 1991.

§ Профилактика самоубийств сотрудников органов внутренних дел. Методические рекомендации под общей редакцией. Москва МВД РФ 1999.

§ Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Методические рекомендации. Под ред. и др. СПБ, 1998.

Задания для самопроверки:

1. Совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды называется адаптацией:

a) физиологической

b) психологической

c) социальной

d) коммуникативной

2. Нали­чие механизмов сознательного саморегулирования является основным отличием:

a) физиологической адаптации

b) психологической адаптации

c) социальной адаптации

d) биологической адаптации

3. Приспособление индивида к условиям взаимодействия в обществе называется :

a) физиологической адаптацией

b) психологической адаптацией

c) социальной адаптацией

d) интерактивной адаптацией

4. Психическое состояние человека, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достижении цели пли решении задачи называется:

a) стрессом

b) фрустрацией

c) неврозом

d) утомлением

5. Состояние, характеризующееся временным снижением рабо­тоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки называется:

a) утомлением

c) стрессом

d) неврозом

6.Суицидальное поведение проявляется в формах:

a) внешние

b) эмоциональные

c) поведенческие

d) характерологические

7. Стадии развития суицидального поведения не включают:

a) замыслы

c) намерения

8. Внешние формы суицидального поведения не проявляются:

a) депрессивные состояния

b) злоупотребление алкоголем

c) умышленное причинение вреда своему здоровью

d) причинение вреда окружающим людям

Тема 4. Психология профессионального общения сотрудников ОВД.

Основное содержание темы:

Понятие об общении. Единство общения и деятельности. Виды об­щения. Социальная адаптация и социальная автономизация. Коммуника­тивная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Особенности профессионального общения сотрудника органов внутренних дел. Обще­ние как обмен информацией. Общение и речь.

Механизмы и закономерности восприятия человека человеком. Об­щение как межличностное взаимодействие. Виды психологического влия­ния. Социальный контроль и социальные нормы как системы регламента­ции, взаимодействия и взаимоотношения людей. Формы и ролевые ожида­ния в процессах общения. Общение как понимание людьми друг друга. Основные правила продуктивного общения.

Вопросы к теме:

1. Понятие «общение» в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

При рассмотрении данного вопроса наиболее важным является анализ многообразия определений общения и роли общения в юридической практике.

2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.

Изучения данного вопроса необходимо начать с особенностей механизмов воздействия в процессе профессионального общения сотрудников ОВД.

3. Структура общения сотрудников органов внутренних дел.

Наиболее важным при изучении данного вопроса является психологическая особенность каждой из сторон структуры общения.

4. Виды общения сотрудников ОВД.

При изучении данного вопроса наибольшее внимание следует уделить классификации общения и отметить отличительные особенности каждого из видов общения.

5.Психологические компоненты профессионального общения сотрудников органов внутренних дел.

Рассмотрение данного вопроса ставит целью ознакомление с психологическими компонентами профессионального общения сотрудника органов внутренних дел: тактика, стадии, приемы общения.

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Психология общения. М.,2002

§ Казаринова общение. Конспект лекций. – СПб: Изд-во, 2000.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

Дополнительная литература:

§ Пол и характер. – М.: Форум, 1991.

§ Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. - СПб.: Питер, 2000.

§ Мастер общения. Советы практикующего психолога СПб.: Питер,2002

§ Психология влияния СПб.: Питер, 2001

§ Язык телодвижений. - Н. Новгород: Изд-во «Ай Кью», 1992.

§ Развитие навыков эффективного общения СПб.: Питер,2002

§ Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение: Сокр. пер. с нем. - М.: АО «Интерэксперт», 1996.

§ Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. - М.: ГУК МВД России, 2001.

§ Тихонов специальных свойств личности в процессе профессиональной подготовки сотрудников, 2000

§ Томилова -психологические условия профессионального становления молодых сотрудников ОВД. М.,2000

§ Самоучитель общения. - СПб.: Питер, 2000.

§ Филатова психология. Конспект лекций. – СПб.: Изд-во, 2000.

§ Психология влияния. – СПб.,2002.

§ Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя СПб.: Питер,2002

§ П Психология влияния: скрытое управление, манипулирование и защита от них. – М.,2002

§ Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб, 2002. Язык жестов - путь к успеху. - СПб.: Питер, 2000.

Задания для самопроверки:

1. Речь – это:

a) психическое явление

b) процесс отражения

c) обмен информацией между людьми

d) психическая деятельность

2. Речь не бывает:

a) внутренняя

b) внешняя

c) деятельная

d) эгоцентрическая

3. Интерес к другому человеку можно невербально выразить:

a) помещенными на бедра руками

c) пристальным взглядом

d) слегка дотрагиваясь до него руками

4. Основным стилям общения не является:

a) ритуальное общение

b) социальное общение

c) манипулятивное общение

d) гуманистическое общение.

5. Особенностью профессионального общения сотрудников является

a) необычайная широта и многоплановость общения

b) запланированность и четкая организованность общения

c) вынужденный характер,

d) высокой степенью конфликтности

Тема 5. Социально-психологическая характеристика подразделения сотрудников ОВД.

Основное содержание темы:

Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп. Структура малой группы. Позиция, статус, внутренняя установка и роль. Композиция и нравственные ценностные ориентации. Психологическая совместимость. Социальные нормы и их функции. Становление малой группы как коллектива. Критические периоды в развитии коллектива, их значение и пути преодоления. Понятие сверхнормативной деятельности. Руководство и лидерство в группе. Индивидуальная характеристика лиде­ра. Стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

Межличностные отношения в группах и коллективах. Официальные и неофициальные отношения. Отношения лидерства, руководства и под­чинения. Деловые и личные, рациональные и эмоциональные отношения. Коллективистские отношения, их характеристика. Подходы к изучению взаимоотношений в группе: статический и динамический. Характер взаи­моотношений в зависимости от уровня развития группы. Межличностные конфликты в группе и их классификация. Социометрия и статическая кар­тина внутригрупповых взаимоотношений (Дж. Морено).

