11.23 коап рф кто несет ответственность. GR.Cards решает проблему

  • 16.05.2020

В материалах этой статьи подробно расскажем какой штраф за тахограф по ст. 11.23 КоАП предусмотрен сейчас, и что изменится уже в ноябре 2019 года. Коснемся вопроса о том, сколько нарушений на картах водителей и откуда они берутся. К тому же, предложим детальный алгоритм для “работы над ошибками”. Иначе говоря, расскажем как уйти от нарушений режимов труда и отдыха и сделать так, чтобы в будущем они Вас не беспокоили.

Прежде всего стоит отметить, что существует два вида нарушений по тахографам. Кстати, порядок штрафных санкций регламентируется ст. 11.23 КоАП. Данная статья кодекса состоит из двух частей. Первая , – определяет наказания за отсутствие или использование нелегитимного оборудования. Вторая , – привлекает за нарушения режимов труда и отдыха водителей. Соответственно, штраф за тахограф можно получить за любой из них. Однако, если по первой части протокол напишут только один, то по второй части 11.23 КоАП можно “с ходу” поймать несколько штрафов сразу. Не верите? Можете сколько сейчас нарушений на Вашей карточке!

ЗАКОН – штраф за тахограф по 11.23 КоАП

В общем, это для тех, кто не верит нам на слово – читайте закон! Содержание взяли из открытого источника – действующая редакция кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Кстати, можете перепроверить эту информацию, например на сайте КонсультантПлюс . Итак, цитируем дословно:

Статья 11.23 КоАП – Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха.

Часть 1, статья 11.23 КоАП. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее – тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .

Часть 2, статья 11.23 КоАП. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха – влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей .

Сейчас – штраф за тахограф по 11.23 КоАП

Чтобы основательно понять масштабы трагедии, надо детально осознать разницу! .. Поэтому, давайте ещё раз детально рассмотрим какие штрафы за тахограф сейчас.

Сейчас – Без Тахографа или с Неисправным Устройством

Итак, пока за отсутствие, либо неисправное устройство могут привлечь к административной ответственности водителя и должностное лицо. Например, механика, директора, главного инженера, в общем, зависит от того, за кем закреплена ответственность. Назначается, конечно, приказом по предприятию.

Причем, в первом варианте, д ля водителя штраф за тахограф по ч.1 ст. 11.23 КоАП сейчас составляет всего 1-3 тысячи рублей . По второму раскладу, для должностного штраф за тахограф по ч.1 ст. 11.23 КоАП сейчас составляет 5-10 тысяч рублей . Всё!

Иначе говоря, привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, написав штраф за тахограф по ч.1 ст. 11.23 сейчас – нельзя! По одной простой причине, потому что санкций таких нет!

Ctrl+Enter .

Сейчас – Несоблюдение Режима Труда и Отдыха

Здесь вообще парадокс! Наказать за нарушение режима труда и отдыха сейчас можно только водителя. Причём, штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23, в таком случае составит всего те же 1-3 тысячи рублей . При этом, должностное лицо получается совсем не при делах, и привлечь его нельзя. К тому же, спрос с индивидуального предпринимателя или юридическое лица – опять нулевой! В общем – “красота”! А вот теперь, давайте рассмотрим, что нас ждёт в ближайшей перспективе.

Новый

Итак, 18 июля 2019 года был принят Государственной Думой и утвержден в третьем, окончательном чтении законопроект, который ужесточает наказания в сфере использования тахографов. Данный документ одобрен Советом Федерации 23 июля 2019 года. К тому же, президент уже подписал этот закон 26 июля 2019 года. И, более того, документ даже опубликован в официальном источнике “Российская газета”, за № 166, 31 июля 2019 года. Называется так: Федеральный закон от 26.07.2019 N 216-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”.

В итоге, с 01 ноября 2019 года вступают в силу новый штраф за тахограф по ст. 11.23 КоАП РФ. Кстати, для тех, кто не верит, можете перепроверить эту информацию на сайте КонсультантПлюс . Ну, а мы, предлагаем краткий обзор нововведений.

Станет – Без Тахографа или с Неисправным Устройством по ч.1

Изменения:

  • Для водителей 3–5 тысяч рублей. Впрочем, напоминаем – раньше был 1–3 тысяч рублей. Вырос почти в два раза!
  • Теперь рассмотрим вариант для должностных лиц – штраф за тахограф по ч.1 ст. 11.23 КоАП теперь составит 7-10 тысяч рублей. Однако, вспомним – раньше был 5–10 тысяч рублей. Минимальный размер вырос на две тысячи рублей, то есть не сильно закрутили.

Новое:

  • Для ИП – штраф за тахограф по ч.1 ст. 11.23 КоАП теперь составит 15-25 тысяч рублей . Впрочем, напоминаем – раньше привлекать индивидуальных предпринимателей к административной ответственности было нельзя!
  • Теперь, давайте посмотрим на юридических лиц – штраф за тахограф по ч.1 ст. 11.23 КоАП составит 20-50 тыс. рублей . Однако, вспомним – раньше привлекать юридических лиц к административной ответственности также было нельзя!

