Требования к инженеру по охране труда. Профстандарт «Специалист в области охраны труда»: на что обратить внимание? Профессиональные знания по охране труда

  • 30.06.2020

"Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве", 2011, N 8

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассмотрены основные подходы к разработке компетентностной модели специалиста по охране труда для агропромышленного комплекса. Акцентировано внимание на необходимость фундаментализации и профессионализации обучения как на важнейшие условия формирования компетентностной модели. Предложена структурная композиция рассматриваемой модели.

Введение

Для осуществления любой профессиональной деятельности человек должен обладать целым рядом профессионально важных качеств, необходимых для труда (умение принимать решения, анализировать ситуации, быть организованным, коммуникабельным, инициативным, компетентным и т. д.). Деятельность специалиста по охране труда обладает интегративным качеством, т. е. качеством, задаваемым объектом профессиональной деятельности. Этот объект, в свою очередь, двусторонен: с одной стороны - это человек во всем разнообразии его субъективности, с другой - это система управления безопасностью труда.

Следовательно, профессиональная деятельность специалиста по охране труда предполагает следующие виды - производственный и управленческий, для успешного осуществления которых будущий специалист должен обладать необходимыми профессиональными и социально-психологическими качествами (сенсорными, перцептивными, психомоторными свойствами, наблюдательностью, двигательной, образной и словесно-логической памятью, техническим мышлением, пространственным соображением и др.). Формирование перечисленных качеств происходит при проектировании компетентностной модели специалиста по охране труда.

Основная часть

Особенности сельскохозяйственного производства, а также высокий уровень травматизма на объектах агропромышленного комплекса определяют значимость деятельности специалиста по охране труда, предъявляют требования к его профессиональной подготовленности, компетентности по вопросам безопасности труда. В свою очередь, анализ формирования и развития профессиональных качеств специалистов по охране труда показывает, что недостаточно изучены принципы отбора и содержания специализированного обучения, требует уточнения компетентностная модель с учетом современных социально-экономических, экологических и производственных условий.

Основными критериальными подходами для разработки такой модели должны быть :

Теоретическая готовность к изучению профессии и нравственная зрелость в актуализации профессиональных знаний;

Профессиональная компетентность в межпрофессиональном диалоге и готовность к саморегуляции профессиональных действий;

Профессиональная компетентность в преобразовательной деятельности личности.

Под компетентностью понимается социально-профессиональная жизнедеятельность, основывающаяся на знаниях человека. Основанием данного качества выступают знания, умения, навыки, опыт, ценности, склонности и способность личности к социально-профессиональной деятельности. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, включающие в свой состав знания и умения человека, которые определяют его возможности в успешном овладении технической стороной деятельности и выражают готовность к овладению ее определенными видами.

Способность и готовность, составляющие качества субъекта, взаимосвязаны. Вместе с тем способность не отождествляется с готовностью к профессиональной деятельности.

Понятие "компетенция" предполагает: наличие реальной специфической ситуации, в которой скрытая ранее потенциальная компетенция личности может быть востребованной и стать актуальной; общую готовность субъекта к самостоятельной успешной деятельности; определяющую роль знаний, умений и навыков, опыта, ценностей и склонностей, приобретенных в процессе обучения . Основой определения содержания понятия "компетенция" является готовность, выраженная в мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных действий.

Компетентностная модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать специалист, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть готов, какова должна быть степень его подготовленности. Поэтому при проектировании обучения особое значение приобретают фундаментализация и профессионализация обучения.

Фундаментализация обучения по охране труда предусматривает отбор наиболее значимого и устойчивого содержания, которым можно руководствоваться в практической деятельности. Речь идет о знании основных принципов, закономерностей, которые позволяют правильно оценить возможность применения вновь приобретаемых знаний. Например, при изучении дисциплины "Производственная безопасность" (специальность 1-74 06 07 "Управление охраной труда в сельском хозяйстве") ведущей линией будет не перечисление и характеристики конкретных машин, механизмов или процессов, а выявление наиболее значимых свойств механизмов, принципов работы машин и механизмов, обеспечения их безопасной эксплуатации.

На этапе профессионализации надо ориентироваться на такие важные качества, как социально-профессиональная компетентность, потребность в самосовершенствовании, профессиональная доминантность и социальная ответственность, прогностические способности, профессиональная надежность и гражданский гуманизм, профессиональный интеллект и индивидуальный стиль деятельности.

Для этого потребуются профессионализация образования, уточнение, т. е.:

Определение ведущей цели каждого предмета, его места в системе формирования инженерно-технических знаний при подготовке инженера по охране труда в агроинженерных вузах;

Выявление наиболее значимых профессиональных задач, решаемых на основе инженерно-технических знаний, получаемых по каждому предмету;

Определение с учетом этого целесообразной структуры учебной дисциплины, удельного веса каждой ее части;

Разработка практических знаний и занятий, направленных на формирование инженерно-технических знаний.

