Для режиссуры массовых представлений крайне важно, чтобы все детали были учтены и продуманы. Если говорить о подводных камнях, то именно дилетантский подход, некачественная организация и полное непонимание публики становится тем булыжником, о который разбиваются все планы и идеи режиссера. Даже если задумка в своей идее была практически гениальной, отличалась креативом и уникальным подходом, некорректная постановка разрушит все планы.
Какие подводные камни в режиссуре массовых представлений?
Массовые представления предусматривают большое количество артистов, разнообразие номеров и их идей. Если говорить о театральных или цирковых постановках, то для успеха зрелища у публики, стоит акцентировать внимание на динамике действия.
Даже, если речь идет о театре, для профессионального режиссера ничего не стоит заинтересовать и заинтриговать публику, привлечь ее внимание.
Режиссура массовых представлений полностью ориентирована на зрителя, а значит, должна быть ему интересна, понятна. Публика становится все более привередливой, а потому нуждается в качественном зрелище, которое постоянно будет удерживать ее в напряжении. Монотонное представление убьет интерес зрителя и заставит его скучать. Чтобы этого не случилось, номера и принципы представления должны постоянно меняться. Энергичные номера или сцены должны сменяться спокойными и даже умиротворенными. При этом не должно быть монотонности и постоянства даже в динамичных номерах и сценах, поскольку продолжительный накал страстей теряет свою остроту.
Привередливость публики проявляется еще и в том, чтобы пугать ее, радовать и удивлять неожиданными поворотами событий, эффектными выходами и появлениями персонажей или участников представлений. Артисты или актеры, которые выходят постоянно по одному и тому же принципу утомляют публику. Им не интересно ждать появления новой «звезды». А вот если каждый раз, артист будет появляться по-новому, неожиданно и интересно, зрители будут замирать в ожидании прекрасного и волнующего зрелища.
Еще одним подводным камнем могут стать сами артисты, их внешний вид. Следует учитывать, что костюмы, возраст и внешность артистов должны строго соответствовать идее. Если речь идет о Джульетте, то артистке нем может быть 40 лет, а вот кормилицу не должна играть молодая девушка. Аналогичный принцип сохраняется во всех концертных номерах.
Яркие костюмы и макияж должен гармонировать ролям, которые выполняют артисты. Если же наблюдается диссонанс, только зритель будет разочарован, а массовая постановка провалится.
Режиссура как симфония
Качественная режиссура театрализованных представлений и праздников – это залог успеха при проведении массовых мероприятий. Многие теоретики и практики проводят аналогию между режиссурой театрализованных представлений и симфонией. Как для симфонии характерными являются мыслительная и чувственная глубина, жизненные противоречия и сложные проблемы, так и театрализованное празднество массового масштаба выражает важнейшие события и этапы в жизни огромного количества людей.
Для этих видов выразительного искусства характерны масштабность и идейная насыщенность. Начальная часть симфонии (экспозиция) предполагает развитие и разработку контрастных тем-образов. Далее они поддерживают основную композицию произведения. .
Также и режиссура массовых мероприятий предполагает проведение основной идеи праздничного действа через ряд мероприятий
Перекликается с режиссурой театрализованного концерта и такая яркая форма музыки, как тема с вариациями. В режиссуре праздника основная тема тоже варьируется во всевозможных формах и видах. Конечно, это обусловлено в определенной мере самой спецификой народных гуляний. Ведь если, например, литературно-музыкальную композицию зритель может воспринять как единое целое, то особенностью режиссуры массового праздника является его целенаправленное разбиение на компоненты. При этом зритель воспринимает действо частями, выбирая наиболее интересные для себя моменты. К примеру, концерт требует фокусирования зрительского внимания на конкретной сцене. А хороший массовый праздник, наоборот, характеризуется большим количеством рассредоточенных в пространстве развлекательных центров.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
Контрольная работа по предмету: Сценарное мастерство
на тему: Режиссура театрализованных представлений и праздников
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении многих тысячелетий человечество создавало определенные формы художественного осмысления мира. Мировосприятие через систему зрелищных символических образов переходило из поколения в поколение. Некоторые из зрелищных форм под влиянием социальных изменений мобильно трансформировалось, аккумулируя в себе код этносов, в основном их культурную программу. Потребность людей быть причастными к художественному процессу освоения мира продолжается и сегодня. Это является условием существования человечества. Среди всех видов и жанров искусства, которые, как известно, являются формой осмысления жизненного пространства человека, основное место занимают зрелища. Долгая история существования зрелищ доказывает их жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования. Тем более, что концепция развития культуры и духовности народа тоже содержит в себе зрелище как важнейший элемент.
Театрализованные представления и праздники воспитывают каждую личность и весь коллектив, учит умению выражать чувства солидарности людей. Можно сказать, что праздники раскрывают «человеческие сущностные силы». Праздники поднимают настроение, концентрирует творческую энергию масс, выражает коллективные эмоции. Аккумулируя человеческие эмоции, раскрывает истинные, идеальные устремления людей. В театрализованном представление, празднике каждый человек - исполнитель и зритель, творец и участник особой жизни со своими формами коллективного поведения, обусловленного обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами.
Важной вехой в истории изучения праздников стали книги Д.М. Генкина «Массовые праздники», Б.Н. Петрова «Режиссура массовых спортивно-художественных представлений», И.Г. Шароева «Режиссура эстрады и массовых представлений» и многие другие.
Интерес к праздникам со стороны разных специалистов подчеркивает их значимость и в то же время помогает выявить свой собственный аспект исследования. Он заключается в необходимости активного внедрения зрелища в жизненное пространство человека. Восприятие праздника, участие человека в нем тесно связаны с реализацией художественно-творческой стороны этого массового театра, особенно с режиссурой. Неадекватная точка зрения на некоторые важные моменты режиссерской работы, ее практическая и теоретическая неосмысленость выдвигают проблему профессионализации режиссуры театрализованного представления и праздника и других видов и жанров массового театра.
1. Специфические особенности драматургии театрализованных представлений и праздников
Специфика, драматургии театрализованного представления и праздника в документальности. Драматургия, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового зрелища не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно, сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, дневниках, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому зрелищу, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах.
Использовать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых зрелищ - это значит, прежде всего изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник. Разумеется, степень документальности в различных массовых зрелищах может быть разной: от театрализованного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующегося с реальным событием.
