Автоматизация логистических процессов предприятия. Автоматизация производственных и логистических процессов. Автоматизация логистики склада - путь к сокращению потерь предприятия

  • 27.11.2019

Ниже приводится краткая характеристика функциональных модулей MRPII . Бизнес-планирование. Процесс формирования плана предприятия наиболее высокого уровня. Планирование долгосрочное, план составляется в стоимостном выражении. Наименее формализованный процесс выработки решений.Планирование продаж и деятельности. Бизнес-план преобразуется в планы продаж основных видов продукции (как правило, от 5 до 10). При этом производственные мощности могут не учитываться или учитываться укрупнённо. План носит среднесрочный характер.Планирование производства. План продаж по видам продукции преобразуется в объемный или объемно-календарный план производства видов продукции. Под видом здесь понимаются семейства однородной продукции. В этом плане впервые в качестве планово-учетных единиц выступают изделия, но представления о них носят усреднённый характер. Например, речь может идти о всех легковых переднеприводных автомобилях, выпускаемых на заводе без уточнения моделей. Часто этот модуль объединяется с предыдущим.Формирование графика выпуска продукции. План производства преобразуется в график выпуска продукции. Как правило, это среднесрочный объемно-календарный план, задающий количества конкретных изделий (или партий) со сроками их изготовления.Планирование потребностей в материальных ресурсах. В ходе планирования на этом уровне определяются в количественном выражении и по срокам потребности в материальных ресурсах, необходимых для обеспечения графика выпуска продукции.Планирование производственных мощностей. Как правило, в этом модуле выполняются расчеты по определению и сравнению располагаемых и необходимых производственных мощностей. С небольшими изменениями этот модуль может применяться не только для производственных мощностей, но и для других видов производственных ресурсов, способных повлиять на общую мощность предприятия. Подобные расчеты, как правило, производятся после формирования планов практически всех предыдущих уровней с целью повышения надёжности системы планирования. Иногда решение данной задачи включают в модуль соответствующего уровня.Оперативное управление производством. Здесь формируются оперативные планы-графики. В качестве планово-учетных единиц могут выступать детали (партии), сборочные единицы глубокого уровня, детали-(партии) операции и т. п. Период, охватываемый оперативным планированием, невелик (от нескольких дней до месяца). Вышеперечисленные модули призваны, в основном, автоматизировать следующие стандартные логистические бизнес процессы:

    Управление заказами

    Управление закупками

    Управление запасами

    Производство товаров и услуг.

Управление производством в стандарте mrpii

Управление производством является одним из самых сложных элементов бизнес-логики MRPII. Управление производства включает в себя два основных этапа: планирование и составление графика выпуска продукции. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы создаются на различных организационных уровнях и охватывают различные временные периоды. Созданные на высшем уровне, долгосрочные планы отражают стратегические цели организации. Они становятся основой для средне- и краткосрочных планов. Среднесрочные планы подразделяются на планы занятости, укрупненные планы образования запасов или производства, планы загрузки, планы модернизации мощностей, контракты с поставщиками. Эти укрупненные планы являются основой для построения краткосрочных планов. Краткосрочные планы обычно распространяются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев и включают графики выпуска продукции, графики производства комплектующих, графики материального снабжения, оперативные производственные графики и графики использования мощностей. Графики производства -- это краткосрочные планы производства товаров или конечной продукции. Планирование производства включает следующие шаги:

    Прогноз продаж и фиксация фактического спроса для каждого вида продукции. Он показывает количества, которые должны быть проданы в каждый временной период (неделю, месяц, квартал) планового горизонта (обычно от 6 до 18 месяцев).

    Сведение воедино в общий прогноз данных по всем отдельным видам продукции и услуг.

    Преобразование суммарного спроса в каждом периоде в численность рабочих, оборудования и других составляющих производственных мощностей, требуемых для его удовлетворения.

    Разработка альтернативных схем использования ресурсов, позволяющих обеспечить производственные возможности, удовлетворяющие суммарный спрос.

    Отбор из альтернатив такого плана использования мощностей, который позволяет удовлетворить спрос и наилучшим образом отвечает целям организации.

