Кто первый построит атомный подводный авианосец. России нечем угрожать британскому авианосцу. Грызуны для Дяди Сэма

  • 04.11.2020

В скором времени на баланс ВМФ России может поступить авианосец с ядерной энергоустановкой. Он дополнит боевой «парк» флота, на балансе которого пока значится лишь авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». По мнению экспертов, прототипом для корабля может стать авианосец «Шторм». Как будет выглядеть боевая «новинка» и сможет ли она составить конкуренцию американскому флоту, выяснил «360».

Начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников заявил, что флот работает над проектом авианосца нового поколения. По словам контр-адмирала, сейчас отечественные предприятия готовят ядерную энергоустановку для нового корабля.

Тряпичников отметил, что специалисты проектных бюро Объединенной судостроительной корпорации и представители крупнейших судоверфей работают над проектом, для которого потребуются значительные производственные мощности. В данную программу также вовлечены научно-исследовательские центры Военно-морского флота. По словам контр-адмирала, в одном из таких институтов уже ведется разработка атомного двигателя для будущего авианосца. В ближайшее время представители флота определятся с концепцией перспективной силовой установки.

Военный подчеркнул, что корабль будет отвечать всем новейшим требованиям строительства судов такого класса. «Да, это дорого, но корабль должен быть современным, выполнять соответствующие задачи», - рассказал он в интервью телеканалу «Звезда».

«Шторм» в океане

Представители ВМФ России пока не раскрывают, на базе какого авианосца будет создан корабль с ядерным двигателем на борту. Опрошенные «360» военные эксперты склоняются к тому, что прототипом может послужить проект «Шторм». Его разработкой занимаются ученые из Крыловского государственного научного центра совместно с инженерами Невского проектно-конструкторского бюро.

В соответствии с планом проекта длина нового корабля составит 330 метров, ширина - 40 метров, а глубина погружения - 11 метров. Скорость авианосца будет достигать 30 узлов. В движение корабль будет приводить силовая установка смешанного типа, состоящая из атомных и газотурбинных блоков.


Источник фото: Минообороны РФ

Он сможет «нести» до 90 самолетов и вертолетов, а также принимать воздушные суда дальнего радиолокационного дозора. На борту авианосца сможет базироваться российский истребитель пятого поколения Су-57, утверждают проектировщики.

Вместимость корабля позволит перевозить до шести тысяч тонн топлива и транспортировать до четырех тысяч человек командного состава. При этом российский авианосец начинят самым новым вооружением. Так, для «Шторма» планируют разработать корабельные версии перспективных зенитных ракетных систем С-500. Они заточены под обнаружение аэродинамических и баллистических целей на дальности до 800 километров и на скорости до семи тысяч метров в секунду.

Россия имеет выход к двум океанам, поэтому вопрос создания полноценного флота авианосцев для страны достаточно актуален, отметил в беседе с «360» военный эксперт, капитан 1-го ранга Василий Дандыкин.

Объективно, без достаточного количества авианосцев Россия не может считаться великой морской державой. Они нужны флоту для прикрытия атомных подводных лодок при операциях в разных районах Мирового океана. Сейчас в этом сегменте лидируют американцы, поэтому идти по их пути и создавать обширную группировку эсминцев - неразумно, и есть смысл оборудовать эсминец атомными реакторами

Василий Дандыкин капитан 1-го ранга.

Впрочем, для его эффективного использования ВМФ РФ придется собрать или же заново построить полноценную авианосную группу. В нее должны войти как минимум два ракетных крейсера, три эсминца, две атомные подводные лодки и несколько кораблей снабжения. Также авианосная группа потребует возведения всей необходимой для нее инфраструктуры, отметил в беседе с «360» военный эксперт Алексей Леонков.

«Главная проблема строительства авианосцев сейчас - это отсутствие полноценной площадки для его строительства. У нас есть стапель на Дальнем Востоке - „Звезда“, но пока он не загружен кораблями такого размера. Вдобавок нужно иметь соответствующую подготовку палубной авиации, которая сможет взлетать с авианосца. Плюс строительство даже одного авианосца обходится в миллиарды долларов. Поэтому военным необходимо предельно точно ставить задачи, чтобы разработать оптимальный вариант нового авианосца», - подчеркнул военный эксперт.

В настоящее время на боевом дежурстве состоит только один авианосец - «Адмирал Кузнецов». Его построили на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и спустили на воду еще в 1991 году. В феврале прошлого года корабль совершил самый длительный поход за свою историю - в Средиземное море для участия в военной операции в Сирии. После командировки авианосец по решению Минобороны отправили на реновацию.

Мировые конкуренты


Источник фото: РИА «Новости»/Павел Канонов

Хотя сейчас российский морской флот наращивает боевой «парк», силы в плане авианосцев с США неравны. На боевом дежурстве в американской армии состоят 11 кораблей такого класса. Последний из них - Gerald R. Ford - спустили на воду в 2017 году. Его строительство обошлось американской казне в 13 миллиардов долларов. Еще один авианосец должен появиться в США к 2023 году.

Помимо американцев активно строят авианосцы и китайцы. Причем в марте этого года КНР объявила о создании первого в своем парке боевого корабля с ядерной энергетической установкой. Инженеры обещают построить авианосец к 2025 году. Сейчас в составе ВМС Китая есть только один авианосец - вернее, авианесущий крейсер «Ляонин». Этот корабль построен на базе купленного у Украины в 1998 году недостроенного советского авианесущего крейсера «Варяг».

Постоянно модернизирует свой флот и Великобритания. К примеру, в 2014 году был построен крупнейший в истории английского флота авианосец Queen Elizabeth. На его возведение страна потратила порядка трех миллиардов фунтов. Первое путешествие корабль совершит в эту субботу.