По своей художественной природе массовый театрализованный праздник суть высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовой формой. Система образов в документальной драматургии массового театрализованного зрелища не ограничивается лишь таким символическим, ассоциативным стержневым образом. Применительно к ней необходимо говорить также и о герое массового зрелища. Анализ массовых зрелищ еще раз подтверждает, что особенно удаются они там, где в центре театрализации яркие образы ветеранов, героев войны. Создание ярких образов реальных героев на общем фоне конкретных исторических событий очень важно. Благодаря этому становится возможным глубже почувствовать историческую ретроспективу, лучше понять борьбу страстей вокруг тех или иных свершений. Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария, особенно в каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее празднично-обрядового действия. Причем эту образность подсказывают именно реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно характерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро.
Сущность театрализации выдвигает важнейшее методическое требование: в сценарной разработке любой, даже самый всеобщий, праздник, знаменательное событие, торжественная дата должны быть конкретизированы до уровня той общности людей, в которой отмечаются. А это значит, что в первую очередь необходимо точно подобрать героев театрализации. Их судьбы, их жизнь, трудовая деятельность должны перекликаться с празднуемым событием, быть созвучны ему. Именно в показе таких людей, в воздействии образа современника, его яркого положительного примера - воспитательная суть театрализации, которую необходимо максимально использовать. Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущих произведений литературы и искусства. Если мы хотим поднять художественный уровень театрализации, то поиски героя должны быть законом ее сценарно-режиссерской разработки.
Драматургия театрализованных представлений и праздников отделилась от драматургии театра. Она возникла впоследствии применения в искусстве приемов театрализации, что позволили донести в художественной форме конкретную идею массовому зрителю. Относительно массовых зрелищ термин театрализация означает органическое соединение материала не театрального, а жизненного, непосредственно связанного с ежедневной практикой и бытом, и материала художественного, образного. В литературе посвященной массовым празднествам и театрализованным представлениям нет единой терминологии, и это осложняет понимание ряда проблем, связанных с драматургией и режиссурой театрализованных зрелищ и празднеств. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением. Имеют в виду обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции - важнейший принцип, важнейшее качество именно художественного творчества. Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям вида предвыборной агитации, тематических концертов, массовых зрелищ, праздников слово театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику. Такое соединение публицистичного, документального и художественного необходимо для достижения эстетического эффекта и влияния на публику. Иначе говоря, «начало художественно-образное сливается здесь воедино с началом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется».
Документальная образность драматургии и режиссуры театрализованного представления и праздника рождает свою символику. Символическими образами становятся те или иные реальные исторические здания и памятники, реальные места исторических событий, как бы оживающие в памяти народной. Как правило, они несут определенную ассоциативно-документальную нагрузку. Все чаще и чаще в праздничных представлениях с помощью звука и света «оживают» здания, улицы, площади, которые «рассказывают» собравшимся свою историю, становясь центральным образом сценария. Думается, что и сценарную драматургию подобных представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений .
Театрализованные зрелища - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней. . Театрализация реального зрелищного действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, как подчас понимают театрализацию, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие. Появившаяся на рубеже 1970-х годов двадцатого века страсть к «тотальной» театрализации была рождена довольно поверхностным пониманием социальных потребностей человека, его отношения к художественно-эстетическим критериям организации общественного досуга. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще звучала музыка, к месту и не к месту, с пафосом читались стихи, вставным дивертисментом вклинивались выступления артистов и художественной самодеятельности, - самый примитивный путь организации массовых праздников, лишающий их социально-педагогической глубины. . В дальнейшем театрализация заняла ведущее место в зрелищной культуре. Организуя эмоционально-художественную деятельность трудящихся, она способствовала созданию атмосферы оптимизма, быстрейшему усвоению личностью ценностей общества.
Еще одна отличительная особенность драматургии массовых праздников состоит в том, что они построены на действиях массы людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время зрелища. Стремление предоставить возможность действовать как можно большей группе людей превращает массовое зрелище в комплекс разнообразных культурных и художественных акций. Специфичность драматургии и режиссуры массового зрелища, обусловленная их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, самой массы участников. Очень эффективной является такая разработка театрализованного действия, при которой масса людей или отдельные наиболее характерные для данной праздничной ситуации группы становятся главным, коллективным героем праздника.
Другая результативная возможность заключается во внесении в массовое зрелище элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры, как мы уже отмечали выше, можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях.
Важной специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств .
Массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение. Что касается синтеза документа и искусства, а также разнообразных выразительных средств, то на основе творческого монтажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, единой сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра. Цель состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, использующее документальные выступления, церемонии, стихи, песни, фрагменты из спектаклей и кинофильмов. Искусство составления такого рода композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления и одновременно синтетический метод организации массового театрализованного действия.
Каждое массовое театрализованное действие отличается своей индивидуальностью, неповторимым решением, так как происходит только один раз. Поэтому тут большое внимание уделяется сценарию. Работу над созданием драматургии зрелища в большинстве случаев выполняет сам режиссер-постановщик. Сценарист и режиссер массового зрелища - это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников организации не спектакля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. По своей художественной природе театрализованное празднично-обрядовое действо воплощает высокую идею в яркой образной форме. При этом образное решение, являющееся сутью театрализации и выступающее в качестве сценарно-режиссерского хода, превращает зрелище в специфический способ обработки социальной информации. Сценарий - это подобранная литературно режиссерская разработка театрализованного праздничного действия. Сценарий - это не просто организационный план зрелища, в нем сосредоточенно и выражено образное видение темы, идеи, сверхзадачи воплощения. Сценарий - это доскональный литературный вклад содержания будущего театрализованного зрелища .
Независимо от жанра массового зрелища, а также от сложности и масштаба его проведения, различают несколько видов сценариев:
Компилятивный сценарий - соединение фрагментов разных известных драматургических сюжетов.
Независимо от жанра массового зрелища, сценарий включает в себя:
Описание места действия (сценической площадки, если их много, то каждую в отдельности);
Изложение содержания сценического действия;
Последовательное изложение всех действий, которые происходили на сцене или стадионе до основного действия и какие будут происходить после него;
Текст для ведущих, связки между номерами и эпизодами и монологи;
Тексты для каждого исполнителя;
Изложение содержания всех эпизодов;
Описание световых, шумовых, кино - и звукоэффектов;
Описание и графическое изображение мизансцен, особенно массовых, переходов и связок между ними;
Разработка художественного оформления;
Изложение предполагаемых приемов для привлечения зрителя.
