Управление как социальное явление. Управление как социальный феномен Управление как понятие и явление общественной жизни

  • 28.07.2020
  • 10.Админитсраитвное право как наука и учебная дисциплина.
  • 11.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура.
  • 12.Виды административно-правовых норм.
  • 13.Реализация административно-правовых норм.
  • 14.Административно-правовые отношение: понятие и особенности.
  • 15.Вид административно-правовых отношений.
  • 2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:
  • 3. Административно-правовые отношения по способу защиты:
  • 4. Административно-правовые отношения по составу участников:
  • 5. Административно-правовые отношения по функции:
  • 16.Юридические факты в административном праве.
  • 17.Понятие и признаки субъекта ап.
  • 18. Административная правосубъектность: административная правоспособность, дееспособность, деликтоспосбность.
  • 19. Система и классификация субъектов административного права.
  • 21. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • 22. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан.
  • 23. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 24. Особенности административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
  • 25. Разделение властей как основополагающий принцип государственного управления в государстве.
  • 26. Роль, значение и содержание исполнительной власти в современном государственном управлении.
  • 27. Основные государственные функции органов исполнительной власти.
  • 28. Понятие и виды органов исполнительной власти.
  • 29. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.
  • 10. Принцип демократизма
  • 30. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • 31. Правительство рф: порядок формирования, состав и основные полномочия.
  • Глава 6 Конституции рф
  • 32.Федеральные органы исполнительной власти: система и структура.
  • III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет
  • 33. Порядок организации и функционирования территориальных органов фоив.
  • 35. Органы исполнительной власти субъекта рф (на примере Нижегородской области).
  • 36.Понятие и значение административно-правовых форм реализации исполнительной власти.
  • 38. Классификация и виды форм управленческих действий.
  • 39. Понятие и значение административных актов органов исполнительной власти.
  • 40. Принципы принятия административных актов.
  • 41. Классификация и виды административных актов органов исполнительной власти.
  • 1. В зависимости от юридических свойств (или по юридическому содержанию) правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанные.
  • 2. В зависимости от функциональной роли и значения акта управления (или в зависимости от выполняемой функции) можно выделить акты управления:
  • 5. В зависимости от даты начала действия акта их можно разделить на акты, которые вступают в силу:
  • 6. В зависимости от действия во времени (срока действия) акты управления могут быть:
  • 7. В зависимости от формы выражения выделяются:
  • 8. В зависимости от характера компетенции органов, принимающих правовые акты управления, выделяются:
  • 9. В зависимости от уровня органов, принимающих акты управления, и их названия различают:
  • 42,43 Пропущены в списке вопросов.
  • 44. Компетенция органов исполнительной власти по принятию административных актов.
  • 45. Легитимность административных актов органов исполнительной власти.
  • 46. Эффективность административных актов.
  • 47.Понятие, значение и сущность административного нормотворчества.
  • 48.Основные субъекты административного нормотворчества.
  • 49.Формы административного нормотворчества.
  • 50. Административное регламентирование как вид административного нормотворчества.
  • 51. Административные процедуры как результат административного нормотворчества.
  • 2.Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Виды и категории управления.

    Термин управление происходит от латинского слова administracio и имеет много значений. В самом широком смысле оно означает руководство чем-либо или кем-либо.

    Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения долж­ной организации системы и необходимого режи­ма ее функционирования, а в конечном счете- достижения задач, стоящих перед системой. Уп­равление осуществляется в технических, биологи­ческих и социальных системах.

    Несмотря на многие коренные различия техни­ческих, биологических и социальных систем, ме­ханизм управления этими системами одинаков и связан с определенным воздействиемуправляюще­го субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления). Управление будет реально только тогда когда объект подчиняется субъекту (либо добровольно, либо принудительно).

    В настоящее время общепризнанны следующие виды управляемых систем:

    1) механические (управление машинами, технологическими процессами и пр.);

    2) биологические (управление процессами в живых организмах);

    3) социальные (управление поведением людей и их коллективов).

    Наиболее сложным видом управления являет­ся управление социальными системами.

    Подсоци­альным управлением (управлением социальными системами)понимается воздействие на общ­ность людей в целях упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная не­обходимость в социальном управлении обусловле­на общественным характером существования лю­дей: их труда, иных отношений, общения, взаи­модействия.

    ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Социальное управление необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей , для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий.

    2. Действия человека носят сознательный характер. И существенным признаком социального управления – это воздействие на волю. Отсюда объектом социального управления является поведение участников коллективной деятельности людей, взаимоотношения между ними.

    3. Управление возможно как по вертикали, так и по горизонтали.

    Социальное управление подразделяется на госу­дарственное управление и негосударственное уп­равление .

    Негосударственное управление осуществ­ляется органами местного самоуправления, адми­нистрацией негосударственных организаций и общественными объединениями граждан.

    В курсе административного права основное вни­мание уделяется государственному управлению.

    Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

    Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления:

    1) единоличные; 2) коллегиальные (группы людей).

    Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов. 3.Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть как категории, определяющие сущность административного права.

    Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

    Признаки государственного управления:

    Это вид государственной управленческой деятельности;

    Деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

    Деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

    Деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

    Характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

    Осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

    Обеспечивается посредством системы гарантий;

    Нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

    Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности. Различают следующие цели управления:

    1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

    2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

    3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

    4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства.

    Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала.

    Общие (социально-правовые) принципы:

    Демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

    Законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

    Объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

    Конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

    Разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

    Федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

    Эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

    Организационные принципы:

    Отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

    Территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

    Функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

    Двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий;

    Сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

    Публичное управление - воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями. Слово «публичный» означает общественный, открытый, гласный, не частный.

    Исполнительная власть– относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями. Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.

    Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть определяют сущность административного права, т.к.:

    1.АП, его нормы призваны регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления, или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное, или «публичное» управление.

    2.АП призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.

    "

    Управление - категория универсальная, употребляемая в различных смыслах: в техническом, биологическом, социальном. Управление в социальном смысле определяет управление социальными процессами общества или же процессами общественного развития.

    Общественные науки, в том числе правовые, изучают один из видов управления - - социальное управление. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера.

    Признаки социального управления:

    Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

    Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

    В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

    В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями.

    В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воли людей -- участников управленческих отношений.

    В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.

    В связи с тем что субъектами и объектами социальной деятельности являются сами люди, их объединения, социальные группы и даже целые классы, то в социальном управлении принято различать три обязательных элемента:

    1)объект управления - поведение людей, их действия, т.е.то, кем (чем) управляют;



    2) субъект управления - сами люди, так как управление осуществляется людьми и в отношении людей, т.е. те, кто управляет;

    3) прямая и обратная связи между субъектами и объектомуправления, содержанием которой является организующее воздействие со стороны субъекта на поведение людей - участников управленческих общественных отношений.

    Социальное управление в обществе можно представить вдвух видах:

    государственное управление (организационное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами);

    негосударственное (общественное) управление (осуществляется негосударственными организациями, общественными объединениями, профессиональными союзами и т.д.

    Различают государственное управление в широком и узком смысле.

    Государственное управление в широком смысле - это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

    Государственное управление в узком смысле - это исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти.

    Государственное управление характеризуется следующим:

    а)при непосредственном его осуществлении реализуются интересы государства;

    б)объектом его воздействия является все организованное общество в целом;

    в)функции управления реализуются социальными субъекта ми, формируемыми по воле государства;

    г)такие субъекты управления действуют от имени государства;

    д)для реализации своих полномочий они наделяются государственной волей (властью).

    Среди характерных признаков государственного управления могут быть выделены следующие:

    Государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию;

    Государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления;

    исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности;

    юридически-властный характер управления;

    Повседневный и непрерывный характер управления;

    подзаконность и подконтрольность государственного управления.

    Исполнительная власть:

    понятие и соотношение с государственным управлением

    Исполнительная власть как юридическая категория появилась в отечественной науке административного права в начале 90-х гг. XX в. и была закреплена в Конституции РФ в ст. 10, которой устанавливается, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную».