Шаг 5 предполагает, что производственная система обязана удовлетворять прогнозируемый спрос. Есть, однако, случаи, когда производственные мощности не могут быть увеличены или когда продукцию выгоднее производить в объеме, меньшем прогнозируемого или фактического спроса. В ERP-системах предполагается, что цель предприятия заключается в удовлетворении спроса. Центральное место в планировании производства занимают следующие вопросы:

    Сколько производственных ресурсов каждого вида имеется в наличии?

    Какой уровень мощности обеспечивает ресурс каждого вида?

    Каким образом определяется мощность, исходя из имеющихся ресурсов?

    Сколько стоит изменение мощностей в сторону увеличения или уменьшения?

Основными источниками для определения возможностей предприятия при разработке среднесрочных планов являются: основное и сверхурочное рабочее время; запасы продукции, образованные в предшествующие периоды; субконтракты на поставку продукции или выполнение услуг внешними партнерами. Различают следующие виды среднесрочных планов: сбалансированный и план с фиксированным уровнем мощности. Сбалансированный план. В каждый момент времени располагаемые мощности равны потребностям, вытекающим из прогнозируемого спроса.План с фиксированным уровнем мощностей. Мощности являются постоянными на всем горизонте планирования. Отклонение меняющегося спроса от возможностей постоянных производственных мощностей компенсируется с помощью запасов, отложенного спроса, сверхурочных работ и субконтрактов. График выпуска продукции создается на основе информации о заказах, прогнозах спроса, состоянии запасов и производственных мощностях. В ходе построения графика выполняется проверка вариантов графика на недогрузку или перегрузку производственных мощностей. График является динамичным и периодически обновляется. При этом решается задача учета хода производства, начало и окончание горизонта планирования сдвигаются вправо, заново пересматривается оценка спроса. В связи с тем, что величина спроса в отдалённых периодах, вероятнее всего, изменяется по мере приближения временного интервала всё меньше и меньше, требования к точности оценки спроса для начальных периодов выше, чем для отдаленных. В настоящее время график производства рассчитывается современными системами автоматически на основе системной информации и предполагаемых спросе и уровне запасов, но окончательное решение о принятие плана принимает человек. В качестве реального приложения стоит рассмотреть ERP-систему Oracle Applications. Эта система для крупных производственных предприятий установлена на GM, BMW, Магнитогорском металлургическом комбинате и многих других предприятиях. В базовой комплектации на стандартных ISO бизнес-процессах она производит ежедневный (а точнее еженощный -- во внерабочее время) расчет плана производства. По этому плану предприятие работает весь день. В план включены все характеристики вплоть до индивидуальных заданий конкретной производственной единице. На следующий день в план вносятся корректировки в соответствии с поступившими заказами, текущим положением на рынке, текущими, прогнозируемыми и имеющимися запасами, а так же в соответствии с изменениями в имеющихся производственных мощностях.Источник снижения затрат при автоматизации процесса: снижение неразберихи на производстве, снижение затрат на планирование, точные и понятные задания позволяют повысить эффективность труда; система позволяет осуществить контроль за выполнением задач на предприятии.

www.сайт

Особое значение правильно работающей логистики в период кризиса

Одной из наиболее динамично развивающихся областей в части использования информационных технологий является логистика. По сути, логистический подход к процессам означает стремление к перемещению товарно-материальных ценностей в максимально возможном объеме за минимальное время с учетом различных налагаемых ограничений. Такому подходу не всегда уделяется должное внимание в экономике, перенасыщенной деньгами и долгосрочными проектами, которые, как правило, способствуют завышенному спросу и несколько расслабляют предприятия. Растет численность персонала, его зарплаты, при этом качество перемещения товаров по цепи формирования добавленной стоимости оставляет желать лучшего. И только наиболее продвинутые предприятия – лидеры отрасли, которые проживают каждый рабочий день как последний, способны в "мирное время" подготовиться к возможным неприятностям. Именно в таких предприятиях работают правильные люди, которые формируют и контролируют правильные логистические процессы.

Рис. 1. Бизнес-процессы склада

Чем меньше внимания логистике, тем выше потери предприятия в период кризиса

В период кризиса обостряется борьба за каждого клиента. На перегретом кредитами рынке клиенты могли выстраиваться в очередь к поставщикам. Теперь же, когда практически каждое предприятие тщательнейшим образом анализирует, за что стоит платить, а за что нет, внимательность к деталям и качество обслуживания превращаются из маркетинговых лозунгов в повседневные реалии.