Написание сценария массового зрелища предполагает определение:
Жанровых особенностей массового зрелища;
Главной идеи мероприятия;
Основных драматургических «ходов»;
Органичного соединения художественных и документальных материалов;
Соединение слова, музыки, песни, танца, изобразительного искусства, света, киноматериала, пластики;
Общего темпоритма зрелища;
Соединение эпизодов в единую драматургическую структуру.
Театрализованный праздник не имеет прямой логической последовательности действия. Он предусматривает отступления, паузы, задержки, повторы, переход от словесных номеров к пластическим, от пластических к музыкальным, от музыкальных - к словесным. Поэтому сюжет должен иметь свободную драматургическую структуру, где паузы часто приобретают большое значение, нежели его последовательное развитие. Каждая такая пауза необходима для того, чтобы дать возможность зрителю понять содержание и логику сюжетной ситуации, чтобы акцентировать на ней внимание. Таким образом, в драматургии театрализованного массового зрелища, созданного методом монтажа, природа конфликта другая, нежели в драматургии театральной. Тут очень своеобразное развитие действия, в котором конфликтность возникает не в результате действия и контрдействия, а в противопоставлении разных номеров и эпизодов. А такие компоненты как танец, музыка, слово, кино, живопись в драматургии массовых зрелищ создают психологическое обоснование, ауру поведения героя. Театрализованные зрелища эмоционально воздействуют как на участника, так и на зрителя.
2. Проблемы режиссуры: организация и постановка театрализованных представлений и праздников
Режиссура театрализованного представления и праздника очень специфична. Во-первых, их рабочие условия организации и проведения. Так, например стадион отличается от концертного или театрального зала, а технические условия проведения массового зрелища в городском парке отличны от тех возможностей стационарной сценической площадки. Второе отличие - это художественная организация пространства, так как рабочая площадка является важным компонентом в общей драматургической структуре массового зрелища. Одно дело - организация пространства театрализованного концерта к концертном зале, другое - организация пространства празднования на площадях, улицах, парках, стадионах. Если пространство в театре или в концертном зале двухмерное, и видимая точка в театре одна, задана рампой, расположением сцены и зрительным залом, то стадионное пространство трехмерное, и рассматривается по кругу. На стадионе зрелище воспринимается со всех сторон, поэтому действие, а, следовательно, и художественное оформление, его конструкция создается с учетом этих особенностей.
Массовые представления - всегда зрелища на больших пространствах: гигантские сценические площадки, огромные зрительные «залы». Отсюда, как следствие, массовость зрителей и исполнителей. Отсюда же и специфика выразительных средств. В массовом зрелище зритель почти не видит лица актера, не видит его глаз, где не прочитываются ни нюансы мимики, ни подробности пластического рисунка роли. Кроме значительных размеров игровой площадки и удаленности зрителей от исполнителей, здесь существует еще и множество отвлекающих факторов, которые связаны с реальностью окружающей зрителя среды. Не будем забывать, что массовые представления создаются под открытым небом. На больших пространствах под открытым небом: на стадионах, улицах и площадях, на воде и в воздухе - уже невозможно сконцентрировать зрительское внимание традиционными средствами. Отсюда и иные приемы, иные способы организации зрительского восприятия, иные выразительные средства. В массовых представлениях зритель обычно не слышит «живого» голоса актера: звучит фонограмма. Да и в ней, зачастую, текст попросту отсутствует. И это закономерно. Словесные выразительные средства и должны быть сведены к минимуму. Ведь массовое представление - это в первую очередь зрелище. Зрелище в том смысле, что именно зрительный ряд, именно визуальные средства здесь главенствуют. Причем речь идет не просто о зрелище, а о зрелище непременно масштабном. На площади одинокая фигура актера может быть объектом внимания лишь считанные мгновения. Протяженная же во времени мизансцена непременно требует взаимодействия солиста и массы, взаимодействия, пластически выстроенного на контрастных движениях толпы и героя.
Массовые представления - всегда театр массы. На площадях царят масштабные динамические композиции из сотен, а то и тысяч исполнителей, больших кукол и масок, полотнищ материи, стягов и различных планшетов, транспортных и других технических средств, пиротехнических эффектов. Таков язык этого искусства, обусловленный характером гигантских сценических площадок театра массовых представлений. В искусстве массовых представлений создаются преимущественно не индивидуальные образы персонажей, а образ коллективного героя - массы или символические образы-аллегории. И это одно из существенных эстетических свойств театра массовых представлений. Синхронные действия массы, состоящей из сотен, а иногда и тысяч исполнителей уже сами по себе - мощный фактор эмоционального воздействия. А будучи художественно организованными «изобразительной режиссурой» массового представления, они становятся особым эстетическим феноменом, составляющим образную сущность массового театра.
Постановка массового зрелища требует подробной, всесторонней подготовки, совместных усилий всех членов постановочной группы. Зрелище называют массовым, так в нем принимает участие большое количество участников.
Особой сложностью образного решения отличаются театрализованные праздники, охватывающие весь город. Сами улицы становятся смысловыми декорациями, иногда их даже временно переименовывают. Образная драматургия праздников общегородского размаха решается с помощью колонн людей и декорированной техники. Каждая колонна - это как бы «персонаж» грандиозного общегородского театра, имеющий свою тему, свой характер. Перед стоящими на тротуаре зрителями колонны развертываются, как панорамные ленты. По таким принципам строятся карнавальные шествия общегородского значения.
