Нефтегазовая отрасль. Особенности управления имущественным комплексом организаций и предприятий Управление имуществом предприятия бизнес процесс

  • 11.03.2022

Управление имуществом

Комплексный подход к управлению имущественными отношениями обеспечивает полный контроль над юридическими и хозяйственными отношениями между муниципалитетами, муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, юридическими и физическими лицами, балансодержателями имущества, строительными и эксплуатирующими организациями и другими субъектами хозяйственных отношений.

Имущественные отношения регулирует положение об учёте федерального имущества Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учёта федерального имущества».

Федеральное имущество, регулируемое этим положением, включает:

  • Недвижимое имущество - земельный участок, жилое или нежилое помещение, воздушное или морское судно, судно внутреннего плавания, космический объект или прочно связанный с землей объект, в том числе здание, сооружение или объект незавершенного строительства, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости
  • Движимое имущество - акции, доли (вклад) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество

Для организации управления государственным и муниципальным имуществом необходимо:

  • Организовать учёт федерального имущества, включая ввод и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, в соответствии с установленным порядком учёта
  • обеспечить полноту и достоверность содержащихся в документах правообладателя сведений
  • хранить электронные копии документов, подтверждающего приобретение правообладателем объекта учёта, возникновение соответствующего вещного права на объект учёта или государственную регистрацию указанного права на него
  • своевременно предоставлять сведения в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
  • формировать карты сведений об объекте учёта в соответствии с формами реестра федерального имущества
  • оперативно формировать полугодовые и годовые отчеты об обороте имущества, обращенного в собственность государства, по форме, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации
  • при изменении сведений об объекте учёта оперативно формировать измененные карты сведений для предоставления в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новых сведений, а также копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учёта
  • представлять сведения об объектах имущества для исключения из реестра в соответствующий территориальный орган в случае банкротства правообладателя имущества
  • формировать и своевременно предоставлять в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях обновленные карты сведений об объектах учёта, по предусмотренным формам, копии годовой бухгалтерской отчетности, копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, снабженные ЭЦП
  • вести контроль процедуры обжалования решений территориального органа, связанных с регистрацией имущества, в вышестоящих органах, в том числе в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом
  • эффективно осуществлять функции и полномочия собственника федерального имущества

Системы управления государственным имуществом относятся к категории Система автоматизации документооборота


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Управление имуществом" в других словарях:

    Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. См. также: Трастовые операции Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    1) установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи. Относится прежде всего к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь

    управление имуществом - 1. Установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи; относится, прежде всего, к государственному имуществу. 2. Право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу.… …

    1) установление собственником имущества правил, условий его использования, продажи, сдачи в аренду. Термин относится, прежде всего, к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданным собственником другому лицу … Энциклопедический словарь экономики и права

    УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ - 1. установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи; относится, прежде всего, к государственному имуществу: 2. право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу …

    управление имуществом - 1) установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи. Относится прежде всего к государственному имуществу; 2) право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу … Словарь экономических терминов

    управление имуществом доверительное недобросовестное - Управление имуществом, которое признается недобросовестным, если имеет место хотя бы одно из следующих условий: 1) оно учреждено либо осуществляется с нарушением требований законодательства; 2) оно осуществляется с нарушением договора об этом… … Справочник технического переводчика

    УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ, ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ - управление имуществом, которое признается недобросовестным, если имеет место хотя бы одно из следующих условий: I) оно учреждено либо осуществляется с нарушением требований законодательства; 2) оно осуществляется с нарушением договора об этом… … Большой бухгалтерский словарь

    управление имуществом доверительное - Передача имущества одной стороной (учредителем управления) другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок по договору в управление, при котором другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Монография , Беневоленская Злата Энгельсиновна. Книга представляет собой комплексное монографическое исследование правовой модели доверительного управления имуществом. Является четвертым изданием монографии, которая ранее издавалась в…
  • Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства , Беневоленская З.Э.. Книга представляет собой комплексное монографическое исследование правовой модели доверительного управления имуществом. Является четвертым изданием монографии, которая ранее издавалась в…

Управление имуществом, как и любой другой вид управления, нуждается в организационном обеспечении. Для этого в организационной структуре предприятия предусматривается функциональная служба, которая реализует функции по управлению имуществом и призвана проводить в жизнь цели и принципы, связанные с этим управлением.
Организационное оформление данной службы зависит от масштабов предприятия, количества, размеров и сложности входящих в предприятие имущественных комплексов. Это может быть управление (депортамент), отдел, комитет, центр или бюро. В последние годы произошло оформление такой службы по управлению имуществом (СУИ) на многих крупных и средних предприятиях.
Первейшей задачей СУИ является обеспечение полного и достоверного учета всего имеющегося на предприятии имущества. Система учета основных средств зачастую переходит от бухгалтерии в СУИ. Кроме традиционных средств учета, на предприятии должен быть сформирован полный реестр имущества в виде компьютеризированной базы данных, позволяющей иметь полную информацию о техническом состоянии, текущей стоимости и использовании каждого имущественного объекта.
В строгом соответствии с общей корпоративной стратегией СУИ должна выработать и осуществлять стратегию по управлению имуществом на ближайшую и отдаленную перспективу.
К основным функциям данной службы относятся такие, как:
формирование амортизационной политики и принятие решений по вопросам, связанным с механизмом начисления и использования амортизации, порядком проведения переоценок, направлением амортизационных средств на обновление основных фондов;
формирование инвестиционной политики в части реализации инвестиционных проектов и программ по реконструкции, расширению бизнеса и техническому перевооружению;
анализ, контроль и определение наиболее эффективных направлений динамики и структурных преобразований производственной мощности имущественных комплексов цехов и участков;
управление ресурсопотреблением и затратами, связанными с функционированием имущественных комплексов, а также с их восстановлением (ремонтом и модернизацией);
оперативный учет полезного использования недвижимого и движимого имущества, разработка предложений и условий сдачи в аренду или продажи неиспользуемых зданий, сооружений, оборудования, нематериальных активов и другого имущества, заключение соответствующих договоров и контроль их исполнения;
разработка предложений по рациональному размещению производственных и вспомогательных звеньев (цехов, участков, складов) в производственных и других помещениях, структурных единиц (отделов, бюро и т.п.) в офисных, лабораторных и других помещениях;
разработка предложений по консервации временно неиспользуемого имущества, обеспечению его сохранности;
экономическое обоснование операций лизинга оборудования, участие в оформлении договоров лизинга и контроль их исполнения;
разработка комплексной программы по страхованию имущества, обоснование и выбор наиболее эффективных методов страхования для отдельных видов имущества, заключение соответствующих договоров со страховыми компаниями и контроль их исполнения;

В экономической литературе всё, что предприятие имеет и использует в производственной деятельности, называется имуществом предприятия. В соответствии со ст. 132 части первой Гражданского кодекса “предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором”.