Кладовщик неоправданно долго искал товар на складе? Завтра этот товар тому же клиенту отгрузит другой поставщик. Все же нашел товар, но ошибочно отгрузил похожий? В лучшем случае в тот же день этот товар могут вежливо попросить забрать и больше никогда не привозить.

Если посчитать совокупную годовую недополученную прибыль от ушедших навсегда клиентов и, как следствие, практически невозобновляемую потерю доли на рынке, ситуация очень быстро перестает быть для предприятия оптимистичной.

Автоматизация логистики склада – путь к сокращению потерь предприятия

Пока потери предприятия не превысят все мыслимые пределы, решение логистических проблем с использованием современных систем автоматизации, как правило, может откладываться "на потом" в силу объективного приоритета маркетинга и продаж, находящихся на передних рубежах бизнеса. Следует отметить, что своевременное наведение порядка в соответствующих тыловых подразделениях является столь же важной управленческой и учетной задачей, особенно в кризисный период В первую очередь имеет смысл организовать на складе, по меньшей мере, адресное пространство, повысив тем самым точность учета. Штрафные санкции крупных торговых сетей за ошибочно доставленный товар – не лучший способ поддержания морального духа персонала предприятия, особенно в период участившихся неплатежей. Именно в это непростое время имеет смысл задействовать информационную систему, позволяющую обеспечить автоматический отбор товара с мест хранения на складе. Именно этот процесс занимает до 60% общего времени выполнения всех складских операций.

Рис. 2. Организация адресного хранения на складе

Автоматизация транспортной логистики – помощь в ликвидации проблемных участков грузоперевозок

Простой собственного и клиентского транспорта на примыкающей к складу территории – еще одна возможность навсегда потерять клиентов. Разве может быть избыточным для предприятия единое информационное пространство, позволяющее менеджерам, логистам и диспетчерам учитывать и оптимально управлять доставкой товара производственных, торговых и экспедиторских предприятий? Вместо того чтобы путаться со сложноподчиненными электронными таблицами, с внедрением автоматизированной системы управления перевозками можно будет в любой момент времени "по щелчку" получить текущую картину выполнения заказа клиентам. И это не говоря уже о планировании перевозок и развернутой аналитике, свойственной системам подобного уровня. Выявление отклонений от установленных нормативов поможет ликвидировать проблемные участки грузоперевозок.

Рис. 3. Функциональные возможности автоматизированной системы управления транспортом "1С-Логистика:Управление транспортом".

Согласно докладу министра транспорта и связи И.Е.Левитина себестоимость автомобильных перевозок в России в полтора раза выше, чем в развитых зарубежных странах. Размер транспортной составляющей в конечной себестоимости продукции – достигает пятнадцати – двадцати процентов (15-20%) против семи-восьми процентов (7-8%) в странах с развитой экономикой. В большинстве случаев уменьшение издержек на транспортировку в результате оптимизации и автоматизации процессов могут составлять миллионы рублей в год.

Одной из ключевых проблем, возникающих в процессе перевозок грузов, является неэффективное использование моделей и типов транспортных средств по причине отсутствия алгоритмов их подбора с учетом максимального использования грузоподъемных характеристик. Безусловная выгода от внедрения системы автоматизации перевозок - контроль коэффициента загрузки транспорта при выполнении комплектации рейсов.

Еще один рычаг для понижения затрат на транспорт – отслеживание количественных и технологических коэффициентов эффективности выполнения перевозок (KPI). Автоматизированная система рассчитывает каждый из них и предоставляет всю необходимую информацию ответственным сотрудникам для принятия взвешенных и своевременных управленческих решений.

Для понижения затрат на транспортировку и ускорения выполнения операций используется также зонирование адресов доставки и дополнительная фильтрация заданий на перевозку по зонам доставки при комплектации рейсов. Это позволяет избежать неоправданно завышенного пробега транспортных средств по причине отсутствия алгоритмов оптимальной маршрутизации. В итоге – значительная экономия ГСМ, что в период кризиса совсем не повредит.