Драматургия массового праздника - это в первую очередь столкновение и развитие крупномасштабных зрительных образов. Поэтому неудивительно, что художники массовых представлений выступают в ряде случаев и в роли авторов (или соавторов) сценария. Драматургические задачи часто решаются сценографом не только на уровне «как» (как воплотить в зрительный образ мысль автора, концепцию режиссера), но и на уровне «что» (что именно составляет сущность конфликта, что явится импульсом в развитии действия). Пространственный и пластический ход рождается обычно не на основе сценария, а еще в процессе создания драматургии представления и (в лучших произведениях) неразрывно связан со сценарным ходом, с сутью основного конфликта представления. Традиционная функция сценографии - создание игрового пространства - несомненно сохраняется и в театре массовых представлений. Причем задачи организации художественного пространства приобретают здесь особый смысл. Ибо художник массового представления превращает в несценическое пространство стадиона, площади, лесной поляны в игровое пространство массового театра. Образное решение внехудожественных пространств - весьма деликатная проблема, требующая особого чувства площадки. Сколько провалов знает история и современная практика массовых представлений лишь по одной единственной причине: несоответствие выразительных средств той реальной природной или архитектурной среде, в которой создается зрелище.
Заключение
Театрализация является неотъемлемым компонентом драматургии театрализованного представления и праздника, позволяющая донести в художественно форме определенную идею до массового зрителя.
Праздник - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней.
Каждый новый сценарий театрализованного представления и праздника - это поиск нового решения темы, новых выразительных средств, новых методов эмоционального воздействия. Сценарий массового театрализованного праздника является комплексным, в нем синтезирована работа драматурга, режиссера, художника, балетмейстера, композитора.
Монтаж является основным творческим приемом формирования и построения драматургического каркаса театрализованных массовых зрелищ.
Важнейшими монтажными принципами в режиссуре и драматургии театрализованного представления и праздника выступают идейность, строгая логичность и последовательность построения сюжета, ассоциативность сопоставления реальных фактов и художественных эпизодов, внутренняя ритмическая контрастность.
Важной специфической чертой драматургии и режиссуры праздника и театрализованного представления является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез.
драматургия театрализованный праздник режиссерский
Список литературы
1. Гавдис, С. И. Основы сценарного мастерства: учеб. пособие / С. И. Гавдис. - Орел, 2005.
2. Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - Учебное пособие для институтов культуры. - М.: Просвещение, 1975.
3. Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Н.В. Петров. - Л., 1987.
4. Силин А.Д. Площади - наши палитры / А.Д. Силин. - М., 1982.
5. Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. - М., 1987.
6. Силин А.Д. Театр на улицах мира / А.Д. Силин // Декоративное искусство. - 1990.
7. Туманов И.М Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. -Л., 1974.
8. Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. - Мн.: Тетра Системс, 2004.
9. Чечетин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: / А.И. Чечетин. - М.: МГИК, 1976.
10. Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Сов. Россия, 1988.
11.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1981.
12. Шароев И.Г. Драматургия массового действа / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1979.
13. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1992.
14. Шароев И.Г. Театр народных масс / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1978.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Анализ причин появления перфоманса и хэппенинга как направлений процессуального искусства в истории отечественной и зарубежной культуры. Оценка степени влияния перфомансов и хэппенингов на развитие режиссуры театрализованных представлений и праздников.
дипломная работа , добавлен 02.06.2014
Специфика и жанры театрализации. Понятие и особенности театрализованного представления. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений. Использования зрелищного пространства и мизансценирования в режиссерском решении театрализации.
курсовая работа , добавлен 03.12.2015
Выявление специфических особенностей драматургии досуговой деятельности путем сравнения работы учреждений культуры и театра. Принципы создания оригинального художественно-просветительного произведения. Правила составления сценария, его структура.
курсовая работа , добавлен 01.02.2011
История развития театрализованных представлений. Особенности организации литературно-музыкальной композиции, тематического вечера и массового праздника. Этапы сценарно-постановочного проектирования массового представления "Прощание с Масленицей".
дипломная работа , добавлен 09.12.2010
Общее понятие и исторические корни праздника как феномена духовной культуры. Раскрытие специфики театрализованного массового праздника, его сущность и функции. Инновационные технологии организации театрализованных массовых праздников в Тюменской области.
курсовая работа , добавлен 23.01.2014
В основе драматургического произведения всегда лежит совершенно реальная человеческая ситуация. Роль внутреннего действия в конфликтных состояниях. Применение внутреннего действия в театрализованных представлениях. Система конфликтов в драматургии.
курсовая работа , добавлен 19.04.2008
Принцип студийного воспитания Е.Б. Вахтангова, тенденции народности и зрелищности, характерные для массового театра. Применение теории В.Э. Мейерхольда к массовым праздникам. Виды и жанры театрализованных представлений и театрализованных празднеств.
реферат , добавлен 15.05.2013
Определение места художественной композиции в создании целостности драматургического произведения. Описание монтажа как творческого метода сценариста и режиссера. Конструктивный и параллельный монтаж при проведении массовых праздников и представлений.
реферат , добавлен 23.03.2017
Введение в драму. Основы драматургии ТП. Драматургия ТП. Выразительные средства режиссуры, "Мизансцена". Основы системы Станиславского. Мастерство актера и режиссера. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической дейтельности.
реферат , добавлен 11.05.2005
История возникновения театра, шествия - прообразы первых театрализованных представлений. Особенности устройства античных театров, актеры и участники представлений. Выдающиеся драматурги: Эсхил, Софокл, Эвридип, Аристофан. Известные античные произведения.
размер шрифта
ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 30-03-2011 251н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ... Актуально в 2018 году
Режиссер массовых представлений
Должностные обязанности. Осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертных номеров и программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации. Разрабатывает концепции массовых культурно-зрелищных программ различной тематики. Руководит работой режиссерско-постановочной группы по созданию массовых представлений и праздников. Подбирает необходимый литературный, нотный материал, состав исполнителей. Привлекает к участию в массовых мероприятиях творческие коллективы, общественные организации, коллективы художественной самодеятельности, дирижеров, хормейстеров, хореографов, отдельных исполнителей и других творческих работников, проводит с ними репетиции. Обеспечивает координацию действий специалистов, участвующих в создании массового представления. Принимает участие в работе методического кабинета культурно-досуговой организации. Участвует в подготовке сметы планируемых мероприятий.
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность культурно-досуговых организаций; структуру культурно-досуговой организации; теорию и практику режиссуры и актерского мастерства; основы сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства; историю отечественного и мирового театрального, музыкального, циркового, других видов искусств и литературы; современную и классическую драматургию; современные достижения отечественного и зарубежного искусства; основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления культурно-досуговых организаций, трудового законодательства, авторского права; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Режиссер массовых представлений высшей категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 7 лет или в должности режиссера массовых представлений I категории не менее 3 лет.
