В правовую инспекцию труда профсоюза. Профсоюзный контроль за условиями труда. Как не допустить злоупотреблений инспекторов Участие профсоюзного инспектора в дополнительном расследовании несчастного случая не является обязательным

  • 05.11.2021

Ст. 370 ТК РФ предусматривает право профсоюзов создавать технические инспекции труда профсоюзов. Задача ТИТП - осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. ТИТП общероссийских профсоюзов и их объединений наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями. ТИТП межрегиональных и региональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов действуют на основании положений, принимаемых этими объединениями в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профсоюзов. Профсоюзные технические инспекторы труда имеют право беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок. При этом полномочия профсоюзных инспекторов включают не только проверку соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и проверку соблюдения законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий колдоговора, соглашения. Профсоюзные технические инспекторы труда имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе; предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных колдоговорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; участвовать в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных колдоговорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участвовать в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве. При осуществлении своих полномочий ТИТП взаимодействует с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

ПРЕЗИДИУМ ЦК ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Положения о правовой инспекции
труда профсоюза


В целях осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, укрепления и развития форм правовой защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза и в соответствии со президиум ЦК профсоюза

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее - Положение).

3. Территориальным комитетам профсоюза до 1 января 2003 года провести необходимые мероприятия по формированию правовой инспекции труда на территориальном уровне организационной структуры профсоюза в соответствии с Положением.

4. Считать утратившим силу пункт 6 постановления президиума ЦК профсоюза от 21.04.98 N 15 "О практике организации работы по оказанию юридической помощи членам профсоюза и по реализации прав на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде Свердловской, Калужской, Иркутской, Пермской территориальными организациями профсоюза".

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя профсоюза В.С.Павлихина.

Председатель профсоюза
В.М.Яковлев

Приложение. Положение о правовой инспекции труда Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Приложение
к постановлению президиума
ЦК профсоюза
от 04.10.2002 N 11

I. Общие положения

1.1. работников народного образования и науки РФ (далее - правовая инспекция труда профсоюза) является федеральной системой органов, осуществляющих профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных , а также по другим социальным и трудовым вопросам в образовательных учреждениях различных типов и видов, организациях, предприятиях и учреждениях системы образования и науки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), в которых работают члены профсоюза на территории Российской Федерации.

1.2. Правовая инспекция труда профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации , Трудовым кодексом Российской Федерации , Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" , Законом Российской Федерации "Об образовании" , Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" , иными законами и нормативными правовыми актами, а также Уставом Профсоюза работников народного образования и науки РФ и настоящим Положением.

1.3. Правовая инспекция труда профсоюза при осуществлении своих полномочий взаимодействует с федеральной инспекцией труда, другими органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другими органами, осуществляющими надзорные и контрольные функции, прокуратурой и иными правоохранительными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами по охране труда и работодателями, другими государственными и общественными организациями.

1.4. Правовая инспекция труда профсоюза формируется на федеральном и территориальных уровнях организационной структуры профсоюза, образуя систему профсоюзного контроля в организациях, в которых работают и обучаются члены профсоюза.

Правовая инспекция труда профсоюза является самостоятельным и независимым в своих оценках состояния и условий соблюдения трудового законодательства уполномоченным представительным органом профсоюза, который обеспечивает защиту социально-трудовых прав членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

II. Функции правовой инспекции труда профсоюза

Правовая инспекция труда профсоюза в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции:

2.1. Осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов в области социального партнерства, регулирования деятельности профсоюзов, занятости, приватизации, ликвидации и реорганизации в организациях, в которых работают члены профсоюза.

2.2. Обеспечивает правовую и социальную защиту прав работников (членов профсоюза) и профсоюзных организаций от противоправных действий (бездействия) работодателей и их представителей, нарушающих или ограничивающих права работников, установленные международными нормами, законами и иными нормативными правовыми актами, а также социально-трудовых льгот и гарантий, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами.

2.3. Организует и проводит проверки соблюдения работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с ними законодательных и иных нормативных правовых актов, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

2.4. Участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.

2.5. Разрабатывает рекомендации, дает разъяснения по практике осуществления социального партнерства в отрасли, заключения коллективных договоров и соглашений, по вопросам применения трудового, пенсионного, жилищного законодательства, а также по вопросам социального страхования, занятости, организации летнего отдыха и оздоровления детей и другим социально-трудовым вопросам.

2.6. Обобщает и анализирует деятельность первичных и территориальных профсоюзных организаций, правовых инспекторов труда профсоюза по контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.7. Информирует соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления о фактах нарушения трудового законодательства.