Внедрили автоматизированную систему управления складом – сократили расходы на персонал

Когда на рынке в целом становится меньше денег, их тут же начинают усердно считать на каждом предприятии – практически на всех участках работы начинается борьба за минимизацию издержек. На российских складских комплексах фонд заработной платы может достигать 30% - 60% (или даже больше) от общих издержек на эксплуатацию склада. Но как только на объекте начинает работать автоматизированная система управления складом, от 30% до 50% складского персонала становятся избыточными (данные по итогам проектов AXELOT). Это персонал можно смело переориентировать на другие вакантные участки работ, соответствующие по требованиям к квалификации. Зато оставшимся кладовщикам не придется лихорадочно носиться по складу в поисках куда-то запропастившегося товара. Экономию от высвобождения складского персонала за год несложно подсчитать, и она в очень многих случаях превышает совокупную стоимость проекта автоматизации складской логистики, включая стоимость услуг, программного обеспечения и необходимого радиооборудования для поддержки технологии штрихкодирования.

Рис. 4. Выдержка из примера расчета окупаемости проекта автоматизации склада на базе "1С-Логистика:Управление складом"

Автоматизированная система управления позволяет увеличить скорость работы склада и оптимизировать площадь хранения

Еще большую ценность в период кризиса приобретает время – один из ключевых логистических параметров. Если склад недостаточно быстро отгружает из-за плохой логистики, это приводит к неудовлетворенному спросу. То, что вчера клиент предприятия был готов купить немедленно, сегодня может превратиться в залежалый товар на достаточно долгий период. И за этот товар нужно будет заплатить поставщику, увеличив тем самым без особой надобности товарный запас. В итоге вместо увеличения оборота и прибыли – замораживание складских запасов и рост затрат. Эти индивидуальные для каждого предприятия издержки также можно посчитать за период и рано или поздно прийти к выводу, что правильней было изначально не доводить до потерь. Эксплуатация любого складского комплекса стоит денег. Эти затраты несложно пересчитать на единицу площади и в единицу времени, то есть во сколько обходится предприятию час работы склада или хранение товара на площади 1 кв. м. Из приведенного выше примера следует, что операция автоматизированного размещения товара, высвобождающая 500 из 4000 кв. м склада, приводит к экономии около 2 миллионов рублей в год. Это немалые деньги даже в некризисные времена.

Рис. 5. Автоматизированный отбор товаров в системе "1С-Логистика:Управление складом 3.0"

Дополнительный доход предприятия от предоставления услуг ответственного хранения – еще один результат автоматизации склада

В очень многих случаях складские площади используются недостаточно эффективно. Но даже если это не так, в кризисные периоды ощутимо падает спрос на те или иные товарные группы. При этом дефицит складских площадей в крупных городах по-прежнему сохраняется. Как только система автоматизации склада "выжмет" из мест хранения по максимуму, тут же возникает возможность диверсифицировать бизнес использовать высвободившийся объем склада для оказания услуг ответственного хранения (куда интересней финансово, чем обычная аренда) другим предприятиям. Задействуется тот же персонал на той же территории, а вместо затрат – доход. В этом случае основные функции системы автоматизации склада дополняются так называемым биллингом для расчета оказанных услуг. Это означает, что практически каждая складская операция может быть системно тарифицирована, и это предоставляет возможность прозрачно и обоснованно оказывать на коммерческой основе услуги поклажедателям.

Рис. 6. Одна из форм отчета склада ответственного хранения, создающаяся в "1С-Логистика:Управление складом"

Решения по автоматизации логистики: "1С-Логистика:Управление складом" и "1С-Логистика:Управление перевозками"

Хотелось бы обратить внимание на отличительные особенности совместных решений фирмы "1С" и компании AXELOT "1С-Логистика:Управление складом" и "1С-Логистика:Управление перевозками" . Работа на массовом рынке изначально предполагает максимально возможную доступность для потребителя и отчуждаемость программного продукта и сопутствующих внедрению услуг. Большая часть кода этих программных продуктов, относящегося к логике складских процессов, открыта для модификации. На практике это означает, что в подавляющем большинстве случаев предприятия могут внедрить приобретенное программное собственными силами. Для этого требуются по меньшей мере один толковый логист и один грамотный специалист в области автоматизации на технологической платформе

Журнал « Логинфо »

Роль логистики в управлении современным предприятием, деятельность которого основана на принципах максимальной экономической эффективности, сегодня сложно переоценить. Инструменты и методы логистики применяются в различных областях менеджмента: с их помощью производится управление людским, финансовыми, информационными и товарно-материальными потоками. Весь сложносоставной комплекс логистики движения товарно-материальных ценностей (логистика закупок и продаж, складирования и запасов, транспортная и производственная логистика) может быть объединен в единую область логистических знаний - Управление цепочками поставок, (УЦП).