Режиссер массовых представлений I категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности, связанной с исполнительским искусством, не менее 5 лет или в должности режиссера массовых представлений II категории не менее 2 лет.
Режиссер массовых представлений II категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в должности режиссера массовых представлений не менее 1 года.
Режиссер массовых представлений - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
СИ. Гавдис
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Учебное пособие
для студентов специальности 070209
«Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Рекомендовано Учебно-методический объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070209 - Режиссура театрализованных представлений и праздников. Дисциплина ОПД.Ф.05.01 - Теория драмы и основы сценарного мастерства
ББК 85.34 УДК 793 Г 123
Рецензенты:
Жарков А. Д., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета театра, кино и телевидения МГУКИ;
Марков О. И., заслуженный деятель искусств Ингушетии, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета театрального искусства, заведующий кафедрой режиссуры КГУКИ;
Скляр И. Г., заслуж:енный деятель искусств республики Коми, кандидат философских наук, доцент, художественный руководитель МГУКИ
Якунина В.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и псгаолого-педаго"гических наук ОГИИК
Гавдис СИ. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. - 242 с.
ISBN 5-9708-0019-8
Учебное пособие разработано на основе образовательной программы 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в соответствии с содержанием дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства».
Учебное пособие посвящено одной из актуальных проблем сценарного мастерства - закономерностям творческого процесса работы над сценарием театрализованного представления и праздника. В пособии рассмотрены особенности сценарного творчества, выявлены разновидности праздничных программ, раскрыты общие и специфические особенности драматургии массового театра. Автор на конкретных примерах не только анализирует теоретические подходы к драматургии, но и «живую» сценарную практику.
Пособие предназначено для студентов вузов искусств и культуры специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», практиков в области организации и постановки массовых действ, а также для всех, занимающихся и интересующихся сценарным творчеством.
ISBN 5-9708-0019-8
Получив очередной заказ на художественную организацию какого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива, дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, открытие художественной выставки или торгового центра, профессионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, несмотря на многолетний опыт работы по организации и проведению разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожидание чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с другой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать - что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинственную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище. Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто. Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний, ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пересмотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее неизвестными людьми, которые за это время станут хорошими знакомыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй придётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откроется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», чтобы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что поможет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится наружу, то, о чём не можешь не поведать людям.
Творческий процесс работы над сценарием театрализованного действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изучив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и развиться природные способности человека, только труд (практика) может выработать и накопить действенную силу вдохновения, раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82).
Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что «пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован, дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда, на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно сказать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, знания высшей математики не требуются: составил последовательность номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, добавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов. Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шляпе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти. Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь режиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку театрализованного представления или любого другого театрализованного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмотря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сделать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки.
А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выполнять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (например: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том, какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повеличать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероприятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочется сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов», которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего творческого потенциала и профессиональных навыков».
Создание и проведение массового театрализованного действа, которое требует собственной драматургии, созданной на конкретном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетрадиционной сценической площадки, - дело сложное.
Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-режиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)? Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны, иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть смелым, активным, напористым в стремлении к достижению цели. Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительности, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равнодушному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным, близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профессии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными качествами, должны характеризовать личность сценариста. И, конечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, воображения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая людям добра, мира, благополучия, вести их за собой через созданные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в традиционных церемониальных, игровых и других действах, не забывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц» писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режиссёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы.
Характер художественно-творческой деятельности будущих выпускников специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» предъявляет высокие требования к их профессиональной подготовке-знаниям, умениям, навыкам, способностям, общему кругозору, уровню культуры.
Высококвалифицированный специалист должен уметь своим творчеством воздействовать на решение важных проблем современности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со временем, чувствуя его ритм и характер.
Исходным моментом творчества режиссёра является создание сценария, все части которого должны быть подчинены закону сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии точного отбора и умелой организации разноименного сценарного материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное действо и придать ему эстетическую и педагогическую ценность.
Творческий процесс работы над сценарием предполагает не только овладение «технологией» создания сценариев, но и требует общего и профессионального развития личности студента, способного выразить свою гражданскую позицию.
Логическое и художественное мышление, чувства гармонии, пропорциональности, целостности в восприятии произведений искусств, окружающей действительности, гражданская позиция, владение монтажным методом создания динамичной структуры театрализованных действ - вот тот фундамент, на котором зиждется мастерство сценариста.
В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников на особенности сценарного творчества, выявляем разновидности современных праздничных программ и их основные характеристики, рассматриваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем общие и специфические особенности драматургии театрализованных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания художественного замысла известных произведений литературы и искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созданию сценариев театрализованных представлений.
Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды известных талантливых литераторов, художников, исследователей, театральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных представлений и праздников.
Так, основные характеристики сущности драматургии как основы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к исследованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Захавы Б.Е., Ершова П.М., Митты А., Осовцева СМ., Поламишева A.M., Полякова М.Я., Товстоногова Г.А.
Значительную роль в осмыслении и раскрытии специфических особенностей искусства театрализованных представлений и праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г.
Проследить закономерности творческого процесса автору помогли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С, Шкловского Е.А., Шорохова Е.В.
Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над созданием драматургии театрализованных представлений и праздников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И.
Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Созданная им методика работы над сценарием легла в основу авторского анализа этапов творческого процесса создания сценариев театрализованных представлений и праздников.
Работая над пособием, автор опирался на собственный многолетний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений и праздников», личную творческую практику по созданию сценариев, организации и проведению различных театрализованных представлений и праздников в институте, городе и области на различных сценических площадках.
В настоящем пособии автор систематизировал собранный и изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и особенные черты сценарной драматургии и последовательно проследить творческий процесс создания сценариев театрализованных действ.
Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим режиссёрам театрализованных представлений и праздников - постичь все сложности сценарного творчества, что является важной составляющей их профессиональной деятельности.
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Создать качественный сценарий театрализованного представления или праздника сценаристу удаётся лишь при наличии сценарной культуры, процесс формирования которой подробно рассматривает в своём пособии О.И. Марков. Сценарная культура как художественно-педагогическое явление представляет собой «комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионально-художественного регулирования воспитательных процессов в обществе» (38, 17). Таким образом, в основе сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников лежит комплекс профессиональных характеристик личности режиссёра, обусловленных «спецификой сценарно-режиссёрского творчества, исторически сложившегося под влиянием интеграции тенденций системы искусств» (38, 14).
