Кто обязан использовать ккм. Кто и какие виды деятельности освобождены от онлайн-касс. Нужен ли кассовый аппарат для ООО

  • 07.03.2020

Продавец (исполнитель) оспаривает привлечение к ответственности за неприменение ККТ

1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

Контрольно-кассовая техника не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств.

Кредитные организации обязаны вести перечень автоматических устройств для расчетов, находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и (или) приему наличных денег с использованием электронных средств платежа и по передаче распоряжений кредитным организациям об осуществлении перевода денежных средств. Порядок направления указанного перечня в уполномоченный орган и форма указанного перечня устанавливаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах для расчетов при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России, за исключением автоматических устройств для расчетов, питаемых от электрической энергии (в том числе электрических аккумуляторов или батарей).

2. Организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности и при оказании следующих услуг:

Продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

(см. текст в предыдущей редакции)

продажа ценных бумаг;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

Торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне , утвержденном Правительством Российской Федерации;

Осуществляемая вне стационарной торговой сети разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля в киосках мороженым, а также торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;

(см. текст в предыдущей редакции)

торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;

прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;

ремонт и окраска обуви;

изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;

присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;

реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;

вспашка огородов и распиловка дров;

услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;

сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, а также жилых помещений совместно с машино-местами, расположенными в многоквартирных домах, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

(см. текст в предыдущей редакции)

розничная продажа бахил.

2.1. Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные подпунктами 3 , , - , , , , , , , , - , , , 63 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - настоящего Федерального закона.

2.2. Контрольно-кассовая техника не применяется индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым - двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

5. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику.

6. Контрольно-кассовая техника может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы и оператору информационных систем маркировки в электронной форме через оператора фискальных данных.

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

8. Положения пункта 2 (за исключением торговли в розлив питьевой водой и розничной продажи бахил), пунктов 3 и настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Действие положений абзацев второго , шестого и седьмого пункта 2 настоящей статьи не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты за товары, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации маркировке средствами идентификации.

9. Контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Контрольно-кассовая техника не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации доводит до сведения уполномоченного органа информацию об организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение пяти рабочих дней с даты наделения таких организаций полномочиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

В случае изменения информации об организациях, указанных в настоящем пункте, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты изменения такой информации доводит соответствующие изменения до сведения уполномоченного органа.

11. При осуществлении страховщиком расчетов со страхователями с участием страховых агентов, не являющихся организациями или индивидуальными предпринимателями и действующих от имени и за счет страховщика, в рамках деятельности по страхованию, осуществляемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщик применяет контрольно-кассовую технику при получении этим страховщиком денежных средств от такого страхового агента с направлением кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме страхователю.

Товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги;

образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры.

15. Муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (за исключением указанных муниципальных учреждений культуры, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные ими услуги населению в области культуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Контрольно-кассовая техника (ККТ) - это кассовые аппараты, компьютеры и программно-аппаратные комплексы, снабженные фискальной памятью (фискальным накопителем). Они применяются для наличных и карточных расчетов за товары и услуги. В том числе, к контрольно-кассовой технике относятся кассы, фискальные регистраторы, POS-терминалы (POS-системы).

Здесь мы собрали полезную для вас информацию о регистрации контрольно-кассовой техники, ее перерегистрации, применении ККТ, а также снятии с учета контрольно-кассовой техники:

Подборку нормативно-правовых документов о ККТ, в том числе основной закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники;

Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Разъясняющие письма ФНС России о ККТ;

Практические статьи о применении контрольно-кассовой техники и работе с ККТ;

Информацию об экспериментальном применении ККТ и «умных кассах».

Информацию о применение ККТ по новому порядку с 2017 года.

Информация о контрольно-кассовой технике постоянно обновляется и актуализируется.

Нормативно-правовые акты, законы о применении контрольно-кассовой техники

Правила применение контрольно-кассовой техники до 1 июля 2017 года

История экспериментального тестирования онлайн касс с 2014 года по 2015 год.

Организации и ИП Москвы, Московской области, Калужской области, Республики Татарстан с 1 августа 2014 года по 1 февраля 2015 года могли участвовать в эксперименте по автоматической передаче данных с контрольно-кассовой техники в ФНС России. В эксперименте, по данным налоговиков, участвовало более 4 тыс. единиц ККТ, включая кассовые аппараты, планшетные устройства, смартфоны, веб-кассы. ФНС России в рамках эксперимента проанализировала более 17 млн кассовых чеков, в сумме более чем на 13 млрд руб.

Участникам эксперимента с 1 февраля до 31 декабря 2015 года разрешалось регистрация и применение экспериментальной контрольно-кассовой техники. Эксперимент привел к изменениям обязательных правил использования контрольно-кассовой техники.

Уполномоченная организация, которая передает налоговым органам данные о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт с такой ККТ, - ФГУП ГНИВЦ ФНС России.

Новые правила применения контрольно-кассовой техники с 2017 года.

С 01.07.2017 года все ККТ должны будут отправлять электронные версии чеков в ФНС через операторов фискальных данных.
Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить контрольно-кассовую технику к интернету и заключить договор с оператором фискальных даных для отправки чеков в ФНС.

Обязанность применять ККТ не зависит и от вида организации. К слову, некоммерческие организации должны использовать кассовые аппараты наравне со всеми. Тот факт, что деятельность не приносит прибыли, роли не играет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).

Правда, все же есть несколько исключений, когда применять ККТ не обязательно. Лишь платежные агенты обязаны применять ККТ в любом случае. Никакие исключения для них не действуют (п. 4 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Ситуация: можно ли принимать наличные, не пробивая кассовый чек, если ККТ не работает из-за отключения электроэнергии?

Нет, нельзя.

Сам по себе факт того, что ККТ не работает по независящим от организации причинам, не освобождает от обязанности применить ККТ. В том числе и когда внезапно отключили электроэнергию. Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ это не предусмотрено. К тому же вы не можете утвердить особый бланк строгой отчетности для такого случая, который позволил бы работать без ККТ. Нельзя воспользоваться и бланком строгой отчетности, утвержденным ранее специально для таких случаев Минфином России в письме от 12 марта 1999 г. № 16-00-24-32. Сейчас он не действует. Такие указания есть и в письмах Минфина России от 13 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-32, ФНС России от 9 марта 2006 г. № ШТ-6-06/245.

Если после отключения электроэнергии вы все-таки продолжите принимать наличные без применения ККТ, то этим нарушите установленный порядок. А значит, вашей организации и ответственным сотрудникам грозят штрафы:

  • от 30 000 до 40 000 руб. - для организаций;
  • от 1500 до 2000 руб. - для граждан.