На практике использование механизма УЦП для предприятия означает оптимизацию всего пути движения товаров и позволяет контролировать каждую стадию перемещения товаров, документов, информации, учитывая все транзакции между контрагентами. Эта технология предъявляет высокие требования к организации взаимодействия внутри предприятия, между его подразделениями и с внешними компаниями, а также к уровню информационной оснащенности предприятия. Поэтому система УЦП для большинства предприятий в нашей стране пока является целью, на пути к которой необходимо последовательное совершенствование всех звеньев цепи поставок.

Оптимизация склада как основного звена цепи поставок

Для каждой компании, в зависимости от ее специфики и потребностей, существует свой ответ на вопрос, с чего именно следует начинать отладку механизма УЦП. Согласно управленческой теории ограничений, всегда следует начинать с поиска «узких мест» и способов их оптимальной эксплуатации. В большинстве случаев таким «узким местом» оказываются в первую очередь складские операции. Здесь речь идет, прежде всего, о внедрении системы управления складом (WMS), позволяющей решить общие для многих предприятий стартовые задачи: создание оперативного доступа к информации о товаре, обеспечение высокой скорости процессов и снижение числа ошибок при идентификации товара, осуществление контроля над работой персонала и т.п.

В дальнейшем, после решения проблем базового уровня, предприятие может воспользоваться и другими функциональными возможностями WMS, в частности диспетчеризация загрузки персонала и оборудования, мониторинг производительности склада, расчет упаковки транспортных мест заказа и управление зоной отгрузки в разрезе маршрутов, интеграция с роботизированными комплексами систем хранения и перемещения товаров. Список функциональных возможностей мощной WMS достаточно велик. Для значительного увеличения скорости складских операций, а также для минимизации возможных ошибок при их выполнении, все больше предприятий используют при внедрении WMS автоматические системы идентификации - идентификацию с помощью линейных или двумерных штриховых кодов и радиочастотную идентификацию (RFID). При использовании штрихкодирования информация, заключенная в штриховых кодах, нанесенных на товар, места его хранения, оборудование, бланки документации и т.д., считывается с помощью специальных устройств - сканеров или терминалов. На складах в настоящее время чаще всего используется наиболее современный on-line способ сбора и обработки данных с использованием радиотерминалов. Радиотерминалы имеют различные модификации, каждая из которых является максимально оптимальной для определенной стадии складского техпроцесса. Так, например, самые привычные ручные терминалы наиболее органично вписываются в процедуры контроля или упаковки. Они хороши там, где не требуется обработка больших объемов данных или использование подъемно-транспортного оборудования. Для процедур размещения и отбора лучше всего подходят монтируемые терминалы - полноэкранные модели с крупной внешней клавиатурой, с которыми работают водители штабелеров или самоходных тележек. А для операции приемки, которая требует ввода большого количества новых данных, выполнения маркировки товара, работы с документами идеально мобильное рабочее место, укомплектованное полноценным компьютером с беспроводной связью с локальной сетью, радиосканером, принтером, аккумулятором и лотком для бумаг.

Следует обратить внимание на распространенное заблуждение, что использование терминалов невозможно без штрихкодирования. На самом деле это не так. Организовать более эффективный техпроцесс с использованием мобильных устройств можно и без тотального штрихкодирования. Конечно, наличие штрихкода еще более упрощает работу персонала склада и снижает количество ошибок при исполнении операций, однако принципиальным условием внедрения on-line способа работы это не является.

Отличие еще более «продвинутой» RFID технологии от штрихкодирования заключается в возможности идентификации движущихся объектов с относительного большого расстояния. Идентификация производится путем считывания радиометок, причем последние не обязательно должны располагаться в зоне видимости считывающего устройства. Радиочастотная идентификация многократно увеличивает скорость выполнения складских операций; однако ее использование ограничивается высокой стоимостью (к примеру, стоимость нанесения штрихкодов и радиометок отличается в разы) и отсутствием единых мировых стандартов.