человека поделились статьей

Первый подводный атомный авианосец проекта 941-бис будет построен в России, так утверждают интернетовские слухи...

Суть не в слухах - будет построен подводный авианосец или не будет, а в идеи, которая могла родиться только в России. Для англосаксов сама мысль осуществлять взлеты и посадки на палубу авианосца, который плавает под водой противоречит логике английского языка.

АТАВКРП проекта 941бис был создан под руководством группы высших офицеров флота и КГБ СССР. В 1991 году они не пожелали нарушить присягу, данную стране, которая перестала существовать. Они, как многие думающие люди, надеялись что это временное помешательство и страна будет восстановлена.

Однако было понятно, что просто так олигархат не сдаст свои позиции и более того наверняка позовет на помощь своих западных друзей. Исходя из этого нужно было создать вооруженное формирование, которое в нужный момент смогло бы выступить на стороне сторонников воссоздания страны. Было бы хорошо иметь некий резерв генеральной ставки в составе дивизиона эсминцев и парочки РПКСН.

Неслыханный уровень коррупции и предательства в высших эшелонах власти и руководства ВМФ не оставляли надежды на то, что хотя бы один корабль не пойдет под нож или не будет разворован. Кроме того, тотальный контроль со стороны НАТОвцев в рамках наблюдений по программе совместного уменьшения угрозы не позволял “спрятать” или законсервировать ни одного боеспособного корабля, не говоря уже о соединении.

Единственным решением оставалось создание чего-то нового. Основной проблемой такого строительства были деньги и секретность. Причем секретность должна была быть выведена на новый уровень - скрывать стройку нужно было не только от чужих, но и от своих.

Идея возможности постройки подводного авианосца базировалась на Рубиновском проекте транспортных ПЛ, основанных на пр 941. Основным заказчиком ТПЛ был Норильский никель.

Для финансирования проекта 941бис были найдены новые русские заказчики, которым понравилась идея возить подержанные машины из Японии в европейскую. часть страны круглогодично СевМор путем.

Небольшая группа конструкторов из Рубина доработала проект ТПЛ, используя наработки проектов 621 (десантно-транспортный подводный крейсер), 717 (транспортно-десантная ПЛ, минный заградитель), 748 и 664. Конструкторы трудились двумя группами: одна думала, что создает подводный ролкер для новых русских, и лишь вторая, весьма малочисленная, знала о настоящей цели проекта.

За основу были взяты корпусные конструкции ТК-210, которые якобы были ранее разобраны. По окончании строительства цивильной части крейсера, он перешел подо льдами на Дальний восток, в рамках “ходовых испытаний”. Еще в середине перехода заказчику было заявлено, что в проекте были серьезные упущения и, что лодка как есть эксплуатироваться не может. Нужен долгосрочный ремонт - перестройка. В силу того что длительность жизни новых русских в то время была коротка, то претензии предъявлять было просто некому.

Американцы как то вяло наблюдали за “Звездой”в то время, и крейсер поставили именно туда для вооружения и установки полетной палубы. Туда же в разобранном виде малой скоростью под видом цвет-мета из Крыма было привезено паровое бросковое устройство, а проще говоря - катапульта.

К 1995 году крейсер был готов. Авиакрыло было отобрано из ДВ эскадрилий, СУшки были просто напросто куплены.

Строительство привлекало внимание. И никакие средства маскировки и дезинформации не могли предотвратить утечку информации. Единственным спасением секретности был уход в моря. Экипаж был подобран исключительно из добровольцев, причем подавляющее большинство из них не знало о существовании “Советского Союза” до момента всхода на борт.

18 ноября 1995 года в 00:00 часов по местному времени тяжёлый авианесущий крейсер подводный “Советский Союз”отдал швартовы и вышел на боевое дежурство, длина которому как теперь понятно - жизнь….

-----------------

Как всегда модель изготовлена по аутентичным чертежам, все миллиметры подогнаны, и все заклепки посчитаны.

Подводные авианосцы – это специальные боевые судна предназначенные для подводного перебазирования авиационных сил в другие точки земного шара для разведывательных и атакующих операций. Проектирование этого вида кораблей началось чуть больше века назад. В наши дни строительство или использование таких кораблей не является актуальным. Однако кто знает куда приведет нас наша фантазия и технологический прогресс. Поэтому нельзя исключать такого поворота событий, что морские державы вновь примутся за проект подводной лодки авианосца.

История создания

Конец девятнадцатого и начало двадцатых веков были явным прыжком в военно – морских технологиях. Интеграция надводного флота с авиацией не остановилась на достигнутом. Многие державы того времени захотели объединить авиацию с подводным флотом, в итоге появились первые подводные лодки с возможностью перевозить на своем борту самолеты. Правда эти «самолеты» не являлись теми самолетами, которые мы видим в наши дни. Сначала это были гидропланы, затем с улучшением технологий перевоплощались в змеи-автожиры, гидросамолеты и самолеты.

Первые аналоги подводных авианосцев появились в первой четверти прошлого столетия в Имперской Германии. В предвоенном времени немцы искали рычаги превосходство в войне, которая вот-вот должна была начаться. Одержимый расширить границы своей империи, Вильгем II уделял особое внимание военно-морским силам т.к. наличие Великобритании в рядах противника могла привести к плачевным результатам если ничего не предпринимать в этом аспекте.

Первым подводным авианосцем (если конечно его можно назвать таковым) была обычная подводная лодка U-12, на борт который прикрепили кран подъема/спуска авиатранспорта и специальные крепления для гидроплана «Фридриксрафен».

Таким образом в 1915-ом году был произведен первый запуск гидроплана, перевозимый подводной лодкой для разведки Великобританских берегов. Однако субмарина могла перевозить гидроплан только в надводным положение, что заставило инженеров построить специальный ангар для авиатехники. В итоге в 1917-ом субмарине U-12 был достроен ангар. Первой авиатехникой взятый в ангар был гидросамолет-разведчик «Брандэнбург» класса «FF-29». Однако в связи с поражением и жесткими условиями Версальского соглашения, Германия забросила этот проект.

