Спецоценка рабочих мест организации которые ее проводят. Спецоценка условий труда: правила и последствия. Смена ФИО работника, наименования рабочего места, реорганизация юридического лица

  • 04.11.2020

С 1 января 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее — Закона N 426-ФЗ). Изменения, вводимые данным Законом, являются очередным этапом реализации утвержденной в 2012 году Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Указанный закон интересен для плательщиков страховых взносов, использующих труд рабочих во вредных и опасных условиях труда.

Напомним, что начиная с 1 января 2013 года в целях обеспечения пенсионных прав категорий пенсионеров, имеющих право на досрочную пенсию, установлена обязанность уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии для отдельных категорий страхователей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ с вредными и тяжелыми условиями труда.

Перечень лиц, которым назначается льготная трудовая пенсия по старости (т.е. ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами — 55 лет), установлен Федеральным законом N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27) (далее — Закон N 173-ФЗ). Указанный перечень предусматривает виды профессий, работа по которым осуществляется во вредных, тяжелых либо опасных условиях.

В связи с чем законом предусмотрено право на пенсионное обеспечение в некоторых случаях с 45 лет — у женщин, с 55 лет — у мужчин. Следовательно, и период получения пенсии у данных категорий может быть на 10 лет дольше, чем общеустановленный у пенсионеров -"нельготников". Однако в пенсионной системе, действовавшей до 2013 года, работодатель не нес дополнительных расходов в связи с наличием "вредных" рабочих мест. Следствием чего явились, с одной стороны, необеспеченность досрочных пенсий финансовыми источниками, а с другой стороны — отсутствие заинтересованности работодателя в улучшении условий труда своих работников.

При этом прежнее пенсионное законодательство предусматривало назначение льготных пенсий на основании списков, а не реальной картины условий труда. Таким образом, пенсия "досрочникам" выплачивалась за счет средств тех работодателей, чьи работники выходят на пенсию в общеустановленные сроки.

С 1 января 2013 г. работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию по основаниям, предусмотренным п.п. 1-18 Федерального закона N 173-ФЗ, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ.

При этом частью 4 вышеназванной статьи было установлено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом. Однако такой закон появился только в конце 2013 года и вступил в силу с 1 января 2014 года.

В связи с этим Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в ст. 58.3 "Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). Кроме того, Закон N 421-ФЗ содержит самостоятельные положения, определяющие возможность и сроки использования результатов аттестации рабочих мест, проведенной до вступления в силу Закона N 426-ФЗ.

Итак, первое, на что, необходимо обратить внимание:

Порядок применения дополнительных тарифов страховых взносов с 1 января 2014 года связан не только с фактом выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ), но и с результатами классификации условий труда на рабочих местах на указанных видах работ по степени вредности и опасности.

Из истории вопроса

До 01.01.2014 порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда определялся следующими документами:

— приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда";

— Р 2.2.2006-05 "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (утверждено Роспотребнадзором 29.07.2005).

Исходя из степени отклонения фактических условий труда от установленных нормативов, условия труда по степени вредности и опасности подразделялись на 4 класса:

1-й класс — оптимальный;

2-й класс — допустимый;

3-й класс — вредный (при этом вредные условия труда разделялись ещё на 4 степени вредности: 1-я степень 3-го класса (3.1), 2-я степень 3-го класса (3.2), 3-я степень 3-го класса (3.3), 4-я степень 3-го класса (3.4));

4-й класс — опасный.

Таким образом, у работодателей, которые провели аттестацию до 1 января 2014 года, рабочим местам по итогам аттестации рабочих мест по условиям труда присвоены именно такие классы (подклассы).

Согласно части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

С 01.01.2014 в отношении рабочих мест проводится специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения установлен Законом N 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Обратите внимание! В соответствии с разъяснением Минтруда России от 07.03.2014 требование должностных лиц органов государственного надзора к работодателям о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест необоснованны.

В соответствии с Федеральным законом N 421-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

В соответствии с Федеральным законом N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Указанная Методика утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н и находится на государственной регистрации в Минюсте России. При этом результаты аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение 5 лет с момента ее завершения, но не более чем до 31 декабря 2018 года и могут быть использованы работодателями в целях, установленных Федеральным законом N 426-ФЗ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительному тарифу.

Понятие специальной оценки условий труда

Статьей 3 Закона N 426-ФЗ определено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения данной спецоценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

В соответствии с Законом N 426-ФЗ результаты спецоценки условий труда могут быть использованы во всех процедурах в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями. Речь идет о разработке и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации обязательных медосмотров; установлении работникам соответствующих гарантий и компенсаций и т.д. Полный перечень возможностей использования результатов спецоценки условий труда приведен в ст. 7 Закона N 426-ФЗ.