Хотя автоматическая идентификация обладает рядом бесспорных преимуществ, в некоторых случаях для организации бесперебойной и отлаженной работы склада предприятию будет достаточно внедрения WMS с использованием визуальной идентификации, когда все задания для складского персонала печатаются на бумажных носителях. Согласно практике AXELOT, применение «бумажной» технологии оправдано при отсутствии чрезмерно высоких требований к скорости выполнения операций, при сжатых сроках автоматизации и относительно скромном бюджете. Так, например, при внедрении WMS на складе, находящемся в процессе переезда, использование визуальной идентификации будет оптимальным как с точки зрения сроков, так и с точки зрения функциональности.

Управление перевозками - минимизация транспортных издержек

Под управлением перевозками понимается как управление автопарком (если он имеется у предприятия), так и процессом транспортировки грузов в целом, независимо от типов используемого транспорта. Оптимизация перевозок как еще одного звена цепи управления поставками призвана организовать обмен информацией (в частности, актуальными отчетами для оценки эффективности и качества выполняемых работ) между подразделениями компании, участвующими в процессе перевозки, обеспечить эффективное использование транспортных средств, контроль за их местоположением и состоянием грузов и т.д. Рост объемов грузопотоков и необходимость повышения уровня обслуживания делает перечисленные задачи оптимизации все более актуальными. Их решение представляется возможным путем проведения соответствующих организационных мероприятий в комплексе с внедрением автоматизированных систем управлением перевозками.

Автоматизированные системы управления перевозками обладают среди прочего такими функциональными возможностями, как:

    регистрация и контроль исполнения потребностей в перевозке грузов, возникающих на основании заказов покупателей, заказов поставщикам, накладных на внутреннее перемещение;

    регистрация и контроль исполнения заданий на перевозку грузов;

    формирование рейсов для выполнения транспортировки грузов, указанных в разных заданиях и контроль исполнения рейсов с отслеживанием прохождения маршрута транспортным средством;

    регистрация и контроль исполнения заявок на выделение транспортных средств для выполнения сформированных рейсов;

    формирование документов аналитической отчетности, позволяющих оценить ключевые показатели эффективности выполненных транспортировок по видам транспортных средств и провести анализ накопленных статистических данных

Дополнительно в рамках функционала систем автоматизации перевозок может быть выполнена визуализация маршрутов и местоположения транспортного средства на электронных картах, реализована возможность использования GPS-навигаторов.

Автоматическая система управления перевозками обычно интегрируется с модулями закупок и продаж корпоративной информационной системы, WMS-системой и с системой управления автопарком (если таковой имеется).

Результат оптимизации перевозок - повышение качества и точности выполнения заказов, сокращение затрат на персонал, снижение удельной стоимости единицы перевезенного груза, уменьшение числа холостых пробегов и т.д.

Автоматизация снабжения - необходимость для крупных предприятий

С проблемами, связанными с выполнением функции снабжения, чаще всего сталкиваются довольно крупные предприятия, имеющие разветвленную сеть филиалов и дочерних компаний. Основная трудность здесь - обеспечение консолидации информации о потребностях в материалах и оборудовании всех подразделений. В таком случае и возникает необходимость в автоматизации процесса снабжения путем внедрения специализированной информационной системы. В практике AXELOT наиболее характерным примером такого проекта является автоматизация системы управления материально-техническим обеспечением, включающая 400 рабочих мест. Эта система охватывает в едином информационном пространстве 21 филиал предприятия заказчика и 18 дочерних компаний, обеспечивая четкое выполнение ряда логистических задач, связанных со сбором и обработкой потребностей указанных подразделений, взаимодействием с поставщиками, планированием закупок и контролем их исполнения и пр. Полный цикл автоматизированного бизнес-процесса консолидации, обработки и исполнения закупок включает в себя укрупнено четыре блока взаимосвязанного функционала:

Оптимизация процессов, связанных с управлением товарно-материальными ценностями, не начинается и не ограничивается автоматизацией складских операций, перевозок, снабжения и т.д. Перед установкой автоматической системы требуется создание продуманной схемы управления теми или иными логистическими процессами, проведение определенных организационных изменений, за которыми и последует проект внедрения. Однако широкое использование автоматизированных систем управления звеньями цепи поставок как раз и позволяет говорить о том, что логистика становится в полном смысле слова современной, максимально отвечающей текущим актуальным потребностям предприятий.