Профессионализм любого специалиста следует рассматривать как интегрированный показатель его личностно-деятельностной сущности, выделяя при этом три составляющих компонента :

Знания как основание, базис профессионализма в целом, характеризующий его личностную и деятельностную сущность;

Общение как умение и готовность использовать знания в условиях принятия решений или анализа ситуации;

Самосовершенствование как стратегическое умение в профессиональном становлении и развитии, которое достигается посредством самообразования, а также в процессе общения с коллегами и проявляется как умение видеть достоинства и недостатки собственной деятельности, оперативно устранять через самообразование и саморазвитие.

Существенным звеном модели в становлении самосознания квалифицированного специалиста и в целом зрелой личности выступают психолого-педагогические знания. Достойное выполнение профессионального долга требует от специалиста знания особенностей своей внутренней жизни, понимания своих чувств, поступков, мыслей; умения устанавливать качественные отношения с другими людьми. Кроме того, необходимым для современного образованного человека становится знание закономерностей обучения и воспитания, их умелое применение в профессиональной жизни . Психологический аспект проектирования такого специалиста предусматривает организацию мотивации обучения, стимулирование и учет эмоционального фактора в профессиональной деятельности, формирование интеллектуального интереса к будущей профессии. Из множества форм, методов и средств формирования познавательной потребности наиболее эффективными являются создание и разрешение проблемных ситуаций, а также связь излагаемого материала с практикой. Немаловажное значение имеет формирование содержания обучения специалистов по охране труда, которое включает системный анализ производства, техники и технологии, организации труда, отбор номенклатуры циклов предметов, определение состава, содержания и объема предметов.

При таком подходе к реализации процесса обучения и будет формироваться компетентностная модель специалиста по охране труда. Структурными компонентами рассматриваемой модели являются: когнитивно-оценочный (система глубоких теоретических знаний, уровень познавательной сферы личности, система обновления знаний по безопасности производства и безопасности труда на протяжении всей трудовой жизни), мотивационно-ценностный (система ценностей и мотивов личности; соотношение знаний для решения проблемы эффективности и надежности профессиональной деятельности), социально-культурный (система отношений к общественно значимым целям), профессионально-личностный (уровень профессионального соответствия специалиста по охране труда, его потребности в непрерывном совершенствовании знаний, применение их в профессиональной деятельности).

Перечисленные компоненты находятся в тесной взаимосвязи: когнитивно-оценочный побуждает к обновлению специальных знаний, умений, навыков, умению самостоятельно принимать решения. Мотивационно-ценностный развивает сознательное побуждение к усвоению специальных знаний, умение решать производственные задачи нестандартными методами.

Социально-культурный компонент включает нравственные нормы поведения (честность, порядочность, критичность, целеустремленность, индивидуальность, творчество). Профессионально-личностный выражает степень образованности специалиста, его потребности в постоянном обновлении знаний.

Обобщенными компетенциями в рассматриваемой модели специалиста по охране труда являются :

1. Ориентация на достижение (измеряет исполнение, усовершенствует результаты, ставит трудные цели, вводит новое).

2. Воздействие и оказание влияния (использует прямое убеждение, факты и цифры, демонстрирует заботу о профессиональной репутации).

3. Концептуальное мышление (распознает ключевые действия, скрытые проблемы, создает связки и модели).

4. Аналитическое мышление (предвидит препятствия, систематически разбивает проблемы на составные части, делает логические выводы, видит последствия, скрытый смысл).

5. Инициатива (настаивает на решении проблем, обращается к проблемам до того, как его попросят об этом).

6. Уверенность в себе (выражает уверенность в собственных суждениях, ищет трудностей и независимости).

7. Межличностное понимание (понимает отношения, интересы, потребности других).

8. Забота о порядке (стремится к ясности ролей и информации; проверяет качество работы или информации, ведет записи).

9. Поиск информации (контактирует со многими различными источниками, читает журналы и пр.).

10. Командная работа и сотрудничество (коллективное обсуждение, добивается вклада каждого).

11. Экспертиза (расширяет и пользуется техническими знаниями; наслаждается технической работой; делится профессиональными знаниями).

В заключение необходимо отметить, что для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, так как существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимании целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды, формировании у будущих специалистов необходимых компетенций, особого вида культуры, учитывающих специфику деятельности человека в условиях достижения пределов роста, культуры безопасности жизнедеятельности. Оптимальным решением данного вопроса является построение компетентностной модели специалиста по охране труда, которая позволяет определить профессионально-личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности.

Литература

1. Вавилова Л. Н. Педагогическая технология повышения эффективности обучения специалистов по охране труда // Геоинформационные технологии в решении региональных проблем: Сб. науч. тр. Всероссийск. науч.-практ. конф. М. - Тула, 2002. С. 71 - 72.

2. Попов А. В., Третьяк Л. Н. Формирование и самооценка профессиональной компетенции студентов технических специальностей // Методология и технологии нормирования и оценки качества результатов образования на основе компетентностного подхода: Материалы XI симпозиума "Квалиметрия и образование: методология, методика, практика". М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 54 - 60.