Массовые социально-психологические феномены. Толпа, психоло­гические механизмы ее формирования. Психологические методы управле­ния людьми в различных видах толпы (паника, толпа бесчинствующих бо­лельщиков на стадионе, несанкционированные митинги, массовые общест­венные беспорядки), применяемые сотрудниками органов внутренних дел.

Учет в социальной психологии половых, этнических и возрастных феноменов.

Групповые факторы в зарождении и развитии антиобщественного поведения. Психологическая характеристика преступных групп. Примитивная группа. Структура примитивной группы.

Понятие толпы. Виды толпы: случайная, конвенциальная, агрессивная, действующая. Социально-психологические условия возникновения и развития толпы. Социально-психологическая структура толпы. Роль лидера в толпе. Слухи и их разновидности. Роль слухов в толпе. Паника. Виды паники. Действия сотрудников органов внутренних дел по предотвращению паники. Психологические особенности действий сотрудников предупреждению и пресечению ассоциальных форм внеколлективного поведения.

Вопросы к теме:

1. Критерии выделения социальных групп. Типология социальных групп.

В данном вопросе наиболее углубленное внимание необходимо уделить критериям выделения групп и психологическим особенностям каждой из социальных групп.

2. Примитивная группа. Структура, правила.

При рассмотрении данного вопроса актуальным становится рассмотрение психологических особенностей примитивной группы.

3. Субъекты внеколлективного поведения.

Рассмотрения особенностей субъектов внеколлективного поведения становится актуальным в сфере деятельности сотрудников ОВД, исходя из этого целесообразно остановится на психологических закономерностях взаимодействия с субъектами внеколлективного поведения.

4. Виды толпы и их особенности.

При рассмотрении данного вопроса необходимо детально рассмотреть виды толпы и стадии развития взаимоотношений в толпе.

5. Агрессивная толпа, как субъект внеколлективного поведения.

При изучении данного вопроса наибольшее внимание следует обратить на действия и профилактические меры по предотвращению агрессивного поведения.

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Еникеев психология. М., 2000.

§ Климов психология. М.,2001

§ Рубинштейн психология. СПб.: Питер, 2000.

§ Столяренко юридическая психология. М., 2001.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

§ Столяренко общей психологии. М., 1999.

Дополнительная литература

§ Андреева психология. М., 1994.

§ Аникеева климат в коллективе. - М., 1989. (Понятие о психоло­гическом климате в коллективе: 3-16. Эффективность групповой деятельности: 87-120).

§ Бодалев и понимание человека человеком. М., 1982. С 5-

§ , Дубровская малой группы. М., 1991.

§ Немов. М., 1994. С. 431-433.

§ Психология эмоций: Тексты. Эмпатия. С 87.

§ Рубинштейн и пути развития психологии. М, 1960. С 180-181.

Задания для самопроверки:

1. По критерию организованности не различаются группы

a) формальные

b) неформальные

c) полуформальные

d) относительноформальные

2. По критерию времени существования не выделяют группы

a) кратковременные

b) постоянные

c) эпизодические

d) временные

3. Группа, в которой индивид вынужден находиться в настоящий момент

a) группа пребывания

b) группа присутствия

c) группа нахождения

d) группа времяпрепровождения

4. Стихийно складывающееся образование, базирующееся на наиболее низменных побуждениях ее членов – это

a) первобытное общежитие

c) примитивная группа

d) коллектив

5. Структуре «примитивных» групп соответствует?

a) гибкая иерархическая структура

b) жесткая иерархическая структура

c) иерархическая структура отсутствует

d) неопределенная иерархическая структура

Тема 6. Характеристика, предупреждение и разрешение конфликтов в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Основное содержание темы:

Конфликты в общении. Сущность, структура и классификация конфликтов. Конфликтная ситуация. Инцидент. Виды конфликтов. Конструктивный конфликт. Деструктивный конфликт. Внутриличностный конфликт. Функции конфликтов: сигнальная, диагностическая, восстановительная, регулятивная. Причины, способствующие возникновению конфликтов и неблагоприятного социально-психологического климата в коллективах сотрудников органов внутренних дел: объективные, субъективные, объективно-субъективные. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности сотрудников ОВД.

Вопросы к теме:

1. Сущность, структура и классификация конфликтов.

При рассмотрении данного вопроса необходимо более детально рассмотреть классификацию конфликтов в зависимости от критериев классификации.

2. Предупреждение и разрешение конфликтов.

Основной акцент внимания при изучении данного вопроса необходимо направить на пути и способы предупреждения или оптимального разрешения конфликтов

3. Природа конфликтов в ОВД.

Рассматривая данный вопрос необходимо выяснить природу, причины и особенности конфликтов в органах внутренних дел.

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Еникеев психология. М., 2000.

§ Климов психология. М.,2001

§ Рубинштейн психология. СПб.: Питер, 2000.

§ Столяренко юридическая психология. М., 2001.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

§ Столяренко общей психологии. М., 1999.

Дополнительная литература

§ Авдеев КВ. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М, 1992.

§ Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990.

§ Андреев: искусство спора, ведения пе­реговоров, разрешения конфликтов. - Казань, 1992.

§ , Шипилов. - М., 2001.

§ Бабосов ЕМ. Конфликтология. - Минск, 2000.

§ , Зимина: наука о гармонии. - Екатеринбург, 1995.

§ Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые иг­рают в игры. - СПб., 1992.

§ , Коряк, конфликт! - Новоси­бирск, 1989.

§ Браим делового общения. - Минск, 1996.

§ , Захаров ДК. Конфликтология - М., 2000.

§ Гришина конфликта. - СПб., 2000.

Задания для самопроверки:

1.Стадии развития конфликта не включают:

a) конфликтные отношения

b) противоречия

c) инцидент

2. Конфликты бывают:

a) межнациональные

b) межэтнические

c) межличностные

d) межинтеллектуальные

3. Стратегиями поведения в конфликтах являются:

a) избегание

b) сотрудничество

d) компромисс

Тема 7. Психологические основы юридической деятельности.

Основное содержание темы:

Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Основные пути и направления развития юридической психологии.