Подводные авианосцы между «I»-«II» Мировыми

После Первой Мировой войны идеей «подводных авианосцев» заинтересовался ряд стран: Великобритания, Франция, Соединенные Штаты, Советский Союз, Фашисткая Германия и Имперская Япония. Америка вновь погрузилась в доктрину «Монро», вследствие чего, не стала уделять особых усилий в развитие этой темы (дальше испытаний на субмарине «S-1» тема не продвинулась). В недавно образовавшемся СССР первый проект «субмарины-авианосца» был предложен только в 1935-м году. Проект С.Базилевского включал в себя подводные крейсера, линкоры и авианосцы, которые могли перевозить от 1 до 16 единиц разведчиков, истребителей и бомбардировщиков. Однако командование Военно-Морской Академии РККА забраковало проект в связи с тем, что он не имел экономического, тактического и военного обоснования.

Остальные из перечисленных стран были более настойчивы в этом вопросе, вследствие чего добились результатов. Особенно в идеи «подводных авианосцев» была успешна Имперская Япония.

Французский подводный авианосец «Сюркуф»

После устрашающих последствий Первой Мировой было решено снизить и ограничить количество военной техники. В корабельном плане был подписан «Лондонский» договор, по которому были приняты ограничения в водоизмещение, оружие и их количестве. Страны стали искать лазейки для обхода принятого соглашения. В связи с тем, что договор в основном концентрировался на надводной технике, страны решили воспользоваться подводной техникой. Франция была одной из таких стран. Франция сделала свой акцент на мощные подводные лодки в 1927-м году.

Подводные крейсера начали строиться в том же 1927-ом году в количестве 3-х единиц. Однако из-за ужесточенных пунктов нового «Лондоского» договора, по которому калибр артиллерии субмарин не должен был превышать 155мм, в 1929-ом достроился только 1 подводный крейсер, который имел калибр артиллерийского орудия 203 мм («Сюркуф» был исключением для Франции по договору). В эскплуатацию вошел в 1932-ом году.

«Сюркуф» стал величием ВМС Франции. Он был огромен, имел водоизмещение в 4 300 тонн. Благодаря своему артиллерийскому орудию мог поражать любые надводные цели; 20 торпед позволяли поражать подводные цели; а также гидросамолет – разведчик «Бессон БМ410» давал возможность видеть на много дальше своих возможностей. «Сюркуф» неоднократно посещал порты других стран для показа мощи ВМФ Франции.

С быстрой капитуляцией Франции во Второй Мировой, подводный – крейсер вместе с остальными кораблями французского флота попал в руки англичан, а затем был перенаправлен в США. Из-за своих нескончаемых неисправностей, субмарина переходила с одного порта в другой. В одном из таких переходов в Таити из порта в Бермудах, «Сюркуф» пропал без вести в водах Карибского моря. По официальным данным подводная лодка потонула из-за своих неисправностей, однако французские историки до сих пор ведут расследование по данной теме.

Британский подводный авианосец «М-2»

Великобритания достигла меньших успехов своего соседа по Ла-Маншу – Франции. В 1927-м году Королевский флот переоборудовал свою старую субмарину «М-2» в подводный авианосец, заменив запрещенную Лондонским соглашением артиллерийскую установку 305 мм на ангар, который был 3 м. в диаметре и 7 м. длинной. Для подводного авианосца было решено построить специальные гидросамолеты «Парнел Пето», чья основная задача была разведывать территории противника, куда не могут добраться другие группы. Однако низкие результаты испытаний авианосца не внушали особых надежд командованию ВМС. В 1932-м году на одном из учений, который стал для «М-2» последним, субмарина потонула в районе Портсмута. Основным предположением инцидента является преждевременное открытие ангарной двери субмарины. После такого расклада событий, Великобритания отказалась от идеи подводных авианосцев.

Подводные авианосцы Фашисткой Германии

«Безумным» идеям Гитлера не было предела. В конце 1930-х годов немцы вновь взялись за проект подводной лодки авианосца. В проекте было построить два разных типа таких авианосцев – классы «III» и «IX». Однако со временем от первой отказались т.к. она была прототипом подводного крейсера времен Первой Мировой. Субмарины класса «IX» имели на борту ангар с диаметром 2,25 м. В 1939-м году для ангара был спланирован специальный гидросамолет «Ародо-231», на взлет которого требовалось 10 минут. На проект были выделен бюджет, но начавшаяся война изменила планы фашистов. Отклонившись от данного пути, Германия отказалась строить специальные гидросамолеты и заменила их на змеи-автожиры класса «Фа-330», которые были привязывались к субмарине. Автожиры, весившие 200 кг. (вместе с пилотом), стали строиться с 1943-го года.

Для полной подготовки змея к взлету уходило 7 минут, а еще нужно было около 3 минут на набор высоты привязанного змея, который мог подыматься на высоту до 150 м. и вести наблюдение за вражескими действиями. Для приземления на палубу и сбор автожира требовалось в общем 12 (10+2) минут. Год спустя спроектирован «Фа-336», у которого был свой двигатель, что облегчало управления змеям. Однако «Фа-336» так и не смог пройти серийную постройку из-за спада сил Фашисткой Германии, на чем в принципе и закончилась история подводных авианосцев в Германии.