3. ОСРБ 1-74 06 07-2007: Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-74 06 07 Управление охраной труда в сельском хозяйстве. Минск: Минобр., 2007. 35 с.

4. Мисун Л. В., Шабека Л. С., Макар А. Н. Совершенствование подготовки специалистов по охране труда для агропромышленного комплекса // Агропанорама. 2009. N 6. С. 42 - 44.

5. Мисун Л. В. К вопросу системного непрерывного образования студентов вуза по охране труда // Современные проблемы образования и воспитания в сельскохозяйственных учебных заведениях: Материалы Междун. научно-практ. конф. Горки: БГСХА, 2000. С. 47 - 48.

6. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе // Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Изд-во ГИППО, 2010. 384 с.

Л. В.Мисун

профессор

А. Н.Макар

Аспирантка

Подписано в печать

Дата обновления: 21.08.2019

Город: Пермь

Отрасль: Другое

Зарплата: 30000

Тип занятости: Постоянная

Опыт работы (лет): 10

Образование: Высшее

Текст резюме:

Профессиональные навыки:
-проведение инструктажей, организация своевременного обучения и проверки знаний требований охраны труда, пожарной безопасности работников предприятия;
-разработка программ вводного, первичного инструктажа, программ обучения;
-разработка и пересмотр инструкций по охране труда по профессиям и видам работ;
-организация проведения предварительных, периодических, предрейсовых медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
-организация проведения специальной оценки условий труда, аттестации рабочих мест, разработка мероприятий по улучшению условий труда;
-расследование и учет несчастных случаев на производстве, в т.ч. тяжелых, проведение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
-производственный контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующих инструкций, правил и норм по охране труда, производственной санитарии, пожарной и экологической безопасности;
-составление программы производственного контроля, паспорта канцерогенного производства, организация замеров вредных факторов на рабочих местах;
-составление приложений к коллективному договору;
-контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, смывающими (обезвреживающими) средствами;
-разработка системы управления охраной труда, составление приказов, актов, положений, отчетности по установленным формам;

Разработка и согласование документов в области водопользования (нормативов допустимых сбросов, договоров и решений о предоставлении водных объектов в пользование, получение разрешений на сброс сточных вод);
-разработка и согласование паспортов опасных отходов, проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, подготовка пакета документов для получения лицензии на обращение с опасными отходами;
-проведение инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ, организация инструментальных замеров эффективности работы пылегазоочистных установок, качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны;
-составление и согласование статистической отчетности 2-тп воздух, водхоз, отходы, 4-ос, технического отчета, программы производственного экологического контроля, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологического сбора;
-инструментальный контроль выбросов от передвижных источников, контроль работы очистных сооружений сточных вод;
-организация вывоза отходов производства и потребления;
-постановка объектов негативного воздействия на государственный учет;

Проведение тендеров, работа с подрядными организациями, согласование и заключение договоров;
-участие в проведении плановых и внеплановых проверок контролирующими органами, выполнение предписаний (государственная инспекция труда, Роспотребнадзор, Росприроднадзор).

Удостоверение по охране труда, пожарно-технический минимум, работы на высоте, общие требования промышленной безопасности, аттестация в качестве члена аттестационной комиссии организаций, эксплуатирующих сосуды, работающие под давлением, профессиональная подготовка на право работы с опасными отходами, 4 группа по электробезопасности

Опыт работы:
2013 г.-по настоящее время АО «Пермский мясокомбинат»
Специалист по охране труда и промышленной безопасности, инженер по охране окружающей среды
2013 г. ООО Аварийно-спасательное формирование «Экологическая перспектива»
, инженер по охране труда
2012 г.-2013 г. ОАО «39 арсенал»
Инженер-эколог
2010 г.-2012 г. Ремонтное локомотивное депо, ОАО «РЖД»
Инженер по охране окружающей среды
2009 г.-2010 г. ИП Потапова Л.В.
Инженер по охране окружающей среды
2005 г.-2008 г. Администрация Горнозаводского муниципального района
Главный специалист отдела по охране окружающей среды

Контактная информация:
e-mail: [email protected]

Контактные данные:

Чтобы связаться с кандидатом, вам необходимо войти на сайт.

Форма входа находится в меню справа. Если вы не зарегистрированы как работодатель, воспользуйтесь

Сегодня мы затронем тему, информации по которой и так, казалось бы, везде предостаточно. Но, тем не менее, данная тема не становится от этого менее актуальной в условиях сегодняшнего дня, когда количество подходящих кандидатов на рынке в десятки, а то и сотни раз превышает количество открытых вакансий.

Помните

Резюме – это Ваша визитная карточка и то, каким образом оно составлено – это более половины успеха. Основной Вашей задачей при поиске новой работы будет составить резюме таким образом, чтобы оно стало конкурентоспособным или как любят говорить рекрутеры «продающимся».