1. Особенности сценарного творчества
Однако что же такое искусство? Каковы его сущность и назначение? Исходя из толкований данного понятия такими известными мыслителями, как Аристотель, Гегель, Белинский, Чернышевский и др., искусство - это прежде всего особая форма познания, осмысления, оценки и интерпретации окружающего мира. Согласно данной трактовке, главным смыслом искусства является воспроизведение тех или иных сторон окружающей нас действительности, чтобы лучше понять их с целью постижения истины. Главное отличие искусства от других сфер общественного познания и деятельности в том, что оно «удовлетворяет универсальной потребности человека - восприятию окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности» (81, 118).
Л.И. Новикова, сопоставляя искусство с другими видами эстетической практики, пришла к выводу, что значение искусства состоит, прежде всего, «в познании, интерпретации и эстетической оценке действительности путём её художественно-образного воспроизведения, в развитии на этой основе эстетических потребностей и способностей. Поэтому, как продукт искусства художественное произведение имеет самостоятельную идейно-художественную ценность» (43, 14). Таким образом, мы видим, что процесс творчества, с одной стороны, находится в прямой зависимости от социальной действительности, нарушение законов которой приводит к невосполнимым потерям. С другой же стороны, в основе этого процесса находится субъект - художник, осуществляющий субъективный поиск.
Поэтому искусство, как утверждал Г.А. Товстоногов - бесконечный процесс и всегда поиск, движение. Создание очередного художественного произведения для художника, сценариста, режиссёра это всегда открытие чего-то нового, до сих пор неизвестного, что удивляет и волнует не только самого художника, но и тех, для кого это предназначено, что заставляет думать, размышлять, делать выводы. Искусство - это творчество, а творчество- это всегда тайна, которая существует, но которую никто не может разгадать, так как это процесс сугубо личностный, индивидуальный.
Вместе с тем, Л.А. Дмитриев в своей книге «Тайны творчества» изложил все законы драматургического творчества одной фразой:
«Чтобы написать полноценное драматическое произведение, нужны свежая тема, замечательная идея, оригинальный замысел, напряжённый конфликт, чёткая фабула, острый сюжет, яркие характеры, ёмкий диалог, чистота жанра, точная композиция, авторское кредо и художественный образ». И это не подлежит сомнению. Однако решить эти задачи не просто. По утверждению доктора филологии, профессора РАТИ, академика и одного из основателей Независимой академии эстетики и свободных искусств Марка Яковлевича Полякова, «художественное произведение -сложное эстетическое образование, состоящее из трех основных планов: 1) определенной материальной системы (звуков, слов, красок, в зависимости от рода искусства); 2) реализуемого этой системой сложного содержательного (семантического) поля; 3) идейно-эмоциональной системы (т.е. цепи идей, порождающих определенную надтекстовую «модель жизни»)» (50, 62). И все эти три основных пласта эстетической информации, по его мнению, и творят единство объективного и субъективного, сливаясь в органическую целостность конкретного художественного произведения. В теории искусства творческий процесс делится на три этапа:
познание и творческая переработка впечатлений и знаний действительности;
возникновение художественного замысла;
реализация замысла, его воплощение в произведение искусства;
Все эти этапы составляют творческий процесс создания сценариев различных театрализованных представлений и массовых праздников, так как сценарное творчество, как и творчество художника любого направления, представляет собой специфический тип художественного мышления.
Художественный тип мышления определяют следующие качества:
мировоззрение, мироощущение, мировосприятие;
художественные способности;
природная одарённость с её чувственно-эстетическим восприятием мира.
Быть творческой личностью - значит иметь определённые духовные данные, особую, эмоциональную восприимчивость, наблюдательность, воображение, фантазию. Истинный художник от других людей отличается, прежде всего, умением видеть. Видеть то, чего не замечают другие, уметь из каждой ситуации выносить самое существенное, её зерно, её атмосферу. «Не все люди внимательны к цвету, хотя все окружающее нас имеет цвет; не все внимательны к звуку, хотя каждый окружен звуками; не все внимательны и к слову, хотя все пользуются им; не все интересуются действием, хотя не существует бездействующих. Для потребителя «материал искусства» сам по себе никакой цены не представляет -на то он и материал. Его ценит и изучает специалист, потому что он ему нужен - из него он создает то, что может быть оценено и другими» (27, 287). Истинный художник воспринимает и оценивает окружающий его мир по-своему, видит в частных явлениях общечеловеческий смысл. Так, по Р. Гамзатову, «в одной капле дождя спит потоп», по О. Хайяму - «в зерне - вся жатва», по девизу на шекспировском театре «Глобус» - «весь мир играет комедию...» Такое уменье видеть обусловлено соответствующей потребностью и надлежащей вооружённостью, а единый зародыш того и другого называют способностями, дарованием, талантом» (27,550), -утверждает П.М. Ершов в своей книге «Искусство толкования», рассуждая о режиссёрском творчестве.
Вместе с тем, возможность реализации дарования определяет лишь труд, так как способности, не помноженные на труд, бесплодны. И только труд даёт общественную ценность любому природному дарованию. Поэтому не нужно надеяться на пословицу, которая гласит о том, что поэтами родятся. Она верна лишь отчасти, так как человек, родившийся поэтом, ещё должен им стать. А это немыслимо без упорного каждодневного труда. Поэтому будущему сценаристу необходимо воспитать в себе потребность постоянной работы над собой. И лишь когда читать, наблюдать, анализировать, сочинять станет для него обычным занятием, жизненной необходимостью, а сознание и сердце ежеминутно будут радоваться познанному, увиденному и придуманному им, результат не заставит себя долго ждать. При этом нужно помнить, что художественное произведение представляет собой сложное эстетическое идейно-художественное явление. И понять, что перед нами художественное произведение, - это, прежде всего, значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.
