Раздаточный материал вкр пример. Раздаточный материал к дипломной работе

  • 22.08.2020

Раздаточный материал – это брошюра или листовка, в которой наглядно представлены самые существенные положения дипломной работы. Его получают все члены аттестационной комиссии перед выступлением докладчика.

От того, насколько грамотно составлен раздаточный материал, может зависеть итоговая оценка за диплом. Правильно структурированная и оформленная брошюра облегчит понимание темы членами комиссии и восполнит пробелы в устном докладе, что убережет студента от каверзных дополнительных вопросов.

Для раздаточных материалов существуют официальные правила подготовки, которые должны соблюдать все дипломники. Кроме того, есть ряд психологических нюансов, которые следует учитывать, чтобы расположить к себе комиссию.

Оформление

Для раздаточных материалов актуальны правила оформления дипломной работы:

  • карточки с материалами печатаются на стандартной офисной бумаге формата А4 плотностью 80г/кв.м. Печать только односторонняя;
  • цвет текста – черный, цвет картинок вариативен;
  • шрифт – Times New Roman, кегль 14. Интервал между строками – 1,5;
  • ширина левого поля – 3 см, правого – 1 см, сверху и снизу – по 2 см;
  • все рисунки и таблицы нумеруются арабскими цифрами;
  • страницы, кроме титульного листа, пронумерованы;
  • все листы сшиты в папку;
  • страница ориентирована вертикально. Исключение – для страниц с объемными таблицами.

Правила, касающиеся только раздаточных материалов:

  • на титульном листе указывают полное название учебного учреждения, факультет, наименование брошюры – «Иллюстративный/раздаточный материал к дипломной работе», ФИО дипломника и научного руководителя;
  • один лист содержит один рисунок, одну схему или таблицу размером во всю страницу;
  • размер заголовков больше размера текста.

Учтите, что раздаточный материал – не часть дипломной работы и собирается отдельно.

Структура

Структура раздаточного материала также дублирует структуру выпускной квалификационной работы.

В нее входят:

  • титульный лист;
  • введение – самое главное из вводной части вашей дипломной работы;
  • часть 1 – цель и задачи исследования, сложные термины, выводы по главам;
  • часть 2 – наглядная информация;
  • часть 3 – выжимка из практической части. Здесь вам необходимо эффектно представить собственные разработки;
  • заключительная часть – выводы по всей работе.

Как написать раздаточный материал

Целесообразно включить в брошюру следующую информацию:

  • цель работы, поставленные задачи, актуальность и научная новизна. Можно наглядно изобразить это в виде интеллект-карты;
  • таблицы, графики, схемы, чертежи, диаграммы – то, что не является цельным текстом;
  • методы и методология;
  • практическая ценность проведенной работы и полученный результат;
  • рекомендации по реализации проекта (если имеются);
  • информация о результатах реализации проекта на производстве (если имеются).

Не стоит переносить в раздаточный материал весь раздел «Приложение». Выберите иллюстрации, которые содержат самые важные для исследования данные и представляют работу с выгодной стороны.

Примерный объем: 10-15 страниц. Если получится больше, убирайте лишнее: члены комиссии могут не успеть просмотреть и проанализировать всю информацию из брошюры.

В некоторых вузах разрешается использовать в качестве раздаточного материала распечатку презентации к защите. Уточните в деканате или у научного руководителя, допускается ли такое в вашем учебном заведении. Если нет, постарайтесь не дублировать данные из презентации в брошюре – лучше сократите объем раздаточных материалов.

Нюансы, которые следует иметь в виду на защите

В выпускных работах гуманитарной направленности иллюстративный материал может практически полностью отсутствовать. В этом случае стоит включить в «раздатку» основные тезисы, схематично представить ключевую часть исследовательской работы, тезисно описать итоги работы и предложения по развитию темы.

Материалы брошюры должны быть представлены в той же последовательности, что и слайды презентации, и соответствовать плану защитной речи. Отрепетируйте свое выступление несколько раз, чтобы убедиться, что это условие соблюдается, и исправьте речь или раздаточные материалы в противном случае.

Плюс раздаточного материала – в том, что он демонстрирует выводы, слишком громоздкие для презентации и тяжелые для восприятия на слух. Обязательно включите их в брошюру.

Помните о том, что из членов комиссии не все могут оказаться компетентными в вашей области исследования и уж тем более не все прорабатывали вашу тему глубоко. Поэтому не увлекайтесь описанием специфических аспектов вашей деятельности. Вместо этого остановитесь на базовых понятиях и явлениях. Если без узкоспециализированной информации обойтись нельзя, постарайтесь объяснить сказанное в одном-двух предложениях.