Два главных принципа составления резюме

В первую очередь, хотелось бы остановиться на базовых принципах составления резюме: краткость и структурированность. Резюме должно умещаться не более чем в 2 страницы даже при очень богатом опыте работы и иметь четкую структуру – информация не должна располагаться хаотично. Придерживаться этого правила не составит труда, если вы публикуете свое резюме на сайтах по поиску работы. Вся информация там уже заранее разбита на смысловые блоки, а Вам остается только заполнить пустые графы. Также практически любой такой сайт позволяет выгрузить готовое резюме в нужном формате (например, http://hh.ru, http://www.superjob.ru).

Обязательная информация для любого резюме

В резюме должна всегда присутствовать следующая информация:

  1. Фамилия, Имя, Отчество, возраст;
  2. Желаемая должность и зарплата;
  3. Контактная информация (телефон, по которому вы всегда доступны и актуальный элеткронный адрес);
  4. Опыт работы;
  5. Образование основное и дополнительное;
  6. Ключевые навыки, личные качества;
  7. Рекомендации коллег и руководителей с предыдущих мест работы.

Как описать опыт работы специалисту по охране труда?

«Опыт работы» – раздел резюме, который наиболее тщательно изучается эйчарами и работодателями. Поэтому очень важно изложить информацию таким образом, чтобы о Вас сложилось верное мнение, как о профессионале в сфере охраны труда.

В первую очередь укажите даты работы в организации, обозначив количество отработанных месяцев (лет), направление деятельности организации. Если вы работали в крупных организациях, также укажите количество работников организации (хотя бы примерно), демонстрируя свое умение работать с крупными структурами.

При перечислении своих должностных обязанностей не забывайте, пожалуйста, о краткости изложения. Не нужно полностью копировать свою должностную инструкцию, выделите основные направления Вашей работы и то, что покажется Вам наиболее важным.

Для специалиста по охране труда стандартно наличие в резюме следующих направлений работы (они указываются существительными в именительном падеже):

  1. Разработка и ведение локальной нормативной документации по охране труда;
  2. Проведение инструктажей, организация необходимых видов обучения для производственного персонала;
  3. Расследование и учет несчастных случаев в соответствии с законодательством РФ;
  4. Организация выдачи средств индивидуальной защиты, специальной одежды, обуви работникам;
  5. Организация медицинских осмотров (предварительных/периодических, предрейсовых);
  6. Взаимодействие и представление интересов компании в государственных надзорных и контролирующих органах.

Не стоит включать в резюме то, чем вы не занимались. Правдивость – это тоже залог успеха. Подловить Вас на вранье на собеседовании опытному эйчару будет не так уж и сложно.

Не менее важным в разделе «Опыт работы» является указание на результаты и достижения. Именно они помогут выделить Ваше резюме среди других однотипных. Отсутствие в резюме результатов и достижений – основная ошибка кандидатов, резюме которых остаются незамеченными. Для специалиста по охране труда наиболее выигрышными достижениями будут: создание системы охраны труда на предприятии «с нуля», успешное прохождение аудитов, проверок, опыт проведение специальной оценки условий труда с минимальными затратами (в том числе за счет средств ФСС). Укажите то, что позволит отметить вашу результативность. Например, если в связи с организацией службы охраны труда количество несчастных случаев на производстве сократилось — обязательно это укажите! Также стоит отметить отсутсвие или снижение количества предписаний со стороны проверяющих органов, если это имело место. При этом важно конкретизировать, с какими именно проверяющими органами вам довелось иметь дело. Работодателю важно не то, что в ваши обязанности входило, а то, чего вы реально достигли. Не поленитесь и проведите подсчеты. Специалисты, подбирающие персонал, и руководители оценят наличие в резюме реальных показателей, цифр, процентов, что существенно повысит Ваши шансы на приглашение на интервью.

Давайте посмотрим на примеры, которые можно использовать:

  1. Успешное прохождение проверок со стороны ГИТ, Ростехнадзора;
  2. Сокращение количества случаев производственного травматизма по сравнению с предыдущими периодами;
  3. Сокращение расходов компании на проведение специальной оценки условий труда за счет привлечения средств ФСС.

Нормативная база в сфере охраны труда регулярно обновляется, поэтому важно отразить ваше умение работать в подобных условиях. Перечисление проведенных мероприятий по адаптации к свежим нормам законодательства будет достоинством любого резюме.

В дополнение к перечисленному, если у Вас есть опыт работы в области экологии, пожарной безопасности, промышленной безопасности обязательно не забудьте это отметить. Нередки случаи, когда работодатель ищет именно такого универсального специалиста, и это станет вашим ключевым преимуществом.

Места работы располагайте по стандартному правилу – в обратном хронологическом порядке, то есть от последнего к первому. Если обязанности на нескольких местах идентичны, то для краткости резюме вы можете это указать (каким образом – показано в нашем примере резюме, которое вы найдете в конце статьи).