Такая ответственность предусмотрена в статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данную точку зрения поддерживают некоторые суды (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/884, Волго-Вятского округа от 16 июля 2007 г. № А28-9391/2006-349/27, Западно-Сибирского округа от 14 марта 2006 г. № Ф04-12/2006(19170-А03-32)).

Совет: есть аргументы, которые помогут отбиться от штрафов за неприменение ККТ из-за отключенной электроэнергии. Они заключаются в следующем.

К административной ответственности можно привлечь только за те правонарушения, в отношении которых доказана вина (ст. 1.5 КоАП РФ). То есть когда у нарушителя действительно была возможность соблюсти требования Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, но он все равно их нарушил (ст. 2.1 КоАП РФ). Поэтому надо подтвердить, что отключение электроэнергии было внеплановым. Например, представить справку от энергоснабжающей организации. И тогда оснований для наказания не будет. Такие доводы помогли некоторым организациям оспорить штрафы в суде (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 26 июня 2007 г. № А65-3324/2007-СА3-43, Восточно-Сибирского округа от 24 августа 2007 г. № А10-6184/06-Ф02-5574/07 и Дальневосточного округа от 22 июня 2006 г. № Ф03-А04/06-2/1949).

Ситуация: нужно ли применять ККТ в игорных заведениях?

Да, нужно.

Деятельность по организации и проведению азартных игр - это услуга. Об этом сказано в части 6 статьи 4 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (в редакции, действующей с 21 января 2014 года). А все организации и предприниматели, которые реализуют товары, выполняют работы или оказывают услуги, должны применять ККТ и выдавать кассовые чеки (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Следовательно, с 21 января 2014 года игорные заведения должны применять ККТ в обязательном порядке. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 12 сентября 2013 г. № 03-01-15/37750, ФНС России от 24 февраля 2014 г. № ЕД-4-2/3213.

При этом применять ККТ нужно не только при приеме денег, но и в случае выплаты выигрышей. Для этого можно использовать один аппарат в двухсекционном режиме. В одной секции отражайте операции по приему ставок, а во второй - выплату выигрышей. Желательно использовать те модели применяемых ККТ, которые раздельно регистрируют в фискальной памяти выданные и принятые суммы. Пробивать чек на возврат при выплате выигрыша нельзя. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 4 марта 2014 г. № ЕД-4-2/3657.

Ситуация: нужно ли применять ККТ при расчетах по пластиковым картам?

Да, нужно.

Применять ККТ обязательно и при расчетах пластиковыми картами. На это прямо указано в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Причем в кассовом чеке должна быть отметка о получении безналичного платежа (письмо УФНС России от 28 марта 2005 г. № 22-12/19995). Для этого применяйте такую ККТ, которая обеспечивает раздельный учет наличной и безналичной выручки. В Z-отчетах итоговые суммы наличных и безналичных поступлений за день тоже должны быть показаны отдельно.

После окончания смены оформите передачу наличных денег в главную кассу. Сданная сумма отражается в журнале и справке-отчете кассира-операциониста и в кассовой книге (на основании приходного ордера). Составлять приходные кассовые ордера и отражать в кассовой книге выручку, поступившую по пластиковым картам, не нужно.

Когда ККТ можно не применять

В ряде случаев ККТ можно не применять. А именно:

  • при оказании услуг населению. Только если вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • при ведении отдельных видов деятельности. Полный перечень таких исключений и условия их применения приведены в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. При этом выдавать покупателю какие-либо платежные документы не обязательно.

Ситуация: нужно ли применять ККТ при продаже сельскохозяйственной продукции (продукции фермерского хозяйства) ?

Ответ зависит от того, каким способом реализуется продукция и какая система налогообложения применяется.

В общем случае сельхозпроизводители при продаже своей продукции обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Ведь они ведут расчеты наличными или же принимают к оплате банковские карты. При этом неважно, кто покупатель и за какие товары, работы или услуги он расплачивается. Такое правило установлено в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Однако в ряде случаев ККТ можно не применять, если продавец реализует сельхозпродукцию:

  • на рынках, ярмарках и выставках (абз. 7 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Но это право распространяется только на продажу с открытых прилавков, а не продажу из киосков, магазинов, палаток и других оборудованных торговых мест (письмо Минфина России от 20 августа 2010 г. № 03-01-15/7-187);
  • с ручных тележек, корзин, лотков (абз. 8 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
  • из цистерн (пиво, квас, молоко, растительное масло и т. п.), на развалах (овощи, арбузы и т. п.). Об этом сказано в абзаце 12 пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ;
  • в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). То есть только в сельских поселениях, отнесенных к указанным территориям (абз. 16 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, абз. 4 п. 6 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ). Перечень таких территорий утверждается на региональном уровне.

Кроме того, действует для плательщиков ЕНВД и тех, кто применяет патентную систему налогообложения. Организации и предприниматели только на этих спецрежимах могут не применять ККТ и по требованию покупателя выдать вместо чека другой документ, подтверждающий получение денег (БСО). Организации и предприниматели на других режимах налогообложения (например, упрощенка и ЕСХН) таким правом воспользоваться не могут. Это следует из пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Ситуация: нужно ли применять ККТ при передаче имущественных прав (например, при уступке права требования долга по договору цессии) за наличные деньги?

Нет, не нужно.

Организация обязана применять ККТ, исключительно когда получает оплату за реализованные товары, работы или услуги. Любые другие наличные расчеты, не связанные с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требуют в обязательном порядке применять кассовый аппарат. Это следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Передаваемое имущественное право (например, уступаемое по договору цессии право требования долга) не является ни товаром, ни работой, ни услугой. Такой вывод следует из статьи 38 Налогового кодекса РФ. Поэтому, если организация получает оплату за передаваемое право, обязанность применять ККТ у нее не возникает. Аналогичный вывод следует из письма УФНС России по г. Москве от 27 октября 2004 г. № 11-17/69171.

Ситуация: нужно ли на ЕНВД применять ККТ при продаже ювелирных изделий в розницу ?

Нет, не нужно.

Плательщики ЕНВД вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю товарного чека вместо кассового. Ну или другого документа, который подтвердит получение денег. Никаких ограничений для продажи ювелирных изделий по этому правилу нет. При этом розничная торговля ювелирными изделиями может быть переведена на ЕНВД (коды ОКВЭД 52.48.2, 52.48.22). Поэтому организации и предприниматели на ЕНВД вправе не применять ККТ при розничной торговле ювелирными изделиями.

Это следует из положений пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, подпунктов 6, 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 28 августа 2009 г. № 03-01-15/9-431.

Ситуация: должен ли комиссионер применять ККТ, если он продает за наличную оплату товары, принадлежащие комитенту?

Да, должен. Кроме тех ситуаций, когда ККТ можно не применять.

Ведь именно комиссионер является продавцом по договорам купли-продажи, заключенным от его имени (ст. 990 ГК РФ). Поэтому он обязан применять ККТ, получая наличные от покупателей (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 11 июня 2009 г. № 03-01-15/6-310 и ФНС России от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115.