Дарья Любовина, руководитель проектов

Складывающиеся рыночные отношения в России требуют пересмотра подходов к управлению каждого хозяйствующего субъекта. Большинство предприятий организовано традиционно -- по функциональному признаку, когда во главе стоит руководитель, в подчинении которого находятся различные подразделения. В основе такой организации управления лежит принцип разделения труда и специализации, но такая структура имеет недостатки:

оторванность работы каждого сотрудника от результатов работы учреждения в целом, т.е. представление об эффективности организации у работника не выходит за рамки своего подразделения;

стремление работников выполнять свои обязанности таким образом, чтобы они удовлетворяли вышестоящего руководителя, т.е. отсутствует заинтересованность в том, чтобы результаты работы были удобны для всеобщего использования внутри фирмы;

затрудненный обмен и возможно искажение информацией между подразделениями по причине их обособленности.

Организация учреждений по функциональному признаку препятствует извлечению различных выгод, связанных с рассмотрением деятельности как процесса и выделением в рамках этого процесса различных потоков (материальных, финансовых, информационных и т. д.).

Функциональная изолированность отдельных подразделений даже при наличии высококвалифицированного персонала может тормозить повышение эффективности всей системы в целом. Поэтому одним из важнейших условий успешного функционирования организации является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность и управлять ею исходя из принципов единого целого. Решение очерченных проблем лежит в сфере информационной логистики, объектом исследования которой и являются информационные потоки, сопровождающие бизнес-деятельность.

Как известно, основной задачей информационной логистики является организация и структуризация потоков данных, сопровождающих материальный поток. Взглянем на эту задачу под другим углом зрения, абстрагируемся от материального потока и представим сам документ как первичный объект, а не как сопутствующую грузу информацию. В большинстве случаев, документ, как и некий продукт, проходит стадии создания («обработка сырья»), формирования («производства»), обработки («продажи»), передачи («перевозки») и хранения («складирования»). Поставщиками и потребителями документов являются сотрудники, деловые партнеры и клиенты данного предприятия. Таким образом, можно назвать «планирование, управление и контроль» потока документов на предприятии «логистикой бизнес-процессов предприятия» Глеб Попов Логистика для бизнес-процессов //Директор ИС, #02/2004.

На предприятии «информационный поток» представляет собой поток электронных документов, электронной почты и т.п. Именно «безбумажный» документооборот является единственным средством обеспечения минимальных сроков доставки и обработки информации с минимальными издержками. Что, собственно, и является целью концепции информационной логистики Хэссиг К., Арнольд М. Информационная логистика и менеджмент потока работ // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5. Родкина Т. А. Информационная логистика. М.: Экзамен, 2001..

Реализация подобной идеи, позволяющей управлять и контролировать совместную работу персонала и ПО, является «менеджмент потока работ» (Workflow Management ), который представляет собой управление логистикой бизнес-процессов предприятия на базе ИТ. Кулопулос Томас М. Необходимость workflow . M.: ВестьМетатехнология, 2000. Калянов Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. М.: СИНТЕГ, 2000.]. Workflow -системы также иногда называют «системами управления бизнесом» (business operating system ) или «системами управления логистикой» (logistic control system ).

Объединяя участников бизнес-процесса с помощью ИТ, менеджмент потока работ превращается в эффективное средство реализации концепций, заложенных в логистике бизнес-процесса. При включении в данную схему средств ИТ образуются новые составляющие: программное и аппаратное обеспечение; эксплуатация систем; обеспечение работы каналов передачи данных и др.

Управлять действиями персонала, определенных моделью бизнес-процесса, не является задачей информационной логистики. Это задача workflow -системы, интегрирующей в себя и управляющей ПО на рабочих местах персонала.

Рисунок 3.1. - Соотношение workflow-системы и информационной логистики

В остальном логистика охватывает все уровни информационного обеспечения бизнес-процесса, включая поддержку эксплуатационных свойств компьютерных систем, на базисе которых строится менеджмент потока работ.

Дословно workflow означает «поток работ» и определяется как «технология компьютеризированной поддержки или автоматизации бизнес-процессов в целом или какой-то их части». Основной принцип технологии -- обеспечить выполнение функций конкретными сотрудником в нужный момент времени.

