Биография. История Мэри Барра, которая хотела быть инженером, а стала главой General Motors Девушка из Детройта

  • 29.03.2020
0 21 августа 2015, 16:50


Я люблю машины, которые едут быстро

Разыскивая новых героинь для нашей постоянной рубрики "Лига сильных женщин", редакция сайт обратила внимание на Мэри Барра: в декабре 2013 года она возглавила General Motors, став первой женщиной-руководителем в истории крупнейшей американской автомобильной корпорации.

Быть первой женщиной на посту генерального директора в отрасли, где традиционно заправляют мужчины, - историческое достижение, которое, к слову, принесло Барра пятое место в недавнем по версии Forbes.

Новость о ее назначении стала сенсацией, а жизненный путь Мэри - вдохновляющим примером для тех, кто следует к своей цели. Так почему бы не познакомиться с этой дамой поближе?

С General Motors в той или иной степени Барра была связана почти всю свою жизнь: за три с лишним десятка лет работы в корпорации она прошла все ступени карьерной лестницы, добравшись до самой высокой.

Мэри стала первой девушкой в своем роду, поступившей в технологический колледж, который в настоящее время известен как Университет Кеттеринг. Однако чтобы учиться там, ей пришлось устроиться на работу, которая могла бы позволить оплачивать занятия. Вскоре она оказалась на заводе GM в Pontiac Fiero.

Автомобильный бизнес - это жесткая среда. Здесь становишься тверже.

Позже она продолжила обучение в Стэнфорде, где вошла в число десяти лучших учеников группы и получила степень МВА. Кстати, именно там Мэри встретила Тони Барру - своего будущего мужа. Она продолжает работать в GM, но уже менеджером по планированию производства.

В 1996 Мэри на три года стала помощником руководителя компании Джека Смита и вице-президента Гарри Пирса. В 2003 году ее отправили на завод Detroit-Hamtramck, который под руководством Барра зажил по-новому.

Спустя шесть лет нашу героиню переводят из промышленного отдела в отдел кадров. А в декабре 2013 генеральный директор корпорации Дэн Акерсон оставил свой пост, поскольку врачи диагностировали его жене позднюю стадию рака, а на свое место он рекомендовал Барра:

Мэри - один из самых одаренных топ-менеджеров, которых я встречал. Она получила этот пост за талант, а не благодаря своему полу, политической корректности или еще чему-то подобному. Всю жизнь Барра трудилась в GM. Я бы не хотел впадать в излишнюю сентиментальность, но сейчас я испытываю чувство, как будто дочь оканчивает колледж. Я уверен, Барра отлично справится с работой.

На высоком посту Мэри оказалась в непростое время: в июле 2009 года компания объявила и пережила банкротство, в обмен на финансовую помощь перешла под контроль правительства США и была реорганизована.

Кроме того, из-за неисправных задних фар, дефектов ремней безопасности и других потенциальных неполадок General Motors пришлось отозвать свыше 13,5 миллионов автомобилей, заплатить штраф в 35 миллионов долларов и компенсацию всем людям, которые пострадали по вине концерна, выпустившего на рынок бракованную модель Cobalt.

Но Барра невозможно вывести из равновесия, она считает: если допустил ошибку, ее нужно немедленно исправить и двигаться дальше, что во многом помогает ее работе над повышением доходов компании и уровня безопасности автомобилей.

Несмотря на свою должность, Барра старается жить обычной жизнью: она воспитывает двоих детей и занимается спортом. Правда, ее голова абсолютно всегда занята работой. Оно и неудивительно, генеральный директор GM старается вывести компанию из кризиса.

С точки зрения производства у нас все в порядке, но придется еще поработать над восстановлением репутации компании. На это уйдет какое-то время.

Ее стиль "правления" - хладнокровие, внимание к деталям и полное спокойствие. При возникновении проблемы она собирает сотрудников и обсуждает ее с ними. Никогда не говорит первой, сначала выслушает остальных. И только потом принимает решение.

Барра не просто женщина, которая работает в отрасли автопроизводства, Барра - женщина, которая обожает машины, а в особенности спортивные. Довольно часто ее можно увидеть на испытательном полигоне компании, испытывающую на предельной скорости недавно сошедшую с конвейера новинку.

Бывает, что после тяжелого рабочего дня ты садишься в свою машину, и тебе от этого должно быть приятно, и тогда ты скажешь: ну, теперь мы с тобой едем домой.