Подводные авианосцы Имперской Японии

ВМС Имперской Японии пришли к теме «подводных авианосцев» самыми последними, однако стали самыми успешными. Первый проект японцев был построен в 1932-м году. Это была не большая подводная лодка «I-5» типа «J-1M», с пристроенным на палубе специальном ангаром и краном подъема/спуска. «I-5» использовала немецкий гидросамолет «Гаспар У-1», которую японцы строили получив лицензию еще в 1920-ых. Однако из-за того, что у «I-5» был ряд недостатков (отсутствие катапульты и трамплина, проблемы с подъемным краном и качество самого корпуса), субмарин типа «J-1M» больше не строили.

На место «J-1M» пришел тип «J-2» с построенной в 1935-ом году субмариной «I-6». Для подводной лодки был создан специальный самолет типа «E9W». Новый подводный авианосец имел большие преимущества над своим предшественником во многих аспектах, но все же не стал тем, что искало командование японского флота. Основной причиной недовольства было отсутствие на субмарине трамплина и катапульты, что понижала скорость взлета самолетов. В итоге подводные авианосцы типа «J-2» так и остались в одном экземпляре.

Начало 1939-го года стал успехом для японских инженер. Был создан первый подводный авианосец «I-7» типа «J-3», у которого на борту была катапульта и трамплин (основной минус «J-2»). Авианосец был удлинен, что позволило построить ангар на 2 авиатехники. Основными самолетами был принят тип «Yokosuka E14Y». «E14Y» был гораздо лучше своих предшественников, а главной его особенностью стало то, что он был не только разведчиком, но и бомбардировщиком. Конечно он не мог сравниться с основными бомбардировщиками Имперской Японии и имел довольно маленький запас бомб, но все таки он был первым самолетом-бомбардировщиком, используемый на подводных авианосцах. Позже была спущена в воду еще одна субмарина этого типа «I-8».

После «J-3» последовал тип «А-1» в серии 3-х («I-9», «I-10» и «I-11») единиц. Последние 2 появились после успешных действий «I-9» в получение фотосъемок с Перл Харбора.

Японские подводные лодки авианосцы проходили постоянную модернизацию, появились типы «А-2», «В-1», «В-2», «В-3» и «В-4» в общей сложности количество которых превышало 20 единиц. Я бы не сказал что их отличия были велики, просто совершенствовалась техника и вооружения; единственным неизменным оставались используемые самолеты японцев – «E14Y».

Считаю нужно подчеркнуть еще один факт, что за время двух мировых войн, Американский континент был бомбардирован только 1 раз. Это бомбардировка была сделана самолетом Японского ВМС типа «E14Y». Самолет должен был вызвать массивные лесные пожары в штате Орегон, но что-то пошло не так и бомбы не дали ожидаемого эффекта. Однако это безусловно потрясло весь американский народ.

Подводный авианосец типа «I-400»

Несмотря что это тоже японский тип подводных авианосцев, я решил уделить ему отдельное внимание. На это есть 2 простые причины:

  1. «I-400» были крупнейшими субмаринами до появления АПЛ.
  2. Современные технологии «I-400» являлись примером созданию атомной подводной лодки.

Неудачная бомбежка Перл Харбор и крупные поражения морских сражений «подкосили» план Имперской Японии. Япония нуждалась в новом оружие, которое сможет перевернуть исход войны. В связи с ослаблением японцев, надводный флот страны «восходящего солнца» не мог приблизиться к берегам Америки. Для этой задачи инженеры стали работать над оружием, которое будет иметь эффект неожиданности и мощную силу поражения – огромной подводной лодки – авианосца, с возможностью перевозить минимум 3 самолета (в неразобранном виде); иметь на борту артиллерию и торпеды высокого уровня силы поражения; иметь достаточно ресурсов чтобы находясь под водой до 90 дней, дойти до любой точки мира. Воплощением этих запросов стал подводный авианосец «I-400».

«I-400» имел водоизмещение 6 500 тонн, длину – 122 м, ширину – 7 м, глубину погружения – 100 м, автономность – 90 дней, максимальную скорость -18 узлов, экипаж – 144 человека. На вооружение находилось 1 артиллерийское орудие 140 мм, 20 торпед и 4 ЗАУ 25 мм. Корпус субмарины напоминал цифру «8». Такой корпус был создан для удобного хранение топливо и провинций. Ангар был 4 метра в диаметре и 34 метра длину.

Специально для «подводного гиганта» было спроектирован и построен самолет «Аичи М6А Сейран», который мог перевозить до 2 бомб по 250 кг или 1 бомбу в 800 кг. Дальноходность самолета была 1200-1500 км, в зависимости с поплавком самолет или без. Поплавок был единственной отсоединяющийся частью самолета т.к. без него самолет летел на 100 км/ч быстрее и на 300 км дальше. Более того во время боевых действий самолеты планировалось запускать без поплавка ради экономии времени запуска. Таким образом без поплавка самолеты взлетали за 14.5 минут, с поплавковом – 30 минут.

Основной задачей японского «чудо» было бомбардировка стратегически важных мест США. В план входил Нью-Йорк, Панамский канал и другие американские стратегические точки. Изюминка атаки была в неожиданности операции. Флотилия подводных авианосцев должна была атаковать континент «нового мира» с Атлантики. Маршрут был проложен через Индийский океан в южные берега Африки (мыс Доброй Надежды), от куда уже флотилия могла направиться в пункт своего назначения через Атлантический бассейн.

Операция «Хикари»

В связи с положением на 1945-ый год, правительство Японской Империи пересмотрели свои перспективы. План по атаки американских земель бомбами и цистернами крыс (переносящие смертельные болезни), был отменен. Командование посчитало что такие действия уже не повлияют на ход событий. Поэтому было принято решение потопить американские авианосцы, находящиеся недалеко от атоллов Трук. Операцию назвали «Хикари». Операцию назначили на 17 августа, однако и этой задаче не суждено было сбыться т.к. 15 августа Япония объявила капитуляцию. Экипаж «I-400» и «I-401» получил приказ уничтожить вооружения и возвращаться домой. Самолеты и торпеды были сброшены в воду, а капитан судна «I-400» командир первого ранга – Аридзуми застрелился не выдержав такого позора.

