Iso 14000 опыт применения. Международные стандарты экологического менеджмента. Основные принципы и методология

  • 27.04.2020

На сегодняшний день практически каждый эколог хотя бы раз сталкивался с понятием системы экологического менеджмента на предприятии (далее — СЭМ). В реалиях современного мира, особенно если бизнес нацелен не только на российский, но и на зарубежный рынок, обойтись без внедрения СЭМ очень трудно. Однако до сих пор большинство предпринимателей имеют весьма поверхностное представление о данной системе. Все знают, что пройти сертификацию по стандартам СЭМ будет не лишним, но мало кто действительно понимает, зачем и как это делается. Многие предприятия внедряют СЭМ «для галочки» или как составную часть системы менеджмента качества и не развивают ее. На большей части сертифицированных предприятий система остается в зачаточном состоянии и не функционирует должным образом.

Проблема руководителей предприятий заключается в непонимании того, что внедрение СЭМ — это не требование государства (по крайней мере, пока), а добровольная реформа, призванная помочь наладить менеджмент производства таким образом, чтобы не только снизить негативное воздействие на окружающую среду, но и в целом оптимизировать производственные процессы и повысить их эффективность.

Многие уже наслышаны о том, что Минприроды России разработало проект Федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности» (далее — Проект). Согласно данному Проекту экологический аудит будет разделен на добровольный и обязательный:

Извлечение
из Проекта

Статья 5. Обязательный экологический аудит

1. Обязательный экологический аудит проводится в случаях:
1) осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I-III классов опасности;
2) реализации проекта восстановительных работ в целях возмещения вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, на основании решения суда;
3) выполнения мероприятий специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории;
4) принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории;
5) принятия решения о приватизации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории.
[…]

Статья 6. Добровольный экологический аудит

1. Добровольный экологический аудит проводится по инициативе заказчика экологического аудита.
2. Добровольный экологический аудит может быть:
1) комплексным экологическим аудитом;
2) специальным экологическим аудитом.
Специальный экологический аудит может быть:
а) покомпонентным экологическим аудитом;
б) экологическим аудитом комплексного экологического разрешения.
[…]

СЭМ базируется на серии международных стандартов серии ISO 14001 (отметим, что в России утвержден национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»), причем на данный момент сертификация по ISO 14001 в нашей стране является добровольной.

Приведем перечень международных стандартов серии ISO 14001:

Мы не будем подробно останавливаться на содержании этих стандартов, т.к. они есть в общем доступе и к тому же для непосвященных людей представляют собой набор пространных принципов и схем. Рассмотрим лишь основные понятия СЭМ и их определения, приведенные во внутренних стандартах предприятия, на котором недавно при участии автора была введена СЭМ и сейчас успешно развивается.

Словарь

Экологический аспект — элемент деятельности предприятия, продукция или услуга, которые могут взаимодействовать с окружающей средой.
Система экологического менеджмента — часть общей системы менеджмента предприятия, используемой для разработки, внедрения и реализации своей экологической политики, управления своими экологическими аспектами.
Экологическая политика — общие намерения и направления деятельности предприятия, относящиеся к характеристикам в области экологии, как официально заявлено высшим руководством.
Экологическая цель — общая экологическая цель, согласующаяся с экологической политикой, к достижению которой стремится предприятие.
Экологическая задача — детальные требования ко всем показателям, применимым к предприятию, или их части, вытекающие из целей, которые должны быть установлены и выполнены для достижения этих целей.
Внутренний аудит — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной его оценки с целью определения степени соответствия СЭМ критериям аудита, установленным предприятием.

Итак, вы решили, что вашему предприятию необходим сертификат соответствия ISO 14001. С чего начать? В первую очередь, следует ознакомиться с необходимой литературой. И здесь мы имеем в виду не столько сами стандарты, сколько дополнительные справочники, руководства и учебные пособия. Неплохую базу знаний дают различные обучающие курсы. Внутренним аудиторам на предприятии, так или иначе, желательно пройти такие курсы и получить сертификат, чтобы в дальнейшем грамотно проводить внутренние аудиты СЭМ.

Первое, с чего автор начал свое знакомство с экологическим менеджментом, были как раз курсы для внутреннего аудитора . Кроме теоретических знаний и практических советов от преподавателей на таких курсах можно найти еще кое-что важное — опыт коллег, уже внедривших СЭМ.