Вопросами технологий workflow занимается международная организация Workflow Management Coalition (WfMC -- www.wfmc.org ). B ee стандарте workflow -система описывается как «система, полностью определяющая, управляющая и обеспечивающая выполнение бизнес-процессов в виде «потоков работ» с помощью различных программных средств (ПС) в соответствии с определенными процедурными правилами». Назначение таких систем -- автоматизация процессов, включающих комбинации операций, производимых человеком, в особенности таких, в которых он взаимодействует со средствами ИТ.

Таким образом, система workflow автоматизирует процесс, а не функцию. Появление системы и ПС workflow -- это реакция рынка ИТ на внедрение новых принципов в управление предприятиями и миграцию системы управления от функционально-ориентированной к процессной ориентации. Практически все предыдущие решения позволяли достаточно эффективно автоматизировать отдельные операции и функции, а не процесс (например, функцию продаж, которая является частью процесса обслуживания клиента). По сравнению с ними система workflow дает следующие реальные преимущества:

для организации: усиливается контроль над выполнением информационных задач, повышается конфиденциальность и ужесточает контроль доступа;

для клиента: улучшается качество обслуживания, повышается его оперативность, упрощается доступ к представителям компании;

для сотрудников: каждый работающий видит перечень функций и может организовать свою работу соответствующим образом, из чего вытекают гибкость в работе, быстрота исполнения и высокая степень комфорта;

для руководства: workflow позволяет принимать решения в нужный момент и представляет достаточную информацию, чтобы руководство могло эффективно вмешиваться в процесс; workflow дает возможность менеджерам действовать оперативнее и компетентнее, обеспечивая постоянный доступ к информации о состоянии каждого заказа, а система мониторинга позволяет держать ситуацию под контролем и сделать эту функцию более эффективной;

для аналитика: автоматизация процедур на базе workflow предоставляет в его распоряжение всю необходимую статистику и информацию для анализа.

Внедрение workflow является одним из самых эффективных путей реорганизации и совершенствования бизнес-деятельности на основе применения методов информационной логистики. В настоящее время имеется положительный опыт использования технологии workflow для автоматизации в промышленной сфере. В то же время ПО класса workflow предоставляет контейнер данных и документов для каждой единицы работы и автоматически маршрутизирует движение таких контейнеров в соответствии с бизнес-правилами к пользователям или “ролям”, указанным в определении процесса Обзор workflow //http://www.kit.ru/website /DWC_lotus.Nsf . Особенно это хорошо отражает технологию обработки исходной информации при создании информационных продуктов.

Менеджмент потоков работ начинается с построения модели бизнес-процесса. Наиболее часто используется семейство методологий IDEF Марка Д. А., МакГоуэн К. "SADT - методология структурного анализа и проектирования". М.: Метатехнология, 1993 с графической нотацией, визуально определяющая взаимодействие участников бизнес-процесса с информационными ресурсами. Системы менеджмента потоков работ во многих случаях включают в себя визуальные средства построения моделей процессов. При этом стандартов на внутреннюю нотацию workflow -системы не существует -- основными примитивами служат обычно некий «блок» как выполнение какой-либо функции исполнителем, и линия со стрелкой как условие перехода от одного блока к другому. Аналитик, работая в workflow -системе, аналогичным образом моделирует бизнес-процесс.

Примером workflow -системы является комплексная система управления потоками работ и организации конфиденциального документооборота OPTIMA-Workflow , которая предназначена для управления процессами создания, обработки, тиражирования, хранения документов и иных информационных объектов, а также для организации и автоматизированного выполнения основных процедур делопроизводства. Использование системы обеспечивает организации в целом достижение нового качество в решении таких вопросов как:

создание полнофункциональной системы контроля исполнения поручений с единым хранилищем документов и его оптимальной систематизацией;

формализация технологических процессов формирования, согласования и обработки документов, актуальность и достоверность схем их рассылки;

улучшение контроля над выполнением процессов формирования и обработки документов, регулирование и управление системой документооборота;

повышение степени защищенности данных, вовлеченных в документооборот, обеспечение их конфиденциальности за счет использования сертифицированных ФАПСИ систем электронно-цифровой подписи и шифрования;

независимости работы над документами от личных качеств персонала за счет автоматического исполнения большинства формальных действий;

возможность адаптации учетных и аналитических систем в организации к процессам движения документов по их технологическим маршрутам;

возможность получения статистических и аналитических сводок, характеризующих различные аспекты деятельности исполнителей и результаты выполнения работ по обработке документов.