Что ж, посмотрим, сможет ли Мэри Барра изменить автомобильную индустрию раз и навсегда!

Фото Gettyimages.ru

Уроженка Детройта Мэри Барра попала в топ-5 самых влиятельных женщин мира по версии Forbes вместе с Хиллари Клинтон и Ангелой Меркель

В прошлом году крупнейший американский автоконцерн General Motors (GM) заявил о намерении свернуть свой бизнес в России. По словам представителей компании, решение было продиктовано необходимостью избавиться от значительных инвестиций в рынок с неблагоприятными долгосрочными перспективами. В России прекратились продажи автомобилей Opel и большинства моделей Chevrolet, был законсервирован проработавший всего семь лет петербургский завод GM.

Решение выйти из региона, который казался многообещающим, было сложным для руководства автоконцерна, признают отраслевые аналитики. Тем не менее оно имело весомые основания: продажи GM в России падали уже несколько лет, а международные санкции в отношении этой страны и поражающий ее экономический кризис не сулили дальнейших улучшений для иностранных компаний.

Прощание с российским рынком стало не единственным волевым решением, которое пришлось принять 54‑летней Мэри Барра за 2,5 года управления автоконцерном. С Барра GM полностью восстановился после банкротства 2009 года и реализовал одну из самых массовых отзывных кампаний в истории мирового автопрома.

Вместе с тем по итогам 2015 года компания заняла третье место по количеству проданных в мире автомобилей, уступив первенство лишь японской Toyota и немецкой Volkswagen. За прошлый год прибыль концерна достигла рекордных $9,7 млрд, в 3,5 раза превысив показатель предыдущего года. Сегодня GM входит в первую десятку крупнейших компаний США по версии Fortune и является работодателем для более 200 тыс. сотрудников на шести континентах. Все эти успехи американского автопрома эксперты связывают с Мэри Барра.

Мэри Барра руководит компанией большей, чем многие маленькие страны
Ребекка Линдланд,
старший директор по коммерческим
исследованиям Kelley Blue Book

“Она руководит компанией большей, чем многие маленькие страны, и ее влияние обусловлено последствиями решений, которые она принимает каждый день”,— поясняет Ребекка Линдланд, старший директор по коммерческим исследованиям компании Kelley Blue Book, ведущего источника аналитики по автомобильному рынку в США.

Влияние Барра уже констатировала передовая бизнес-пресса мира. Еще в 2015 году она возглавила топ-50 американских бизнесвумен по версии делового журнала Fortune. А в июне 2016‑го заняла пятую строчку рейтинга Самых влиятельных женщин мира по версии Forbes. Мэрри Барра стала единственным представителем бизнеса в первой пятерке этого рейтинга, составив компанию известным политикам: федеральному канцлеру Германии Ангеле Меркель и кандидату в президенты США Хиллари Клинтон. Причем она стала первой женщиной во главе патриархального GM, которым до нее всегда руководили исключительно мужчины.

Девушка из Детройта

Мэри Барра возглавила GM 10 декабря 2013 года — на следующий день после того, как из капитала компании полностью вышло американское правительство. Четырьмя годами ранее поддержка государства вдохнула новые силы в обанкротившийся детройтский автоконцерн. Тогда на его реструктуризацию и финансовое оздоровление ушло $50 млрд бюджетных средств, $39 млрд из которых впоследствии удалось компенсировать за счет продажи государственной доли акций.

Назначение Барра положило начало периоду стабильности в компании, которая за предыдущие шесть лет сменила пятерых руководителей. “Я была взволнована. Даже не мечтала, что так случится,— вспоминает свою реакцию на новость о повышении глава GM.— Я знала, что хочу быть инженером. И однажды начав работать в автомобильном бизнесе, спустя 30 лет я по‑прежнему здесь”.

МАШИНА ЕЕ ЖИЗНИ: Мэри Барра утверждает, что с 10-летнего возраста влюблена в Chevrolet Camaro (на фото) и сменила в собственном гараже все поколения этого спорткара

Мечты о профессии инженера появились у Барра неслучайно — ее с детства окружали автомобили. В пригороде Детройта, где жила ее семья, все мужчины носили синюю форму сотрудников принадлежавшего GM сборочного завода Pontiac. На этом заводе работал и отец Барра, и сама она во время учебы в Институте General Motors (сейчас — Университет Кеттеринг).