Кстати

После того как вы получили общее представление о СЭМ, необходимо начать пересмотр внутренней документации предприятия с точки зрения охраны окружающей среды . Запомните: система СЭМ должна отражаться во всех областях деятельности предприятия и во всех документах, начиная с инструкций по обращению с отходами и заканчивая договорами с подрядчиками, поставщиками сырья и др.

Внедрение СЭМ заставляет пересмотреть все основы деятельности предприятия в поисках оптимальных решений как производственных задач, так и задач по охране окружающей среды. Причем основное отличие СЭМ от обычного производственного экологического контроля состоит в том, что ответственность за охрану окружающей среды теперь возлагается не только на экологический отдел, но и на каждого сотрудника предприятия, будь то работник конвейера или технический директор.

Автор статьи участвовал во внедрении СЭМ на большом металлообрабатывающем заводе, построенном еще при СССР. Многие сотрудники проработали там всю свою жизнь. Их огромный производственный опыт стал как большим подспорьем для формирования СЭМ, так и серьезным препятствием. Всем известно, с каким трудом ломаются старые рабочие порядки. Камнем преткновения может стать все — переработка положения отдела, перенос и обновление накопителей металлической стружки, сотрудничество с внутренними аудиторами и выполнение их требований…

Так или иначе, даже такую «заржавевшую» производственную систему удалось сдвинуть с мертвой точки. Предприятие подало заявление на предсертификационный аудит. В ходе подготовки к этому этапу был определен перечень и начато составление основных документов, на которые будет опираться СЭМ, определены экологическая политика и экологические принципы предприятия, начат процесс выявления экологических аспектов.

Приведем пример экологической политики предприятия (Пример 1).

Значительную трудность для начинающих внутренних аудиторов может представлять процесс идентификации экологических аспектов (ЭА). Основной смысл этой работы — выявить все возможные элементы и процессы, которые могут нанести вред окружающей среде. Выявление ЭА должно проводиться руководителями и ответственными за СЭМ в каждом производственном подразделении под руководством эколога. Именно руководители и сотрудники на местах, знающие свое производство, могут точнее определить потенциально опасные аспекты. Выявленные аспекты необходимо контролировать, анализировать, а также впоследствии стараться сократить их воздействие.

ЭА подразделяются на прямые (выбросы, сбросы, отходы производства, шум оборудования, водопотребление и водоотведение) и косвенные (например, потребление сырья и электроэнергии).

ЭА на нашем предприятии закреплены за разными подразделениями. В ходе проведения аудитов аспекты контролируются, а также определяются мероприятия по возможному воздействию на них. Реестр аспектов должен актуализироваться раз в 3 года .

Каждый ЭА проходит процедуру оценки значимости. В нашем случае она проводилась следующим образом.

На предприятии выделяют 4 уровня ЭА (А, В, С, D), каждый из которых имеет 3-балльную значимость (1, 2, 3) (их характеристика приведена в табл. 1).

Таблица 1. Характеристика уровней экологических аспектов

Уровни аспекта

Значимость уровня

Индекс

Наименование

Большая

(3 балла)

Умеренная

(2 балла)

Малая

(1 балл)

Нормативно-правовой (соблюдение законодательства)

НПА систематически нарушаются (10 раз и более в году)

НПА эпизодически нарушаются (не более 10 раз в году)

НПА соблюдаются

Экологический (последствия)

Серьезные систематические последствия (загрязняющие вещества 1 и 2 классов опасности)

Продолжительные неконтролируемые (загрязняющие вещества 3 класса опасности)

Непродолжительные с последующей нейтрализацией (загрязняющие вещества 4 и 5 классов опасности)

Временной (частота возникновения)

Постоянное воздействие

Часто повторяющееся воздействие

Проявление маловероятно

Экономический (затраты, издержки, потери)

Аспект приводит к штрафным санкциям и дополнительным издержкам, превышающим на 10 % и более обязательные экологические платежи

Аспект приводит к дополнительным платежам, не превышающим 10 % обязательных экологических платежей

Аспект не приводит к дополнительным потерям

Значения выбранных оценок каждого из четырех уровней ЭА отображаются в баллах в столбцах 7-10 таблицы реестра ЭА (выдержки из реестра ЭА рассматриваемого предприятия приведены в табл. 2).