Не применять ККТ можно только в строго установленных случаях. Закрытый перечень ситуаций, когда наличные можно принимать без применения ККТ, приведен в пунктах 2-3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Это правило относится и к комиссионеру, который участвует в расчетах.

Ситуация: должен ли комитент применять ККТ, получив от комиссионера наличную денежную выручку за товары, реализованные по договору комиссии?

Нет, не должен.

Это объясняется тем, что при передаче денег от комиссионера комитенту реализации товаров (работ, услуг) не происходит. В данном случае комитент может принять деньги, оформив приходный кассовый ордер. Аналогичная точка зрения отражена в письмах ФНС России от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115 и УФНС России по г. Москве от 22 ноября 2007 г. № 22-12/111076.

Ситуация: нужно ли применять ККТ при реализации товаров через торговые автоматы?

Да, нужно.

Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны все те организации и предприниматели, которые ведут расчеты наличными или принимают к оплате банковские карты. Это общее правило, прописанное в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

По мнению ФНС России, продажа товаров через торговые автоматы в данном списке исключений не названа. Поэтому применять ККТ в такой ситуации обязательно. Для этого можно оборудовать торговые автоматы ККТ по аналогии с платежными терминалами и банкоматами. Такие разъяснения содержатся и в письме ФНС России от 17 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/22765.

Следует отметить, что ранее представители финансового и налогового ведомств придерживались другой позиции. Она заключается в следующем. Торговые автоматы относятся к средствам развозной и разносной торговли (п. 24 ГОСТ Р 51303-99). Поэтому, учитывая положения пункта 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, при реализации товаров через торговые автоматы ККТ применять не нужно. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 апреля 2008 г. № 03-01-15/4-110, ФНС России от 22 ноября 2010 г. № АС-37-2/16021.

Руководствоваться сейчас прежними разъяснениями ведомств небезопасно, поскольку они противоречат более поздним рекомендациям ФНС России. Вместе с тем, в арбитражной практике есть примеры, когда организации успешно отстояли в суде право не применять ККТ при продаже товаров через торговые автоматы (см. определения ВАС РФ от 29 октября 2007 г. № 13018/07, от 11 апреля 2008 г. № 4038/08, постановления ФАС Поволжского округа от 19 июня 2007 г. № А55-19207/06-5, Московского округа от 6 декабря 2007 г. № КА-А40/12553-07, Волго-Вятского округа от 24 января 2008 г. № А43-5902/2007-45-122).

Ситуация: можно ли при приеме металлолома от населения не применять ККТ, а пользоваться бланками строгой отчетности по форме № БСО-11?

Нет, нельзя.

Форма № БСО-11 была утверждена письмом Минфина России от 11 апреля 1997 г. № 16-00-27-14. То есть до вступления в силу Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, которым была введена обязанность по применению ККТ при оформлении сделок купли-продажи металлолома у населения (абз. 13 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В настоящее время данная форма бланка не действует. Следовательно, принимая от граждан металлолом, организация обязана применять ККТ.

Кроме того, при приеме металлолома от населения организация обязана составить приемо-сдаточный акт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369. В акте отразите личные данные о гражданине, сдающем лом, в том числе данные документа, удостоверяющего его личность. Об этом сказано в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369.

Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 29 октября 2010 г. № 03-01-15/229, от 14 апреля 2010 г. № 03-01-15/2-65, от 14 ноября 2007 г. № 03-01-15/15-409, УФНС России по г. Москве от 12 сентября 2007 г. № 22-12/86707 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2005 г. № 12126/04 и ФАС Северо-Кавказского округа от 22 августа 2006 г. № Ф08-3691/2006-1589А).

Ситуация: нужно ли применять ККТ при реализации товаров (экспонатов) за наличные на выставке, в которой участвует организация или предприниматель ?

Ответ на этот вопрос зависит от ряда обстоятельств: в каком месте ведется торговля, как оно обустроено, какой товар и каким способом реализуют.

Отказаться от применения ККТ можно по двум основаниям.

Первое - торговля на выставке ведется вне магазинов, павильонов и других аналогично обустроенных торговых мест, обеспечивающих показ и сохранность товара (абз. 7 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

А второе: в отношении реализации товаров на выставке организация платит ЕНВД или же предприниматель получил патент (п. 2.1 ст. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Во всех остальных случаях, продавая товары за наличные на выставке, пробивать кассовые чеки обязательно. Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

А какое торговое место считается обустроенным, чтобы можно было подвести свой случай под первое основание и не применять ККТ? Четкого определения на этот счет в законодательстве нет. Ведомства разъясняют, что обустроенность торгового места предполагает его приспособленность не только к показу и сохранности товара, но и к постоянному режиму торговли.

Например, стенд в выставочном помещении и стоящий рядом стол, который служит прилавком, можно признать стационарным торговым местом, то есть обустроенным. Ведь такой способ размещения позволяет показывать товар, а также обеспечить его сохранность - торговое место защищено от неблагоприятных климатических воздействий. И значит, в этом случае придется применять ККТ.

Такой вывод следует из писем Минфина России от 11 июня 2008 г. № 03-01-15/7-228, от 21 марта 2008 г. № 03-01-15/3-77 и УФНС России по г. Москве от 8 мая 2007 г. № 22-12/042249. Это подтверждает и арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 августа 2008 г. № Ф08-4957/2008). И наоборот, если торговое место признать обустроенным нельзя, нет условий для хранения товара, то продавать на выставке можно и без ККТ.

Но что важно: доказывать принадлежность торгового места к тому или иному типу должны налоговые инспекции. Это следует из положений статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Аналогичная точка зрения отражена в постановлениях ФАС Уральского округа от 27 августа 2008 г. № Ф09-6097/08-С1, от 27 августа 2008 г. № Ф09-6148/08-С1, Поволжского округа от 27 декабря 2006 г. № А12-14397/06 и от 27 декабря 2006 г. № А12-14398/06.

Совет: торгуя на выставке с открытого прилавка, ККТ можно не применять. Но такой подход может привести к спорам с контролерами. В этом случае можно использовать следующие аргументы.

ККТ можно не применять при торговле в выставочных комплексах, за исключением находящихся в этих местах магазинов, павильонов, киосков и других аналогично обустроенных помещений (абз. 7 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Из буквального толкования данной нормы следует, что для возникновения обязанности использовать ККТ торговое место должно быть обустроено аналогично магазину, киоску или павильону. То есть должно быть изолировано и обособлено от других мест и объектов, что обеспечивает сохранность товаров. Таким образом, если торговое место не является изолированным, а представляет собой открытый прилавок, оно не может быть отнесено к обустроенным объектам торговли, обеспечивающим сохранность товара. Поэтому применять ККТ при розничной торговле с него не нужно.