Имущество предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления хозяйственной деятельности.

Обычно в составе имущества выделяют материально-вещественные и нематериальные элементы.

К числу материально-вещественных элементов относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, полуфабрикаты, готовые изделия, денежные средства.

Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся: репутация фирмы и круг постоянных клиентов, название фирмы и используемые товарные знаки, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты и т.п., которые могут быть проданы или переданы.

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что имущество предприятия является предметом изучения различных дисциплин: право исследует правовые аспекты существования, защиты, перехода прав собственности и обязательств; в анализе хозяйственной деятельности рассматривается эффективность использования различных видов имущества предприятия; в курсе экономики имущество предприятия рассматривается как хозяйственный, экономический ресурс, использование которого обеспечивает деятельность предприятия; в бухгалтерском учете отражается движение имущества и основных источников его формирования.

Принципы управления имуществом предприятия различны в зависимости от организационных форм предприятия. В настоящее время в России можно выделить следующие основные организационно-правовые формы, утвержденные в законодательном порядке :

1. Индивидуальные с использованием наёмного труда

предприятия без применения наёмного труда

2. Товарищества с ограниченной ответственностью

смешанные

открытые

3. Акционерные общества закрытые

федеральные

4. Государственные муниципальные

5. Некоммерческие общественные организации

Цель работы: определить основные принципы и методы управления имуществом предприятия с точки зрения менеджмента.

Обязательным условием для эффективного управления является наличие целей. Целями для управления предприятием, как экономическим объектом, являются финансово-экономические показатели, которые могут быть определены в результате прогнозирования будущей деятельности предприятия. Целевые показатели могут быть определены, только в том случае, если предприятие имеет разработанный бизнес-план, из которого следует: как, в какие сроки, и почему определенные финансово-экономические показатели могут быть достигнуты.

Владелец любого предприятия в состоянии оценивать насколько эффективно используется его собственность, только сравнивая планируемые показатели с достигнутыми. К сожалению, за последние 10 лет государством не было сделано никаких практических шагов к тому, чтобы создать более ли менее работоспособную систему планирования в реальном секторе экономики.

Можно создать какое угодно количество органов, занятых управлением государственным имуществом, но управлять без четких целей и качественной информации невозможно. Нет планов - не будет конструктивных и последовательных действий, направленных на достижение определенных целей.

Задачи работы:

1. Изучить основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе.

2. Изучить систему управления государственным и муниципальным имуществом;

3. Описать антикризисное управление имуществом предприятия на стадии банкротства.

Работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и справочной литературы, а также из других источников: нормативно-правовых актов, периодических изданий, документации предприятия, суждений экспертов, открытой статистической информации.

1. Виды и формы управления имуществом предприятия

1. 1 Правовое регулирование управления имуществом предприятия

Федеральный Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные предприятия. Казенные предприятия – это государственные предприятия, находящееся в непосредственном ведении государственных органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

Имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

Иных не противоречащих законодательству источников.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, получаемых субъектами этих прав от собственника на закрепленное за ними имущество.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационно-правовых формах - "предприятия" и "учреждения".

Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. ст. 113 - 114 ГК РФ) как разновидность коммерческих организаций.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, относящиеся к частной собственности.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию, как коммерческой организации; либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность; в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель вправе изъять имущество у субъекта права оперативного управления только в трех предусмотренных законом случаях (излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению), и распорядиться им по своему усмотрению. Никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распорядиться без согласия собственника.

1.2 Задачи и общие принципы управления государственным имуществом

Задачи управления государственным имуществом включают два основных блока: стратегическое управление и оперативное управление.

К вопросам стратегического управления относятся:

Инвестиционные решения;

Решения по вопросам долговых обязательств предприятий, особенно перед государственным бюджетом (как по налогам, так и по выданным кредитам и гарантиям);

Проблемы выбора направлений развития конкретных государственных предприятий.

Оперативное управление включает три основные группы задач: планирование, контроль и принятие управленческих решений. Высокая эффективность управления государственным имуществом может быть обеспечена посредством реализации, одной из наиболее распространенных концепций современного менеджмента, - "управление по целям". Управление по целям предполагает наличие ясных, измеримых и достижимых целей, а также стратегии и плана действий, которые обеспечат достижение поставленных целей. Планирование бизнеса - это не шаг назад, а профессиональный взгляд в будущее. Отсутствие целей и планов порождают безответственность в управлении предприятиями. Если нет целей и не определены пути их достижения, то нет и четких критериев для оценки эффективности менеджмента. В результате, процедуры контроля со стороны собственника (в данном случае государства) из важнейших управленческих функций превращаются в пустую формальность. Таким образом, наличие бизнес-плана, включающего определенные цели (в виде финансово-экономических показателей), а также основные положения стратегии развития предприятия и выполнения операций, является важнейшим условием для создания системы управления по целям.

Контроль - важнейшая задача управления. Эффективный контроль возможен только при выполнении следующих условий:

Наличие измеримых критериев оценки

Справедливость (сведение к минимуму субъективных подходов к оценке)

Реализуемость

Регулярность

Как уже говорилось выше, если определены цели в виде конкретных значений финансово-экономических показателей деятельности предприятия, а также разработан и утвержден бизнес-план деятельности предприятия, содержащий подробную информацию о том: как и в какие сроки целевые показатели будут достигнуты, появляется возможность оценивать эффективность менеджмента предприятия наиболее справедливым и открытым способом, путем сравнения текущих показателей с запланированными и утвержденными ранее. Необходимо также принимать во внимание, что управление государственным имуществом должно осуществляться через представителей государства в Советах директоров предприятий.

По результатам анализа эффективности текущей деятельности предприятий, должны приниматься управленческие решения. Фактически, управленческие решения - это воздействия, посредством которых государство реализует свою политику управления имуществом. В отличие от стратегических решений (перепрофилирование, ликвидация, приватизация, реструктуризация и т.п.), оперативные управленческие решения направлены на решение двух основных задач:

Внесение корректив и утверждение уточненного бизнес-плана предприятия, в соответствие с объективными изменениями внешней среды (рыночного спроса, законодательства, пересмотра государственных программ и т.п.);

Решение кадровых вопросов: смещение и замена высшего руководства предприятия, в случае не выполнения согласованных и утвержденных плановых показателей.

Государство, как любой другой собственник, должно обеспечивать управление государственным имуществом с максимально эффективностью. Собственник осуществляет управление своим имуществом посредством своих полномочных представителей, принимающих участие в органах управления предприятиями (Советах директоров и Общих собраниях акционеров), полностью или частично принадлежащих государству.


Классификация объектов государственного имущества

Все объекты государственного имущества можно разделить на две основные группы:

Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);

Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).

Такое разделение предопределяет принципы управления имуществом.

По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий. В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства - менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.

По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте. Целью государства - инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).