В случае невыполнения требований правовых инспекторов труда профсоюза направляет в федеральную инспекцию труда, органы прокуратуры сообщения о фактах нарушения трудового законодательства, законодательства о профсоюзах и других нарушениях прав работников и их представителей.

2.8. Осуществляет взаимодействие с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам участия в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предварительного изучения проектов нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые права и профессиональные интересы работников, и при необходимости вносит по ним предложения в руководящие органы профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.

2.9. Взаимодействует с судебными и правоохранительными органами в целях формирования и изучения правоприменительной практики по вопросам правовой защиты работников.

2.10. Участвует в работе по правовому воспитанию, распространению правовых знаний по соблюдению трудового законодательства.

2.11. Вносит на рассмотрение соответствующего выборного профсоюзного органа предложения по вопросам соблюдения трудового законодательства, совершенствования системы профсоюзного контроля в этой области.

2.12. Оказывает методическую и практическую помощь первичным и территориальным профсоюзным организациям, правовым инспекторам труда профсоюза по проведению ими работы по контролю за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2.13. Организует и проводит регулярное обучение и повышение квалификации правовых инспекторов труда профсоюза и профсоюзного актива по вопросам применения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.

2.14. Оказывает помощь членам профсоюза, первичным и территориальным профсоюзным организациям в подготовке исковых заявлений и других документов, необходимых для судебной и иной защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза.

2.15. Ведет прием, рассматривает заявления, жалобы и иные обращения членов профсоюза, первичных и территориальных профсоюзных организаций по вопросам соблюдения трудового законодательства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников, принимает необходимые меры по устранению фактов нарушения трудового законодательства и прав заявителей, оказывает консультационную помощь членам профсоюза по правовым вопросам.

III. Формирование правовой инспекции труда профсоюза

3.1. Общее руководство деятельностью правовой инспекции труда профсоюза осуществляет президиум ЦК профсоюза, текущее руководство осуществляет председатель профсоюза.

Руководство деятельностью правовой инспекции труда профсоюза, действующей на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководящим органом территориальной организации профсоюза.

3.2. Правовая инспекция труда профсоюза формируется по отраслевому принципу на федеральном и территориальном уровнях структуры профсоюза и состоит из правовой инспекции труда ЦК профсоюза, возглавляемой главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, и правовых инспекций труда территориальных организаций профсоюза, возглавляемых главными правовыми инспекторами труда соответствующих руководящих органов территориальных профсоюзных организаций.

Правовые (главные правовые) инспектора труда профсоюза являются штатными работниками аппаратов профсоюза, территориальных профсоюзных организаций.

3.3. На должность правового инспектора труда профсоюза назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет.

На должность главного правового инспектора профсоюза назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее пяти лет.

3.4. Правовой инспектор труда профсоюза назначается и освобождается от должности решением уполномоченного органа профсоюза, территориальной организации профсоюза.

3.5. Профсоюз, территориальная организация профсоюза самостоятельно с учетом финансовых возможностей определяет штатную численность правовых инспекторов труда профсоюза.

3.6. Председатель территориальной организации профсоюза в обязательном порядке уведомляет ЦК профсоюза и главного правового инспектора труда ЦК профсоюза о назначении на должность и освобождении от должности правовых инспекторов труда профсоюза.

3.7. Правовому инспектору труда профсоюза выдается удостоверение установленного образца (приложение 5).

Удостоверение заверяется печатью территориальной профсоюзной организации (профсоюза) и подписывается председателем территориальной профсоюзной организации (председателем профсоюза).

При освобождении от должности правового инспектора труда профсоюза (при прекращении деятельности внештатного правового инспектора труда профсоюза) удостоверение подлежит возврату.

3.8. Правовой инспектор труда профсоюза непосредственно подчиняется председателю территориальной профсоюзной организации (председателю профсоюза), а также выполняет решения, принятые руководящими органами профсоюза, территориальных профсоюзных организаций и главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, в пределах своей компетенции.

3.9. Статус внештатного правового инспектора труда профсоюза в отношении полномочий и ответственности приравнивается к статусу штатного правового инспектора труда профсоюза.

3.10. Председатель территориальной профсоюзной организации вправе поручить правовому инспектору труда профсоюза с учетом его знаний и практического опыта выполнять отдельные функции технического инспектора труда профсоюза, если должность последнего не предусмотрена штатным расписанием.

3.11. Правовые инспектора труда профсоюза не реже чем раз в три года проходят обучение и аттестацию по утвержденной ЦК профсоюза программе.

3.12. Правовой инспектор труда профсоюза должен быть членом профсоюза.