По сути, размер штрафных санкций приблизился к стоимости самого оборудования. Однозначно, теперь будет дешевле содержать устройства в порядке, чем оплачивать протоколы.

Вдобавок:

Кроме того, помимо штрафов, предусматривается возможность приостановления деятельности на срок до 90 суток . А это, уже очень серьёзный простой может получиться!

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Станет – Несоблюдение Режима Труда и Отдыха по ч.2

Изменения:

  • На водителя от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей. Впрочем, напоминаем – раньше было 1-3 тысячи рублей. Иначе говоря, минимальный подняли на 500 рублей, а максимальный снизили на 1000 рублей.

Новое:

  • Теперь для должностных лиц – штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП составит от 7 тыс. до 10 тыс. рублей. Однако, вспомним – раньше привлекать должностное лицо к административной ответственности – было нельзя!
  • Для ИП – штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП теперь составит от 15 тыс. до 25 тыс. рублей. Вспоминаем – ранее привлечь индивидуального предпринимателя к административной ответственности – тоже было нельзя!
  • Ну, а для юридических лиц – штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП теперь составит от 20 тыс. до 50 тысяч рублей. Раньше не было предусмотрено такой возможности.

Внушительно , не так ли? В общем, режим труда и отдыха теперь – это РЕАЛЬНО очень БОЛЬШАЯ проблема! Не понимаете почему? Рассказываем…

Почему штраф за тахограф теперь БОЛЬШАЯ проблема?

Итак, каким образом сейчас ведется контроль соблюдения режима труда и отдыха водителей? Никак… Водителям оно было не надо, а предприятиям и подавно! Впрочем, инспекторы тоже сильно в этот вопрос не вдавались, потому что штрафы маленькие. Что в результате? Достаточно заглянуть на карту любого водителя и посмотреть сколько там действующих нарушений. За каждое можно получить штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП – это режим труда и отдыха.

В общем, если перемножить даже на сумму минимального размера наказания, то получатся ДЕСЯТКИ тысяч рублей! Не верите? Можете ! Просто возьмите данные с любой карточки водителя, кто регулярно выполняет рейсы и посмотрите – это бесплатно. Так вот, если сумму этих нарушений дополнить штрафами на должностное лицо, то получится стоимость хорошего импортного автомобиля эконом класса. А если ещё добавить штрафы на предприятие, то это будет уже цена приличного домика сразу за МКАД ом. И так – за КАЖДОГО водителя! Сложите всё вместе, и не выдержат нервы даже самого стойкого руководителя.

Когда читаешь этот материал, в подобные цифры верится с трудом. Однако, у нас достаточно большой опыт работы в сфере тахографии и мы прекрасно понимаем что говорим. К тому же, карты водителей пачками проходят через наш офис каждый день. Регулярно показываем перевозчикам, что штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП, это одно из самых частых нарушений. По барабану! По сути, только один человек из ста интересуется тем, что реально собирается на его карте и ведёт работу над ошибками. И то, после того как влетел на десяток штрафов за один раз. В большинстве случаев водители просто размножают нарушения в день по два-три, и не ведают, какого “троянского коня ” катают с собой.

Откуда столько нарушений?

Итак, теперь давайте расскажем откуда берётся штраф за тахограф по ст. 11.23 КоАП. Профессиональный опыт показывает следующее… Тематика для России новая, специалистов мало, учиться никто не хочет – в общем? всё как обычно! Основная проблема заключается в нехватке специальных знаний и отсутствии должного контроля со стороны ответственных лиц предприятий.

Во-первых. Некорректная установка самого тахографа впоследствии выливается в большое количество ошибок в его показаниях. Именно из-за этого появляются нарушения на картах и слетает калибровка оборудования. К тому же, очень большая часть перевозчиков до сих пор сознательно использует нелегитимные тахографы.

Во-вторых. Примерно 90% нарушений на картах водителей – банальная халатность! Иначе говоря, это просто неправильное использование тахографа. Редко кто из водителей хоть раз прочитал инструкцию к устройству. Кнопки нажимаются невпопад, лишь бы тахограф перестал пищать. К тому же, практически никто не анализирует данные на карточке. Следовательно, этих нарушений водители не видят, а значит вести разговор про “работу над ошибками” нет никакого смысла. Именно поэтому, штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП быстро появляется и усиленно размножается на карточках тахографа.

Лучший по Цене и Функциям!

Рекомендуем присмотреться к этому сравнительно недорогому, но весьма полезному устройству. Это лучшее предложение на рынке по стоимости, функционалу и надёжности. Доставка по РФ и СНГ любым удобным для Вас способом!

С момента появления цифровых тахографов, такое оборудование должно быть в арсенале каждого водителя , равно как набор отверток, предохранителей и гаечных ключей. По сути, - это маленьких помощник для карточки водителя, он обязательно в трудную минуту окажется полезным Вам и Вашим коллегам!

Чего ещё ждать?