Объекты - исключительно государственной собственности.

К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:

Оборонные предприятия;

Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;

Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;

Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности);

Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).

Как уже отмечалось ранее, важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

1. Экспертиза плана деятельности предприятия;

2. Определение значений основных финансово-экономических показателей;

3. Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;

4. Регулярный текущий контроль исполнения плана;

5. Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).

Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:

Номенклатуру продукции или услуг;

Объемы и условия поставки;

Закупочные цены;

Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия;

Источники и условия финансирования.

Объекты с возможностью коммерческого использования.

Управляя коммерческими объектами государство как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке. Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие. При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и управление (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т.п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.

1. 3 Антикризисное управление имуществом предприятия

Кризисные ситуации возникают на всех стадиях жизненного цикла предприятия. Реализация всей совокупности антикризисных процедур начинается лишь на определенном этапе жизненного цикла: в условиях резкого спада, характеризующегося, как правило, неплатежеспособностью предприятия.

Антикризисное управление базируется как на общих закономерностях, присущих управленческим процессам, так и на специфических особенностях, связанных с осуществлением антикризисных процедур. Так, управление всегда целенаправленно. Выбор и формирование целей является исходным пунктом в любом процессе управления, в том числе антикризисном.

Банкротство - установление в судебном порядке финансовой несостоятельности предприятия, т.е. его неспособности удовлетворить в установленные сроки предъявленные к нему требования и выполнить обязательства перед бюджетом.

Согласно закона “О несостоятельности (банкротстве)” целью банкротства является финансовое оздоровление предприятия, фирмы, корпорации, восстановление их платежеспособности. Закон рекомендует:

Восстанавливать платежеспособность предприятия с помощью арбитражных (внешних) управляющих;

Контроль за деятельностью внешнего управляющего осуществлять кредиторам;

В качестве мер по восстановлению платежеспособности предприятия практиковать уступку прав требования, продажу части имущества предприятия, а в ряде случаев и продажу самого предприятия.

Стадия проведения процедуры банкротства состоит, из трех периодов: наблюдения, внешнего управления имуществом должника и конкурсного производства. Задачи, стоящие перед управляющими в каждом из этих периодов, не совпадают.

Период наблюдения - практика, заимствованная из немецкого законодательства. С момента принятия заявления и признании предприятия-должника банкротом арбитражный суд назначает процедуру наблюдения и временного управляющего.

Наблюдение применяется для обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. При этом руководители предприятия не отстраняются от должности, но ограничены в имущественных и финансовых правах для соблюдения интересов кредиторов. Однако только с согласия временного управляющего они могут заключать сделки, связанные с передачей недвижимости в аренду или залог, внесением имущества в качестве вклада в уставный капитал; распоряжаться имуществом, балансовая стоимость которого превышает 10% активов предприятия; получать и выдавать займы или кредиты, поручительства и гарантии, уступать права требований, переводить долги, учреждать доверительное управление имуществом предприятия.

Внешнее управление. Под внешним управлением имуществом предприятия-должника понимается процедура, направляемая на продолжение деятельности этого предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, собственника предприятия или кредитора и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником и соответственно имуществом предприятия арбитражному управляющему, а прежние руководители отстраняются.

Основанием для назначения внешнего управляющего имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность хозяйствующего субъекта-должника c coxpaнeниeм eдинoгo имyщecтвeннoгo кoмплeкca и caмoй opгaнизaции в кaчecтвe cyбъeктa пpaвa. с целью продолжения его деятельности.

Ocнoвнoй цeлью пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния являeтcя пpoдoлжeниe дeятeльнocти пpeдпpиятия пyтeм peaлизaции чacти eгo имyщecтвa и ocyщecтвлeния дpyгиx финaнcoвыx, экoнoмичecкиx и opгaнизaциoнныx мepoпpиятий. На период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований к нему со стороны кредиторов, cpoки иcпoлнeния кoтopыx нacтyпили дo ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния. Пoэтoмy oдним из ycлoвий ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния имyщecтвoм дoлжникa являeтcя нaличиe coглacия кpeдитopoв нa eгo пpoвeдeниe.

Зaкoн пpeдocтaвляeт внeшнeмy yпpaвляющeмy шиpoкиe пpaвa по pyкoвoдcтвy пpeдпpиятиeм-дoлжникoм и yпpaвлeниeм eгo имyщecтвoм. Bнeшний yпpaвляющий имeeт пpaвo caмocтoятeльнo pacпopяжaтьcя имyщecтвoм дoлжникa, зaключaть oт eгo имeни миpoвoe coглaшeниe, зaявлять oткaз oт иcпoлнeния дoгoвopoв дoлжникa. В oбязaннocти внeшнeгo yпpaвляющeгo вxoдит: пpинять имyщecтвo дoлжникa и пpoвecти eгo инвeнтapизaцию; oткpыть cпeциaльный cчeт для пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния и pacчeтoв c кpeдитopaми; paзpaбoтaть и пpeдcтaвить нa yтвepждeниe coбpaнию кpeдитopoв плaн внeшнeгo yпpaвлeния и т. д.

В тo жe вpeмя вoзмoжнocти apбитpaжнoгo yпpaвляющeгo oгpaничeны oпpeдeлeнными пpeдeлaми. Taк, кpyпныe cдeлки (cдeлки, влeкyщиe pacпopяжeниe имyщecтвoм, бaлaнcoвaя cтoимocть кoтopoгo пpeвышaeт 20 пpoцeнтoв бaлaнcoвoй cтoимocти aктивoв дoлжникa), в coвepшeнии кoтopыx имeeтcя зaинтepecoвaннocть, зaключaютcя внeшним yпpaвляющим тoлькo c coглacия coбpaния (кoмитeтa) кpeдитopoв.

Baжнeйшим этaпoм пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния являeтcя paзpaбoткa плaнa внeшнeгo yпpaвлeния имyщecтвoм дoлжникa. Bнeшний yпpaвляющий, нe пoзднee oднoгo мecяцa c мoмeнтa cвoeгo нaзнaчeния, дoлжeн paзpaбoтaть плaн пpoвeдeния внeшнeгo yпpaвлeния, кoтopый пpeдcтaвляeтcя нa paccмoтpeниe и yтвepждeниe coбpaнию кpeдитopoв нe пoзднee чeм чepeз двa мecяцa c мoмeнтa ввeдeния внeшнeгo yпpaвлeния. Плaн внeшнeгo yпpaвлeния дoлжeн пpeдycмaтpивaть мepы по вoccтaнoвлeнию плaтeжecпocoбнocти дoлжникa.

