Социальная поддержка граждан в форме услуг. Социальная защита населения. Виды социального обслуживания

  • 08.03.2020

Данные в статье актуальны на ноябрь 2018 года

Выплаты при рождении ребенка в Москве и Московской области

Появление маленького ребенка в семье связано с серьезными материальными затратами. Частично они компенсируются из бюджетов различных уровней в зависимости от региона проживания. в Москве может быть оформлено любым из родителей, а за их отсутствием – усыновителями или опекунами.

Чтобы была оформлена федеральная выплата, надлежит в течение полугода после рождения обратиться по месту работы (или службы) тем, кто официально осуществляет трудовую деятельность. Безработным и студентам следует подать заявление в центр Мои документы. Чтобы оформить в 2019 году в Москве по месту работы потребуются следующие документы:

  • Заявление на предоставление выплат.
  • Свидетельство о рождении плюс справка из ЗАГСА, которую выдают родителям при его оформлении.
  • При наличии только одного родителя потребуется документ – основание отсутствия второго родителя. Это может быть свидетельство о разводе или смерти, решение суда.
  • Справка о том, что второй родитель не оформлял пособие на свое имя. Ее следует брать или по месту его работы, или в органах соцзащиты, если второй родитель не трудоустроен официально.

Когда оба родителя не имеют официального трудоустройства, в центр Мои документы следует предоставить:

  • Общегражданские паспорта обоих родителей (усыновителей, попечителей).
  • Номер р/с в банке и реквизиты самой кредитной структуры. Они понадобятся для перечисления пособия.
  • Документ, в котором зафиксированы сведения о последнем месте работы (трудовая книжка, военный билет). Если к моменту составления заявления податель нигде еще не работал, то в тексте необходимо сделать соответствующую пометку.
  • Документы, которые могут подтвердить факт наличия в семье старших детей.

В ряде случаев от заявителей могут быть затребованы дополнительные документы, если они являются ИП или занимаются частной практикой (например, справка из ФСС и правоустанавливающие документы).

На рассмотрение заявления и принятия по нему решения закон предоставляет 10 дней . Денежная выплата должна быть произведена не позднее 26 го числа того месяца, который идет следом за датой заявления.

Размер выплаты на всех детей, рожденных до 31 янв. 2018 года, составляет 16 350 руб. 33 коп . Если в семье родилось двое и более детей, то указанная сумма начисляется на каждого из них .

За каждого рожденного в 2018 году ребенка, в Москве предоставляется и региональная выплата. Ее размер на первого ребенка равен 5 500 руб. , а на второго и последующих – 14 500 руб . Если в семье одновременно рождается трое и более детей, то ей полагается дополнительно 50 000 руб .

Какие будет пособие на ребенка в Москве и Московской области в 2019 году станет известно после 1 января .

Родители имеют право на получение ежемесячного до достижения последним . Если оно оформляется по месту работы, то составляет 40% от среднегодового заработка . Это же правило относится к лицам, уволенным по причине ликвидации предприятия. При этом полученная сумма не может превышать в 2018 году 24 536 руб. 57 коп . Для неработающих граждан размер пособия составит 3 142 руб. 33 коп. за первого ребенка и 6 284 руб. 65 коп. – за второго и последующих детей.

Существует также пособие по уходу за ребенком . Размер его составляет 50 руб. в месяц . Оформить его имеет право любой член семьи, находящийся в отпуске по уходу за ребенком.

Предусмотрены также льготы для молодой семьи в Москве 2019 году. Таковыми считаются те, в которых оба супруга не достигли на период рождения ребенка 30-летнего возраста . Плюс хотя бы у одного из них должно иметься гражданство РФ и постоянная регистрация в Москве. Размер его измеряется в прожиточных минимумах региона. На второй квартал 2018 года прожиточный минимум в Москве составляет 16 463 рубля .

  • На первого ребенка – пятикратная величина прожиточного минимума в столице 16 463*5=82 315 рублей .
  • На второго ребенка – семикратная величина 16 463*7=115 241 рублей .
  • На третьего и последующих детей – десятикратная величина 16 463*10=164 630 рублей .

Сумма прожиточного минимума берется на день рождения ребенка.