Поначалу, было очень много возмущений по поводу внедрения тахографов в РФ. Впрочем, волна возмущений продолжается и сейчас, потому что планово подводят под оснащение все оставшиеся типы транспортных средств. И всё-же – чего нам ждать в итоге? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим откуда это пришло… Из Европы! Как там сейчас обстоят дела с тахографами? Установлены у всех, даже таксистов. Инспекция экипирована считывателями и программами контроля. В распечатки уже мало кто смотрит. Достаточно просто взять карточку, считать данные и все нарушения “на лицо”, можно отправлять на принтер. Вот примерно так и будет!

Уже началась и ведется активная работа по повышению квалификации инспекторов. Регулярно на места приходят рекомендации и пояснения как правильно писать штраф за тахограф по ч.1 и ч.2 ст. 11.23 КоАП. Всё чаще стали появляться тендеры ГИБДД на закупку электронных считывателей информации для проверки карт и тахографов. Следовательно, скоро уровень подготовки контролирующих органов вырастет и протоколов станет больше. Ну, а новые штрафы только подстегнут их “интерес” и желание учиться.

Применение тахографов на практике давно доказало свою высокую эффективность. Даже в России есть положительные результаты, при том, что уровень вовлеченности перевозчиков в этот процесс, находится на крайне низком уровне. Именно поэтому тема не заглохнет! В общем, сопротивление бесполезно!

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что же теперь Делать?

Внимательно ознакомьтесь с приказом №15 МинТранса. Вам необходимо получить, хотя бы общее понимание требований к режимам труда и отдыха водителя. Эти знания позволят понять причины возникновения нарушений на карте водителя, а также укажут к каким показателям надо стремиться. Без изучения приказа №15, начинать борьбу с нарушениями нет никакого смысла! Как Вы собираетесь вести работу, если НЕ знаете как должно быть правильно?!

Масштаб трагедии

Если Вы никогда не вели подобную работу на предприятии, в первую очередь нужно произвести первичный анализ ситуации и оценить реальный масштаб трагедии. В последствии, чтобы понимать куда движется работа, сравнение с начальной статистикой будет очень необходимо. Итак, для того, чтобы отслеживать нарушения режима труда и отдыха водителей на основании показаний тахографа, есть всего два варианта – вручную по распечаткам или с помощью .

Искать сбои в режимах труда и отдыха водителей по лентам – достаточно нудная и кропотливая работа. Реально конечно, но сложно, особенно на начальном этапе. Потребуется регулярно делать распечатки, выписывать значения в тетрадку или вносить в электронную таблицу и вычислять показатели. Также, необходимо четкое знание законов, приказов и навыки беглого чтения символов распечатки тахографа. Однако, бояться не надо, по началу будет сложно, а потом освоитесь. Всё приходит с опытом! Минус данного способа заключается только в том, что вероятность пропустить что-нибудь важное, всё же остается. Для освоения данного вопроса Вам пригодятся следующие статьи нашего блога “ ” и “ “. Учитесь – это позволит избежать штрафа за тахограф по ст. 11.23 КоАП в будущем.

Значительно упростить задачу, можно использованием специальных программ. Гораздо удобнее! Вставил карту водителя в , считал данные – готово! Все нарушения сразу видны, дел на 1 минуту. Причем, уметь читать распечатки и учить законы в этом случае необязательно – компьютер сам всё расскажет. К тому же, программа это сделает гораздо быстрее, и главное – ничего не пропустит. Плохая новость, заключается в том, что бесплатных сервисов для выполнения такой работы просто нет! Мы предлагаем использовать , подробный обзор можно прочитать в статье “ “. Это профессиональный сервис, причем недорогой, а главное – равных ему нет!

GR.Cards решает проблему

Один из самых простых и дешёвых вариантов – это сервис расшифровки данных с карты водителя GR.Cards . Чтобы вести работу с нарушениями режимов труда и отдыха водителей, Вам понадобится модуль “ЗАКОН “. Стоимость работы сервиса чисто символическая , а функционал для проведения аналитики сделан очень профессионально. К тому же, есть бесплатный демо-период на 14 дней с момента первого считывания, а этого уже вполне достаточно, чтобы объективно оценить обстановку и оценить работу приложения. В общем, для начала в программе и научиться выгружать информацию с карточек. В статье “ ” мы подробно рассматривали возможные способы, поэтому здесь повторяться не будем.

После загрузки информации в сервис, Вы сразу получите подробную таблицу с данными “ошибок” индивидуально по каждому водителю. Программа укажет период совершения нарушения, отобразит норму приказа, допустимые и фактические значения показателей режимов труда и отдыха водителей. К тому же, предоставляется подробное и понятное пояснение по каждой позиции. В общем, есть всё , чтобы оценить обстановку и начать работу над ошибками! Напомним, что за каждое нарушение можно получить штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП.

Итак, полученную информацию надо тщательно проанализировать и составить список типовых ошибок водителей. После необходимо собрать персонал и детально разъяснить, как надо работать с тахографом и что делать неправильно. Людей надо учить! Для тех, кто не сможет разобраться самостоятельно и подготовить программу обучения водителей, можно обратиться к нам. Мы оказывает такие услуги дистанционно, но на . В общем, если провести такую профилактику в течении 1-2 месяцев, – большая часть нарушений исчезнет! К тому же, надо заинтересовать персонал. Необходимо доходчиво объяснить, что уйти от этого вопроса не получится! Современному водителю крайне важно знать и уметь правильно пользоваться тахографом! В противном случае – штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП и проблемы с любым работодателем обеспечены!..