Три японские подводных авианосца типа «I-400» были перебазированы в Перл Харбор и изучены американскими учеными. В 1946-м году Советские ученые также хотели изучить этих гигантов, однако США проигнорировала запрос СССР и потопила все подводные лодки расстреляв их торпедами в районе Гавайских островов.

Российский Проект «914 бис»

СМИ охватила новость о том, что Россия собирается построить атомный подводный авианосец «914 бис». Каких-либо конкретных заявлений по этому поводу не было. Однако эксперты утверждают что такой гигант в наше время не актуальная тема т.к. в первую очередь это будет платформой для самолетов. Любой авианосец нуждается в защите другими подводными/надводными группами. Следовательно, потеряется изюминка подводных авианосцев – неожиданность. Если подводный авианосец будет действовать в одиночку, он может быть легко поражен. Да, можно произвести взлет самолетов, а затем обратно погрузиться под воду, но что тогда будет с самолетами? В этом случае это будут самолеты – камикадзе, что использовались только в Японии. Другими словами подводные авианосцы на данный момент являются не доработанным и очень дорогим удовольствием для любой страны мира.

Скрытое противостояние стальных гигантов - атомных подводных лодок с завершением «холодной войны» не прекратилось. Напротив, и в Соединенных Штатах, и в Российской Федерации стали больше ценить возможности подводного флота. Особенно это касается многоцелевых подводных лодок, оснащенных крылатыми ракетами. На такие субмарины в России возлагают особенные надежды - наряду с ракетными подводными крейсерами стратегического назначения, многоцелевым подлодкам предстоит выполнять сложнейшие задачи по сдерживанию любой, даже самой серьезной агрессии на море и в случае необходимости, наносить ответный удар по надводным и подводным целям, а также уничтожать объекты противника на суше.Оценка угрозы Сколько бы эксперты не обсуждали защиту авианосцев и не считали корабли сопровождения из состава авианосной ударной группы, неизменно, любой спор в сообществе профессионалов приходит к вопросу о том, каким образом такие силы в случае необходимости можно нейтрализовать. Шутка ли - корабль, 70 самолетов с ракетами, и десяток вспомогательных судов, включая эскорт с ракетным вооружением - серьезная сила, которую на испуг не возьмешь.Внимание к ракетному вооружению, которое российские КБ и Минобороны из года в год уделяют при постройке и проектировании подводных лодок, уже давно отмечено зарубежными коллегами. Сознавая, что недавно принятая в строй, вооруженная крылатыми ракетами и уникальными торпедами субмарина может превратить огромный корабль в решето, американцы стали заметно волноваться. Почти 30 лет командование флота США не делало резких заявлений об опасности российских подлодок.

Однако многолетнее молчание нарушил Гарри Харрис - главком Тихоокеанского командования. Харрис заявил, что программа модернизации и строительства новых субмарин представляет серьезную опасность для тихоокеанского региона и «сигнализирует о серьезности, с которой Москва рассматривает этот регион». Эксперты отмечают, что «признание» успехов по перевооружению и модернизации российского флота свидетельствует о том, что каждую модернизированную и тем более новую субмарину командование ВМС считает опасной, и подлодки третьего поколения отходят на второй план при одном только упоминании российских АПЛ четвертого проекта.Четыре ярда

Справедливости ради нужно отметить, что формированию и содержанию собственного подводного флота американцы подошли основательно. В довесок к ракетным подводным крейсерам стратегического назначения типа «Огайо» построены и введены в строй многоцелевые атомные субмарины типа «Вирджиния». Правда, построить новые многоцелевые субмарины американцы решились не просто так. На определенном этапе военно-морского противостояния, взвесив все «за» и «против», и попутно оценив данные о советских АПЛ проекта 971 американские военные выдали техническое задание на разработку многоцелевой АПЛ.
Силами специалистов компании Electric Boat и десятков профильных компаний был разработан проект многоцелевой атомной подводной лодки с передовым оснащением и вооружением, названный «Сивулф» (англ. Seawolf, «морской волк»). Все в конструкции «Сивулф» было подчинено одной цели: обнаруживать противника и не быть обнаруженным, и тем более уничтоженным. Для того, чтобы обеспечить скрытность субмарины во время движения разработчики пошли на такие нестандартные решения, как отказ от традиционного гребного винта. Вместо него был использован водометный движитель, изначально разработанный для британских субмарин «Трафальгар», а корпус был выполнен с использованием специального звукопоглощающего покрытия.
Гидроакустический комплекс, средства наблюдения и суммарный боекомплект торпед и ракет в 50 единиц должны были превратить «Сивулф» в настоящего повелителя глубин, но сбыться мечте военных инженеров было не суждено. Виной всему, как водится, стали деньги. Научно-исследовательские работы, изучение материалов, разработка электроники и прочих систем стоили американскому военному ведомству ровно один миллиард долларов. Еще почти четыре с половиной миллиарда (4,3 если быть точным) нужно было заплатить за каждую построенную субмарину. Пересчитав затраты на постройку, содержание, ремонт и модернизацию американские военные решили ограничиться всего тремя субмаринами и на этом вопрос с серийным производством «Сивулф» был закрыт.«Вирджиния» против «Ясеня»
По количеству потраченных на строительство и обслуживание денег, принятая на вооружение вместо «Сивулфа» подводная лодка типа «Вирджиния» оказалась существенно дешевле, однако стать сравнительно недорогим кораблем этой подводной лодке так и не удалось. Недавно спущенная на воду USS Illinois обошлась американским ВМС почти в три миллиарда долларов (2,7 если быть точным). Аналогично подлодкам предыдущего поколения, в задачи многоцелевой АПЛ «Вирджиния» включили все те же мероприятия - борьбу с подводными лодками противника, осуществление прибрежных операций (имеется в виду уничтожение объектов на суше) и при необходимости - высадку десантных подразделений. Одним из важных аспектов изучения многоцелевых субмарин (да и субмарин вообще) является вооружение. И как раз здесь начинается самое интересное - сравнение возможностей американской «Вирджинии» и российского «Ясеня» в качестве основных конкурентов. На вооружении первых версий «Вирджинии» (серии Block I и Block II) находятся 12 крылатых ракет «Томагавк», а с версии Block III начинается оснащение субмарины пусковым устройством «револьверного» типа по 6 крылатых ракет в каждом.