Таблица 2. Перечень видов деятельности (процессов, операций) предприятия и связанных с ними экологических аспектов

Вид деятельности (процессов, операций), продукция

Режим возникновения (возможная аварийная ситуация)

Экологический аспект

Воздействие аспекта на окружающую среду

Управляемость процесса (меры управления)

Балл значимости уровня

Общая оценка значимости

Примечание

Очистка промышленных и ливневых стоков на заводских очистных сооружениях

Нормальный

Сброс загрязняющих веществ со сточными водами предприятия в водный объект

Загрязнение водоема рыбохозяйственного назначения

Передача стоков с заводских очистных сооружений на очистные сооружения _______ для дополнительной очистки

Выполнение законодательных требований по охране водных ресурсов

Гальваническая обработка деталей, цех № 8

Нормальный

Образование отходов солей (гальванические растворы отработанные)

Загрязнение сточных вод тяжелыми металлами

Нейтрализация на очистных сооружениях предприятия в соответствии с технологическим регламентом работы очистных сооружений

Договор на передачу стоков на очистные сооружения ______

Шлифовка кадмированных деталей, цех № 3

Нормальный

Образование отходов (шлам от шлифовки, содержащий кадмий)

Загрязнение почвы тяжелыми металлами

Инструкция И 241-2012

Договор с лицензированной организацией на передачу для утилизации

Термическая обработка деталей и инструмента, цеха № 12 и 14

Нормальный

Образование отходов (плав солей термического производства)

Загрязнение почвы и атмосферного воздуха тяжелыми металлами

Инструкция И 241-2012

Договор с лицензированной организацией на захоронение на полигоне ТБО

Эксплуатация оргтехники, отдел ИТ

Нормальный

Выбросы пыли, образование отходов составных частей оргтехники, потребление энергоресурсов

Загрязнение атмосферного воздуха, почв отходами

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Инструкция И 241-2012

Договор на утилизацию оргтехники

Общая значимость ЭА (К зн) определяется суммированием оценок значимости по всем уровням проявления аспекта по формуле:

где X i — оценочный балл значимости уровня I (X i = 1, 2, 3);

N — количество уровней (N = 4).

Величина К зн изменяется в пределах от 4 до 12.

После выполнения расчетов значения К зн отображаются в столбце 11 таблицы реестра ЭА.

Общая (интегральная) оценка значимости ЭА определяется в соответствии с табл. 3.

Результаты общей оценки значимости ЭА отображают в виде буквенного индекса (Н, З) в столбце 12 таблицы реестра ЭА.

В столбце 13 таблицы реестра ЭА при необходимости записывают возможные дополнительные меры по управлению ЭА.

Итак, мы прошли первый этап: был проведен сертификационный аудит и получен сертификат соответствия ISO 14001. После выявления ЭА, определения экологической политики, целей и задач, разработки необходимых документов (руководств, стандартов и инструкций) началось собственно внедрение СЭМ. Основная тяжесть ответственности легла, конечно, на руководство предприятия и экологический отдел. Руководство теперь обязано периодически проводить контроль производственных процессов с точки зрения СЭМ, обеспечивать поддержку (финансовую, кадровую, информационную) внедрения системы. Необходимо также проводить повышение экологической грамотности среди всех сотрудников предприятия, доносить до каждого работника цели и задачи СЭМ (как общие, так и понятные ему и вмененные в его личные обязанности).

Были пересмотрены все внешние связи предприятия — с поставщиками сырья и материалов, с арендаторами и арендодателями, с общественностью и прессой, с жильцами окружающих домов.

Например, на нашем предприятии работает множество организаций по договорам субподряда. Ранее выполнение этих договоров отделом экологии не контролировалось. В ходе внешнего предсертификацонного аудита аудиторы проверили участок, где осуществлялось строительство ангара для спецтехники. Работы проводились с различными нарушениями экологических требований. Так, образующиеся после работ отходы (в т.ч. замасленная ветошь, тара из-под лакокрасочных материалов) просто сваливались в кучу на газоне. В ходе устранения обнаруженного несоответствия был пересмотрен пункт договоров субподряда об обеспечении соблюдения требований в области экологии, а из числа сотрудников подразделения, в котором проводились работы по субподряду, был назначен ответственный за соблюдение субподрядчиком указанных требований.