IV. Полномочия правовых инспекторов труда профсоюза

Правовые инспектора труда профсоюза имеют право:

4.1. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями, их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

4.2. В установленном порядке беспрепятственно посещать организации, в которых работают члены профсоюза, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и составлять акт о выявленных нарушениях (форма N 3-ПИ) (приложение 3).

4.3. Проводить консультации с работодателями, их представителями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

4.4. Обсуждать и получать от работодателей информацию по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников организаций в области соблюдения их трудовых прав и профессиональных интересов, законности проведения реорганизации или ликвидации организаций.

4.5. Участвовать в разработке и осуществлении контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.

4.6. Защищать права и интересы членов профсоюза, выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе членов профсоюза в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, для защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.

4.7. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма N 1-ПИ) (приложение 1).

4.8. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами, а также с изменениями условий труда.

4.9. Принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также согласовании их в установленном порядке, в разработке коллективных договоров и соглашений, в подготовке решений профсоюзных органов по социально-трудовым вопросам.

4.10. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (форма N 2-ПИ) (приложение 2).

4.11. Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда).

4.12. Получать для осуществления своей деятельности бесплатно и беспрепятственно от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам, касающимся работников отрасли.

4.13. Главный правовой инспектор труда профсоюза наряду с правами, указанными в пунктах 4.1-4.12 настоящего Положения, имеет право рассматривать возникшие разногласия между работодателями, их представителями и иными должностными лицами организаций (при их обращении) и правовыми инспекторами труда профсоюза по вопросам, входящим в их компетенцию, и принимать по ним решения.

4.14. Главный правовой инспектор труда ЦК профсоюза выполняет функции по:

- непосредственному организационному и методическому руководству деятельностью правовой инспекции труда профсоюза, широкому информированию о ее деятельности;

- координации работы правовых инспекторов труда профсоюза, оказанию содействия в выполнении возложенных на них задач;

- осуществлению контроля за соответствием действующему законодательству принятых правовыми инспекторами труда профсоюза решений;

- представлению в ЦК профсоюза, а также в ФНПР ежегодной информации о деятельности правовой инспекции труда профсоюза и внесению предложений по ее совершенствованию и премированию правовых инспекторов труда профсоюза;

- организации обучения и повышения квалификации правовых инспекторов труда профсоюза в соответствии с планами, утверждаемыми президиумом ЦК профсоюза.

4.15. Разногласия по решениям, принятым главным правовым инспектором труда ЦК профсоюза, рассматриваются на заседании президиума ЦК профсоюза.

V. Заключительные положения

5.1. Жалобы на принятые решения правовых инспекторов труда профсоюза рассматриваются соответствующим руководящим органом территориальной организации профсоюза, а при необходимости выборным профсоюзным органом вышестоящей организации профсоюза. Окончательное решение принимает президиум ЦК профсоюза.

5.2. Правовой инспектор труда профсоюза ведет учет своей деятельности и отчитывается перед организацией, в которой он принят на работу.

5.3. Правовой инспектор труда профсоюза ежегодно не позднее 1 февраля следующего за отчетным года представляет в ЦК профсоюза отчет о работе правовой инспекции труда территориальной организации профсоюза по установленной форме (форма N 4-ПИ) (приложение 4).

К отчету о работе правовой инспекции труда территориальной организации профсоюза в обязательном порядке прилагается пояснительная записка с информацией, раскрывающей содержание отмеченных значком * пунктов отчета, а также иная дополнительная информация правового характера.

5.4. Внештатный правовой инспектор труда профсоюза освобождается от основной работы для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, для участия в семинарах, совещаниях, конференциях, съездах и в работе других выборных профсоюзных органов. Условия освобождения его от основной работы и порядок оплаты времени выполнения обязанностей правового инспектора труда профсоюза и обучения определяются коллективным договором, соглашением.

Приложение 1 к Положению. Представление N __ от "__" _______ 200_г. об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 1
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ


Форма N 1-ПИ


Правовая инспекция труда профсоюза

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ N __ от "__" _______ 200_г.
об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

(должность, наименование организации, фамилия, имя, отчество)

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации , статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предлагаю устранить следующие нарушения:

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения


О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прошу сообщить в правовую инспекцию труда профсоюза в срок до "__" _______ 200_ г.

Представление получил
"__" __________ 200_ г.

(должность, фамилия, имя, отчество)


Примечание. Представление выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство. Копии представления направляются руководителю организации и в выборный профсоюзный орган организации.

Приложение 2 к Положению. Требование N__ от "__" _______ 200_ г. о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 2
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Форма N 2-ПИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Правовая инспекция труда профсоюза

ТРЕБОВАНИЕ N__ от "__" _______ 200_ г.
о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов
и иных актов, содержащих нормы трудового права

(должность, наименование государственного,

правоохранительного органа, организации, Ф.И.О.)