Однако если организация воспользуется этой точкой зрения, то, скорее всего, свою позицию ей придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, принятых в пользу организаций (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 11 января 2008 г. № Ф09-10906/07-С1, Дальневосточного округа от 21 марта 2007 г. № Ф03-А59/07-2/345, Поволжского округа от 7 апреля 2008 г. № А72-8409/07-9/404, Московского округа от 31 марта 2008 г. № КА-А41/2372-08, Восточно-Сибирского округа от 11 марта 2008 г. № А74-2646/07-Ф02-748/08).

Отказаться от ККТ вы можете и по второму основанию. То есть если с продажи товаров вы платите ЕНВД или применяете патентную систему налогообложения. Тогда понадобится выполнить еще одно условие. А именно: по требованию покупателя выдавать документ, подтверждающий получение денег. Например, товарный чек или квитанцию. В документе должны быть обязательные реквизиты. Обратите внимание: этот порядок можно применять, только если других оснований для отказа от ККТ нет. Это следует из положений пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Ситуация: нужно ли применять ККТ при дистанционной торговле (продажа товаров через Интернет, телемагазины и т. п.)? Товары покупателям доставляют курьеры

Да, нужно. Но учтите, что заранее пробивать кассовые чеки нельзя.

Закрытый перечень операций, в которых можно принимать наличные деньги без применения ККТ, приведен в пунктах 2-3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Дистанционная торговля в этот перечень не входит. К разносной мелкорозничной торговле продажа товаров через Интернет, телемагазины и т. п. не относится. Это следует из определения мелкорозничной торговой сети, которое приведено в пункте 24 ГОСТ Р 51303-99.

Поэтому применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки надо обязательно. Такой вывод подтверждается в письмах Минфина России от 27 сентября 2013 г. № 03-01-15/40098 и УФНС России по г. Москве от 24 апреля 2012 г. № 17-26/037701.

При этом не допускается, чтобы кассовый чек печатался заранее. Расхождение между реальным временем покупки и временем, указанным в кассовом чеке, не должно превышать пять минут. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18769, ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406. Свою позицию представители налоговой службы обосновывают постановлением Верховного суда РФ от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4 и техническими требованиями к ККТ. Дело в том, что ККТ, включенная в Государственный реестр, должна иметь встроенные часы, погрешность которых не должна быть больше пяти минут (разд. 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15 июня 2000 г. № 2/56-2000). Большие расхождения считаются нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 2, 4 и 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Следует отметить, что ранее налоговое ведомство придерживалось другой точки зрения. В письмах ФНС России от 6 мая 2013 г. № АС-4-2/8265 и от 1 февраля 2012 г. № АС-4-2/1503 говорилось, что напечатать чек ККТ можно заранее: в день покупки, но до получения оплаты за доставленный товар. Правонарушения, за которое продавца можно было бы привлечь к административной ответственности, в этом случае не возникает. Правомерность прежней позиции налоговой службы подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 2858/05, ФАС Дальневосточного округа от 1 августа 2007 г. № Ф03-А51/07-2/2821, Северо-Западного округа от 19 июня 2007 г. № А13-2100/2007, Северо-Кавказского округа от 7 февраля 2007 г. № Ф08-136/2007-71А). Тем не менее, чтобы избежать возможных судебных разбирательств, следует иметь в виду, что при дистанционной торговле кассовые чеки нужно пробивать непосредственно в момент передачи товаров покупателям.

Применять ККТ и выдавать кассовый чек необходимо также и при расчетах за товары платежными картами:

  • через POS-терминал;
  • если платеж с использованием банковской карты проводится через Интернет.

Это следует из пункта 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и подтверждается письмом ФНС России от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23721.

Совет: есть несколько безопасных способов, как можно вести расчеты с покупателями при дистанционной торговле, чтобы при этом не нарушить требования о применении ККТ.

Первый способ . Купите и выдайте сотрудникам, которые доставляют товары и принимают оплату, контрольно-кассовую технику. Для удобства это могут быть портативные кассовые аппараты. Главное требование - ККТ должна быть:

  • включена в государственный реестр;
  • зарегистрирована в налоговой инспекции.

Чтобы обеспечить сохранность выданного портативного кассового аппарата, заключите с сотрудником договор о полной материальной ответственности.

Второй способ . Откройте пункты выдачи заказов. Тогда можно будет установить меньшее количество ККТ для расчетов с покупателями.

Третий способ . Организуйте оплату заказов следующими способами:

  • через банк (безналичная оплата);
  • электронным кошельком (через электронную платежную систему).

При таких способах оплаты подтверждением совершения торговой операции будет платежное поручение или специальный документ на бумажном носителе или в электронной форме. Поэтому пробивать кассовый чек в данном случае не потребуется.

Ситуация: можно ли в такси вместо ККТ применять бланки строгой отчетности?

Да, можно. А в ряде случаев применять бланки строгой отчетности (БСО) - это обязанность.

Необходимость выдавать БСО зависит от того как работает такси. Возможны три варианта перевозки пассажиров и багажа:

  • на регулярной основе;
  • легковым такси;
  • по заказам.

Регулярными считаются перевозки по расписанию и маршруту с остановочными пунктами (при соблюдении других требований, установленных разделом II Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112) (п. 3 и 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Таксист, который перевозит людей и багаж на регулярной основе (например, водитель маршрутки), получив оплату, обязан выдать пассажиру билет. Причем даже в том случае, если применяет ККТ (ст. 20 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 42 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). Обязательные реквизиты билетов (в зависимости от срока пользования и типа сообщения) установлены приложением 1 к постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 43 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). Формировать билет можно как типографским способом, так и с помощью автоматизированных средств (п. 11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Например, кассовый чек можно считать билетом, если в нем есть все реквизиты такого документа (п. 3 ст. 20 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ). А если нет, то заменить билет чеком ККТ нельзя.

Легковым называют такси, в котором помимо водителя вмещается еще не более восьми пассажиров. При этом необходимо соблюсти и другие требования, установленные разделом IV Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Это следует из пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112.

В этом случае пассажиру вместо чека ККТ можно выдать бланк строгой отчетности в виде квитанции с обязательными реквизитами, указанными в приложении 5 к постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 5 ст. 31 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ, п. 111 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 30 декабря 2011 г. № АС-302/4415.

При перевозке по заказу (например, организация нанимает транспортное средство для ежедневной доставки сотрудников к месту работы) ни кассовый чек, ни бланк строгой отчетности выдавать не придется. При условии что пассажиры не оплачивают свой проезд, а, например, предъявляют удостоверения, подтверждающие право их проезда в этом транспорте. Такой порядок следует из статьи 27 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ и раздела III Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112.