“Это было место, которое может отпугнуть многих людей, даже мужчин”,— описывает штамповочный цех, где трудилась Барра, ее бывший коллега Трой Кларк. Однако девушка не испугалась и решила продолжить карьеру в автомобилестроении.

Получив диплом электроинженера в 1985 году, она заняла должность инспектора по качеству и со временем прошла программу MBA в Стэнфордском университете за счет компании. Спустя почти 20 лет Барра возглавила самостоятельное предприятие GM — сборочный завод Детройт-Хамтрамк. Тогда за два года под руководством Барра завод вдвое улучшил показатели качества и безопасности.

Уже после официального оглашения банкротства GM и старта государственной программы оздоровления Барра стала директором по HR. Ей удалось не только правильно расставить людей на ключевые позиции, но и блестяще провести переговоры с 25 ключевыми топ-менеджерами об установленных для них зарплатных ограничениях. Тогда же вместо десятистраничного регламента о дресс-коде Барра ввела простое требование ко внешнему виду сотрудников — “одеваться подобающе”, чем ввергла в шок многих старожилов компании.

После того как в конце 2010 года GM успешно провел IPO, Барра была назначена старшим вице-президентом по новым разработкам, а позднее возглавила и подразделение закупок. По мнению Дэниела Акерсона, на то время СЕО компании, ей удалось “привнести порядок в хаос”, сократив количество менеджеров и наделив большей ответственностью главных инженеров. Спустя три года Акерсон заявил о своем уходе на пенсию в связи с необходимостью ухаживать за тяжелобольной женой, а Барра заняла его место, став первой женщиной-СЕО в истории компании.

Предыдущие 33 года, проведенные в GM, помогли ей быстро освоиться на новом месте. “История Барра внутри компании до получения должности СЕО обеспечила ей хорошие знания природы бизнеса и культуры организации”,— отмечает в разговоре с НВ Стефани Бринли, старший аналитик одной из крупнейших мировых компаний в сфере анализа автомобильного рынка IHS Automotive. Понимая, как взаимодействуют между собой сотрудники GM, новому руководителю удалось справиться с масштабным скандалом 2014 года, разгоревшимся из‑за дефекта замков зажигания в Chevrolet Cobalt.

За несколько лет эта неисправность в автомобилях компании привела к гибели в авариях более 100 человек, еще сотни водителей и пассажиров пострадали. Производитель долго не хотел признавать свою ошибку. Когда же специально созданная внутренняя комиссия наконец подтвердила вину компании, стаж Барра на позиции главы GM составлял всего несколько месяцев. Тем не менее она решительно вступила в борьбу за корпоративную репутацию: провела переговоры с чиновниками и лично встретилась с пострадавшими и родственниками жертв фатального дефекта.

Готовность признавать собственные ошибки и двигаться дальше — ключевое качество, которое Барра хочет видеть в своих подчиненных. В кризисе, который заставил GM выплатить сотни миллионов долларов компенсаций и отозвать с рынка около 30 млн автомобилей, она увидела важный урок и возможность для культурного перерождения компании.

“Я не хочу забыть о том, что произошло, потому что я, как и вы, не хочу, чтобы это когда‑либо повторилось”,— заявила она в обращении к сотрудникам автоконцерна.

Ездить быстро

За последние 30 лет едва ли не каждый новый руководитель GM пытался изменить бюрократизированную культуру организации, где подчиненные боялись приходить к руководству с плохими новостями и не брали на себя ответственность за результат. Но укоренившиеся практики каждый раз возвращались.

Барра взялась за дело с новым подходом: вместо того, чтобы создавать пошаговый план и собирать специальную комиссию, она просто сама показала новые правила поведения.

Так, на совещаниях Барра поощряет дискуссии, которые позволяют ей услышать различные мнения и прийти к наилучшему решению. “Вступать в дебаты — нормально. Это не должен быть переход на личности, мелочность или грубость. Но, имея различные мнения, мы должны их проговорить”,— поясняет руководитель автоконцерна.

Сегодня эксперты называют эту мать двоих детей одним из лучших топ-менеджеров Америки. Причем с соответствующей зарплатой: в 2015 году вознаграждение Барра превысило $28 млн, в 2014‑м оно составляло $16 млн.

“Она понимает и ценит азарт, драйв и преданность делу, необходимые для управления таким изменчивым бизнесом, как GM, но при этом сама полагается на факты и цифры при принятии любых решений”,— говорит о главе автоконцерна Линдланд.