Во время доклада не забудьте указать, когда слушателям нужно будет обратиться к раздаточным материалам.

Многие студенты выбирают наглядные и продуманные мультимедийные презентации для своих дипломных проектов или решаются . При этом нельзя забывать о раздаточном материале к исследованию, который необходимо представить перед каждым членом аттестационной комиссии. Причем это касается даже мультимедийных презентаций. Раздаточный материал - это не только возможность наглядно продемонстрировать свою работу, но и прекрасная страховка на случай, если проведение мультимедийной презентации окажется под угрозой из-за внешних обстоятельств.

Раздаточный материал составляется студентом и полностью зависит от содержания исследования, но есть требования к его оформлению. Следование определенным правилам поможет грамотно представить работу и произвести хорошее впечатление на комиссию.

Оформить графики и таблицы удобно в виде брошюры, также можно объединить материал в папку. При написании используется тот же шрифт и размер, который одобрен для всей дипломной работы. Они обязательно нумеруются, размещать их следует в то последовательности, которая предполагается выступлением. Отметим, что аннотация к исследованию также включается в перечень материалов. Тем студентам, которые готовят мультимедийные презентации, рекомендуется добавить небольшие комментарии к каждому слайду.

Титульный лист к раздаточным материалам оформляется по тем же правилам, которые существуют для заглавной страницы диплома. Заглавие называется следующим образом: «Раздаточный материал к дипломной работе на тему...». Они включают всевозможные схемы, таблицы, иллюстрации, диаграммы, описывающие те исследования, которые были проведены в работе. Важным требованием является соблюдение объемов. Так, весь материал должен умещаться на 15 листах стандартного формата. Если указанный объем будет превышен, то информация станет просто неудобной для восприятия.

Важно, чтобы каждому члену комиссии хватило папок или брошюр с таблицами и графиками, в противном случае можно сформировать негативное отношение к выступлению. Лучше сделать несколько дополнительных экземпляров, чтобы подготовиться к неожиданному развитию событий. Например, появлению на защите диплома еще одного или нескольких преподавателей.

Раздаточный материал помогает наглядно продемонстрировать основные тезисы работы, осветить практическую часть исследования. Чтобы хорошо проиллюстрировать свою работу, нужно ответственно подойти к составлению материала: правильно выбрать информацию, грамотно ее оформить. Отметим, что графики и схемы лучше составлять совместно с научным руководителем. Качественный раздаточный материал поможет произвести благоприятное впечатление на комиссию и увеличить шансы на получение хорошей оценки за проведенное исследование.

Этапы подготовки к выступлению на защите ВКР

1. Написание доклада

Его структура такова:

  • Цель, объект, предмет (это взять из введения) и далее
  • Задача 1 – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Задача 2 – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Задача n – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Предложения автора;
  • Завершение доклада — обоснование того, что цель достигнута.

Особенности доклада

  1. Формулируя полученные результаты, озвучивайте показатели, цифры, ваши рассуждения на счет причин и возможных последствий тенденций.
  2. На практике в отличие от утвержденных норм следует начинать доклад не с актуальности и с теории, а сразу с практической стороны. Для комиссии важно услышать, что было сделано вами в рамках исследования, причем мудрость написания доклада заключается в умении в лаконичной форме дать содержательную характеристику вашего исследования, и подчеркнуть значимость вашего исследования. В начале доклада не надо называть свое имя и тему. Первые слова «Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии предлагаю Вашему вниманию доклад в котором отражены основные полученные результаты в ходе исследования …» и далее ключевые слова из темы диплома.
  3. Время доклада — 5 – 7 минут . (этого не написано в утвержденных нормах, но на практике с уверенностью могу заявить, что затягивание доклада портит впечатление, так что лучше уложиться в пять минут). Комиссия делает выводы в первые 30 секунд о выступающем, далее просматривает материалы, мысленно формулирует вопросы и ждёт когда вы закончите (в случае, если монотонно студент свой доклад), чтобы уточнить некоторые моменты.
  4. Взаимосвязь доклада с раздаточным материалом. Включите в доклад больше фраз типа: «обратите внимание на стр. ___ раздаточного материала», «из таблицы (схемы, диаграммы) вы можете видеть …», «как показано на ….» и т.д.
  5. Ваша задача сделать доклад в точной взаимосвязи с раздаточным материалом, тогда будет интереснее слушать и сразу видеть на картинках результаты вашей работы.
  6. Вместо фраз «можно сделать выводы» лучше «сделаны выводы» . Так, вы исключите какие-либо сомнения.
  7. Завершение доклада. Закончить доклад грамотно важно для того, чтобы дать комиссии понять, что доклад закончен. Бывает до смешного доходит, когда студент читает, читает, читает да еще и как то монотонно, а потом, хоп, и умолкает. И такая немая сцена, мол всё…? Вы закончили….?, а в ответ – ага. Последнее предложение, скажите уверенно и энергично «Таким образом, на основе изложенных в докладе основных результатов исследования, задачи решены, а поставленная цель — достигнута . Спасибо за внимание» .