В ходе внедрения СЭМ на нашем предприятии наконец был создан нормально функционирующий сайт с возможностью для посетителей оставлять свои пожелания и жалобы, в т.ч. в части воздействия производства на окружающую среду. Данные жалобы и предложения обрабатывались и рассматривались в ходе совещаний с руководством, а также проводились мероприятия по устранению негативного воздействия.

Теперь на предприятии должны регулярно проводиться собрания руководства с целью оценки функционирования СЭМ, проведенных экологических мероприятий и аудитов (внешних и внутренних), осуществления экологической программы, планирования дальнейших мероприятий, бюджета СЭМ, актуализации реестра ЭА и др.

Еще один сложный момент при внедрении СЭМ — донести до сотрудников информацию о пользе системы. Не секрет, что почти каждый русский человек уверен в том, что требования закона всегда строги, часто чрезмерны и бесполезны и от их выполнения нужно постараться «увернуться». Так и в случае внедрения СЭМ (а значит роста требований к каждому сотруднику и увеличения его ответственности) все отнеслись к ней настороженно и даже враждебно.

Цель системы — помочь оптимизировать производство, а не «закрутить гайки», однако именно так к внедрению СЭМ вообще и внутренним аудиторам в частности в первое время относились работники и даже руководители подразделений. Были попытки саботажа проверок, невыполнения корректирующих мероприятий, попытки «договориться по-хорошему» и «по-плохому», ворчание по поводу увеличения «бумажной работы» в ущерб производству. Таким образом, экологический менеджмент должен еще и менять сознание каждого вовлеченного работника. Здесь многое зависит от личных качеств и профессиональной компетенции руководителя отдела экологии и его сотрудников. Конфликты ни в коей мере не решают проблемы, так же как и принудительное выполнение требований.

Теперь кратко рассмотрим внутреннее аудирование предприятия . Ввиду того, что наше предприятие является довольно крупным, в каждом подразделении аудит осуществляется только 1 раз в полгода. Комиссия в составе начальника отдела экологии, одного сотрудника и представителя проверяемого подразделения, ответственного за СЭМ, проводит аудит на месте, т.е. непосредственно на производстве, в течение 2-3 дней. Вначале комиссия проверяет соответствие внутренней документации отдела (цеха) требованиям СЭМ. Данная документация включает в себя цели и задачи подразделения, положение о подразделении, рабочие инструкции и т.д. Проверяется наличие и актуальность информационных стендов СЭМ на местах. После этого проводится осмотр собственно производства на соответствие внутренним стандартам и требованиям экологического законодательства. Все нарушения фиксируются на бланке регистрации несоответствий (Пример 2). По результатам аудита составляется отчет, который направляется руководителю аудированного подразделения. По каждому несоответствию подразделение предлагает корректирующие действия. Если действия согласованы с руководством и отделом экологии, они воплощаются в жизнь и по их результатам представляется отчет в отдел экологии. В дальнейшем экологи проводят постаудиторскую проверку фактического выполнения корректирующих действий. Информация об итогах проверки озвучивается на совещаниях руководства.

На предприятии следует проводить оценку экологических рисков предприятия с целью их снижения или устранения, а также уровня подготовки к возможным аварийным ситуациям.

Например, на рассматриваемом предприятии использовалась смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ) для обработки металла на станках. Жидкость поставлялась к станкам по системе трубопроводов. Система была уже изношенной, и периодически обнаруживались течи. По мере их обнаружения они устранялись, однако система труб была очень обширной, и не все ее узлы и отрезки были легко доступны для проверки. Данная ситуация представляла собой потенциальный экологический риск, т.к. при протечке СОЖ могла попасть в почву и далее через грунтовые воды в расположенный недалеко водоем рыбохозяйственного и питьевого значения. Общими усилиями отдела экологии и руководителей цехов данный экологический риск был идентифицирован, рассчитан возможный ущерб предприятию и окружающей среде. В итоге в бюджет на следующий год был внесен пункт о разработке проекта новой системы подачи СОЖ и его реализации.

На этом этапе внедрения СЭМ и находится в данный момент наше предприятие. В целом систему еще нельзя назвать полностью функционирующей и выполняющей все свои задачи, но начало уже положено. Дальнейшее ее развитие зависит от руководства и сотрудников. На данный момент проведен первый надзорный аудит (через год после сертификации), выявлен ряд несоответствий, ведется их устранение. Небольшими, но уверенными шагами предприятие переходит из статуса старого советского завода в статус современного предприятия, отвечающего требованиям рынка, потребителей и законодательства, в т.ч. экологического. Теперь главное — не останавливаться на достигнутом.