В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса Российской Федерации , статьей 19 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" обращаюсь с требованием о привлечении к _____________________

(дисциплинарной, административной, уголовной)

ответственности

(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)

и иных нормативных правовых актов)

О принятом решении прошу сообщить в правовую инспекцию труда профсоюза в срок до "__" _______ 200_ г.

Приложение. Представление N ____ от "__"__________ 200_ г.

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)

Приложение 3 к Положению. Акт о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Приложение 3
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ


Форма N 3-ПИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Правовая инспекция труда профсоюза

АКТ
о нарушении трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права

Составлен правовым (главным правовым) инспектором труда профсоюза

(фамилия, имя, отчество)

О нарушении трудового законодательства

(фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации)

(краткое содержание нарушений трудового законодательства

с указанием статей правовых актов)

Объяснение должностного лица, допустившего нарушение:

"__" __________ 200_ г.

(подпись)

Решение правового (главного правового) инспектора труда профсоюза

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

(подпись, дата, фамилия, имя, отчество)


"__" _____ 200_ г.

Примечание. Акт составляется в трех экземплярах: первый - выдается лицу, нарушившему трудовое законодательство, второй - направляется руководителю организации, третий - передается в выборный профсоюзный орган организации.

Приложение 4 к Положению. Отчет о работе правовой инспекции труда ____________ территориальной организации профсоюза за 200_ г.

Приложение 4
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Форма N 4-ПИ

Наименование раздела

Число правовых инспекторов труда

Число внештатных правовых инспекторов труда

Проверено учреждений комплексно (по всем вопросам применения трудового законодательства):

а) дошкольного образования

Число представлений (требований) об устранении нарушений трудового законодательства по учреждениям / из них выполнено:

а) дошкольного образования

б) общего среднего образования

в) начального и среднего профессионального образования

г) высшего профессионального образования

Восстановлено на работе:

а) по требованию профсоюзной организации

б) по результатам обращения в государственную инспекцию труда

Привлечено по требованию профсоюзной организации к ответственности должностных лиц за нарушение трудового законодательства, условий коллективного договора, соглашения:

а) дисциплинарной, в том числе уволены

б) иной ответственности (материальной, административной, уголовной)

Направлены материалы в комиссию по трудовым спорам

Направлены материалы в государственную инспекцию труда

Количество предписаний государственной инспекции труда об устранении нарушений трудового законодательства

Направлены материалы в прокуратуру

Количество протестов и представлений об устранении нарушений законодательства

Направлены материалы в суд / из них удовлетворены полностью или частично:

а) о взыскании заработной платы, пособий и иных обязательных социальных выплат

б) о восстановлении на работе

в) по другим индивидуальным трудовым спорам

д) об обжаловании действий и решений органов власти и должностных лиц, нарушающих социально-трудовые права работников

Количество трудовых споров, рассмотренных с участием профсоюзной организации:

а) коллективных, в т.ч. забастовок

б) индивидуальных

Из них решены положительно:

а) коллективных, в т.ч. по результатам забастовок

б) индивидуальных

Количество проведенных экспертиз проектов, а также действующих нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников образования

Рассмотрено писем

Принято на личном приеме


"__" _____ 200_ года

Правовой (главный правовой) инспектор труда профсоюза

Председатель территориальной организации профсоюза

(подпись, фамилия, имя, отчество)

Приложение 5 к Положению. Форма Удостоверения правового (главного правового) инспектора труда профсоюза

Приложение 5
к Положению о правовой
инспекции труда Профсоюза
работников народного
образования и науки РФ

Лицевая сторона

УДОСТОВЕРЕНИЕ


Внутренняя сторона (левая часть)

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

УДОСТОВЕРЕНИЕ N _____

Место для фото

Выдано
"__" ________ 200_ г.

Личная подпись


Внутренняя сторона (правая часть)

(фамилия, имя, отчество)

работает в должности

правового (главного правового) инспектора труда

(наименование территориальной организации профсоюза)

Председатепь территориальной организации

профсоюза

Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 1, 2003 год

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в лице правовых и технических инспекций труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, в том числе законодательства но охране труда.

Профсоюзным представителем (доверенным лицом) может быть профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа. Такое определение закреплено в ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

Контроль за охраной труда силами уполномоченных лиц осуществляется непрерывно. Это качество выгодно отличает данный вид контроля от всех других его форм. Чем больше работников будет привлечено к общественному контролю, тем выше будет его эффективность.