    Признаки исполнительной власти, позволяющие отличать ее от других ветвей власти:

    1) исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ,тесно взаимодействующую с законодательной и судебной;

    2) исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий;

    3) исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей;

    4) исполнительная власть, как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличает то, что она реализуется в отношении к различным элементам государственно-организованного общества, т. е. в общегосударственном масштабе, и в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера;

    5) исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности -не сама власть, а лишь форма ее реализации;

    6) исполнительная власть, выражающаяся в особом виде государственной деятельности, по своей сути правоприменительна,и правоприменение, как правило, позитивного характера;

    7) исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, органами исполнительной власти;

    8) исполнительная власть - это не система органов, а их практическая деятельность;

    9) исполнительная власть характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся вес наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинскиеформирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности и т.д.1

    Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере, и она реализуется через осуществление государственного управления.

    Таким образом, исполнительная власть - это одна из ветвей власти, выражающаяся в осуществлении исполнительно-

    распорядительной деятельности специально уполномоченными органами государства, направленной на практическое претворение в жизнь законов и иных нормативных положений.

    Тема № 1. Управление. Государственное управление.

    Исполнительная власть.

    Вопросы по теме:

    1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление.

    2. Государственное управление.

    3. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением.

    Общее понятие управления.

    Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления.

    Управлять – значит «направлять», «руководить кем - либо или чем - либо», исполнять и распоряжаться. В 60-х годах ХХ века сформировалось новое научное направление – кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приёма, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах.

    В связи с изложенным возникает необходимость раскрыть содержание руководства и его функционального назначения . С точки зрения теоретических и практических позиций можно сделать следующие выводы :

    Во-первых, управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих их целостность.

    Во-вторых, управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

    В-третьих, управление – это внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), которые постоянно взаимодействуют между собой.

    В-четвертых, управление предполагает не только внутреннее взаимодействие элементов, но и внешнее, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера.

    В-пятых, управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект.

    В-шестых, управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления. Отсюда властность управления.

    В-седьмых, в процессе управления находят своё непосредственное выражение его функции, указывающие на то, что управление имеет функциональную структуру.

    Функции управления – это основные направления деятельности субъекта управления. К их числу относят :

    1) информационное обеспечение деятельности государственных органов;

    2) прогнозирование и моделирование;

    3) планирование;

    4) организацию;

    5) координацию;

    6) регулирование;

    7) распорядительство;

    8) руководство;

    9) контроль.

    Управление как социальное явление.


    Основные черты, характеризующие общее понятие управления полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

    Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

    Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

    В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

    В-четвёртых, социальное управление, выступает в роли регулятора поведения людей.

    В-пятых, социальное управление базируется на определённой соподчинённости воль людей, где воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность социального управления. Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих.

    В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.

    Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

    1)государственное (управление делами государства);

    2) негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований).

    Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей.

    Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, который понимается как вид государственной деятельности, отличный от её иных проявлений.

    Тема 1. Основные понятия менеджмента

    Первая лекция знакомит слушателей с основными понятиями, которые используются в менеджменте. Слово «управление» мы используем в самых разных его значениях. Управлять можно машиной и предприятием. Слово же «менеджмент» мы употребляем только применительно к социально-экономическим системам, а именно предприятию, организации, коллективу людей. Управленческая деятельностьспецифический вид труда, результатом которого является принятое решение и действия по его исполнению. Управленческий труд существует в самых разнообразных формах: эвристический, административный, операторный труд.

    Наиболее полным, на наш взгляд, является определение понятия «менеджмент», предложенное профессором Уральского государственного технического университета Л.Д. Гительман в его книге «Преобразующий менеджмент». Главная задача менеджмента – обеспечить эффективное управление организацией в условиях меняющейся окружающей среды.

    После изучения материала лекции постарайтесь ответить на поставленные вопросы.

    План лекции:

    1.Управление как вид деятельности.

    2. Виды управления.

    3. Менеджмент наука или искусство?

    4. Определение понятия «Менеджмент».

    5. Задачи менеджмента.

    6. Функции менеджмента.

    7. Принципы менеджмента.

    8. Вопросы и задания.

    Управление многообразно, существует техническое управление – управление машинами механизмами; государственное управление – управление жизнью людей через различные институты; идеологическое управление – внедрение в сознание общества различных концепций; управление социальными процессами – движение в защиту мира; хозяйственное управление – управление производственной и экономической деятельностью.