Сегодня Барра стремится к наращиванию прибыли и объемов продаж на ключевых рынках Китая и Северной Америки. А в январе 2016 года она получила новое назначение, объединив в своих руках все бразды правления компании: стала совмещать должность исполнительного директора с позицией главы совета директоров.

Тем временем компания идет в ногу с новыми трендами в автоиндустрии. В начале 2016 года GM представила модель собственного электрокара Chevrolet Bolt EV. Параллельно концерн инвестировал сотни миллионов долларов в свой сервис аренды автомобилей Maven и партнерский проект с американской авто-прокатной компанией Lyft.

Именно в рамках проекта с Lyft уже в ближайший год концерн намерен протестировать на американских дорогах свой первый беспилотный автомобиль. Проект самоуправляемого электрокара-такси будет опираться на технологии стартапа из Силиконовой долины Cruise Automation, недавно приобретенного GM за $1 млрд. “Я люблю машины, которые ездят быстро”,— заявляет Барра.

Первая женщина во главе крупнейшей американской автомобильной компании о том, как надо и как не надо делать машины

Фото Fotobank/Getty Images

За 33 года работы в General Motors Мэри Барра прошла все ступени карьерной лестницы. В 18 лет, чтобы оплатить обучение в колледже, она начала работать на заводе компании в Понтиаке (штат Мичиган), затем прошла обучение в корпоративном институте GM (сейчас - Университет Кеттеринг) и стала инженером. Позже Барра получила степень MBA в Стэнфорде и занимала в GM уже менеджерские должности.

В последние годы в GM происходили драматические события. В июле 2009 года компания объявила и пережила банкротство , в обмен на финансовую помощь перешла под контроль правительства США и была реорганизована.

В обновленной компании Барра стала директором по HR, а после того как GM в конце 2010-го успешно провела IPO, ее назначили исполнительным вице-президентом по новым разработкам. Уже тогда многие увидели в этом вызов: впервые такой пост заняла женщина, к тому же электротехник, а не инженер-автомобилестроитель.

Ее назначение гендиректором 10 декабря 2013-го (в тот день правительство США полностью вышло из капитала GM) стало настоящей сенсацией - впервые во главе одной из крупнейших автомобилестроительных компаний мира оказалась женщина. В интервью Forbes Барра говорила , что ее работе никогда не мешало то, что она «автомобильная девушка», а не парень, поскольку «здесь главное - честный результат».

В рейтинге самых влиятельных женщин Forbes 51-летняя Мэри Барра занимает 35-е место. Она замужем, мать двоих детей. Что отличает ее от других? Ниже – принципы, которыми руководствуется Барра.

  • [Автомобильный бизнес] - это жесткая среда. Здесь становишься тверже.
  • Я люблю машины, которые едут быстро.
  • Сегодня у нас прекрасное портфолио авто и грузовиков и самые сильные финансовые показатели за всю историю компании. Мне выпала честь возглавить самую лучшую команду в отрасли, чтобы наращивать обороты на полной скорости.
  • Чтобы принимать правильные решения, нужно хорошо понимать покупателя. А покупатели принимают решения рационально. …И в Индии водят машину совсем не так, как в США.
  • GM должна производить великолепные авто, грузовики, кроссоверы, а моя задача - сделать так, чтобы вы могли их производить.
  • И не говорите мне, что вашу домашнюю работу сжевала собака. Покупателя это не интересует.
  • Моя работа заключается в том, чтобы мы шли в ногу с развитием технологий и предоставляли покупателям выбор. Я хочу, чтобы у них был выбор. Существует связь между тем, как покупатель выбирает машину, и тем, что ему нравится. И если наша компания сможет создать правильную технологию, позволяющую делать экономичные автомобили и при этом иметь широкую линейку машин разных размеров и предназначений, это и будет наш путь к победе.
  • Бывает, что после тяжелого рабочего дня ты садишься в свою машину, и тебе от этого должно быть приятно, и тогда ты скажешь: ну теперь мы с тобой едем домой.
  • Сегодня мы должны оснастить автомобиль такой технологией, чтобы он был совместим с телефоном, которого даже еще не существовало, когда начали разрабатывать автомобиль.
  • Делать машины - командный спорт. Я возглавляю команду, которая должна стать победителем во всем мире.
  • По сравнению с 1980-ми, когда я начинала, сейчас в компании больше женщин, и они работают на более высоких позициях. Но что касается моей карьеры, я никогда не считаю проценты [женщин], я хочу, чтобы ценили мой личный вклад, мою работу.
  • [Когда я была директором по HR] я должна была стимулировать людей к тому, чтобы они брали на себя ответственность, а не прятались за должностными инструкциями.
  • Если я могу доверить вам корпоративную машину и дать возможность распоряжаться миллионами долларов, то почему я не могу доверять вам в том, что касается одежды? (об отмене дресс-кода в годы работы директором по HR )
  • Наш секрет успеха - отличные продукты.