Уполномоченные лица по охране труда действуют на основе Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 апреля 1994 г. № 30, а также на основе типового положения об уполномоченном профсоюзного органа по охране труда, утвержденного соответствующим постановлением руководящего выборного органа соответствующего общероссийского профсоюзного объединения, или аналогичного документа.

Профсоюзы обеспечивают выборы уполномоченных в организации и в ее структурных подразделениях. Уполномоченные избираются открытым или тайным голосованием на собрании (конференции) первичной профсоюзной организации или на общем собрании работников организации и структурного подразделения на срок полномочий выборного профсоюзного органа. Из общего количества уполномоченных может избираться старший уполномоченный по охране труда организации, который может быть членом профсоюзного комитета. Старший уполномоченный и другие уполномоченные (из структурных подразделений) могут избираться в состав совместного комитета (комиссии) по охране труда организации. При наличии в организации нескольких профсоюзов каждому из них предоставляется право выдвигать кандидатуры для выбора своих уполномоченных. Старший уполномоченный по охране труда профсоюза координирует работу всех уполномоченных по охране труда организации.

В соответствии со ст. 25–27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" на уполномоченного распространяются гарантии как на работника, входящего в состав профсоюзного органа и не освобожденного от основной работы или избранного (делегированного) в профсоюзные органы.

Техническая инспекция труда профсоюза, ее права

В соответствии со ст. 370 ТК РФ для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением коллективных договоров, соглашений, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов , которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утвержденными общероссийскими профессиональными союзами и их

объединениями. Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Постановлением Исполнительного комитета Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) от 19 декабря 2005 г. № 7–6 утверждена новая редакция Положения о технической инспекции труда, где закреплены основные задачи технической инспекции, а также ее полномочия.

В соответствии с упомянутым Положением техническая инспекция труда является уполномоченным представительным органом профсоюзов, самостоятельна и независима в своей деятельности и руководствуется нормами Конституции РФ, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и окружающей природной среды, социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уставами профсоюзов и Положением о технической инспекции труда.

Техническая инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органами законодательной и судебной власти, правоохранительными органами, территориальными органами федеральных служб и агентств, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими функции в области обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с работодателями и их объединениями. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов, совместными комитетами (комиссиями) по охране труда, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей природной среды.

Руководители технической инспекции труда общероссийского объединения профсоюзов, общероссийского профсоюза и их профсоюзных организаций, территориального объединения организаций профсоюзов являются главными техническими инспекторами труда соответствующего профсоюзного органа. Их заместители являются заместителями главного технического инспектора труда.

Технические инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие функции:

  • – принимают участие в разработке и формировании федеральных, региональных и отраслевых программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, специальных мер по социальной защите работников, пострадавших на производстве;
  • – вносят предложения по вопросам охраны труда, промышленной и экологической безопасности и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения;
  • – обобщают опыт применения федерального, регионального законодательств в области охраны труда, окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и вносят предложения по их совершенствованию;
  • – оказывают консультативную помощь первичным профсоюзным организациям но вопросам условий и охраны труда, окружающей среды, здоровья работников, а также по формированию мероприятий к разделу коллективного договора и соглашения по охране труда;
  • – информируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – участвуют в распространении знаний в области охраны труда и окружающей среды, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – проводят выборочную экспертизу проектов на строительство и реконструкцию действующих объектов производственного назначения, новых технологий, оборудования, машин, механизмов, транспортных средств, на соответствие их требованиям охраны труда и экологической безопасности, а также средств коллективной и индивидуальной защиты работников на наличие сертификата соответствия или безопасности;
  • – рассматривают обращения членов профсоюзов по вопросам охраны труда, окружающей среды и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – совместно с профсоюзным активом по охране труда осуществляют контроль за выполнением работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных в коллективном договоре и соглашении, а также за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • – оказывают методическую помощь уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда профсоюзов, выполняют другие функции.
14.04.2015

П О Л О Ж Е Н И Е
О ГЛАВНОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ИНСПЕКТОРЕ ТРУДА
ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ РАН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано на основании и в соответствии с Уставом Профсоюза работников РАН, (далее Профсоюз) Федеральными законами: «Трудовой кодекс Российской Федерации», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об обязательном социальном заболеваний», «О специальной оценке условий труда», а также другими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности, права и обязанности главного технического инспектора труда профсоюза.

1.3. Главный технический инспектор труда профсоюза совместно с комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюза по охране труда осуществляет профсоюзный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в организациях.

1.4. Работает в тесном контакте с первичными профсоюзными организациями, общественными союзами и ассоциациями в области охраны труда и окружающей среды.