Объект, предмет, задачи и методы криминальной психологии. Психологическое значение терминов «преступность» и «преступление».

Психология оперативно-розыскной деятельности. Тактика и приемы установления и развития психологических контактов в ОРД. Психологические основы оценки личности интересующего лица в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Вопросы к теме:

1. Предмет юридической психологии и ее значения в юридической деятельности.

При изучении данного вопроса раскрыть психологические особенности юридической деятельности рассмотреть предмет юридической психологии.

2. Психология оперативно-розыскной деятельности: цели и задачи.

Рассматривая данный вопрос основной акцент необходимо расставить на задачи оперативно-розыскной психологии.

3. Объект, предмет, задачи и методы криминальной психологии.

При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на специфические методы, применяемые в рамках криминальной психологии.

Основная литература

1. Андреев обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников: ГУК МВД, 2004

2. Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

3. , Янаев психология. М.: Щит-М,2003

4. Еникеев психология. М.: Норма, 2000

5. , Скрыпников обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников: ИМЦ ГУК МВД РФ,2001

6. , Прозоров в деятельности сотрудников органов внутренних дел. – М., 2006.

7. , основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.- М., 2005.

8. Мариновская и педагогика в правоохранительной деятельности. М.: Щит-М,2003

9. , Цветков и педагогика в правоохранительной деятельности М.: Щит-М, 2000

11. Романов психология М.: Юристъ, 2000

12. , Романова психология (хрестоматия) М.: Юристъ, 2000

13. Чуфаровский оперативно-розыскной деятельности М.: Проспект, 2003

Тема 8. Психологическая характеристика основных следственных действий.

Основное содержание темы:

Понятие судебной психологии. Основные задачи, цели и методы судебной психологии. Психологические особенности отдельных видов судопроизводства и различных участников судебного процесса.

Психология осмотра места происшествия. Следы и результаты преступной деятельности как смысловые показатели поведения преступника на месте происшествия. Психологические приемы, повышающие результативность и качество следственного осмотра.

Психология обыска. Психологические особенности поисковой деятельности сотрудника время обыска. Психологические приемы активизации мыслительной деятельности сотрудника ОВД и нейтрализации воздействия отрицательных факторов на его психику во время обыска.

Психология допроса. Понятие психологического контакта при допросе. Психологические особенности допроса потерпевшего. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц. Психология допроса на очной ставке.

Судебно-психологическая экспертиза. Основания, поводы назначения судебно-психологической экспертизы . Компетенция СПЭ. Оценка и использование заключения СПЭ следователем, судом и защитой.

Вопросы к теме:

1. Предмет, задачи и цели судебной психологии.

При изучении данного вопроса слушателям желательно детально рассмотреть задачи и цели судебной психологии и сравнить их с задачами других направлений юридической психологии.

2. Психология обыска и выемки.

При рассмотрении данного вопроса слушатели должны особо отметить психологические особенности обыска и выемки.

3. Психология осмотра место происшествия.

При изучении данного вопроса основным направлением должно быть рассмотрение психологических закономерностей, которые необходимо учитывать пи проведении следственного осмотра.

4. Психология допроса.

Важным обстоятельством при рассмотрении данного вопроса является психологическое содержание деятельности следователя при проведении допроса.

5. Предмет, основания и поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

Изучая данный вопрос, слушатели должны усвоить основные требования к основаниям для назначения судебно-психологической экспертизы.

Основная литература

§ Андреев обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников: ГУК МВД, 2004

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ , Янаев психология. М.: Щит-М,2003

§ Еникеев психология. М.: Норма, 2000

§ , Скрыпников обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников: ИМЦ ГУК МВД РФ,2001

Дополнительная литература

§ , Китаева психологические исследования в уголовном процессе. Иркутск,2002

§ , Прозоров в деятельности сотрудников органов внутренних дел. – М., 2006.

§ , основы психологии для сотрудников правоохранительных органов.- М., 2005.

§ Мариновская и педагогика в правоохранительной деятельности. М.: Щит-М,2003

§ , Цветков и педагогика в правоохранительной деятельности М.: Щит-М, 2000

§ Романов психология М.: Юристъ, 2000

§ , Романова психология (хрестоматия) М.: Юристъ, 2000

§ Самоукина психология М.: Тандем, 2000

§ Чуфаровский оперативно-розыскной деятельности М.: Проспект, 2003

Тема 9. Психологические особенности личности преступника и преступного поведения.

Основное содержание темы:

Понятие криминальной среды. Квалификации преступников с точки зрения психологии. Социально-психологические механизмы преступного социума. Криминальная субкультура (психологический анализ современ­ных тенденций).

Структурно-психологический анализ преступного действия. Взаимо­действие объективных и субъективных факторов. Понятие мотивационной сферы преступления. Соотношение мотива, цели и наступившего резуль­тата в умышленных и неосторожных преступлениях.

Изучение личности преступника в криминальной психологии (, и др.) Соотношение биологического и соци­ального в криминальной личности. Психолого-криминологические типо­логии личности преступника и отдельных категорий преступников.

Вопросы к теме:

1. Психология личности преступника.

2. Факторы формирования личности преступника.

3. Мотивация преступного поведения

Основная литература

§ Васильев психология. - СПб.: Питер, 2000.

§ Еникеев психология. М., 2000.

§ Климов психология. М.,2001

§ Рубинштейн психология. СПб.: Питер, 2000.

§ Столяренко юридическая психология. М., 2001.

§ Столяренко приемы в работе юриста: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000.

§ Столяренко общей психологии. М., 1999.

§ Чуфаровский психология. – М., 1995.

§ , Эминов преступника и расследования преступлений. - М.: Юристъ, 1996.

§ Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.

§ , Стрижов и педагогика в правоохранительной деятельности сотрудников ОВД.- М., 1997.

§ Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов // Под. ред. . – М.: Закон и право. Юнити, 1999.

§ Психология влияния. - СПб.: Питер Ком, 1999.

Тема 10. Психология криминальной среды и преступных сообществ.