Льготы многодетным семьям в Москве в 2019 году

На территории столицы действуют все общероссийские правила определения . Она будет считаться таковой, если в ней родилось и воспитывается 3 и более детей , включая усыновленных. Льготы таким семьям полагаются вплоть до того момента, пока самому младшему из детей не исполнится 16 лет . При условии, что он проходит обучение в образовательной структуре до 18 лет .

  • Возможность бесплатного проезда на городском общественном транспорте.
  • Право на открытие семейного детского садика при желании.
  • Возможность бесплатно парковаться в черте города.

Многодетным семьям предоставляются следующие :

От 3 до 4 детей в семье.

От 5 детей в семье.

10 и более детей в семье.

Ежемесячная выплата на продукты для детей до 3 лет.

675 руб. 675 руб. 675 руб.

Ежемесячная выплата для компенсации роста стоимости жизни.

1 200 руб. 1 500 руб.

Ежемесячная выплата для оплаты услуг ЖКХ.

1 044 руб. 2 088 руб.

Ежемесячная выплата для оплаты услуг городской телефонной связи.

250 руб. 250 руб.

Ежегодная выплата для приобретения комплектов ученической одежды.

10 000 руб. на каждого ребенка. 10 000 руб.

Ежемесячная выплата на покупку товаров детского ассортимента.

1 800 руб.

Сумма на семью с 10 детьми.

1 500 руб. в месяц.

Компенсация матерям.

20 000 руб. в месяц.

Выплата ко Дню семьи.
Выплата ко Дню знаний.

Кроме того каждая многодетная семья сохраняет за собой право на прочие выплаты по рождению и уходу за детьми.

Выплата малоимущим семьям в 2019 году

Согласно российскому законодательству признается та, в которой на каждого ее члена приходится ежемесячно сумма, составляющая менее прожиточного минимума. Во II квартале 2018 года в Москве он равен 16 463 руб . Для подсчетов необходимо использовать все статьи дохода за последние 3 месяца . Во внимание принимаются только члены семьи, проживающие совместно .

В столице предусмотрена следующая поддержка малоимущим семьям:

  • Предоставление бесплатных юридических консультаций и помощи. Список адвокатов можно найти на сайте Департамента и соцзащиты населения Москвы.
  • Получение адресной социальной помощи. Она может быть вещевая, продовольственная и материальная. Обращаться следует в центр социального обслуживания или социальной помощи семье.
  • Субсидия на оплату ЖКХ.
  • Государственная стипендия для детей, обучающихся на очном отделении на бюджетной основе. Для получения следует через Мои документы оформить справку и представить ее по месту учебы.

Выплаты на детей малоимущим семьям в 2018 году Москва предоставляет следующие:

  • 10 000 руб. на детей в возрасте от рождения до 3 лет.
  • 4 000 руб. на детей от 3 до 18 лет.
  • 15 000 руб. на ребенка до 3 лет, если один из родителей скрывается от алиментов или проходит срочную службу в рядах ВС.
  • 6 000 руб. на ребенка от 3 до 18 лет при условии, что один из родителей не перечисляет алименты или проходит срочную службу в армии.

Документы на получение материальной помощи подаются через Мои документы. Вопрос решается в течение 1 месяца.

Льготы матерям-одиночкам в Москве

Льготы и пособия для семей с инвалидами

Семьи, в которых воспитываются , могут претендовать на дополнительную помощь в Москве. Из федерального бюджета они получают следующие выплаты:

  • Социальная пенсия.
  • Ежемесячная выплата.
  • Ежемесячная выплата по уходу за ребенком-инвалидом.

Кроме них в столице предусмотрены следующие льготы:

  • Ежемесячное пособие на ребенка. Получить его можно пока ему не исполнилось 18 лет. Обязательным условием является наличие статуса малообеспеченной семьи. На детей до 3 лет выплачивают 10 000 руб. , от 3 до 18 лет – 4 000 руб .
  • Ежемесячная выплата на продукты. Полагается исключительно до 3 лет. Размер ее составляет 675 руб .
  • Ежемесячная компенсация лицу, ведущему уход за ребенком-инвалидом равна 12 000 руб .
  • Ежемесячная выплата детям-инвалидам, потерявшим кормильца, составляет 1 450 руб .