1.5. Главный технический инспектор труда является уполномоченным представителем профсоюза, самостоятелен и независим в своих оценках состояния условий, охраны труда, промышленной безопасности в организациях, руководствуется нормами Конституции Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о труде, охране труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Уставом Профсоюза и настоящим Положением и защищает права членов профсоюза на всей территории Российской Федерации.

2 . ФУНКЦИИ ГЛАВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА ПРОФСОЮЗА

2.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями и их представителями законодательства об охране труда (включая специальную оценку условий труда), охране окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров, соглашений в сфере охраны труда в организациях, в которых работают члены Профсоюза работников РАН.

2.2. Организация и проведение проверок состояния условий и охраны труда в организациях, ранее входивших в состав РАН. В контрольной деятельности инспектора большую часть проверок должны составлять проверки тематического характера.

2.3. Защита законных прав и интересов членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда: контроль уровня представляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными и опасными условиями труда по результатам СОУТ, на возмещение вреда, причиненного здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей.

2.4. Оказание практической и консультативно-правовой помощи уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда, членам комитета (комиссии) по охране труда, членам профсоюза.

2.5. Контроль, совместно с профсоюзным активом, полноты и правильности расходования средств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на мероприятия по охране труда и окружающей среды.

2.6. Анализ и обобщение причин травматизма, нарушений требований охраны труда и подготовка рекомендаций по их устранению. Подготовка предложений о необходимости внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты и локальные нормативные акты по охране труда.

2.7. Информирование ФАНО России о фактах нарушения законодательства об охране труда, окружающей среды и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

2.8. Изучение и обобщение проблемных вопросов по охране труда. Принятие в пределах своих полномочий необходимых мер для решения вопросов на месте. Представление в Центральный совет профсоюза предложений по проблемам, требующим решения на федеральном уровне. Подготовка предложений по данным вопросам для их внесения межотраслевое соглашение.

2.9. Рассмотрение писем, обращений и заявлений первичных профсоюзных организаций, членов профсоюза по вопросам охраны труда и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Подготовка обоснованных разъяснений, рекомендаций и принятие необходимых мер по устранению установленных фактов нарушения прав заявителей.

2.10. Внесение на рассмотрение выборного профсоюзного органа предложений по вопросам охраны труда, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, совершенствованию системы профсоюзного контроля в этих направлениях.

2.11. Оказание методической и практической помощи руководителям первичных профсоюзных организаций, уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда в организациях. Организация их периодического обучения и повышения квалификации.

2.12. Консультативная помощь и организация подготовки профсоюзного актива к участию в комиссиях по проведению СОУТ. Контроль за обязательным участием представителя профсоюза в комиссии по специальной оценке условий труда и соблюдением требований процедуры СОУТ.

2.13. Внесение в соответствующие профсоюзные органы и работодателям предложений по улучшению условий, охраны труда работающих, а также о применении к должностным лицам экономических санкций за допущенные нарушения в этой области.

2.14. Подготовка ежегодного отчета о проделанной работе.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСПЕКТОРА ТРУДА

3.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению удостоверения установленного образца) организации, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профессионального союза работников РАН, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

3.2. Направлять работодателям обязательные для рассмотрения представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также выявленных нарушений законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3.3.Предъявлять работодателю требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

3.4. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Принимать участие (независимо от сроков давности) в расследовании совместно с государственным инспектором по охране труда выявленного сокрытого несчастного случая на производстве, при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего.
Представлять интересы пострадавшего (по его просьбе) при проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
Защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
Принимать участие в работе специальной комиссии по техническому расследованию аварий на опасных производственных объектах.

3.5. Обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, окружающей среды, обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве, а также невыполнении представлений главного технического инспектора труда.

3.6.Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц, организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

3.7. Принимать участие в разработке нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

3.8. Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

3.9. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями, а также изменениями условий труда.
Обращаться в государственную инспекцию труда по вопросам индивидуального или коллективного трудового спора для принятия мер по устранению нарушений законодательства об охране труда.

3.10. Результаты инспектирования оформляются письменно в виде следующих документов, заполняемых по установленным формам:
форма 1-ТИ - представление об устранении выявленных нарушений норм законодательства об охране труда (приложение № 1);
форма 2-ТИ – требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда (приложение №2); форма 3-ТИ- требование о приостановлении работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (приложение № 3).