Пpи пpoдaжe пpeдпpиятия дoлжникa, чacти eгo имyщecтвa, oтчyждaютcя вce виды имyщecтвa, пpeднaзнaчeннoгo для ocyщecтвлeния пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти, включaя зeмeльныe yчacтки, ocнoвныe и oбopoтныe пpoизвoдcтвeнныe фoнды и фoнды oбpaщeния, пpaвa тpeбoвaния и oбoзнaчeния и т.д. Пpи пpoдaжe пpeдпpиятия дeнeжныe oбязaтeльcтвa и oбязaтeльныe плaтeжи дoлжникa нa дaтy пpинятия apбитpaжным cyдoм зaявлeния o пpизнaнии дoлжникa бaнкpoтoм нe включaютcя в cocтaв eгo имyщecтвa. Cyммa выpyчки oт пpoдaжи пpeдпpиятия включaeтcя в cocтaв имyщecтвa дoлжникa. Пpoдaжa пpeдпpиятия пpoвoдитcя пyтeм пpoвeдeния oткpытыx тopгoв, нaчaльнaя цeнa eгo yтвepждaeтcя coбpaниeм (кoмитeтoм) кpeдитopoв. Topги пpoвoдятcя в фopмe ayкциoнa. В cлyчae, ecли лицo, выигpaвшee тopги, в дaльнeйшeм oткaзывaeтcя oт пoдпиcaния дoгoвopa кyпли-пpoдaжи cyммa зaдaткa, yплaчeннaя им, включaeтcя в cocтaв имyщecтвa дoлжникa зa вычeтoм издepжeк opгaнизaтopoв тopгoв нa иx пpoвeдeниe.

Ecли выpyчeннoй oт пpoдaжи пpeдпpиятия cyммы дocтaтoчнo для yдoвлeтвopeния тpeбoвaний кpeдитopoв в пoлнoм oбъeмe, пpoизвoдcтвo по дeлy o бaнкpoтcтвe пpeкpaщaeтcя. В cлyчae нeдocтaткa выpyчeннoй cyммы внeшний yпpaвляющий пpeдлaгaeт зaключить миpoвoe coглaшeниe. В cлyчae нe дocтижeния миpoвoгo coглaшeния apбитpaжный cyд пpинимaeт peшeниe oб oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa.

Конкурсное производство. Конкурсное производство - процедура, направленная на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельного хозяйствующего субъекта. В результате осуществления этой акции между кредиторами распределяется имущество должника, на которое может обращено взыскание.

При принятии решения о признании должника банкротом арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Задачи антикризисного управления в этот период ограничены: конкурсный управляющий должен обеспечит максимальное удовлетворение требование кредиторов. Поэтому с момента признания должника банкротом его органы управления отстраняются от исполнения функций по управлению и распоряжению имуществом (если такое устранение не было произведено ранее). Все полномочия по управлению делами должника, в том числе по управлению имуществом, переходят к конкурсному управляющему.

Конкурсный управляющий приобретает право:

Распоряжения имуществом должника;

Выполняет функции управления предприятием –должником;

Принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц.

C мoмeнтa пpизнaния apбитpaжным cyдoм пpeдпpиятия-дoлжникa нecocтoятeльным и пpинятия peшeния oб oткpытии кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa пpaвoвoe и имyщecтвeннoe пoлoжeниe eгo знaчитeльнo oгpaничивaeтcя. Taк, пpeдпpиятиe-дoлжник пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaниe кaк cyбъeкт пpaвa. Зaпpeщaeтcя пepeдaчa имyщecтвa дoлжникa (кpoмe cлyчaeв, кoгдa этo paзpeшaeтcя coбpaниeм кpeдитopoв), пoгaшeниe eгo oбязaтeльcтв.

Bce пpeтeнзии имyщecтвeннoгo xapaктepa мoгyт быть пpeдъявлeны дoлжникy тoлькo в paмкax кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa. Cвeдeния o финaнcoвoм cocтoянии дoлжникa пpeкpaщaют oтнocитьcя к кaтeгopии cвeдeний, нocящиx кoнфидeнциaльный xapaктep либo являющиxcя кoммepчecкoй тaйнoй. Cнимaютcя paнee нaлoжeнныe apecты имyщecтвa дoлжникa и иныe oгpaничeния по eгo pacпopяжeнию. Bвeдeниe нoвыx apecтoв имyщecтвa дoлжникa и иныx oгpaничeний по eгo pacпopяжeнию нe дoпycкaeтcя.

Ocнoвным этaпoм кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa являeтcя oцeнкa aктивoв дoлжникa и oпpeдeлeниe paзмepa eгo дoлгa. Bce имyщecтвo (aктивы) дoлжникa, yкaзaннoe в бyxгaлтepcкoм бaлaнce либo зaмeняющиx eгo дoкyмeнтax и выявлeннoe в xoдe кoнкypcнoгo пpoизвoдcтвa, oбpaзyeт ocнoвy для фopмиpoвaния кoнкypcнoй мaccы. В кoнкypcнyю мaccy включaютcя тaкжe oбъeкты coциaльнo-кoммyнaльнoй cфepы, нaxoдящиecя нa бaлaнce дoлжникa. He пoдлeжaт включeнию в кoнкypcнyю мaccy:

Oбъeкты жилищнoгo фoндa и дeтcкиe дoшкoльныe yчpeждeния;

Жизнeннo вaжныe для дaннoгo peгиoнa oбъeкты пpoизвoдcтвeннoй и кoммyнaльнoй инфpacтpyктypы, кoтopыe дoлжны быть пpиняты нa бaлaнc cooтвeтcтвyющиx opraнoв гocyдapcтвeннoй влacти;

Имyщecтвo, являющeecя пpeдмeтoм зaлoгa и нe пpинaдлeжaщee дoлжникy нa пpaвe coбcтвeннocти;

Apeндoвaннoe дoлжникoм имyщecтвo;

Имyщecтвo, нaxoдящeecя нa oтвeтcтвeннoм xpaнeнии y дoлжникa;

Личнoe имyщecтвo paбoтникoв пpeдпpиятия-дoлжникa, нa кoтopoe в cooтвeтcтвии c зaкoнoдaтeльcтвoм или yчpeдитeльными дoкyмeнтaми пpeдпpиятия нe мoжeт быть oбpaщeнo взыcкaниe по oбязaтeльcтвaм дoлжникa.

В цeляx бoлee пoлнoгo yдoвлeтвopeния тpeбoвaний кoнкypcныx кpeдитopoв кoнкypcный yпpaвляющий мoжет, пocлe пpoвeдeния инвeнтapизaции и oцeнки имyщecтвa, пpeдпpиятия дoлжникa, пpиcтyпить к eгo пpoдaжe нa тopгax.

1. 4 Доверительное управление имуществом

Доверительное управление является способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но не установлением нового права собственности на данное имущество.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (вверитель) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление этим имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в верительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.(ст. 1012 ГК)

Доверительное управление по данному договору необходимо отличать от "внутреннего" управления обществом, товариществом, унитарным предприятием их директором, а также иными уставными органами. Директор (правление общества и т.п.) хотя и имеет право распоряжения (в той или иной степени) имуществом таких организаций, но действует при этом от их имени, никогда не принимает имущество, которым распоряжается, на свой отдельный баланс, а если и несет гражданско-правовую ответственность перед обществом (товариществом, предприятием), то только в случаях, предусмотренных законом или договором (п.3 ст.53 ГК).

