Воронько лучше нет родного края читать. Стихотворение о родине на конкурс чтецов. С чего начинается Родина

  • 12.03.2020

Кремлёвские звёзды


Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
(С. Михалков)

Лучше нет родного края


Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.


Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
Лучше нет родного края!

(П. Воронько)

Родная земля


Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

Родное гнёздышко

Ласточки-певуньи
Над моим окном
Лепят, лепят гнёздышко...
Знаю, скоро в нём
Птенчики появятся,
Станут голосить,
Будут им родители
Мошкару носить.
Выпорхнут малютки
Летом из гнезда,
Полетят над миром,
Но они всегда
Будут знать и помнить,
Что в краю родном
Их приветит гнёздышко
Над моим окном.
(Г. Ладонщиков)

Родина

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)

Родина

Вешняя,
бодрая,
Вечная,
добрая,
Трактором
вспахана,
Счастьем
засеяна -
Вся на глазах она
С юга
до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская...
(В. Семернин)

Наша Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.


Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.


Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)

С добрым утром!

Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной...
С добрым утром,
Край родной!

Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной...
С добрым утром,
Край родной!

Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной...
С добрым утром,
Край родной!
(Г. Ладонщиков)

Здравствуй, Родина моя

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Главные слова

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
(Л. Олифирова)

Родной причал

Глядит на море
Пристально
Встречающий народ:
К своей родимой пристани
Подходит пароход.
До этого мгновения
Прошёл он сто дорог,
Наверно, от волнения
Охрип его гудок.


В его иллюминаторы
Заглядывали скалы,
И солнышко экватора
Борта его ласкало.
Моря его качали,
Ветра над ним рычали,
Но чёрными ночами
За тридевять морей
Он думал о причале
На Родине своей.


И вот на море
Пристально
В порту глядит народ –
К своей
Родимой пристани
Подходит пароход.
Огромный
И железный, он тихо заурчал
И нежно,
Нежно,
Нежно
Потёрся о причал.

(В. Орлов)

Наш край


То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,
Посреди родных широт -
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд -
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое!
Всё светлей ты с каждым днём
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!

(А. Пришелец)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Необъятная страна

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)

Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

(В. Боков)

Родная земля


Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.

(П. Синявский )

Россия

Здесь тёплое поле наполнено рожью,

Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,

И синий простор осенили крестом.

И нет у нас Родины, кроме России

Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

(П. Синявский )

Рисунок

На моём рисунке
Поле с колосками,
Церковка на горке
Рядом с облаками.
На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Лучики рассвета,
Рощица и речка,
Солнышко и лето.
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Выросли ромашки,
Вдоль по тропке скачет
Всадник на коняшке,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.

На моём рисунке
Мама и друзья,
На моём рисунке
Песенка ручья,
На моём рисунке
Радуга и я,
На моём рисунке
Родина моя.

(П. Синявский )

Родная песенка

Льётся солнышко весёлое
Золотыми ручейками
Над садами и над сёлами,
Над полями и лугами.

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

Тополиные порошицы
Закружились на опушке,
И рассыпались по рощице
Земляничные веснушки.

Здесь идут грибные дождики,
Светят радуги цветные,
Здесь простые подорожники
С детства самые родные.

И опять захороводили
Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова спеть о Родине
Колокольчикам знакомым.

(П. Синявский )

Край родной

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.


С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.

(М. Пожарова)

Родина


Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

(З. Александрова)

Над родной землёю

Летают самолёты

над нашими полями...

А я кричу пилотам:

«Меня возьмите с вами!

Чтоб над родной землёю

пронёсся я стрелою,

увидел реки, горы,

Долины и озёра,

и зыбь на Чёрном море,

и лодки на просторе,

равнины в буйном цвете

и всех детей на свете!»

(Р. Босилек)

Дождик, дождик, где ты был?..

– Дождик, дождик, где ты был?
– Я по небу с тучкой плыл!
– А потом ты что – разбился?
– Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал –
Прямо в речку я попал!

А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!

Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.

И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть –
Нужно плыть в обратный путь.

Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.

Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй –
Тучку к дому направляй!

Ведь по дому я скучаю...
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь…
Скоро-скоро к вам вернусь!

(К. Авдеенко )

Поезжай за моря-океаны

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

(М. Исаковский)

Родимая страна

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

(А. Прокофьев)

Привет

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой,

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

(С. Дрожжин)

Журавлёнок

Ушло тепло с полей,
и стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышлёный.