Помимо всего прочего, от результатов указанной спецоценки зависит также размер скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. По итогам спецоценки определяется размер тарифа, по которому уплачиваются дополнительные взносы в Пенсионный фонд РФ. В соответствии со ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) в зависимости от класса и подкласса "вредности" значение тарифа может составлять от 0 до 8 процентов.

Обязанность по организации и финансированию проведения спецоценки условий труда возлагается на работодателя (часть 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ, ст. 212 ТК РФ).

Специальная оценка не проводится в отношении условий труда надомников и дистанционных работников, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Иных исключений Закон N 426-ФЗ не устанавливает. А это означает, что если вопрос о необходимости проведения аттестации офисных рабочих мест был спорным (письмо Минтруда России от 08.04.2013 N 15-1-859), то теперь он разрешен однозначно — условия труда на таких рабочих местах подлежат специальной оценке в обязательном порядке.

Порядок проведения спецоценки

В соответствии с Законом N 426-ФЗ основными этапами проведения специальной оценки труда являются:

— подготовка к проведению специальной оценки условий труда;

— идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

— декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;

— оформление результатов специальной оценки условий труда.

Подготовительный этап

Специальная оценка условий труда должна проводиться работодателем совместно с привлекаемой им на основании договора гражданско-правового характера специализированной организацией. Требования к таким организациям приведены в ст. 19 Закона N 426-ФЗ.

Прежде всего они должны быть включены в реестр, порядок формирования которого утверждается Правительством РФ. В уставных документах организации, проводящей оценку, должно содержаться указание на осуществление ею в качестве основного либо одного из видов деятельности специальной оценки условий труда.

Кроме того, организация должна иметь не менее пяти экспертов, получивших сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего профильное образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. Также для данной организации обязательно наличие в качестве структурного подразделения аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Законом закрепляется принцип независимости организаций, осуществляющих специальную оценку. В соответствии со ст. 22 Закона N 426-ФЗ вне зависимости от того, числится организация в реестре или нет, спецоценку условий труда она не может проводить, если ее руководители и иные должностные лица являются учредителями юридических лиц, на рабочих местах которых проводится специальная оценка. Нельзя поручить проведение спецоценки взаимозависимой компании, в т.ч., если в ней трудятся на руководящих постах близкие родственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) учредителей организации, которой необходимо оценить условия труда.

На подготовительном этапе работодателю необходимо прежде всего заключить гражданско-правовой договор с одной или несколькими из упомянутых спецорганизаций. Кроме того, в организации необходимо создать комиссию по проведению специальной оценки условий труда и утвердить график проведения данного мероприятия.

Число членов этой комиссии должно быть нечетным. Конкретный состав законом не определен. Если речь идет о субъекте малого предпринимательства, то в состав комиссии включаются работодатель — ИП лично, для организаций — руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в т.ч. специалист по охране труда, члены профсоюза и т.п.

Поскольку от результатов спецоценки зависит не только размер дополнительного тарифа, но и право на досрочную трудовую пенсию по старости конкретного работника, представляется логичным включать в состав такой комиссии специалиста по осуществлению работы по досрочному пенсионному обеспечению (как правило, это работник кадровой службы).

Целесообразность включения такого специалиста очевидна, например, при составлении перечня рабочих мест, на которых должна проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест, а также при составлении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, предусмотренных списками, соответствующих работ, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Эта работа требует знания законодательства о досрочном пенсионном обеспечении практики его применения к работникам организации, где проводится специальная оценка условий труда, а согласно Закону N 426-ФЗ эти перечни составляет эксперт организации, производящей спецоценку, который может и не обладать подобным опытом.

До начала выполнения работ по оценке условий труда комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке. При этом необходимо указать, какие из них являются аналогичными.

Под таковыми понимаются рабочие места, которые одновременно отвечают следующим условиям:

— они должны быть расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

— сотрудники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности. Их трудовые функции одинаковы, равно как и график рабочего времени. А при выполнении своих служебных обязанностей они используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье. При этом они обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При наличии аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов из них (но не менее двух рабочих мест), а ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

При этом заполняется единая карта специальной оценки условий труда. Данное правило позволит работодателю сэкономить на проведении спецоценки 80 процентов аналогичных рабочих мест.

Идентификация вредных условий

Все выявленные в ходе осуществления оценки условий труда вредные и (или) опасные производственные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Их перечень формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья.