Рассматривая драму в системе художественной коммуникации, член Союза писателей и Союза театральных деятелей М.Я. Поляков говорит о том, что «система взаимоотношений между художественным произведением и действительностью мотивирована субъективной позицией писателя и внутренними законами художественного творчества. ...Произведение как некий идейно-художественный комплекс, как сообщение, осуществленное при посредстве языкового материала, во-первых, охватывает определенные явления действительности (объективный момент) и, во-вторых, выражает отношение к ней писателя (субъективный момент)» (50, 61). Поэтому рассуждая об искусстве театра, К.С. Станиславский, утверждал, что театр, отражая жизнь, не механически копирует её, а даёт художественный синтез жизненных процессов и явлений. Однако чтобы это произошло, «у художника должна быть собственная позиция, своя точка зрения, но всегда социально значимая, философская, этическая, эстетическая, глубина которой рождена его идейностью. Поэтому надо видеть мир с высоты социально-этического идеала. Вот высота, с которой художник смотрит на явления действительности. Чем значительнее этот идеал, тем большее общечеловеческое значение приобретает творчество художника» (54, 59).
Таким образом, мы видим, что истинный художник должен иметь нравственное здоровье и отзывчивое сердце, так как истинное искусство возникает лишь на прочной основе нравственных этических убеждений и ценностей. Его цель - утверждение добра, утверждение гуманизма. В своё время Лев Толстой писал: «Люди, мало чуткие к искусству, думают, что художественное произведение составляет одно целое, потому что все построено на одной завязке или описывается жизнь одного человека. Это несправедливо. Это только так кажется поверхностному наблюдателю: цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету» (67, 18).
Продолжая мысль Льва Николаевича Толстого, Марк Яковлевич Поляков утверждает, что смысл художественного произведения в отношении автора к изображаемым им явлениям действительности. И доказывает эту мысль на примере пьесы М. Булгакова «Бег», где мы находим не только изображение хода конкретных событий, личных судеб персонажей, но и особое понимание того, что лежит за пределами конкретных ситуаций драмы. «В основе идейно-эмоциональной субструктуры драмы лежит грандиозная метафора» (50, 60).
Таким образом, в искусстве нравственные принципы творческой личности неотделимы от профессионального мастерства. И.С. Тургенев, в письме к Л.Н. Толстому писал: «Всякому человеку следует, не переставая быть человеком, быть специалистом; специализм исключает дилетантизм... а дилетантом быть-значит быть бессильным».
Константин Сергеевич Станиславский не признавал профессионального воспитания артиста вне его этического воспитания. Поэтому душу его «системы» составляет учение об артистической этике. Большое внимание этике в творчестве актёра и режиссёра уделял А.Д. Попов. Для него этика приобретает значение «необходимейшей гигиены творческого процесса». В связи с этим целью современной театральной педагогики является «воспитание художника, для которого искусство не только профессия и мастерство, но и его гражданское служение, его нравственный долг» (54, 54).
Следовательно, быть сценаристом - значит быть не просто творческой личностью, а быть художником-гражданином, чётко определившим для себя сверх-сверхзадачу своего творчества, которая вбирает в себя и жизненную цель, и мировоззрение, и духовное содержание, и понимание своей общественной миссии. Именно сверх-сверхзадача сценариста и поможет автору выйти за пределы чувственного и интуитивного творчества и потребует его осмысления с философских и гражданских позиций, а также определит тот свет идеи, который проявится в сценарно-режиссёрском замысле разрабатываемого праздничного действа. Необходимо стремиться, чтобы сценарий театрализованного действа, как и художественная ткань любого произведения искусства, представлял собой целостность, подобную живому организму. Однако для этого нужна не просто «техника», а, если можно так сказать, нужен «весь» художник. И здесь уместно напомнить утверждение великого режиссёра-педагога Константина Сергеевича Станиславского: «Каждый шаг, каждое движение во время творчества должны быть оживлены и оправданы нашим чувством. Всё, что не пережито..., остаётся мёртвым» (59, 259). Вот, например, что писал Я.И. Полонский о том, что такое доводить форму лирического стихотворения до возможного для нее изящества: «Это, поверьте, не что иное, как отделывать и доводить до возможного в человеческой природе изящества свое собственное, то или иное, чувство... Трудиться над стихом для поэта - то же, что трудиться над душою своей».
Создание художественного произведения вбирает в себя не только труд над осмыслением окружающей и собственной жизни автора, труд над построением произведения, но и труд над «душою своей», И когда для художника это не три разных вида деятельности, а единый творческий процесс, тогда жизнь, содержащаяся внутри созданного произведения, как малая вселенная, будет отражать и проявлять в себе вселенную, полноту человеческой жизни, всю целостность бытия. Такое произведение становится «ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности» (79).
Всё это можно смело отнести и к творчеству сценариста театрализованных представлений и праздников, конечным продуктом творческой деятельности которого является создание такой драматургии праздничного действа, которая в момент её сценического воплощения создаст особый художественный мир празднуемого события. Мир, близкий и интересный конкретной аудитории, создающий все условия для её непринуждённого общения. Мир неповторимой творческой атмосферы, вовлекающий всех собравшихся в происходящее, превращая зрителей в активных участников праздничного действа. Мир, вызывающий глубокое эмоциональное впечатление, связанное с конкретным праздничным событием. Мир, который вбирает в себя художественно организованное, педагогически спрограммированное массовое действо, представляющее собой особое, чрезвычайно сложное явление искусства.
Таким образом, сценарное творчество, помимо особых природных данных, требует от сценариста наличия интеллекта, высокой культуры, жизненного опыта, развитой фантазии, владения сложным искусством композиции, способности мыслить образами. И, главное - умение подчинять все части сценического произведения единому идейно-художественному решению, которое возникло в соответствии с авторским видением поднимаемой проблемы и согласуется с неким единством в его душе, в окружающих его людях, в мире.