Он рвётся в облака,
торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
- Хоть та земля теплей,
А родина милей,
Милей - запомни, журавлёнок, это слово.
Запомни шум берёз
и тот крутой откос,
Где мать тебя увидела летящим;
Запомни навсегда,
Иначе никогда,
Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.

У нас лежат снега,
У нас гудит пурга
И голосов совсем не слышно птичьих.
А где-то там вдали
Курлычут журавли,
Они о Родине заснеженной курлычут.
(И. Шаферан)

Песня славы

Славься, великая,
Многоязыкая
Братских российских
Народов семья.

Стой, окружённая,
Вооружённая
Древней твердыней
Седого Кремля!

Здравствуй, любимое,
Неколебимое
Знамя, струящее
Разума свет!

Славная дедами,
Бравыми внуками
Дружных российских
Народов семья.


Крепни победами,
Ширься науками,
Вечно нетленная
Славы земля!
(Н. Асеев)

Россия, Россия, Россия

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия,

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия,

Мы в горе и счастье с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, одна!

(В. Гудимов)

Лучшая на свете

Российский край, моя земля,
Родимые просторы!
У нас и реки, и поля,
Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.
Сады цветут на юге.
На севере снега вокруг –
Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!
С границы до границы
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –
Им дальний путь не труден.
Знакомый голос твой, Москва,
Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям
О нашей мирной жизни.
Как счастливо живётся нам
В своей родной Отчизне!

Народы – как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.
Привет тебе и слава,
Непобедимая страна,
Российская держава!
(Н. Забила, пер. с укр. З. Александровой )

Русский дом

Россия подобна огромной квартире.
Четыре окна в ней и двери четыре:
На север, на запад, на юг, на восток.
Над нею небесный висит потолок.

Роскошный ковер устилает в квартире
Полы на Таймыре и в Анадыре.
И солнце горит в миллиард киловатт,
Поскольку местами наш дом темноват.

И, как и положено каждой квартире,
Имеется в ней Кладовая Сибири:
Хранится там ягод различных запас,
И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

А рядом с Курилкой - Курильской грядою -
Находятся краны с горячей водою,
У сопки Ключевской клокочут ключи
(Пойди и горячую воду включи!)

Еще есть в квартире три классные ванны:
Северный, Тихий и Атлантический океаны.
И мощная печка системы "Кузбасс",
Что греет зимою холодною нас.

А вот холодильник с названием "Арктика",
Прекрасно работает в нем автоматика.
И справа от древних кремлевских часов
Идут еще семь часовых поясов.

Все есть в Русском доме для жизни удобной,
Но нету порядка в квартире огромной:

Тут вспыхнет пожар, там труба потекла.
То громко соседи стучат из угла.
То стены трещат, то посыпалась краска,
Лет двести назад отвалилась Аляска,
Поехала крыша, пропал горизонт...
Опять перестройка и снова ремонт.

Что строят, строители сами не знают:
Сначала построят, а после сломают.
Всем хочется - сразу построили чтоб
Избу-Чум-Ярангу-Дворец-Небоскреб!

Мы все в нашем доме соседи и жители:
Простые жильцы, управдомы, строители.
И что мы построим теперь на Руси?..
Об этом ты папу и маму спроси.

(А. Усачёв)


(Платон Воронько)

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!

МАЛЬЧИК ПОМОГАЙ
(Платон Воронько)

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай.

Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.

Зачерпнул ведро воды,
Взял и полил две гряды

На дубу колхозных пчёл
Помогай в лесу нашёл.

Он накрыл их и в колхоз
Целый рой в мешке принёс.

Землекопы роют пруд,
Он и с ними делит труд:

Возит вырытый песок —
Аж кряхтит его возок.

Всем и каждому помог
Помогай чем только мог:

Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.

Что за славный это край,
Где растёт наш Помогай!

ПАХАТЬ ПОРА
(Платон Воронько)

Вешний день.
Пахать пора.
Вышли в поле трактора,
По холмам идут горбатым,
Их ведут отец мой с братом.
Я вдогонку им спешу,
Покатать меня прошу.
А отец мне отвечает:
— Трактор пашет, не катает.
Погоди-ка: подрастёшь —
Сам такой же поведёшь!

ЗЕЛЁНЫЙ ГОРОД
(Платон Воронько)


Мы посадим липы и клёны.
Будет город нарядный, зелёный.