  • 4. Система менеджмента и экологического управления на основе главных исторических этапов становления и развития мировых рыночных отношений.
  • 5. Экологическая служба предприятия (Классификация).
  • 6. Экологический маркетинг (история развития, комплекс маркетинга).
  • 7. Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды
  • 8. Основные маркетинговые подходы в области экологии
  • 9. Маркетинговые подходы в управлении природоохранной деятельности
  • 10. Экологическая сертификация. Направления, цель. Экологическая маркировка первого типа.
  • 11. Экологическая сертификация второго и третьего типа.
  • 12. Закон рф «о сертификации продукции и услуг»
  • Глава 1 «Общие положения». Ст. 1- Ст. 6.
  • Глава 2 «Обязательная сертификация» содержит 10 статей.
  • Глава 3 «Добровольная сертификация» включает три статьи.
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.
  • 14. Гост р исо 14000
  • 15. Модель системы управления окружающей средой (по гост р исо 14001-98)
  • 16. Система экологического менеджмента (ems). Понятие ems, центральный документ емs.
  • Область применения iso 14001
  • 17. Основные требования iso 14001 к предприятию
  • 18. Открытый цикл, как основа требований стандарта iso 14001. Структура менеджмента (iso 14001).
  • 19. Экологическая политика предприятия.
  • 20. Принцип Хартии предпринимательской деятельности
  • 21. Цикл деятельности организации
  • 22. Принципы и обязательства экологической политики
  • 23. Схема внедрения системы экологического менеджмента на предприятии. Мотивы для внедрения.
  • 24. Предварительная работа (этапы) для создания системы экологического менеджмента на предприятии.
  • 25. Программа экологического менеджмента
  • 26. Направления практической деятельности экологического менеджмента
  • 27. Основные экономические выгоды предотвращения воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент.
  • 28. Мотивация экологической деятельности руководства предприятия
  • 29. Экономический ущерб. Составляющие природоохранных затрат. Экономический механизм управленияю
  • 30 Система платежей за природопользование
  • 32 Плата за воду.
  • 33 Плата за лесные ресурсы и ресурсы животного мира.
  • 34. Платежи за загрязнение окружающей среды(принципы, методические подходы, нормативы платы, факторы, определяющие суммарную величину платежа за загрязнение, базовые нормативы платы).
  • Суммарная величина платежа за загрязнение
  • 36. Понятия и основы экологического страхования.
  • 37. Классификация объектов и особенности тарифной политики. Принципы осуществления экострахования.
  • 38. Направления решения проблемы экострахования.
  • 39. Экологический аудит: цели, задачи, основные принципы.
  • 40. Основные виды экологического аудита
  • 41. Аудит системы экологического менеджмента.
  • 42.Методика комплексной оценки эффективности функционирования системы экологического управления и экологического менеджмента на промышленных предприятиях
  • 43. Процедура экологического аудирования на предприятии
  • 44. Аудит природопользования в системе менеджмента. Аудит недропользования.
  • 45. Квалифицированные требования для аудиторов в области экологии
  • 13. Система стандартов исо 14000. Общие сведения. Направления исо 14000. Уровни действия исо на окружающую среду.

    Стандарты ISO включают следующие разделы:

      ISO 14001 и 14004 - система управления природопользованием (СУП): спецификация и руководство по использованию, основные принципы и методология, опубликованы в сентябре 1996 года;

      ISO 14010-14012 - руководство по экологическому аудиту: ос­ новные принципы, аудит СУП, требования, предъявляемые к квали­ фикации аудиторов, опубликованы в октябре 1996 г.;

      ISO 14020-14025 - экологическое маркирование: основные принципы и требования, предъявляемые к сертификации продукции, термины и определения, практическая программа, сертификацион­ ная процедура для продуктов, рассмотрены в 1998 г.;

      ISO 14031 - оценка экологических показателей СУП, проект представлен на рассмотрение Техническому комитету в 2000 г.;

      ISO 14040-14043 - оценка жизненного цикла, проект пред­ ставлен на рассмотрение в 2000 г.;

    Система управления окружающей средой (environmentalmanagementsystem) - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики.