Если присутствуют в семье родители-инвалиды. В таком случае они могут рассчитывать на следующие виды социальной поддержки:

  • Ежемесячная выплата на ребенка, не достигшего совершеннолетия для родителей (или одинокого родителя), у которых 1 и инвалидности составляет 12 000 руб .
  • Ежемесячное пособие на детей, не достигших совершеннолетия составляет 10 000 руб. — на детей до 3 лет. И 4 000 руб. — от 3 до 18 лет. Условием его получения является наличие инвалидности у родителя ( также учитывается) и статуса малообеспеченной семьи.
  • Ежемесячная компенсация по удорожанию жизни на детей до 1,5 лет составляет 600 руб .

Льготы инвалидам 2 группы в Москве, а также для и третьей группы оформляются через Мои документы. Они включают в себя:

  • Бесплатный проезд на общественном городском транспорте. Только для инвалидов по зрению 1 и 2 групп.
  • Услуги социального такси для зарегистрированных во Всероссийском Обществе инвалидов.
  • Возможность получить услугу сопровождения при передвижении в метрополитене. Для ее оформления нужно за 3 часа до предполагаемой поездки оставить заявку.

Для детей-инвалидов в Москве предусматриваются специальные программы обучения и возможность бесплатного посещения ряда спортивных секций. Список и расписание их работы можно уточнить на официальном сайте мэра столицы.

Социальная поддержка семей военнослужащих в Москве

Согласно ФЗ № 76 членами семьи военнослужащего признаются следующие лица:

  • Официальный супруг.
  • Несовершеннолетние дети.
  • Дети-инвалиды любого возраста (если статус инвалида им был назначен медицинской комиссией до наступлений 18-летнего возраста).
  • Дети до 23 лет, если они проходят обучение по очной форме.
  • Все лица, которые признаны иждивенцами военнослужащего.
  • Денежная компенсация за установку стационарного телефона.
  • Компенсация по оплате услуг ЖКХ (за электроэнергию и квартплата).
  • Ежемесячное пособие на несовершеннолетних детей, если их родители погибли при исполнении военной службы — 2 303 руб. 27 коп .
  • Ежегодное пособие на детей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей или ставших инвалидами на летний оздоровительный отдых — 24 158 руб. 12 коп .
  • Ежемесячная компенсация для родителей, чьи дети погибли из-за военной травмы — 3 000 руб .
  • Ежемесячная компенсация вдовам военнослужащих погибших при боевых действиях — 3 000 руб .
  • Ежемесячное пособие военнослужащих, получивших инвалидность из-за военной травмы в размере 6 000 руб. для 1 и 2 группы и 2 300 руб. для 3 группы.

Если гражданин проходит срочную службу, то его семье полагается:

  • Единовременное пособие беременной жене в размере — 26 539 руб. 46 коп.
  • Выплата на ребенка до 3 лет — 11 374 руб. 38 коп. в месяц.
  • Ежемесячное пособие н ребенка до 3 лет – 15 000 руб. , на ребенка от 3 до 18 лет – 6 000 руб.
  • Компенсация на продукты, если имеются дети до 3 лет – 675 руб.
  • Компенсация на ЖКХ при наличии несовершеннолетних детей – 600 руб.

Выплаты приемным родителям, опекунам и попечителям

В зависимости от того, к какой категории относится лицо, взявшее ребенка на воспитание в семью, градируются и выплаты.

Льготы и пособия беременным женщинам в Москве

Правительство столицы выплачивает пособия не только после рождения детей. Предусмотрены также следующие в Москве в 2018 году:

  • Единовременное пособие – 628 руб. 47 коп .
  • Пособие для женщин, вставших на учет в женскую консультацию до наступления 12-недельного срока беременности – 628 руб. 47 коп . Его предоставляют вместе с единовременным пособием по беременности и родам.
  • Пособие для женщин, вставших на учет до наступления 20-недельного срока беременности – 600 руб .
  • Дополнительное ежемесячное пособие при условии, что беременная женщина была уволена в связи с ликвидацией предприятия – 1 500 руб .

Дополнительное пособие выплачивается беременным женам мужчин, проходящих срочную службу в армии.

Социальная поддержка детей-сирот

В Москве предусматриваются денежные выплаты и детям, оставшимся без попечения родителей, а также . Они включают в себя:

  • Единовременную выплату при зачислении в образовательные учреждения профессиональной направленности – 20 639 руб.
  • Выплату при трудоустройстве – 79 416 руб.
  • Единовременную выплату, достигшим совершеннолетия лицам, в отношении которых прекращается процесс попечительства – 24 000 руб.
  • Ежемесячную компенсацию детям-сиротам и детям без попечения, при условии, что они обучаются на очной форме и сами содержат несовершеннолетних детей – 3 000 руб.