Ситуация: нужно ли применять ККТ, оказывая медицинские услуги за наличный расчет? Организация планирует открыть медицинский кабинет для лечебного массажа, а также для консультаций врачами-специалистами

Нет, не нужно. Но только если вместо кассового чека при расчетах выдавать покупателю БСО.

По общему правилу при расчетах наличными, а также с использованием платежных карт за товары, работы, услуги применять ККТ обязательно (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Исключением из этого правила являются случаи, установленные Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Так, оказывая населению платные услуги, вместо кассового чека можно выдавать бланки строгой отчетности и ККТ не применять (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Этот порядок относится и к медицинским услугам. Такая возможность предусмотрена пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006.

Кроме того, в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН ОК 002-93) в группу 080000 «Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги» входят консультации и лечение врачами-специалистами и хирургами-специалистами (код 081103 - в стационарах, код 081203 - в поликлинических учреждениях), а также услуги, оказываемые средними медицинскими работниками (код 081105 - в стационарах, код 081206 - в поликлинических учреждениях). При этом согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2007) услуги среднего медицинского персонала включают в себя в том числе услуги по лечебному массажу (код 85.14.13.122). Таким образом, консультации врачей-специалистов, а также процедуры лечебного массажа, которые организация будет проводить в открывающемся медицинском кабинете, можно квалифицировать как оказание платных медицинских услуг населению. Следовательно, при оказании этих услуг за наличный расчет организация должна будет выдавать клиентам либо кассовые чеки (применять ККТ), либо приравненные к кассовым чекам бланки строгой отчетности.

Порядок разработки и утверждения бланков строгой отчетности определен постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 и разъяснен в информационном письме Минфина России от 22 августа 2008 г. Из этих документов следует, что организация может самостоятельно изготовить (разработать) бланки строгой отчетности, необходимые для проведения расчетов за оказанные медицинские услуги. Аналогичные разъяснения дают и представители налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 2 марта 2009 г. № 17-15/19792).

Если у организации нет бланков строгой отчетности, соответствующих требованиям постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, при оказании платных медицинских услуг она обязана применять ККТ.

Ситуация: нужно ли пробивать чек ККТ, получая от покупателей авансы за товары (работы, услуги) наличными?

Да, нужно. Кроме тех ситуаций, когда ККТ можно не применять.

При расчетах наличными за товары (работы, услуги) применять ККТ обязательно. Отказаться от ККТ можно только в строго установленных случаях. Закрытый перечень ситуаций, когда наличные можно принимать без применения ККТ, приведен в пунктах 2-3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Получение предоплаты за товары (работы, услуги) в данный перечень не входит. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 8 декабря 2005 г. № 03-01-20/5-231 и постановлении Президиума ВАС РФ от 21 марта 2006 г. № 13854/05.

Таким образом, если наличные получены по деятельности, по которой применять ККТ не обязательно, и соблюдены все необходимые условия, то при получении аванса выдавать кассовый чек также не обязательно. Во всех остальных случаях применение ККТ обязательно.

Онлайн-кассы обязательно применяются большинством хозяйствующих субъектов. Но часть ИП и юридических лиц имеют право на отсрочку или вовсе не обязаны применять инновационную ККТ. О ком и каких видах деятельности идет речь? Кто освобожден от онлайн-кассы до 2019 года или бессрочно будем разбираться в данной статье.

Что понимать под «освобождением» от использования контрольно-кассовой техники?

Действительно, «освобождение» от применения ККТ может в данном случае предполагать несколько трактовок. А именно:

  1. «Освобождение» — как законодательное предписание не использовать онлайн-кассы.

То есть, речь идет о том, что хозяйствующий субъект не должен применять ККТ. Даже если он в принципе готов к тому, чтобы ее применять - нельзя, «освобождение» носит «принудительный» характер.

  1. «Освобождение» — как законодательное разрешение не применять онлайн-кассы.

При этом, такое разрешение может быть установлено для того или иного типа хозяйствующего субъекта:

  • на постоянной основе;
  • на временной основе.

При этом, «добровольное» освобождение от онлайн-касс может характеризоваться наличием или отсутствием обязанности хозяйствующего субъекта выдавать своим клиентам документы, заменяющие кассовый чек. Такими документами могут быть, к примеру, товарный чек или бланк строгой отчетности.

  1. «Освобождение» от «полноценного применения» онлайн-касс - фактически, частичное освобождение , при котором ККТ используется по той или иной «упрощенной схеме».

Яркий пример такой «упрощенной схемы» — когда онлайн-кассу можно применять в режиме без передачи данных в ОФД (и, как следствие, экономить на ) в порядке, определенном пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ. Есть и иные «упрощенные» варианты применения ККТ - связанные, в частности, с возможностью не выдавать покупателю или клиенту кассовый чек.

Но по существу все эти варианты и им подобные отражают факт необходимости применения онлайн-кассы в принципе, и их сложно назвать полноценным «освобождением» от ККТ.

Рассмотрим подробнее, каким образом российские предприниматели могут задействовать ту или иную схему освобождения от применения ККТ в контексте указанных выше трактовок - условившись, что речь пойдет о возможности не применять в принципе (без поправки на необходимость их использоания в «льготном» режиме - как в случае с возможностью не заключать договор с ОФД).

Освобождение как запрет на применение ККТ

«Принудительно освобождены» от использования ККТ (пункты 1, 9, 10, 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ — ССЫЛКА):

  1. Банки .

Кроме того, онлайн-кассы не используются доверенными лицами банков, которые осуществляют платежные операции в соответствии с распоряжениями от кредитно-финансовой организации.

  1. ИП и юрлица, осуществляющие продажу через автоматические устройства, не потребляющие электроэнергию каким-либо способом (через розетку, аккумулятор, батарейку).

Например - через автоматы для продажи конфет, оснащенные рычагом-прокруткой, который можно начать крутить после размещения в специальном слоте 5-рублевой или 10-рублевой монеты.

  1. ИП и юрлица, которые производят безналичные расчеты друг с другом .

Однако, если представитель ИП или юрлица (сотрудник, доверенное лицо) пришли расплачиваться с контрагентом наличными - он должен выдать им кассовый чек по факту приема денежных средств в счет оплаты товаров или услуг.

  1. Хозяйствующими субъектами, которые реализуют полномочия государственных или муниципальных органов власти в рамках деятельности по предоставлению в пользование гражданам и организациям платных парковок на автодорогах общего пользования и на земельных участках, которые принадлежат властям.

Собственно, пока это все случае «принудительного» освобождения от применения онлайн-касс. Далее рассмотрим «более мягкий» вариант освобождения, при котором хозяйствующий субъект наделен правом выбора - применять онлайн-кассу или нет.

Начнем с тех пользователей, в отношении которых законом установлено бессрочное (действующее до момента, пока законом не будет установлено иного) право на отказ от применения ККТ.