Передача имущества в доверительное управление есть форма реализации собственником своих правомочий, предоставленных ему п.4 ст.209 ГК. Именно собственник определяет цель учреждаемого доверительного управления, объем передаваемых правомочий, а также лицо, в интересах которого доверительный управляющий должен действовать. В качестве такового собственник может назвать самого себя, а также, за определенными исключениями, любое другое лицо. В последнем случае договор доверительного управления имуществом становится разновидностью договора в пользу третьего лица (ст.430 ГК).

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах вверителя и (или) выгодоприобретателя.

Объектом доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.

Говоря о доверительном управлении предприятием, следует иметь в виду, что речь идет о передаче его в управление как объекта права (ст.132 ГК). Сохранение предприятия в качестве самостоятельного юридического лица невозможно практически, т.к. передаваемое в управление имущество должно отражаться у доверительного управляющего на отдельном балансе, по нему ведется самостоятельный учет, для расчетов открывается отдельный банковский счет (см. ст.1018 ГК).

В доверительное управление может быть передано и государственное, и муниципальное, и частное имущество.

Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление. Передача в доверительное управление имущества, находившегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, возможна только после ликвидации юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого имущество находилось, либо прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом и поступления его во владение собственника по иным предусмотренным законодательством основаниям.

По общему правилу, передача имущества в доверительное управление - это передача его в руки профессионала. Таковым в хозяйственном обороте является предприниматель. Именно он (индивидуальный предприниматель - ст.23 ГК или одна из коммерческих организаций, перечисленных в п.2 ст.50 ГК) вправе выступить в роли доверительного управляющего чужим имуществом.

Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу местного управления и самоуправления.(ст. 1015 ГК)

Договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме в виде одного документа (ст.550 ГК).

Договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества вверителя, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

В соответствии с п.4 ст.209 и п.1 ст.1012 ГК доверительный управляющий не приобретает право собственности на переданное имущество. Однако в пределах, предоставленных ему законом и договором, управляющий может владеть, пользоваться, распоряжаться этим имуществом, в т.ч. передавать его в собственность других лиц, сдавать в аренду, отдавать в залог и т.п.

Доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении имуществом должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или вверителя, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а вверителю - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества с учетом его естественного износа, в том числе упущенную выгоду.

Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или вверителя.

Обязательства по сделке, совершенной доверительным управляющим с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, несет доверительный управляющий лично. Если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать о превышении полномочий или об установленных ограничениях, возникшие обязательства подлежат исполнению в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи. Вверитель может в этом случае потребовать от доверительного управляющего возмещения понесенных им убытков.

Долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. В случае недостаточности этого имущества взыскание может быть обращено на имущество доверительного управляющего, а при недостаточности и его имущества - на имущество вверителя, не переданное в доверительное управление.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Правовое регулирование управления имуществом предприятия в Российской Федерации на современном этапе определяется Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

2. Предприятие неплатежеспособно не потому, что оно является государственным, а потому, что неэффективно управляется и смена менеджмента или реструктуризация может привести к улучшению его положения. Государство-инвестор пытается решить проблемы повышения эффективности деятельности предприятия (проблемы управления) посредством инвестирования бюджетных средств. В большинстве случаев это приводит просто к потере денежных средств.

3. Одним из важнейших механизмов управления государственным имуществом является система планирования. При этом система планирования должна отвечать следующим требованиям:

Минимальная трудоемкость в использовании (возможность автоматизации основных процедур планирования и анализа эффективности);

Глобальность (возможность охвата всех предприятий, полностью или частично, находящихся в государственной собственности);

Универсальность (применение стандартных методов подходов к различным отраслям деятельности и видам предприятий);

Соответствие общепринятой практике стратегического и оперативного корпоративного планирования;

Соответствие отчетных документов международным стандартам финансовой отчетности, для обеспечения возможности представления информации о деятельности предприятия представителям государства, а также российским и иностранным акционерам (инвесторам) в едином формате;

Информационная совместимость (обеспечение возможности беспрепятственного информационного обмена информацией между предприятиями и органами управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

Легкостью в освоении и наличие необходимой инфраструктуры для обучения.

4. Закон “О несостоятельности (банкротстве)”, вводит четыре процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Согласно закону, процедура наблюдения применяется до момента утверждения арбитражным судом иных процедур. Процедура внешнего управления, вводимая, как правило, судом, устанавливает мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным долгам и обязательным платежам (налогам и т.п.). Конкурсное производство означает смену собственника предприятия. При этом закон предписывает ни в коем случае не останавливать производство в случае применения этой процедуры. И, наконец, мировое соглашение устанавливает порядок выплаты либо реструктуризации долга. Проводится она под наблюдением суда. Иными словами, мировое соглашение - это также процедура банкротства.

5. При доверительном управлении управляющий использует имущество своего подопечного, не становясь собственником этого имущества и не в своих интересах, а в интересах собственника или назначенного им выгодоприобретателя, причем только в пределах, установленных законом и договором.

Управляющий осуществляет юридические и фактические действия на четких обязательственных основах.

Доверительное управление является институтом обязательственного, а не вещного права. Основанием возникновения управления имуществом всегда является договор.

Библиографический список литературы


1. Федеральный Закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ// "Российская газета" от 3 декабря 2002 г., No 229 (3097).

2. Федеральный Закон "О несостоятельности (банкротстве) от 8 января 1998 года №6- ФЗ// "Российская газета" от 23 января 1998 г.

3. Герасимов В.Г., Соколинский З.В. Экономическая теория в структурно-логических схемах - Белгород: Белаудит, 1995. - С.35

4. Ковалёв А.П. Управление имуществом предприятия - М.: Финстатинформ, 2002.

5. Сборник кодексов Российской Федерации - Издание 8-е. - М.: Филинъ, 1999. - С.158

6. Финансовый менеджмент / под ред.проф.Золотарёва В.С. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2000. - 224 с.

7. Шкурина Л.В. Управление имуществом предприятия / Учебное пособие. - М.: Рос. гос. открытый техн. ун-т путей сообщения, 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Берзон, д-р экон. наук, проф.; СВ. Смирнов, д-р экон. наук, проф.

Ковалев А.П.


КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 13



Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

3.1.


Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ



Глава 4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ

ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ... 79

4.1. Понятие производственной мощности,

ее виды и способы определения........................... 79

4.2. Фонды времени работы оборудования,
применяемые при расчете производственной
мощности............................................................... 84

4.3. Определение степени использования
производственной мощности................................ 86

4.4. Формирование структуры парка оборудования

и его производственной мощности...................... 89

4.5. Внутренняя сбалансированность
имущественного комплекса.................................. 95

4.6. Связь между производственной мощностью

и стоимостью парка оборудования...................... 98

4.7. Влияние производственной мощности

и стоимости на фондоотдачу.............................. 103

Глава 5. АМОРТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ПРЕДПРИЯТИЯ................................................
ПО

5.1. Амортизация и амортизируемое имущество 11 0

5.2.Амортизационная политика предприятия........... 113

5.3.Методы начисления амортизации....................... 120

5.4.Выбор сроков полезного использования

для объектов основных фондов........................... 125

5.5............................................................................... Реинвестиционные возможности
амортизационного механизма по обновлению
основных фондов предприятия........................... 127


Глава 6. ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ
ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
135

6.1. Процесс износа имущественных объектов........ 135

6.2. Организация ремонта машин и оборудования... 142

6.3. Определение экономической целесообразности
капитального ремонта оборудования................. 145

6.4. Организация технического обслуживания
и ремонта производственных зданий

и сооружений....................................................... 150

6.5. Модернизация и реконструкция имуществен­ных объектов............................................................... 153

Глава 7. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ
ОБНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИМУЩЕСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ.........
161

7.1. Имущественные преобразования по обновлению

и развитию основных фондов предприятия....... 161

7.2. Определение экономической эффективности
инвестиционных проектов имущественных
преобразований.................................................... 167

7.3. Определение упущенного альтернативного дохода
от использования в проекте имеющихся

на предприятии объектов имущества................. 184

7.4. Стратегия и программа имущественных
преобразований на предприятии......................... 189

Глава 8. АРЕНДА И ЛИЗИНГ В УПРАВЛЕНИИ

ИМУЩЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 204

8.1.Правовые вопросы аренды имущества.............. 204

8.2.Экономическая эффективность аренды
недвижимого имущества..................................... 207

8.3.Правовые и организационные основы лизинга. 213

8.4.Лизинговые платежи и эффективность
лизинговой сделки............................................... 220


Глава 9. СТРАХОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА

ПРЕДПРИЯТИЯ 227

9.1. Сущность, функции и организация

страхования имущества...................................... 227

9.2. Производственно-имущественные риски,

их виды и оценка.................................................. 231

9.3. Экономические показатели страхования............ 237

9.4. Методы страхования и страховые тарифы......... 239

9.5. Организация страховой защиты предприятия

от производственно-имущественных рисков..... 246

Глава 10. ЗАЛОГ ИМУЩЕСТВА В МЕХАНИЗМЕ

КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 252

10.1.Сущность и назначение залога имущества....... 252

10.2.Реализация залогового права залогодержателя.. 258

10.3.Особенности определения залоговой стоимости
имущества............................................................ 262

Литература................................................................................ 271


ВВЕДЕНИЕ

Имущество есть главный материально-вещественный ресурс предприятий, их основное богатство. Имущество обладает тем удивительным свойством, что одновременно служит источни­ком и доходов, и расходов. Полноценно функционирующее имущество приносит его собственнику доход, предопределяет его благосостояние. Наоборот, не вовлеченное в оборот, лиш­нее имущество становится обузой для предприятия-собствен­ника, подрывает его экономику. Отсюда понятна мысль, что имущество нуждается в управлении.

Опыт российских предприятий, многие из которых продол­жают ощущать последствия экономического кризиса начала и середины 1990-х годов, убедительно показал, к каким негатив­ным последствиям приводят неурегулированные имуществен­ные отношения, невнимание к состоянию имущественных ком­плексов, расточительность и бесхозяйственность в использовании имущества.

Правовая неурегулированность имущественных отношений способствует возникновению острых имущественных споров между участниками хозяйственной деятельности, в частности между акционерами-собственниками, наемными менеджерами и работниками. Причем эти конфликты перерастают зачастую в настоящие баталии с применением физической силы и на­сильственным захватом помещений. После проведенной привати­зации бывшие государственные предприятия получили статус от­крытых акционерных обществ, но произошло это формально, идо утверждения настоящего корпоративного управления и тем более корпоративной культуры на наших предприятиях еще далеко.

Состояние основных фондов на российских промышленных предприятиях остается плачевным. Многие элементы основных фондов, особенно машины и оборудование, физически и мо­рально устарели, не способны обеспечивать производство со­временной, пользующейся спросом продукции. Неэффективное использование имущества приводит к его износу и снижению эксплуатационных качеств, повышенным операционным расхо­дам на техническое содержание и ремонты, росту имуществен


ных рисков (аварий, потерь и простоев). Конечно, неудовлетво­рительное состояние основных фондов, т.е. имущественных ком­плексов, объясняется в первую очередь нехваткой денежных средств на многих предприятиях. В то же время определенную лепту в эту ситуацию внесло также отсутствие эффективного управления имуществом. Нельзя сказать, что на предприятиях отсутствует управление имуществом как таковое. Оно есть, но все функции этого управления рассредоточены между различ­ными управленческими и вспомогательными подразделениями. Целостной системы управления имуществом на многих пред­приятиях еще не создано.

Для решения отмеченной проблемы необходимо развивать научные исследования в этой области, вырабатывать подходы применительно к условиям российской экономики и в то же время вести подготовку соответствующих специалистов.

Из экономической теории известно, что доходность пред­приятия определяют четыре производственных фактора: земля, труд, капитал и менеджмент. Под землей как фактором понима­ются характеристика земельного участка, на котором размещено предприятие, ценность земельного участка с точки зрения гео­графического положения и территориального расположения в городе, состояния грунта, наличия коммуникаций и т.д. Труд - опытность, квалификация, профессионализм и деловые каче­ства производственного персонала. Капитал понимается как со­вокупность материальных и нематериальных активов, функцио­нирующих в производственной деятельности предприятия. Менеджмент как фактор - это опытность и квалификация уп­равляющего персонала, сложившиеся отношения у персонала предприятия с органами управления в регионе, с другими пред­приятиями, с банками и другими партнерами и клиентами, сфор­мировавшаяся репутация (бренд) предприятия.

Имущество предприятия (его здания, сооружения, комму­никации, парк оборудования, запасы материальных ценностей и т.д.) - главный компонент капитала. Финансовые результаты предприятия во многом зависят от того, какое имущество име­ется на предприятии, какими характеристиками это имущество обладает и насколько полно оно используется.