Основное содержание темы:

Преступная группа с точки зрения современной психологии. Психо­логические особенности формирования и функционирования преступных групп. Психолого-криминалистические типы преступных групп и их структура (по). Случайные преступные группы. Группы ти­па компании. Организованные преступные группы. Сплоченные организо­ванные группы. Преступные сообщества, а также различного рода объеди­нения организованных преступных групп. Структурная (сложная) организованная группа. Организованная преступная группиров­ка. Бандитское формирование. Преступная организация (сообщество). Ма­фия. Кооперация профессиональных преступных лидеров ("воров в зако­не"). Три категории банд: "классическая банда", "специализированная бан­да" и "заказники".

Психолого-криминалистические типы хулиганских групп и их структура. Психологический анализ мотивов хулиганских действий. Пси­хология раскрытия и расследования преступлений, совершенных хулиган­скими группами.

Лидерство в преступных группах и организациях. Типология лиде­ров. Конфликты в преступных группах. Психологические особенности раскрытия и расследования преступлений, совершенных преступной груп­пой. Тактико-психологические приемы обострения или создания конфлик­та между соучастниками в процессе расследования группового преступле­ния.

Вопросы к теме:

1. Общая характеристика и виды преступных групп.

Изучая данный вопрос у слушателей должно сформироваться представление об особенностях характеристики преступных групп.

2. Криминальные группы несовершеннолетних.

При рассмотрении данного вопроса основной акцент необходимо направить на психологические особенности создания и функционирования криминальных групп несовершеннолетних.

3. Криминальная субкультура.

При изучении данного вопроса слушателям необходимо провести сравнительный анализ понятий «криминальная среда» и «криминальная субкультура».

4. Психология преступных групп и организаций.

При освоении материала данного вопроса необходимо детально рассмотреть психологические особенности преступных групп разной направленности, возрастных и половых особенностей.

Основная литература

§ Гуров преступность: прошлое и современность. - М.: Юридическая литература, 1990.

§ Индустриально-организационная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

§ Жилин организации и тактики борьбы оперативных аппаратов милиции с криминальными группами: Учебное пособие. - ЮИ МВД России, 1995.

§ Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. . – М.: Юнити – Дана, 2001.

Аврамцев, В. В. Психологическая подготовка сотрудников оперативных подразделений ОВД [Текст]: практическое пособие / В. В. Аврамцев, Г. Л. Воронин, Л. Н. Иванова. - М.: ЦОКР МВД России, с. Практическое пособие посвящено разработке концепции, программы и методов психологической подготовки сотрудников оперативных подразделений ОВД. Представлены основы методики психологического тренинга профессионального общения сотрудников ОВД. Упражнения систематизированы по направлениям: тренинг базовых навыков профессионального общения, ролевого поведения, конфликтного взаимодействия.


Актуальные вопросы психологического обеспечения работы с личным составом ОВД (по материалам постоянно действующего семинара для психологов) [Текст]: сборник / ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Материалы могут быть использованы для совершенствования психологического обеспечение работы с личным составом органов внутренних дел, а также при подготовке, переподготовке и повышении квалификации психологов в ведомственных образовательных учебных заведениях.


Андреева, И. А. Методика организации социально-психологических исследований в ОВД [Текст] : метод. пособие / И. А. Андреева, В. А. Корчмарюк. - М.: ЦОКР МВД России, с. Материалы пособия предназначены для психологов органов, подразделений и учреждений внутренних дел, преподавателей психологии образовательных учреждений МВД России. Материалы пособия могут быть использованы для совершенствования психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.


Буткова, Т. А. Формирование психологической компетентности сотрудников ОВД [Текст] : методические рекомендации / Т. А. Буткова. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются вопросы формирования профессионализма, компетентности и профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел. Предлагается модель психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел как компонента профессионального мастерства.


Вахнина, В..В. Диагностика и формирование мотивационной готовности сотрудников к службе в ОВД [Текст]: научно-методическое пособие / В..В. Вахнина, В. П. Трубочкин. - М.: ЦОКР МВД России, с. Пособие направлено на развитие психологического обеспечения управленческой деятельности. Мобилизационно- психологический подход позволяет по-новому интегрировать ряд аспектов оперативно-служебной и управленческой деятельности. Пособие основано на многолетнем научном исследовании проблемы и содержит комплекс методических рекомендаций по теме.


Вахнина, В. В. Психологическая диагностика инновационного потенциала личности руководителя ОВД и методы его развития [Текст]: методическое пособие / В. В. Вахнина. - М.: ЦОКР МВД России, с. Раскрываются проблемы инноваций и психологического обеспечения управления инновационной деятельностью руководителя ОВД, методика развития инновационного потенциала личности руководителя ОВД. Пособие предназначено для практических психологов органов внутренних дел, преподавателей, слушателей, адъюнктов образовательных учреждений МВД России.


Вахнина, В. В. Психологическое обеспечение переговорного процесса сотрудников ОВД [Текст] : учеб. пособие / В. В. Вахнина. - М.: ЦОКР МВД России, с. Пособие нацелено на развитие психологического обеспечения переговорной деятельности, содержит комплекс методических рекомендаций и основано на многолетнем научном исследовании проблемы.


Горбач, Н. А. Проблемы игровой зависимости среди сотрудников ОВД [Текст]: методические рекомендации / Н. А. Горбач, М. А. Лисняк, Т. В. Трепашко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Описаны методологические подходы к выявлению сотрудников ОВД, склонных к игровой зависимости. Для психологов и сотрудников подразделений по работе с личным составом МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, ЛУВДТ и образовательных учреждений МВД России.


Копылова, Г. К. Психология в деятельности ОВД [Текст]: курс лекций / Г. К. Копылова, А. В. Прозоров. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматриваются важнейшие темы общей, социальной, этнической и юридической психологии. Основу курса составляют результаты исследований отечественных и зарубежных ученых, а также собственный опыт авторов, полученный в процессе профессиональной и преподавательской деятельности в органах внутренних дел


Кораблев, С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов [Текст] : учеб. пособие / С. Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматриваются принципы и структура тренинга развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов. Изучение теоретических аспектов профессионального общения, дополненное практической отработкой соответствующих умений и навыков, позволит сотруднику органов внутренних дел эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.