Что указать в разделе «Дополнительное образование»?

Раздел «Дополнительное образование» является не менее важным для специалистов по охране труда. Укажите в нем все аттестации и виды обучения, которые Вы когда-либо проходили. Наличие информации такого рода подтвердит уровень вашей квалификации.

Что стоит указывать в разделе «Ключевые навыки»?

Для начала, не путайте навыки и личные качества. Навык – это то, что относится к вашей квалификации как специалиста. Например: умение работать с технической документацией; знание и практическое применение нормативных актов по охране труда; владение информацией о требованиях и особенностях планирования офисных, производственных помещений и так далее. Не забудьте указать уровень владение иностранными языками и уровень владения ПК, опыт работы с информационно-правовыми системами, системами проектирования и черчения. В личных же качествах постарайтесь указать именно те, которые помогают Вам в работе: ответственность, самостоятельность, умение принимать решения, коммуникабельность, способность к обработке большого объема информации и работы в условиях многозадачности.

Как впечатлить потенциального работодателя?

Если Вы можете похвастаться наличием портфолио (доклады на конференциях, статьи на профессиональные темы) – не стоит скромничать, обязательно делайте ссылки на эти материалы. Работодатель оценит их по достоинству.

Вот, пожалуй, и все. И, пожалуйста, не забывайте проверять свое резюме на соответствие нормам русского языка, это не менее важно, чем все то, о чем написано выше.

Используйте наш для создания собственного уникального резюме.

Компетентностная модель специалиста по охране труда
для агропромышленного комплекса
в системе профессиональной подготовки


В статье рассмотрены основные подходы к разработке компетентностной модели специалиста по охране труда для агропромышленного комплекса. Акцентировано внимание на необходимость фундаментализации и профессионализации обучения как на важнейшие условия формирования компетентностной модели. Предложена структурная композиция рассматриваемой модели.


Введение


Для осуществления любой профессиональной деятельности человек должен обладать целым рядом профессионально важных качеств, необходимых для труда (умение принимать решения, анализировать ситуации, быть организованным, коммуникабельным, инициативным, компетентным и т.д.). Деятельность специалиста по охране труда обладает интегративным качеством, т.е. качеством, задаваемым объектом профессиональной деятельности. Этот объект, в свою очередь, двусторонен: с одной стороны - это человек во всем разнообразии его субъективности, с другой - это система управления безопасностью труда.
Следовательно, профессиональная деятельность специалиста по охране труда предполагает следующие виды - производственный и управленческий, для успешного осуществления которых будущий специалист должен обладать необходимыми профессиональными и социально-психологическими качествами (сенсорными, перцептивными, психомоторными свойствами, наблюдательностью, двигательной, образной и словесно-логической памятью, техническим мышлением, пространственным соображением и др.). Формирование перечисленных качеств происходит при проектировании компетентностной модели специалиста по охране труда.


Основная часть


Особенности сельскохозяйственного производства, а также высокий уровень травматизма на объектах агропромышленного комплекса определяют значимость деятельности специалиста по охране труда, предъявляют требования к его профессиональной подготовленности, компетентности по вопросам безопасности труда. В свою очередь, анализ формирования и развития профессиональных качеств специалистов по охране труда показывает, что недостаточно изучены принципы отбора и содержания специализированного обучения, требует уточнения компетентностная модель с учетом современных социально-экономических, экологических и производственных условий.
Основными критериальными подходами для разработки такой модели должны быть :
- теоретическая готовность к изучению профессии и нравственная зрелость в актуализации профессиональных знаний;
- профессиональная компетентность в межпрофессиональном диалоге и готовность к саморегуляции профессиональных действий;
- профессиональная компетентность в преобразовательной деятельности личности.
Под компетентностью понимается социально-профессиональная жизнедеятельность, основывающаяся на знаниях человека. Основанием данного качества выступают знания, умения, навыки, опыт, ценности, склонности и способность личности к социально-профессиональной деятельности. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, включающие в свой состав знания и умения человека, которые определяют его возможности в успешном овладении технической стороной деятельности и выражают готовность к овладению ее определенными видами.
Способность и готовность, составляющие качества субъекта, взаимосвязаны. Вместе с тем способность не отождествляется с готовностью к профессиональной деятельности.
Понятие «компетенция» предполагает: наличие реальной специфической ситуации, в которой скрытая ранее потенциальная компетенция личности может быть востребованной и стать актуальной; общую готовность субъекта к самостоятельной успешной деятельности; определяющую роль знаний, умений и навыков, опыта, ценностей и склонностей, приобретенных в процессе обучения . Основой определения содержания понятия «компетенция» является готовность, выраженная в мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение профессиональных действий.
Компетентностная модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать специалист, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть готов, какова должна быть степень его подготовленности. Поэтому при проектировании обучения особое значение приобретают фундаментализация и профессионализация обучения.
Фундаментализация обучения по охране труда предусматривает отбор наиболее значимого и устойчивого содержания, которым можно руководствоваться в практической деятельности. Речь идет о знании основных принципов, закономерностей, которые позволяют правильно оценить возможность применения вновь приобретаемых знаний. Например, при изучении дисциплины «Производственная безопасность» (специальность 1-74 06 07 «Управление охраной труда в сельском хозяйстве») ведущей линией будет не перечисление и характеристики конкретных машин, механизмов или процессов, а выявление наиболее значимых свойств механизмов, принципов работы машин и механизмов, обеспечения их безопасной эксплуатации.
На этапе профессионализации надо ориентироваться на такие важные качества, как социально-профессиональная компетентность, потребность в самосовершенствовании, профессиональная доминантность и социальная ответственность, прогностические способности, профессиональная надежность и гражданский гуманизм, профессиональный интеллект и индивидуальный стиль деятельности.
Для этого потребуются профессионализация образования, уточнение, т.е.:
- определение ведущей цели каждого предмета, его места в системе формирования инженерно-технических знаний при подготовке инженера по охране труда в агроинженерных вузах;
- выявление наиболее значимых профессиональных задач, решаемых на основе инженерно-технических знаний, получаемых по каждому предмету;
- определение с учетом этого целесообразной структуры учебной дисциплины, удельного веса каждой ее части;
- разработка практических знаний и занятий, направленных на формирование инженерно-технических знаний.
Профессионализм любого специалиста следует рассматривать как интегрированный показатель его личностно-деятельностной сущности, выделяя при этом три составляющих компонента :
- знания как основание, базис профессионализма в целом, характеризующий его личностную и деятельностную сущность;
- общение как умение и готовность использовать знания в условиях принятия решений или анализа ситуации;
- самосовершенствование как стратегическое умение в профессиональном становлении и развитии, которое достигается посредством самообразования, а также в процессе общения с коллегами и проявляется как умение видеть достоинства и недостатки собственной деятельности, оперативно устранять через самообразование и саморазвитие.