    Экологический аспект (environmentalaspect) - элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой. (Примечание - Важным является тот экологический аспект, который оказывает или может оказать существенное воздействие на окружающую среду.)

    Экологическая политика (environmentalpolicy) - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей.

    Стандарты ИСО 14000 добровольные, они могут быть использованы:

    Для внутренних нужд организации и внешних нужд чтоб продемонстрировать клиентам, инвестоам соответствие экологическому уровню.

    ИСО 14000 обеспечивают уменьшение воздействи загрязнения на ОС по 3м уровням:

      Организационный уровень через улучшение экологического поведения предприятия

      Национальный уровень через создание существенного дополнения к национально нормативной базе и компонента государственной экологической политики

      Международный через улучшение условий международной торговли

    14. Гост р исо 14000

    Сертификация систем управления качеством пред­приятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или ISO 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым усло­вием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения госу­дарственных заказов.

    В настоящее время на территории Российской Феде­рации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой - ГОСТ Р ИСО 14000, где про­писаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководст­во по использованию систем экологического менедж­мента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014 можно определить «начальный уровень» экологи­ческой эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление_об экологичес­ком аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической марки­ровки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

    Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, на­правлена не на количественные показатели и не на из­менение в технологии производства (хотя и не исключа­ет их), а на управленческий потенциал организации.


    Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, подготовлены соответствующие документы и назначен ответственный за некоторую область. Основной документ серии – ISO 14001 – не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

    Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции (например, концепция «глобального управления качеством» – total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

    Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

    – организационный – через улучшение экологического «поведения» корпораций;

    – национальный – через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики;

    – международный – через улучшение условий международной торговли.

    Философия стандарта ISO 14000 – «через организацию высокого уровня качества собственного производства и вовлечение в этот круг все большего числа партнеров повышать качество жизни общества в целом».

    Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

    Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, такие как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

    По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту такой страны, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации (для России это Госстандарт), а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

    Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента. Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность «двойной» сертификации для уменьшения общей стоимости. «Сертификация в рамках ISO 9000 – это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000» – утверждает одна из консультационных фирм.

    Сегодня международная организация по стандартизации ISO проводит политику внедрения интегрированных систем качества, которая регламентируется стандартами ISO 9000 (качество), ISO 14000 (окружающая среда), GMP (безопасность жизнедеятельности). Эти стандарты имеют общую область: новая версия стандартов ISO 9000/2000 уже включает в себя ряд вопросов экологии, стандарт ISO 14000 базируется на системе менеджмента качества.

    Наличие сертификата ISO 14000 сейчас становится таким же необходимым условием для предприятий экспортеров, как раньше сертификат ISO 9000. Особенно важно, когда экспортируемая продукция является сырьем для производств, расположенных в странах- получателях экспорта: это минеральные удобрения как сырье для сельского хозяйства, нефтепродукты как сырье для производства упаковок, посуды, других предметов, непосредственно используемых человеком и т.д.

    Подготовку к экологической сертификации так же, как и к сертификации систем качества значительно эффективнее и дешевле проводить силами самого предприятия. Обладатели сертификата аудитора могут участвовать в аудиторских проверках при проведении сертификации российских предприятий на международный сертификат ISO 14000, проводимых пока исключительно зарубежными сертификационными органами (поскольку Россия еще не принята в IQNet) и поэтому очень дорогими.

    IQNet является международной сетью сертификационных органов. Члены ее – организации, проводящие сертификацию предприятий на соответствие их систем управления качеством международным стандартам ISO 9000 или 14000, выдают единый международный сертификат с логотипом IQNet.

    Сертификат IQNet для предприятия может быть получен при проведении совместных сертификационных работ с органами, входящими в сеть IQNet.

    Необходимо отметить, что сертификат менеджера дает возможность вести работы только внутри предприятия и не позволяет быть членом международной команды аудиторов.

    Наряду с IQNet существует IAF – международная сеть национальных аккредитационных органов, которые проводят аккредитацию сертификационных органов в своих странах. Сертификаты на системы качества, выдаваемые сертификационными органами, аккредитованными национальными аккредитационными органами-членами IAF, все разные, но между членами IAF существует договор о взаимном признании этих сертификатов. В России, например, известен отечественный орган по сертификации – Центросерт, имеющий право выдавать немецкий сертификат TGA по ISO 9000, так как он получил аккредитацию немецкого аккредитационного совета DAR, являющегося членом сети IAF.