Марьин, М. И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров; под общ. ред. В.Л. Кубышко.- М.: ЦОКР МВД России, с. Проведен анализ становления, развития и современного состояния психологического обеспечения и психологической службы ведомственных учебных заведений. Систематизирована современная психологическая практика, разработаны концептуально-методические основы организации и проведения психологической работы с личным составом.


Марьин, М. И. Психологическое обеспечение первоначальной подготовки сотрудников ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. М. Поздняков, В. Е. Петров, А. В. Бореко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В пособии приводятся нормативные и учебно- методические материалы, используемые в процессе организации и осуществления психологического обеспечения специального первоначального обучения личного состава, а также при организации психологического сопровождения служебной деятельности и процесса адаптации молодых сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел.


Морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности личного состава ОВД [Текст]: сборник нормативных документов и методических материалов / под общ. ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В настоящий сборник включены нормативные правовые акты МВД России и методические материалы, составляющие нормативно-методическую основу деятельности руководителей органов внутренних дел, подразделений по работе с личным составом по организации морально- психологического обеспечения.


Организация психологической работы с личным составом ОВД [Текст] : учеб. пособие / сост. А. М. Небольсин. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются научные основы психологической работы с личным составом органов внутренних дел; психологические характеристики личности сотрудника органов внутренних дел и его профессиональной деятельности; социально-психологическая структура служебного коллектива органа внутренних дел; психолого-педагогическая компетенция руководителей органов внутренних дел, пути ее повышения.


Пряхина, М. В. Профессиональный психологический отбор оперативных сотрудников уголовного розыска [Текст]: методическое пособие / М. В. Пряхина, Ю. Е. Скалин, А. М. Иванова. - М.: ДГСК МВД России, с. Рассматриваются вопросы организации, содержания и методического обеспечения профессионального психологического отбора оперативных сотрудников уголовного розыска.


Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Л. Кубышко и др. - М.: ЦОКР МВД России, с. Проанализированы основные причины нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел. Указаны основные направления психологической работы, а также пути профилактики и коррекции склонности к нарушениям служебной дисциплины.


Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников ОВД [Текст]: учебно- методическое пособие / ред. В. Л. Кубышко. - М.: ЦОКР МВД России, с. В пособии приводятся методические материалы, направленные на повышение коммуникативной компетентности и культуры общения сотрудников ОВД. В него включены основные методы диагностики и группового психологического тренинга, определены модели и программы, составлены практические рекомендации по его проведению.


Марьин, М. И. Социально-психологическая компетентность руководителя ОВД [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин, В. Е. Петров, А. И. Адаев, А. В. Бореко. - М.: ЦОКР МВД России, с. Рассматривается понятие и содержание социально- психологической компетентности руководителя органа внутренних дел. Предлагаются психотехнологии оценки степени выраженности ее компонентов у сотрудников, методы развития и совершенствования. Приводятся методики проведения социально- психологических обследований в служебных коллективах ОВД.


Марьин, М. И. Психологическая подготовка сотрудников подразделений МОБ и формирование навыков публичного поведения в условиях проведения массовых мероприятий граждан [Текст]: учебно-методическое пособие / М. И. Марьин. - М.: ЦОКР МВД России, с. Учебно-методическое пособие нацелено на совершенствование профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел при обеспечении ими общественной безопасности, формирование у них навыков публичного поведения в условиях большого скопления людей, проведения массовых мероприятий, повышение эффективности деятельности личного состава подразделений МОБ.


Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов - сотрудников ОВД [Текст] : метод. пособие / сост. А. Ф. Караваев. - М.: ЦОКР МВД России, с. Методическое пособие подготовлено в помощь психологам, курсантам, преподавателям образовательных учреждений, руководителям правоохранительных органов.

Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Энциклопедия юридической психологии.
Под ред. А.М.Столяренко.


Программа психологической помощи сотрудникам ОВД. Ведомственный нормативно-правовой акт, регламентирующий объем и порядок осуществления организационных, социально-психологических и медико-психологических, мероприятий с личным составом, определяющий источники финансирования, ответственных должностных лиц, содержание реабилитационной работы с сотрудниками и ее этапы, используемые формы и методы психологической работы с сотрудниками в штатных и экстремальных условиях, со служебными коллективами, членами семей погибших и др.. Строится на принципах обязательности проведения, комплексности и системности.

Программа работы кабинета психологической регуляции. Комплекс мероприятий, проводимых с сотрудниками ПОО в целях организации донозологической профилактики отклонений в состоянии здоровья, психической дезадаптации или начальных проявлений нервно-психической неустойчивости, в том числе острых стрессовых и посттравматических стрессовых нарушений. Программа реализуется в несколько этапов:

Первый этап заключается в обследовании сотрудников в форме индивидуального или группового психодиагностического обследования, индивидуального собеседования с целью определение индивидуально-психологических особенностей, показаний к психологической реабилитации и формирования групп для психологической коррекции. По результатам обследования сотрудники распределяются на 3 группы. 1-я группа - практически здоровые. Сотрудникам предоставляются отпуска и другие льготы, предусмотренные действующим законодательством. По возможности повторное психодиагностическое обследование проводится спустя 6 месяцев – 1 год. 2-я группа - имеющие функциональные, донозологические отклонения в состоянии здоровья. С ними проводятся реабилитационно-восстановительные мероприятия и повторное контрольное психодиагностическое обследование через 6 месяцев после завершения курса. 3-я группа - больные. Данные сотрудники после углубленного обследования в центрах психологической диагностики направляются на амбулаторное или стационарное лечение. Повторное психодиагностическое обследование проводится психологом через 1 месяц после окончания лечения.