Существенным звеном модели в становлении самосознания квалифицированного специалиста и в целом зрелой личности выступают психолого-педагогические знания. Достойное выполнение профессионального долга требует от специалиста знания особенностей своей внутренней жизни, понимания своих чувств, поступков, мыслей; умения устанавливать качественные отношения с другими людьми. Кроме того, необходимым для современного образованного человека становится знание закономерностей обучения и воспитания, их умелое применение в профессиональной жизни . Психологический аспект проектирования такого специалиста предусматривает организацию мотивации обучения, стимулирование и учет эмоционального фактора в профессиональной деятельности, формирование интеллектуального интереса к будущей профессии. Из множества форм, методов и средств формирования познавательной потребности наиболее эффективными являются создание и разрешение проблемных ситуаций, а также связь излагаемого материала с практикой. Немаловажное значение имеет формирование содержания обучения специалистов по охране труда, которое включает системный анализ производства, техники и технологии, организации труда, отбор номенклатуры циклов предметов, определение состава, содержания и объема предметов.
При таком подходе к реализации процесса обучения и будет формироваться компетентностная модель специалиста по охране труда. Структурными компонентами рассматриваемой модели являются: когнитивно-оценочный (система глубоких теоретических знаний, уровень познавательной сферы личности, система обновления знаний по безопасности производства и безопасности труда на протяжении всей трудовой жизни), мотивационно-ценностный (система ценностей и мотивов личности; соотношение знаний для решения проблемы эффективности и надежности профессиональной деятельности), социально-культурный (система отношений к общественно значимым целям), профессионально-личностный (уровень профессионального соответствия специалиста по охране труда, его потребности в непрерывном совершенствовании знаний, применение их в профессиональной деятельности).
Перечисленные компоненты находятся в тесной взаимосвязи: когнитивно-оценочный побуждает к обновлению специальных знаний, умений, навыков, умению самостоятельно принимать решения. Мотивационно-ценностный развивает сознательное побуждение к усвоению специальных знаний, умение решать производственные задачи нестандартными методами.
Социально-культурный компонент включает нравственные нормы поведения (честность, порядочность, критичность, целеустремленность, индивидуальность, творчество). Профессионально-личностный выражает степень образованности специалиста, его потребности в постоянном обновлении знаний.
Обобщенными компетенциями в рассматриваемой модели специалиста по охране труда являются :
1. Ориентация на достижение (измеряет исполнение, усовершенствует результаты, ставит трудные цели, вводит новое).
2. Воздействие и оказание влияния (использует прямое убеждение, факты и цифры, демонстрирует заботу о профессиональной репутации).
3. Концептуальное мышление (распознает ключевые действия, скрытые проблемы, создает связки и модели).
4. Аналитическое мышление (предвидит препятствия, систематически разбивает проблемы на составные части, делает логические выводы, видит последствия, скрытый смысл).
5. Инициатива (настаивает на решении проблем, обращается к проблемам до того, как его попросят об этом).
6. Уверенность в себе (выражает уверенность в собственных суждениях, ищет трудностей и независимости).
7. Межличностное понимание (понимает отношения, интересы, потребности других).
8. Забота о порядке (стремится к ясности ролей и информации; проверяет качество работы или информации, ведет записи).
9. Поиск информации (контактирует со многими различными источниками, читает журналы и пр.).
10. Командная работа и сотрудничество (коллективное обсуждение, добивается вклада каждого).
11. Экспертиза (расширяет и пользуется техническими знаниями; наслаждается технической работой; делится профессиональными знаниями).