2. Подготовка раздаточного материала

Лучше всего оформить его в Power Point . Содержание: таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, которые относятся к полученным результатам вашего исследования.

Изюминка раздаточного материала: укажите на каждой странице ссылку на страницу диплома, где читатель сможет увидеть более подробную информацию о том или ином показателе.

На второй странице после титульного листа вы можете оформить схему на которой отразите: цель, объект, предмет, задачи и полученные результаты. В виде одного предложения в каждом квадратике этой схемы. Так вся ваша работа как будто на ладони видна. И для вас будет легче увидеть всю работу целиком, а значит, будет проще ориентировать в ней.

3. Подготовка к выступлению

Выступление — это достаточно волнительное событие. Но есть секрет, знание которого сведет к минимуму ваше волнение. Все просто.

Чем лучше ты владеешь предметом, тем меньше волнуешься.

Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. (А.Ф. Кони судебный деятель).

Готовьтесь к выступлению

Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете знать то, о чем собираетесь говорить. Прорепетируйте дома среди родных. Пусть выслушают. Проговорите доклад перед зеркалом. Отложите в сторону, перескажите его своими словами. Выучите его. Стремитесь к тому, чтобы рассказать свой доклад вообще без бумаги. Положите перед собой только его структуру, только названия мини-пунктов вашего доклада.

Внешний вид

То, как вас примут, в значительной степени зависит от вашей внешности. Необходимо помнить и о своем внешнем виде. Аккуратная, соответствующая обстановке одежда сыграет только в Вашу пользу. Приятный, ухоженный вид вызывает доверие к оратору. В связи с этим, Вас будет приятно не только слушать, но и приятно на Вас смотреть. Ваша одежда должна подтверждать, что вы профессиональный и авторитетный в своей области человек. Костюм: выбирайте качественные ткани и профессиональные цвета. Рубашка – светлая. Наденьте деловые туфли. Аксессуары. Ошибка если на вас будет навешено золота как на новогодней елке. Единый стиль украшений. Скромно, со вкусом, минимум.

4. Выступление

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией. Да и еще важный момент. Правда жизни такова, что члены комиссии не всегда достаточно сдержаны по отношению к студентам. Ваш настрой и поведение ни коем образом не должны быть связаны с настроем и поведением комиссии.

Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Раздайте раздаточный материал комиссии.

Разложите бумаги перед собой. Сделайте паузу, настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Будьте уверенны.

Вот признаки уверенности:

  • осанка правильная;
  • взгляд прямой;
  • жесты свободные, синхронно со словами;
  • отсутствие лишних мышечных зажимов;
  • голос достаточно громкий, ровный;
  • тон голоса уверенный (от спокойного до любой эмоциональной окраски);
  • речь грамоная, четкие слова (без глотания окончаний)
  • без частых запинок, заиканий, ненужных пауз.

Проявляйте признаки уверенности и вы почувствуете себя уверенно.

Излучайте энергию и энтузиазм! Вы взволнованы и очень рады здесь находиться. И, кстати, это должно быть по идеи правдой. Ведь это ВАШ ДЕНЬ, когда, спустя несколько лет учебы, кучи потраченных денег, вы наконец стоите перед комиссией и пользуетесь возможностью проявить себя с позиции специалиста, возможно будущего топ-менеджера, директора, бизнесмена…

Поддержка контакта с аудиторией

С аудиторией необходимо постоянно поддерживать контакт. Для этого можно переводить взгляд от одного слушателя к другому. Волей-неволей, комиссия будет невербальными способами показывать свою реакцию на происходящее: прислушиваться, мимикой выражать согласие или несогласие с услышанным.