На втором этапе реабилитационные мероприятия проводятся для сотрудников, отнесенных ко второй группе обследованных, в несколько сеансов в соответствии с необходимостью, определяемой психологом кабинета, по следующей примерной программе. Сеанс 1 - групповое (индивидуальное) собеседование; видеотерапия релаксационного характера; проведение дебрифинга по пережитым событиям; проведение сеансов нервно-мышечной релаксации и аутогенной тренировки; проведение сеанса «Арттерапии»; индивидуальное психологическое консультирование и коррекция психологических состояний, применение физио- и фитотерапевтических методов и средств. Сеанс 2 - обучение методам саморегуляции при помощи дыхательных упражнений и их проведение; музыкальная релаксационная терапия; обучение методике саморегуляции «Ключ»; сеанс мобилизующей аутогенной тренировки; видеотерапия мобилизующего характера; психоконсультационные, психокоррекционные, физио- и фитотерапевтические методы и средства. Сеанс 3 - видеотренинг делового и повседневного общения; групповое обсуждение нерешенных проблем и общего состояния; индивидуальное психологическое консультирование и коррекция постстрессовых состояний, применение физио- и фитотерапевтических методов и средств; тренажерный зал, сауна. При необходимости отдельным сотрудникам могут быть предложены дополнительные индивидуальные и групповые психореабилитационные мероприятия.

На каждого сотрудника, направленного на кабинет, психолог оформляет Наблюдательное дело. Оно ведется в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами по правам человека и с учетом Кодекса профессиональной этики психолога. Документ хранится до увольнения сотрудника со службы и уничтожается в установленным порядке. В случае перевода сотрудника в другое подразделение для дальнейшего прохождения службы Наблюдательное дело направляется психологу (в кадровый аппарат) этого подразделения.

(Марьин М.И., Бродченко О.И., Петров В.Е.)

Психологическая коррекция в ПОО. ПК – направленное психологическое воздействие на личность с целью обеспечения ее полноценного развития и функционирования. Психокоррекционная работа в значительной степени связана с развитием личности. Существуют индивидуальные и групповые формы психокоррекционной работы. ПК, может проводится по инициативе не только самого сотрудника, но и штатного психолога. Индивидуальные формы ПК во многом пересекаются с процедурой психологического консультирования. Групповая психокоррекционная работа часто дает гораздо больший психологический эффект, чем общение сотрудника с психологом. По мнению К. Левина легче изменить индивидуумов собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности. Психокоррекционные группы отличаются по целевой направленности (изменения состояний, развитие социально важных качеств, самоактуализация); по характеру решаемых задач (развитие сензитивности, уверенности в себе, организаторских способностей и т.д.); по теоретической концепции (группы трансакционного анализа, аутотренинга, тренинга умений, гештальт группы, НЛП и д.р.). Методика проведения психокоррекционной работы в группах строится на убеждении, что человек сам в состоянии осознать свои проблемы и обсуждать их вместе с группой. Существуют следующие принципы организации групповой психокоррекционной работы: 1) персональной ответственности (результаты обучения и личностного роста зависят, прежде всего, от самого себя); 2) самораскрытия (раскрытие своего "Я" другим людям – признак здоровой личности, защищает от построения ложного внешнего «Я»); 3) принцип «здесь и сейчас» (анализируется не прошлое, а настоящее, личностно значимые проблемы); 4) принцип «обратной связи» (участники группы высказывают свое отношение к неадекватному поведению других); 5) принцип гуманности (уважение друг к другу, принятие людей такими, какие они есть, решение о необходимости коррекции каждый принимает самостоятельно).

(Л.Н. Волина)

Психологическая помощь сотрудникам. ПП (наряду с юридической, медицинской и др.) - вид практической помощи, выражающейся в содействии самостоятельному преодолению сотрудниками психологических трудностей освоения служебных обязанностей, выполнения их на должном уровне, привыкания к условиям службы, благополучного завершения службы. Помощь оказывается тогда, когда работники плохо справляются с трудностями сами.

Сравнительно несложные формы ПП всегда использовались со стороны сослуживцев, руководителей и наставников: психологическая поддержка (содействием внутренней мобилизации); психологическое ориентирование (улучшением психологической информированности); психологическое ассистирование (подключением к непосредственному преодолению трудностей). С созданием в ПОО психологических служб их работники не только участвуют в этих формах помощи, но применяют и иные, требующие специальной квалификации: психологическое консультирование (способствование принятию решений по преодолению трудностей); психологическую реабилитацию (содействие восстановлению эмоционально-волевых состояний и психологической дееспособности).

ПП не тождественна всему психологическому обеспечению деятельности сотрудников, а является его составной частью. Помимо основного назначения, она выполняет особую роль – «вплетаясь» непосредственно в профессиональную жизнь личного состава, служит развитию и укреплению среди него нравственных отношений.

Методы ПП разнообразны. К ним относятся: проявление сочувствия; одобрение взглядов, отношений, намерений и действий; раскрытие ограниченности ошибочных суждений и поступков; смещение акцентов с переживания неудач на перспективы и успехи; вдохновение положительными примерами преодоления невзгод; привлечение внимания к неявным причинам конкретных психологических трудностей; систематика факторов вызывающих эти трудности; оценка индивидуальных возможностей их преодоления; совместный поиск психологических зависимостей проблемных ситуаций; аналитическое преобразование проблем до более решаемого вида; определение скрытых и комбинированных вариантов их разрешения; психологическая «подстраховка», «подмена», «подыгрывание» в отношении лиц преодолевающих трудности; психофизическая релаксация; дебрифинг; прояснение смыслообразующих профессиональных и жизненных мотивов; раскрытие важности духовного самоопределения и развития; и др.

(Е.В. Петухов)

Психологическая помощь сотрудникам ОВД в зоне боевых действий. Представляет собой систему мер, осуществляемых сотрудниками подразделений психологического обеспечения с целью поддержания оптимального уровня профессиональной адаптации и социально-психологического статуса сотрудников органов внутренних дел, выполняющих служебно-боевые задачи, восстановления и повышения их работоспособности. Основными направлениями работы выступают: выполнение комплекса работ, направленных на снижение гибели, ранений, нарушений служебной дисциплины и законности, преступлений и чрезвычайных происшествий среди личного состава; осуществление комплекса мероприятий по психологическому сопровождению контртеррористических операций; применение психологических знаний в решении задач по обеспечению личной безопасности сотрудников; диагностика морально-психологического и психофизиологического состояния сотрудников; осуществление комплекса восстановительных мероприятий (например, снятие чрезмерно напряжения путем использования комплекса методов и приемов); проведение индивидуального психологического консультирования с руководителями всех уровней по вопросам организации работы с личным составом, а также с сотрудниками по актуальным личностным и семейным проблемам.