Также во внимание принимаются результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, и предложения, исходящие от сотрудников.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных факторов представляет собой процесс сопоставления выявленных на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если на рабочем месте не выявлены вредные или опасные факторы, условия труда на нем признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

При этом работодатель обязан на такие рабочие места подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (такая декларация действительна в течение пяти лет).

А вот если комиссия идентифицирует их как вредные или опасные, назначается проведение исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.

Необходимо отметить, что идентификация не проводится в отношении рабочих мест, занятых работниками, профессии (должности, специальности) которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также занятых работниками, которым в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях. При этом комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов на таких рабочих местах.

Все идентифицированные, потенциально вредные или опасные факторы подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень таких факторов формирует комиссия, исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса, а также исходя из предложений работников.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных или опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

По результатам проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений каждому рабочему месту по степени его "вредности" присваивается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Классификация условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальными признаются условия, при которых воздействие на организм работника вредных или опасных факторов отсутствует либо уровни их воздействия минимальны и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности (1-й класс).

Допустимыми считаются условия труда, при которых на организм работника воздействуют вредные или опасные факторы, значения показателей которых не превышают значений, установленных нормативами, или функциональные изменения в организме работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены (2-й класс).

Вредными можно считать условия, когда уровни воздействия вредных или опасных факторов превышают значения, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) (3-й класс). Как и при аттестации рабочих мест, предусматриваются четыре подкласса вредных условий труда (3.1-3.4).

Опасные условия труда — условия труда, характеризующиеся наличием вредных или опасных факторов, уровни которых способны в течение всего либо части рабочего дня (рабочей смены) создать угрозу для жизни работника, а последствия их воздействия обеспечивают высокий риск развития острого профессионального заболевания в периоде трудовой деятельности (4-й класс).

Декларация соответствия

Законом N 426-ФЗ предусмотрена новая процедура — декларирование соответствия условий труда, т.е. подтверждение работодателем соответствия условий труда на его рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Так, в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми.

При этом никакие исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.

В отношении таких рабочих мест в трудовую инспекцию подается декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок представления подобной декларации будут утверждены Минтруда РФ.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

При этом, если в период действия этой декларации с работником, занятым на "допустимом" рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги специальной оценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона N 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей специальную оценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям.

В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

— карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

— протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

— протоколы оценки эффективности СИЗ;

— протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных "опасных" рабочих мест;

— сводная ведомость специальной оценки условий труда;

— перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

— заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда. Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета будет утверждена Министерством труда и социальной защиты.

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда ("вредные" классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда). Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу спецоценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

При этом в ст. 17 Закона N 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; при изменении технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях).

Уплата страховых взносов по доптарифу по результатам аттестации и спецоценки

Если плательщик производит выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, то, начиная с 2014 года, в привязке к результатам классификации условий труда на рабочих местах на указанных работах возможно несколько вариантов:

Вариант 1

Плательщик не проводил аттестацию рабочих мест и специальную оценку условий труда. В этом случае силу ч. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 1).

Таблица 1

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ в силу части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для работодателей, применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР (см. таблицу 2).

Таблица 2

Вариант 2

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми.

В этом случае в силу ч. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ до установления на указанных рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Законом N 426-ФЗ, плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 1, 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (т.е. по тарифу 6% или 4%).

Таким образом, освобождение от уплаты страховых взносов по доптарифу возможно только по результатам специальной оценки условий труда, но не на основании результатов аттестации.

Вариант 3

У плательщика есть действительные результаты аттестации рабочих мест на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым условия труда на этих рабочих местах признаны вредными и (или) опасными.

В этом случае в силу части 5 ст. 15 Закона N 421-ФЗ плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 3).

Таблица 3

Вариант 4

У плательщика есть результаты специальной оценки условий труда на рабочих местах на видах работ, указанных в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, согласно которым этим рабочим местам присвоены классы условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ.

Тогда плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным части 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 4).

Таблица 4

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Допустимый

Оптимальный

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1-18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы. "Льготные" периоды, имевшие место после 1 января 2013 г. согласно п. 3 ст. 27 Закона N 173-ФЗ учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки.

Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Новеллы трудового законодательства

Стоит отметить изменения, которые коснулись содержания трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор стали условия о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, а также условия труда на конкретном рабочем месте. К числу дополнительных условий трудового договора отнесена договоренность о дополнительном негосударственном пенсионном обеспечении работника (ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с действующей редакцией ст. 92 ТК РФ для работников, которые трудятся во вредных условиях 3-й или 4-й степени либо опасных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, т.е. не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника определяется трудовым договором в соответствии с отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором с учетом результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Кроме того, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору может быть предусмотрено увеличение законодательно установленной максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе — до 12 часов, при 30-часовой рабочей неделе и менее — до 8 часов (ч. 3 ст. 94 ТК РФ).