Также всем несовершеннолетним детям-сиротам (до 23 лет, если гражданин обучается на очной форме) полагается социальная пенсия. В 2018 году размер ее в Москве равен 10 068 руб. 53 коп.

Льготы, выплаты и субсидии для пенсионеров в Москве в 2018 – 2019 годах

Какие льготы у ветеранов в Москве

Ряд социальных мер поддержки Правительство столицы предоставляет ветеранам:

  • Бесплатный проезд на городском общественном транспорте и бесплатные лекарства получают ветераны труда
  • Инвалиды.
  • Дети из многодетных семей.
  • Пенсионеры.
  • Школьники.
  • Студенты (ПП Москвы № 668).

Получение социальной карты дает следующие преимущества:

  • Ею можно пользоваться как дебетовой банковской картой и не платить за годовое обслуживание.
  • Предоставляет право на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
  • Социальная карта учащегося позволяет идентифицировать ребенка в качестве «москвенка», что позволяет бесплатно посещать музеи в столице.
  • дает возможность оплачивать услуги ЖКХ без комиссии.
  • На нее можно получать любые социальные выплаты.

Для оформления карты необходимо обратиться в центр Мои документы. Изготавливается она в течение месяца после подачи заявления.

Социальная поддержка - специальные мероприятия, направленные на поддержание условий, достаточных для существования социально уязвимых категорий граждан, социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое отношение в семье, одиночество и т.п.).

1) нетрудоспособные: пенсионеры, инвалиды, дети, граждане, находящиеся на попечении государства (в домах инвалидов, престарелых и т.д.);

2) малоимущие;

3) попавшие в экстренные ситуации: безработные, беженцы и переселенцы, лица, без определенного места жительства, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения, радиационное воздействие и др.).

Социальная защита и социальная поддержка граждан относятся к полномочиям государства. К компетенции ОМСУ относится только оказание содействия в установлении опеки и попечительства. Однако основную часть работы по социальной поддержке граждан традиционно осуществляют ОМСУ в качестве государственных полномочий.

Для каждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфические программы социальной защиты, а на местном уровне - программы социальной поддержки.

Виды программ социальной поддержки:

1) объектные, рассчитанные на определенную социальную группу населения;

2) проблемные, рассчитанные на решение какой-то социальной проблемы.

Социальное обслуживание - механизм осуществления социальной поддержки.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических, правовых услуг, по осуществлению со-циальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Главное звено организации социального обслуживания населе-ния — городской и сельский районы, микрорайон (трудовой коллек-тив), малый город без административного деления.

Функции управления вопросами социального обслуживания насе-ления на подведомственной территории осуществляют органы соци-альной защиты населения.

Осуществляется социальное обслуживание бесплатно и за плату, через систему соответствующих социальных служб, включающих государственные, муниципальные, частные и другие службы, на основании обращения клиента, его опекуна, попечителя или другого закон-ного представителя.


Принципы социального обслуживания:

1. равных возможностей граждан независимо от национальности, пола, возраста;

2. доступности;

3. добровольности;

4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

5. адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в опасном или беспомощном состоянии;

6. гуманности , доброжелательности, соблюдения конфиденциаль-ности в работе;

7. профилактической направленности;

8. законности и учета международных стандартов.

Цель создания системы социального обслуживания - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она призвана включать в себя ком-плекс целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке.

Создание системы социального обслуживания ставит цель помочь в решении многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособны-ми членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволит координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, благотворительные организации.

Социальная служба - система государственных, муниципальных, частных и иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Деятельность этих учреждений подлежит лицензированию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Работники социальной службы - лица, непосредственно оказывающие помощь либо организующие оказание помощи клиентам социальной службы и состоящие в штате органов, учреждений и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.

Одно из требований - все эти работники должны иметь высшее или среднее образование по специальности «Социальная работа» либо образование медицинского, психологического, педагогического, юридического или иного профиля, соответствующее требованиям и характеру вы-полняемой работы. Лица, осуществляющие помощь на дому, могут иметь среднее образование, но должны пройти курсовую подготовку. Работники, осуществляющие социальное обслуживание, пользуются определенными льготами, правами и гарантиями.