(Марьин М.И., Петров В.Е.)

Психологическая работа с ранеными сотрудниками ОВД. Мероприятия, направленные на переработку раненым сотрудником органов внутренних дел травматического переживания и интегрирование его в позитивный жизненный опыт. Необходимость психологической работы связана с тем, что для успеха лечения необходимо благоприятное психическое состояние. У раненых же часто наблюдаются симптомы посттравматических стрессовых расстройств: навязчивые воспоминания, сниженный фон настроения, бессонница, необъяснимая тревога, повышенная раздражительность, нервозность, депрессия, сверхбдительность, расстройство памяти и т.п.

Методы психологической работы могут быть следующими: наблюдение, эмпатийное слушание, клиническая беседа (для диагностики психологического состояния, сбора психологического анамнеза), дебрифинг (для минимизации психологических последствий, предупреждения развития синдрома посттравматических стрессовых расстройств), ресоциализация (работа с близкими родственниками), краткосрочные психокоррекционные методы (психологической реанимации боли, логики событий; снятия стресса на происшедшие события, стирания переживаний, работы с агрессией, утратами, динамикой горя, поиска ресурсов и проекции на будущее), специальные психотерапевтические методики (психотерапевтические метафоры, трансовые техники, приемы саморегуляции, методики «Жизненный путь» и «Ключ», рациональная и дыхательная терапия и т.п.).

В работе психолога с ранеными можно выделить следующие стадии: а) адаптация к условиям госпиталя, ярким эмоциональным переживаниям (данный период может быть кратким при условии подготовки психолога к работе с ранеными); б) конструктивная стадия – активная работа с ранеными; в) стадия отрицания, на которой психолог настолько идентифицируется с ранеными, что у него могут возникнуть симптомы психологического стрессового расстройства, а именно: соматические проявления, повышенная тревожность, неспособность расслабляться, отрицание собственных переживаний, навязчивые сновидения; г) стадия анализа – перевод негативных реакций на сознательный уровень; д) реадаптация к обычным условиям службы. У психологически подготовленных сотрудников реабилитационный период проходит легче. Они направлены на сотрудничество с психологом, а также более контактны и общительны с другими ранеными. При работе с сотрудниками, не прошедшими профессионально-психологической подготовки, психологам приходится затрачивать дополнительные усилия для преодоления негативных реакций и сопротивления, отказа от помощи, недоверия к психологам, отрицания проблемы реабилитации, что значительно удлиняет период реабилитации.

(Марьин М.И., Петров В.Е.)

Слайд 2

план

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ, ВЕРНУВШИМИСЯ С «ГОРЯЧИХ ТОЧЕК» 1.1Тревожность личности как психологический феномен 1.2Психологические последствия прохождения службы в «горячих точках» 1.3Психологическое консультирование как форма реабилитационной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках» ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СОТРУДНИКОВ, ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ» 2.1. Организация и проведение эмпирического исследования на выявление особенностей изменения уровней тревожности у сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» 2.2. Анализ и интерпретация данных, полученных в результате эмпирического исследования 2.3. Практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ

Слайд 3

Актуальность

Кратковременное пребывание в зоне вооруженных действий не проходит для человека бесследно. Оно может являться препятствием к адаптации в условиях мирной жизни, после прохождения военной службы и участия в боевых действиях, и как следствие, может выражаться в девиантном поведении, проявлении дезадаптации, пограничных нервно-психических расстройств и проявлении синдрома посттравматического стресса. Данный факт обуславливает значимость и необходимость разработки мероприятий психологической диагностики и коррекции возможных признаков синдрома посттравматического стресса.

Слайд 4

Цель данного исследования состоит в том, чтобы определить уровень реактивной и личностной тревожности и сотрудников, проходивших службу в «горячих точках». Предмет исследования: личностные особенности сотрудников полиции (уровень тревожности личностной и реактивной) определяющие специфику психологической работы с ними. Объект исследования: личностные особенности сотрудников полиции. Гипотеза исследования заключается в том, что консультационная беседа является эффективной при различных отклонениях уровней личностной тревожности от нормы (как высокая тревожность, так и низкая). Беседа благоприятно влияет на личность.

Слайд 5

Задачи исследования:

Исследование теоретических подходов к проблеме посттравматического стрессового расстройства у лиц, принимавших участие в боевых действиях в отечественной и зарубежной литературе. Исследование особенностей личности и поведения сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Изучение особенностей уровня тревожности сотрудников ОВД с опытом служебно-боевой деятельности. Сравнение уровней тревожности и у сотрудников до консультационной беседы и после. Установление характера взаимосвязей между исследованными показателями в группах.

Слайд 6

Методы исследования

В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по проблеме психологических последствий участия в вооруженных действиях, в том числе по проблеме посттравматического стрессового расстройства и по изучению тревожности у сотрудников ОВД. В качестве эмпирических методов был использован метод тестов. Психодиагностический комплекс составили методики: 1.Шкала самооценки (тест Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина). 2. Тест «САН» (Самочувсвие-Активность-Настроение). 3. Цветовой тест Люшера.