При суммированном учете рабочего времени сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учетный период не может превышать трех месяцев (часть1 ст. 104 ТК РФ).

Новые правила для дополнительного отпуска

В новой редакции изложена и ст. 117 ТК РФ, согласно которой ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части 1 данной статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором с учетом положений отраслевого (межотраслевого) соглашения, коллективного договора и результатов специальной оценки условий труда. На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Заключение

Процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда в настоящее время объединены и унифицированы: работодатель проводит исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могут использоваться и в целях уплаты страховых взносов в ПФР, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.

Специальная оценка условий труда представляет собой универсальный инструмент перехода от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое воздействие на организм работника вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Такой подход с позволит максимально объективно решать вопрос наличии права на льготное пенсионное обеспечение, а также о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте. Вместе с тем именно такой подход призван экономически мотивировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда, в том числе в целях оптимизации своих дальнейших издержек. Поскольку реализация концепции специальной оценки предоставляет работодателям возможность путем проведения организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение условий труда на рабочих местах, менять размер страховых взносов, а в определенных случаях и освобождаться от их уплаты.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона N 426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места вне зависимости от организационно-правовой формы организации. Исключение составляют , а также работники, вступившие в трудовые отношения с , не являющимися ИП.

Срок подачи - не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.

Форма декларации - согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н).

Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП работодателя, путем заполнения соответствующей формы на официальном сайте Роструда (доступно не для всех субъектов РФ).

Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.

Также стоит отметить, что декларация может быть подана только в отношении рабочих мест, на которых была проведена именно специальная оценка, а не аттестация рабочих мест по условиям труда, срок действия результатов которой не истек.

С классификацией по условиям труда вроде понятно, а что такое классы рабочих мест?

Это классификация, которая объединяет рабочие места по группам и одним из важных критериев такого разделения является уровень механизации рабочего процесса. У каждой группы есть свои рекомендации по организации труда, которых работодателю стоит придерживаться. Такие групп сейчас существует пять: рабочие места для ручной работы, места для машинно-ручной работы, механизированные рабочие места, автоматизированные рабочие места, аппаратурные рабочие места. Подробнее про их отличия .

Как провести специальную оценку у ИП, если его офис находится в квартире?

В отношении условий труда надомников специальная оценка .

При введении в штатное расписание новой должности, в какой срок нужно провести специальную оценку? В случае переезда организации в другое помещение нужно ли проводить специальную оценку повторно?

Если введение в штатное расписание новой должности, а также переезд организации в другое помещение можно приравнять к вводу в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, тогда внеплановая специальная оценка условий труда проводится на таких рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления указанных случаев (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 426-ФЗ).

По результатам специальной оценки электрогазосварщику положена доплата к окладу в размере 4%, но этот сотрудник не все дни работает на сварке. Каким образом в данном случае платится доплата? Исходя из времени, проведенного во вредных условиях?

Целесообразно увеличить оклад сотрудника минимум на 4 процента тарифной ставки (оклада) и установить доплату не только за время, проведенное непосредственно во вредных условиях труда, а за все время работы.

В соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом ТК РФ не предусмотрена оплата труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, в повышенном размере только за время, фактически отработанное во вредных условиях труда. Такая возможность установлена Трудовым кодексом РФ (статья 121) только в отношении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда.

В июне получаем результат специальной оценки. Имеются работники по доп. тарифу. С какого периода надо начислять доп. тариф: с июня или можно раньше?

Начислять доп. тариф необходимо со дня вступления в силу результатов специальной оценки, т.е. со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

А как произвести оценку: можно сделать это самостоятельно или необходимо обращаться в специализированные компании?

Законом установлено, что оценку могут провести специализированные организации, обладающие для этого всем необходимым и в обязательном порядке сертифицированным оборудованием. Ведь возможно, придется замерять такие показатели как влажность, освещенность, вибрации и тп. и тут без специализированной аппаратуры никак не обойтись. Чтобы удостовериться в том, что компания уполномочена делать такую оценку, стоит проверить ее наличие в реестре на сайте Минтруда. Компания ЭкоСтар , партнер данного выпуска Картотеки, зарегистрирована в этом списке под

Действительно ли с 2018 года можно будет накладывать на организации штрафы или есть возможность не делать оценку?

Насколько обязательно проведение специальной оценки условий труда в организации, возможны ли штрафы если ее не делать подробнее в статье.