Американская бизнесвумен, вице-президент группы по работе на международных рынках "General Motors". В августе 2012-го попала на 41-ю позицию в списке самых влиятельных женщин мира по версии журнала "Forbes".


С "General Motors" Барра была в той или иной степени связана почти всю свою жизнь. Выросла Мэри в пригороде Детройта (Detroit); отец её 39 лет проработал слесарем-инструментальщиком в "Pontiac". Первой машиной Мэри стал довольно удобный и практичный "Chevy Chevette". Образование Мэри получала в стенах института "General Motors" – ныне известного, как Университет Кеттеринга (Kettering University); по условиям заключенного контракта, компания оплачивала девушке обучение, а та взамен отдавала половину каждого года работе на компанию. В 18 лет Барра устроилась на завод "Pontiac"; в процессе инспекции на этом заводе Мэри впервые заметила следы тех самых проблем, которые в 2009-м приведут "General Motors" к банкротству.

В 1985-м Мэри окончила университет с дипломом инженера-электромеханика и вышла замуж за инженера-консультанта Тони Барра (Tony Barra). Работать Мэри отправилась на завод "Pontiac Fiero"; довольно быстро она смогла привлечь к себе внимание руководившего на тот момент заводом Тима Ли (Tim Lee). Ли почти сразу понял, насколько большое будущее открывается перед целеустремленной и энерги

чной девушкой. Вскоре Мэри выиграла специальную стипендию компании и отправилась изучать хитрости делового управления в Стэнфордскую школу бизнесаа (Stanford Business School); к моменту окончания обучения Барра была одной из 10% лучших студентов.

После Стэнфорда Мэри стала руководителем отдела производственного планирования; там она познакомилась с другим талантливым молодым дарованием, Марком Реуссом (Mark Reuss). Вместе они запустили новое – и, как оказалось, последнее – поколение "Cadillac De Ville".

В 1996-м Мэри на три года стала помощником генерального директора компании Джека Смита (Jack Smith) и вице-президента Гарри Пирса (Harry Pearce). По совету своих руководителей Барра некоторое время изучала внутренние коммуникации фирмы; в процессе ей пришлось разобраться с одной крайне неприятной забастовкой.

В 2003-м Мэри отправили на завод "Detroit-Hamtramck"; компанию эту долгое время не могли как следует автоматизировать. Под новым руководством завод зажил по-новому – Барра сумела существенно поднять уровень качества выпускаемой продукции, сделать рабочий процесс более безопасным и вы

пустить две новых марки автомобилей.

В 2009-м генеральный директор компании Фриц Хендерсон (Fritz Henderson) перевел Барра из промышленного отдела в отдел кадров; со стороны это решение казалось не вполне удачным, однако компания только-только заявила о банкротстве и чрезвычайно сильно нуждалась в притоке новых сил.

В январе 2011-го новый председатель и генеральный директор компании Дэн Акерсон (Dan Akerson) объявил, что Барра станет новым вице-президентом группы глобального развития продукта. Ход этот пришелся по вкусу отнюдь не всем – многие считали, что именно в данной области у Мэри опыта не достает; дальнейшие события, однако, показали, что противники ее ошибались. Мэри стала одним из ключевых исполнителей нового проекта Акерсона; сейчас в ведении её находится более 29000 сотрудников на пяти континентах и бюджет в 15 миллиардов долларов. Под руководством Барра старая – и изжившая себя – система производства была заменена новой, более эффективной. За первый год работы Мэри столкнулась с большим количеством разного рода трудностей; со всеми ними Барра, однако, справляется просто блестяще

Первая женщина в автопроме, Мэри Барра возглавляет не только крупную мировую корпорацию, но и по-своему способствует равенству полов в традиционно «мужском» бизнесе. Рассказываем историю успеха CEO General Motors, посвятившей всю свою жизнь карьере в одной компании.