Глупости

Ежедневная практика нашей работы показывает, что большая часть нарушений на картах водителей, примерно 90% , вызвана отнюдь не режимом труда и отдыха, а банальной халатностью! Прежде всего, они просто не правильно пользуются тахографом. Им надо начать обращать больше внимания на надписи устройства, его сигналы и предупреждения. Кстати, типовые ошибки водителей мы рассматривали в статье нашего блога “ “. Регулярно дополняем материал новыми рекомендациями, так что берите на заметку и периодически читайте лекции персоналу. А чтобы замотивировать водителей на правильную работу, просто покажите список действующих нарушений на их картах. К тому же, будет полезным посчитать стоимость к оплате по каждому сотруднику, если он привезёт “завтра” штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 КоАП. Причем, считайте за каждое нарушение и общую сумму по водителю, должностному и предприятию. Проверяли, – хорошо стимулирует!

Просчеты Графика – штраф за тахограф по 11.23 КоАП

Итак, после того, как удастся избавиться от банальных ошибок, останутся только настоящие нарушения режимов труда и отдыха Ваших водителей. Теперь необходимо собирать консилиум по предприятию из должностных лиц и тщательно продумать изменения в работе. Важно настроить график таким образом, чтобы полностью уйти от появления подобного рода записей на карточках водителей. Надо понимать следующее! Может оказаться так, что водитель привезёт штраф за тахограф по ч.2 ст. 11.23 и, при этом, вины его в таком нарушении не будет. Допустим, что это обстоятельство произошло в результате просчета установленного графика на самом предприятии. Если человека наказать или даже уволить, водитель может обратиться в РОСТРУД и написать жалобу. В таком случае, правда окажется на его стороне, потому что он выполнял работы строго по прописанному режиму. Так вот, штрафы в РОСТРУД гораздо больше, чем в ГИБДД и РОСТРАНСНАДЗОР , а если быть точнее, то “плюс ноль” к сумме постановления ДПС! Будьте внимательны!

Периодическая профилактика

Как известно, взять планку несложно, гораздо сложнее её удержать . Мы даже не сомневаемся, что Вам удастся в короткие сроки разобраться с нарушениями на предприятии и привести дисциплину в порядок. Однако, водители будут меняться, текучка кадров есть везде и это нормальный процесс работы любой организации. К тому же, ранее обученные сотрудники могут начать расслабляться и перестать выполнять простые правила эксплуатации тахографов. Именно поэтому, потребуется вести плановый периодический контроль нарушений режима труда и отдыха на картах водителей. Иначе можно вернуться к истокам.

Выводы Статьи – Штраф за Тахограф по 11.23 КоАП

В завершение, давайте подведем некоторые итоги материала и сделаем выводы… Нарушений режимов труда и отдыха на сегодняшний день много на карте любого водителя . Для тех кто сомневается, можно . Штрафы были немаленькие, но с 1 ноября 2019 значительно вырастут и добавятся новые на юр. лиц и ИП. Платить станет очень дорого!

Чтобы избежать неприятностей и не получить штраф за тахограф по ст. 11.23 КоАП – надо учиться и вести контроль. Финансовые затраты тут совсем незначительные, можно сказать, что их практически нет. Мы перебрали достаточно большое количество программ для обработки и анализа данных с карточек водителей и остановились на . Причины следующие… Бесплатных аналогов нет, а платные стоят гораздо больших денег! Стоимость самоконтроля в GR.Cards эквивалентна 2 литрам дизельного топлива или 1 литру хорошего пенного напитка. Вполне адекватно, а с учетом реализованного функционала – это даром! Попробовать программу рекомендуем не только предприятиям или индивидуальным предпринимателям, но и наёмным водителям тоже! Научитесь работать с тахографом правильно и, однозначно, сможете избежать проблем на дорогах и со своим руководством. Привезти начальству штраф за тахограф по ст. 11.23 КоАП – будет 100% конфликт , с учетом новых законов!

Для работы, Вам понадобится немного времени и терпения. Необходимо научиться считывать данные с карты водителя. Если у Вас нормальный тахограф, то выполнять эту процедуру можно бесплатно, флешка наверняка найдётся. Если можете позволить себе – приобретайте у нас, доставку организуем. Далее загружайте информацию в программу и анализируйте ошибки. Обязательно составьте себе шпаргалку на основании собранных данных и пытайтесь пользоваться тахографом правильно. К тому же, проводите периодический повторный контроль нарушений. По нашей практике, за 1-2 месяца наведёте порядок.

Следует знать!..

Стоит также учитывать, что срок привлечения к административной ответственности по КоАП РФ – 2 месяца , но на практике инспекторы стараются не связываться с нарушениями, по которым срок давности наполовину прошёл. Иначе говоря, Вам достаточно 1 месяц не создавать новый нарушений, и можно сказать, что “опасность миновала”. Каким путём двигаться. в конечном счёте, решать – только Вам!