Клиент социальной службы - человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в соци-альном обслуживании.

Социальная работа - разновидность человеческой деятельности, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы.

Виды социального обслуживания:

1. Материальная помощь , предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, медикаментов, средств санитарии и гигиены, предметов ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости; специальных транспортных и технических средств профилактики инвалидности и реабилитации для инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Социальный патронажграждан и семей , нуждающихся в посто-янном нестационарном обслуживании. Одиноко проживающим гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении меди-цинской и иной помощи. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются услуги по уходу за детьми.

3. Социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, час-тично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В соответствии с их возрастом и здоровьем предусматривается создание необходимых ус-ловий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечение питанием, ухо-дом, организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

4. Предоставление временного приюта гражданам без определенно-го места жительства и занятий, безнадзорным детям и подросткам, другим людям, нуждающимся в такой помощи.

5. Организация дневного пребывания в учреждении социального об-служивания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, сохранив-шим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе детям, находящимся в трудной жиз-ненной ситуации, предоставляется социально-бытовое, медицинское и иное обслуживание в дневное время в учреждениях социального об-служивания.

6. Консультативная помощь гражданам и семьям в области соци-ально-экономического и медицинско-социального обеспечения жизне-деятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты.

7. Реабилитационные услуги . Социальные службы оказывают по-мощь в профессиональной, социальной, психологической реабилита-ции гражданам, являющихся инвалидами, и осуществляют реабилита-ционную работу с несовершеннолетними и дрзтими гражданами с об-щественно опасным поведением.

Функции социального обслуживания:

а) функция социальной помощи, которая включает:

Выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (фи-нансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся вре-менного жилья и т.п.;

Профилактику бедности: создание семьям условий для самосто-ятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринима-тельства;

Надомные услуги семьям и одиноким, нуждающимся в посто-роннем уходе: доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лече-ние, наблюдение на дому за состоянием здоровья, приспособление и оборудование квартир клиентов с ограничениями в здоровье и т.п.;

Содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания (детский сад на дому, прогу-лочные группы и т.п.);

Организация совместно с органами народного образования вре-менного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшего устройства в детское учреждение, под опеку (попечи-тельство), усыновление;

б) функция консультировании:

Консультации специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);

Участие в подготовке молодежи к выбору профессии;

Подготовка юношей и девушек к браку и сознательному родительству;

Родительский медико-психологический всеобуч;

в) функция социального корректирования и реабилитации, которая содержит:

Социальную, медико-психологическую реабилитацию несовер-шеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих;

Медико-социальную реабилитацию и реабилитацию детей и под-ростков с ограниченными возможностями семей, их воспитывающих;

г) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, в рамках которой выделяются три относительно самостоятельных направления:

Предоставление клиенту информации, необходимой для разре-шения сложной жизненной ситуации;

Распространение среди населения медико-психологических, пе-дагогических и иных знаний;

Изучение специалистами по социальной работе, специально со-зданными учреждениями, а также при помощи научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение этих проблем;

д) функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодоле-нию последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов:

Участие специалистов социальной службы в разработке чрезвы-чайных программ;

Формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном (межреспубликанском, республиканском, региональном) уровне, бригад социальных работников, готовых в случае необходи-мости прибыть в район стихийного бедствия или на территорию, где население оказалось втянутым в социальный конфликт, с целью про-фессиональной реабилитационной, психологической и иной помощи населению в стрессовой ситуации.

Источники финансирования социальных служб:

Нормативных отчислений из бюджета соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета;

Поступлений из фонда социальной поддержки населения в ре-зультате выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач;

Перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ;

Дополнительных средств из областного и местного бюджетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

От платных услуг и от хозяйственной деятельности уч-реждений и предприятий службы;

Доходов от приватизации государственной собственности, коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муниципального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качества и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания па подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторах социального обслуживания.

Вопросы для самоконтроля

2. Какие механизмы используются при осуществлении социальной поддерж-ки населения и муниципальном образовании?

3. Какие существуют критерии выделения объектов социальной помощи?

4. Какие учреждения социального обслуживания могут создаваться на территории муниципального образования?

Социальная поддержка населения - система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельности существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

В России право граждан на социальную поддержку гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Система социальной поддержки населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Назначение системы социальной поддержки населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной поддержки: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной поддержки прав и свобод человека.