Несмотря на то, что главный конкурент «Вирджинии» - российская многоцелевая АПЛ проекта 885 «Ясень» в силу всем известных политических и экономических причин вошла в строй существенно позднее, уровень решений по части силовой установки, вооружения, бортовой электроники и средств контроля таков, что наверняка в штабе ВМС США после изучения некоторых из параметров прибавится седых генералов. Начать, пожалуй, следует с главного - вооружение «Ясеня» состоит по большей части из крылатых ракет, коих в корпусе подлодки может разместиться аж тридцать две. Для того, чтобы понять, много это или мало следует обратиться к практической стороне вопроса - боевой (пусть и гипотетической) стрельбе.
«Если взять во внимание количество ракет и сопоставить этот показатель с количеством кораблей в составе авианосной ударной группы, то можно путем вычислений определить, что один ПЛАРК "Ясень" залпом из 32 ПКР может поразить АУГ из трёх авианосцев. Правда, залп такой пока не отрабатывали, чтобы проверить его на практике», - отмечает в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Алексей Леонков.Безусловно, по АУГ всегда (в случае необходимости) работает группировка и одиночная работа АПЛ по десятку кораблей маловероятна, но как поясняют эксперты, техническая возможность для осуществления такого «мероприятия» имеется. Многие из тех, кто смотрел знаменитое на весь мир видео стрельб каспийской флотилии ракетами «Калибр» на полторы тысячи километров даже не подозревают, что похожим ракетным вооружением может пользоваться и российская подводная лодка. «Ясень» может осуществлять пуск противолодочных ракет-торпед 91РЭ1 «Калибр», которые способны уничтожить подводные лодки любого водоизмещения.
Специалисты сразу же отмечают, что подобное вооружение есть и у американской «Вирджинии», опуская при этом одно важное обстоятельство - скоростные характеристики «Томагавков», выпущенных из торпедных аппаратов и противолодочных «Калибров» отличаются в разы. «Первая ступень торпеды 91РЭ1 обеспечивает ее движение под водой, потом происходит выход из-под воды и набор высоты на скорости 2-2,5 М за счет работы второй ступени. Ракета летит по управляемой траектории к обнаруженной цели. Поражение цели на дальности 40-50 км происходит практически мгновенно», - поясняет Алексей Леонков. Но и это еще не все. Пусковые установки «Ясеня» можно оснастить крылатыми ракетами Х-101 с дальностью полета более пяти тысяч километров.Учитывая, что испытания этих ракет с авиационных носителей завершились успехом, можно заключить, что препятствий для оснащения подобным вооружением подводной лодки практически не осталось. Количество пусковых установок, а также характеристики ракеты так же позволяют предположить, что вопрос с уничтожением любого, даже хорошо защищенного противника можно решить «из соседнего моря», не показываясь при этом на горизонте. К тому же, как заявляют разработчики, конструкция пусковых шахт подлодки проекта 885 «Ясень» такова, что в них можно загружать любые состоящие на вооружении ВМФ крылатые ракеты морского базирования.Лодки переходного периода или охотники за технологиями Выигрывает «Ясень» у «Вирджинии» и по другому важному показателю: максимальной глубине погружения - 488 метров у американской против 600 у российской субмарины. И хотя ключевые характеристики американской и российской лодок, такие как скорость движения, точное количество экипажа, силы и средства обнаружения и другие данные еще долго (а скорее всего, вообще никогда) не будут доступны общественности, следует понимать, что «Ясень» и «Вирджиния» не находятся на вершине технического прогресса. Все дело в том, что с того самого момента, когда началось активное строительство подводных лодок и их применение, одновременно стартовали работы и исследования, направленные на обнаружение подводных лодок.Эксперты отмечают, что именно поэтому такое понятие как «приемлемый уровень шума» для современных подлодок просто перестало существовать - каждое следующее поколение АПЛ, будь то «стратеги» с ядерными ракетами «за спиной» или морские истребители вроде «Ясеня» должны быть неслышимы для гидроакустиков противника. По части уменьшения шумности подводной лодки написаны сотни диссертаций, а профильные НИИ наверняка не первый год бьются над схемами размещения оборудования внутри корпуса. Прорывным решением, как отмечают специалисты, может стать отказ от использования в АПЛ турбин и исключение их как источника шума на борту с попутным переходом на электрические двигатели. «Электрическая» схема, как объясняют эксперты, позволит решить сразу несколько проблем.
Во-первых, станет возможным снизить уровень шума и фактически сделать огромную подводную лодку неслышимой для современных гидроакустических станций. Во-вторых, можно будет «играть» с пространством внутри самой подлодки и размещать в освободившемся пространстве другие механизмы и устройства. В этом направлении уже активно работают американцы - в частности, версия Block V подводных лодок типа «Вирджиния» прорабатывается именно с электроприводом основного вала, без использования турбин и компрессоров. Однако, как отмечают эксперты, в реализации этой программы есть определенные сложности, преодолеть которые американские инженеры пока не могут.И «Ясень» и «Вирджиния» в этом смысле являются лабораториями по обкатке новых технологий, и совершенно справедливо было бы подумать об отказе строить «Ясень» и сосредоточиться на более технологичных атомных подводных лодках. Но и тут, как говорится, есть особенность.«В среднем, новый проект требует минимум 7-8 лет на разработку. А ставить что-то на вооружение надо уже сейчас», - отметил в интервью сайту телеканала «Звезда» военный эксперт Виктор Мураховский. Дальше идет чистая математика. Точнее, экономика.
Учитывая мнение специалистов о том, что стоимость производства головной подлодки проекта 885 «Ясень» как минимум вдвое меньше производства американских многоцелевых АПЛ, а цена производства всех последующих субмарин проекта 885М с улучшенными характеристиками снизится еще на треть, можно сделать вывод, что российский ВМФ получит не только современные многоцелевые атомные подводные лодки, но и потратит на это куда меньше средств, чем американские «коллеги». Огромным подспорьем в этом случае станет и список технических решений, уже реализованных в «Ясене» и запланированных к использованию при постройке атомных многоцелевых подлодок пятого поколения.По словам генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимира Дорофеева, именно работа над проектом 885 «Ясень» во многом определила облик подлодок пятого поколения, производство которых запланировано после 2020 года. Несмотря на то, что в распоряжении ВМФ России находится всего одна подлодка проекта 885, отчетливо можно наблюдать нервоз американских военных. Задача, которую придется решать американским военным после того, как вся серия подлодок 885 проекта войдет в строй, будет сформулирована примерно следующим образом: «Посчитать сколько кораблей может уничтожить одна подлодка проекта 885, если в запланированной серии из шести (а по другим данным, восьми) субмарин каждая несет по 32 ракеты». Если судить по уровню внимания, которое уделяется новейшим субмаринам, если сопоставить номенклатуру используемого на подлодках проекта 885 вооружения и прибавить к этому уровень полностью утраченной несколько десятков лет назад и восстановленной кооперации, то «Ясень» является не только компонентом неядерного сдерживания вероятного противника, но и демонстрирует готовность промышленности создавать не просто испытательные суда, а строить боевые корабли, которые сразу после испытаний готовы выполнять поставленные задачи.Видимо, не случайно американские эксперты окрестили подлодки