    Под управлением понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

    Объект управления имеет пространственные границы и временные. Это часть окружающей среды, персонал фирмы, на что (кого) направлены конкретные управленческие действия (процессы).

    Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение, осуществляющее управление, вырабатывающие управленческие решения.

    Субъект управленческой деятельности физическое лицо, живой человек, через него реализуется управленческое решение.

    Субъекты управленческой деятельности – руководители различных рангов и исполнители. Необходимость управления организацией обусловливается потребностями: спланировать работу; расставить персонал и координировать его действия; принимать наилучшие решения; активизировать и стимулировать деятельность персонала; осуществлять контроль и учет выполненной работы; вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности. Перечисленные потребности управленческого воздействия чрезвычайно сложны. В них должны найти отражение интересы населения, персонала организации, закономерности развития экономики, хитросплетения финансирования и кредитования, таинства предвидения и риска. Особенно сложным становится управление организацией в условиях современной рыночной системы. Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмент.



    Управленческая деятельность – это специфическая разновидность трудового процесса и характеризуется присущими ему элементами:предметом труда (информация, решения); средствами труда

    (компьютеры, авторучки … человек); самим трудом (сложный, умственный труд); его результатами (достижение поставленных целей). Управленческий труд существует в следующих формах. Эвристический предполагает анализ и изучение проблем, разработку вариантов решения, в основном, стратегического характера; характерен для руководителей различного уровня и специалистов. Административный труд – удел руководителей, предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных, осуществляется в виде: распоряжений (устные, письменные, по исполнению принятых решений); контроля над работой подчиненных; обмена информацией. Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией, охватывает такие виды деятельности, как: документация (оформление, размножение, хранение документов); счетно-учетная (сбор статистической информации); коммуникативно-техническая (обработка информации).

    А.С. Матвеев

    Управление в структуре социального действия

    Современный мир, как единая «живая» система состоит из множества институтов (семьи, государства и т.д.), которые функционируют благодаря взаимосвязи между собой и взаимопроникновению друг в друга. Представьте, насколько неэффективным был бы образовательный процесс индивида в отрыве от воспитания в семье и социализации его как субъекта общества.

    Но в условиях постоянного ускорения мирового развития, которое выражается в немыслимой скорости прогресса (всего 10 лет назад было почти фантастикой держать на ладони устройство, которое вмещает в себя internet , цифровое телевещание, GPS -навигацию, видеокамеру, мобильный телефон и многое другое), масштабах наращивания научного и практического знания, параллельно с этим освещаемого в СМИ (адронный колладер и рассуждения об образовании, в связи с этим, черной дыры на планете Земля), транснациональных корпорациях, где бок о бок работают люди совершенно разных религиозных концессий, когда теряется культурная обособленность субъекта, индивиду все труднее и труднее вливаться, социализироваться в этом огромном океане, именуемым Мир. Представьте тот огромный поток информации, который ежеминутно, начиная с самого пробуждения, получает, обрабатывает и запоминает человек (этой проблеме посвящена работа Тоффлера Футурошок ).

    На более высоких уровнях функционирования (например, политические организации) эта система также работает благодаря хорошо выстроенным организационным связям между частями системы. Данная система требует постоянного внимания и контроля для успешного функционирования, ведь неверно выстроенные связи, некорректная подача информации со стороны управляющего субъекта может привести к глобальным катаклизмам, волне протеста против действующего политического режима (например, информация о сносе берлинской стены).

    С древних времен человек, как мыслящее существо стремится приспособить окружающую себя природу и действительность, для максимально удобного существования (греч. «манус» – рука, управлять). Управление с древности связывалось с насильственным подчинением индивидуального сознания для достижения коллективных интересов. Хаммурапи – свод законов, состоящий из 282 статей затрагивающих в своем регулировании все сферы жизни общества.

    Управление, как отдельный вид знания, выделилось из структуры научного познания и получило широкое распространение лишь в середине 19 – нач. 20вв. и связывалось с трудами А. Файоля, Ф. Тейлора, Г.Форда, Л. Урвика, Фрэнк и Лилиан Гилбрейт и др. Именно тогда были выделены 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.