Вопрос: Насколько обязательна СОУТ? Действительно ли с 2018 года можно будет накладывать на организации штрафы или есть возможность не делать оценку?

Ответ: Все работодатели обязаны проводить спецоценку условий труда на всех рабочих местах. И Этого требует статья 212 ТК РФ. Исключение предусмотрено только для надомников и дистанционных работников (п.3 ст.3 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ). В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно в срок не позднее 31 декабря 2018г. Это рабочие места (ч.6 ст.10 и ч.6 ст.27 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ):

Сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;

Условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Поэтому если в организации нет работников-вредников, то Ваша компания вправе провести спецоценку поэтапно и завершить ее в срок до 31.12.2018 включительно. При условии, что у организации после 01.01.2014 не было основания для проведения внеплановой спецоценки. Полный их перечень приведен в ст.17 Закона от 28.12.2013 №426-ФЗ. К таковым, например, относятся:

Ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;

Замена производственного оборудования.

Если у компании были основания для проведения внеплановой спецоценки, то ее нужно было провести в следующие сроки:

С 01.01.2014 до 01.05.2016 – в течение 6 месяцев;

С 01.05.2016 - в течение 12 месяцев.

Если компания не провела спецоценку в установленные Законом сроки, то при выявлении этого правонарушения трудовая инспекция может оштрафовать ее на сумму от 60 до 80 тысяч рублей (ст.5.27.1 КоАП РФ). При этом в Законе не предусмотрено оснований, освобождающих от штрафа.

Имейте в виду, что спецоценка проводится не только для того, чтобы установить гарантии и компенсации за работу во вредных условиях. Она помогает определить класс условий труда. А с 01.01.2014 условия труда на рабочем месте в обязательном порядке должны включаться в трудовой договор. Специалист трудовой инспекции может уже сейчас проверить трудовые договоры с работниками. И если он не увидит в договорах сведения об условиях труда, оштрафует и компанию, и директора согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ. Поэтому в интересах компании провести спецоценку в кратчайшие сроки (письмо Роструда России от 20.11.2015 №2628-6-1).

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н .

Максимум до 31 декабря 2018 года действуют и результаты аттестации рабочих мест, которую провели до 2014 года по правилам из приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н . В общем случае результаты аттестации действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово . Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года .

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Когда не проводят спецоценку условий труда

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

людей, для которых работодатели – физические лица, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ . Она обязательна для всех компаний, включая религиозные организации.

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапная специальная оценка условий труда

Когда можно проводить поэтапную спецоценку условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки , с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;

условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия .

Внеплановая спецоценка условий труда

Когда нужно проводить внеплановую специальную оценку условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят, если:

1. введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;

2. работодатель получил предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;

3. изменен технологический процесс, заменили производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

4. изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

5. изменены применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;

6. на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание , причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Или протокола аттестации рабочих мест;

Или отчета по спецоценке условий труда.

Кому нужно поспешить провести спецоценку

Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014 года (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ , далее - Закон № 426-ФЗ). Спецоценка заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда (схема 1 ниже). Но результаты аттестации, которая была проведена до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня ее завершения (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Схема 1 Периоды проведения аттестации и спецоценки

Но, оказывается, тянуть с проведением спецоценки не нужно.Специалист трудовой инспекции может уже сейчас проверить трудовые договоры с работниками. И если он не увидит в договорах сведения об условиях труда, оштрафует и компанию, и директора. Размеры штрафов приведены в табл. 1 ниже.

Таблица 1 Размер штрафа, если в трудовом договоре нет сведений об условиях труда

Если вы не проводили аттестацию или провели ее более пяти лет назад, проведите спецоценку в кратчайшие сроки (письмо Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1).

Кого поддерживают судьи

Ваши доводы о том, что спецоценку можно провести до конца 2018 года, проверяющие не примут. Закон № 426-ФЗ не защитит вас от штрафов за отсутствие обязательных условий в трудовом договоре. Это нарушение трудового законодательства.

Если дело дойдет до суда, арбитры поддержат трудовых инспекторов. Об этом свидетельствуют, например:

Почему инспекторов интересуют трудовые договоры с офисными работниками

До 2014 года офисные рабочие места можно было не аттестовывать (п. 4 Порядка , утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Этой поблажкой пользовались работодатели.

У вашей компании могут быть действующие результаты аттестации. Но в них нет сведений об условиях труда на офисных рабочих местах. Аттестацию таких рабочих мест не проводили. Если у вас еще не было спецоценки, то нет и оснований внести в трудовые договоры сведения об условиях труда.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().