Логистический подход к управлению потоками. Логистический подход к управлению. Тянущая система управления материальными потоками

  • 02.09.2020

Логистика предполагает рассматривать систему обращения во всей ее сложности и многообразии, так как исследование развития и функционирования больших систем требует только системного подхода.

Можно сказать, что логистический подход - это системный подход к исследованию социально-экономических и человеко-машинных систем. Особенность его применения состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию. Сложные объекты при этом исследуются как иерархически построенное единство открытых систем, причем любые обоснованные решения должны учитывать их влияние па смежные элементы и связи.

Применение логистического подхода к проектированию развития экономических систем предполагает решение следующих задач:

  • - постановка целей развития и нахождение их оптимального сочетания;
  • - определение путей и средств достижения этих целей через выявление связей и исследование взаимодействия учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в количественной форме;
  • - взаимоувязка целей и средств их достижения с потребностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.

Главные инструменты логистического подхода - анализ и синтез исследуемой системы. Анализ системы позволяет выявить ее наиболее существенные составляющие, дать им характеристику, а также количественную оценку взаимодействия друг с другом, определяет их влияние на параметры исследуемой системы. Синтез используется в процессе разработки и функционирования формализованной динамической модели параметров системы.

Логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы комплекса: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - спрос - потребление". Ранее целевая функция этого комплекса Ь(С) ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев и рассчитывалась по формуле

где Сс,СП, Сх, Ср, Ст - затраты соответственно на снабжение, производство, хранение (складирование), распределение, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек и использует критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых. С точки зрения логистики целевая функция комплекса: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - сирое - потребление" рассчитывается так:

Оптимизация основывается па определенной совокупности исходных положений:

  • - исходная логистическая структура рассматривается как сложная система, имеющая ряд подсистем;
  • - каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние (имманентные) интересы;
  • - функционирование структуры представляет собой процесс взаимодействия этих подсистем;
  • - взаимодействие подсистем осуществляется посредством особой логистической системы, т.е. является экономическим взаимодействием, цель которого - наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом.

В логистике применяется критерий оптимальности В. Парето, который позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Сущность логистической оптимизации по Парето заключается в следующем. Пусть в логистической системе выделяется т подсистем. Введем следующие обозначения:

к = 1,т - совокупность подсистем логистической системы;

Хк - вариант экономического поведения £-й подсистемы;

1к = /(хк) - целевая функция к-и подсистемы;

х= (Хр хп/) - вариант экономического поведения логистической системы как композиция типов подсистем;

с = (с, ст) - вектор значений целевых функций подсистем;

Хк - множество допустимых значении вариантов экономического поведения к-и подсистемы;

X - множество допустимых вариантов экономического поведения логистической системы в целом, состоящих из композиции допустимых вариантов подсистем и удовлетворяющих дополнительным общим ограничениям логистической системы.

Из совокупности моделей подсистем можно составить задачу векторной оптимизации на множестве допустимых вариантов поведения подсистем и логистической системы в целом с целевой функцией

Решение этой задачи позволяет находить эффективные варианты экономического поведения логистической системы, оптимизированные по Парето. Допустимое решение х* = (х*х*), которому соответствует вектор с* = = (с* с*), является эффективным, если не существует другого допустимого решения х = (хг хт), которому отвечает вектор с - (С/,ст) такой, что:

Эффективное решение X совокупности подсистем - это такое допустимое экономическое поведение логистической системы (минимум суммарных затрат), при котором ни одна из подсистем не может улучшить свое положение (минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая положения хотя бы одной из остальных подсистем. Иными словами, понятие оптимальности по Парето выражает такое экономическое поведение, согласно которому хорошо делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом никому другому не становится хуже.

Пример оптимизации но Парето для системы, состоящей из двух подсистем, изображен на рис. 2.2.

Рис. 2.2.

Здесь линия ЛВ отображает множество значений целевых функций. Величины С(и С9 - значения целевых функций подсистем при их изолированном функционировании, Подсистемы логистической системы заинтересованы в таком совместном функционировании, чтобы в итоге получить значения итоговых целевых функций не хуже, чем С, и С). Отсюда следует, что решение необходимо искать на участке ИЕ. Для подсистемы I неприемлемы все решения, лежащие левее С{Оу, для подсистемы II - ниже С2Е.