    Наличие собственных аудиторов с признаваемыми IQNet документами позволит предприятию сэкономить не только большие деньги, но и время, являющееся не менее важным фактором в борьбе за рынки экспорта.

    Ситуация в России. Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

    Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

    – популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;

    – популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;

    – подготовка специалистов-аудиторов;

    – развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

    – внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага – официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

    Сертификация систем управления качеством предприятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым условием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения государственных заказов.

    В настоящее время на территории Российской Федерации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой – ГОСТ Р ИСО 14000, где и прописаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководство по использованию систем экологического менеджмента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014, можно определить «начальный уровень» экологической эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление об экологическом аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической маркировки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

    Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, направлена не на количественные показатели и не на изменение в технологии производства (хотя и не исключает их), а на управленческий потенциал организации.

    Согласно стандарту, результатом внедрения системы экологического менеджмента является последовательное улучшение (рис. 3.2), т.е. процесс развития, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.

    Система экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связывать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от текущей ситуации.

    В последние годы всё более пристальное внимание бизнес уделяет вопросам, связанным с экологией. Именно их решение является главной задачей, для оптимального решения которой на предприятиях создаётся и внедряется система СЭМ (экологического менеджмента).

    Требования к её разработке и созданию сформулированы в серии международных стандартов и российских аналогов упомянутых нормативов, которые объединяет блок стандартов .

    Ваш бизнес выйдет на новый уровень качества, если получить легитимный Сертификат ISO с помощью опытных специалистов.

    Какие вопросы регламентируются упомянутыми нормативами

    В серии ISO 14000 на сегодняшний день 29 действующих сертификатов. Наиболее важные из них адаптированы к российскому законодательству путём разработки и принятия нормативов серии ГОСТ Р ИСО стандарта 14000. Содержание данных нормативных документов максимально аутентично оригиналам.

    Ключевые стандарты ИСО 14000, широко используемые в России, посвящены рассмотрению следующих вопросов (смотри таблицу).

    Таблица № 1

    Единственным стандартом, на соответствие которому можно сертифицировать СЭМ, имеющуюся в компании, является ISO 14001:2015. Российским аналогом этого сертификата в настоящее время является стандарт 14001-2007. Данный ГОСТ Р ИСО действует до 01.03.17, после чего в силу вступит его обновлённая версия, адаптированная к новому международному стандарту, зарегистрированная под номером 14001-2016. Этот стандарт 29.04.16 был принят Росстандартом (смотри приказ № 285-ст).

    Основные требования, неукоснительное следование которым юридически подтверждает наличие сертификата ИСО 14001.

    Направление экологическое ИСО (ISO) реализовало в блоке стандартов серии ISO 14000. факт получения соответствующего сертификата СЭМ свидетельствует о том, что предприятие:

    • Выработало собственную политику в области экологии и документально оформило её в перечень принципов и намерений организации, сопроводив заявлением о стремлении к максимально полному соблюдению всех требований, касающихся вопросов экологии, которые действуют на территории России;
    • В ней выработаны и соблюдаются необходимые процедуры, определяющие значимые воздействия предприятия на природную среду;
    • Определены экологические цели и сформулированы экологические задачи;
    • Выработана программа ЭМ;
    • Для успешной реализации СЭМ выделяются достаточные средства и ресурсы;
    • Осуществляется регулярное обучение персонала;
    • Выполняется мониторинг выполнения мероприятий, которые могут оказать негативное влияние на экологию;
    • Проводится аудиторская проверка СЭМ;
    • Периодически выполняются корректировки действующей СЭМ с учётом эффективности и адекватности последней сложившимся условиям.

    Серия рассматриваемых стандартов может быть внедрена любой компанией, стремящейся разработать, внедрить и в дальнейшем поддерживать и периодически улучшать СЭМ, вне зависимости от существующих нормативов и законодательной базы по упомянутому вопросу.

    Какие преимущества получает организация, прошедшая сертификацию на соответствие положениям стандарта ИСО 14001-2007 (ГОСТ Р)

    Процедура создания и внедрения СЭМ является достаточно трудоёмкой, длительной по времени и весьма затратной. Действующим законодательством она отнесена к добровольным.

    В чём же тогда выгода для бизнеса?