Приложение N 1
к Положению о технической
инспекции труда

Форма 1-ТИ

Профсоюз работников РАН
Техническая инспекция труда
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ N ____ __ ________ 20__ г.
об устранении выявленных нарушений норм законодательства
об охране труда, окружающей среды, страховании от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
специальной оценке условий труда

Кому_____________________
(фамилия, имя, отчество)

___________________________________________________________________________

организации
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)



страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных

труда"

ПРЕДЛАГАЮ устранить следующие нарушения:

Перечень выявленных нарушений

Сроки устранения

О результатах рассмотрения Представления и принятых мерах прошу
сообщить в техническую инспекцию труда в срок до __ ___________ 20__ г.


инспектор труда _______________
(подпись)
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Представление получил _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность)
_____________________ _________________________________________________
(Подпись) (дата, время)

Приложение N 2
к Положению о технической
инспекции труда

Форма 2-ТИ

Профсоюз работников РАН
Техническая инспекция труда
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
(почтовый адрес, телефон, факс)

ТРЕБОВАНИЕ N ___ __ ________ 20__ г.
о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении
норм законодательства об охране труда, окружающей среды,
страховании от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, специальной оценке
условий труда

Кому __________________________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество руководителя)
___________________________________________________________________________
органа государственного контроля (надзора)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьей 370 Трудового кодекса
Российской Федерации, статьей 68 Федерального закона "Об охране окружающей
среды", статьей 26 Федерального закона "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний", статьей 25 Федерального закона "О специальной оценке условий
труда"
обращаюсь с требованием о привлечении к ___________________ ответственности
(дисциплинарной,
административной,
уголовной)

___________________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О. лица (лиц), допустивших нарушение)
за ________________________________________________________________________
(краткое изложение нарушений со ссылкой на законодательные и иные
нормативные правовые акты об охране труда,
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
окружающей среды, страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, специальной оценке условий труда)

О принятом решении прошу сообщить в техническую инспекцию труда
в срок до _______________________________
(число, месяц, год)
Приложение: Представление от __ ____________ 20__ г. N _______________
Технический (главный технический) инспектор труда _________________________
(подпись)
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Приложение N 3
к Положению о технической
инспекции труда

Форма 3-ТИ

Профсоюз работников РАН
Техническая инспекция труда
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
(почтовый адрес, N телефона, факса)

ТРЕБОВАНИЕ N ____________ __ ____________ 20__г.
о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы
жизни и здоровью работников

Кому ______________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(должность, название организации)
Копия: Председателю профсоюзного комитета
организации ________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьей 370 Трудового кодекса
Российской Федерации требую приостановить
___________________________________________________________________________
(наименование работ, станков, машин, оборудования,
___________________________________________________________________________
транспортных средств, производственных участков)
___________________________________________________________________________
(изложение нарушений нормативных требований по охране труда,
___________________________________________________________________________
создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью работников,
со ссылкой на статьи и пункты
___________________________________________________________________________
законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда)

Технический (главный технический)
инспектор труда ________________ подпись
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)

Требование получил __ ___________ 20__ г. в __ часов __ минут
________________ __________________________________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
(должность)

Как Вы заметили, чтобы попасть на сайт инспекции труда в Вашем регионе достаточно ввести в адресной строке браузера следующее:git(номер Вашего региона).rostrud.ru Полномочия государственного инспектора труда ДДля того чтобы успешно защищать свои права важно знать, каким образом государственный инспектор труда может Вам помочь! Ознакомьтесь с этими полномочиями инспекторов до обращения в инспекцию труда. Во-первых, Вы лучше поймете, каких действий имеет смысл просить в Вашем конкретном случае. Во-вторых, Вы узнаете, каких полномочий у инспектора по труду нет (например, инспектор не возбуждает уголовных дел, не накладывает арест на имущество и т.д.).

Исходя из этого вы выбираете адресата для письменного обращения: председатель областного комитета вашего профсоюза или председатель территориального объединения профсоюзов. Они, в свою очередь, поручат дело своим правовым инспекторам. Письменное обращение можно принести лично или направить по почте.

Внимание

Сроков ответа на обращения для профсоюзов не предусмотрено, поэтому, если иное не установлено профсоюзными документами, ваше обращение должны рассмотреть в разумный срок. По общему правилу, разумным сроком является месяц. У правового инспектора профсоюза есть существенные полномочия. Во-первых, он может беспрепятственно посещать любого работодателя, у которого работают члены профсоюза, для контроля за соблюдением законодательства – то есть работодатель обязан пропустить инспектора в организацию.


Во-вторых, работодатель обязан предоставить инспектору соответствующие документы.

15.права профсоюзных инспекторов труда.