    Определений управления в научной литературе существует огромное количество, которое постоянно увеличивается с приходом в научную теорию об управлении новых авторов, в связи с тем, что собственно управление (как некий инструментарий для достижения целей) находится на стыке нескольких наук. Так, специалист в области социологии труда, дав свое определение управлению, будет также прав, как и специалист в области финансового анализа, определяющий понятие «управление портфелем». Конкретизация понятия, сужение или обобщение определения зависит от задач, предполагаемых для решения. Приведем общее определения для понятия «управления» в философском аспекте.

    Управление - действия субъекта реальности , направленные на изменение и манипуляцию объектами и субъектами этой (но никакой другой) реальности ( системы управления ) по заранее продуманной программе ( подходу , выработанным принципам , концепции , «заложенному» генетически и другим неизбежным факторам ).

    Это наиболее общий процесс осознанной деятельности , осуществляемый разумными существами . Сущность управления проявляется в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Эффективность управления определяется тем, насколько правильно понимается и на деле обеспечивается вза имодействие сознательной руководящей деятельности и объектив ных закономерностей развития общественного производства. Задача субъектов управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними, воздействовать на управляемый объект. Управление является элементом организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических) и его продуктом являются связи: позиции, зависимости, структуры, а также такие объекты, как целевые группы, организации, социальные институты.

    Существует 2 типа управления, сходных по функциям, достигаемым задачам (миссиям), но различными по методам реализации и претворения в жизнь управленческих решений. Это управление фирмами и социальное управление.

    «Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем» .

    Социальное управление имеет своей целью упорядочение организации системы, достижение оптимального функционирования и развития, осуществление поставленной цели.

    При этом под социальными проблемами понимаются ситуации, несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации, или отклонения от общепринятых социальных норм. Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности.

    Чем такая строгая наука об управлении может помочь в развитии общества, в решении межличностных конфликтов? Чтобы понять сущность явления (например, общества), необходимо понять его структуру.

    Как и всякая природная структура, структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других. Нет и не может быть общества без тех или иных групп, объединений людей, также как и без отдельных индивидов, выступающих в качестве далее неделимых «социальных атомов», «первокирпичиков» социального бытия. Человек обрел свои основные родовые качества как существо коллективное. Поэтому человек и общество всегда были и будут находиться в неразрывной связи друг с другом подобно двум сторонам одной медали. Но все же человек и общество - явления разные, они далеко не тождественны друг другу. Точно так же как живой организм обладает свойствами, которых нет ни у одной из составляющих его многочисленных клеток, так и общество представляет собой не только нечто большее, чем отдельный индивид, но также и нечто более сложное, чем простая сумма всех составляющих его индивидов. Каждая социальная общность поэтому представляет собой не только совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей, но и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность.

    Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих: 1) это совокупность индивидов, людей, их объединений, 2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

    Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов делом гораздо более сложным, нежели изучение отдельных людей, их организаций и объединений, обнаружить и исследовать которые было не столь трудно. Дело в том, что связи и взаимоотношения между людьми носят незримый, бесплотный, невещественный характер. Так, любое взаимодействие индивидов представляет собой некоторую целостную систему, функционирование которое работает благодаря выстроенной организационной связи. Например, простейшая модель коммуникации включает в себя: коммуникатора (кто передает?), сообщение (что передает?), реципиент (кому передает?), канал (каким образом передает?), реакция (какой эффект от передачи?).

    Первые представления об органической целостности, системности в природе и обществе зародились уже в древней философии. Так, в древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций) они определялись категорией Дао, а в древнегреческой (Платон, Аристотель) - понятием Логос. Оба этих понятия выражали одну и ту же мысль об упорядоченности, организованности мира, органическом единстве составляющих его частей, неба и земли, природы и общества, личности и власти.

    Но наиболее глубоко проблему системности разработали мыслители XIX-XX вв.: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс и др. Им принадлежит заслуга детальной разработки основных понятий современной социальной философии.

    Элемент или часть общества представляют собой мельчайшую частицу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов и частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты.

    Под отношениями понимается определенная связь, взаимозависимость между частями, элементами общества. Отношения - своего рода невидимый цементирующий материал, который сплачивает людей в общество, превращает его в целостный монолит.

    Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.

    При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Они тесно связаны между собой, хотя и противоположны по смыслу.

    Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на объект, представляющий собой более пассивное явление.

    В качестве объекта могут выступать как веши, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.

    И, наконец, обобщающее понятие социальной философии -
    категория социальной структуры охватывает всю совокупность связей и отношений социальных субъектов (по поводу тех или иных объектов), образующих целостный социальный организм.

    Уже этот перечень основных категорий, с помощью которых современная философия описывает социальный организм, обнаруживает, что социальная система существенно отличается от природных систем.

    Для социальной философии исследование человеческой деятельности является одной из главных задач. Но человеческая деятельность является следствием взаимодействия в социальной системе, т.е. в обществе. Эффективное взаимодействие зависит от хорошо выстроенных организационных связей между субъектами взаимодействия. Эффективность общественного или совместного труда людей обеспечивается наличием управления как обязательного состав ного элемента совокупного труда, выполняющего особые функции в общем процессе производства. От реализации управления во многом зависят эффективность, результативность совместных действий. Производство в целом как система предполагает уп равление средствами труда и управление работниками .

    Общеизвестно, что развитие общества осуществляется при необходимом участии человека, его сознательной активности, вследствие чего преобразовательную деятельность зачастую ассоциируют с движением социальной формы материи. Но очевидно, что общетеоретическая категория деятельности имеет определенную делимость на различные виды и формы.

    В связи с этим исследование феномена социальной деятельности представляется как изучение одной из форм сознательной человеческой активности, специфика которой заключается в раскрытии сущности «социального» как ее определения, т.е. соответствующей сферы реализации деятельности.

    Очевидно, что стремительность социальных изменений в век информационной и технологической революций активизирует процесс научного рефлексирования, диктует необходимость существенной корректировки исходных обществоведческих постулатов, что, естественно, ставит вопрос о трансформации понятийно-категориальной системы в аспекте расширения ее дифференцирующих и интегрирующих возможностей.

    Актуальность разработки философских основ социальной деятельности, обращение к ее эвристическому и методологическому потенциалу диктуется потребностями моделирования, прогнозирования явлений социальной жизни, конструирования собственно субъектных оснований деятельности в сложноорганизованной общественной системе.

    Проблема деятельности, в том числе социальной, занимала одно из центральных мест в западной теоретической социологии и социальной философии марксизма. Если в первом случае проблема социальной деятельности (социального действия) явилась логическим следствием осмысления природы западного либерализма, то марксизмом данное понятие было синтезировано из категорий «деятельность», «практика», «социальная практика».

    Исследование социальной деятельности в традиции западной теоретической социологии обязано возникновению так называемых теорий социального действия. В частности, Ф.Знанецкий и М.Вебер исходили из общих номиналистических представлений, связанных с переводом анализа социальной реальности на микроуровень - в плоскость взаимодействия индивидов и малых социальных групп. При этом социальным действие делало наличие реакции на него со стороны другого субъекта. Т.Парсонс и Ю.Хабермас пытались преодолеть субъективистское понимание детерминационных моментов в социальном действии, выявляя объективные факторы его формирования.

    В отечественной социально-философской мысли рассмотрение социальной деятельности как феномена социальной реальности и соответствующей философской категории длительное время не находило должной поддержки. Только со второй половины 1960-70-х годов стали появляться исследования, в которых так или иначе затрагивалась данная проблема - в связи с разработкой понятий «социальные отношения», «общественные отношения», «социальная форма материи» и др. В работах наиболее авторитетных авторов (И.В.Бойченко, А.В.Дроздов, С.А.Кислов, В.И.Куценко, М.В.Лашина, М.Н. Перфильев, Ю.К.Плетников , В.П.Ратников, В.П.Рожин, М.Н.Руткевич, Т.И.Ящук и др.) социальная деятельность, как правило, ассоциировалась с взаимодействием социальных субъектов - социальных общностей (класс, нация, народность, род, племя, семья).

    Анализ понятия социальной деятельности определяется двумя основными факторами. Во-первых, включенностью в контекст общефилософского знания, его методологии, способов познания и описания реальности. Во-вторых, спецификой и дефинициями собственно социальной философии, которая, по справедливому утверждению В.С.Барулина, «...связана с двойной - социологической и философской - интерпретацией каждого отдельного закона и категории» .