В данном учебнике речь идет об управлении имуществом на промышленном предприятии. Управление имуществом - это


комплекс решений, действий и проектов, нацеленных на эф­фективное использование, обновление, совершенствование и раз­витие имущества предприятия. Управление имуществом включает как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и финансированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии фор­мирования. Большое влияние на ее развитие оказали теория и практика стоимостной оценки имущества. Понятно, что оцен­ка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки - получить значение конкретного вида стоимо­сти оцениваемого имущества. Но оценка не является самоце­лью, она необходима для того, чтобы принять то или иное уп­равленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако неверно думать, что для управления имуществом нужно только определить его рыночную стоимость. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отно­шении имущества следует привлечь многие другие его характе­ристики: назначение, качественные свойства, производственную мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

Официальную оценку имущества выполняют независимые оценщики, т.е. специалисты, которые не должны иметь никако­го отношения и интереса к оцениваемому имуществу предприя­тий и не должны принадлежать к персоналу этих предприятий. Другое дело - управление имуществом, эту работу выполняют операционные и финансовые менеджеры самих предприятий. Они же могут выступать в качестве заказчиков официальной оценки. В то же время специалисты предприятий по управле­нию имуществом должны владеть методикой оценки для того, чтобы уметь правильно сформулировать задачу оценки и прове­рить полученные отчеты об оценке на соответствие целям оцен­ки, а затем уметь выбрать эффективные решения по результа­там оценки.

С развитием рыночных отношений расширился набор мето­дов управления имуществом. Наряду с традиционными метода-


ми по восстановлению и обновлению имущества все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.

Данный учебник помогает студентам вузов усвоить содер­жание дисциплины «Управление имуществом». Теоретической основой этой дисциплины служат положения таких наук, как экономическая теория, менеджмент, маркетинг, оценка стои­мости, финансово-экономический анализ, ценообразование, ма­тематическое программирование, статистика, имущественное право и др.

Что дают знания по данной дисциплине будущим экономи­стам?

Полезность этих знаний проявляется в таких направлениях экономической деятельности, как:

Организация полного и всестороннего учета всех компо­
нентов имущества;

Разработка эффективного режима наиболее полного исполь­
зования разных объектов имущества;

Разработка проектов по обновлению, экономическому и
инновационному развитию имущественных объектов;

Выявление резервов и достижение наиболее полного ис­
пользования качественных характеристик имущества;

Координация работ по проведению независимой оценки
имущества.

Понятие имущества тесно связано с понятием собственнос­ти. Имущество - это те вещи, которые находятся в чьей-то соб­ственности, т.е. кому-то принадлежат. В данном учебнике упор сделан на рассмотрении имущества промышленных предприя­тий, которые могут иметь форму акционерного общества, госу­дарственного унитарного или казенного предприятия.

В условиях рынка хозяйственные операции, связанные с имуществом, имеют исключительно важное значение. Процес­сы антикризисного управления, реструктуризации и реформи­рования предприятий, их приватизации и ликвидации затраги­вают тем или иным образом вопросы раздела имущества, изменения прав собственности и сделок с имуществом. В совре­менных условиях имущественные споры в судах - довольно рас­пространенное явление. Все это заставляет уделять внимание не только экономическим, но и правовым аспектам управления имуществом.


Успешная деятельность предприятия невозможна без эффек­тивного управления имуществом. Цели управления имуществом сводятся в конечном счете к тому, чтобы:

Защищать права на имущество, т.е. не допускать потерю
имущества при незаконных посягательствах со стороны третьих
лиц;

Сохранять имущество, т.е. не допускать возможности краж,
«разбазаривания», невыгодных распродаж и других отрицатель­
ных действий; защищать от рисков через страхование и другими
способами;

Постоянно поддерживать имущество в работоспособном
состоянии путем проведения регулярных обслуживающих и ре­
монтных работ;

Обновлять и повышать технический и инновационный уро­
вень имущества, например осуществлять замену устарев­
шего оборудования на новое, более совершенное и производи­
тельное;

Приумножать и повышать полезность и ценность имуще­
ства, т.е. проводить работы по реконструкции помещений, но­
вому капитальному строительству, облагораживанию земельных
участков, территорий предприятия, его коммуникаций и подъез­
дных путей;

Обеспечивать наиболее полное использование полезных
свойств всех компонентов имущества: зданий, сооружений, ма­
шин и оборудования.

Дисциплина «Управление имуществом» - завершающий учеб­ный курс для студентов, обучающихся по специальности «Эко­номика и управление на предприятии» и специализации «Уп­равление имуществом». Методически она тесно связана с другими дисциплинами, которые либо уже читались, либо читаются па­раллельно. Особенно следует подчеркнуть ее связь с такими дисциплинами, как «Экономика и оценка недвижимости», «Сто­имостный анализ», «Основы оценки стоимости машин и обору­дования», «Оценка эффективности инвестиционных проектов» и др.

Настоящий учебник знакомит читателя с основными поло­жениями теории управления имуществом. В книге рассказано о том, какие правовые аспекты необходимо учитывать при управ­лении имуществом, какую роль играет имущественный подход



в формировании стоимости, как связана стоимость имущества с производственной мощностью и другими показателями пред­приятия, как обеспечить эффективность организационно-эко­номического механизма содержания и обновления имущества, какие существуют имущественные риски и как защититься от них через страхование, в чем состоят операции аренды, лизин­га, доверительного управления и залога, как организовать на предприятии работу по стратегическому управлению имуществен­ными комплексами.

В основу учебника легли материалы лекций по дисциплине «Управление имуществом», которые автор читает студентам в Московском государственном технологическом университете «Станкин».





вам, либо к оборотным активам. Внеоборотными считаются такие активы, которые многократно участвуют в процессе от­дельных циклов хозяйственной деятельности и переносят на продукцию или услуги свою стоимость частями. Внеоборотные активы образуют амортизируемые основные средства (фонды) предприятия, у которых срок полезного использования свыше 12 месяцев и первоначальная стоимость одного объекта превы­шает 20 тыс. руб. (НК РФ, глава 25, ст. 256). Оборотные активы (оборотные средства) обслуживают текущую деятельность пред­приятия и полностью потребляются (видоизменяют свою фор­му) в течение одного операционного цикла продолжительно­стью до 12 месяцев.


С точки зрения применяемости в текущей операционной деятельности предприятия имущественные объекты могут быть находящимися в:

а) рабочей эксплуатации или текущем потреблении;

б) резерве (консервации) или запасах;

в) стадии утилизации (списания).

По наличию полезности для деятельности предприятия иму­щественные объекты могут быть используемыми (полезными) или неиспользуемыми (бесполезными). К неиспользуемым (бес­полезным) объектам относятся такие, которые были когда-то приобретены предприятием, но в настоящее время в деятельно­сти предприятия не участвуют по ряду причин и их дальнейшее использование также не планируется.

По месту использования (потребления) имущественный объект может быть отнесен к:

а) основной производственной или сервисной единице;

б) вспомогательной, обслуживающей или исследовательской
единице;

в) управленческой структурной единице;

г) структурной единице непроизводственного (например, со­циально-культурного) назначения.

Контрольные вопросы

1. Из каких компонентов состоит государственное имуще­ство?

2. В чем заключается принцип соответствия государствен­ного имущества его функционально-целевому назна­чению?