Вместо Эпилога...

Очень надеемся, что этот материал оказался для Вас полезным или, как минимум, познавательным! Читайте

1. Нормы комментируемой статьи направлены на реализацию Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изм. и доп.). Цель установленных комментируемой статьей норм - предупреждение нарушений, посягающих на безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан.

2. Международная автомобильная перевозка определяется как перевозка соответствующим транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории России или по ее территории, а также через территорию России. Междугородные автомобильные перевозки осуществляются как отечественными, так и иностранными перевозчиками в соответствии с российскими, а также многосторонними разрешениями.

3. В соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха, обусловленный соответствующим международным договором Российской Федерации о работе экипажа транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (такие договоры заключены с сопредельными с Россией государствами, в том числе входящими в СНГ). Россия является участницей Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанного в Женеве 1 июля 1970 г., в части применения цифровых контрольных устройств для контроля за режимами труда и отдыха водителей. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 23 января 2008 г. N 46р Министерство транспорта РФ определило порядок изготовления карт водителя, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и утвердило их образцы (см. Приказ Минтранса России от 20 октября 2009 г. N 180 // РГ. 2010. 17 марта). Предусмотрено, что на транспортных средствах должны быть установлены контрольные устройства (тахографы) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам в государствах - участниках Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, а также иностранным перевозчикам в соответствии с иным международным договором РФ.

4. Министерством транспорта РФ утверждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте (Приказ от 7 июля 1998 г. N 86 // РГ. 1998. 9 дек.). В Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272 (с изм. и доп.)) установлено, что должностные лица органов Ространсинспекции (ныне - Ространснадзора) осуществляют проверку контрольных устройств (тахографов), регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или в установленных случаях ведения водителями ежедневных регистрационных листов режима труда и отдыха, соблюдения водителями этого режима (подп. "е" п. 9 Правил).

5. Статья содержит два состава административных правонарушений, субъектом которых в обоих случаях являются водитель грузового автотранспортного средства и водитель автобуса, осуществляющие международные перевозки. В первом случае административная ответственность предусмотрена за отсутствие контрольного устройства (тахографа), а также за управление транспортным средством или автобусом с выключенным тахографом, незаполненной тахограммой или без ведения соответствующих контрольных листков.

Во втором случае речь идет о нарушении водителем указанного выше автотранспорта установленных правил режима труда и отдыха при наличии показателей соответствующих и надлежаще используемых контрольных устройств или листков.

6. Рассматривать дела по комментируемой статье вправе должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).

В силу того, что всех заинтересованных лиц данный вопрос интересует в контексте ч.1 ст. 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ, Коедкс), а именно: за что и кто может понести ответственность в области использования тахографов и кто вправе привлекать к этой ответственности, попробуем детально разобрать обстоятельства, связанные с каждым конкретным субъектом правоотношений, предусмотренных этой статьей КоАП РФ и прочими положения Кодекса.

Для объективности приведем полную редакцию указанной статьи:

Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;

на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Исходя из текста статьи видно, что к ответственности могут быть привлечены граждане и должностные лица.

С гражданами все понятно – это участники дорожного движения (водители).

На счет определения понятия должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, Кодекс предусматривает следующее (ст.2.4):

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, арбитражные управляющие;

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Понятно, что водитель несет ответственность в своей части, а должностное лицо в своей.

В соответствии с положениями рассматриваемой статьи КоАП РФ, ВОДИТЕЛЬ несет ответственность за управление транспортным средством :

Считаем уместным, дать комментарий к каждому отдельному пункту.

По пункту 1.

Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Закон о БДД, пп.9 ч.1 ст.20) обязанности по оснащению транспортных средств тахографами возложены на СОБСТВЕННИКОВ (владельцев) транспортных средств. Российское законодательство, в части возложения обязанностей по оснащению транспортных средств тахографами, в отношении иных лиц никаких положений не содержит.

Отсюда вывод, что на гражданина (водителя), не являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, за рассматриваемые обстоятельства ответственность возложена быть не может. При этом, следует отметить, что в случае если указанные обстоятельства возникли по причине действий гражданина, например, водитель снял тахограф, тогда есть все основания привлечь его к ответственности в соответствии с указанным пунктом.

Предвидя вопрос, связанный с обстоятельствами управления автомобилем самим собственником (владельцем) транспортного средства, отвечаем, что в этом случае привлечение возможно, но иного субъекта – должностного лица. Если уполномоченное должностное лицо составляет протокол с фабулой: управлял автомобилем…. , и в качестве субъекта правонарушения указывает – водитель, можно утверждать, что в этом случае возбуждение дела об административном правонарушении является незаконным. Более подробную информацию можно почерпнуть из Постановления Верховного Суда РФ от 1 сентября 2017 г. N 34-АД17-3, комменарий к которму был дан на нашем сайте:

По пункту 2.

Первую часть рассматриваемого пункта оставим без рассмотрения, по ней все и так понятно. То, что касается второй части пункта, здесь существенным обстоятельством становится наличие нормативного правового закрепления тех самых Правил использования тахографа. В настоящее время в отношении действий водителя в качестве этих Правил существует один единственный акт - приказ Минтранса России от 13.02.2013 № 36, в части пунктов 9-12 Приложения № 3 к этому приказу.