Практически это означает, что логистика ведет к отказу от проведения отдельных мероприятий по рационализации материально-технического обеспечения и перевозок, она нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

Очевидно, что использование всех преимуществ логистического подхода возможно лишь в условиях развитого рыночного хозяйства. Это объясняется в первую очередь тем, что дефицит (превышение спроса над предложением) позволяет поставщику диктовать условия поставок. Продавец заинтересован в условиях, которые позволяют лично ему минимизировать издержки и обеспечить широкий круг потенциальных потребителей. Превышение же предложения над спросом дает потребителю возможность выбирать поставщика. Продавать продукцию в этом случае могут только те поставщики, которые в состоянии выполнить все требования потребителей. При этом логистика позволяет экономически сильным фирмам перераспределить запасы таким образом, чтобы снять с себя издержки, связанные с храпением материальных ресурсов, и не подвергаться риску оказаться без резервных запасов.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта де­ятельность осуществлялась человечеством с давних времен. В чем специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микро-и на макроуров­не?

На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий.

ü Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособлен­но (рис. 2). При этом задача управления сквозным материаль­ным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность по­ступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от опти­мальных.

ü При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3). При этом обособленность предприятий в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом ко­личестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4).

ü При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в пер­вом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.

Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне: показатели на выходе (т. А) складываются случайно.

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне: на выходе (т. А) сквозной материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели.



Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели сквозного материального потока на выходе (т.В) складываются случайно.

Рис. 5. Логистический подход к управлению материальным потоком на уровне отдельного предприятия: показатели материального потока на выходе (т.В) управляемы и имеют заранее заданное значение.

ü При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят скла­ды службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Управлять бизнесом своих партнеров и бизнесом партнеров своих партнеров становится нормой на Западе – и все это ради того, чтобы избежать проблем в своей компании. Для эффективного управления материальными потоками необходима стабильная работа поставщиков и потребителей. А те зависят от своих партнеров. Именно поэтому менеджеры вынуждены лезть в чужой огород, хотя на самом деле заботятся о своем. В России таких попыток почти не делается, хотя попытка надежности партнеров часто более актуальна, чем для иностранцев. И дело тут в логистике: российский бизнес организован на уровне здравого смысла, а не с учетом мирового опыта и научных достижений в этой сфере, российским компаниям не до управления партнерами - хорошо бы навести внутренний порядок.

Освоение логистики начинается с изменения взглядов и привычек руководителей. Речь идет об отказе от вредной привычки управлять отдельными подразделениями и переход на управление сквозным материальным потоком. Когда во время кризиса все кинулись снижать издержки, своеобразным тестом на наличие у руководителей логистического мышления мог быть принцип одного зонтика. Суть этого принципа в том, что нужно управлять суммарными издержками компании, а не сокращать расходы по подразделениям. Обычно если в компании начинается борьба за снижение издержек, то каждое подразделение борется с ними по-своему. Например, транспортная служба увеличивает объемы перевозимых партий товаров, но растущие при этом затраты на содержание складов могут перекрыть достигнутый транспортниками эффект. А экономию на упаковке груза легко свести нанет, повредив его при доставке. Уменьшение площади складов может привести к остановкам в производстве. Итак, в логистике действует правило - некоторое увеличение затрат в одной области может привести к их экономии в системе в целом.

Но чтобы управлять издержками одного понимания взаимосвязи всех издержек – мало, нужно точно знать, прежде всего, на что и сколько компания тратит. В этом поможет калькуляция издержек на логистику. Чтобы иметь возможность влиять на издержки, нужно знать не только во что обходятся отдельные функциональные области логистики: закупка, склад, транспортировка, производство, распределение. Нужно еще представлять, сколько тратится на логистику тех или иных продуктов. Это позволяет выявить в общей сумме, потраченной на закупку сырья и материалов, сумму, пущенную на отдельный бизнес-процесс по выпуску конкретного продукта. Можно накапливать статистику, анализировать всплески и падения и гибко на них реагировать.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается:

v в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами;

v в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками (в РФ любую практическую деятельно­сть по управлению материальными потоками на­зывают «логистика», даже если эта деятельность не очень соответствует логистической идее).

При логистическом подходе к упра­влению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных си­стем к интегрированным логистическим системам требует рас­ширения методологической базы управления материальными по­токами.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

Система (от греч. - целое, соста­вленное из частей; соединение) - множество элементов, находя­щихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опре­деленную целостность, единство.

Существует четыре свойства, которыми должен обла­дать объект, чтобы его можно было считать системой.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элемен­ты системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы име­ются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней сре­дой, так как в противном случае система не сможет существо­вать.

Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сфор­мировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих си­стеме в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Примеры систем.

ПРИМЕР 1 - Шариковая ручка как система

ü Первое: ручка состоит из отдельных элемен­тов - корпус, колпачок, стержень, пружина и т. д.

ü Второе: между элементами имеются связи - ручка не рассыпается, она является единым целым.

ü Третье: связи определенным образом упорядочены. Все части разобранной ручки можно было бы свя­зать ниткой. Они тоже были бы взаимосвязаны, но связи не бы­ли бы упорядочены и ручка не имела бы нужных нам качеств.

ü Четвертое: ручка имеет интегративные (суммарные) качества, которыми не обладает ни один из составляющих ее элементов - ручкой можно удобно пользоваться: писать, носить.

Точно так же можно доказать, что такие объекты, как ав­томобиль, студенческая группа, оптовая база, совокупность взаимосвязанных предприятий, настоящая книга и многие другие привычные, окружающие нас объекты тоже являются система­ми.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармо­ничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Рассмотрим свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе.

Первое свойство (целостность и членимость).

Рис. 16. Принципиальная схема логистической системы на макроуровне

Рис. 17. Принципиальная схема логистической системы на микроуровне

Совместимость разных звеньев обеспечива­ется единством цели, которой подчинено функционирование ло­гистических систем.

Второе свойство (связи): на макроуровне основу связей составляет договор, на микроуровне - внутрипроизводственные отношения.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организа­цию.

Четвертое свойство (интегративные качества): логи­стическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это спо­собность поставить нужный товар, в нужное время, в нуж­ное место, необходимого качества, с минимальными затра­тами, а также способность адаптироваться к изменяющим­ся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

В качестве логистической си­стемы можно рассматривать промышленное предприятие, тер­риториально-производственный комплекс, торговое предприятие и т. д.

Цель логистической системы - доставка товаров и из­делий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производ­ственному или личному потреблению при заданном уровне из­держек.

Границы логистической системы определяются циклом обра­щения средств производства (рис. 18). Вначале закупаются сред­ства производства. Они в виде материального потока поступа­ют в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в по­требление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

Рис. 18. Выделение границ логистической системы

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа «уплаты денег - получения денег» (рис. 19).

Рис. 19. Взаимосвязь логистической системы с окружающей средой. Принцип «уплата денег - получение денег»

Логистические системы делят на макро - и микрологистические.

Макрологистическая система охватывает пред­приятия и организации промышленности, посреднические, тор­говые и транспортные организации различных ведомств, рас­положенных в разных регионах страны или в разных стра­нах. Формирование межгосудар­ственных систем требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможен­ных препятствий транспортировке товаров, капиталов, инфор­мации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы включают различные производственные и торго­вые предприятия, территориально-производственные комплек­сы, в состав кото­рых входят технологически связанные производства, объединен­ные единой инфраструктурой.

Внутри системы функционируют подсистемы: отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, ра­ботающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистиче­ских систем.

Логистические системы с прямыми связями - материальный поток проходит непосред­ственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 20 а).

Эшелонированные логистические системы - на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 20 б).

Гибкие логистические системы - движение материаль­ного потока от производителя продукции к ее потребителю мо­жет осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 20 в).

Главной методологической основой сквозного управления матери­альным потоком является системный подход. Системный подход позволя­ет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование реальных логистических систем характе­ризуется наличием сложных связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений, без учета общих це­лей функционирования системы, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибоч­ным.

Схема движения са­харного песка

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Об­щепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуров­не.

На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

Показатели сквозного материального потока на выходе

(точка А) складываются случайно

Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3).

На выходе (точка А) сквозной материальный поток

имеет заранее спроектированные, контролируемые

показатели

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.


Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне (уровень отдельного предприятия)

При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.


Показатели материального потока на выходе (точка в) управляемы и имеют заранее заданное значение

Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень отдельного предприятия)

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками. *

* В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельно­стью по управлению материальными потоками начинает закрепляться на­звание «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

  • Шамис Виталий Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Омская гуманитарная академия
  • МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • ЛОГИСТИКА
  • ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы

  • Теоретические аспекты распределительной логистики предприятия
  • Рассмотрение принципов управления качеством в системах «Человек-машина» на основании оценки функционального состояния операторов
  • Рассмотрение некоторых аспектов управления в транспортно-логистической системе

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила её разделение на макрологистику и микрологистику.