Выводы


В заключение необходимо отметить, что для современного уровня развития промышленных и социальных технологий недостаточно просто высокого уровня соблюдения правил техники безопасности, так как существует потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и безопасной реализации любого вида деятельности, понимании целей и последствий своих действий для общества и окружающей природной среды, формировании у будущих специалистов необходимых компетенций, особого вида культуры, учитывающих специфику деятельности человека в условиях достижения пределов роста, культуры безопасности жизнедеятельности. Оптимальным решением данного вопроса является построение компетентностной модели специалиста по охране труда, которая позволяет определить профессионально-личностные качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности.


Литература


1. Вавилова Л.Н. Педагогическая технология повышения эффективности обучения специалистов по охране труда // Геоинформационные технологии в решении региональных проблем: Сб. науч. тр. Всероссийск. науч.-практ. конф. М. - Тула, 2002. С. 71 - 72.
2. Попов А.В., Третьяк Л.Н. Формирование и самооценка профессиональной компетенции студентов технических специальностей // Методология и технологии нормирования и оценки качества результатов образования на основе компетентностного подхода: Материалы XI симпозиума "Квалиметрия и образование: методология, методика, практика". М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. С. 54 - 60.
3. ОСРБ 1-74 06 07-2007: Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-74 06 07 Управление охраной труда в сельском хозяйстве. Минск: Минобр., 2007. 35 с.
4. Мисун Л.В., Шабека Л.С., Макар А.Н. Совершенствование подготовки специалистов по охране труда для агропромышленного комплекса // Агропанорама. 2009. N 6. С. 42 - 44.
5. Мисун Л.В. К вопросу системного непрерывного образования студентов вуза по охране труда // Современные проблемы образования и воспитания в сельскохозяйственных учебных заведениях: Материалы Междун. научно-практ. конф. Горки: БГСХА, 2000. С. 47 - 48.
6. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе // Пер. с англ. А. Яковенко. М.: Изд-во ГИППО, 2010. 384 с.
Авторы:
Л.В. Мисун, д. т. н., профессор,
А.Н. Макар, аспирантка БГАТУ

Инженер по технике безопасности, охране и нормированию труда – один из ключевых специалистов предприятия. Он отвечает за соблюдение правил организации рабочего процесса, обеспечивает сохранение жизни и здоровья сотрудников. Профессионалы, получившие профильное образование, делают все возможное для исключения вероятности несчастных случаев на производстве и снижения рисков торможения работы на объекте. К квалификации инженеров по охране труда выдвигаются особые требования, ведь эти люди инструктируют работников, которые контактируют с опасными устройствами и выполняют технически сложные задачи.

Требования и пожелания к специалистам

Пост инженера по охране труда и соблюдению техники безопасности на предприятии может занимать только человек с соответствующими знаниями и навыками. У него должно быть высшее техническое образование, приветствуется опыт работы по профилю, полученный под руководством более квалифицированных специалистов. В зависимости от уровня квалификации сотруднику присваивается одна из трех категорий.

Требования к инженеру по охране труда:

  • наличие багажа знаний в области юридического регулирования охраны труда на производственных и опасных объектах различного профиля;
  • инженер по нормированию труда и охране жизнедеятельности работников должен постоянно повышать профессионализм и изучать изменения в нормативных актах по своему направлению;
  • умение взаимодействовать с коллегами, вышестоящим руководством и проверяющими органами;
  • способность сохранять спокойствие в сложных и экстренных ситуациях, логически мыслить и при необходимости действовать не только по инструкции, но и нестандартно;
  • владение компьютером и оргтехникой на уровне уверенного пользователя;
  • четкое понимание рекомендаций инструкции, которые предусматривает специальность.

Инженер по нормированию труда должен соответствовать тем же положениям, но к нему дополнительно предъявляется еще ряд требований. Во-первых, это четкое понимание нюансов конкретного производства, умение оценить их влияние на систему выплат сотрудникам. Во-вторых, ориентация в системе организации трудового процесса и управления кадрами. Образование такого человека включает базовые знания по психологии, социологии и физиологии человека.

В плане личных качеств специалиста, претендующего на узконаправленную должность, базовая характеристика требует стрессоустойчивости, спокойствия и коммуникабельности. Это должен быть человек, который не боится брать на себя ответственность за благополучие других людей. Точно определиться с шансами на успех в специфической области поможет профориентация. Она выявит предрасположенность к этому типу работы или укажет на качества, которые могут помешать профессиональному росту.