    Мы исходим из того, что - именно по причине интегративности - в рамках социальной философии существуют два взаимодополняющих уровня исследования. 1) В социологических границах социальная философия имеет дело с исследованием явлений общественной жизни: их форм, содержания, структуры, закономерностей развития, способов реализации и т.д. Данный аспект исследования позволяет выявить и систематизировать основные категориально-понятийные схемы, отражающие социальную реальность в ее взаимосвязях; представить общество как целостный организм.
    2) Философское же содержание данной научной дисциплины определяется способностью проникновения в сущность явления.

    Целью этого уровня исследования является выявление детерминационных моментов объективного и субъективного, определяющих способ организации и функционирования социальных объектов, а также соотношение материальных и идеальных компонентов как системообразующих этот объект.

    Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которой является целесообразное освоение и преобразование этого мира. Это содержание реализуется основными структурными элементами социальной деятельности, которые присутствуют уже в ее простейшей индивидуальной форме, т. е. во взаимодействии человека с вещью или с другим человеком.

    Первым элементом в структуре любого социального действия, важнейшим и необходимым фактором всякой деятельности является человек, люди, индивиды. Без человека невозможна никакая социальная деятельность. Он - активная сторона этой деятельности, ее субъект – это обуславливается исключительно наличием у него сознания и воли, осознанной постановкой цели и путей ее достижения.

    Вторым элементом социального действия являются объекты деятельности - вещи, которые в свою очередь четко разделяются на две подгруппы. Одна из них - орудия и средства материального производства. Другими словами, к этой группе объектов деятельности относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим многообразным потребностям.

    Еще одной группой объектов являются средства, не менее необходимые для человеческой деятельности, чем вещи, но не имеющие вещественного, материального характера. Данные объекты деятельности настолько своеобразны, отличны от вещей, что при рассмотрении структуры социального действия их обычно выделяют в особый, третий компонент. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заключенная в различного рода бумажных и электронных носителях, книгах, магнитных лентах, дискетах и т.п. Это символы, знаки. Они, как и вещи, являются необходимым условием всякой человеческой деятельности. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обеспечивают целенаправленность индивидуальной деятельности, а при коллективной - также и ее согласованность. Если физические вещи служат непосредственно для приспособления человека к окружающей действительности, то символы облегчают для него, иногда многократно, решение этой задачи.

    Кроме названных трех, имеется и еще один, четвертый, необходимый элемент социального действия.

    Это связи, отношения между указанными основными факторами социального действия. Как показывает опыт, механический набор рассмотренных трех элементов - людей, вещей и символов - не образует еще ни социального действия, ни социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними. Именно поэтому устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общественной жизни.

    Для эффективного управления системой необходимо выстраивание вышеуказанных организационных связей между частями системы. В связи с чем, необходимо четкое представление о специфических свойствах данных частей (в нашем случае это представление об объекте и субъекте деятельности).

    Функции управления имеют три общих характеристики. Во-первых, они обладают единством цели. Во-вторых, они требуют принятия решений. В-третьих, для всех необходима информация и коммуникации. Вследствие того, что эти характеристики связывают все управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, цели, принятие решений и коммуникации в научной литературе часто называют интеграционными процессами.

    В управлении социальной деятельностью главенствующей целью будет формирование связи между субъектом и объектом. Цель представляет собой идеальный образ состояния управляемой системы. Этот образ формируется на основании желаемых результатов деятельности.

    Если говорить об обществе, то в данном случаем функцией управления можно считать такое взаимодействие индивидов и социальных групп, которое бы приводило к развитию общества, к сглаживанию и устранению социальных конфликтов и социальной напряженности внутри него. Если поставленная субъектом управления цель отражает совпадающие интересы всех или большей части социальных групп, то цель является интегрирующим фактором, объединяет людей, заставляет их искать рациональные варианты осуществления совместной деятельности, позволяет получать определенные результаты, связанные общим направлением в движении к цели. Именно поэтому управление в структуре социальной деятельности является важнейшим фактором в деятельности общества, позволяющим организовать взаимодействие частей системы «общество».