По пункту 3.

Действие этого пункта на гражданина (водителя) не распространяется. Аргументы изложенного аналогичны аргументам, приведенным в отношении пункта 1.

В соответствии с положениями ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО несет ответственность за выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров:

1. без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;

2. с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)

3. с не соответствующим установленным требованиям тахографом.

В этом случае все несколько сложнее, естественно, для должностных лиц уполномоченных органов, исключение составляют случаи, когда водитель в то же время является и собственником (владельцем) транспортного средства, то есть может рассматриваться в качестве должностного лица.

Сложность для уполномоченных органов, состоит в том, что в случае с привлечением к ответственности должностных лиц существует значительный список условий, который необходимо в соответствии с КоАП РФ соблюсти (установить субъекта правонарушения, собрать доказательственную базу виновности его действий, при этом соблюсти порядок возбуждения и расследования административного правонарушения и много еще чего). Как правило, в условиях, когда возможно-виновное лицо находится на значительном расстоянии, когда установить конкретное лицо, в отношении которого является возможным возбудить дело об административном правонарушении, является достаточно сложным (например, транспортное средство принадлежит организации, где есть ответственное лицо за выпуск на линию автомобилей, но в обязанностях этого лица предусмотрен контроль за исполнением Основных положений (приложение к ПДД), которыми регламентировано единственное мероприятие в отношении тахографа – рабочее состояние, при этом никакой речи не идет о наличии и соответствии, в этом случае это лицо уже не может выступать субъектом правонарушения). Подобных обстоятельств можно привести достаточное количество. Ко всему прочему, добавьте отсутствие возможности контролирующих должностных лиц к применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.27.13 КоАП РФ, в виде задержания транспортного средства). Все указанное приводит к тому, что при правильном понимании ответственных лиц организаций-собственников транспортных средств порядка привлечения их к ответственности по ст.11.23 КоАП РФ, эти дела не имеют реальной перспективы, а если возбуждаются, то всегда есть шанс их прекращения по тем или иным основаниям, как вариант - с истечением сроков расследования дел об административных правонарушениях.

Порядок возбуждения и рассмотрения дел об административном правонарушении, предусмотренных ч.1 ст.11.23 КоАП РФ (существенные условия)

Возбуждение дел об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ).

Как правило, возбуждение дел по ст.11.23 КоАП РФ осуществляется:

1. Должностными лица ГИБДД, имеющие специальные звания (инспекторы ДПС ГИБДД);

2. Должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченными на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспекторы).

По линии ГИБДД возбуждение дела осуществляется посредством составления протокола (ст.28.3).

По линии Ространснадзора возбуждение дела, как правило, осуществляется посредством вынесения (оформления) постановления по делу. В случае не согласия лица, привлекаемого к административной ответственности, с вынесенным постановлением, должностное лицо обязано составить протокол, с прикреплением к нему вынесенного постановления (ст.28.6).

Обязательным условием составления протокола (вынесения постановления) является то, что эти действия проводятся в присутствии лица, в отношении которого возбуждается дело (ст.28.2).

Протокол составляется немедленно (на месте выявления административного правонарушения) (ст.28.5).

Протокол в течение 3-х суток направляется лицу, уполномоченному рассматривать дело (ст.28.8).

Лицо, в отношении которого возбуждено дело (составлен протокол) вправе ходатайствовать о рассмотрении дела по месту его жительства (ст.29.5). По линии ГИБДД данное ходатайство инспектор ГИБДД не вправе рассмотреть на месте, его рассматривает должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело по существу (эти лица указаны ниже), поэтому нет никаких гарантий, что материал будет отправлен по месту жительства водителя. Существенным является то, чтобы факт заявления такого ходатайства был отражен в протоколе. В случае не удовлетворения ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства, уполномоченное лицо свое решение должно оформить в виде определения об отказе в удовлетворении ходатайства с изложением существенных оснований, которое может быть обжаловано в установленном порядке. По линии Ространснадзора указанное ходатайство рассматривается на месте, так как государственные транспортные инспекторы являются лицами, уполномоченными рассматривать дела по существу.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело (составлен протокол) должно быть извещено о месте и времени рассмотрения дела заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ст.25.15).

Рассмотрение дел об административном правонарушении (глава 29 КоАП РФ).

По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту совершения правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ст.29.5).

Лицами, уполномоченными рассматривать дела об административном правонарушении по ст.11.23 КоАП РФ, являются:

1. По линии ГИБДД : начальник ГИБДД, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст.23.3);

2. По линии Ространснадзора : руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, его заместители, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, их заместители, иные должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный транспортный надзор, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора (государственные транспортные инспектора) (ст.23.36).

Дело об административном правонарушении рассматривается в течение 15 дней с момента поступления должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело, протокола об административном правонарушении. Данный срок по основаниям, изложенным в Кодексе, может быть продлен не более чем на 1 месяц (ст.29.6).

Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении (ст.25.15, ст.29.7). В случае наличия информации о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, и в отсутствии ходатайства от указанного лица об отложении дела, дело может быть рассмотрено в его отсутствии.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ст.29.11).

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.11.23 КоАП РФ, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ст.30.1).

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ст.30.3).

Отдельный порядок возбуждения и рассмотрения дел об административном правонарушении.

Как уже упоминалось выше, в соответствии со ст.11.23 КоАП РФ ответственными за правонарушения, предусмотренными данной статьей, являются должностные лица (руководители организаций и индивидуальные предприниматели, в чьей собственности (владении) находятся транспортные средства, а также иные должностные лица таких организаций, в чью компетенцию в силу должностных полномочий входит ответственность за выпуск транспортных средств на линию). Как правило, указанные лица отсутствуют в момент выявления со стороны сотрудников уполномоченных государственных органов соответствующих правонарушений, предусмотренных положениями ч.1 ст.11.23 КоАП РФ. В таких случаях Кодекс допускает отдельный порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.

Допустим, что уполномоченное лицо государственного органа по каким-то никому не понятным причинам очень возжелало привлечь к ответственности по ч.1 ст.11.23 КоАП РФ должностное лицо. Последующий порядок возбуждения, проведения расследования и рассмотрения дела в соответствии с Кодексом не совсем очевиден, но в совокупности норм, так или иначе имеющих отношение, можно предположить следующий ход событий, при соблюдении условий, предусмотренных Кодексом.

1. Сбор и документирование доказательств наличия события административного правонарушения сотрудником оставим без комментариев, подобные действия станут важной составляющей частью лишь на финальной стадии – рассмотрение дела. До нее еще много чего сотруднику необходимо совершить и соблюсти.

2. Уполномоченное лицо должно установить конкретное лицо , в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении. Самое очевидное, что эту информацию сотрудник может получить от лица, управляющего транспортным средством, а также из путевой документации, по запросу из ЕГРЮЛ. Как минимум в отношении этого лица необходимо знать Ф.И.О., должностное положение, адрес направления корреспонденции. В случае выяснения в дальнейшем обстоятельств, указывающих на иное должностное лицо, дело будет подлежать прекращению, изменение лица в рамках возбуждения дела является невозможным.

3. Уполномоченное лицо должно вынести (составить) определение о возбуждении дела (ст.28.1) в отношении конкретного лица, с направлением в течение суток копии определения в адрес лица, в отношении которого возбуждено дело.

4. В рамках возбужденного дела, последующее административное расследование проводится должностным лицом, вынесшим определение о возбуждении дела. Допускается проведение расследования иным должностным лицом того же органа, назначенным должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело. Административное расследование проводится по месту выявления или совершения административного правонарушения.

Очевидно, что инспектор ДПС самостоятельно проводить административное расследование не сможет, ему сегодня и завтра следует пресекать иные правонарушения в области безопасности дорожного движения. Никто из его руководства не пойдет на такие жертвы, как временное отстранение от выполнения им обязанностей. Возможные варианты – инспектор адмпрактики подразделения или госинпектор технадзора ГИБДД. В этом случае направлять указанных сотрудников для проведения административного расследования по месту нахождения собственника (владельца) транспортного средства – предполагаемого места совершения правонарушения, никто не станет, лимит командировочных расходов в ОВД крайне ограничен. В этом случае допустимым является только использование положений ст.26.9 КоАП РФ, предусматривающих возможность направления запросов в соответствующие территориальные органы либо поручение о совершении отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа. При определенных обстоятельствах указанное, конечно, возможно для достижения целей, но является достаточно проблематичны, как минимум по причинам наличия у органов, кому направляется запрос или поручение, своих дел и забот. Опять же, протокол об административном правонарушении может быть составлен исключительно должностным лицом, проводившим расследование, и исключительно в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело, вот это условие, очевидно, соблюсти будет крайне проблематично. В отношении действий должностных лиц Ространснадзора ситуация аналогичная.

5. Срок проведения административного расследования составляет – один месяц, с момента возбуждения дела. Данный срок в исключительных случаях может быть продлен не более чем на один месяц.

Принимая во внимание указанное, следуя логики закона, что административным расследованием дело не заканчивается, по его результатам должен быть составлен протокол об административном правонарушении на основе собранных в установленном порядке доказательств, с последующей передачей дела на рассмотрение уполномоченному лицу, организацией непосредственно рассмотрения дела в установленном порядке и вынесения по нему решения, представляется, что в современных условиях ЗАКОННО возбуждать и доводить рассматриваемые дела до логического окончания, к тому же в установленный законом срок, является делом невыполнимым и бесперспективным.

Права лиц, в отношении которых возбуждено (рассматривается) дело об административном правонарушении.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении по ст.11.23 КоАП РФ рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ст.25.1).

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером , выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (ст.25.5).

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ст.25.4).

Иные существенные обстоятельства, которые следует знать и использовать в целях защиты своих прав и интересов.