Чем занимается сотрудник в области охраны труда

Штатный инженер по нормированию труда или охране рабочих процессов должен выполнять функции, прописанные в инструкции. Обычно это стандартный перечень положений, который может дополняться в соответствии со спецификой конкретной сферы. В любом случае, действия профессионала будут направлены на соблюдение интересов сотрудников компании и поддержание производственных процессов на должном уровне.

Базовые обязанности инженера по охране труда:

  • контроль за соблюдением на объекте правовых норм, которые обеспечивают сотрудников льготами и оптимальными условиями труда;
  • проведение проверок с целью оценки технического состояния здания и функциональности оборудования;
  • ключевые навыки специалиста направлены на предотвращение развития аварийных ситуаций;
  • организация просветительских мероприятий для снижения риска появления у работников профессиональных болезней;
  • оказание методической помощи подразделениям компании или производства;
  • проведение инструктажей, составление документов и отчетов, выполнение распоряжений вышестоящего руководства.

Обязанности, которые возлагаются на инженера, в обязательном порядке документируются. Сроки и способы выполнения указанных функций устанавливаются в зависимости от специфики направления и желаемых результатов.

Специалист по технике безопасности обязан регулярно проходить обучающие курсы и повышать квалификацию, подтверждать свой уровень перед аттестационной комиссией.

Перечень должностных обязанностей инженера по нормированию труда:

  • разработка и внедрение показателей, которые позволяют предприятию функционировать на нужном уровне, и не причинять при этом неудобств сотрудникам;
  • проведение анализа состояния работников с целью уравнивания условий их деятельности на всех этапах производства;
  • контроль за осуществлением установленных рекомендаций и соблюдением норм;
  • оценка соответствия количества работников уровню нагрузки, изменение расписания в зависимости от наполненности штата;
  • инженер по нормированию труда проводит инструктажи, организовывает изучение специалистами разных сфер производственных процессов с целью снижения затрат;
  • изменение расценок на деятельность сотрудников в соответствии с обновленными нормами трудового законодательства.

Профильный специалист не только обучает работников предприятия, но и сам постоянно изучает меняющиеся тенденции рынка. Он отвечает за внедрение прогрессивных методик организации деятельности компании с целью получения выгоды и снижения риска потери квалифицированных сотрудников.

Плюсы и минусы направления

Профессия инженер по охране труда подразумевает постоянный контакт с людьми. Она может стать стартом для карьерного роста, правда, не столько в плане повышения престижа должности, сколько за счет устройства на более развитое в финансовом плане предприятие. Направление считается востребованным, даже начинающие сотрудники могут рассчитывать на трудоустройство. С каждым годом запускается все больше крупных предприятий, строительных и добывающих проектов. На каждом из них обязательно требуются инженеры по охране труда и технике безопасности.

Негативным моментом считается необходимость постоянно получать дополнительное образование, чтобы не отстать от тенденций в конкретной области или основном направлении. Высоко ценится умение таких сотрудников подавать информацию окружающим. При отсутствии коммуникативных навыков и отсутствии возможности наладить контакт с людьми пользы от труда работника будет мало. Еще одним минусом должности считается высокий уровень ответственности перед персоналом и руководством предприятия.

Как стать инженером по охране труда

Желаемую должность на постоянной основе может занять только специалист, у которого есть высшее техническое образование в сфере «Безопасность жизнедеятельности». Вузов для получения нужного диплома немало. Одним из самых передовых считается Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса.

Чтобы стать инженером по ТБ (технике безопасности) на временной основе можно обойтись неполным профильным образованием. В любом случае, категории специалисту начнут присуждать только после получения диплома вуза, а без них невозможно продвижение по карьерной лестнице.

Уровень зарплат сотрудников

На начальном этапе заработная плата работника сферы составляет от 15 до 25 тыс. рублей. По мере роста опыта сотрудника и повышения уровня его квалификации цифры растут. В зависимости от должности, категории, квалификации и сферы деятельности средняя зарплата специалиста составляет от 35 до 70 тыс. рублей. На крупных предприятиях действуют целые отделы по данному направлению. В этом случае отдельные сотрудники становятся старшими инженерами на своем участке. Их оклад порой достигает 100 тыс. рублей, а на коммерческих предприятиях показатели превышают эту отметку.

Зарплата инженера по охране труда может варьироваться от 15 до 100 и более тысяч рублей.

Инженеры или специалисты по охране труда отвечают не только за условия работы сотрудников предприятий. От них во многом зависит функциональность оборудования в цехах, скорость выполнения поставленных планов, прибыль компании. Чтобы добиться успеха в выбранном направлении, надо не только заострять внимание на профессиональной сфере деятельности, но и изучать нюансы заданной области. Способность сотрудника оптимизировать работу организации в техническом, социальном и финансовом плане высоко ценится работодателями.