Тополя мы посадим рядами.
Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу,
Пусть звенит над ней гомон весёлый.

Любят зелень советские дети,
Любят видеть деревья в расцвете.

С молодыми садами, лесами
Мы расти и цвести будем сами.

Пусть цветёт с каждым часом всё краше
Молодое Отечество наше!

ЛИПКА
(Платон Воронько)

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!

Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня!

В полдень подо мною
Спрячешься от зноя
Вырасти меня!

Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня!

Вместе, друг мой милый,
Наберёмся силы!
Ты люби меня!

А дождёшься срока,
Выйдешь в мир широкий —
Не забудь меня!

БЕРЁЗКА
(Платон Воронько)

Тонкая берёзка,
Ростом невеличка.
Словно у подростка,
У неё косичка.

Деревце на славу
За год подросло.
До чего кудряво,
До чего бело!

Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.

Не ходите, козы,
В молодой наш лес.

Вырастут берёзы,
Будут до небес!

У НАС СДЕЛАЛИ ДОЖДЬ
(Платон Воронько)

Солнце греет, ветер веет,
Ясен синий небосвод.
А поляна зеленеет,
Потому что дождь идёт.

Вот так чудо! Прямо чудо!
Что за дождик и откуда?
Чист и ясен небосвод,
Тучки нет, а дождь идёт!

Это верно. Не из тучи
Дождь идёт у нас в краю.

На поля мотор могучий
Гонит шумную струю.


Я НОСИЛА ВОДУ
(Платон Воронько)

Я носила воду, воду
От колодца к огороду.

А потом носила в сад,
Поливала десять гряд.

И на грядках — погляди-ка! —
Нынче выросла клубника.

Спелых ягод я нарву,
Всех подружек созову!

ПОЧЕМУ ЦАПЛЯ СТОИТ НА ОДНОЙ НОГЕ
(Платон Воронько)

Сшила цапля башмаки
Не малы, не велики.

Не искала цапля броду.
Чапу-лапу — прямо в воду.
«Полюбуйтесь, кулики,
На подмётки, каблуки!»

А пока она хвалилась,
Обувь с ног её свалилась.
Утонул один башмак,
А другой в воде размяк.

Цапля ногу поднимает
Ничего не понимает
И весь день среди ракит
На одной ноге стоит.


СПАТЬ ПОРА
(Платон Воронько)

Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!

Любовь Францева
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности по теме: Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Интеграция:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование:

картинки с гербом России, флаг, иллюстрации с Москвой, Жигулевском, картинка с журавлем, карта России.

Цель:

уточнение и закрепление у детей представлений о Родине, о родном крае.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своей родине – России и родному краю;

Воспитывать бережное отношение к птицам и к проявлению заботы о них.

Развивающие:

Уточнять и активизировать словарь по теме: «Наша Родина – Россия», «Наш край родной»;

Развивать внимание, активную мыслительную деятельность, активизировать словарь.

Обучающие:

Знать герб, флаг, президента России, столицу нашей Родины;

Знать о том, что такое Родина, малая родина;

Знать перелетных птиц;

Понимать смысл пословиц.

Познание.

Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, о России, о перелетных птицах, о любви к родному краю;

Развивать находчивость и сообразительность.

Коммуникация.

Обогащать словарь по теме: «Наша родина – Россия», «Наш край родной»;

Упражнять в подборе прилагательных;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Здоровье.

Укреплять мышцы туловища и конечностей.

Формировать правильную осанку.

Чтение художественной литературы.

Совершенствовать умение определять жанр литературного произведения;

Формировать выразительность речи;

Закрепить умение понимать смысл пословиц.

Ход занятия.

1. - Ребята, отгадайте загадку:

Здесь родился и живешь

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место,

Ты знаешь? /Родина/

Как вы думаете, что такое Родина?

Родина – это место, где человек родился и живет, где живут близкие и родные люди, где его дом.

Как называется наша страна? /Россия/

Рассматривание карты России, российского флага, герба, герба г. Жигулевск.

Главный город России? /Москва/

Как называется наш город? /Жигулевск/

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Улицы Жигулевска – широкие, многолюдные, красивые.

Дома – многоэтажные, высокие, удобные.

Детские сады – светлые, просторные, интересные.

Москва – прекрасная, гостеприимная, большая, красивая, интересная.

Москва – столица нашей родины России.

Город большой и очень красивый. Москву называют матушкой России.