Кто и какие виды деятельности освобождены от онлайн-касс бессрочно

Решать по своему усмотрению - использовать ли онлайн-кассу или нет, могут (пункты 2, 2,1, 3, 5, 8, 12 статьи 2 Закона № 54-ФЗ):

  1. ИП и юрлица, которые осуществляют виды деятельности, поименованные в пункте 2 статьи 2 закона .

В частности, к таким видам деятельности относятся:

  • продажа газет и журналов в бумажном виде (и сопутствующих товаров, перечень которых определяется законом субъекта РФ);
  • продажа билетов в салоне городского транспорта (но только до 1 июля 2019 года, после - нужно будет применять по этому виду деятельности онлайн-кассу);
  • обеспечение питанием учащихся образовательных учреждений;
  • розничная торговля на рынках (если только она происходит вне магазина, киоска, палатки), если только такая торговля не связана с реализацией непродовольственных товаров по перечню, отраженном в распоряжении правительства России от 14.04.2017 № 698-р;
  • разносная (на открытом воздухе, в поездах, в самолетах) торговля товарами, не относящимися к технически сложным и требующим особые условия хранения и реализации, а также не относящимися к тем товарам, которые подлежат маркировке;
  • продажа мороженого, безалкогольных напитков (включая квас и молоко из цистерн);
  • продажа растительного масла в розлив, живой рыбы, овощей, фруктов;
  • продажа керосина;
  • прием от физических лиц стеклотары, утильсырья (кроме металлолома);
  • оказание различных бытовых услуг;
  • сдача собственных жилых помещений в аренду (только ИП, юрлица должны применять ККТ при осуществлении данного вида деятельности).

Важный нюанс : если ИП или юрлицо продает подакцизные товары (например, алкогольную или табачную продукцию), то рассматриваемой преференцией воспользоваться не получится. То же самое - если расчеты осуществлены в автоматическом режиме (например, через вендинговый аппарат, в который в данном случае должна встраиваться автоматическая онлайн-касса).

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные выше виды деятельности, вправе не выдавать покупателю или клиенту каких-либо документов, подтверждающих совершение покупки, вместо кассового чека . Но все-таки полезно это делать - повысится доверие со стороны потребителя. Альтернативным кассовому чеку документом может быть тот же товарный чек, БСО - как вариант, распечатываемые с помощью чекового принтера.

  1. ИП на ПСН, осуществляющие деятельность, которая не относится к тем, что поименованы в подпунктах 3, 6, 9 — 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 — 48, 53, 56, 63 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ — ССЫЛКА .

Отметим, что в число тех видов деятельности, где действует бессрочное освобождение от ККТ, не входят такие крупные сегменты как розничная торговля и общепит. Там в общем случае онлайн-кассу применять надо.

ИП на ПСН, которые могут отказаться от применения онлайн-касс, в свою очередь, нужно выдавать клиентам документ, альтернативный чеку ККТ. Данный документ должен иметь реквизиты, поименованные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

А именно:

  • наименование документа, его порядковый номер с начала смены кассира;
  • дату, время, место приема денежных средств от покупателя или клиента;
  • название хозяйствующего субъекта (либо ФИО ИП), ИНН;
  • налоговый режим, который применяет фирма;
  • сведения о содержании платежной операции (приход, расход);
  • список товаров или услуг, за которые платит покупатель или клиент;
  • цену за выбранные товары или услуги с НДС (либо с выделением тех товаров, которые отпускаются без НДС) - итоговую, с учетом скидок и наценок;
  • сведения о способе приема платежа - наличными или через эквайринг (с разделением сумм, которые приняты каждым из способов);
  • ФИО и должность человека, принявшего оплату.

Документ, заменяющий кассовый чек, должен быть подписан продавцом.

С технической точки зрения документ, о котором идет речь, может быть сформирован любым удобным для продавца способом - на чековом принтере, компьютере или вовсе вручную.

Рассматриваемый документ ИП на ПСН должен выдать клиенту или покупателю обязательно, не дожидаясь запроса с его стороны.

  1. ИП и юрлица, которые ведут деятельность в труднодоступных местностях .

То, какие это именно местности, в каждом регионе власть определяет сама и публикует соответствующие нормативные акты (более подробно об этом можно посмотреть в ). К таким местностям не могут быть отнесены:

  • города;
  • райцентры (если только они не единственные населенные пункты в своем муниципалитете);

При этом, нужно учитывать то же правило, что и в случае с «исключительными» видами деятельности выше - преференция недоступна при продаже подакцизных товаров либо применении автоматических устройств.

Как и в случае с освобождением от использования ККТ предпринимателей на «патенте», те фирмы, что работают в труднодоступных местностях, обязаны выдавать клиентам и покупателям документ, альтернативный чеку онлайн-кассы.

В рассматриваемом сценарии к данному документу установлен ряд особых требований с точки зрения порядка выдачи и учета. Эти требования определены постановлением Правительства России от 15.03.2017 № 296.

Отметим, что «труднодоступные» фирмы вправе выдавать документ, альтернативный чеку ККТ, только если клиент или покупатель сами об этом попросят.

  1. Аптеки, осуществляющие деятельность как юридические лица, расположенные в фельдшерских и акушерских пунктах в сельской местности (и обособленные подразделения медицинских учреждений, которые расположены на селе) .

Отметим, что и в рассматриваемом сценарии необходимо применять онлайн-кассу при использовании вендинговых аппаратов либо реализации подакцизных товаров.

Требований по применению документов, альтернативных кассовым чекам, для фармацевтов и сельских больниц не установлено.

  1. Религиозными организациями .

Требований по применению альтернатив кассовым чекам для таких организаций не установлено.

  1. Государственными, муниципальными, принадлежащими Российской академии наук (и другим академиям, институтам, образовательным учреждениям) библиотеками - при оказании платных услуг в рамках основного вида деятельности .

При этом, перечень таких услуг должно установить Правительство России.

Перечень случаев, когда можно не применять онлайн-кассу перечислен в таблице (в таблице не указаны ситуации, когда действует временное освобождение):

В каких случаях можно не применять кассовую технику Основание
Продажа газет, журналов на бумаге и сопутствующих товаров*

Освобождается от ККТ:

– продажа газет и журналов на бумаге – вне зависимости от места реализации;

– сопутствующих товаров – в газетно-журнальных киосках.