Однако чтобы это произошло, чтобы творческий процесс по созданию сценариев театрализованных представлений имел качественный результат, необходимо познать закономерности художественного творчества, разобраться в особенностях и требованиях к драматургии театрализованных действ. Сценарист, прежде всего, должен:
изучить законы классической драматургии;
выявить разновидности и особенности драматургии театрализованных представлений и праздников;
изучить виды и характер сценарного материала и средств выразительности разножанровых театрализованных действ;
познать «технологию» работы над сценариями;
уметь найти и сформулировать тему, выявить проблему, определить сверхзадачу и авторскую концепцию будущего сценария театрализованного действа;
познать суть и этапы создания сценарно-режиссёрского замысла театрализованного представления;
понять сущность сценарно-режиссёрского хода;
знать принципы отбора сценарного материала;
понять принципы выстраивания конфликта в сценариях театрализованных представлений и праздников;
овладеть законами композиции;
изучить и освоить приёмы монтажа эпизодов;
освоить приёмы драматургизации документального, местного материала;
уметь органически вводить художественный материал в ткань будущего сценария;
научиться подчинять смысл и задачу отдельного номера сверхзадаче всего сценария в целом;
постичь принципы соотношения номеров различных жанров со сценами из драматических или музыкальных спектаклей;
научиться из разрозненных кусков сценарного материала собирать единое целое, совмещая порой несовместимое, сталкивая различные, порой противоположные, явления;
научиться мыслить не только плавно развивающимся непрерывным действием, но и последовательностью отдельных, самостоятельных кусков, номеров, складывая, соединяя их в единую динамически развивающуюся монтажную структуру;
научиться находить яркую форму выражения документальному факту, историческому событию;
научиться выражать свою мысль ярким и ясным зрительным образом;
Уметь осуществить литературную запись сценария и т.д. Вместе с тем, до конца постичь творческий процесс создания
сценариев театрализованных представлений и праздников, на наш взгляд, можно только посредством личных проб и ошибок в ходе самостоятельного творческого процесса работы над сценариями различных театрализованных программ. И несмотря на то, что всегда этот процесс будет проходить по-разному, всякий раз сценарист будет открывать для себя какие-то новые истины и приобретать определённый навык в конкретных этапах и нюансах этого сложного, загадочного и вместе с тем интересного дела. Становление, совершенствование сценариста происходит с каждым творческим процессом.
И если ты пытаешься овладеть искусством театрализованных представлений и праздников, то овладевай им до конца.
Вопросы для самопроверки;
Каковы сущность и назначение искусства?
Назовите личностные качества, определяющие художественный тип мышления.
Назовите основные этапы творческого процесса.
Каковы особенности сценарного творчества?
Перечислите требования к художественному произведению.
Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать сценарист?
Назовите основные составляющие сценарной культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников.
Литература:
Вершковский Э.В, Режиссура массовых клубных представлений. -Л.: ЛГИК, 1977.
Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. -Л.: ЛГИК, 1972.
Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Метод, пособие для редакторов и методистов НМЦ. - М.: ВНМЦНТ и КПР им. Крупской, 1989.
Марков И.О. Сценарная культура режиссёров театрализованных представлений и праздников. Учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств. - Краснодар: Изд. КГУ-КИ, 2004. - 408 с.
Скляр И.Г. Эстетика сценического творчества актёра: Монография. - М.: МГУКИ, 2004. - 101с.
Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М., 1988.
Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников — ведущая и первая в стране в подготовке специалистов в области массовых театрализованных форм.
Кадровый потенциал кафедры представляет собой высококлассный коллектив специалистов разного базового образования, практиков, теоретиков и историков режиссуры театрализованных представлений и праздников с профессионально ориентированным набором современных навыков.
На базе кафедры созданы уникальные творческие условия, направленные на создание, внедрение и распространение новых образовательных технологий для обеспечения сферы режиссуры театрализованных представлений и праздников конкурентоспособными кадрами. Творческая лаборатория оснащена современным аудио-визуальным оборудованием на основе развитой инфраструктуры Учебного театра кафедры.
Учебный процесс находится в тесной связи с инновационными концертно-зрелищными площадками Санкт-Петербурга, а также с российскими и зарубежными ВУЗами, тем самым, обеспечивая профессиональную среду не только в подготовке студентов по направлению «бакалавриат», но и по направлению «магистратура».
Подготовка магистров режиссуры театрализованных представлений и праздников направлена на профессионализацию режиссеров массовых форм в области методической работы и научно-исследовательской деятельности.
Кафедра сохраняет за собой лидирующие позиции в стране в области организации образовательных программ для преподавателей ВУЗов культуры.
Деятельность кафедры предполагает многоступенчатую профессиональную работу:
1 этап — профориентационная работа — работа с абитуриентами, через их посещение творческих показов кафедры, Дней открытых дверей и посредством обучения на подготовительных курсах, которые проводятся в преддверии набора на учебный год;
2 этап — учебная деятельность и все виды практик — участие студентов в различных мероприятиях городского, регионального и международного масштаба;
3 этап — обратная связь — партнёрская деятельность кафедры с выпускниками и учреждениями культуры и искусства и их привлечение к текущим научным и творческим проектам кафедры;
4 этап — практико-методическая деятельность, ориентированная на профессиональную сферу выпускника — выполнение научно-исследовательских и выпускных творческих квалификационных работ по заказу работодателей и программы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства.
На сегодняшний день коллектив кафедры представлен крупнейшими специалистами в области режиссуры театрализованных представлений и праздников, искусствоведения и культурологии, среди которых профессор А. И. Березин, профессор М. М. Павлов, доктор культурологии, профессор Е. Я. Кальницкая, доктор философских наук, профессор О. И. Марченко, кандидат искусствоведения, доцент А. Ф. Некрылова, кандидат искусствоведения, доцент Т. В. Астафьева. доцент И. И. Телеева, доцент М. Н. Тытюк, кандидат педагогических наук, доцент В. Ф. Кудашов, кандидат искусствоведения, доцент Е. А. Слесарь, старший преподаватель А. В. Андреев, старший преподаватель Л. В. Умястовская, старший преподаватель Л. Л. Корнева.
Сочетая практическую деятельность с научно-методической работой, они продолжают передавать свой богатый профессиональный опыт студентам и магистрантам. Сегодня преподавательский состав кафедры представлен молодыми, яркими режиссёрами-практиками и сценаристами (Д. Д. Соколов, Е. В. Соколова, И. Г. Дешко, Ю. П. Моисеенко, А. Н. Попов, П. В. Демьянов, Е. С. Каткова, А. Е. Товпенец, А. А. Кибардин и др.), творческие работы которых составляют цвет современной праздничной культуры Санкт-Петербурга, России и зарубежья.
Достижения в резюме: примеры заполнения Писать в резюме о достижениях
Презентация к уроку ресурсы и хозяйство японии
На какую сумму можно покупать на Алиэкспресс в месяц в России без таможенной пошлины?
Оформление работника по трудовому договору
Должностная инструкция прораба строительной организации год