Отличия между системами заключается в том, что в макрологистике взаимодействия между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли – продажи, а в рамках микрологистике - на бестоварных отношениях. Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками на микроуровне и на макроуровне заключается:

  1. в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
  2. в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками .

Традиционный подход к управлению материальными потоками на макроуровне – можно представить в виде цепи, через которую последовательно проходит сквозной материальный поток и состоит из самостоятельных предприятий. Управление каждым предприятием осуществляется собственником обособленно. Задача управления сквозным материальным потоком не ставится. Отсюда показатели потока: себестоимость, качество, надежность на выходе из цепи складываются случайно и далеки от оптимальных. При таком подходе точка сквозной материальный поток на выходе из цепи складывается случайно .

При логистическом подходе материальный поток имеет заранее спроектированные, контролируемые показатели. Нужный груз в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества начинает поступать в нужное время и осуществляется с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб: снабжение, производство, сбыт, одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия имеют случайное значение и далеки от оптимальных. При логистическом подходе к управлению материальными потоками на предприятии, получает служба, которой приоритетной задачей является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне и проходят сквозь всех подразделений предприятия: склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции, затем уходят к потребителю. Итогом такого подхода к управлению материальным потоком будет результат, при котором показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми .

Таким образом, отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в том, что на выходе сквозной материальный поток имеет спроектированные и контролируемые показатели, обеспечивается эффективное управление материальным потоком путем выделения единой функции управления в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему .

Логистический подход к управлению материальными потоками позволяет оптимизировать выполнение логистических операций. Результатом эффективного применения является: возможность перехода на мелкосерийное и индивидуальное производство, налаживания партнерских отношений с поставщиками, сокращение простоев оборудования, так как постоянно имеются необходимые материалы, оптимизация запасов - одна из ключевых проблем логистики, применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на пятьдесят процентов, сокращение численности вспомогательных рабочих, так как при высоком уровне системности потребность во вспомогательном персонале уменьшается для выполнения пиковых объемов работ, улучшение качества выпускаемой продукции, улучшение использования производственных и складских площадей, снижение травм.

Список литературы

  1. Аникин Б.А. Логистика: Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013.-406 с.
  2. Алесинская T.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие./Т.В.Алесинская.-М.: Издательство «ТРТУ». 2011.
  3. Буцанец Н.Б. Специфика логистического подхода к управлению материальными потока: Учебное пособие./Н.Б.Буцанец.-Минск, 2012.
  4. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. - 20-е изд. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 484 с.
  5. Горшкова А.А. Логистика и управление цепями поставок /А.А Горшкова// Логистика.- 2011.- №1- С. 69-85.
  6. Григорьев М.Н. Логистика: Учебник для бакалавров/М.Н. Григорьев, С.А.Уваров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательств « Юрайт», 2012.-825с.
  7. Дресвянников В.А., Шестопал Ю.Т., Дорофеев В.Д., Щетинина Н.Ю., Шмелёва А.Н. Стратегический менеджмент. Москва, 2013.
  8. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». Москва, 2008. Сер. Высшее образование
  9. Шмелева А.Н. Оценка операционной эффективности системы менеджмента качества. Количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК предприятия // Российское предпринимательство. 2010. №9-2. C. 57-63.
  10. Шмелева А.Н. Оценка и повышение операционной эффективности системы менеджмента качества предприятия (теория, методология, практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. // Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 2011.
  11. Шмелева А.Н. Качество продукции и качество менеджмента: как оценить? Качественные инструменты оценки операционной эффективности СМК предприятий // Российское предпринимательство. 2010. №9-1. C. 88-93.
  12. Шмелева А.Н. Оценка конкурентоспособности предприятия с учетом результативности процессов СМК «Ответственность руководства» // Российское предпринимательство. 2011. №5-2. С. 99-103.

14.3. Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии

При логистическом подходе управляющие воздействия к отдельным фазам движения материального потока прилагаются со стороны единой логистической системы управления. Эти управляющие воздействия формулируются, исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи. В результате выходные параметры сквозного материального потока оказываются достаточно предсказуемыми и контролируемыми. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами и временем движения.

В целом принципиальное отличие логистического подхода от традиционного заключается в следующем: в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; обеспечение технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему на макро– и микроуровне.

Следовательно, логистика предлагает иную логику управления совокупными ресурсами предприятия и позволяет обеспечить тесную координацию логистической и производственной стратегий.