Помните:

Визуальное восприятие – 55%

Вербальное восприятие – 38%

5. Ответы на вопросы

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Бывает, в своих ответах на вопросы часто употребляют фразы типа «хороший вопрос» или «О, отличный вопрос». Однажды один из слушавших сказал: «а я и не знал, что тут оценивают меня». Так, что можете начать с «спасибо за вопрос», а затем давать авторитетный ответ. Вполне понятно, что после озвучивания вопроса вам нужно время обдумать ответ. Важно сначала думать, а потом только говорить!. Чтобы выиграть время на обдумывание, вы можете повторить вопрос, перефразируя его. Если вопрос не совсем понятен, попросите пояснить. Еще как показывает опыт после озвучивания вопроса волнение проходит, особенно если вам есть что ответить. Настройтесь так: звучит вопрос и вы вместо того, чтобы дрожать как под осиновый лист просто «услышьте суть вопроса «.

Часто на защите задают вопросы-замечания. Не тушуйтесь. Тут важно защитить то, что у вас есть, защитить свое творение, а это значит, отстоять свою позицию, сохраняя при этом почтение, уважение и доброжелательность к комиссии. Если замечание очевидное, то со смирением стоит согласиться. Но, не оправдывайтесь и не извиняйтесь. С достоинством продолжайте защиту.

Завершая защиту, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, типа спасибо, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс:))

Удачного Вам выступления!


P\S эти строки я пишу уже спустя некоторое время после публикации статьи. Только что вернулась с защиты ВКР. И пришла в голову еще вот какое..наставление…что ли.

После защиты позвоните своему руководителю и сообщите оценку, поделитесь впечатлением и просто скажите ему спасибо .

Это будет означать что вы цените тот труд и то внимание, которое в течение нескольких месяцев проявлял к вам руководитель.

Раздаточный материал на диплом – это определенная часть материалов, которые относятся к дипломной работе. Он необходим для того, чтобы наиболее наглядно представить на защите перед государственной аттестационной комиссией инструменты исследования и основные результаты.

Оформление раздаточного материала к дипломной работе производится уже после того, как студентом была написана дипломная работа. Он начинает задаваться вопросом о том, как более основательно подготовиться к защите своей дипломной работы, написать доклад для выступления и оформить презентацию. Раздаточный материал на защите диплома готовится наряду с презентацией, в которой студент отражает самые основные моменты своей работы и представляет результаты исследования. По сути, раздаточный материал необходим для иллюстрационного показа материалов ВКР перед всеми членами аттестационной комиссии. Цель оформления раздаточного материала к дипломной работе – полноценное раскрытие основной идеи и темы выступления, учитывая регламент, предусмотренный для выступления одного учащегося.

Как правило, на защиту дипломной работы дается от 8 до 10 минут. За это время студент должен в кратком виде отразить всю сущность своей проделанной работы и сделать самые общие выводы. При этом крайне важно не потерять ключевой смысл, иначе у аттестационной комиссии могут возникнуть сомнения и вопросы по отношению к оцениванию представленного материала. Благодаря оформлению раздаточного материала студент может не просто грамотно выступить, но и заинтересовать членов комиссии красочным материалом, продуманным до мелочей.

Особенности оформления раздаточного материала

Раздаточный материал может быть оформлен в зависимости от того, какие требования выдвигает вуз и факультет, где студент защищает свою работы. Как правило, это:

    Распечатанные слайды презентации;

    Отдельно распечатанные графики или таблицы;

    Приложения, в которые студент помещает анкеты, описание методологии исследования и иные материалы и информацию, которая позволит лучше понять то, каким образом он осуществлял свою практическую деятельность при написании диплома.

Пример оформления титульного листа к раздаточному материалу

При оформлении раздаточного материала важно помнить, что он несет в себе смысл лишь в том случае, если его наличие может действительно помочь в наглядности материалов. Если же это будут распечатанные документы или законодательные акты, то это нельзя считать раздаточным материалом. Студент должен осознавать, что в таком материале должна быть авторская информация, которая позволит членам аттестационной комиссии посмотреть на результаты проделанной работы с нового ракурса.

Раздаточные материалы могут помочь студенту, если теоретическая часть его работы будет оценена как слабая. По сути, в выпускной квалификационной работе учащийся демонстрирует свои практические навыки применения уже полученных знаний, поэтому и раздаточные материалы должны содержать в себе собственные практические разработки с учетом некоторых теоретических направлений.

Если у вас возникли проблемы в оформлении раздаточного материала, а также в выборе материалов, которые должны входить в него, то вы можете обратиться к специалистам сервиса 2 dip . su . На сайте вы найдете достаточно обширные статьи по написанию работ, по оформлению сопутствующих материалов к защите выпускной квалификационной работы.