3. Чтение стихотворения воспитателем:

Жура – жура - журавель!

Облетел он сто земель

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

К кому обратился поэт в стихотворении? /к журавлю/

Как он его называет? /жура – жура – журавель/

Показ детям картинки журавля.

О чем спросили журавля?

Что он ответил?

Как долго он летал? /облетел он сто земель/

Что с ним случилось? /крылья, ноги натрудил/

Как вы понимаете это выражение? /утомился, вдоволь натрудился/

4. Физминутка.

«Едем, едем, долго едем

Очень длинен этот путь /ходьба на месте/

Скоро до Москвы доедем.

Там мы сможем отдохнуть / приседание/

Тук – тук – тук

Кто там проверь!

Открывай пошире дверь

«Здравствуй, друг дорогой

Приходи ко мне домой».

5. Чтение стихотворения еще раз воспитателем.

Чтение стихотворения детьми.

Словесная дидактическая игра «Кто скажет иначе?» /с мячом в кругу/

Соленое – сладкое;

День – ночь;

Длинная – короткая;

Высокое – низкое;

Широкая дорога – узкая.

6. Пословицы.

На родной стороне – и камушек знаком.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В гостях хорошо – а дома лучше.

На чужой стороне и весна не красна.

7. Итог.

Как сказал журавель последние слова стихотворения?

Словарные слова: герб, гимн, президент, флаг.

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия познавательного цикла в старшей группе «Лучше нет родного края» Програмное содержание: - воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за нашу страну – Россию; - расширять и систематизировать знания.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Лучше нет родного края!» Цель: формировать нравственно-патриотические качества дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного города. Задачи:.

Тема: Заучивание потешки «Кисонька- мурысонька». Цель: Знакомство с устным народным творчеством. Формирование интереса и потребности в чтении.

Конспект организации НОД «Заучивание стихотворения «Пирог» П. Воронько в группе с детьми с 4 до 5 лет Конспект занятия по организации НОД в группе 4 до 5 лет «Заучивание стихотворения Воронько «Пирог». Задачи. Учить детей внимательно слушать.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Февраль» Программные задачи: Формировать умение у детей запоминать короткие стихотворения Развивать наблюдательность, внимание, память Воспитать.

Конспект занятия по худ. литературе «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек»» во второй младшей группе Технологическая карта организованной учебной деятельностиОбразовательная область: Социум Раздел: Художественная литература Тема: Заучивание.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Задачи:

  1. Образовательные:

Помочь детям запомнить стихотворение

2. Развивающие:

Развивать слуховое внимание

Развивать память

3. Воспитательные:

Формировать положительное отношение к родному краю

Словарная работа: активизировать: Жура – жура - журавель, облетел, обходил и т.д.

ввести: натрудил

Методы и приемы: вводная часть:

Приход сказочного персонажа

Вопросы

основная часть:

Выразительное чтение стихотворения

Пауза

Беседа

Индивидуальные указания

Повторное чтение

Чтение стихотворения детьми

заключительная часть:

Анализ выразительности чтения стихотворения детьми

– рисование на тему «Мой родной край»

Материал и оборудование: игрушка –журавль, портерет поэта Воронько Платона, лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа: - знакомство детей с журавлем (рассказ воспитателя о том, что в старину журавля ласково называли «журой»; показ картин с изображением журавля; беседа)

Рассказ воспитателя о родном крае – Чувашской республике

Беседа с детьми на тему «Мой родной край»

Индивидуальная работа: активизировать диалогическую речь у Саши П. в процессе ответов на вопросы.

Ход занятия:

стук в дверь.

Воспитатель (В): ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.

Воспитатель подходит к двери, берет в руки игрушку журавля и заходит обратно в групповую комнату.

(В): узнаете? Кто это?

Дети (Д): журавль

(В): верно, журавль. Поздоровайтесь с ним.

(Д): здравствуйте!

Журавль (Ж): здравствуйте, ребята! Какие вы все дружные! Я, журавль, лечу из очень далекой – далекой страны к себе на Родину, а к вам зашел передохнуть. Осенью, когда начались холода, пришлось мне перебираться из моего любимого края в чужую страну, где были совсем другие деревья, люди и животные. Сейчас, когда наступила весна, кругом все потеплело, я наконец-то могу возвратиться к себе домой, в свое родное гнездо. Скажите, а у вас есть свой родной край?

(Д): да.