Мэри Барра, CEO General Motors, выступает на конференции издания New York Times, 1 ноября 2018 года

За свою богатую 110-летнюю историю американская корпорация General Motors пережила немало кризисов, связанных с самыми разными факторами: с засильем европейских автомобилей на мировом рынке, с повышением цен на нефть, с ужесточением законодательства, регулирующего сохранность окружающей среды. Но GM всегда прекрасно справлялась с трудностями – во многом благодаря грамотному руководству.

Однако в 2009 году компания, казалось, готова была окончательно попрощаться с рынком, на котором господствовала несколько десятилетий подряд. 1 июня GM официально заявила о банкротстве, которое стало одним из крупнейших в мировой истории. Спасти корпорацию удалось благодаря реструктуризации и помощи правительства. Оправился автоконцерн быстро – впрочем, как отмечали аналитики в то время, инвесторы еще долго сомневались на его счет.

И правильно делали: через пять лет General Motors столкнется с кризисом еще хуже финансового – с репутационным. Но на этот раз решать его будет женщина.

Мэри Барра в день дачи показаний на слушаниях в Палате представителей, 18 июня 2014 года

Мэри Барра, ставшая первой женщиной во главе столь крупного автоконцерна, вступила в должность CEO GM в начале 2014 года и тут же столкнулась с трудностями – ее компанию обвинили в халатности и в сотни смертей в ДТП. Но Мэри разрешит конфликт блестяще. Многие крупные издания поспешат называть ее одной из самых влиятельных женщин в бизнесе (в подобные списки Барра до сих пор попадает регулярно), а журнал Fortune метко окрестит ее «кризис-менеджером» года. Впрочем, действительно ли стоило сомневаться в успехе Мэри? Едва ли: в конце концов, эта женщина буквально выросла в стенах GM, становясь свидетельницей всех взлетов и падений компании. И она, как никто другой, знала, что ее организации нужно в новое время.

Любовь к математике

Мэри Барра выступает на конференции по женскому лидерству журнала Fortune, 13 октября 2015 года

«У меня никогда не было пятилетнего или десятилетнего плана, как стать CEO этой компании, – рассказывает Мэри в блиц-интервью журналу Time. – Просто я всегда хотела полностью реализовываться в той роли, в какой пребываю на данный момент. По-моему, выделиться можно только в том случае, если вы выполняете свою работу так, будто готовы выполнять ее всю оставшуюся жизнь». Для нынешнего лидера General Motors это не просто слова, ведь она фактически проработала под крылом одной компании… 38 лет.

Компания General Motors появилась на свет в далеком 1908 году в американском штате Мичиган. Здесь же, 53 года спустя, родится и ее нынешний лидер. Впрочем, о карьере CEO большой корпорации девчушка пока даже не мечтает. Все, что ее привлекает в этой жизни: математика, физика и машины.

Перед собой она видит пример любимого отца, который вот уже не одно десятилетие работает изготовителем штампов в General Motors (в подразделении Pontiac). С папой малышка-Мэри проводит много времени. «Он был тем еще автолюбителем, – вспоминает свои детские годы Барра. – Так что базовое понимание автомобильной индустрии и того, что в ней происходит, я получила, просто разговаривая с ним».

Мэри в юные годы

«Вообще, все наши отцы тогда работали в Pontiac, – рассказывает американскому Forbes Трой Кларк, живший с Мэри по соседству и ходивший в ту же школу (сейчас он CEO крупного производителя грузовиков Navistar). – Мы выросли в таком районе, где все жители работали друг с другом».

Девушка тоже поддалась тренду, но исключительно по своей воле. В школе им с братом очень хорошо давалась математика, так что родители, невзирая на старые стереотипы про «девочек-гуманитариев», сразу же начали горячо поддерживать ее увлечение. «Так я и пришла к той деятельности, в которой на тот момент почти не было женщин, ведь немногие тогда решались заниматься математикой, наукой, инженерией и технологиями», – рассказывает Мэри. Собственно, CEO GM до сих пор активно продвигает в массы идею о том, что женщин в науке и технологиях должно быть больше. Так, 8 марта 2018 года Мэри, к примеру, поучаствовала в составлении доклада от Американо-канадского совета по продвижению женского предпринимательства и лидерства (инициатива президента США Дональда Трампа и премьера Канады Джастина Трюдо), повествующего о состоянии гендерной репрезентативности в бизнесе.