Общее условие для освобождения от ККТ– доля газет и журналов в продажах больше 50% товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, торговую выручку от продажи газет, журналов необходимо учитывать раздельно от сопутствующих товаров. Место реализации газет, журналов на бумаге не имеет значения

абзац 2 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

письма Минфина

от 17.12.2018 № 03-01-15/91868,

от 02.08.2018 № 03-01-15/54568,

от 25.07.2018 № 03-01-15/52308

Продажа ценных бумаг* абзац 3 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте* абзац 4 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

пункт 2 статьи 4 Закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ

Обеспечение питанием учащихся и сотрудников образовательных организаций во время учебных занятий*

Только если эти организации работают по общим основным образовательным программам. То есть организации дошкольного образования и начального, основного и среднего общего образования

абзац 5 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

часть 3 статьи 12 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Торговля на розничных рынках, ярмарках и выставках или в других отведенных для торговли местах*

Кроме торговли в магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, фургонах, контейнерах и других аналогичных торговых местах, обеспечивающих показ и сохранность товара. Применять ККТ придется при торговле непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений по Перечню, который утвержден распоряжением Правительства от 14.04.2017 № 698-р.

абзац 6 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Разносная торговля вне стационарной торговой сети*

Кроме технически сложных товаров и продуктов, требующих определенных условий хранения и продажи, а также товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Включая торговлю в вагонах поездов и на борту самолетов

абзац 7 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками*, молоком и питьевой водой в розлив.

Освобождается от ККТ в том числе торговля питьевой водой в розлив через автоматы, в том числе в тару продавца

абзац 8 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

письмо ФНС от 05.09.2018 № ЕД-4-20/17285

Продажа из автоцистерн кваса, молока, растительного масла, живой рыбы, керосина* абзац 9 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами* абзац 9 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

письмо Минфина от 09.08.2018 № 03-01-15/56516

Прием стеклопосуды и утильсырья*

За исключением металлолома, драгоценных металлов и камней

абзац 10 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Ремонт и окраска обуви* абзац 11 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей* абзац 12 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами* абзац 13 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов* абзац 14 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Вспашка огородов и распиловка дров* абзац 15 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах* абзац 16 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, которые принадлежат ему на праве собственности* абзац 17 пункта 2 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Автоматы по оплате парковки, если они перечисляют собранные средства в полном объеме в бюджет пункт 10 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Библиотеки и образовательные организации, которые оказывают дополнительные платные услуги по библиотечному делу.

Перечень платных услуг утверждает Правительство

пункт 12 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Любая деятельность в отдаленных или труднодоступных местностях, которые внесены в перечень, утвержденный на региональном уровне*

ККТ можно не применять в том числе в административных центрах муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района, если они отнесены к труднодоступным местностям

За исключением деятельности:

  • в городах, районных центрах, поселках городского типа;
  • организаций, которые в сельских поселениях продают в розницу алкогольную продукцию (кроме пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи). Это исключение не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства

При этом по требованию покупателя необходимо выдать документ, который подтвердит факт расчетов

пункт 3 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ;

абзац 2 пункта 6 статьи 16 Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ

Продажа в сельских населенных пунктах лекарственных препаратов через*:

· аптечные организации, расположенные в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах;

· обособленные подразделения медицинских организаций, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. К таким подразделениям могут относиться: амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики. При условии, что в данной местности нет аптечных организаций

пункт 5 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
При оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций пункт 6 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
При осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением. пункт 9 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Торговля с помощью торговых автоматов (вендинг), но при условии, что торговля ведется через механические торговые автоматы, которые не подключены к электропитанию и принимают исключительно монеты банка России пункт 1.1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
Деятельность ИП на патенте, если по требованию покупателя выдают документ, подтверждающий расчет:

– ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи;

– ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; – ремонт, чистка, окраска и пошив обуви; – химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

– изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

– ремонт мебели;

– услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий;

– ремонт жилья и других построек;

– услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

– услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;

– услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

– сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;

– изготовление изделий народных художественных промыслов;

– прочие услуги производственного характера;

– производство и реставрация ковров и ковровых изделий;

– ремонт ювелирных изделий, бижутерии;

– чеканка и гравировка ювелирных изделий;

– монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск;

– перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск;

– услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства;

– услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления;

– услуги платных туалетов;

– услуги поваров по изготовлению блюд на дому;

– услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка);

– услуги, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы);

– услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству;

– услуги частной детективной деятельности, оказываемые лицом, имеющим лицензию;

– экскурсионные услуги;

– обрядовые услуги;

ритуальные услуги;

– услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров;

– услуги по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

– производство кожи и изделий из кожи;

– сбор и заготовка пищевых лесных ресурсов, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;

– сушка, переработка и консервирование фруктов и овощей;

– производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав;

– производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

– лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность;

– деятельность по письменному и устному переводу;

– сбор, обработка и утилизация отходов, а также обработка вторичного сырья;

– резка, обработка и отделка камня для памятников;

– оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации

пункт 2.1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ
ИП, которые платят налог на профессиональный доход. Такие предприниматели формируют чеки через приложение «Мой налог» Ст. 3, 14 и 16 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ;

ст. 4, ч. 2 ст. 7 Закона от 27.11.2018 № 425-ФЗ

Розничная продажа бахил, в том числе через автоматы Подпункт «а» п. 2 ст. 1 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ
Товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества Жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы. Освобождаются от ККТ безналичные платежи, за исключением платежей с предъявлением карты за:
– оказанные услуги своим членам в рамках уставной деятельности;
– жилое помещение и коммунальные услуги, оказанные своим членам
Образовательные организации
Освобождаются от ККТ безналичные платежи, за исключением платежей с предъявлением карты за образовательные услуги
Подпункт «в» п. 2 ст. 1 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ
Физкультурно-спортивные организации
Освобождаются от ККТ безналичные платежи, за исключением платежей с предъявлением карты за услуги в сфере физической культуры и спорта
Подпункт «в» п. 2 ст. 1 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ
Дома и дворцы культуры
Дома народного творчества
Клубы, центры культурного развития
Этнокультурные центры Центры культуры и досуга
Дома фольклора
Освобождаются от ККТ безналичные платежи, за исключением платежей с предъявлением карты за услуги населению в сфере культуры
Подпункт «в» п. 2 ст. 1 Закона от 06.06.2019 № 129-ФЗ
* За исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, которые используют для расчетов автоматическое устройство (платежный терминал), а также торгуют подакцизными товарами . Это следует из пункта 8 статьи 2 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Кто освобожден от онлайн-кассы до 2019 года

Временно освобождены от применения онлайн-касс - до 1 июля 2019 года, следующие хозяйствующие субъекты:

  1. ИП на ПСН и ЕНВД, юрлица на ЕНВД, которые, имея работников в штате, осуществляют виды деятельности, не связанные с розницей и общепитом - здесь продавцы и рестораторы опять «в пролете»).
  2. ИП на ПСН и ЕНВД, которые, не имея работников, осуществляют любые разрешенные на соответствующих налоговых режимах виды деятельности (в том числе в рознице и общепите - здесь лазейка есть, но владельцу бизнеса придется рассчитывать на собственные силы).