В Минобороны назвали новый британский авианосец «удобной крупногабаритной морской целью», намекая на его беззащитность перед российскими ударными средствами. У России действительно есть ракеты, предназначенные как раз для уничтожения подобных кораблей. Но в Минобороны должны были бы знать, почему все они бессильны перед авианосцами – и американскими, и даже британскими.

Официальный представитель Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков не смог пройти мимо заявления главы военного ведомства Великобритании Майкла Фэллона о том, что Россия будет смотреть на новый авианосец «Королева Елизавета» с завистью. Слова британца Конашенков экзальтированными, а также обвинил его в незнании военно-морской науки.

«С авианосцами и вообще с морским делом надо на «вы» обращаться»

Конечно же, в наглости Фэллону не откажешь, и логично, что его колкие заявления вызвали раздражение в российском Минобороны. В желании похвастаться своим новейшим кораблем британец позволил себе высказаться не только о зависти России, но и об обветшалости авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Наверное, российскому военному ведомству действительно не стоило оставлять подобную дерзость совсем без реакции. Конашенков логично намекнул Фэллону, что внешняя красота – далеко не главная характеристика военного корабля, а также упрекнул его в непонимании различий между «авиаматкой», которой по сути является «Королева Елизавета», и авианесущим крейсером вроде «Адмирала Кузнецова».

В то же время, вступив в полемику с британцем, представитель российского Минобороны также несколько перегнул палку. Он заявил, что «британский авианосец представляет собой «удобную крупногабаритную морскую цель». И вот тут-то Конашенков не совсем прав. Именно авианосные ударные группы с давних пор вызывали и до сих пор вызывают наибольшую головную боль у военных специалистов не только в СССР и России, но и по всему миру.

Не следует недооценивать «Королеву Елизавету»

«Любой авианосец – это самая защищенная часть группировки кораблей в море», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель Общероссийского движения поддержки флота, капитан первого ранга Михаил Ненашев. Авианосец может быть плацдармом для нападения не только на морские и океанские цели, но и на целые страны, это серьезнейший вид оружия, объяснил собеседник.

«Любой авианосец обладает целым комплексом противовоздушной, противоракетной, противолодочной обороны, средствами радиоэлектронной борьбы, киберзащиты», – добавил эксперт.

«Самое сильное на море – это единство авиации и непосредственно морской мощи», – заявил газете ВЗГЛЯД бывший командующий Черноморским флотом ВМФ России адмирал Владимир Комоедов.

Авианосцы всегда окружены кораблями сопровождения, которые также обеспечивают ему надежную защиту. Основной ударной мощью такого корабля является его авиакрыло. Благодаря этому радиус поражения таких кораблей очень велик. Например, у современных американских образцов он может доходить до 1,2 тыс. км, но и этот показатель они хотят увеличить до 2–2,5 тыс. км за счет использования беспилотников-дозаправщиков.

Британцы, конечно, это не американцы, а «Королева Елизавета» – не самый современный авианосец ВМС США «Джеральд Форд». Однако и у авианосца Соединенного Королевства радиус поражения никак не меньше 700–1000 км. А это означает, что для выведения из строя такой цели необходимо нанести удар с большей дистанции, потому как подходить ближе – значит быть самому немедленно уничтоженным. В связи с этим слова Конашенкова, что британскому кораблю лучше не демонстрировать свою «красоту» ближе нескольких сотен миль от «дальнего родственника» выглядят, мягко говоря, странно.

России не хватает противокорабельных средств дальнего действия

«Любой авианосец – взять, к примеру, 11 атомных авианосцев США, – если он выходит в боевом порядке, то его глубина обороны – 1,5 тыс. км. Пусть он (Конашенков – прим. ВЗГЛЯД) изучит ТТХ наших ракет и увидит, что они будут находиться в активной зоне обороны», – заявил Владимир Комоедов.