Мэри участвует в форуме бизнес-лидеров вместе с президентом Трампом. Вместе с ними Стивен Шварцман, глава Blackstone Group, 3 февраля 2017 года

«Кто знал, что моя любовь к математике приведет меня туда, где я нахожусь сейчас?» – написала Барра в 2017 году в своем Твиттере. Она точно не знала. Но получив в 18 лет предложение поучиться бесплатно в Институте General Motors (сейчас называется Университетом Кеттеринга) по комбинированной программе, в которой бы сочеталась учеба и работа в Pontiac, девушка тут же согласилась.

Частью ее обучения стала постоянная практика на шумном заводе среди огромных промышленных прессов. «Такая работа отпугнула бы многих людей, мужчин в том числа», – признавался все тот же Трой Кларк, работавший тогда вместе с Мэри, изданию Forbes. Впрочем, сама девушка чувствовала себя на производстве вполне комфортно, хотя, как отмечала в одном из своих эссе для Harvard Business Review профессор Гарвардской школы бизнеса Розабет Мосс Кантер, GM в те времена была закостенелой компанией с жесткой бюрократической структурой, в которой сексизм процветал особенно.

По сути, воспитываясь как специалист в такой атмосфере, Мэри должна была бы стать чистым продуктом этой сексистской культуры. Но не стала.

Мэри на встрече с профсоюзом United Auto Workers, 12 июля 2015 года

Выдержанный феминизм

Связь с General Motors в Мэри крепла с каждым годом. Здесь (в Институте) она встретила своего будущего мужа Тони Барра, с которым она счастливо живет до сих пор и воспитывает двоих детей. В GM она осталась и после института. Ее задачей было следить за контролем качества. Впрочем, очень скоро руководство компании разглядит в ответственной сотруднице куда больший потенциал. Девушка, совсем недавно получившая диплом электромеханика, проявит задатки… менеджера. Так что недолго думая, GM – к чести Мэри и к гордости ее родителей и мужа – отправит ее на курсы MBA в Стэнфорд.

Мэри и ее супруг Энтони прибывают на утреннюю сессию ежегодной конференции в Кремниевой долине, 11 июля 2018 года

Как же так вышло? Возможно, ответ кроется в той самой установке, которой Мэри придерживается на протяжении всей своей карьеры: «Делайте свою работу так, будто готовы выполнять ее всю оставшуюся жизнь». На деле же, Мэри далеко не всегда была озабочена проблемами притеснения женщин в бизнесе. Много лет спустя Барра признавалась в одном из интервью, что в начале своего профессионального пути ее вообще не заботило ее положение в «мужской» компании. «Я никогда не хотела работать здесь только потому, что я женщина, – рассказывала Мэри. – Я хотела получить эту работу, потому что заслуживала ее. Пусть у меня будут хоть синие волосы, люди должны судить других по тому, как они выполняют свою работу, какие показывают результаты и каким образом добиваются целей. Я хочу, чтобы меня судили только так. И многие люди хотят того же».

Мэри Барра презентует концепт электрокара Chevy Bolt, 12 января 2015 года

Последовательная работа в одной и той же компании не только отвечала представлениям Мэри о профессиональном успехе – отчасти именно этот опыт выделял ее из череды других крупных CEO, которые пробовали свои силы не только в разных корпорациях, но и в разных индустриях. Барра фактически проходила весь путь с нуля, приобретая в том числе и практические навыки. К тому же, все проблемы, царящие внутри GM, она не только видела сама, но и переживала вместе со всеми. Одна из самых опасных – нездоровый авторитет руководства и тотальное отсутствие мотивации у работников. В совокупности такое отношение выливалось в то, что в компании даже получило нарицательное называние «кивок GM» – когда на совещаниях сотрудники отвечали согласием на какую-либо задачу… но так и не выполняли ее.

Почему Мэри так и не стала походить на типичных руководителей General Motors? Возможно, все дело в психологии «поколения 80-х», а, возможно, в том, что девушка выучилась не только в Институте GM, но и в Стэнфорде. Но, так или иначе, ее подход явно отличался – прежде всего потому, что Барра стремилась вести с подчиненными диалог, а не просто давать поручения. В конце 90-х вице-президент по трудовым отношениям Гэри Коуджер назначил Мэри проводить переговоры с работниками завода, бастовавших на фоне общенациональной дискуссии о положении трудящихся в стране. Как вспоминал один из бывших сотрудников в беседе с Forbes, Барра отказалась просто беседовать с подчиненными на бытовые темы, как то бывало раньше. Вместо этого она предпочитала честно разговаривать о том, почему тот или иной завод приносит или не приносит прибыль и почему работникам иногда надо трудиться по выходным, чтобы доходы компании продолжали расти. «Так продолжалось, пока люди не начинали ей верить», – заявляет собеседник издания.