(Ж): где же находится ваш родной край?

(Д): в Чувашской республике

(Ж): а что относится к вашему родному краю?

(Д): - села

Города

Леса

Поля

Луга

(В): верно, ребята говорят: к нашему родному краю относятся все деревни, села, города, леса, поля, луга, овраги и т.д., которые находятся в Чувашской республике. Журавль, а где находится твой родной край?

(Ж): мой родной край, ребята, тоже находится в Чувашской республике. Я очень рад тому, что родился здесь! Однажды вечером на закате дня, когда солнышко закатывалось за гору спать и я вновь увидел нашу природу во всей красе, один уже немолодой человек, украинский поэт, которого звали Воронько Платон, спросил меня: «Где же лучшая земля?» (воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта). Недолго думая, я ответил, что нет ничего лучше родного края. Вы не представляете, как он был рад моему ответу, что тут же сочинил стихотворение и прочитал его мне. Называется оно – «Лучше нет родного края». Хотите я прочту его?

(Д): да

(Ж): Лучше нет родного края.

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Маленькая пауза (в течение 10 – 15 сек).

(В): ребята, вам понравилось стихотворение?

(Д): да.

(В): мне тоже понравилось стихотворение, которое прочитал журавль. А почему Платон Воронько написал это стихотворение, любовь к чему побудила его написать такие строчки?

(Д): любовь к родному краю

Саша П.: хорошо, с любовью

(В): верно, с любовью, лаской. Ребята, вы согласны? А по каким словам в стихотворение можно понять, что автор относится с нежностью и лаской к журавлю?

(Д): Жура-жура-журавель

(В): ответьте хором на мой вопрос: жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

(Д): Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В): Катя, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Катя Д.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В): Дима, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Дима Ю.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(Ж): что я сделал?

(Д): облетел, обходил

(В): правильно. Журавль сто земель облетел, обходил, крылья, ноги натрудил. Знаете ли вы, что означает слово «натрудил»?

Дети молчат

(Ж): крылья, ноги натрудил – значит утомился от продолжительной, долгой ходьбы, работы крыльями

(В): Облетел, обходил. Крылья, ноги что сделал?

(Д): натрудил

(В): о чем же мы спросили журавля?

(Д): где же лучшая земля?

(В): а теперь скажите целым предложением.

(Д): Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): молодцы! Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?». Что же отвечал он, пролетая?

(Д): отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(Д): нет

(Д): - когда журавлю задают вопросы

Когда журавль отвечает на вопросы автора стихотворения

Лена Д.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

Юра И.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): правильно. Юра прочел вопрос очень выразительно. А как же нужно читать ответ журавля?

(Д): - с гордостью

С достоинством

Радостно

(Ж): Правильно, последнюю фразу журавля в стихотворение нужно читать с достоинством, радостью, громко, потому что я горжусь тем, что у меня такой замечательный, великолепный родной край! Прочитайте, пожалуйста, мне эти строчки выразительно.

(В): Юля, прочитай выразительно: «Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Юля Э.: отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(В): Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение еще раз, после чего вы расскажете мне его сами.

Педагог заново читает выразительно стихотворение.

(Ж): Маша, расскажи мне стихотворение, которое только что прочитала стихотворение.

Маша Д. читает стихотворение.

(Ж): умничка, Маша. Все правильно вспомнила, ни одно слово не перепутала и не пропустила. Только нужно было рассказывать стихотворение чуть медленнее и уменьшить силу голоса. Но я знаю, в следующий раз у тебя получится еще лучше.

Педагог совместно с другими детьми прослушивает еще 2 – 3 детей.

(В): Хорошо запомнили стихотворение. А теперь ответьте еще раз: вы любите свой родной край?

(Д): да!

(В): тогда давайте нарисуем все рисунки на тему «Мой родной край» и подарим их на память нашему Жура-жура-журавлю, чтобы он всегда нас помнил. Нарисуем?

(Д): да!

(В): тогда берем все листочки бумаги, карандаши и рисуем все, что вы любите в своем родном крае, лес, луг с цветочками и травкой, город, дома, реки – все – все, что вы хотите.

Дети берут бумагу, карандаши, начинают рисовать. В процессе рисования журавль ходит между ними, одобряет их рисунки. Когда все закончат, дети по очереди начинают дарить свои рисунки журавлю. Тот в свою очередь благодарит их, обещает прилететь к ним еще раз в гости.