Система социальной поддержки населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми, самодеятельного населения) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня (индексация денежных доходов, установление льготных цен на товары и услуги для пенсионеров, льготное налогообложение и т.д.). Основные цели социальной поддержки населения - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом социальным поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Эффективность работы органов социальной поддержки населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; социальная реабилитация инвалидов; правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.

Основные требования, предъявляемые к реализации социальной поддержки уязвимых социальных слоев населения: первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты; перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях; повышение роли социальных и эмоциональных общностей, религиозных общин, коллективов в организациях социальной защиты; усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.; обеспечение различных форм социальной защиты и разработки адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся; максимальный учет принципа социальной справедливости.

Социальная поддержка населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную защиту. Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

Основные требования к реализации социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

Первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;

перенос центра тяжести в работе с материальной поддержкой на социальную заботу о людях; необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;

Повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной поддержки;

Усиление вклада предпринимателей в социальную поддержку нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;

Обеспечение различных форм социальной поддержки и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;

Максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Каждый гражданин имеет право на социальную защиту, поддержку.

Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.

Она не только провозглашает право граждан на социальную поддержку, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего, это обязательное пенсионное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной поддержки населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.

В первоочередном порядке в социальной поддержке в российской Федерации нуждаются:

Граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;

Инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;

Инвалиды, в т.ч. инвалиды с детства и дети-инвалиды;

Инвалиды из числа воинов-интернационалистов;

Граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;

Безработные;

Вынужденные беженцы и переселенцы;

Дети - круглые сироты;

Дети с девиантным поведением;

Семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;

Малообеспеченные семьи;

Многодетные семьи;

Одинокие матери;

Лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Меры социальной поддержки и льготы для граждан Москвы установлены Законом г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" (в дальнейшем по тексту - Закон N 70) для категорий граждан, отнесенных к полномочиям субъектов РФ, в числе которых:

  1. ветераны труда (статья 3);
  2. ветераны труда и приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года лица;
  3. реабилитированные лица;
  4. граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, - дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Законом N 70 определены также дополнительные меры социальной поддержки следующих льготных категорий граждан, являющихся федеральными льготниками, в числе которых:

  1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
  2. инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и приравненные к ним лица;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. участники боевых действий;
  5. лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  6. лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  7. ветераны боевых действий;
  8. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  9. бывшие несовершеннолетние узники фашизма - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  10. инвалиды, имеющие I, II, III степень ограничения способности к трудовой деятельности (или I, II, III группу инвалидности);
  11. дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
  12. граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации;
  13. граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР".

Законом N 70 сохранены также меры социальной поддержки следующих категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами города Москвы:

  1. инвалиды I и II групп (или имеющие III и II степень ограничения способности к трудовой деятельности) по зрению;
  2. участники обороны Москвы;
  3. лица, награжденные медалью "За оборону Москвы";
  4. лица, непрерывно трудившиеся в Москве в период обороны города с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года;
  5. одинокие пенсионеры и семьи, состоящие из пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет);
  6. семьи пенсионеров, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет;
  7. члены семей реабилитированных, пострадавшие в результате репрессий;
  8. участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года;
  9. пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям).

Право бесплатного проезда на территории Московской области транспортом общего пользования по маршрутам в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 19.01.2005 N 24/3 "Об обслуживании транспортом общего пользования отдельных категорий граждан при реализации мер социальной поддержки", установлено отдельным категориям граждан, проживающих в городе Москве, согласно приложению к Постановлению Правительства Московской области от 20 января 2005 г. N 25/4 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих место жительства на территории города Москвы".

Размеры отдельных социальных выплат на 2015 год установлены Постановлением Правительства Москвы от 9 декабря 2014 г. N 735-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год".

Меры социальной поддержки, предоставляемые Пенсионным Фондом РФ

Меры социальной поддержки, предоставляемые Пенсионным Фондом РФ, охватывают категории граждан, относящихся к “федеральным” льготникам, которым Пенсионный Фонд назначает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Отдельным категориям граждан ПФ РФ устанавливает к пенсиям, назначенным в соответствии с российским законодательством, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение .

Меры социальной поддержки пожилых граждан, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет", также обеспечиваются Пенсионным Фондом РФ.