Мэри дает пресс-конференцию перед ежегодным собранием акционеров General Motors, 12 июня 2018 года

Результаты не заставили себя ждать. Через несколько лет Мэри отправят налаживать дела уже на другом заводе – Детройт-Хамтрамк. Получив в руководство предприятие, Барра вновь обратилась к излюбленной стратегии – к построению культуры доверия и сотрудничества. Некоторые работники вспоминали, что Мэри знала поименно почти всех. В конце концов, женщина добилась увеличения качества выпускаемой продукции и улучшения мер безопасности, получив награду от J.D. Power – компании по оценке качества услуг и удовлетворенности клиентов.

Воспитывая культуру

Тем временем, пока Мэри Барра поднимала доставшийся ей в руководство завод, корпя над качеством производства, GM последовательно рыл себе яму, которая впоследствии приведет к большим жертвам и масштабному скандалу с отзывом автомобилей концерна в 2014 году. Решать этот конфликт придется уже Мэри, которая к этому моменту будет занимать пост главы компании.

Мэри дает показания в Комитете США по энергетике и торговле, 1 апреля 2014 года

В 2005 году General Motors представил автомобиль Chevrolet Cobalt, неисправность замка зажигания в котором впоследствии приведет к многочисленным авариями – и сотням смертей. Во время расследования выяснится, что инженеры, конечно же, были в курсе дефекта, однако никаких сколько-нибудь важных действий по его устранению предпринято так и не было. Более того, когда на слушаниях в Конгрессе Мэри спросят, знала ли она о неисправности в модели, новый CEO ответит отрицательно – ведь в то время она работала на заводе, который тогда вообще не производил автомобили Chevrolet.

Протестующие против оправдания GM перед штаб-квартирой корпорации в Детройте, 10 июня 2014 года

О неисправности Мэри не узнает, даже когда дослужится до должностей вице-президента по проектированию производства, затем вице-президента по HR и исполнительного вице-президента по глобальным разработкам продуктов. Почему? Сама Барра справедливо считала, что все дело в корпоративной культуре, в которой сотрудники не стремились посвящать руководство в текущие проблемы, а само руководство не стремилось поддерживать продуктивный диалог со своей командой.

Но, так или иначе, во время этого скандала Барра сделала одну важную вещь: она сразу же признала вину GM перед клиентами, заявив, что компания не станет замалчивать инцидент, а будет относиться к нему, как к печальному примеру того, как люди халатно относятся к своей работе. Мэри плакала, глядя на горе родителей, чьи дети погибли из-за дефекта авто, подолгу разговаривала с публикой; компания заплатила максимально допустимый штраф в 35 миллионов, выплатив также компенсации семьям погибших (сумма достигла 900 миллионов). «Мы подвели этих клиентов, мы должны признать это и сделать выводы», – говорила CEO на одной из конференций.

На слушаниях 18 июня 2014 года были выставлены портреты людей, погибших во время эксплуатации автомобилей GM

Выводы действительно были сделаны: с повышением Мэри, которое началось со столь чудовищной ситуации, компания принялась выстраивать совершенно новую культуру доверия и взаимопомощи. Привычными стали регулярные собрания, на которых глава компании высказывалась лишь после того, как выслушает всех остальных. «В сфере быстрых трансформаций нужно воспитывать гибкую культуру, – рассказывает Барра изданию Fast Company. – Нам еще многому предстоит научиться».

То же издание, выслушав мнение Мэри, практически сразу же сравнило ее подход с триумфальным возвращением Стива Джобса в Apple в 1997 году. Да, встав у руля большой корпорации, Барра тоже занялась реструктуризацией, выведя, к примеру, GM с российского рынка и продав марку Opel. Однако ее главным фокусом стала именно команда людей – вовлеченных, преданных и целеустремленных. Как однажды выразился один из ее коллег в беседе с Reuters, «она воспитывает лояльность собственным примером и добротой» (