Слайд 7

Выводы по 1 главе

Проанализировав первую главу можно сделать вывод о том, что уровень активности и тревожности, как личностной, так и ситуативной, являются важными чертами личности сотрудника полиции. Они во многом формируют его поведение и реакции в различного рода ситуации, в том числе и экстремальных, когда от сотрудника требуется сохранить спокойствие, не впасть в панику, осознать всю ответственность, возложенную на него за свою жизнь и за безопасность других людей. Умение принятия быстрых, четких и правильных решений в ситуации стресса – одно из важнейших качеств сотрудника полиции, проходящего службу в «горячих точках». И нашей задачей является обнаружить эти качества у сотрудника, помочь ему закрепить их в себе и сохранить. Сотрудники, вернувшиеся из «горячих точек» должны адаптироваться в условиях мирной жизни. И тут, как выясняется, могут возникнуть различного рода проблемы. Во втором параграфе данной главы мы подробно рассмотрели последствия для сотрудника после прохождения службы в СКР и формы проявления этих последствий. Третьим параграфом представлена одна из форм исправления и коррекции последствий прохождения службы в «горячих точках». Ею является психологическое консультирование. Рассмотрены и различные формы работы с клиентом. Задачей психолога является помощь в определении основных проблем клиента, принятие ситуации, выход из нее с новыми установками, а не «застревание» в одном и том же времени и поиск решения проблем. Психолог не управляет клиентом, не давит на него, а лишь направляет в нужном направлении. Этот методика является важной частью работы с сотрудником для его реабилитации в условиях мирной жизни, после прохождения службы в СКР.

Слайд 8

Сопоставление показателей личностной тревожности у сотрудников в первой группе (с исходными показателями низкой личностной тревожностью)

Рис.1. Где Col_1 – исходные показатели уровня личностной тревожности сотрудников, а Col_2 – показатели уровня личностной тревожности после проведения консультационной беседы.

Слайд 9

Сопоставление показателей личностной тревожности у сотрудников в первой группе (с исходными показателями с высокой личностной тревожностью)

Рис.2. Где Col_1 - исходные показатели уровня личностной тревожности сотрудников, а Col_2 – показатели уровня личностной тревожности после проведения консультационной беседы.

Слайд 10

Выводы по 2 главе

В данной главе была описана организация и проведение эмпирического исследования у сотрудников на выявление отклоняющихся от нормы уровней тревожности, проведен математический анализ и интерпретация эмпирических данных. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что нарушения уровня тревожности у сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» могут отрицательно сказываться как на самой личности, так и в ее профессиональной деятельности. Предотвратить это можно лишь работая с сотрудником, проводя регулярную диагностику. При выявлении нарушений проводить работу в консультационной беседе, возможно проведение психологического тренинга. Как нам показывают данные, работа является эффективной и продуктивной, изменения в положительную сторону отмечают и сами сотрудники, и подтверждает эмпирическое исследование. Также в данной главе предоставлены практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках». В тексте подробно описаны особенности ведения консультативной беседы и предложены тренинги, рекомендованные для приведения уровня тревожности в норму.

Слайд 11

Заключение

Для проведения эмпирического исследования была сформирована группа сотрудников, проходивших службу в «горячих точках» в количестве 60 человек. Таковыми являлись сотрудники ОП №2 «Омутинский» (с. Юргинское), ОП №1 «Омутинский» (с. Армизонское) и МО МВД России «Омутинский» Омутинского района Тюменской области в количестве 60 человек.Средний возраст – 33,9 (от 23 до 48 лет). Средний стаж работы – 9,3 (от 1 года до 19 лет). Все испытуемые – мужчины. В ходе математического анализа было выявлено, что консультационная беседа с сотрудниками, у которых личностная тревожность была выше или ниже нормы повлияла на ее изменение в положительную сторону. В результате анализа эмпирических данных были предложены практические рекомендации психологам органов внутренних дел работе с таким свойством личности сотрудника как тревожность для предотвращения негативных ситуаций во время прохождения ими службы в экстремальных ситуациях и для эффективной реабилитационной работы после прохождения службы в «горячих точках». Предотвратить негативные изменения можно проводя регулярную диагностику с сотрудниками, наблюдая за изменениями. При выявлении нарушений проводить работу в консультационной беседе, возможно проведение психологического тренинга. Как нам показывают данные, работа является эффективной и продуктивной, изменения в положительную сторону отмечают и сами сотрудники, и подтверждает эмпирическое исследование. В данной работе предоставлены практические рекомендации для эффективной работы с сотрудниками, проходившими службу в «горячих точках». В тексте подробно описаны особенности ведения консультативной беседы и предложены тренинги, рекомендованные для приведения уровня тревожности в норму.

Слайд 12

Посмотреть все слайды

Модель психологической службы может быть любой, при этом важно взаимодействие всех специалистов и педагогов.Психологическая служба нашего центра пришла к такой модели благодаря поискам разных вариантов. Интересно. что постепенно сложилась представляемая модель как наиболее удобная и мобильная. Мы. специалисты службы. проводим супервизии сложных случаев и это стало традицией.У нас есть своя страница на сайте Центра, там мы размещаем свои заметки, консультации.Позвольте представить модель нашей службы Вашему вниманию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Модель психологической службы Центр образования №1453 Ассоциированный при ЮНЕСКО

Консультирование родителей Консультирование педагогов индивидуальное групповое Медико – психолого -логопедическая служба Научно-методическая работа Диспетчерская работа Начальные и средние классы Старшие классы Диагностический минимум Диагностический минимум самооценка коррекция Развивающая работа Профориентация диагностика прогноз

Стратегия сопровождения детей начальной школы Ведущая деятельность-учебная Диагностический минимум по исследованию «школьного конвейера» Индивидуальная и групповая развивающая деятельность с учетом репрезентативных систем ребенка Формы:психотехнические игры,психо- гимнастика,микро-тренинги Консультирование педагогов и родителей Диагностический минимум по исследованию «школьного конвейера»

Стратегия сопровождения педагогов Методом экпертных оценок определение стиля взаимодействия педагога с детьми Экспликация и импликация успешных стратегий педагога Моделирование поведения в нестандартных ситуациях Тренинги личностного роста Тренинги взаимодействия с агрессивными, гиперактивными детьми Тренинги коммуникативные Обучение педагогов получению обратной связи и проведению рефлексии Самодиагностика САН

Стратегия сопровождения родителей Индивидуальное консультирование при приеме ребенка в школу Тренинги взаимодействия с детьми Тренинги общения Групповые консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Изучение запросов родителей к психологу, проверка их на обоснованность Челночная дипломатия при возникновении кон- фликтов Семейное консультирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...