В-третьих, инспектор вправе направлять работодателю представление об устранении нарушений, а работодатель обязан в недельный срок сообщить о результатах рассмотрения требования и принятых мерах. Работнику также следует знать один нюанс при обращении в профсоюз. Инспектор проводит проверку в двух случаях: при обращении члена профсоюза (проблемная проверка) и согласно плану проверок (плановая проверка), который принимается, как правило, раз в полгода.
Следовательно, если работнику необходимо оперативно решить проблему, то, по всей видимости, придется «заказывать» проблемную проверку. Если же дело не такое срочное, можно использовать другой вариант: обратитесь к председателю областного комитета профсоюза, в котором вы состоите, с просьбой включить вашего работодателя в план проверок, объяснив суть проблемы.

Права профсоюзных инспекторов труда

Сайт: http://www.rostrud.ru На этом же сайте в подразделе «Территориальные органы Роструда» размещена информация о территориальных органах инспекции – в субъектах РФ:http://www.rostrud.ru/rostrud/territorialnye-organy/ Все инспекции по труду на уровне субъектов РФ имеют собственные сайты. Например: Государственная инспекция труда в г. Москве – http://git77.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Чувашской Республике – http://git21.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Самарской области – http://git63.rostrud.ru/ Государственная инспекция труда в Кировской области – http://git43.rostrud.ru/и т. п.

Полномочия трудовой инспекции

Важно

Иначе заявление будет признано анонимным, а анонимки инспекция не рассматривает. Все сведения, которые гражданин указал в заявлении, ни в коем случае не должны разглашаться. Права профсоюзных инспекторов труда Важно Согласно этому плану правовой инспектор придет к ничего не подозревающему работодателю как бы с рядовой плановой проверкой и, изучая документы, как бы случайно обнаружит нарушение именно вашего права.


Таким образом, вы останетесь «ни при чем», но вашей проблемой начнут заниматься. Следует помнить, что работодатель не обязан выполнять требование, указанное в представлении, что является минусом для работника.

В правовую инспекцию труда профсоюза ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» работник может направить обращение в государственную инспекцию труда в форме электронного документа.Для направления обращений в форме электронного документа следует использовать соответствующий раздел интернет-сайта инспекции, например, - http://git77.rostrud.ru/room/ (обращение в инспекцию по г. Москве) . Функции ГИТ: контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства путем проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел об административных правонарушениях – т.е.
ТК РФ, — приостановка работы в случае задержки выплаты заработной платы 2)работник вправе отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, в частности, от работы с вредными и (или) опасными условиями труда, если их выполнение не предусмотрено трудовым договором. 3) Работник вправе отказаться от выполнения трудовых обязанностей и выхода на работу в связи с невыплатой заработной платы, в том числе частичной. 4) Работник вправе отказаться от выполнения незаконных распоряжений работодателя. 5) Работник вправе отказаться от дачи объяснений при привлечении к дисциплинарной ответственности, а также от дачи свидетельских показаний по трудовым делам против своих близких. В соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ работник может отказаться от дачи свидетельских показаний против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Имеют ли право профсоюзные органы обращаться в трудовую инспекцию

  • Главная
  • Трудовой консультант
  • В правовую инспекцию труда профсоюза


Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда. Если в региональном отделении вашего профсоюза есть свой штатный правовой инспектор, то вами будет заниматься именно он. Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, · работодатель может согласиться с ним · либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения. 4)При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.
Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя Согласно статье 373 ТК России 1)При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 ТК с работником, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения. 2)Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.
Если же нет, то проблему будет решать правовая инспекция труда объединения профсоюзов.

  • Название органа, в который направляется жалоба;
  • Сведения об авторе жалобы: ФИО, адрес, контактный телефон;
  • Полное наименование организации работодателя, где произошли нарушения;
  • Адрес организации, ФИО руководителя и по возможности ИНН;
  • Суть обращения: подробное описание нарушений с указанием доказательств, подтверждающих слова заявителя;
  • Информация о рассмотрении спорного вопроса внутри организации;
  • Если жалоба подаётся в правоохранительные органы желательно указать признаки какого правонарушения или преступления имеются в действиях нанимателя;
  • Дату написания обращения;
  • Подпись.

Скачать образец жалобы на работодателя К жалобе прикладываются документы, свидетельствующие о наличии нарушений трудового законодательства.
Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

  • Главная
  • Трудовой консультант
  • В правовую инспекцию труда профсоюза

Профессиональные союзы имеют право следить за тем, как работодатель соблюдает трудовое законодательство и коллективные договоры и соглашения. Для этого профсоюзы могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов (ТК ст. 370). Если профсоюз достаточно крупный, у его регионального отделения есть своя правовая инспекция, если нет, то она есть в территориальном объединении профсоюзов.
Итак, если ваше право нарушено, вы можете обратиться к профсоюзному правовому инспектору труда.