1. Положения ст.1.5 КоАП РФ:

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Уместно заметить, что содействие лиц, в отношении которых возбуждено дело, в сборе доказательств по делу законом не рассматривается, как обстоятельства, смягчающие вину. Указанным выше порядком эксплуатации тахографов, в части обязанностей водителей (приложение № 3 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36), какие-либо действия в отношении государственных надзорных органов не предусмотрены, органами, контролирующими выполнение порядка в соответствии с приложением № 5 к приведенному приказу Минтранса выступают транспортные предприятия и мастерские. Поэтому не стоит торопиться оказывать помощь в установлении обстоятельств, связанных с подтверждением или опровержением событий административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ. Указанные обстоятельства должны устанавливаться и доказываться уполномоченными лицами органов государственного надзора самостоятельно, и естественно, исключительно в рамках предоставленных им законом полномочий. Например, пусть сотрудник ГИБДД или Ространснадзора самостоятельно доказывает соответствие/не соответствие тахографа предъявляемым требованиям.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

2. Положения ст.26.2 КоАП РФ:

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В этой части существенное значение имеет объем полномочий сотрудников государственных надзорных органов, закрепленный нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовой порядок их реализации. Если в той или иной части указанные сотрудники, в процессе установления наличия события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, вышли за рамки предоставленных полномочий, либо произвели действия, не предусмотренные Административными регламентами, можно утверждать, что в рамках возбуждения и рассмотрения дела были использованы не допустимые доказательства, что может служить основанием к отмене вынесенного по делу решения.

3. Положения ст.4.5 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Выдержка из текста постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5: ….Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее - тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Примечание дополнительно включено Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 193-ФЗ; утратило силу с 15 ноября 2014 года - Федеральный закон от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2013 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 78-ФЗ.

Комментарий к статье 11.23 КоАП РФ

1. Объектом указанных в статье правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности движения на транспорте.

Правовое регулирование данной сферы отношений осуществляется посредством Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".

Международная автомобильная перевозка определяется как перевозка соответствующим транспортным средством грузов и пассажиров за пределы территории России или на ее территорию, а также через территорию России. Междугородные автомобильные перевозки осуществляются как отечественными, так и иностранными перевозчиками в соответствии с российскими, а также многосторонними разрешениями.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в совершении следующих противоправных действий: управление грузовым автотранспортным средством или автобусом при осуществлении международной автомобильной перевозки без контрольного устройства (тахографа) или с выключенным тахографом, а также с незаполненными тахограммами либо без ведения регистрационных листков, отражающих режим труда и отдыха водителей; нарушение установленного режима труда и отдыха водителем грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющим международную автомобильную перевозку.

В соответствии со ст. 8 упомянутого выше Федерального закона водители транспортных средств обязаны соблюдать режим труда и отдыха, обусловленный соответствующим международным договором Российской Федерации о работе экипажа транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (такие договоры заключены с сопредельными с Россией государствами, в том числе входящими в СНГ). Предусмотрено, что на транспортных средствах должны быть установлены контрольные устройства (тахографы) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам в государствах - участниках Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, а также иностранным перевозчикам в соответствии с иным международным договором РФ.

Кроме того, Министерством транспорта РФ утверждены Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ (Приказ N 86 от 7 июля 1998 г.). В Положении о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок (утверждено Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1272) установлено, что должностные лица органов Ространсинспекции (ныне - Ространснадзора) осуществляют проверку контрольных устройств (тахографов), регистрации режима труда и отдыха водителей, заполнения тахограмм или, в установленных случаях, ведения водителями ежедневных регистрационных листов режима труда и отдыха, соблюдения водителями этого режима (подп. "е" п. 9 Правил).

3. Субъекты данного правонарушения - водители грузового автотранспортного средства или автобуса, осуществляющие международную автомобильную перевозку.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Другой комментарий к статье 11.23 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" под международной автомобильной перевозкой понимается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории РФ или на территорию РФ, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию РФ. К такой перевозке относятся проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории РФ на территорию иностранного государства и обратно, либо на территорию РФ транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию РФ, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию РФ и обратно либо транзитом через территорию РФ.

2. Водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории РФ обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором РФ о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.

На территории РФ должны выполняться требования установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, принадлежащих:

Российским перевозчикам при осуществлении международных автомобильных перевозок;

Иностранным перевозчикам - перевозчикам государств - участников Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки;

Иностранным перевозчикам - перевозчикам государств, с которыми имеются международные договоры Российской Федерации, предусматривающие соблюдение указанных требований.

Вместо использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств допускается ведение водителями транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха.

3. Установка и использование на транспортных средствах российских перевозчиков контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств не являются обязательными до 1 января 2005 г. при осуществлении международных автомобильных перевозок на территориях государств, не являющихся участниками Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются водители транспортных средств, осуществляющие международную автомобильную перевозку.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются:

Начальником Госавтоинспеции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем - в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП;

Руководителем Ространсинспекции, а также должностными лицами ее отделений, указанными в ч. 2 ст. 23.36 КоАП.

6. При истолковании комментируемой статьи следует иметь в виду, что лицензирование деятельности в области международных автомобильных перевозок осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не применяется к международным автомобильным перевозкам грузов и пассажиров.

1. Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.