Действительно, нанесение удара по авианосцу с расстояний, превышающих его радиус поражения, сталкивается с серьезными сложностями. У России есть высокоточные ракеты «Калибр» с дальностью более 2 тыс. км и Х-101 с дальностью более 4 тыс. км, вот только они предназначены для стрельбы по стационарным наземным целям и для борьбы с чрезвычайно мобильными АУГ не подойдут. Основной же противокорабельной ракетой остается «Гранит», принятый на вооружение еще в 1980-е годы. Данными ракетами вооружен и «Адмирал Кузнецов», о чем также говорил Игорь Конашенков.

Вот только 12 пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» вряд ли хватит для выведения из строя целого авианосца. Кроме того, дальность данной ракеты составляет немногим более 600 км.

Что касается других противокорабельных средств, то у России есть более 60 сверхзвуковых дальних ракетоносцев Ту-22М3, которые могут оснащаться противокорабельными ракетами. Однако если в СССР часть из них находилась в распоряжении морской авиации ВМФ, то к 2011 году все они были переданы ВВС. Не стоит забывать про такой инструмент борьбы с авианосцами, как подводные лодки. В распоряжении РФ имеется шесть ПЛАРК (подводная лодка атомная с ракетами крылатыми) проекта «Антей», которые также оснащены «Гранитами».

Ракету надо сначала навести на цель

Но тут всплывает еще один – и крайне важный – нюанс. Мало просто запустить ракету. Ее необходимо сначала навести на цель, которую, в свою очередь, нужно обнаружить. И сделать это следует до попадания в зону поражения авианосца. Иначе говоря, военным требуется не только «кулак» (ударные средства) – то есть ракеты. Необходимы и «глаза» – средства наведения и целеуказания, без которых «кулак» любой мощности не более чем дорогая игрушка.

Для борьбы с авианосными группировками в СССР для этого в 1960-е годы был разработан самолет разведчик-целеуказатель Ту-95РЦ с авиационным комплексом «Успех» (сейчас уже давно списан). Однако для борьбы с АУГ и его оказалось недостаточно. В связи с этим в 1980-е годы была поставлена на вооружение морская космическая система разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда» (более чем из 40 спутников), которая позволяла обнаруживать и наводить ударное оружие на надводные цели в любой точке Мирового океана. Однако она окончательно прекратила свое существование в 2007 году.

Да, в последнее время в России предпринимается ряд шагов для исправления данной ситуации. В частности, недавно был принят на вооружение новый вертолет радиолокационного дозора Ка-35, дальность обнаружения которого существенно увеличилась по сравнению с предшественником – Ка-31.

Однако проблема вертолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) в том, что их потолок высоты сильно ограничен, что сокращает обзор и повышает уязвимость. Кроме того, в прошлом году над Сирией был замечен новый российский самолет ДРЛО Ту-214Р, способный обнаруживать цели на расстоянии более 400 км. Но он рассчитан на работу по наземным, а не по надводным целям. Соответственно, ни Ка-35, ни Ту-214Р нельзя противопоставить, например, самолетам ДРЛО E-2D Hawkeye, которые базируются на авианосцах США.

Более обнадеживающе выглядит информация о том, что на замену «Легенде» в России разрабатывается новейшая МКРЦ «Лиана». Сведений о ней пока очень мало, и большинство из них засекречены. Однако известно, что по сравнению с предшественницей у нее выросла разрешающая способность, эффективность обнаружения, срок службы, а также появилась возможность отлавливать информацию, передающуюся противником по различным каналам (в том числе закрытым). В Минобороны говорят, что «Лиана» планируется к принятию на вооружение в следующем году, однако пока было запущено только четыре спутника.

Не стоит заниматься шапкозакидательством

Таким образом, российские вооруженные силы попросту не обладают (или обладают в зачаточной степени) системами, способными наводить ударные средства на такие объекты, как авианосцы. Не говоря уже о необходимости обновления и увеличения дальности самих противокорабельных ракет. С учетом всего этого заявления официального представителя Минобороны РФ о том, какой легкой целью является британский авианосец, выглядят, мягко говоря, неубедительно.

И это даже при том, что «Королеву Елизавету» сложно назвать образцом авианосной мощи. Тут она скорее напоминает наш старый добрый «Адмирал Кузнецов». Она не оснащена катапультой для запуска самолетов и атомной силовой установкой, а также обладает не слишком большим авиакрылом – 40 самолетов (24 истребителя F-35B) и вертолетов. Если же говорить о современных атомных авианосцах США с авиакрылом численностью под 70–90 единиц, то с ними бороться России пока практически нечем.

«Атлантика, где стоит Великобритания и недалеко США, – это их зона господства, как в воздухе, как на воде, так и под водой. К сожалению, у нас там даже не за что зацепиться. Поэтому надо как-то поспокойнее», – подчеркнул Владимир Комоедов.

Михаил Ненашев, напротив, считает, что в целом России есть что противопоставить британскому флоту. Однако это не значит, что нужно заниматься шапкозакидательством. «В соревнованиях по нелепым заявлениям нашей стране незачем принимать участие. На провокации, на глупость английского министра мы должны отвечать достойно или игнорировать», – подчеркнул собеседник. «Эти все соревнования от пресс-служб – это все служит только нагнетанию напряженности, ну и у профессионалов вызывает даже не ироническую ухмылку, а просто пожимание плечами», – добавил он.

Владимир Комоедов указал, что нужно очень аккуратно обращаться с такими вопросами. «С авианосцами и вообще с морским делом надо на «вы» обращаться. Глубоко надо знать военно-морское дело, чтобы делать любое заявление», – заявил он.