Полный перечень разрешенных видов деятельности, при которых можно не применять онлайн-кассы в обоих случаях, приведен в пункте 7.1 статьи 7 Закона № 290-ФЗ от 03.07.2016 года — ССЫЛКА .

  1. ИП и юрлица, оказывающие услуги, имея работников, в любой сфере деятельности, кроме общепита (при любой системе налогообложения - если не на спецрежиме, то на ОСН, УСН, ЕСХН).
  1. ИП и юрлица, выполняющие работы и оказывающие услуги населению, не имея работников - в любой сфере деятельности (и вне зависимости от применяемого налогового режима).

Стоит иметь в виду, что юрлицо без работников на практике функционировать, скорее всего, не сможет, поскольку для вступления хозяйственного общества в правоотношения у него должен быть назначен хотя бы директор. Даже если у него нет трудового договора (то есть, если директор - сам учредитель), то он, тем не менее, может рассматриваться в качестве работника - поскольку будет считаться застрахованным лицом в системе пенсионного, социального и медицинского страхования.

Указанные категории хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, обязаны выдавать клиентам вместо чеков онлайн-кассы бланки строгой отчетности - в порядке, определенном постановлением Правительства России от 06.05.2008 № 359.

  1. ИП и юрлица, которые, не имея наемных работников, ведут продажи через вендинговые аппараты .

Требований по выдаче документов, альтернативных чекам, для них не установлено.

Отсрочка применения ККТ до 1 июля 2021 года для ИП без сотрудников

Федеральный закон 129-ФЗ от 06.06.2019 О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» дает освобождение от применения онлайн-касс до 1 июля 2021 года для ИП без сотрудников при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг . Комментарии по данной теме приведены в .

Резюме

Хозяйствующие субъекты могут быть освобождены от применения ККТ:

  1. На постоянной основе.

Перечень таких фирм определен в пунктах 2, 3, 5, 6 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

  1. Временно.

Перечень таких фирм установлен в положениях статьи 7 Закона № 290-ФЗ.

Сейчас тот срок, до которого действует освобождение от ККТ по Закону № 290-ФЗ - 1 июля 2019 года. Но не исключено его продление - если будет принят соответствующий федеральный закон.

Отдельно стоит выделить хозяйствующие субъекты, которые закон не то, чтобы освобождает от применения ККТ - он прямо предписывает им не применять онлайн-кассы.

Анализируя предложения от платежного агрегатора, можно понять, что больше подходит для интернет-магазинов.

Все разрешенные к применению модели контрольно-кассовой техники в соответствующий реестр ФНС.

Какие модели ККТ и товароучетное ПО предлагаются в сервисе интернет-бухгалтерии «Мое дело».

Видео — кто может не применять онлайн-кассу:

Обратите внимание, с 15 июля 2016 года вступил в силу закон об онлайн-кассах (ФЗ № 290 от 03.07.2016), согласно которому большинство компаний и ИП должны перейти на новые кассовые аппараты с 2017 года.

Осуществить регистрацию ККТ без функции онлайн-передачи, по правилам, указанным в настоящей статье, возможно только до 1 февраля 2017 года (с правом работы на такой кассе до 1 июля 2017 года).

С 1 февраля до 1 июля 2017 года зарегистрировать можно только онлайн-кассу. В указанный период, ООО и ИП должны перейти на новые аппараты. При этом, допускается перерегистрация (снятие с учета) старых ККТ.

Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО

Использование кассового аппарата в предпринимательской деятельности регламентируется нормами Федерального закона от 22.05.2003 г. № 54 – ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» .

В соответствии с ФЗ № 54 от 22.05.2003, ИП и ООО, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами или принимающие банковские карты, обязаны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ).

Тем не менее, существует ряд исключений, которые позволяют некоторым индивидуальным предпринимателям и организациям вести бизнес без применения кассового аппарата:

По результатам проведенного эксперимента «подопытные» толком ощутить что-нибудь полезное или отрицательное от этой затеи не успели, в свою очередь, «экспериментаторы» решение, о том, что наша страна к подобной практике готова, приняли достаточно быстро.

Таким образом, с апреля 2016 года бизнесмены могли добровольно начать регистрировать в налоговых органах ККТ с функцией передачи данных онлайн. В обязательном же порядке осуществить переход на современные кассы необходимо до 1 июля 2017 года.

Обратите внимание , что данная реформа не обошла стороной и тех предпринимателей, которые на данный момент освобождены от применения кассового аппарата (плательщики ПСН и ЕНВД). Их также обяжут применять онлайн кассы в обязательном порядке. Случится это 1 июля 2018 года.

Штрафы за нарушения применения кассового аппарата

Надзор за правильным использованием контрольно-кассовой техники осуществляют работники Федеральной Налоговой службы, которые, также, вправе выписывать штрафы.

Неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – от 25% до 50% от суммы покупки, но не менее 10 000 рублей.
  • Для юридических лиц – от 75% до 100% от суммы покупки, но не менее 30 000 рублей.

Повторное неприменение ККТ:

  • Для должностных лиц – дисквалификация от 1 до 2 лет;
  • Для ИП и компаний – приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отчетность по ККТ и кассовая дисциплина

В процессе использования кассового аппарата необходимо оформлять следующие документы:

  1. Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1 ) – оформляется при вводе в эксплуатацию нового кассового аппарата, а также в ситуациях, когда обнулились счетчики ККМ (при замене фискальной памяти или другом ремонте в ЦТО).
  2. Акт о снятии показаний счетчиков (форма КМ-2 ) – оформляется при ремонте кассового аппарата или при его передаче для работы в другую организацию.
  3. Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3 ) – оформляется при возврате денежных средств покупателям по неиспользованным кассовым чекам (в том числе, по ошибочно пробитым чекам).
  4. Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 ) – оформляется для учета всех операций по кассовому аппарату. Записи в журнале осуществляет кассир по снятым показаниям Z-отчетов. На каждую кассовую машину заводится отдельный журнал.
  5. Журнал по форме КМ-5 – оформляется в организациях, работающих без кассира-операциониста (в случаях установки ККМ на прилавках магазинов или для работы официанта).
  6. Справка отчет кассира-операциониста (форма КМ-6 ) – оформляется кассиром на основании Z-отчета каждый рабочий день (смену). В ней отражаются показания счетчиков ККМ и выручка за день. Отчет вместе с выручкой кассир сдает по приходному кассовому ордеру руководителю организации. В небольших организациях кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка.
  7. Сведения о показаниях счетчиков ККМ (форма КМ-7 ) – применяется для составления сводного отчета о показаниях счетчиков ККМ и выручке за рабочий день (является приложением к справке-отчету кассира-операциониста).
  8. Журнал учета вызовов технических специалистов (форма КМ-8 ) – ведет специалист ЦТО, который делает записи о проведенных работах. Журнал хранится у руководителя организации.