3. Каким образом реализуется принцип текущего и перс­пективного планирования при системном контроле ис­пользования государственного имущества?

4. Какие объекты относятся к недвижимому имуществу?

5. Какие задачи решаются введением обязательной государ­ственной регистрации недвижимого имущества?

6. Какими имущественными правами наделены государ­ственные унитарные предприятия?

7. В качестве каких участников земельных отношений мо­гут выступать промышленные предприятия?



8. Назовите основные виды учета имущества.

9. Как выглядит структура кадастрового номера здания?

10. Что такое технический учет недвижимости и какие госу­дарственные органы его курируют?

11.Что понимается под инвентарным объектом в системе бухгалтерского учета основных средств?

12.Что такое код ОКОФ, каково его строение и назначение?

13.По какой стоимости принимаются к учету новые объек­ты основных средств?

14.Что такое операционный имущественный комплекс и из каких групп имущества он состоит?

15.Какие признаки используются при классификации иму­щественных объектов?


СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

АМОРТИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

И АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕХНИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

кафедра «Государственное, муниципальное и корпоративное управление»

Финансовой академии при Правительстве РФ; Н.И. Берзон, д-р экон. наук, проф.; СВ. Смирнов, д-р экон. наук, проф.

Ковалев А.П.

К56 Управление имуществом на предприятии: учебник / А.П. Ко­валев. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. - 272 с: ил.

ISBN 978-5-279-03369-0 (Финансы и статистика) ISBN 978-5-16-003745-5 (ИНФРА-М)

Рассмотрены вопросы организации комплексного учета имущества, формирования службы управления имуществом на предприятии, использо­вания стоимостной оценки имущества, определения производственной мощ­ности имущественных комплексов; выработки амортизационной политики. Особое внимание уделено экономическому анализу управленческих реше­ний по проведению имущественных преобразований, поиску резервов роста фондоотдачи, создания страховой защиты, организации залога имущества. Приведены практические примеры с расчетами и пояснениями.

Для студентов, обучающихся по специальностям «Экономика и управ­ление на предприятии», «Менеджмент», а также для преподавателей вузов, аспирантов, практикующих экспертов-оценщиков и специалистов.


Введение....................................................................................... 7

Глава 1. ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ

КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 13

1.1.Роль государства в управлении имуществом...... 13

1.2.Имущество предприятия как объект
гражданских прав.................................................. 16

1.3.Комплексный учет состава имущества

на предприятии..................................................... 21

1.4. Бухгалтерский учет основных средств

на предприятии..................................................... 26

1.5................................................................................ Имущественная структура предприятия 32

1 Глава 2. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ

ИМУЩЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ............ 39

2.1. Стратегический подход к управлению
имуществом............................................................. 39

2.2. Принципы управления имуществом

на предприятии.................................................... 44

2.3. Цель и задачи управления имуществом............. 49

2.4. Служба управления имуществом

на предприятии..................................................... 53

Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ... 58

3.1. Виды стоимости имущества и задачи

ее определения...................................................... 58

3.2. Особенности определения стоимости
имущественных комплексов и объектов............. 63

3.3. Имущественный (затратный) подход

при оценке имущественного комплекса.............. 65

Глава 3. СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА,

ЕЕ ОЦЕНКА И РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ

3.4.Стоимость и фондоотдача основных фондов
предприятия........................................................... 67

3.5.Влияние стоимости имущества на показатели
деятельности предприятия.................................... 72

Особенно недвижимые объекты, входит в число самых распространенных активов из числа приносящих собственнику регулярный доход. Поэтому мониторинг условий использования имущества и оценка его состояния – главные стимулы для участия собственника в процессе работы. Сегодня мы поговорим о том, какой порядок управления имуществом предприятия наиболее рентабелен в бизнесе.

Общие сведения

Все предназначенное для ведения бизнеса, что находится в наличии и распоряжении унитарного предприятия, называется общим имуществом (ст. 132 ГК РФ). Оно разделяется на недвижимое и движимое (ст. 130 ГК РФ).

  • Земельные участки.
  • Всевозможные постройки.
  • Технический сервис.
  • Транспортные средства.

Движимое имущество создается в ходе функционирования предприятия, поэтому к нему относится:

  • Название, репутация и .
  • Факторы квалификации руководства и персонала.
  • Постоянная клиентская база.
  • Патенты и .
  • Денежные средства.

Под порядком управления имуществом предприятия понимается установление собственником правил, предписывающих условия распоряжения всеми видами имущества, к примеру, сдача его в аренду или торг. Правила регламентируются Федеральным законом № 161-ФЗ .

Право руководства

Согласно этому закону (ст. 21 ФЗ № 161), управление недвижимым имуществом предприятии входит в полномочия единоличного руководителя (или гендиректора), который назначается собственником на должность в соответствии с трудовым договором. Им может быть как сам собственник, так и координирующая организация.

Первый вариант целесообразен в следующих случаях.

  • Площадь предприятия не превышает 500 м².
  • Торговая деятельность рассчитана на короткий срок (до 2 лет).
  • Данная организация – часть крупного объекта, являющегося первостепенным бизнесом собственника.
  • Предприятие не требует капитального ремонта, реконструкции, технического сервиса, а также прочих ресурсов и вложений от собственника.
  • Доход от проекта меньше стоимости наемного руководителя.

Чтобы оценить возможность осуществления функций по управлению имуществом, собственнику необходимо сопоставить предполагаемые цели и задачи с имеющимися ресурсами, включая все аспекты развития бизнеса. Возможно, привлечение координирующей компании – наиболее продуктивный шаг на пути к триумфу. Чаще это связано с наличием следующих критериев.

  • Соблюдение прав собственника.
  • Исключение рисков потери имущества.
  • Максимализация прибыли и минимизация налогов.
  • Удобство оформления документов.
  • Эффективность системы управления.

Формы передачи имущества

Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) – это возможность предприятия распоряжаться имуществом собственника. Рассмотрим наиболее распространенные формы передачи имущества в оперативное управление.

  1. Договор аренды. За счет сдачи площадей предприятия в субаренду управляющая компания обязуется выплачивать собственнику определенную часть дохода (арендную плату).
  2. Договор доверительного управления. Приобретая полный контроль над предприятием, управляющая компания обязуется в течение определенного срока контролировать объект недвижимости в интересах собственника (ст. 1012 ГК РФ).
  3. Договор поручения, или агентский договор. В рамках утвержденной компетенции управляющая компания обязуется исполнять возложенные на нее частные функции и представлять интересы собственника.
  4. Передача функций руководителя (гендиректора) управляющей компании.

Вывод

Каждый из способов управления имуществом предполагает и привилегии, и риски, которые подлежат осмыслению в каждой конкретной ситуации. Доход предприятия и сохранность имущества напрямую зависят от условий и варианта договора с управляющей компанией.