    • Наличие ИСО 14001 демонстрирует партнёрам, потенциальным клиентам и инвесторам, что в организации действует СЭМ, полностью отвечающая требованиям сегодняшнего дня. Упомянутый факт существенно упрощает продвижение продукции на рынках, особенно промышленно развитых стран. Поэтому именно стремление к обладанию соответствующим сертификатом становится главным аргументом в пользу внедрения СЭМ. Т.к. это даёт ощутимый рост прибыли;
    • Экологическая сертификация способствует улучшению имиджа компании;
    • Наличие СЭМ позволяет добиться реальной экономии ресурсов и энергии, за счёт оптимизации и повышения эффективности управления;
    • Пройденная сертификация повышает оценочную стоимость предприятия (его основных фондов);
    • Повышается качество системы управления организацией и т.п.

    Международные стандарты серии ISO 14000 - стандарты, устанавливающие требования к системам экологического менеджмента с тем, чтобы дать организациям инструмент для разработки политики и определения задач сокращения воздействия на окружающую среду.

    В настоящее время разработан ряд стандартов серии 14000, в том числе:

    ISO 14001 - «Системы экологического менеджмента - спецификация и руководство по использованию». Стандарт содержит требования, которые можно проверить в ходе аудиторской проверки, проводимой в целях сертификации соответствия стандарту ISO 14000. В настоящее время именно соответствие стандарту ISO 14001 является предметом этой сертификации. Таким образом, стандарт ISO 14001 является центральным в системе стандартов ISO 14000.

    ISO 14004 - «Системы экологического менеджмента - общее руководство по принципам, системам и методам».

    ISO 14010, 14011/1, 14012 являются руководствами по экологическому аудиту.

    ISO 14050 - «Глоссарий».

    В России стандарт ISO 14001 действует в виде ГОСТа Р ИСО 14001-2007.

    Стандарт ISO 14001 не оперирует точными величинами и не устанавливает каких-либо абсолютных требований к экологической эффективности предприятия. Основное требование - руководство предприятия должно принять на себя обязательство в соответствии со своими возможностями постоянно улучшать экологическую эффективность предприятия. Для этого на предприятии должны быть выделены аспекты его деятельности, влияющие на окружающую среду, и построена система управления такими аспектами.

    Основные требования, соответствие которым означает соответствие стандарту ISO 14001, таковы:

    • Организация должна выработать экологическую политику - документ о намерениях и принципах организации. Экологическая политика должна содержать заявления о стремлении к соответствию экологическим нормативам, принятым в данной стране, а также к постоянному улучшению системы экологического менеджмента.
    • Организация должна выработать и соблюдать процедуры для определения значимых воздействий на окружающую среду.
    • Организация должна выработать экологические цели и задачи.
    • Организация должна выработать программу экологического менеджмента.
    • Для обеспечения работы системы экологического менеджмента должны быть выделены достаточные человеческие, технологические и финансовые ресурсы.
    • Должен выполняться ряд требований по обучению персонала.
    • Организация должна осуществлять мониторинг основных параметров той деятельности, которая могут оказывать существенное воздействие на окружающую среду.
    • Должен проводиться периодический аудит системы экологического менеджмента.
    • Руководство организации должно периодически рассматривать работу системы экологического менеджмента с точки зрения ее адекватности и эффективности.

    Соответствие данным требованием проверяется в ходе аудиторских проверок, регламент которых описан в стандартах ISO 14010, 14011/1, 14012.

    Как следует из вышесказанного, стандарты ISO 14000 применимы для любой организации, желающей внедрить, поддерживать и улучшать систему экологического менеджмента, независимо от официально действующих в данной стране экологических требований и нормативов.

    Наряду с преимуществами такого подхода имеется и недостаток - стандарты ISO 14000 создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны.

    ЧТО ДАЕТ ПРЕДПРИЯТИЯМ СЕРТИФИКАЦИЯ ПО ISO 14000

    Сертификация на соответствие стандартам серии ISO 14000 - это нередко длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура. К тому же она является добровольной. Для чего она нужна предприятиям, которые как правило испытывают нехватку квалифицированных кадров и которые умеют считать деньги?

    Соответствие стандартам ISO 14000 используется в первую очередь для того, чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Это все больше становится условиям для успешного маркетинга продукции на международных рынках. Таким образом, движущей силой, заставляющей предприятия внедрять у себя системы экологического менеджмента, в основном является необходимость получения формальной сертификации.