Результатами использования логистической концепции в производственной и торговой сферах являются: необходимое количество запасов материальных ресурсов в должном месте и в нужное время; согласованность внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с требованиями производства; синхронизация складского хозяйства и транспорта, а также соответствие тары требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать расход ресурсов, снизить производственные запасы и запасы готовой продукции; синхронизация заказов потребителей и оказания транспортных услуг.

Таким образом, логистика проявляется в настоящее время: как современная конкурентная стратегия коммерческих организаций, целью которой является прогрессивное завоевание рынка и ресурсосбережение; системный подход, представляющий движение материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов; алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях товародвижения; как вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов и готовой продукции потребителю материального потока.

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Вторая мировая война и научный подход к управлению По мере индустриализации и развития технологии усложнялось и решение производственных проблем. Во время Второй мировой войны производственные сбои вынудили правительство обратиться к помощи ученых и инженеров для

автора

1.3. Логистический менеджмент Логистика на предприятии именуется логистическим менеджментом и основана на шести основных принципах: системный подход; приоритет стратегического видения; интеллигентное управление материалами; единство материальной и информационной

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Раздел 2 Логистический подход к управлению материальными потоками в

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

9.3. Управление материальными запасами предприятий Наличие материальных запасов позволяет предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определенную ценовую политику, повышать уровень обслуживания покупателей. Все это требует поддержания

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

14.2. Традиционный подход к управлению материальными потоками на предприятии Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, определении порядка и условий производственного или торгового процесса. Процесс

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

18.2. Логистический аутсорсинг Логистический аутсорсинг или «контрактная логистика» – это привлечение сторонней организации для выполнения всех или части логистических функций с целью совершенствования деятельности предприятия.Предприятие-заказчик услуг

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Тема 19 Логистический анализ и контроллинг 19.1. Анализ и проектирование логистических систем Анализ логистических систем – это процедуры исследования, выработки, обоснования и принятия решений в процессе проектирования логистической системы предприятия. Включает в

Из книги Дао Toyota автора Лайкер Джеффри

Совершенствование процесса: традиционный подход и подход с точки зрения бережливого производства При традиционном подходе к совершенствованию процесса учитывается прежде всего локальная эффективность – «посмотри на оборудование, на операции, добавляющие ценность, и

Из книги Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности автора Готин Сергей Валерьевич

ЛСП КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦИКЛОМ ПРОЕКТА ПРОЕКТНЫЙ И ПРОЦЕССНЫЙ подход К УПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Как правило, говоря о применении ЛСП, мы подразумеваем планирование проектной деятельности. Поэтому для началадавайте выясним, что подразумевается под

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 4. Информационная логистика 4.1. Информационный логистический поток Информационный поток – это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за

Из книги Не дай себя надуть бухгалтеру! Книга для руководителя и владельца бизнеса автора Гладкий Алексей

Операции с материальными ценностями Как известно, бухгалтер работает не только с денежными средствами – как наличными, так и безналичными. На бухгалтерии лежит также обязанность учитывать все товарно-материальные ценности, принадлежащие предприятию: сырье, материалы,

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Разумный PAEI-подход к управлению персоналом Лучше и намного проще нанять того, кто обладает нужными личными качествами, и дать ему требуемые навыки, чем нанять того, кто обладает нужными знаниями, и пытаться перевоспитать его.Чтобы команда работала успешно, нужно, чтобы

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Контроль над материальными запасами Многие предприятия игнорируют важнейшую роль, которую тщательное управление запасами играет в обеспечении прибыльности компании. Количество денежных средств, вложенных в материальные запасы или готовые товары на складе,

Из книги Большая книга директора магазина 2.0. Новые технологии автора Крок Гульфира

Целевой подход к управлению персоналом магазина Как управлять персоналом розничного предприятия? Ответ простой Управлять персоналом магазина нужно так, чтобы его работа способствовала успешному достижению поставленных перед компанией целей Причем достижению целей

Из книги Хватит платить за все! Снижение издержек в компании автора Гагарский Владислав

Подход к гибкому управлению численностью Основными критериями для выбора форм гибкого управления численностью персонала являются: продолжительность и глубина изменения объема производства (выполнения работ, оказания услуг); продолжительность периода времени, в

Из книги Как заключить любую сделку автора Шук Роберт Л.

Наблюдайте за материальными вещами Хотя я и не пытаюсь расшифровывать значения всевозможных выражений лица и движений тела, но никогда не пренебрегаю осязаемыми, физическими доказательствами. Я верю, что и вы сможете выводить некоторые ценные заключения об отношении